МиГ МиГ-3
Варианты:
МиГ - МиГ-3 - 1940 - Россия
Страна: Россия
Год: 1940


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание:
МиГ-3
МиГ-1 и МиГ-3
Фотографии:

Боковые проекции (50)

МиГ-3

Одноместный истребитель-перехватчик, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разрабатывался первоначально под руководством Н.Н.Поликарпова с ноября 1939 г., затем - А.И.Микояна и М.И.Гуревича в ОКБ-155. Первый полет опытного образца истребителя И-300 состоялся 5 апреля 1940 г. Госиспытания проходили в августе - сентябре 1940 г. Серийное производство начато на заводе #1 в Москве в июне 1940 г. Самолет строился заводом #1 в Москве, после эвакуации - в Куйбышеве (ныне Самара), а также опытным заводом #155 в Москве. Всего выпущено 3172 экз. Состоял на вооружении в СССР с января 1941 г. Мотор АМ-35А; отдельные самолеты в середине войны переоборудованы под АМ-38 или АМ-38Ф.
Основные серийные модификации:
   - МиГ-1, первый серийный вариант с вооружением 1x12,7+2x7,62 и 4 НУРС, бомбы до 220 кг или два ВАП;
   - МиГ-3, вариант на базе 4-го опытного И-200 (первый полет 29 октября 1940 г.) с измененным крылом, увеличенными колесами, дополнительным бензобаком, новым радиатором, измененными щитками, протектированием центропланных бензобаков.
Серийно выпускался с декабря 1940 г. С июля 1941 г. введены автоматические предкрылки, новый винт, бронестекло, подвесные баки, система нейтрального газа, изменены оперение и элероны. С 16-й серии введен новый капот. Вооружение 2x7,62+1x12,7 (большая часть), 2x7,62+3x12,7 (часть МиГ-3 с февраля 1941 г.), 2x12,7 (27-я серия, сентябрь 1941 г.), 2x20 (последние серии, включая все самолеты завода #155); 6 НУРС, бомбы до 220 кг.
Весной 1941 г. МиГ-1 и МиГ-3 использовались для перехвата немецких разведчиков в приграничных районах. В апреле ими перехвачен и посажен высотный разведчик Ju 86P. Перед Великой Отечественной войной - наиболее массовый современный истребитель. С июня 1941 г. - широкое применение частями ВВС, морской авиации, ПВО. С начала 1942 г. сосредоточивался в полках ПВО. Снимались с вооружения с начала 1943 г. МиГ-3 снят с производства в декабре 1941 г., в апреле - июле 1942 г. из задела собраны 30 самолетов. Последние МиГ-3 списаны в 1945 г.


МиГ-3||
Размах:||10,3 м
Длина:||8,15 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3350 кг
Максимальная скорость:||635 км/ч
Практический потолок:||12000 м
Дальность:||1250 км

МиГ-1 и МиГ-3

<...>
   МиГ-1 имел многочисленные недостатки, было построено всего около 100 самолетов. Самыми важными недостатками были недостаточная устойчивость самолета, небольшой радиус действия и уязвимость к боевым повреждениям. В результате проведенных доработок появился МиГ-3, отличавшийся улучшенной аэродинамикой, увеличенным поперечным V внешних частей крыла, большим запасом топлива и усиленными вооружением и бронезащитой.
   МиГ-3 имел великолепные характеристики для своего времени на высотах свыше 5000 м, но бои с германскими истребителями в основном шли на малых высотах. Суммарный выпуск МиГ-1 и МиГ-3 составил 3422 самолета и был завершен в 1942 году - вместе с прекращением производства двигателя АМ-35А.
   Попытки создать более эффективный вариант привели к появлению И-210 (или МиГ-3/М82) с радиальным двигателем А. Д. Швецова М-82 (позднее АШ-82), усовершенствованного И-211 с тем же двигателем и МиГ-3У, на котором вернулись к мотору АМ-35А, но ни один из этих истребителей не строился серийно.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-3

