Ильюшин Ил-2М
Варианты:
Ильюшин - Ил-2М - 1942 - Россия
Страна: Россия
Год: 1942


Двухместный штурмовик
Описание:
Ил-2М
Ил-2
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (17)

Ил-2М

Бронированный штурмовик. Одномоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Первый в мире штурмовик, у которого броня включена в несущую конструкцию планера. Спроектирован в ЦКБ под руководством С.В. Ильюшина. На испытания выходили цельнометаллические штурмовики ЦКБ-55 (первый полет - 30 декабря 1939 г.), ЦКБ-55П (29 декабря 1940 г.) и, наконец, ЦКБ-57 (12 октября 1940 г.), ставший прототипом серийного БШ-2 (Ил-2).
Серийное производство Ил-2 начали в марте 1941 г. Его выпускали заводы #18 (Воронеж, затем Куйбышев), #1 (Куйбышев), #30 (Москва), #381 (Ленинград, затем Нижний Тагил). Всего построили 36 163 (по другим данным, 36 154) экз. - это самый массовый самолет Великой Отечественной войны. В это количество включены 1211 учебных Ил-2У.
Двигатель АМ-38/АМ-38Ф. Экипаж самолета 1 - 2 чел. Вооружение - в зависимости от модификации.
В годы войны Ил-2 состоял на вооружении в СССР с мая 1941 г., в Польше - с сентября 1945 г., в Чехословакии - с апреля 1945 г. (в обоих последних случаях имеются в виду авиачасти, сформированные в Советском Союзе).
Основные серийные модификации:
   - Ил-2 одноместный с мотором АМ-38, первоначально цельнометаллический, вооружение 2x20+2x7,62 (заводы #381 и #30)или 2x23+2x7,62 (заводы #1 и #18), бомбы до 600 кг, 8хНУРС (полевые переделки до 16хНУРС, известны машины с установкой двух НУРС для стрельбы назад). С января 1942 г. выпускался с зимним лыжным шасси, первоначально неубирающимся, затем убирающимся. С мая введены крыло смешанной конструкции с полотняной обшивкой элеронов и деревянная хвостовая часть фюзеляжа. Самолеты разных заводов отличались по вооружению, запасу горючего, бронированию. С июня 1942 г. начали усиливать при ремонте фюзеляж наружными стрингерами, на заводах введено подкрепление внутреннего набора хвостовой части. С августа на части машин устанавливались радиополукомпасы. Существовали полевые переделки с неподвижным 12,7-мм пулеметом назад и переделки в двухместный с вооружением 1x7,62, 2x7,62 или 1x12,7 в задней кабине;
   - Ил-2 одноместный с вооружением 2x37+2x7,62,бомбы до 200 кг, 8хНУРС; малая серия;
   - Ил-2 тип 2, двухместный, вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался с октября 1942 г.; с января 1943 г. с мотором АМ-38Ф. С мая внедрены фибровые основные бензобаки и подвесные сбрасываемые ПЛГБ-150;
   - Ил-2 тип 2 двухместный с мотором АМ-38Ф и вооружением 2x37+2x7,62, бомбы до 200 кг, без НУРС, выпускался с середины 1943 г. до января 1944 г.;
   - Ил-2 тип 3 с металлическим крылом увеличенной стреловидности, на поздних сериях (тип 3М) вернулись к металлической хвостовой части фюзеляжа, выпускался с апреля 1944 г., с начала 1945 г. в части досылались дополнительные комплекты бронирования, с весны заводы #1 и #30 выпускали самолеты с удлиненным бронекорпусом;
   - Ил-2КР, корректировщик и ближний разведчик на базе типа 2 с мотором АМ-38Ф, установлены фотоаппаратура и более мощная радиостанция вооружение 2x23+1x12,7+2x7,62, бомбы до 600 кг, 4хНУРС, выпускался серийно заводом #30 с апреля 1943 г. Существовали также кустарные переделки в разведывательный вариант Ил-2 различных модификаций.
Ил-2 начал применяться на фронте с конца июня 1941 г. под Бобруйском. В июле они действовали под Оршей, Смоленском и Ельней. Ими были вооружены части ВВС Южного, Юго-Западного и Западного фронтов и Балтийского флота. В августе на фронте насчитывалось уже 15 полков этих машин. В сентябре 1941г. под Москвой сосредоточили пять полков Ил-2. К середине 1942 г. эти самолеты уже широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ. В мае - июне они участвовали в сражении под Харьковом. Двухместные машины, первоначально кустарно изготовленные (непосредственно в частях), появились весной 1942г. Двухместные Ил-2 заводского изготовления проходили войсковые испытания на Калининском фронте с октября 1942 г. 30 октября они атаковали аэродром в Смоленске. Массовое применение двухместных машин началось в первой половине 1943 г. С ноября 1942 г. Ил-2 эпизодически использовались и ночью. Так штурмовики работали, например, под Сталинградом. На Калининском фронте имелся целый полк, специализировавшийся на ночных вылетах. В некоторых случаях при этом самолеты оснащали пламегасителями на выхлопных патрубках.
Одноместные Ил-2 с 37-мм пушками проходили проверку боем в декабре 1942 г. в 16-й воздушной армии под Сталинградом. Машины типа 3 с 37-мм пушками дебютировали под Курском в июле 1943 г.
Ил-2 с середины войны стал самым массовым самолетом ВВС РККА, участвовавшим во всех крупных операциях советской армии и флота. На море Ил-2 использовался как штурмовик, топмачтовик и самолет ПЛО (на Балтике с 1944 г.).
В некоторых случаях Ил-2 применялся как тяжелый истребитель против бомбардировщиков и транспортных самолетов противника (с октября 1942 г. под Сталинградом, над Рамушевским коридором, в Корсунь-Шевченковской битве).
Ил-2 сняли с производства в 1945 г. Вскоре после окончания войны он был быстро вытеснен новым Ил-10. Но в учебных частях старые штурмовики сохранялись до начала 50-х годов.


