Ильюшин Ил-2М
Варианты:
Ильюшин - Ил-2М - 1942 - Россия
Страна: Россия
Год: 1942


Двухместный штурмовик
Описание:
Ил-2М
Ил-2
Фотографии:

Обломки (51)

Ил-2М

Бронированный штурмовик. Одномоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Первый в мире штурмовик, у которого броня включена в несущую конструкцию планера. Спроектирован в ЦКБ под руководством С.В. Ильюшина. На испытания выходили цельнометаллические штурмовики ЦКБ-55 (первый полет - 30 декабря 1939 г.), ЦКБ-55П (29 декабря 1940 г.) и, наконец, ЦКБ-57 (12 октября 1940 г.), ставший прототипом серийного БШ-2 (Ил-2).
Серийное производство Ил-2 начали в марте 1941 г. Его выпускали заводы #18 (Воронеж, затем Куйбышев), #1 (Куйбышев), #30 (Москва), #381 (Ленинград, затем Нижний Тагил). Всего построили 36 163 (по другим данным, 36 154) экз. - это самый массовый самолет Великой Отечественной войны. В это количество включены 1211 учебных Ил-2У.
Двигатель АМ-38/АМ-38Ф. Экипаж самолета 1 - 2 чел. Вооружение - в зависимости от модификации.
В годы войны Ил-2 состоял на вооружении в СССР с мая 1941 г., в Польше - с сентября 1945 г., в Чехословакии - с апреля 1945 г. (в обоих последних случаях имеются в виду авиачасти, сформированные в Советском Союзе).
Основные серийные модификации:
   - Ил-2 одноместный с мотором АМ-38, первоначально цельнометаллический, вооружение 2x20+2x7,62 (заводы #381 и #30)или 2x23+2x7,62 (заводы #1 и #18), бомбы до 600 кг, 8хНУРС (полевые переделки до 16хНУРС, известны машины с установкой двух НУРС для стрельбы назад). С января 1942 г. выпускался с зимним лыжным шасси, первоначально неубирающимся, затем убирающимся. С мая введены крыло смешанной конструкции с полотняной обшивкой элеронов и деревянная хвостовая часть фюзеляжа. Самолеты разных заводов отличались по вооружению, запасу горючего, бронированию. С июня 1942 г. начали усиливать при ремонте фюзеляж наружными стрингерами, на заводах введено подкрепление внутреннего набора хвостовой части. С августа на части машин устанавливались радиополукомпасы. Существовали полевые переделки с неподвижным 12,7-мм пулеметом назад и переделки в двухместный с вооружением 1x7,62, 2x7,62 или 1x12,7 в задней кабине;
   - Ил-2 одноместный с вооружением 2x37+2x7,62,бомбы до 200 кг, 8хНУРС; малая серия;
   - Ил-2 тип 2, двухместный, вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался с октября 1942 г.; с января 1943 г. с мотором АМ-38Ф. С мая внедрены фибровые основные бензобаки и подвесные сбрасываемые ПЛГБ-150;
   - Ил-2 тип 2 двухместный с мотором АМ-38Ф и вооружением 2x37+2x7,62, бомбы до 200 кг, без НУРС, выпускался с середины 1943 г. до января 1944 г.;
   - Ил-2 тип 3 с металлическим крылом увеличенной стреловидности, на поздних сериях (тип 3М) вернулись к металлической хвостовой части фюзеляжа, выпускался с апреля 1944 г., с начала 1945 г. в части досылались дополнительные комплекты бронирования, с весны заводы #1 и #30 выпускали самолеты с удлиненным бронекорпусом;
   - Ил-2КР, корректировщик и ближний разведчик на базе типа 2 с мотором АМ-38Ф, установлены фотоаппаратура и более мощная радиостанция вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался серийно заводом #30 с апреля 1943 г. Существовали также кустарные переделки в разведывательный вариант Ил-2 различных модификаций.
Ил-2 начал применяться на фронте с конца июня 1941 г. под Бобруйском. В июле они действовали под Оршей, Смоленском и Ельней. Ими были вооружены части ВВС Южного, Юго-Западного и Западного фронтов и Балтийского флота. В августе на фронте насчитывалось уже 15 полков этих машин. В сентябре 1941г. под Москвой сосредоточили пять полков Ил-2. К середине 1942 г. эти самолеты уже широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ. В мае - июне они участвовали в сражении под Харьковом. Двухместные машины, первоначально кустарно изготовленные (непосредственно в частях), появились весной 1942г. Двухместные Ил-2 заводского изготовления проходили войсковые испытания на Калининском фронте с октября 1942 г. 30 октября они атаковали аэродром в Смоленске. Массовое применение двухместных машин началось в первой половине 1943 г. С ноября 1942 г. Ил-2 эпизодически использовались и ночью. Так штурмовики работали, например, под Сталинградом. На Калининском фронте имелся целый полк, специализировавшийся на ночных вылетах. В некоторых случаях при этом самолеты оснащали пламегасителями на выхлопных патрубках.
Одноместные Ил-2 с 37-мм пушками проходили проверку боем в декабре 1942 г. в 16-й воздушной армии под Сталинградом. Машины типа 3 с 37-мм пушками дебютировали под Курском в июле 1943 г.
Ил-2 с середины войны стал самым массовым самолетом ВВС РККА, участвовавшим во всех крупных операциях советской армии и флота. На море Ил-2 использовался как штурмовик, топмачтовик и самолет ПЛО (на Балтике с 1944 г.).
В некоторых случаях Ил-2 применялся как тяжелый истребитель против бомбардировщиков и транспортных самолетов противника (с октября 1942 г. под Сталинградом, над Рамушевским коридором, в Корсунь-Шевченковской битве).
Ил-2 сняли с производства в 1945 г. Вскоре после окончания войны он был быстро вытеснен новым Ил-10. Но в учебных частях старые штурмовики сохранялись до начала 50-х годов.