   Тип: одноместный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный ПД Микулина АМ-35А мощностью 1350 л. с. (1007 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7800 м - 640 км/ч; потолок 12 000 м; максимальная дальность полета 1195 км
   Масса: пустого 2595 кг; максимальная взлетная 3350 кг
   Размеры: размах крыла 10,20 м; длина 8,26 м; высота 3,50 м; площадь крыла 17,44 м2
   Вооружение: один 12,7-мм пулемет УБС, два 7,62-мм пулемета ШКАС и до 200 кг бомб или шесть НУРС РС-82 под крылом
Зимой 1941-42 годов как советские, так и немецкие часто красили поверх камуфляжа легкосмываемыми известковыми белилами, которые скрывали бортовые номера и коды: реконструкция окраски МиГ-3
МиГ-3 из 148-го ИАП. Битва за Харьков, весна 1942 г.
МиГ-3 "красная 76", предположительно лето - осень 1941г. Не вполне понятно наличие дополнительного номера "0" на киле. Судя по конфигурации, это не может быть никакой другой цифрой.
МиГ-3 "За родину", врученный авиаторам Западного фронта работниками московского авиаремонтного завода N 1 23 февраля 1942г. На самолете отсутствует радиостанция и не убирается хвостовое колесо.
MiG-3 of the 34 IAP operating from Vnukovo (Western Sector, Moscow Corps Command IA-PVO) in the winter of 1941-2. Legend beneath the cockpit reads "For the Fatherland".
Предположительно тот же МиГ-3, но с демонтированными балками РС и в летнем камуфляже. Надпись "За родину" обновлена белой краской, стрелы на борту закрашены.
МиГ-3 "За Родину" из 1 АЭ 148-го ИАП, Харьковская битва, май 1942г. Самолет, возможно, имел номер, но он не определен.
МиГ-3 из 122-ro ИАП. Февраль 1942 г.
Истребитель МиГ-3 (после ремонта на московском авиаремонтном заводе № 1), полученный 172-м иап в феврале 1942 года и переданный затем в состав 122-го иап. Ближе к лету самолет перекрасили в зеленый цвет. Лозунг на его борту был сохранен.
МиГ-3 "За партию большевиков", также врученный авиаторам Западного фронта работниками московского авиаремонтного завода N 1 23 февраля 1942г. В отличие от других машин, эта оснащена радиостанцией.
Тот же МиГ-3 в летнем камуфляже. На истребителе весной 1942г. летал лейтенант Николай Шеенко. Все декоративные элементы, кроме надписи, закрашены.
МиГ-3 б/н 02"За Сталина" из 148-го ИАП, Харьковская битва, май 1942г. Стиль написания бортового номера условный.
A MiG-3 of the 12 GvIAP (Guards Fighter Aviation Regiment) of the Moscow Air Defence (PVO), March 1942. (Left) The manufacturing number appeared on the starboard side of the cowling only.
MiG-3 of 12 IAP attached to Moscow Army Region IA-PVO during winter of 1942-3. This unit began operations in the summer of 1941 equipped with the Yak-1 but converted to the MiG-3 during the following year when it was awarded the "Guards" title. The plan detail (applicable to this aircraft) shows high-visibility outer panels of wings. These were intended to ease location of a fighter forced down over snow-covered terrain.
MiG-3 of the 6 IAK (Fighter Air Corps), Moscow Air Defence (PVO) flown by A V Shiopov. Note the popular "Za Stalina!" (For Stalin!) legend and the underwing UB machine gun.
Надпись "За Сталина!" под фонарем кабины нанес на свой МиГ-3 летчик 6-го гвардейского истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса ПВО А. В. Шлопов, воевавший зимой 1941-1942 года под Москвой. Верхняя часть самолета была окрашена в белый цвет, нижняя часть - голубая. Под крылом видны 12,7-мм пулеметы.
A MiG-3 of the 12 GvIAP (the former 120 IAP), 6 IAK (Fighter Air Corps), Moscow Air Defence (PVO), March 1942. Note underwing RS-82 rocket missiles.
