МиГ МиГ-29
Варианты:
МиГ - МиГ-29 - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки наземных целей
Описание
Фотографии:

Кабина (17)
МиГ-29

   В конце 1960-х годов в СССР приступили к работам по созданию перспективных истребителей 4-го поколения, а в 1971 году ВВС сформулировали тактико-технические требования к новому самолету, получившему условное обозначение "перспективный фронтовой истребитель". Главными особенностями должны были стать высокая маневренность, комплекс БРЭО нового поколения и современные авиационные средства поражения. Впоследствии было решено разделить программу на две составляющие - перспективный фронтовой истребитель (по ней создан Су-27) и легкий фронтовой истребитель (первоначально - "перспективный легкий массовый истребитель"), по которой и был, собственно, создан МиГ-29.
   ОКБ А. И. Микояна приступило к проектированию будущего МиГ-29 в 1970 году. Был рассмотрен целый ряд вариантов. Вначале приоритет отдавался классической схеме, но затем предпочтение было отдано так называемой интегральной аэродинамической схеме машины - в этом случае фюзеляж и крыло самолета образовывали единый несущий корпус, что обеспечивает меньшее аэродинамическое сопротивление и большую подъемную силу при полете на больших углах атаки.
   В 1973 году заказчик подготовил уточненные тактико-технические требования к новому самолету, в том же году был готов и уточненный аванпроект МиГ-29, а 15 июля 1974 года для последующего проектирования была окончательно утверждена интегральная схема машины с единым несущим планером. Самолет представлял собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме среднеплан с трапециевидным крылом, имеющим выраженный наплыв и механизацию по передней и задней кромкам, с двухкилевым хвостовым оперением с цельноповоротным стабилизатором, а также двумя двигателями в изолированных мотогондолах в хвостовой части и подфюзеляжными воздухозаборниками.
   Крыло - трехлонжеронное, каждая консоль оборудована трехсекционными отклоняемыми носками по передней части, щелевыми закрылками и элеронами - по задней части. Горизонтальное оперение - цельноповоротный дифференциально отклоняемый стабилизатор, установлен по обе стороны гондол двигателей с отрицательным углом поперечного V. Управление по тангажу - синхронным отклонением обеих половин стабилизатора, по крену - дифференциальным отклонением в противоположные стороны. Кили были установлены на хвостовом отсеке фюзеляжа по обе стороны гондол двигателей.
   МиГ-29 оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями РД-33 разработки ОКБ им. В. Я. Климова с форсажными камерами, которые по ряду параметров не уступали, а по многим параметрам и превосходили зарубежные аналоги. Во избежание повреждения двигателей посторонними предметами, которые могут попасть с ВПП аэродрома в воздухозаборники при работе силовой установки самолета на земле, при рулении и взлете (посадке), основные воздухозаборники закрываются подвижными защитными перфорированными панелями. Значительная часть потока воздуха при этом поступает в двигатели через открываемые пятисекционные створки на верхней поверхности наплывов крыла.
   Построено 14 опытных самолетов, первый полет состоялся 6 октября 1977 года, а 27 октября 1983 года завершены государственные совместные испытания. Производство первого серийного варианта, "9-12", развернуто на московском МАПО в 1982 году, а серийное производство двигателей РД-33 - на московском заводе "Красный Октябрь" (сегодня завод им. Чернышева). С конца 1983 года МиГ-29 начал поступать в строевые части.
   Первые 70 серийных самолетов оснащались дополнительными противоштопорными подфюзеляжными гребнями, но с 1984 года от них отказались. Кроме того, на истребителях была внедрена система автоматического демпфирования крена и улучшения поперечной управляемости на больших углах атаки с помощью рулей направления увеличенной площади.
   Система управления вооружением (СУВ), типа С-29, включала радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29 с бортовой РЛС Н019 и цифровым вычислителем Ц100, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 с ОЭПС-29 (с нашлемной системой целеуказания), цифровым вычислителем Ц100 и системой навигации СН-29. Базовый вариант вооружения - две УР средней дальности Р-27Р, по две УР ближнего боя Р-73 и Р-60, плюс встроенная 30-мм пушка с боекомплектом 150 снарядов, а для поражения наземных целей могли применяться авиабомбы и НАР.