Ил-2 тип 3||
Размах:||14,6 м
Длина:||11,6 м
Моторы, количество х мощность:||1x1760 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6325 кг
Максимальная скорость:||405 км/ч
Практический потолок:||3500 м
Дальность:||765 км

Ил-2

<...>
   Одноместные Ил-2 оказались мощным и эффективным оружием и широко применялись на фронтах. Но при этом они несли значительные потери - в 1941-1942 годах не хватало истребителей для прикрытия, что сложно было предположить в 1940 году. В феврале 1942 года было решено перейти к двухместной версии Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. На переделанном Ил-2М появилось место стрелка под удлиненным фонарем кабины. Две машины прошли летные испытания в марте 1942 года, в конце лета началось серийное производство.
   На Ил-2 установили более мощный мотор АМ-38Ф. Две 20-мм пушки ШВАК заменили на более мощные 23-мм пушки ВЯ, ввели различные усовершенствования аэродинамики для улучшения характеристик и компенсации возросшей массы (из-за бортстрелка и усиленного вооружения), заменили металлические консоли крыла на деревянные и увеличили запас топлива.
   Новая версия Ил-2 АМ-38Ф впервые появилась над Сталинградом в начале 1943 года. Испытанный в конце 1942 года, самолет имел переконструированное крыло с консолями стреловидностью 15°. Летные данные улучшились. Ил-2 КСС ("крыло со стрелкой") стал самой ценной версией штурмовика.
   После тщательного изучения опыта боевого применения Ил-2 эффективность их действий в 1944-1945 годах многократно возросла, усилилось и истребительное прикрытие. Вооружение усилили, введя кассеты, содержащие 200 кумулятивных противотанковых бомб ПТАБ, испытали гранатомет ДАГ-10 для борьбы с истребителями. Появилось некоторое количество самолетов Ил-2 с парой 37-мм пушек НС-11 либо П-37, установленных в обтекателях над шасси.
   Штурмовики Ил-2 использовались советским ВМФ для борьбы с вражеским судоходством. Также был разработан торпедоносец Ил-2Т. На суше Ил-2 использовался и для постановки дымзавес и разведки, В конце войны штурмовики Ил-2 появились в польских и чехословацких авиачастях, воевавших в составе советских ВВС. Этот тип самолета оставался на вооружении в СССР в течение нескольких лет после войны, и несколько дольше в ВВС социалистических стран Восточной Европы.
   С сентября 1941 года испытывался опытный Ил-2 со звездообразным мотором М-82, но в серию этот вариант не пошел. Учебные версии Ил-2 обозначались УИл-2 или Ил-2У.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ил-2

