Архангельский, Туполев СБ / АНТ-40
Варианты:
Архангельский, Туполев - СБ / АНТ-40 - 1934 - Россия
Страна: Россия
Год: 1934


Бомбардировщик
Описание:
СБ / АНТ-40
АНТ-40 (СБ)
Фотографии:

Ч/б фото (131)

СБ / АНТ-40

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Был создан в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева и А.А.Архангельского. Опытный образец АНТ-40-1 поднялся в воздух 7 октября 1934 г. Серийное производство начато в феврале 1936 г. СБ выпускался на заводах # 22 (Москва), # 125 (Иркутск), "Аэро" (Прага), "Авиа" (Прага). Всего в СССР выпущено 6831 экз. (с учебными УСБ) и еще 110 экз. в Чехословакии.
Моторы М-100, М-100А, М-100АУ, М-103, М-103А, М-104, М-105, у самолетов чехословацкой постройки и экспортных - HS12Ydrs.
Вооружение 4x7,62 (чехословацкие - 3x7,9), бомбы 600 - 1200 кг, до 10 PC.
СБ состоял на вооружении в СССР с марта 1936 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае -с ноября 1937 г., в Чехословакии - с апреля 1938 г., в Болгарии, Германии и Словакии - с конца 1939 г., в Финляндии - с марта 1940 г.
Основные серийные модификации:
   - СБ с моторами М-100/100А/100АУ, с осени 1937 г. с ВИШ;
   - СБ с моторами М-103 (выпускался с весны 1938 г.), с января 1939 г. (96-я сер.) введена наружная подвеска бомб и ВАП, щитки с гидроприводом, протектирование бензобаков, убираемые лыжи;
   - СБ с моторами М-103/103У/103А в новых мотогондолах с туннельными водорадиаторами вместо лобовых, убирающимися лыжами (221-я сер.); поздние серии - с экранированными турелями МВ-3, часть машин более раннего выпуска также переделана под них;
   - СБ с моторами М-104, аналогичны последним сериям с М-103А;
   - СБ с моторами М-105, аналогичны последним сериям с М-103А;
   - B-71, экспортный вариант для Чехословакии с моторами HS12Ydrs на базе ранних серий СБ с вооружением 3x7,9, измененным оборудованием, в Чехословакии доработаны шасси, щитки, мотоустановка, аналогичные машины выпускались чехословацкими заводами.
Боевое крещение СБ состоялось в ноябре 1936 г. в Испании. С февраля 1938 г. СБ начал применяться в Китае. Участвовал в боевых операциях на Хасане и Халхин-Голе. В сентябре 1939 г. он применялся в боевых действиях против Польши, зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией. В начале Великой Отечественной войны являлся самым массовым советским бомбардировщиком. Активно использовался как дневной и ночной бомбардировщик, а также разведчик на советско-германском фронте до конца 1943 г. На Дальнем Востоке принял участие в войне с Японией в августе 1945 г.
Китайские ВВС использовали СБ до конца войны (в частности, в январе 1942 г. в боях у г.Чанша, затем в серии налетов на японские базы в Индокитае), а также в ходе гражданской войны (в декабре 1945 г. против частей НОАК у г.Паотао). Чехословацкие B-71 достались немцам и использовались как вспомогательные или были проданы. Болгарские самолеты участвовали во вторжении в Югославию в апреле 1941 г., а также действовали против болгарских и югославских партизан. Финны имели около 20 трофейных СБ разных серий и применяли их как разведчики и патрульно-противолодочные самолеты.
СБ снят с производства в СССР в начале 1941 г., в Чехословакии - в 1940 г. Сняли с вооружения в Финляндии в марте 1945 г., в СССР, Болгарии и Китае - в 1946 г., в Испании - в 1948 г.

