Туполев Ту-104
Варианты:
Туполев - Ту-104 - 1955 - Россия
Страна: Россия
Год: 1955


Среднемагистральный реактивный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (7)
Ту-104

   В начале 1950-х годов ОКБ А. Н. Туполева начало проектирование самолета согласно требованиям "Аэрофлота" к современному скоростному авиалайнеру большой пассажировместимости и с большой дальностью полета. Результатом работ стал Ту-104, спроектированный на основе бомбардировщика Ту-16. В новом фюзеляже слегка увеличенного диаметра разместили герметизированный салон на 50 пассажиров. Силовая установка - два ТРД АМ-3 конструкции ОКБ А. А. Микулина тягой по 66,18 кН.
   Первый из двух прототипов впервые поднялся в воздух 17 июня 1955 года, а летом следующего года самолеты начали поступать в "Аэрофлот".
   Первые рейсы Ту-104 стали выполнять на линии Москва - Омск - Иркутск, время полета из Москвы в Иркутск сократилось почти вдвое. Аналогичная трансформация произошла и на других маршрутах средней дальности. На Ту-104 поздней постройки и Ту-104А устанавливались ТРД РД-3М тягой по 85,29 кН. Пассажировместимость Ту-104А довели до 70 человек. Шесть Ту-104А в конфигурации на 81 пассажира передали чехословацкой авиакомпании CSA.
   Фюзеляж Ту-104Б (построено 94) удлинили на 1,21 м, что позволило довести пассажировместимость до 100 человек; эксплуатация Ту-104Б началась в апреле 1959 года.
   Серийный выпуск Ту-104 завершился в 1960 году; всего построено 199 Ту-104 всех модификаций, включая один Ту-107. В "Аэрофлоте" Ту-104 летали до 1981 года.
   Обозначение Ту-104Д (-85) и Ту-104В получили самолеты Ту-104А, доработанные без удлинения фюзеляжа под размещение, соответственно, 85 и 100 пассажиров. В 1959 году было построено два 122-местных Ту-104Е. Также собрано пять Ту-104А-ТС и шесть грузовых Ту-104Б-ТС. Военно-транспортный Ту-107А спроектирован на базе Ту-104А для перевозки грузов массой до 10 т. В серийное производство Ту-107 не передавался. Под обозначением Ту-110 велось проектирование четырехдвигательного авиалайнера на базе Ту-104. Первый полет Ту-110 с четырьмя ТРД АЛ-7П КБ А. М. Люльки выполнил в марте 1957 года. Затем построили еще три Ту-110А, однако необходимости в таком самолете не возникло, и программу закрыли.
   "Аэрофлот" прекратил массовую эксплуатацию Ту-104 в 1979 году, однако небольшое количество Ту-104, прежде всего военных, летало гораздо дольше. К военным вариантам относятся самолет тренировки космонавтов в искусственной невесомости Ту-104АК, учебно-штурманский Ту-104Ш, а также летающие лаборатории Ту-104ЛЛ. Обычные Ту-104 использовались министерством обороны для пассажирских перевозок. Один самолет был доработан для исследований атмосферы.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-104Б

   Тип: среднемагистральный реактивный авиалайнер
   Силовая установка: два ТРД АМ-3М500 тягой по 95,10 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 000 м - 950 км/ч; практический потолок 11500 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 2650 км
   Масса: пустого 41600 кг; максимальная взлетная 76 000 кг
   Размеры: размах крыла 35,54 м; длина 40,05 м; высота 11,90 м; площадь крыла 183,50 м2
   Полезная нагрузка: до 100 пасс.
Ту-104 СССР-Л5400. Прототип самолета.
Ту-104А СССР-42356 из состава Хабаровского авиаотряда. Один из самолетов, на котором летал Анатолий Бортник.
Ту-104Д (зав. № 6350104) - «салон» министра обороны СССР Маршала Советского Союза Р.Я.Малиновского. Самолет входил в состав 2-й АКДОН. Аэродром Чкаловский, середина 1960-х годов
Ту-104А OK-LDC «Брно» (зав. № 76600602) - лайнер чехословацкой авиакомпании CSA в раннем варианте окраски. Прага, 1958 г.
Ту-104А OK-NDD чехословацкой CSA в новой окраске этой авиакомпании. Самолет был получен чехами в 1960 году и потерян в катастрофе в 1970 году.
Ту-104Б СССР-42403 в новой окраске "Аэрофлота" по единому стандарту 1973г. Машина летала на международных линиях в 1970-х годах.
Ту-104Б СССР-42434 в старой окраске "Аэрофлота". Принадлежал Северному УГА.