   Следом за первой серийной модификацией, "9-12", последовали экспортные варианты "9-12А" (для стран - членов Организации Варшавского договора) и "9-12Б" (для остальных стран), которые, соответственно, отличались измененным РЛПК и применением ракет Р-27Р1 и Р-27Т1 тоже с измененными ТТХ или измененной СУВ и ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1 с измененными в сторону ухудшения ТТХ.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-29

   Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки наземных целей
   Силовая установка: два ТРДДФ РД-33 форсированной тягой 8300 кгс
   Летные характеристики: максимальная скорость полета на большой высоте 2400 км/ч; максимальная скорость полета у земли 1500 км/ч; максимальная скороподъемность 19800 м/мин; практический потолок 18 000 м; практическая дальность полета без ПТБ - 1500 км
   Масса: пустого 10900 кг; нормальная взлетная 14900 кг; максимальная взлетная 18 500 кг
   Размеры: размах крыла 11,36 м; длина 17,32 м; высота 4,73 м; площадь крыла 38,1 м2
   Вооружение: одноствольная 30-мм пушка ГШ-30-1 (в левом наплыве крыла), плюс до 3000 кг боевой нагрузки на шести подкрыльевых узлах подвески
The MiG-29 cockpit contains analogue displays akin to an earlier generation of Western aircraft than the F-16. While essential controls are mounted on the control column and throttle, it is not a HOTAS system. Later variants of the MiG-29, in particular the MIG-29M, feature multifunction display screens.
Cockpit of MiG-29SD (`Fulcrum-A') development aircraft 36581 (1995)
Кабина МиГ-29
For obvious reasons, the furnishing of the cockpits of the various MiG-29 Fulcrum kits issued prior to or around the time of Farnborough '88, at which this Soviet fighter was to be seen in the flesh, was largely speculative. These kits, discussed in this column, all have their share of faults as related, some of these not readily rectified other than by scratch building, but the accompanying photographs should assist the modeller anxious to introduce as representative cockpit interior as possible.
Приборное оборудование кабины МиГ-29 выполнено в стиле 1980-х годов, с использованием аналоговых приборов с круглыми шкалами. Интерьер кабины МиГ-29 в целом не сильно отличается от интерьера кабин МиГ-21 и МиГ-23, что упрощало переучивание летчиков. На фотографии: кабина модернизированного МиГ-29 ВВС Словакии с новыми российскими многофункциональным индикатором и ИЛС-31.
Первоначально кабина советского истребителя МиГ-29 не была оснащена компьютеризованными графическими дисплеями, что хорошо видно на снимке.
All 12 Slovak Fulcrums were upgraded and overhauled by February 2008. The modernisation featured both Russian and Western equipment.
The modernised cockpit of aircraft 18108 viewed from the pilot's seat. The new PU-29 control panel (with a small colour LCD display) is mounted on the ILS-31 head-up display and the new MFI-54 multifunctional colour LCD display sits where the IPV-2 direct-line-of-sight display used to be.
Кабина МиГ-29 "Снайпер"
Светлана Протасова в кабине МиГ-29. Кубинка, середина 1990-х гг.
The Schtel-3UM helmet-mounted cueing system is slaved to the radar/IRST and missile seeker heads for accelerated cueing at off-boresight targets of the highly-agile R-73.
Нашлемная система "Щель-3"
Взгляд через индикатор на фоне лобового стекла
Приборное оборудование кабины МиГ-29 "9-12". Приборное оборудование кабины истребителя МиГ-29 принципиально не отличается от оборудования кабин самолетов МиГ-21 и МиГ-23 и весьма похоже на оборудование кабин самолетов F-14 или F-15. Использованы традиционные стрелочные приборы аналогового типа, экран РЛС на основе электронно-лучевой трубки, обычный для западных истребителей 70—80-х годов, отсутствует. Органы управления самолетом также традиционные. Оборудование кабин истребителей МиГ-29 серийных модификаций практически идентичное.
