Поликарпов Р-1
Варианты:
Поликарпов - Р-1 - 1923 - Россия
Страна: Россия
Год: 1923


Двухместный самолет-разведчик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (111)
Р-1, Р-2 и Р-4

   В 1918 году Н.Н. Поликарпов, которому тогда исполнилось всего 26 лет, возглавил московский авиационный завод "Дукс" (впоследствии ГАЗ-1) и руководил подготовкой производства к выпуску самолетов de Havilland D.H.4 с двигателями Fiat.

   Было построено 20 таких машин, а затем завод построил еще 130 самолетов D.H.9A с двигателями Armstrong-Siddeley Puma и более сотни D.H.9 с трофейными двигателями Mercedes-Benz. На базе D.H.9A в 1923 году Н. Н. Поликарповым, возглавившим конструкторский отдел ГАЗ-1, был создан вариант самолета-разведчика Р-1, оснащавшегося двигателем М-5 мощностью 400 л. с. (лицензионный вариант американского Liberty) и вооруженного фиксированным 7,7-мм пулеметом ПВ-1 и спаренными 7,7-мм пулеметами ДА. Первый советский серийный самолет выпускался до 1931 года, всего было произведено более 1600 машин.


Варианты Р-1

   Р-1 BMW: 20 самолетов с двигателем BMW IVa мощностью 240 л.с. (179 кВт)
   Р-2: модификация Р-1 с двигателем Siddeley Puma мощностью 220 л.с. (164 кВт); построены 130 машин
   МР-1: вариант с двухпоплавковым шасси; в 1927-1928 годах построены 124 самолета на заводе ГАЗ-10 в Таганроге
   ПМ-2: прототип гидросамолета с металлическими поплавками вместо деревянных, примененных на МР-1;строился в 1927 году


