Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 / И-301
Варианты:
Лавочкин, Горбунов, Гудков - ЛаГГ-3 / И-301 - 1940 - Россия
Страна: Россия
Год: 1940


Одноместный истребитель
Описание:
ЛаГГ-3 / И-301
ЛаГГ-1
ЛаГГ-3
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (14)

ЛаГГ-3 / И-301

Одноместный истребитель, моноплан деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И.Гудкова. Работу над проектом начали в феврале 1939 г. Опытный образец истребителя И-22 впервые поднялся в воздух 28 марта 1940 г. Государственные испытания проводились в июне того же года. И-22 был позднее переименован в ЛаГГ-1, а его вариант с увеличенным запасом горючего - с октября 1940 г. в ЛаГГ-3. Серийное производство ЛаГГ-3 начато в январе 1941 г. Этот самолет выпускали четыре завода: #21 - в Горьком, #23 - в Ленинграде, #31 - в Таганроге (впоследствии эвакуирован в Тбилиси), #153 -в Новосибирске. Всего построено 6528 экз. Самолет официально состоял на вооружении с марта 1941 г. Мотор М-105П (на первых сериях), с 4-й серии - М-105ПА, с 28-й серии (лето 1943 г.) - М-105ПФ. Вооружение 3x12,7+2x7,62 (ранние машины), 1x20 + 1x12,7 + 2x7,62 (с 4-й серии), 1x20+1x12,7 или 1x20+2x12,7 (облегченные с М-105ПФ), у 34-й серии - 1x37+1x12,7; 6-8 НУРС. В полевых условиях иногда монтировались дополнительные подкрыльные 2x12,7. С 7-й серии уменьшен объем бензобаков, с 11-й - снят два крыльевых бака, с 15-й - введены автоматические предкрылки. ЛаГГ-3 начал применяться на фронте с начала августа 1941 г. под Ленинградом и Кременчугом. Осенью использовался на Брянском, Калининском и Западном фронтах, а также в ПВО Москвы. Максимальная численность ЛаГГ-3 в действующей армии была достигнута в 1942 г., когда они действовали по всему фронту, а также на Балтийском и Черноморском флотах. Участвовали в сражениях под Сталинградом и на Кубани. ЛаГГ-3 активно эксплуатировался на передовой до середины 1944 г. В августе 1945 г. участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. Снят с производства в середине 1944 г.


ЛаГГ-3||
Размах:||9,8 м
Длина:||8,82 м
Моторы, количество х мощность:||1x1050 л.с.
Взлетный вес, максимальный:||3150 кг
Максимальная скорость:||535 км/ч
Практический потолок:||9600 м
Дальность:||570 км/ч

ЛаГГ-1

Семен Алексеевич Лавочкин проектировал самолеты со студенческой скамьи. После окончания Московского высшего технического училища в 1927 году работал с рядом авиаконструкторов. В 1935 году поступил на работу в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ). С. А. Лавочкин успел потрудиться в нескольких бригадах и на ряде должностей, прежде чем в мае 1939 года возглавил совместно с М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым ОКБ, организованное по их инициативе. Первой разработкой нового коллектива стал одноместный фронтовой истребитель. В конструкции самолета широко использовалась дельта-древесина (пластифицированная древесина), считавшаяся в то время очень перспективным материалом, в частности, из-за экономии дефицитного дюралюминия.
   За год, к весне 1940-го, был выпущен истребитель И-22 (И-301), получивший в дальнейшем обозначение ЛаГГ-1 (Лавочкин, Горбунов, Гудков). 30 марта летчик А. И. Никашин выполнил первый полет на прототипе.
   Испытания прошли успешно, но, тем не менее, был выявлен ряд недостатков. Для запуска самолета в серийное производство требовалось провести доработки, но главное - появилось требование увеличения дальности полета до 1000 км за счет увеличения количества топлива. Модернизированный истребитель позже пошел в серийное производство и обозначался как ЛаГГ-3.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ЛаГГ-1

