МиГ МиГ-21ПФ / МиГ-21ФЛ
Варианты:
МиГ - МиГ-21ПФ / МиГ-21ФЛ - 1959 - Россия
Страна: Россия
Год: 1959


Single-seat delta-wing fighter
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (104)
МиГ-21

<...>
   На истребителе МиГ-21П (обозначение НАТО - "Fishbed-D") отказались от пушек, а фюзеляж был доработан, получив удлиненную носовую часть с увеличенным центральным конусом воздухозаборника для размещения в нем антенны РЛС ЦД-30. Доработали также фонарь кабины и гаргрот, получивший характерное расширение позади кабины, что позволило разместить дополнительный запас топлива. За МиГ-21П последовал МиГ-21ПФ, у которого приемник воздушных давлений установили сверху носовой части фюзеляжа, а ТРДФ Р-11Ф-300 с тягой на форсаже 56,29 кН заменили двигателем Р-11Ф2-300 тягой 60,02 кН. Вариант МиГ-21ПФ получил и новую РЛС РП-21 "Сапфир". На самолетах позднего выпуска ввели киль с увеличенной хордой, в основании которого был установлен контейнер тормозного парашюта, и снова вернулись к пушечному вооружению в виде подфюзеляжного контейнера ГП-9 с двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23. НАТО присвоило этому варианту обозначение "Fishbed-E". Предназначенный для поставок на экспорт МиГ-21ФЛ отличался ТРДФ Р-11Ф-300, более простой РЛС и увеличенным запасом топлива. В Индии по лицензии было построено около 200 самолетов этого типа. Последними вариантами первого поколения самолета были МиГ- 21ПФМ и МиГ-21ПФС, получившие фонарь с неподвижным ветровым козырьком вместо цельного, откидывавшегося вперед фонаря ранних вариантов. На них также ввели систему сдува пограничного слоя, новый тормозной парашют и двигатель Р-11Ф2С-300 тягой 60,57 кН на форсаже. Установка новой РЛС РП-21М позволяла использовать ракеты РС-2УС (семейство К-5) с полуактивной системой наведения.
<...>
Россия
Прототип истребителя-перехватчика МиГ-21ПФ - Е-7
Опытный истребитель Е-7 (будущий МиГ-21ПФ), в испытаниях которого принимал участие Г.К. Мосолов
МиГ-21 уступал в функции перехватчика Су-9, но был многофункциональным и более массовым. (На фото второй опытный Е-7)
Доработанный опытный самолет Е-7-3
Опытный Е-7-4 во время испытаний на грунте
Серийный МиГ-21ПФМ (завод. N 76210725)
A stage in the evolution of the MiG-21PF is illustrated by the aircraft here, presumably the Fishbed-E, with extended vertical fin accompanied by a new bullet-type parabrake housing, the latter being introduced on some late production Fishbeds-Ds.
Символ хрущевской эпохи - сверхзвуковые истребители МиГ-21, на долгие годы ставшие основными стражами нашего неба
Истребители Saab J-35 "Дракен" с бортовым номерами "04", "08" и "18" из состава 16-й флотилии ВВС Швеции и МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП на стоянке аэродрома Кубинка, май 1972 г.
Встреча советских летчиков на аэродроме Упсала во время первого дружественного визита группы истребителей МиГ-21ФЛ в Швецию, 28 августа 1967 г.
Первые МиГ-21 с радиолокаторами. На модификации МиГ-21П "Fishbed-D" полностью отказались от пушечного вооружения. В центральном теле воздухозаборника была установлена радиолокационная станция (РЛС) ЦД-30. Самолет также получил вертикальное оперение увеличенной площади. За МиГ-21П последовала модификация МиГ-21ПФ ("изделие 75"), оснащенная двигателем Р-11Ф2-300. На этой машине увеличили запас топлива, разместив дополнительный бак в гаргроте за фонарем кабины и еще два - в консолях крыла, а также установили более совершенную РЛС ЦД-30Т. Штангу ПВД перенесли с нижней на верхнюю часть фюзеляжа. В НАТО этот самолет получил обозначение "FISHBED-E". Предназначенная на экспорт модификация МиГ-21ФЛ ("изделие 77") отличалась наличием радиолокационного прицела Р-2Л и старым двигателем Р-11Ф-300. Около 200 таких машин было построено по лицензии в Индии. Следующие модификации, МиГ-21ПФС и МиГ-21ПФМ (в НАТО оба самолета имели обозначение "Fishbed-F"), имели систему сдува пограничного слоя, контейнер тормозного парашюта в основании киля и новый фонарь кабины. На них стоял двигатель Р-11Ф2С-300 и РЛС РП-21.