АНТ-40 (СБ)

Экспериментальные работы в КБ А. Н. Туполева по многоцелевому истребителю увенчались постройкой в 1933 году двухмоторного многоместного истребителя АНТ-21 (МИ-3) и пушечного АНТ-29 (ДИП). Опыт проектирования этих машин использовали при разработке скоростного бомбардировщика АНТ-40 (официальное обозначение - СБ). Проект вела конструкторская бригада А. А. Архангельского. Прототип самолета выполнил первый полет 25 апреля 1934 года с двумя моторами воздушного охлаждения Wright Cyclone.
   После аварийной посадки самолет доработали и установили отечественные моторы М-87. На втором и третьем прототипах поставили моторы Hispano-Suiza и изменили форму вертикального оперения и элеронов. Второй прототип выполнил первый полет в октябре 1934 года, а третий - в сентябре 1935 года. В 1935 году самолет запустили в серийное производство.
   СБ представлял собой цельнометаллический низкоплан с экипажем из трех или четырех человек. На первых серийных машинах стояли моторы М-100 по 750 л. с. (559 кВт), затем стали ставить форсированные М-100А по 860 л. с. Финальный вариант СБ-2бис, выполнивший первый полет в октябре 1936 года, получил еще более мощные моторы М-103.
   Всего построено 6656 самолетов, последний был сдан заказчику в конце 1940 года. Самолетов СБ-2 было построено больше, чем любых других двухмоторных легких бомбардировщиков. В начале карьеры СБ не было равных в мире. Самолет великолепно проявил себя на начальном этапе гражданской войны в Испании. СБ принимали участие в боях с японцами на Дальнем Востоке, в советско-финской войне 1939-1940 годов, но к началу Великой Отечественной войны бомбардировщик уже устарел.
   Чехословакии было поставлено 53 СБ с моторами М-103, затем в этой стране самолет строился по лицензии как B-71 с моторами Hispano-Suiza чешской сборки. Из 161 заказанного самолета собрали только 111, большинство из которых использовались в германских Люфтваффе как буксировщики мишеней и планеров. ВВС Финляндии эксплуатировали 24 СБ и СБ-2бис, главным образом, трофейных, полученных от Германии. Китай с конца 1937 года получил порядка 200 СБ, большая часть которых погибла на аэродромах от ударов японской авиации.
   В июне 1941 года на вооружении частей первой линии ВВС РККА состояло порядка 1500-2000 самолетов СБ. Огромное количество машин было потеряно на аэродромах в первые дни войны. Уцелевшие СБ становились легкой добычей для германских истребителей, так как действовали без прикрытия истребителей. Тем не менее на фронте СБ применялись до 1943 года, но главным образом ночью.
   На основе СБ для Гражданского воздушного флота разработали самолет ПС-40, выпускавшийся с 1938 года небольшой серией. Известны также следующие модификации: учебный УСБ (или СБ-3) с двойным управлением и непрозрачной носовой частью фюзеляжа (использовался также для буксировки планеров); транспортные ПС-41 и ПС-41бис постройки 1939-1940 годов; торпедоносец АНТ-41 (Т-1) образца 1936 года; двухместный пушечный истребитель АНТ-46 (ДИ-8,1935 год). Дальнейшим развитием самолета СБ стал Ар-2 А. А. Архангельского.
Постройка первого экземпляра СБ с моторами Райт-Циклон. 11 августа 1934г.
Опытный самолет АНТ-40РЦ в сборочном цехе
АНТ-40РЦ незадолго до первого вылета. Октябрь 1934 г.
СБ (АНТ-40) 2РЦ во время повторных заводских испытаний. 1 сентября (февраль???) 1935г.
The original SB prototype after replacement of the Cyclone engines with two-row M-87s. Note the TsAGI inscription on the fuselage side.
СБ 2РЦ во время заводских испытаний. 1 сентября 1935г.
Опытный самолет АНТ-40ИС с двигателями «Испано-Сюиза»
СБ-2ИС в сборочном цеху завода. 17 ноября 1934г.
СБ 2ИС
АНТ-40ИС на аэродроме НИИ ВВС в Щелково
Второй опытный АНТ-40 2ИС. Государственные испытания, июнь 1935г.