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: V-образный двигатель жидкостного охлаждения М-105П (пушечный) мощностью 1050 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость (на высоте 4950 м) 605 км/ч; практический потолок 9600 м; дальность на крейсерской скорости 600 км
   Масса: пустого 2478 кг; максимальная взлетная 2968 кг
   Размеры: размах крыла 9,80 м; длина 8,81 м; высота 4,40 м; площадь крыла 17,62 м2
   Вооружение: одна пушка ВЯ калибра 23 мм в развале блока цилиндров мотора (проходила через ось редуктора) и два 12,7-мм синхронных пулемета в носовой части над мотором

ЛаГГ-3

Все усилия ОКБ сосредоточились на устранении самых серьезных недостатков самолета И-301. Анализ конструкции планера позволил снизить массу. Экономии веса способствовала замена 23-мм пушки ВЯ на 20-мм пушку ШВАК с боекомплектом в 120 снарядов и 12,7-мм пулеметов на 7,62-мм типа ШКАС (650 патронов). Проведение государственных испытаний модернизированного И-301 начались 14 июня 1940 года. На втором прототипе увеличили запас топлива: в отъемных частях крыла установили по дополнительному баку. Истребитель приняли, серийное производство началось в 1941 году. Имевшийся к тому времени запас планеров ЛаГГ-1 доработали в ЛаГГ-3. Серийные машины оказались тяжелее и утратили преимущества прототипов.
   С 1941 году на самолете внедрили автоматические предкрылки, что благотворно сказалось на управляемости, устойчивости на взлете и посадке, на работе триммеров, рулей и элеронов, а также маневренности.
   В воздушных боях вскоре начавшейся войны ЛаГГ-3 во многом уступали Messerschmitt Bf 109. В 1942 году появился самолет с мотором ВК-105ПФ в 1180 л. с., облегченный за счет планера, оборудования и вооружения (одна пушка МП-20 и пулемет УБС). Характеристики машины незначительно, но улучшились; была построена малая серия.
   Истребителю ЛаГГ-3 явно не хватало мощности двигателя. Любовью у летчиков самолет не пользовался, но в начальный период войны он был одним из основных истребителей ВВС РККА. За счет высокой прочности машина обладала очень хорошей боевой живучестью. Всего было построено 6528 самолетов ЛаГГ-3.
   Состав вооружения машины часто менялся: калибр пушки - с 20 мм на 23 мм, варьировалось число и расположение пулеметов (до четырех 7,62-мм и 12,7-мм), подвешивалось до шести РС-82. 37-мм пушкой Ш-37 оснащалась модификация М. И. Гудкова К-37 (1942 год). Небольшая серия машин вооружалась также пушкой НС-37. Испытывался самолет и с мотором ВК-107, но более перспективным стал вариант с двигателем М-82А - будущий Ла-5.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ЛаГГ-3

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один V-образный 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения, М-105ПФ2 - до 1240 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость 560 км/ч на высоте 5000 м; практический потолок 9600 м; дальность 650 км
   Масса: пустого 2680 кг; максимальная взлетная 3346 кг
   Размеры: размах крыла 9,80 м; длина 8,81 м; площадь крыла 17,62 м2
   Вооружение: см. текст
Компоновочная схема истребителя ЛаГГ-3
"Пикирующий противотанковый истребитель" Гудкова на базе ЛаГГ-3
The samolet 105 evolved by Vladimir Gorbunov from the LaGG-3 in an attempt to overcome some of the latter’s shortcomings.
И-301, ЛаГГ-3, "105", ЛаГ-5, Прототип Ла-5, Гу-82
The LAGG-3 Single-seat Fighter.
A general arrangement drawing of the LaGG-1 which was fundamentally similar to the LaGG-3 apart from armament and various changes to improve handling.
ЛаГГ-3
ЛаГГ-3
ЛаГГ-3 11 сер.
ЛаГГ-3 первых серий
Схема ЛаГГ-3 35-й серии
Схема ЛаГГ-3 66-й серии