Взлет пары МиГ-21 на перехват как символ холодной войны. Такая картина наблюдалась на советских аэродромах на протяжении 30 лет.
Photograph of version of MiG-21 code-named "Fishbed-D"
Modified version of MiG-21 seen at Tushino
Пилотажная четверка на МиГ-21 над Домодедово
Пилотажные МиГ-21ПФМ
Семерка истребителей МиГ-21ФЛ из 234-го ГИАП с дымовыми трассерами на выходе из петли. Воздушный парад в Домодедово 9 июля 1967г.
МиГ-21ПФ ведет огонь по наземной цели 57-мм неуправляемыми ракетами типа С-5
МиГ-21ПФМ Барнаульского ВВАУЛ приземляется на аэродроме Камень-на-Оби. На самолете подвешена пушечная гондола ГП-9
Mikoyan MiG-21PFM Fishbed-F.
МиГ-21 авиации ВМФ
МиГ-21ПФМ в Марах-2.
Перед запуском двигателя на МиГ-21ПФМ. 709-й УАП Армавирского ВВАУЛ ПВО. Майкоп, 1984г.
Заместитель командира 1-й АЭ по ИАС майор С.Б.Скрябин
Истребители МиГ-21ПФМ на стоянке
МиГ-21ПФМ из 186-го уап
МиГ-21ПФ из 14-го гв. иап, Венгрия, 1969г.
МиГ-21ПФМ в железобетонном укрытии
Домодедово, 1967г.
МиГ-21
Ремонт Миг-21 на 355 АРЗ (Чирчик)
МиГ-21ПФС первых серий взлетает с использованием стартовых пороховых ускорителей
Взлет МиГ-21ПФМ с помощью СПРД
A Fishbed-F taking-off with the assistance of JATO rockets.
Стартовый ускоритель, подвешенный под опытным Е-6-2
Ракета К-51 (РС-2УС) под крылом истребителя МиГ-21П
Блок НАР УБ-16-57У, а также управляемые ракеты Р-2УС и Р-3С
“Atoll" air-to-air missile under wing of Indian MiG-21. Of interest also is the GP-9 underbelly gun pack
Подфюзеляжная гондола ГП-9 с пушкой ГШ-23 под фюзеляжем истребителя МиГ-21ПФМ.
Хорошо видна конструкция локализаторов на стволах ГШ-23, отводящих пороховые газы от обшивки фюзеляжа самолета.
Фонарь кабины летчика МиГ-21ПФМ
Колесно-лыжное шасси МиГ-21ПФ N 76210820 и хвостовая часть самолета-мишени М-21М
М-21
Опытный самолет-мишень М-21
Серийный М-21М
Афганистан
Афганский МиГ-21ПФМ на аэродроме Баграма
Вьетнам
The upgraded MiG-21 PF Fishbed-D was introduced into VPAF service in April 1966. One of the first was “4225”, an early production example completed with the original fin - a broader version was fitted to later production aircraft to improve stability. The PF variant incorporated extra fuel tanks behind the cockpit, giving it a “fatter neck”.
МиГ-21ПФ из состава 921-го ИАП ВВС ДРВ на одном из аэродромов северного Вьетнама, 1968 г.
Два МиГ-21ПФ 921-го ИАП ВВС ДРВ на стоянке аэродрома Ной Бай. Фото 1966-1967 гг.
Чрезвычайно тяжелая обстановка весны-лета 1966г., вкупе со сложными метеорологическими условиями дождливого сезона, довольно сильно затянули освоение летным составом 921-го ИАП ВВС ДРВ сверхзвуковых истребителей МиГ-21, но к середине осени "процесс пошел", и вьетнамские летчики постепенно овладевали тонкостями боевого применения этих перехватчиков.
MiG-21s receiving the attention of ground crews at an unknown base in North Vietnam during the period of hostilities against South Vietnam. The reference to a B-52 being shot down by a VPAAF fighter is controversial, as USAF records indicate that all 17 Stratofortresses lost to enemy action were destroyed by surface-to-air missiles.
Несмотря на появление в арсенале сверхзвуковых "МиГов" полноценных управляемых ракет Р-3С, эффективность применения "двадцатьпервых" летом 66-го не шла ни в какое сравнение с, как казалось совсем недавно, безнадежно устаревшими МиГ-17.