   Тип: двухместный штурмовик
   Силовая установка: один ПД А. А. Микулина АМ-38Ф мощностью 1720 л. с. (1282 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 410 км/ч на высоте 1500 м; практический потолок 4525 м; практическая дальность полета 765 км
   Масса: пустого в оснащенном виде 4525 кг; макс. взлетная 6360 кг
   Размеры: размах крыла 14,60 м; длина 11,65 м, высота 4,17 м; площадь крыла 38,50 м2
   Вооружение: две 23-мм пушки ВЯ, два 7,62-мм пулемета ШКАС (все в крыле) и один 12,7-мм пулемет УБТ у бортстрелка, плюс 100-кг бомбы (четыре на внутренней подвеске и две под фюзеляжем) либо две 250-кг бомбы (под фюзеляжем), восемь РС-82 или четыре РС-132 под консолями крыла
Штурмовик Ил-2 в прицеле фотокинопулемета немецкого аса.
Ил-2М3, который в середине ноября 1943г. привели на свой аэродром "Мессершмитты" из состава 9-й румынской авиагруппы. Хорошо видно, что самолет был поврежден (не вышла правая стойка шасси).
Ил-2 сержанта Захарова из 820-го шап после вылета для удара по немецкому аэродрому Харьков-Сокольники 6 мая 1943г. На отходе от аэродрома его самолет был атакован парой Bf109. В результате их атаки штурмовик получил повреждения, а сержант Захаров и воздушный стрелок сержант Белоконный легко ранены. Не остался в долгу и сержант Белоконный - - меткой очередью из УБТ сбил один Bf109. Самолет вернулся на аэродром "Гринев" (70 км восточнее Белгорода)
Самолет Ил-2, поврежденный огнем зенитной артиллерии после посадки на свой аэродром. Подобные повреждения встречались особенно часто
"На половине крыла, да на честном слове", так говорили о живучести Ил-2 советские летчики. Имея такие повреждения, штурмовик Ил-2 из 7-го гв.шап все же вернулся с боевого задания, лето 1943г.
Механики 810-го шап ремонтируют самолет Ил-2 лейтенанта И.И.Андреева после повреждений, полученных при ударе по скоплению немецких танков под Мценском. В момент съемки они делают рассверловку под ленту, прикрывающую стык консоли с центропланом
Подъем самолета Ил-2, у которого было повреждено шасси
Посадка самолета Ил-2 с поврежденными пневматиками зачастую заканчивалась полным капотом или постановкой самолета на нос
Серийный самолет Ил-2 зав. №302080 после аварии 14 июля 1943 г. при испытании на прочность в ЛИИ НКАП. Самолет пилотировал летчик-испытатель Н.В. Адамович. При выводе из 12-го пикирования с высоты 3000 м при скорости 420 км/ч по прибору и перегрузке 4,95 единиц произошло разрушение обшивки правой консоли крыла. Самолет резко перевернулся через правое крыло и начал вращаться. С большим трудом летчику удалось на высоте 250 м вывести самолет из штопора и благополучно приземлиться на аэродроме Раменское.
Разрушение обшивки на правой консоли крыла самолета Ил-2 зав. №302080
Трещина фанерной обшивки на верхней поверхности правой консоли крыла (у 20-й нервюры) и смещение элерона и места разрушений на левой консоли крыла
Боковой бронекарман самолета Ил-2 зав. №302080, сорванный с замков при пикировании 14 июля 1943 г.
Хотя Ил-2 в течение всей войны вызывал законное уважение у пилотов немецких истребителей, но просчеты в тактике применения этих штурмовиков и недостаточный опыт летного состава в значительной мере нивелировал во фронтовых условиях достоинства этих машин.
От зенитных снарядов и авиапушек "Мессершмиттов" не спасала и броня Ил-2.
Вынужденная посадка Ил-2, Орел 1943г.
Ил-2, сбитый финским асом Киёсти Кархила на Bf 109.
Обер-лейтенант Георг Шентке осматривает сбитый им Ил-2
Наземная команда снимает 37-мм снаряды с упавшего Ил-2М3. Потери Ил-2 происходили от огня зенитной артиллерии и от атак истребителей, особенно у одноместных моделей, но к концу 1942 года выпускалось почти по 1000 Ил-2 в месяц. В конечном итоге Ил-2 стал самым массовым в производстве типом самолета, всего их было выпущено 36163.
Подбитый Ил-2 на месте вынужденной посадки.
Благодаря отменной живучести Ил-2 летчикам-штурмовикам зачастую удавалось либо совершить вынужденную посадку на любой мало-мальски пригодной площадке, или же долететь на нем до своего аэродрома
Самолет летчика Соболева из 46-го шап ВВС СФ на месте вынужденной посадки
Вынужденная посадка Ил-2. Видно, сто фюзеляж получил серьезное повреждение в результате попадания зенитного снаряда
Самолет Ил-2 лейтенанта Прядько (233-я шад) был подбит прямым попаданием зенитного снаряда в фюзеляж между 11 и 12 шпангоутами. При посадке фюзеляж в поврежденном месте переломился и самолет закончил пробег без хвостовой части. Экипаж не пострадал