Первым советским скоростным фронтовым бомбардировщиком стал туполевский СБ (АНТ-40), который в серию пошел под обозначением СБ-2М (существовало много модификаций) и принял боевое крещение в Испании.
The first HS 12 Ybrs-engined prototype, the ANT-40-1 photographed during State Acceptance trials, 18 February to 16 June 1935
СБ-2ИС на испытаниях. Сверху - в декабре 1934г., внизу - в ноябре 1935г.
АНТ-40-2 (СБ-2ИС) на испытаниях в НИИ ВВС. Ноябрь 1935г.
АНТ-40ИС на лыжном шасси в ходе заводских испытаний. Январь 1935 г.
АНТ-40ИС во время очередных испытаний в феврале 1936 г. Надпись на измененном вертикальном оперении «АНТ 40 2 ЦАГИ» позволяет предположить, что это не реконструированный первый АНТ-40ИС, а второй, заново построенный экземпляр с крыльевым профилем NACA-230
СБ 2ИС на лыжном шасси
The ANT-40-1 seen during flight testing with fixed skis.
An unusual feature of the engine cowlings adopted for the M-100 and M-100A engines of the SB was the thermostat-operated vertical Venetian blind-type shutters controlling airflow to the honeycomb-type frontal radiators. These shutters are shown fully closed.
Двигатель "Испано-Сюиза"
Опытный самолет СБ 2 М-100 (зав. № 2255) отличался общим фонарем летчика и штурмана, экранированной верхней турелью и выступающей за контур фюзеляжа нижней оборонительной установкой. 1937 г.
Опытный самолет СБ 2 М-100 (зав. № 2255) отличался общим фонарем летчика и штурмана, экранированной верхней турелью и выступающей за контур фюзеляжа нижней оборонительной установкой. 1937 г.
Первый головной СБ 2 М-103 96-й серии (зав. № 1/83). Госиспытания, лето 1938 г.
Второй головной СБ 2 М-103 N 1/83 96-й серии (зав. N° 2/83), выпущенный 25 июня 1938 г., входе испытания подвесных топливных баков в НИИ ВВС. Сентябрь-октябрь 1938г.
Бензобаки емкостью 368 л на наружных бомбодержателях Дер-19.
Подвеска двух ВАП-500 на самолете СБ 1/83, "эталоне второй половины 1938г." Испытания в НИИ ВВС, июль-сентябрь 1938г.
Прибор ЗАП-200 под самолетом СБ
Зажигательный прибор ЗАП-500 под крылом бомбардировщика СБ
Подвеска прибора ВАП-500 под крылом "химического штурмовика"
На бомбардировщиках СБ с 96-й серии также предусматривалась подвеска под крылом приборов ВАП-500
Прибор УХАП-500 под крылом СБ в варианте химического штурмовика
СБ в варианте химического штурмовика имел универсальный прибор УХАП-500 в бомбоотсеке, выходной патрубок выпускался через прорезь в створках. Май 1937г., НИПАВ
Бомбардировщик СБ рассеивает фосфор с высоты из двух приборов ЗАП-500
Оперение СБ
The rectractable mainwheels of the SB were operated by hydraulic jacks and (the starboard unit being seen above from the rear) were only partly enclosed in the tails of the engine nacelles, providing some limited protection in the event of a wheels-up landing.
Стойка лыжного шасси
Бомбодержатели наружной подвески на СБ 96-й серии.
Подвеска авиабомбы ФАБ-250 на центропланный держатель ДЕР-19 (без обтекателя) при помощи лебедки БЛ-3, укрепленной на вилке колеса шасси
Подвеска 50-кг бомбы старого образца на центропланный держатель ДЕР-19. Северный Кавказ, 1942 г.