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Р-1

   Тип: двухместный самолет-разведчик
   Силовая установка: один ПД М-5 мощностью 400 л. с. (298 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость 202 км/ч; практический потолок 4800 м; практическая дальность 700 км
   Масса: пустого снаряженного 1440 кг; максимальная взлетная 2200 кг
   Размеры: размах крыльев бипланной коробки 14,02 м; длина 9,24 м; площадь крыла 44,54 м2
   Вооружение: три 7,7-мм пулемета, до 400 кг бомб
Р-1 N 318 на заводе ГАЗ-10 в Таганроге, конец 1925г.; пулеметы на машине отсутствуют
Самолет Р-1 с мотором М-5, 1925г.
Самолет Р-1 использовался для испытаний первых образцов ЗАМ (защитная авиационная мина) и ПБМ (планирующая бомба-мина)
Р-1, изготовленный в Таганроге в 1930г.
A factory-fresh Polikarpov R-1 awaits delivery in 1930 at Factory No 31 at Taganrog on Russia’s south­western border with Ukraine. The type entered service with the Voyenno-Vozdushnye Sily (V-VS - Soviet Air Force) in the summer of 1924. By the end of production some 2,500 examples of the R-1/MR-1 had been built.
Р-1 из 9-го авиаотряда. Северо-Кавказский военный округ, Ростов-на-Дону, январь 1930г.
Разведчик Р-1 с М-5 широко использовался в 30-х годах в качестве легкого штурмовика
Р-1
Разведчик Р-1 с мотором М-5
Р-1 из отряда особого назначения в ангаре на Центральном аэродроме в Москве, май 1930г.
This machine has no propeller boss dog for Hucks starting.
Р-1 в экспериментальном камуфляже, разработанном Бурче и Воробьевым-Москвиным, 1927г.
Самолеты Р-1 40-й отдельной авиаэскадрильи имени Ленина. Хорошо видна эмблема эскадрильи - белая стрела на фюзеляже.
Самолеты Р-1 на полевом аэродроме, осень 1929г.
An inspection (possibly by V K Lavrov, later Chief of the Red Air Fleet Staff) of what appear to be new R-1s. The occasion may have been the handing over of aircraft to one of the ‘Lenin’ squadrons. The old Tsarist extended salute is retained.
Шеренга Р-1, подготовленных к вылету на аэродроме "Гродеково", осень 1929г.
Р-1 и И-3 Ростовской авиабригады на авиационном параде в честь Дня Воздушного Флота, Ростов-на-Дону, 1932г.
Р-5 в одном строю со "старичками" Р-1
Учебный Р-1 одной из летных школ ГВФ
A typical scene so beloved of aviation artists who firmly believe that Russia is forever covered in snow. However, it does serve to illustrate the often harsh conditions in which these aircraft operated in some parts of the USSR.
Самолет Р-1 из 19-го авиаотряда "Дальневосточный Ультиматум" в полете, ноябрь 1929г.
Прием донесения кошкой, 1926г.
Группа Р-1 поддерживает атаку танков и пехоты на маневрах Красной Армии
Самолет-разведчик Р-1
Р-1, управляемый молодым летчиком, "козлит" при посадке
Самолет Р-1, воевавший в 1928 году против басмачей в Средней Азии
Самолет пилота Бедрицкого из группы ОСНАЗ, Ташкент, май 1928г.
Самолет Р-1, воевавший в 1928 году против басмачей в Средней Азии, из состава Ленинградского ВО. Начало 1930-х гг.
A production R-1; painted slogans were fairly common in the 1920s, this machine is ‘Electrosilia’ (Electric Power).
Построенный на советском авиазаводе разведчик Р-1 из отряда "Ильич"
Р-1 одной из поздних серий из учебной бригады Академии Воздушного Флота
Прямоугольное отверстие в нижнем крыле предназначено для использования прицела АП-1 (демонтирован)
Сдача одного из самолетов, закупленных на средства фонда "Наш ответ Чемберлену". Среди присутствующих - С.С.Каменев, П.И.Баранов, Я.И.Алкснис. На машине установлен пулемет ПВ-1
Самолеты эскадрильи "Наш ответ Чемберлену". Москва, 1928г.
In 1925 a diplomatic rupture with Britain led to units carrying political slogans. This machine has the statement ‘Nash otvet Chamberlenu’ (‘Our answer to Chamberlain’). This alludes to Sir Austen J Chamberlain, the British Foreign Secretary at the time not his relative Neville. The R-2 carries twin Lewis guns, the DA (Degtyarev) weapon did not enter mass production until 1928.
Р-1 с надписью "Наш ответ папе римскому". Ну чем так насолил азербайджанцам римский папа?
Р-1 "Боец культфронта" - подарок от коллектива "Учительской газеты"
Р-1 в летних лагерях под Тамбовом, июль 1929г.
Р-1 из состава 3-й ОРАЭ. Киев, 1930г.
Самолет Р-1 "Красногвардеец Иван Дубовой". 1926г.
Р-1 предположительно 8-го разведотряда. 1928г.
Самолет Р-1 "Красный Воронеж - Ильичу". 1924г.
Самолет Р-1 "Безбожник"
Сдача самолета "Коломенский рабочий", 1925г. На турели стоит одиночный пулемет "Льюис" с "фотострелком" (фотопулеметом)
Самолет командира звена из 19-го АО Н.А.Соколова перед боевым вылетом.
Экипаж Н.А.Соколова с техником и мотористом.
С.К.Огородников и штурман-летнаб Курбатов в кабинах самолета Р-1 19-го авиаотряда. Эмблемой этого отряда был сжатый кулак с перстнем в виде красной пятиконечной звезды на среднем пальце. Кулак обычно дополняло краткое и весьма выразительное слово "НН'Аа!", как бы обращенное к тем, кому предстояло испробовать на себе силу удара этого могучего кулака
