МиГ МиГ-29
Варианты:
МиГ - МиГ-29 - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки наземных целей
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (22)
МиГ-29

   В конце 1960-х годов в СССР приступили к работам по созданию перспективных истребителей 4-го поколения, а в 1971 году ВВС сформулировали тактико-технические требования к новому самолету, получившему условное обозначение "перспективный фронтовой истребитель". Главными особенностями должны были стать высокая маневренность, комплекс БРЭО нового поколения и современные авиационные средства поражения. Впоследствии было решено разделить программу на две составляющие - перспективный фронтовой истребитель (по ней создан Су-27) и легкий фронтовой истребитель (первоначально - "перспективный легкий массовый истребитель"), по которой и был, собственно, создан МиГ-29.
   ОКБ А. И. Микояна приступило к проектированию будущего МиГ-29 в 1970 году. Был рассмотрен целый ряд вариантов. Вначале приоритет отдавался классической схеме, но затем предпочтение было отдано так называемой интегральной аэродинамической схеме машины - в этом случае фюзеляж и крыло самолета образовывали единый несущий корпус, что обеспечивает меньшее аэродинамическое сопротивление и большую подъемную силу при полете на больших углах атаки.
   В 1973 году заказчик подготовил уточненные тактико-технические требования к новому самолету, в том же году был готов и уточненный аванпроект МиГ-29, а 15 июля 1974 года для последующего проектирования была окончательно утверждена интегральная схема машины с единым несущим планером. Самолет представлял собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме среднеплан с трапециевидным крылом, имеющим выраженный наплыв и механизацию по передней и задней кромкам, с двухкилевым хвостовым оперением с цельноповоротным стабилизатором, а также двумя двигателями в изолированных мотогондолах в хвостовой части и подфюзеляжными воздухозаборниками.
   Крыло - трехлонжеронное, каждая консоль оборудована трехсекционными отклоняемыми носками по передней части, щелевыми закрылками и элеронами - по задней части. Горизонтальное оперение - цельноповоротный дифференциально отклоняемый стабилизатор, установлен по обе стороны гондол двигателей с отрицательным углом поперечного V. Управление по тангажу - синхронным отклонением обеих половин стабилизатора, по крену - дифференциальным отклонением в противоположные стороны. Кили были установлены на хвостовом отсеке фюзеляжа по обе стороны гондол двигателей.
   МиГ-29 оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями РД-33 разработки ОКБ им. В. Я. Климова с форсажными камерами, которые по ряду параметров не уступали, а по многим параметрам и превосходили зарубежные аналоги. Во избежание повреждения двигателей посторонними предметами, которые могут попасть с ВПП аэродрома в воздухозаборники при работе силовой установки самолета на земле, при рулении и взлете (посадке), основные воздухозаборники закрываются подвижными защитными перфорированными панелями. Значительная часть потока воздуха при этом поступает в двигатели через открываемые пятисекционные створки на верхней поверхности наплывов крыла.
   Построено 14 опытных самолетов, первый полет состоялся 6 октября 1977 года, а 27 октября 1983 года завершены государственные совместные испытания. Производство первого серийного варианта, "9-12", развернуто на московском МАПО в 1982 году, а серийное производство двигателей РД-33 - на московском заводе "Красный Октябрь" (сегодня завод им. Чернышева). С конца 1983 года МиГ-29 начал поступать в строевые части.
   Первые 70 серийных самолетов оснащались дополнительными противоштопорными подфюзеляжными гребнями, но с 1984 года от них отказались. Кроме того, на истребителях была внедрена система автоматического демпфирования крена и улучшения поперечной управляемости на больших углах атаки с помощью рулей направления увеличенной площади.
   Система управления вооружением (СУВ), типа С-29, включала радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29 с бортовой РЛС Н019 и цифровым вычислителем Ц100, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 с ОЭПС-29 (с нашлемной системой целеуказания), цифровым вычислителем Ц100 и системой навигации СН-29. Базовый вариант вооружения - две УР средней дальности Р-27Р, по две УР ближнего боя Р-73 и Р-60, плюс встроенная 30-мм пушка с боекомплектом 150 снарядов, а для поражения наземных целей могли применяться авиабомбы и НАР.
