МиГ МиГ-15 / И-310     Россия, 1947
Shenyang J-2 / F-2     Китай, 1951
Варианты:
МиГ - МиГ-15 / И-310 - 1947 - Россия
Страна: Россия
Год: 1947


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Обломки (19)
МиГ-15

   Учитывая потребности советской авиации в реактивном истребителе с высокими характеристиками, ОКБ А. И. Микояна приступило к разработке такой машины. Самолет представлял собой свободнонесущий среднеплан с крылом стреловидностью 35°, имел фюзеляж круглого сечения, стреловидное оперение со стабилизатором, установленным на киле, и шасси с носовой стойкой. Главной проблемой было отсутствие подходящей силовой установки собственной разработки, которую удалось решить, когда британское правительство разрешило фирме "Rolls-Royce" продать СССР партию ТРД Nene. Не теряя времени, КБ В. Я. Климова достаточно быстро создало копию этого двигателя, вначале получившего обозначение РД-45. Первый прототип истребителя, получивший обозначение И-310, поднялся в воздух 30 декабря 1947 года и после ряда доработок был запущен в серию в 1948 году. В начале 1949 года эти самолеты стали поступать на вооружение под обозначением МиГ-15 (на западе им присвоили имя "Fagot").

   В том же году совершил первый полет улучшенный вариант МиГ-15бис.
   Учебный МиГ-15УТИ (обозначение НАТО "Midget") также поднялся в небо в 1949 году.
   Боевой дебют самолета МиГ-15 в Корее в ноябре 1950 года стал настоящим шоком для западных стран. На равных с ним мог сражаться только один их истребитель, F-86 Sabre, но МиГ-15 превосходил его по скороподъемности, имел меньший радиус виража и больший потолок. На высотах свыше 10670 м МиГ-15 превосходил Sabre и по скорости. К счастью для американцев, лучшее бортовое оборудование и более высокий уровень подготовки пилотов позволяли вести борьбу с МиГами на равных, но Западу пришлось задуматься о разработке более совершенных истребителей.
   В общей сложности в СССР было построено 12 000 истребителей МиГ-15 всех вариантов. Он также выпускался по лицензии в Чехословакии под обозначением S-102 и S-103, и в Польше под обозначением Lim-1 и Lim-2. Учебные МиГ-15УТИ в больших количествах строились по лицензии в Чехословакии и Польше под обозначением CS-102 и Lim-3, соответственно. Запасные части к самолету выпускались также и в Китае. Помимо ВС СССР, МиГ-15 широко использовались в авиации стран социалистического лагеря и других, поддерживаемых Советским Союзом. После вывода из боевых частей многие одноместные МиГ-15 переделывались в двухместные учебные варианты, чем объясняется отсутствие серийных учебных вариантов истребителей МиГ-17 или МиГ-19, так как МиГ-15УТИ стал стандартным учебным самолетом стран Варшавского договора.


Варианты

   МиГ-15Пбис: всепогодный вариант МиГ-15бис
   МиГ-15Сбис: истребитель сопровождения
   МиГ-15Рбис: разведывательный вариант
   МиГ-15УТИ: двухместный учебный вариант


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-15бис

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ТРД ВК-1 тягой 26,47 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1075 км/ч; потолок 15 500 м; максимальная дальность полета 1860 км
   Масса: пустого 3681 кг; максимальная взлетная 6045 кг
   Размеры: размах крыла 10,08 м; длина 10,86 м; высота 3,70 м; площадь крыла 20,60 м2
   Вооружение: одна 37-мм пушка Н-37 и две 23-мм пушки НС-23 или НР-23, и до 500 кг вооружения на подвеске под крылом
Катапультирование пилота МиГ-15
Летчик МиГ-15 катапультируется из поврежденного истребителя. Советских летчиков в Корее называли «добровольцами», они носили китайскую форму, радиопереговоры поначалу также пытались вести на китайском, но... как-то не сложилось, поэтому радиообмен свели к минимуму. Действия МиГов были ограничены районом между Вонсанем и Фонгянгом во избежание попадания летчиков и сбитых самолетов в руки противника.
Истребитель МиГ-15бис N 1315325 командира 196-го иап полковника Е.Г.Пепеляева, с повреждением носовой части после боя, проведенного 6 октября 1951г., когда он сбил F-86A-5-NA №49-1319. Внизу тот же самолет после ремонта.
Носовая часть фюзеляжа самолёта имеет характерную для машин 64-го ИАК красную окраску
Истребитель МиГ-15 N 108023, поврежденный в воздушном бою 12 апреля 1951 г., на аэродроме Аньдун. Самолёт расстыкован для проведения восстановительного ремонта
МиГ-15бис летчика 224-го ИАП м-ра П.И. Каратаева, вернувшийся из воздушного боя со ста девятнадцатью пробоинами. 16 сентября 1952 г.
Северокорейский МиГ-15бис, совершивший вынужденную посадку на побережье Южной Кореи 3 декабря 1970г.
Израильтяне поднимают сбитый МиГ-15 со дна озера Сирбон
WAR BOOTY EGYPTIAN MiG-15 was spotted on marshland by an Israeli pilot flying a Piper PA-18 Super Cub over northern Sinai. The above exclusive photograph, taken by the I.D.F./A.F., shows the undamaged MiG-15 resting on flat-bottomed boats on the 5-ft.-deep Sirbon salt lake prior to shipment via El Arish to Haifa on board S.S. Rimon. The MiG-15 pilot had been outmanoeuvred by a lone I.D.F./A.F. pilot flying a Mystere IVA.
МиГ-15бис, извлеченный израильтянами из озера Сирбон
The EAF had made considerable use of dummy aircraft since before the Suez War of 1956, and perhaps even earlier. An example, found at a Sinai air base in 1967, represents a MiG-15 and appears to have been dropped from sufficient height to break its undercarriage and wing roots, perhaps as a result of a bomb blast. Tahir Zaki's decoys at Kibrit were similarly made of wood by carpenters from Suez, but represented MiG-17s.
Разгром одного из аэродромов египтян на Синае. Первыми же ударами было уничтожено до сотни истребителей-бомбардировщиков МиГ-15 и МиГ-17
Польский летчик Зигмунд Госциняк возле угнанного им МиГ-15
Польский МиГ-15 на о.Бронхольм
МиГ-15, угнанный из Польши в Данию
Польский Lim-1, угнанный Ф. Гарецки на датский остров Борнхольм 5 марта 1953 г. Это первый угнанный "пятнадцатый", в дальнейшем аналогичная судьба постигла еще десяток МиГ-15
Вид сверху на польский МиГ-15
МиГ-15бис Ярецкого в процессе подготовки к транспортировке с аэродрома Борнхольм