Вопреки устоявшемуся мнению, начавшие поступать на вооружение ВВС ДРВ сверхзвуковые истребители МиГ-21 далеко не сразу проявили свои боевые качества. Недостатки системы вооружения этого самолета и, в первую очередь, отсутствие полноценных управляемых ракет класса "воздух-воздух" и ограниченный потенциал встроенного пушечного вооружения, представленного всего одной 30-мм автоматической пушкой НР-30 с 30 снарядами, серьезно сдерживали ввод в бой этих машин в составе 921-го истребительного авиаполка.
Fishbed-Ds are pushed out at Noi Bai in the spring of 1966 in preparation for another air-defence mission against the USAF. The VPAF took the bait during Bolo and scrambled the equivalent of an entire squadron, the MiGs suffering accordingly. Note "4228”, lost during Bolo, in the forgeround.
Стоянка 921-го ИАП ВВС ДРВ. Справа за линейкой МиГ-21ПФ виден камуфлированный МиГ-21ПФМ, конец 1960-х гг.
МиГи-21ПФМ 921-го ИАП ВВС ДРВ перед стартом на перехват разведывательных БПЛА AQM-34 «Файрби», середина 1969 г
Вьетнамские МиГ-21ПФМ из 921-го ИАП на авиабазе Ной Бай
Построение в 921-м ИАП ВВС ДРВ. Конец 1967 г. Под истребителями МиГ-21ПФ видна типовая боевая нагрузка этого периода - две УР Р-3С под крылом и подвесной бак на 800 л под фюзеляжем
Перехватчики 921-го ИАП ВВС ДРВ на аэродроме Ной Бай, сентябрь 1968 г. Две ближние машины с бортовыми номерами «5011» и «5009» – новые МиГ-21ПФМ. Самолет с номером «5010» – МиГ-21ПФ
МиГи-21 921-го ИАП ВВС ДРВ на аэродроме Ной Бай, 1972 г. Среди серебристых МиГ-21ПФМ видны две машины с нанесённым краскопультом зелёным камуфляжем. Второй справа самолёт - «спарка» МиГ-21УМ
Взлетает МиГ-21ПФМ северовьетнамских ВВС
Взлёт на перехват пары МиГ-21ПФМ 927-го ИАП ВВС ДРВ. Аэродром Кип, 1972 г.
Посадка МиГ-21ПФ из состава 921-го ИАП ВВС ДРВ, вторая половина 1960-х гг.
Участник воздушного боя 20 июля 1967 г. (по вьетнамским данным был сбит «Фантом», по американским - A-4E) ст. лейтенант Нгуен Нгок До из 921-го ИАП ВВС ДРВ в кабине МиГ-21ПФ. Фото 1967 г.
Сбивший F-105F 30 апреля 1967 г. пилот МиГ-21ПФ капитан Нгуен Ван Кок из 921-го ИАП ВВС ДРВ. Данное фото сделано позднее, уже в конце 1960-х. Летчик запечатлен в кабине МиГ-21ПФМ или МФ
Пилоты 921-го ИАП ВВС ДРВ на фоне МиГ-21ПФМ. Фото начала 1970-х гг.
Капитан Тран Хань проводит инструктаж с пилотами 921-го ИАП в процессе освоения новой техники. На летчиках высотно-компенсирующие костюмы и гермошлемы ГШ-1 раннего образца. На заднем плане истребители МиГ-21ПФ. Аэродром Ной Бай, 1966 г.
Пилоты МиГ-21ПФ 921-го иап ВВС ДРВ, 1966-1967 гг.
In the wake of the Operation Bolo setback, the VPAF grounded its MiG-21s for several weeks before returning to combat with revised tactics, which inflicted heavy losses on the Americans in the last days of the Rolling Thunder campaign, which ended in 1968. Here VPAF ace Nguyen Nhat Chieu (far left) relives a combat.
Личный состав 921-го ИАП ВВС ДРВ на фоне МиГ-21ПФ с отметками о 13 победах. Аэродром Ной Бай, начало 1968 г.
Пилоты 927-го ИАП ВВС ДРВ во время тренировочных полётов. На заднем плане истребители МиГ-21ПФМ. Начало 1970-х гг.
Пилоты 927-го ИАП ВВС ДРВ в перерыве между полётами. Второй слева - ст. лейтенант Нгуен Док Соат, которому приписывают победу над одним из четырёх «Фантомов», сбитых ВВС ДРВ 27 июня 1972 г. Фото второй половины 1972 г.
