Петляков Пе-2
Варианты:
Петляков - Пе-2 - 1940 - Россия
Страна: Россия
Год: 1940


Бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
Пе-2
Пе-2Р
Пе-2
Фотографии:

Обломки (8)

Пе-2

Пикирующий бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ-29 НКВД под руководством В.М.Петлякова на базе опытного истребителя ВИ-100. Первый экземпляр ВИ-100 поднялся в небо 22 декабря 1939 г. Опытного образца ПБ-100 (с декабря 1940 г. - Пе-2) не было. Серийное производство начато в декабре 1940 г. Пе-2 строился на заводах # 22 (Москва, в эвакуации в Казани слит с заводом # 124), # 39 (Москва, затем Иркутск), # 124 (Казань), # 125 (Иркутск). Всего выпущено 11202 Пе-2 (без истребителей Пе-3 и Пе-3бис, но вместе с разведывательными и учебными вариантами).
Моторы М-105Р, М-105РА(с 22-й сер.), М-105ПФ (со 179-й сер.), М-82 (малая серия). Вооружение 4x7,62, 2x12,7+1x7,62 (с 13-й сер.), 2x12,7+3x7,62 (с 27-й сер.), 3x12,7+2x7,62 (с 83-й сер.), гранатомет с 275-й сер., бомбы до 1000 кг, до 8 PC.
В 1942 г. на части самолетов устанавливали деревянную хвостовую секцию.
Пе-2 состоял на вооружении в СССР с марта 1941 г., в Финляндии - с 1942 г., в Польше - с марта 1944 г., в Чехословакии - с января 1945 г.
Пе-2 применялся на фронте с первых дней Великой Отечественной войны, когда всего лишь один полк был укомплектован ими полностью. Их успешно использовали под Смоленском и Ельней, затем в сражении под Москвой. В значительных количествах Пе-2 применяли в 1942 г. Осенью значительные силы пикировщиков стянули под Сталинград. С 1943 г. Пе-2 - самый массовый тип бомбардировщика в советских ВВС. Их применяла и морская авиация на Балтийском, Северном и Черноморском флотах. В массовом масштабе они действовали на Курской дуге. В 1944 г. Пе-2 принимали участие во всех наступательных операциях Советской Армии.
Финляндия имела небольшое количество Пе-2, использовавшееся для патрулирования Балтийского моря. Польские и чехословацкие самолеты в боевых операциях не участвовали.
Пе-2 был снят с производства в декабре 1945 г. (бомбардировщики прекратили выпускать с июля того же года). Использовался в Финляндии до 1946 г., в Польше - до 1951 г. (отдельные учебные машины - до 1956 - 1957 гг.), в Чехословакии - до 1950 г., в СССР -до 1952 - 1953 гг.


Пе-2||
Размах:||17,11 м
Длина:||12,78 м
Моторы, количество х мощность:||2x1260 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8520 кг
Максимальная скорость:||581 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||1770 км