Неизвестный летчик в кабине Р-1 с характерными признаками 19-го отряда. Хорошо видно оборудование кабины, полетная карта на держателе и синхронный пулемет "Виккерс" на левом борту фюзеляжа
Экипаж Р-1 с надписью "Дальневосточный крестьянин". Изображение отрядной эмблемы не типично: на кулаке нет перстня и отсутствует слово "НН'Аа!". Также отсутствует пулемет на турели в кабине штурмана. Как правило, на самолеты 19-го отряда устанавливали один или два турельных "Льюиса"
Командир 19-го авиационного отряда летчик М.И.Батурин; слева (предположительно) командир 5-й отдельной авиационной эскадрильи летчик Бирбуц
Неизвестный пилот в кабине Р-1 с фрагментом дарственной надписи "... дальбанк" (дальневосточный банк) на борту. Первое слово надписи, нанесенное на капот, к сожалению, неизвестно, видна только его последняя буква "й"
Р-1 являлся фактически советской копией очень удачного английского DH-9A. На фото самолёт "КРАСНЫЙ СУЧАНЕЦ" с тактическим номером "1" на красном или синем фоне, отрядной эмблемой и дарственной надписью "Красный сучанец" и личный состав 19-го Отдельного Авиационного Отряда ВВС РККА "Дальне-Восточный Ультиматум", самолёты которого были построены на пожертвования граждан. В 1929 г. 19-й ОАО принял участие в советско-китайском конфликте на Китайско-Восточной Железной Дороге (КВЖД). По словам предоставившего этот снимок С.И.Огородникова, "справа от человека, стоящего у основания крыла, сидит мой дед", - Огородников Сергей Константинович, служивший в период конфликта на КВЖД в должности старшего летчика в 19-м ОАО
Название Сучан в первой половине XX века носил небольшой городок в Приморье, жители которого, как и многие другие советские люди, собирали деньги на строительство самолетов для Красного воздушного флота. Впоследствии не вполне благозвучное название города было изменено, и ныне он носит имя Партизанск
Самолеты Р-1 и Р-2 - участники перелета Москва-Пекин. Сзади - машина М.А.Волковойнова с бортовым кодом R-RMPB.
Р-1 Громова и Родзевича перед посадкой на аэродроме города Окаяма.
Торжественная встреча самолета Р-1 R-RMPA летчика М.М.Громова и механика Е.В.Родзевича в японском городе Окаяма.
Торжественная встреча экипажа М.М. Громова и Родзевича в Токио, сентябрь 1926г.
Р-1 "Искра" R-ROST, на котором в июле 1926г. Я.Н.Моисеев и П.В.Морозов совершили перелет из Москвы в Тегеран
The R-1 ‘Iskra’ (Spark), the name of Lenin’s newspaper. The two-man crew Ya A Moisev and P V Morozov carried out a flight Moscow-Tehran, a total of 1,922 miles (3,100km) in July 1926. The registration is R-ROST and the colour of this machine is thought to have been an overall silver.
Летчик Орловский и наблюдатель Сычев у своего Р-1 во время одного из перелетов, проводимых советскими ВВС
Летчики А.Кравцов и Д.Тальберг, участвовавшие в боях "Северного похода" Национально-революционной армии Китая в 1925-1926гг.
Летчики получают задание от командира отряда Н.И.Андреева, 1925г.
Посещение 19-го авиаотряда командующим войсками Сибирского военного округа Петиным, Спасск, 1926г.
Личный состав 19-го АО на аэродроме "Спасск-Дальний", зима 1928-1929гг.
Летчики 19-го авиаотряда в Гродеково перед началом боевых действий на КВЖД, лето 1929г.
Перед вылетом, 19-й авиаотряд
Курсанты и инструкторы у учебного Р-1, аэродром Острая Могила, 1935г.
Летчики 2-й эскадрильи 70-го отряда у Р-1. И.Еременко сидит в центре. Баку, 28 декабря 1931г.
Летная группа у самолета Р-1. Энгельсская школа летчиков.
Летчики и наземный персонал 25-го авиаотряда на полевом аэродроме под Хайларом.
Летчики 30-й эскадрильи ("Красная Москва") у развернутого знамени части
R-1 (de Havilland DH.4) in Mongolia, 1932.
Строй Р-1 на аэродроме у станицы Нижне-Гниловской, 1 мая 1925г.
Самолеты и летчики 19-го авиаотряда "Дальневосточный Ультиматум" в период конфликта на КВЖД, лето 1929г.
Заправка самолета горячей водой. 19-й авиаотряд, Хабаровск, декабрь 1928г.
Замена мотора в полевых условиях на Р-1 19-го отряда, Дальний Восток, зима 1928/29 годов
Changing the M-5 engine on an R-1 of the 19th Aviation Detachment in Khabarovsk in December 1928. The R-1 began to be replaced in service by the BMW-powered (or Soviet version thereof) Polikarpov R-5 from 1931, after which the R-1 was relegated to purely training duties.
Работы на двигателе «Либерти» самолета Р-1,1925 г.
В авиационной школе в Кабуле проводят замену двигателя «Либерти» на самолете Р-1
Changing the M-5 on an R-1 in Kabul, Afghanistan, in 1925. The original American Liberty also proved its inbuilt ruggedness, the engine still powering US Army Air Corps types into the mid-1930s.The Liberty’s combination of power and lightness was a quantum leap from the heavy but durable engines that preceded it.
Заводские рабочие завершают ремонт Р-1