Подвеска 100-кг бомб
100-кг бомбы в бомбоотсеке
Подвеска в бомбоотсеке двух 250-кг бомб
Подвеска 500-кг бомбы
Створки бомболюка
Кассеты АБК-1 в бомбоотсеке самолета СБ
Кассеты АБК-1 загружались в бомбоотсек СБ в уже заполненном виде
Приборы ЗАРП-100, подвешенные вертикально в бомбоотсеке СБ
СБ 2 М-100А с турелью МВ-3 с прозрачным колпаком и нижней люковой пулеметной установкой, оборудованной перископическим прицелом
Модернизированный СБ с верхней турелью МВ-3 и новой люковой установкой испытывался в НИИ ВВС летом 1937г. Самолет имеет моторы М-100А и винты ВИШ-2.
Основу советской фронтовой авиации накануне войны являлся уже устаревший туполевский СБ. Хотя проведенные модернизации позволили несколько подтянуть его характеристики и обороноспособность, но в войсках все еще оставалось значительное количество машин ранних серий, не отвечавших условиям современной войны.
Выруливает на взлет СБ 2 М-103 из состава 72-го САП авиации Северного флота. Под центропланом на держателях ДЕР-19 подвешены ротативно-рассеивающие авиабомбы РРАБ-3 снаряженной массой 250 кг
СБ 2М-100 т.н. "96-й серии" с трехлопастными винтами и наружной подвеской бомб (подвешены кассетные бомбы РРАБ-3 (РРАБ-500)) из состава 137-го БАП ВВС 14-й армии Северного флота, зима 1941/42 года
An unusual feature of the engine cowlings adopted for the M-100 and M-100A engines of the SB was the thermostat-operated vertical Venetian blind-type shutters controlling airflow to the honeycomb-type frontal radiators. These shutters are shown fully open.
Вызвавший шок своим появлением в Испании осенью 36-го, туполевский СБ к лету 41-го явно устарел. Причем не то что лидерство, но даже до современного уровня не дотягивали даже такие "продвинутые" модификации этого скоростного бомбардировщика как ММН или Ар-2.
Приземлившийся на аэродроме Хвалынка бомбардировщик СБ из другого полка, зима 1942 г.
Участвовавший в советско-финляндской войне СБ 2 М-103 96-й серии из состава ВВС 7-й армии. Под крылом видны черные идентификационные полосы. Интересно также, что самолет эксплуатируется с колес.
На момент начала Великой Отечественной войны СБ являлся основным советским фронтовым бомбардировщиком, но к концу 1941 года в строевых частях таких самолетов осталось совсем немного.
Серийный СБ 96-й серии в годы Великой Отечественной войны.
Штурман перед боевым вылетом опробует пулеметы ШКАС
АНТ-40 (СБ)
В августе под Киевом СБ стали действовать и по ночам
СБ 2 М-103 на неубираемом лыжном шасси из состава 10-го Гвардейского БАП перед ночным вылетом. На крыле стоит ст. л-т В.С.Ефремов. Зима 1942-43 годов
Основу советской ударной авиации перед войной составляли двухмоторные бомбардировщики СБ. Их экипажи обладали в целом неплохим уровнем летной подготовки, однако лишь немногие могли действовать ночью и в сложных метеоусловиях
СБ 2 М-103 на неубираемом лыжном шасси из состава 10-го Гвардейского БАП перед ночным вылетом. Необходимо обратить внимание на редко встречающееся сочетание зеркала заднего обзора и мачтовой радиоантенны, установленных в верхней части козырька кабины пилота. Зима 1942-43 годов
После огромных потерь в начальный период войны бомбардировщики СБ стали применяться только по ночам, как этот бомбардировщик, Ленинградский фронт.
Флагманский штурман эскадрильи к-н С.И. Юрченко перед своим СБ
Экипаж СБ из 150-го СБАП. Слева направо: пилот А.П.Чурилин, стрелок-радист А.С.Анисимов, штурман А.В.Егоров. Халхин-Гол, лето 1939 г.
СБ 2 M-100 из 34-го БАП, входившего в 10-ю авиабригаду ВВС Тихоокеанского флота
Скоростные бомбардировщики СБ Северного и Северо-Западного фронтов сыграли основную роль в налетах на финские аэродромы 25-30 июня 1941г.