Ил-2 тип 3||
Размах:||14,6 м
Длина:||11,6 м
Моторы, количество х мощность:||1x1760 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6325 кг
Максимальная скорость:||405 км/ч
Практический потолок:||3500 м
Дальность:||765 км

Ил-2

<...>
   Одноместные Ил-2 оказались мощным и эффективным оружием и широко применялись на фронтах. Но при этом они несли значительные потери - в 1941-1942 годах не хватало истребителей для прикрытия, что сложно было предположить в 1940 году. В феврале 1942 года было решено перейти к двухместной версии Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. На переделанном Ил-2М появилось место стрелка под удлиненным фонарем кабины. Две машины прошли летные испытания в марте 1942 года, в конце лета началось серийное производство.
   На Ил-2 установили более мощный мотор АМ-38Ф. Две 20-мм пушки ШВАК заменили на более мощные 23-мм пушки ВЯ, ввели различные усовершенствования аэродинамики для улучшения характеристик и компенсации возросшей массы (из-за бортстрелка и усиленного вооружения), заменили металлические консоли крыла на деревянные и увеличили запас топлива.
   Новая версия Ил-2 АМ-38Ф впервые появилась над Сталинградом в начале 1943 года. Испытанный в конце 1942 года, самолет имел переконструированное крыло с консолями стреловидностью 15°. Летные данные улучшились. Ил-2 КСС ("крыло со стрелкой") стал самой ценной версией штурмовика.
   После тщательного изучения опыта боевого применения Ил-2 эффективность их действий в 1944-1945 годах многократно возросла, усилилось и истребительное прикрытие. Вооружение усилили, введя кассеты, содержащие 200 кумулятивных противотанковых бомб ПТАБ, испытали гранатомет ДАГ-10 для борьбы с истребителями. Появилось некоторое количество самолетов Ил-2 с парой 37-мм пушек НС-11 либо П-37, установленных в обтекателях над шасси.
   Штурмовики Ил-2 использовались советским ВМФ для борьбы с вражеским судоходством. Также был разработан торпедоносец Ил-2Т. На суше Ил-2 использовался и для постановки дымзавес и разведки, В конце войны штурмовики Ил-2 появились в польских и чехословацких авиачастях, воевавших в составе советских ВВС. Этот тип самолета оставался на вооружении в СССР в течение нескольких лет после войны, и несколько дольше в ВВС социалистических стран Восточной Европы.
   С сентября 1941 года испытывался опытный Ил-2 со звездообразным мотором М-82, но в серию этот вариант не пошел. Учебные версии Ил-2 обозначались УИл-2 или Ил-2У.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ил-2

   Тип: двухместный штурмовик
   Силовая установка: один ПД А. А. Микулина АМ-38Ф мощностью 1720 л. с. (1282 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 410 км/ч на высоте 1500 м; практический потолок 4525 м; практическая дальность полета 765 км
   Масса: пустого в оснащенном виде 4525 кг; макс. взлетная 6360 кг
   Размеры: размах крыла 14,60 м; длина 11,65 м, высота 4,17 м; площадь крыла 38,50 м2
   Вооружение: две 23-мм пушки ВЯ, два 7,62-мм пулемета ШКАС (все в крыле) и один 12,7-мм пулемет УБТ у бортстрелка, плюс 100-кг бомбы (четыре на внутренней подвеске и две под фюзеляжем) либо две 250-кг бомбы (под фюзеляжем), восемь РС-82 или четыре РС-132 под консолями крыла
Ил-2М3. Этот самолет воевал в 566-м штурмовом авиационном полку 277-й штурмовой авиационной дивизии фронтовой авиации Вооруженных Сил СССР. На иллюстрации он изображен так, как выглядел в боях на Ленинградском фронте летом 1944 года, когда его пилотировал командир эскадрильи лейтенант В. И. Мыхлик. Надписи на фюзеляже - "За Ленинград" и "Месть за Христенко". Христенко был летчиком эскадрильи и погиб в начале 1944 года. В. И. Мыхлик, дважды Герой Советского Союза, закончил войну в звании капитана и продолжил службу в Советской Армии.
Ил-2М3
Размещение фильтра ЦАГИ на самолете Ил-2
Схема установки на Ил-2 в системе управления рулем высоты амортизационной пружины и контрбалансира
Способ прицеливания при бомбометании
Метки на лобовом и боковых бронестеклах, а также мушки на капоте мотора Ил-2 для визирования цели
Схема бронирования двухместных самолетов Ил-2 АМ-38 №887 производства завода №30 и №4434 производства завода №1
Схема бронирования двухместного Ил-2 с пулеметом УБТ на турели
Удлиненный бронекорпус улучшенного самолета Ил-2 АМ-38ф, 1944 г.
Схема расположения дополнительной брони в кабине стрелка
The IL-2 "Stormovik" Assault-Bomber.
Ил-2
Ил-2М3 б/н 30; Ил-2М3 б/н 24;
Ил-2М3 командира 2-й эскадрильи 198-го шап капитана А.Н.Ефимова, 4-я ВА, Польша, аэродром Торунь, зима 1945г.