Ремонт самолетов в мастерских ВВС
Выпуск первой серии самолетов Р-1 в количестве 80 экземпляров (№№2497-2576) завершился в конце 1923 г. Но представленном снимке осуществляется сборка одного из первых Р-1 (зав. №2498), построенных на ГАЗ №1
Самолет Р-1 афганских ВВС на аэродроме в Кабуле, на крыле - арабская вязь.
One of the Afghan Air Force’s R-1s at Kabul in the mid-1920s. A substantial number of R-1s (Soviet-built DH.9As) were obtained by Afghanistan. Note the inscription 'Allah-u-Akbar' under the lower wing and the crest af Afghanistan just visible on the side of the fuselage.
Советский полпред (посол) Л.Н. Старк в задней кабине биплана Р-1 перед полетом
Летчик-наблюдатель П.Ф. Муштаев перед полетом на Р-1
Советские механики Мартыненко и Мацунов у самолета Р-1 в Кабуле
Soviet mechanics Martynenko and Matsunov beside an R-1 in Kabul. The standard production R-1 was powered by a 400 h.p. M-5 liquid-cooled V12 piston engine, essentially a classic bit of Soviet reverse-engineering, resulting in a metric version of the USA’s ubiquitous Liberty engine.
Афганский самолет Р-1 перед вылетом; к самолету несут бомбы
Soviet air- and groundcrew beside an Afghan Air Force R-1, two members of the group holding general-purpose bombs. The effect on tribesmen in the more remote areas of Afghanistan of such new weapons delivered by means of air power was profound, and gave the Emir a clear advantage in projecting almost God-like power.
Группа советских летчиков у самолета Р-1
Группа советских летчиков и командующий афганской авиацией Эхсах-хан у биплана Р-1
A group of Soviet pilots pose with the Commander of the Afghan Air Force Ehsah Khan (fifth from left) beside an R-1 at the airfield at Sherpur, near Kabul, in the mid-1920s. The R-1 is widely regarded to be Soviet Russia’s first mass-produced aircraft, with more than 2,400 examples built at the Dux factory in Moscow during 1922-32.
Афганский эмир Аманулла (на лестнице слева) знакомится с самолетом Р-1, 31 июля 1925 г.
Starting in 1924, nearly 30 Soviet-built R-1s were delivered to Iran.
Два иранских Р-1 на аэродроме в провинции Луристан
R-1s in Luristan in 1925. The national markings consisted of the Persian flag with the lion and sun emblem on the fuselage, red-white-green roundels on the wings and on the horizontal tail surfaces, and the flag on the rudder.
Two Junkers F.13s were acquired from the Soviet Union in 1924. A machine-gun stand was a rare feature on the F.13, which was normally a passenger transport. The two aircraft in the background are R-1s.
Два Р-1 монгольских ВВС; слева стоит У-2
Разведчик Р-1 в Улан-Баторе. На самолете нанесены опознавательные знаки ВВС РККА, летно-технический персонал монгольский. На фотографии виден советский инструктор. Снимок периода 1927-1930 гг.
Разведчик Р-1 в Улан-Баторе. На самолете нанесены опознавательные знаки ВВС РККА, летно-технический персонал монгольский. На фотографии виден советский инструктор. Снимок периода 1927-1930 гг.
Good detailing to the fore of a Polikarpov R-1 with Mongolian D Lamjaf posing (left) with Soviet adviser V A Sudets.
Pilot A V Solovyev seated on the leading edge of his R-1s lower wing.
Разведчик Р-1 в Улан-Баторе. На самолете нанесены опознавательные знаки ВВС РККА, летно-технический персонал монгольский. Снимок периода 1927-1930 гг.
Учебные тренажеры на базе самолетов Р-1,1938-1940 гг.
Р-1, оснащенный в НИИ ВВС турбонагнетателем "Дженерал электрик"
In 1935 a single M-5-powered R-1 was fitted with a General Electric turbocharger for tests at the V-VS Scientific Research Institute. Although the M-5 was completely obsolete by this time, useful technical and operational information about turbocharging was accrued and the results incorporated into newer aircraft and engines.
Передняя часть Р-1 со снятым радиатором
With the radiator removed, the front section of the M-5 on this R-1 is clearly visible. This aircraft was one of many R-1s used for training duties, this example serving with the Borisoglebsk Flying School in the Voronezh region in the summer of 1930.
Крепление стоек бипланной коробки Р-1
Дополнительный радиатор на самолете N 2755, выпущенном на заводе ГАЗ-1, 1925г.
Проверка на макете подвески бомбы с помощью лебедки БЛ-1
Подвеска бомб на балочный держатель ДЕР-4
Подвеска мелких бомб под крылом Р-1
Р-1 часто использовали для буксировки мишеней-рукавов. На подкрыльных бомбодержателях этого самолета - комплект мишеней ШТ-42, декабрь 1930г.
Под крылом Р-1 - два опытных металлических зимних авиабуса, сбрасывавшихся с бреющего полета в снег
На балках бомбодержателей под нижним крылом - бензиновые баки, сбрасывавшиеся с парашютом, июль 1932г.
Под фюзеляжем Р-1 - "грузовой парашют" (сбрасываемый с парашютом грузовой контейнер) конструкции Благина
Металлический лонжерон, который собирались внедрить на Р-1