СБ 34-го бап 10-й бабр ВВС ТОФ готовится к учебному вылету. К началу войны с Японией в ВВС ТОФ все еще находилось 27 самолетов этого типа.
СБ-2М-100 на захваченном немцами аэродроме
Старший техник-лейтенант A.A. Акинфиев осматривает двигатель М-100А самолета СБ. Северо-Западный фронт, 1942 г.
Бомбардировщик СБ 2 М-100 на аэродроме Раменское. Зима 1943-44 годов
Бомбардировщик СБ
Бомбардировщики СБ летят на Финляндию
Испытания ПЛ-3 в Сарабузе. 1937г.
Посадка СБ 2 М-103, предположительно из 44-го СБП, на лыжном шасси. Зима 1939-40 годов
Подогрев двигателя с помощью лампы АПЛ. Под лыжи уложен еловый лапник во избежание их примерзания.
Подготовка самолета к боевому вылету.
Замена воздушных винтов ВИШ-2 на СБ 2 М-100. Зима 1939-40 годов
Испания
СБ в однотонной (зеленой, либо коричневой) окраске верхних поверхностей, на заднем плане истребитель И-15.
Республиканский СБ. 1939 г.
Another of the Spanish Republic’s SB-2M-100As. Note the twin ShKAS machine guns in the nose position which possessed no horizontal travel.
Хосе Сирухеда во время гражданской войны в Испании
Запуск двигателя с помощью автомобильного стартера.
A Twin-engined Bomber of the Z.K.B.26 type, large numbers of which have been supplied to the Spanish Government.
Республиканский СБ, приземлившийся на пахоту
СБ, захваченный франкистами в ходе боевых действий.
«Катюшка», доставшаяся франкистам на аэродроме Таблада
Летчики республиканских ВВС позируют перед своим СБ
Вид СБ с обоими работающими моторами М-100, запущенными, вероятно, для проверки. Носовое остекление могло быть восстановлено с использованием деталей других сбитых машин.
"Катюшка" на ремзаводе.
СБ республиканских ВВС с бортовым обозначением на фюзеляже BK-43 внутри недостроенного ангара
Этот одинокий бывший республиканский СБ на аэродроме Таблада после многомесячной фронтовой службы выглядит почти по-деревенски. Белый номер "49" в хвостовой части означает, что эта машина не принадлежит к группе, собранной в Барахасе, следовательно, это должен быть один из самолетов, восстановленных на алжирском аэродроме Ла Сениа, Оран. Следует отметить желтые линии, нанесенные поверх красных полос на фюзеляже.
An early production SB-2M-100A operated by the Spanish Republican air arm, the first of several foreign recipients of this bomber. In Spanish colours the SB initiated a new epoch in bombing annals.
Четкая шеренга "Катюшек" бывшей 24-й бомбардировочной группы на аэродроме Таблада после поражения республиканцев. Временные обозначения нанесены на самолеты, видимо, накануне перелета в Севилью. К широким красным полосам добавлены узкие желтые линии, составив традиционный набор цветов испанских опознавательных знаков, и наполовину закрывшие прежнюю республиканскую маркировку. Фиолетовая полоса республиканского флага на руле закрашена красной краской. Апрель 1939 г.
Два пилота 13-го полка, одетые в "сборную солянку" из итальянского, испанского и немецкого обмундирования.
С 1936 года СБ-2, получившие прозвище "Катюшка", применялись республиканцами в Испании. СБ за счет своих высоких скоростных качеств легко уходил от истребителей-бипланов националистов CR.32 и He 51.
An SB-2M-100A bomber of the Spanish Republican air arm which took delivery of its first aircraft of this type within months of the SB achieving operational status in the Soviet Union.
СБ на выставке трофейного оружия в Сан-Себастьяне с табличкой "Бомбардировщик Мартин".