В декабре 1966г. экипажи МиГ-21 из состава 923-го ИАП ВВС ДРВ по боевой эффективности в общем сравнялись со своими коллегами, летавшими на МиГ-17, причем почувствовали это даже американцы. Лучшие вьетнамские асы Нгуен Ван Кок (справа) и Фам Тянь Нган (в центре) рассказывают о приемах воздушного боя
Тактические занятия в 921-м ИАП ВВС ДРВ. На заднем плане видны как серебристые, так и камуфлированные МиГ-21ПФМ. Фото 1972 г.
На аэродроме тревога!!! Фото из жизни корейских летчиков, готовых в любой момент отразить "происки империализма". На переднем плане - истребители МиГ-21ПФМ, на дальнем угадываются кили Су-7БМК
North Vietnamese pilots undergoing training in the Soviet Union. The MiG-21 is inscribed “training vehicle”.
Космический снимок северокорейского аэродрома 2006г. Стрелкой отмечены три Су-7 и один МиГ-21, находящиеся на хранении
Индия
Индийские МиГ-21ФЛ сыграли заметную роль в войне 1971 года.
A MiG-21PFM with K-13 IR-homing missiles and twin-DEFA cannon belly pack about to take off on a sortie. The hastily-applied camouflage differed from aircraft to aircraft, and it would seem that the personnel applying camouflage to the nose and rear fuselage had different ideas to the man painting the centre of this particular machine.
This view of an IAF MiG-21FL (C772) endows the fighter with a deceptively chunky appearance.
Звено МиГ-21ФЛ над Дели.
Four uncamouflaged MiG-21PFMs flying in formation.
An early production MiG-21FL (C520) landing.
МиГ-21У и МиГ-21ФЛ из 45-й эскадрильи ВВС Индии
MiG-21FLs and tandem two-seat MiG-21Us at dispersal. The broader-chord fin and "acorn" type parabrake housing characterising the later production version of the trainer may be clearly seen.
Носовая часть фюзеляжа МиГ-21 ВВС Индии - как обширный послужной список. МиГ-21 вошел в число лучших истребителей конца 20 века.
Египет
МиГ-21 в пустынной окраске, которую самолеты получали на Горьковском авиазаводе перед отправкой в Египет.
МиГ-21 из состава 102-й истребительной авиабригады на аэродроме в Иншасе. Пустынная окраска наносившаяся на "МиГи" еще на Горьковском авиазаводе (небольшие темно-зеленые пятна на песочном фоне), как выяснилось, не в полной мере удовлетворяла египтян, и по прибытии на место все без исключения самолеты перекрашивались. При этом зеленые пятна трансформировались в широкие полосы того же цвета или же вовсе закрашивались коричневым.
Горящая техника на одном из египетских аэродромов. На переднем плане - уцелевший МиГ-21ПФ. Снимок сделан с заходящего в очередную атаку израильского самолета утром 5 июня 1967 года
МиГ-21ПФ(или ФЛ) ВВС ОАР на аэродроме Каир-Вест 5 июня 1967 г. Сам истребитель пострадал не особенно сильно, видна одна пробоина в корневой части киля, а вот стоявший левее топливозаправщик, похоже, взорвался. Под Мигом подвешены блоки НАР УБ-16. Кадр ФКП, снятый с израильского «Миража»
Польша
The Fishbed-D, or MiG-21PF embodied a redesigned forward fuselage with enlarged air intake and fixed conical centrebody to house Spin Scan search and track radar. Other changes included enlarged mainwheels and revised canopy and aft fairing.
Пара польских МиГ-21ПФМ "Fishbed-F" в плотном строю летит над Польшей во время учений, проводившихся в 1981 году. Главным внешним отличием МиГ-21ПФМ от своего предшественника МиГ-21ПФ стало введение нового фонаря кабины с отдельным ветровым козырьком.
Югославия
Истребитель МиГ-21 ПФМ ВВС Югославии
Югославский истребитель-перехватчик МиГ-21ПФМ
МиГ-21ПФМ
МиГ-21ПФМ в полете
Словакия
МиГ-21ПФМ словацких ВВС, 1992г., Братислава
Монголия
Истребители МиГ-21ПФМ ВВС МНР на авиабазе Нахайх. Снимки 1970-1980-х гг.
Истребители МиГ-21ПФМ ВВС МНР на авиабазе Нахайх. Снимки 1970-1980-х гг.