Туполев Ту-104
Варианты:
Туполев - Ту-104 - 1955 - Россия
Страна: Россия
Год: 1955


Среднемагистральный реактивный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Кабина (22)
Ту-104

   В начале 1950-х годов ОКБ А. Н. Туполева начало проектирование самолета согласно требованиям "Аэрофлота" к современному скоростному авиалайнеру большой пассажировместимости и с большой дальностью полета. Результатом работ стал Ту-104, спроектированный на основе бомбардировщика Ту-16. В новом фюзеляже слегка увеличенного диаметра разместили герметизированный салон на 50 пассажиров. Силовая установка - два ТРД АМ-3 конструкции ОКБ А. А. Микулина тягой по 66,18 кН.
   Первый из двух прототипов впервые поднялся в воздух 17 июня 1955 года, а летом следующего года самолеты начали поступать в "Аэрофлот".
   Первые рейсы Ту-104 стали выполнять на линии Москва - Омск - Иркутск, время полета из Москвы в Иркутск сократилось почти вдвое. Аналогичная трансформация произошла и на других маршрутах средней дальности. На Ту-104 поздней постройки и Ту-104А устанавливались ТРД РД-3М тягой по 85,29 кН. Пассажировместимость Ту-104А довели до 70 человек. Шесть Ту-104А в конфигурации на 81 пассажира передали чехословацкой авиакомпании CSA.
   Фюзеляж Ту-104Б (построено 94) удлинили на 1,21 м, что позволило довести пассажировместимость до 100 человек; эксплуатация Ту-104Б началась в апреле 1959 года.
   Серийный выпуск Ту-104 завершился в 1960 году; всего построено 199 Ту-104 всех модификаций, включая один Ту-107. В "Аэрофлоте" Ту-104 летали до 1981 года.
   Обозначение Ту-104Д (-85) и Ту-104В получили самолеты Ту-104А, доработанные без удлинения фюзеляжа под размещение, соответственно, 85 и 100 пассажиров. В 1959 году было построено два 122-местных Ту-104Е. Также собрано пять Ту-104А-ТС и шесть грузовых Ту-104Б-ТС. Военно-транспортный Ту-107А спроектирован на базе Ту-104А для перевозки грузов массой до 10 т. В серийное производство Ту-107 не передавался. Под обозначением Ту-110 велось проектирование четырехдвигательного авиалайнера на базе Ту-104. Первый полет Ту-110 с четырьмя ТРД АЛ-7П КБ А. М. Люльки выполнил в марте 1957 года. Затем построили еще три Ту-110А, однако необходимости в таком самолете не возникло, и программу закрыли.
   "Аэрофлот" прекратил массовую эксплуатацию Ту-104 в 1979 году, однако небольшое количество Ту-104, прежде всего военных, летало гораздо дольше. К военным вариантам относятся самолет тренировки космонавтов в искусственной невесомости Ту-104АК, учебно-штурманский Ту-104Ш, а также летающие лаборатории Ту-104ЛЛ. Обычные Ту-104 использовались министерством обороны для пассажирских перевозок. Один самолет был доработан для исследований атмосферы.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-104Б

   Тип: среднемагистральный реактивный авиалайнер
   Силовая установка: два ТРД АМ-3М500 тягой по 95,10 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 000 м - 950 км/ч; практический потолок 11500 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 2650 км
   Масса: пустого 41600 кг; максимальная взлетная 76 000 кг
   Размеры: размах крыла 35,54 м; длина 40,05 м; высота 11,90 м; площадь крыла 183,50 м2
   Полезная нагрузка: до 100 пасс.
Кабина экипажа Ту-104.
The Tu-104A’s cockpit reflected the airliner’s military origins, with a glazed nose to accommodate the navigator’s station, reportedly easily adaptable into a bomb-aimer’s position. The radio operator’s station was behind the copilot, facing aft. The flight deck glazing incorporated heated double-layered windscreen panels.
Бортник А.М. за штурвалом Ту-104.
Летчики Московского управления ГВФ на своих рабочих местах в кабине Ту-104. Справа - Гарольд Кузнецов.
A rare colour photograph of CSA Tu-104A crew at work in the mid-1960s. In the seat is second pilot Flight Officer Josef Turecky, while Flight Engineer Jaroslav Pajer looks on. Note the Tu-104A’s extensively glazed flight deck.
Navigator Vladimir Perka plots the route south from Greece, probably Cairo-bound, in the distinctive glazed nose of a CSA Brontosaurus. Sadly, Perka was killed in the crash of Tu-104A OK-NDD at Tripoli, Libya, in June 1970.
In 2007 the author’s father, Bob Jindra, was reunited with Tu-104A OK-LDC, now an air restaurant at Petrovice. Bob accrued some 22,000hr as a navigator with CSA on the Tu-104A and various other types including the scaled-down Tupolev Tu-124 and Ilyushin Il-62; but, as the author explains, the “Brontosaurus retained a special place in his heart”.
Стюардесса Алла Маклакова подготавливает еду для пассажиров. Рейс Лондон-Москва, 1958 г. Вскоре Кузнецов и Маклакова погибнут в авиакатастрофе
Отделка деревом, кружева, икра, грузинские вина, водка - удивительно даже для иностранцев
Третий салон Ту-104Б
Салон Ту-104
Салон Ту-104
The Tu-104A’s cabin accommodated 70 passengers, 16 in a four-abreast first-class configuration (two/aisle/two) in the forward section and 54 in a tourist-class layout of five abreast (three/aisle/two) in the aft section. In 1959, British magazine Flight sampled an Aeroflot Tu-104A, confirming the cabin’s "much-publicised drabness".
Салон одного из самолетов 235-го отряда
First-class accommodation in a CSA Tu-104A. Flight’s rather haughty report on flying in the type in 1959 opined that the cabin was "ludicrously out of keeping with the lines and finish of the aircraft, [with] gold-anodised aluminium ‘brass’ racking with nets etc.."
На борту Ту-104 СССР-Л5415. Слева - стюардесса возле пульта пассажирских салонов, справа - пассажиры, расположившиеся в купе № 3
Пассажиры дремлют в купе №1 на борту Ту-104 СССР-Л5415
Столик у первого ряда кресел
В купе одного из первых серийных Ту-104. Справа у иллюминатора - директор Харьковского авиазавода В.М. Лиходей. 1956 г.
А.Н.Туполев (слева) и генерал Н.А.Захаров в неформальной обстановке на борту самолета Ту-104.