   Следом за первой серийной модификацией, "9-12", последовали экспортные варианты "9-12А" (для стран - членов Организации Варшавского договора) и "9-12Б" (для остальных стран), которые, соответственно, отличались измененным РЛПК и применением ракет Р-27Р1 и Р-27Т1 тоже с измененными ТТХ или измененной СУВ и ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1 с измененными в сторону ухудшения ТТХ.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-29

   Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки наземных целей
   Силовая установка: два ТРДДФ РД-33 форсированной тягой 8300 кгс
   Летные характеристики: максимальная скорость полета на большой высоте 2400 км/ч; максимальная скорость полета у земли 1500 км/ч; максимальная скороподъемность 19800 м/мин; практический потолок 18 000 м; практическая дальность полета без ПТБ - 1500 км
   Масса: пустого 10900 кг; нормальная взлетная 14900 кг; максимальная взлетная 18 500 кг
   Размеры: размах крыла 11,36 м; длина 17,32 м; высота 4,73 м; площадь крыла 38,1 м2
   Вооружение: одноствольная 30-мм пушка ГШ-30-1 (в левом наплыве крыла), плюс до 3000 кг боевой нагрузки на шести подкрыльевых узлах подвески
Постройка деревянного "МиГ-29" в одной из югославских мастерских. Десятки таких макетов, расставленных на аэродромах и автострадах, сбивали с толку пилотов НАТО, заставляя их впустую тратить боеприпасы.
Модель МиГ-29 на немецком стенде
Модель МиГ-29, соответствующая аванпроекту 1972г.
Полноразмерный макет МиГ-29. 1977г.
Модель МиГ-29 Сергея Захарова
МиГ-29 ("изделие 9-12"). На расположенной в ГДР авиабазе Нобитц вооруженный истребителями МиГ-29 (по классификации НАТО "FULCRUM-A") 968-й ИАП сменил вооруженный самолетами МиГ-27 296-й авиаполк истребителей-бомбардировщиков. Как минимум одна из трех эскадрилий 968-го истребительного полка была вооружена самолетами самого первого выпуска, не имевшими развитых форкилей. Самолеты эскадрильи необычны еще и тем, что эмблемы полка на фюзеляжи были нанесены еще до прибытия полка в ГДР.
Изображен МиГ-29 из 234-го гвардейского истребительного авиаполка, Кубинка. Полк был уникален в ВВС тем, что с одной стороны являлся обычной строевой частью, выполнявшей все задачи курса боевой подготовки, а с другой стороны демонстрировал возможности авиационной техники иностранным делегациям, для чего в составе полка была сформирована 4-я "показная" эскадрилья. В июле 1983 года полк первым в ВВС получил на вооружение МиГ-29, а в 1986 году летчики полка выполнили на МиГ-29 первый визит за пределы СССР - в Финляндию. В июне 1990 года в Кубинке с дружественным визитом побывали самолеты Mirage F1 эскадрильи ЕС 2/30 "Нормандия-Неман" ВВС Франции.
This newly-released DoD impression of the MiG-29 Fulcrum differs in a number of respects from previous illustrations of this single-seat counterair fighter. The principal differences are to be seen in the position of the wing, which appears to be mounted appreciably lower on the fuselage than believed hitherto, and in the relationship between the vertical tail surfaces and the engine tailpipes. It would seem from this impression that the tail surfaces are carried by lateral fairings extending along the fuselage from the wing trailing edge.
На Западе первоначально считали, что А-50 будет действовать совместно с такими истребителями, как МиГ-29. На этом "предположительном" рисунке самолет изображен с остеклением в носовой части, как у Ил-76.
МиГ-29 "изделие 9-12"
Mikoyan MiG-29 Fulcrum-A
Изменение облика МиГ-29 во время проектирования: а - аванпроект 1971г.; б - аванпроект 1972г.; в - аванпроект 1973г. (самолет "9-11"); г - эскизный проект 1974-76гг. (самолет "9-12")
Совмещенные плановые проекции истребителя F-15 ВВС США и вариантов самолетов, участвовавших в конкурсе по ПФИ
Evolution of air inlets showing the wide variety of configurations adopted over the years.
Схема расположения бортовых номеров и опознавательных знаков ВВС Молдовы по состоянию на 1995г. Номер - белый, знак - красная восьмиконечная звезда с желтой и синей обводкой в белом круге. Знаки наносились на кили, а также сверху и снизу - на крылья
Comparison of F-16 and MiG-29.
This provisional general arrangement drawing illustrates the MiG-29 Fulcrum, which, having attained initial operational capability, is expected to be widely deployed in the Western Theatre by the late 'eighties.
The MiG-29 counterair fighter which first achieved operational status during 1985.
Three-view drawing of MiG-29S `Fulcrum-C' fighter. Additional side views at top show late-model `Fulcrum-A' and two-seat `Fulcrum-B' (1997)
МиГ-29