Вероятно, это наиболее известный снимок первого СБ, захваченного мятежниками, а затем поставленного ими на службу. Самолет показан в новом пятнистом камуфляже с опознавательными знаками националистов. Обращают на себя внимание фрагменты прежней окраски в отдельных местах.
На этом снимке хорошо виден временный характер нанесенного на самолет камуфляжа. Обратите внимание на редкие зеленые точки и след густого загрязнения от выхлопа двигателей, расширяющийся к стабилизатору.
Первый СБ-2М-100, захваченный националистами и впоследствии получивший тактический номер 20W-1. Здесь он показан в том виде, который он приобред к концу войны после нанесения камуфляжа, разработанного по немецкому типу. После войны так же были окрашены все оставшиеся в строю "Катюшки". Обращает на себя внимание немецкий пулемет MG-15 в кабине стрелка.
СБ 20W-6 на аэродроме Ла Рабаса в Аликанте с нетипичным расположением антенны за кабиной летчика. Обратите внимание на красно-желто-красные знаки под крылом, его белые законцовки и ветряной электрогенератор под корневой частью крыла.
На этом снимке СБ "20W-10" видны явные признаки того, что он был основательно подретуширован. Верхние поверхности подкрашены для большей четкости, а лопасти винта, которые должны быть видны из-под радиатора, отсутствуют. На это же указывают андреевский крест на руле и знак "фаланги" в черном круге на фюзеляже.
Этот снимок СБ "20W-11" дает представление о тех усилиях, которые прилагал наземный персонал для поддержания флота этих машин в хорошем состоянии.
Три СБ 2М-100 из состава 13-го полка летят строем над исссушенной местностью, начало 40-х годов.
Китай
Бомбардировщики СБ 2 М-103 прибыли в Поднебесную на аэродром Ханькоу
Разгрузка авиабомб разных калибров
Экипажи китайских бомбардировщиков СБ 2М-103А готовятся к очередному вылету где-то в 1941-1942 году (1939 г. ???). Самолеты, вероятно, принадлежат 2-й бомбардировочной группе. Оборонительное вооружение включало четыре 7,62-мм пулемета ШКАС - два в носовой части и по одному в верхней и нижней фюзеляжных стрелковых точках.
Советские и китайские техники обслуживают СБ
Китайский пилот у своего СБ
Китайский штурман из смешанного экипажа занял свое место в СБ
Китайские СБ в полете
Avia B-71
Один из первых поступивших в Чехословакию самолетов B-71. Начало 1938 г.
Один из первых СБ (B-71) с эмблемами чехословацких ВВС, 1938г.
Чехословацкий B-71 советского производства, доработанный на заводе "Авиа" в Праге
B-71 из 1-й эскадрильи 5-го бомбардировочного полка болгарских ВВС, Пловдив, 1941г.
B.71 из состава 5-го бомбардировочного полка ВВС Болгарии.
Генерал Люфтваффе Эрнст Удет осматривает захваченные чехословацкие самолеты на аэродроме завода "Летов"
Чехословацкий лицензионный СБ - B-71 в составе "люфтваффе"
B-71 в немецком камуфляже
Avia B-71 in Luftwaffe markings
Avia B-71B с оборудованием для буксировки мишеней и планеров из авиагруппы особого назначения 1/ObdL "Веста"
Левая мотогондола Avia B-71 с раскрытым капотом. На мотогондоле хорошо видна опущенная створка охлаждения радиатора
Коробчатая кассета для вертикальной подвески шести стокилограммовых бомб в бомболюке Avia B-71
Носовая турель Avia B-71 с чехословацким пулеметом vz.30
ПС-40
ПС-40, будучи переделанными из боевых самолетов, обладали низкой экономической отдачей, хотя и были весьма скоростными машинами для своего времени. Фактически они были не пассажирскими самолетами (в общепринятом смысле), а курьерскими машинами для высших госслужащих, либо могли перевозить небольшие партии срочных грузов.
ПС-40 над Тушино, 1936г.
 
На захваченном немцами аэродроме стоит СБ (его крыло - на переднем плане) и шеренга сгоревших Р-6.