Пе-2Р

Дальний разведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двух-килевым оперением и убирающимся шасси. Экипаж - 3 чел. Разведывательный вариант пикирующего бомбардировщика. Самолет Пе-2 был создан в КБ-29 Спецтехотдела НКВД под руководством В.М. Петлякова на базе опытного высотного истребителя ВИ-100. Первый ВИ-100 поднялся в небо 22 декабря 1939 г. Опытного образца бомбардировщика Пе-2 не было, с декабря 1940 г. его начали сразу строить серией. Пробную переделку в разведчик выполнили в августе 1941 г. на заводе № 22 в Москве. Разведчики отличались отсутствием тормозных решеток, увеличенным запасом горючего, выпуклыми створками бомбоотсека, улучшенной отделкой и усовершенствованным оборудованием. Существовало несколько вариантов комплектации фотоаппаратурой, включая импортные фотокамеры (с 1942 г.). С августа 1942 г. были введены сбрасываемые подвесные бензобаки. Пе-2Р изготовлялись на заводах № 22 (Москва, позднее Казань), № 39 (Москва, позднее Иркутск) и № 125 (Иркутск) по одной-две машины в каждой серии бомбардировщиков. Всего было построено более 1500 Пе-2Р. Кроме этого, осуществлялась переделка в воинских частях и ПАРМ, в т.ч. бомбардировщиков с моторами М-82Ф (АШ-82Ф).
Пе-2Р состоял на вооружении только в СССР, с осени 1941 г.
Поскольку разведчики выпускались параллельно с бомбардировщиками, то имели отличия соответствующих серий по моторам, вооружению, оборудованию и планеру. Двигатели М-105Р, М-105РА,М-105ПФ. Вооружение 2x12,7+ 1x7,62, 2x12,7+3x7,62, 3x12,7+2x7,62, бомбы до 1000 кг, на поздних сериях - гранатомет ДАГ-10.
Пе-2Р являлся основным типом дальнего разведчика советских ВВС и морской авиации. Бомбардировщики Пе-2 применялись в качестве разведчиков с первых дней Великой Отечественной войны. Переоборудованные машины начали использоваться на Западном фронте с июля 1941 г. С осени того же года к ним добавились Пе-2Р заводской постройки, которые использовались на всех уровнях - от обычных бомбардировочных полков до дальнеразведывательных полков Ставки ВГК. Разведчики Петлякова принимали активное участие во всех операциях, проводившихся Красной Армией в годы войны, вплоть до завершения боевых действий против Японии. В частности, перед началом наступления под Сталинградом воздушная разведка сфотографировала всю полосу обороны противника. Подобные мероприятия проводились потом перед Курской битвой и перед началом наступления в Белоруссии. Начиная с 1943 г. Пе-2Р постепенно применялись совместно с разведчиками на базе A-20, B-25 и Ту-2, но не были вытеснены ими. Они участвовали в подготовке Берлинской операции, а затем в боевых действиях на Дальнем Востоке.
Производство Пе-2Р прекратили в июле 1945 г. (вместе с бомбардировщиками). Последние самолеты эксплуатировались до 1952 - 1953 гг.


Пе-2Р (с моторами М-105ПФ)||
Размах:||17,11 м
Длина:||12,78 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1260 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||7603 кг
Максимальная скорость:||580 км/ч
Практический потолок:||8800 м
Дальность:||1200 км

Пе-2

<...>
   В конце мая 1940 года было принято решение об изменении предназначения самолета: вместо высотного истребителя потребовался пикирующий бомбардировщик с экипажем из трех человек. Пикирующий бомбардировщик получил рабочее обозначение ПБ-100. К этому времени от гермокабины окончательно отказались, самолет перекомпоновали под экипаж из трех человек. Рабочее место штурмана организовали впереди и ниже пилота, внизу носовой части фюзеляжа. В прототип ПБ-100 доработали опытный ВИ-100. По результатам испытаний бомбардировщик запустили в серию под обозначением Пе-2. Из Пе-2 получился великолепный фронтовой бомбардировщик. Фюзеляж в сравнении с ПБ-100 изменился не сильно, за исключением кабины: летчика сместили к левому борту, а штурмана разместили на вращающемся сиденье за пилотом ближе к правому борту.

   При необходимости штурман имел возможность переместиться в носовую часть фюзеляжа к бомбардировочному прицелу. Третий член экипажа, стрелок-радист, размещался в отдельном отсеке за фюзеляжным топливным баком.
   Первый серийный Пе-2 выполнил первый полет 18 ноября 1942 года, к 22 июня 1941 года было построено 488 самолетов, из которых 65 находилось в строевых частях. С конца апреля 1941 года Пе-2 стал стандартным фронтовым бомбардировщиком ВВС РККА. До окончания серийного производства в 1945 году построено 11 427 самолетов Пе-2 всех модификаций. После войны Пе-2 состояли на вооружении в Чехословакии (под обозначением B-32), Польше и Югославии.