Основная консоль. 1.Зеркало заднего вида 2. Компас 3. Индикатор на фоне лобового стекла 4. Датчик положения головы пилота 5. Комбинированный указатель перегрузки и угла атаки 6. Экран РЛС 7.Панель управления вооружением 8. Аварийная сигнализация 9. Аварийный тормоз 10. Указатель скорости 11. Авиагоризонт 12. Датчик крена и скольжения, указатель угловой скорости крена 13. Управление бортовым комплексом обороны 14. Радиовысотомер 15. Указатель оборотов двигателя 16. Указатель расхода топлива 17. Дисплей системы "Экран" 18. Высотомер 19. Индикатор обстановки в горизонтальной плоскости 20. Указатель числа М 21. Указатель температуры левого двигателя 22. Указатель температуры правого двигателя 23. Индикатор положения шасси и закрылков 24.Часы 25. Индикаторы пневматической и кислородной систем 26. Индикатор гидросистемы 27. Индикатор положения воздухозаборников 28. Индикатор системы предупреждения о радиолокационном облучении СРО-15 29. Панель управления навигационной системой 30. Аварийный выпуск шасси 31. Вольтметр 32.Указатели давления в кислородной и тормозной системах 33. Переключатель температуры воздуха в кабине 34. Панель управления системой вооружения
Левая консоль 35. Управление сбросом топливного бака и посадочными фарами 36. Рычаг уборки/выпуска шасси 37. Панель управления радиолокатором 38. Панель управления автопилотом 39.Панель управления вооружением ("воздух-воздух") 40. Панель управления вооружением ("воздух-поверхность") 41. Аварийное управление створками воздухозаборников 42. РУДы 43. Панель управления закрылками 44. Органы управления бортовым оборудованием 45. Панель управления радиооборудованием 46.Панель управления автопилотом 47.Управление аварийной подачей кислорода 48. Кислородная система
Правая консоль 49. Панель управления аварийной сигнализацией 50. Панель управления радиооборудованием 51. Органы управления бортовым оборудованием 52. Управление автоматическим радиокомпасом 53. Органы управления бортовым оборудованием 54. Органы управления бортовым оборудованием 55. Управление системой "свой—чужой" 56. Органы управления бортовым оборудованием 57. Органы управления бортовым оборудованием 58. Органы управления бортовым оборудованием 59. Органы управления бортовым оборудованием
Правая стенка кабины 60. Обогрев кабины 61. Органы управления бортовым оборудованием 62. Внешнее и внутреннее освещение 63. Органы управления бортовым оборудованием
MiG-29SD/SE cockpit key 1 Oxygen control panel 2 AFCS panel 3 Communications control panel 4 Flaps control panel 5 Throttle lever 6 Aiming control panel 7 AFCS controller 8 Radar control panel 9 Landing gear control valve 10 Canopy manual operating handle 11 Landing lights control panel 12 Landing gear emergency extension handle 13 Pilot approach display 14 Altimeter 15 Airspeed indicator 16 Optical and electronic aiming and navigation control panel 17 AoA and acceleration indicator 18 Emergency braking valve handle 19 Flight director indicator 20 Navigation instruments 21 Heading setting panel for AHRS 22 Pitot static tube selector switch 23 Voltmeter 24 Cabin air temperature selector 25 Braking system pressure gauge 26 Clock 27 Machmeter 28 Vertical speed and turn-and-slip indicator 29 Nosewheel braking handle 30 HUD and control panel 31 Radio altimeter 32 Jamming release system control panel 33 Oxygen supply indicator 34 Hydraulic and pneumatic system pressure indicator 35 Exhaust gas temperature indicator 36 Tachometer 37 Radar screen 38 Fuel quantity and flow meter 39 Air intake ramp position indicator 40 Warning panel 41 EKRAN BITE display 42 Jamming control panel (MiG-29SE) 43 Control stick 44 IFF panel 45 Power plant emergency modes control board 46 Standby compass 47 Annunciators 48 Short-range navigation and landing system control panel 49 Cabin, glass and probe heating control panel 50 Canopy emergency jettison handle 51 Internal and external lighting panel 52 Ventilation selector switch (canopy or pilot) 53 Radio control panel 54 Illumination warning control panel 55 Radio compass controls 56 Lighting panel 57 IFF system panel 58 Guidance system controls 59 Power generating system control board 60 Engine starting control panel 61 Aircraft systems switchboard 62 Aircraft systems control panel 63 Combined armament-control system control panel (1997)