Самолет летчика Криворучко (233-я шад) был атакован истребителями люфтваффе. В результате неоднократных атак были повреждены рули высоты, перебиты лонжероны правого крыла и органы приземления. При посадке, вследствие ослабления конструкции, самолет разрушился
Немецкие солдаты осматривают севший на вынужденную Ил-2.
На самолете старшего лейтенанта Киселева (233-я шад) прямым попаданием была отбита консольная часть стабилизатора, левый руль высоты, обтекатель фюзеляжа и поврежден дутик. Выполнив боевое задание, летчик привел самолет на свой аэродром и совершил нормальную посадку
Самолет Ил-2 Героя Советского Союза майора М.З.Бондаренко из 198-го шап на месте вынужденной посадки 8 июня 1943г. после вылета для удара по аэродрому противника Сеща
Ремонт поврежденного зенитным огнем самолета Ил-2 на месте вынужденной посадки
Удивительная живучесть Ил-2 не раз спасала жизнь экипажей: самолеты 108-го ГШАП по возвращении с боевых вылетов, 1944г.
Сбитый Ил-2 чудом не разрушил деревенскую избу
Этот самолет Ил-2 из 1-го шак получил повреждения обеих половин руля высоты (на 45%). Полностью отбит руль поворота, перебиты троса триммера руля высоты. Самолет совершил нормальную посадку на свой аэродром
На этом самолете Ил-2 от огня зенитной артиллерии оказался перебит лонжерон руля высоты, разрушено 30% нервюр, сорвано 50% обшивки стабилизатора, поврежден киль, разрушен руль поворота. Тем не менее самолет выполнил посадку на свой аэродром на колеса
Крыло самолета Ил-2 (зав. N 301740) л-та Острова (820-й шап). В ходе удара по аэродрому Харьков-Сокольники 6 мая 1943г. самолет получил серьезные повреждения в результате прямого попадания малокалиберного зенитного снаряда. Однако штурмовик "остался на лету" и в дальнейшем Острову удалось довести и посадить самолет на свой аэродром
Самолет Ил-2 младшего лейтенанта Макагона (1-й шак) после посадки на свой аэродром. В результате зенитного огня "получил повреждения плоскостей, отбит правый элерон, отбита левая сторона руля высоты, поврежден стабилизатор, сорвана обшивка и разбиты нервюры руля поворота, перебит левый трос руля поворота, большие пробоины деревянной части фюзеляжа". При посадке на шасси на свой аэродром самолет разрушился. На снимке правая плоскость самолета
Разрушение в консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 20-мм фугасного снаряда
Срыв обшивки с деревянной плоскости самолета Ил-2 при попадании зенитного снаряда
Разрушение консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 20-мм фугасного снаряда
Самолет младшего лейтенанта Арнаутова (233-я шад) после благополучной посадки на свой аэродром. При выполнении боевого задания над целью летчик попал под сильный зенитный огонь. В результате самолет получил множественные повреждения: перебита тяга управления правым элероном, снесена обшивка правой половины крыла
Разрушение консоли крыла самолета Ил-2 в результате двух попаданий 37-мм осколочно-зажигательных снарядов
Разрушения консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочно-зажигательного снаряда
Разрушения консоли крыла и посадочного щитка самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочно-зажигательного снаряда
Разрушения корневой части консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочно-зажигательного снаряда
Разрушение центроплана крыла самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочного снаряда
Поврежденный пулями и осколками маслорадиатор самолета Ил-2
Перебитая малокалиберным зенитным снарядом тяга руля высоты. Самолет совершил посадку на колеса на свой аэродром
Кабина летчика Ил-2 после пожара, вызванного попаданием 37-мм осколочно-зажигательного снаряда в нижний бензобак
Разрушения на 12-мм задней бронеспинке самолета Ил-2 в результате попаданий двух 20-мм снарядов (одно с проломом брони)
Разрушения в борту кабины летчика самолета Ил-2 в результате двух попаданий фугасных снарядов калибра 20 мм
Разрушения на моторе самолета Ил-2 в результате попадания двух 20-мм фугасных снарядов к пушке MG151/20
Разрушения винтомоторной силовой установки самолета Ил-2 в результате четырех осколочно-зажигательных и фугасных снарядов калибра 20 мм
Разрушения бронекапота мотора самолета Ил-2 в результате двух попаданий фугасных снарядов калибра 20 мм к пушке MG151/20