МиГ-3 "красная 1", июль 1941г. Самолет в стандартном предвоенном камуфляже. Этот МиГ был сбит финской ЗА 12.7.41 в районе Утти. Летчик Н.Есин попал в плен.
МиГ-3 из 1-й эскадрильи 32-го ИАП. Самолет ВВС ЧФ - участник боев за Севастополь в ноябре-декабре 1941г
МиГ-3 из состава 4-й эскадрильи 124-го ИАП. Реконструкция по фотографии
Самолеты МиГ-3 28-го ИАП.
A MiG-3 flown by Capt S N Polyakov of the 7 IAP, VVS KBF (Red Banner Baltic Fleet Air Force) on Leningrad Front, July 1941.
МиГ-3 стал переходным истребителем. Эти машины ознаменовали приход нового поколения истребителей в авиации СССР. Самолет, изображенный на рисунке, служил в 7-м ИАП на Ленинградском фронте в 1941 году.
A MiG-3 of the 16 GvIAP flown by Aleksandr I Pokryshkin in 1942. Note legend "Gvardiya" on engine cowling and the three red stars beneath the windscreen signifying "kills".
МиГ-3 к-на А.И. Покрышкина из 16-го ИАП. Весна 1942 г.
А.И. Покрышкин летал на этом МиГ-3 "Белая пятерка" в марте 1942 года, когда служил в 16-м гвардейском истребительном авиаполку.
МиГ-3 из 8-го иап ВВС ЧФ, осень 1941г.
MiG-3 of an unidentified IAP in service during the summer of 1942. Note temperate camouflage scheme.
Предположительный внешний вид МиГ-3 старшего лейтенанта Валентина Фигичева. Согласно мемуарной литературе, пилот летал на истребителе с тактическим номером "8"
MiG-3 of zveno leader of detached eskadril from IAP assigned to the IA-PVO of the Leningrad Army Region and shot down by Finns over the Karelian Isthmus, September 1942. Note that the aircraft was flown without cockpit canopy or radio mast.
MiG-3 of an unidentified reconnaissance eskadril operating over the Central Sector of the Eastern Front and shot down by the Luftwaffe during the spring of 1942. Note unusual camouflage finish applied at unit level, and lack of cockpit canopy and radio mast.
МиГ-3 из 9-й СМАД. Белоруссия, июнь 1941г.
МиГ-3 из 7-го ИАП ВВС ЧФ. Геленджик, осень 1941 г.
МиГ-3 п-ка С.П. Супруна из 401-го ИАП ОН. Июль 1941 г.
Истребитель МиГ-3, на котором летал Степан Супрун.
МиГ-3 из 180-го ИАП. Октябрь 1941г.
МиГ-3 из 3-й эскадрильи 146-го ИАП, пилот старший лейтенант А.И.Яловой, аэродром Кача, март 1941г.
МиГ-3 из 129-го ИАП 9-й САД, на котором в июне 1941г. воевал И.В.Кузнецов. Согласно предвоенной схеме размещения ОЗ звезды на крыле располагались сверху и снизу.
A MiG-3 of the 7 IAP of the PVO Leningrad, July 1941. Note absence of cockpit canopy and radio mast, and the crudely applied (in the field) camouflage scheme.
A MiG-3 of the 7 IAP, VVS KBF (Red Banner Baltic Fleet Air Force) early in 1944 in the vicinity of Leningrad. This Regiment was, at the time, operating the MiG-3 in concert with the P-40 Warhawk.
Истребитель МиГ-3 401-й иап. Осень 1941 г.
MiG-3 of an unidentified IAP in service during the summer of 1942. Note temperate camouflage scheme.
МиГ-3 из состава 401-го ИАП Особого Назначения, укомплектованного летчиками-испытателями, июль 1941г.
Знаменитый ас. Александр Иванович Покрышкин был, пожалуй, самым искусным советским тактиком воздушного боя времен Великой Отечественной войны, В середине 1942 года он служил в 16-м гвардейском полку истребительной авиации и летал на этом МиГ-3. Покрышкин сбил в воздушных боях в общей сложности 59 самолетов противника и был трижды удостоен звания Героя Советского Союза. В 1943 году знаменитый ас пересел на поставленный по ленд-лизу американский истребитель Bell P-39.
МиГ-3 Героя Советского Союза Захара Сорокина, 1941г.
МиГ-3
МиГ-3 из состава 3-й эскадрильи 50-го ИАП.
МиГ-3, ставший румынским трофеем. Зима 1941-42 гг.