Варианты

   Пе-2(*) : первый полет выполнил в октябре 1940 года; оснащен моторами ВК-105ТК, оборудован внутренним бомбоотсеком для четырех 500-кг бомб, на серийных машинах монтировались автоматические щелевые предкрылки, от которых, впрочем, быстро отказались
   Пе-2Ш: штурмовик, конверсия прототипа ВИ-100 с двумя 20-мм пушками ШВАК и одним 12,7-мм пулеметом
   Пе-2МВ: вариант с двумя 20-мм пушками ШВАК и двумя 12,7-мм пулеметами в подфюзеляжной гондоле, бомбоотсека нет, один 7,62-мм пулемет установлен на турели в задней кабине
   Пе-2ФТ («Фронтовое Требование»): стандартный серийный вариант с 1942 года; уменьшена площадь остекления носовой части фюзеляжа, не установлены тормозные решетки, внесен ряд изменений в конструкцию и вооружение
   Пе-2 Параван: вариант с устройством для резки тросов аэростатов заграждения; с тросами, растянутыми между носом фюзеляжа и законцовками крыла
   Пе-2ФЗ («Фронтовое Задание»): небольшое количество построено в 1943 году, изменена кабина штурмана, в которой установлена турель с двумя 12,7-мм пулеметами
   Пе-2Б: стандартный серийный вариант с 1944 года; внесены изменения в конструкцию и бортовое оборудование; вооружение - три 12,7-мм и один 7,62-мм пулеметы
   Пе-2Р (*): трехместный дневной разведчик; оснащен тремя - четырьмя фотоаппаратами, вооружен тремя 12,7-мм пулеметами, установлены моторы ВК-107А
   Пе-2Р (**): трехместный дневной разведчик образца 1944 года; как Пе-2Р (*), но с вооружением из трех 20-мм пушек ШВАК и с моторами ВК-107А
   Пе-2К: вариант с крылом, мотогондолами и шасси от Пе-2И, установлены моторы ВК-105ПФ-1
   Пе-2РД: один Пе-2, оснащенный дополнительным ЖРД РД-1 тягой 300 кг, установленным в хвостовой части фюзеляжа для улучшения взлетных характеристик; проходил испытания в 1943-1945 годах; работами по установке ЖРД на Пе-2 руководил будущий главный конструктор ракетно-космических систем С. П. Королев
   Пе-2Д: бомбардировщик с экипажем из трех человек и моторами ВК-107А, построен в сентябре 1944 года
   Пе-2(**): бомбардировщик образца 1944 года с моторами ВК-107А и массой бомбовой нагрузки 2000 кг; вооружение - три 20-мм пушки ШВАК
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Пе-2ФТ

   Тип: бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: два мотора жидкостного охлаждения ВК-105ПФ мощностью по 1260 л. с. (940 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4000 м - 580 км/ч; практический потолок 9000 м; дальность 1770 км
   Масса: пустого 6200 кг; максимальная взлетная 8520 кг
   Размеры: размах крыла 17,11 м; длина 12,78 м; высота 3,42 м; площадь крыла 40,50 м2
   Вооружение: пулеметы и/или пушки в зависимости от модификации, до 1000 кг бомб
Пе-2 256-й серии (зав. N 7/256), принадлежавший 125 Гв. БАП 4 гв. БАД. Командир экипажа гв. мл.л-т Шеликова. Аэродром Балбасово, 2 июля 1944г.
Пе-2 220-й серии (зав. N 3/220), принадлежавший 161 Гв. БАП 2 гв. БАК. Командир экипажа гв. л-т Матвеев, 20 февраля 1944г.
Лейтенант Дубровный посадил Пе-2 на одну опору шасси из-за отказа механизма выпуска
"Капитан Свитнев, несмотря на разрушение руля направления самолета при выполнении боевого задания, хладнокровно и уверенно посадил самолет на своем аэродроме" - 5 августа 1942г.
На бобруйском аэродроме
Место удара о землю самолета Пе-2 № 14/11 и один из его двигателей