Яковлев Як-3
Страна: Россия
Год: 1943


Одноместный истребитель
Описание:
Як-3
Як-3
Фотографии:

Ч/б фото (100)

Як-3

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец Як-1М поднялся в воздух 28 февраля 1943 г. Серийное производство налажено в марте 1944 г. Самолет строился двумя заводами: #292 - в Саратове и #31 -в Тбилиси. Всего выпущено 4848 экз. (включая 4111 в войну). Мотор М-105ПФ-2. Самолет состоял на вооружении в СССР с апреля 1944 г., в Польше - с декабря 1944 г., в Югославии - с января 1945 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в годы войны:
   - Як-3 с вооружением 1x20+1x12,7 (с 13-й серии 1x20+2x12,7);
   - Як-3П с усиленным крылом, вооружением 3x20, строился с весны 1945 г.
Применялся с августа 1944 г. в Белоруссии и Прибалтике. В значительных количествах их использовали в Висло-Одерской операции. Они сражались над территорией Польши, Германии и Австрии. Польские части применяли небольшое количество Як-3 в марте - апреле 1945 г. в Германии. Югославские ВВС в войне Як-3 не использовали. В конце войны на Як-3 летали и французские летчики. Самолет снят с производства в 1946 г. В СССР снят с вооружения в начале 1950-х годов, в Польше - в 1946 г., в Югославии до 1957 г. эксплуатировался как учебный.


Як-3||
Размах:||9,2 м
Длина:||8,5 м
Моторы, количество х мощность:||1х1240л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2692 кг
Максимальная скорость:||646 км/ч
Практический потолок:||10400
Дальность:||650 км

Як-3

В конце 1941 года А.С. Яковлев начал разработку одноместного истребителя, оснащенного новым мотором В. Я. Климова - ВК-107. При проектировании ставились задачи максимального снижения сопротивления самолета, уменьшение его размеров и массы при сохранении высокой маневренности и преемственности с Як-1.
   Самолет Як-1М, поступивший на испытания в феврале 1943 года, получил крыло уменьшенной площади, каплевидный фонарь кабины и ряд других доработок, но сохранил двигатель ВК-105ПФ своего предшественника. Вторую опытную машину, испытания которой начались 17 сентября, оснастили незначительно форсированным ПД ВК-105ПФ2.
  
   Государственные испытания завершились в октябре, и самолет был рекомендован к запуску в серийное производство. Из-за значительного числа внесенных изменений ему было присвоено обозначение Як-3.
   Хотя первый серийный истребитель сошел с конвейера завода в Саратове 1 марта 1944 года, его боевой дебют состоялся лишь в июне, когда вооруженный этими самолетами 91-й ИАП принял участие в Львовско-Сандомирской наступательной операции. За месяц полк провел пять групповых боев, в которых уничтожил 23 вражеских самолета при собственных потерях в два истребителя.
   По результатам боевого применения было признано, что на высотах до 5000 м (выше бои обычно не проводились) Як-3 превосходит по характеристикам любой германский истребитель. Характеристики удалось повысить еще больше, оснастив самолет двигателем ВК-107. Истребитель зарекомендовал себя надежным и простым в обслуживании самолетом. Як-3 также поступили на вооружение французской эскадрильи «Нормандия-Неман».
   Появление 1500-сильного (1120 кВт) ПД ВК-107А сделало Як-3 самым скоростным советским истребителем - с этой силовой установкой он развивал максимальную скорость 720 км/ч на высоте 6000 м.
   Всего было построено 4848 Як-3 всех вариантов. В послевоенное время самолет поступил также на вооружение ВВС Польши и Югославии, где его эксплуатация продолжалась до начала 1950-х годов.


Варианты

   Як-3: первый серийный вариант; поставки ВВС СССР начались летом 1944 года
   Як-3 ВК-107А: малая серия из 48 самолетов; предпочтение было отдано Як-9 с таким же двигателем
   Як-3 ВК-108: вариант Як-3 с опытным двигателем ВК-108; самый скоростной из советских поршневых истребителей, 19 декабря 1944 года показавший максимальную скорость 745 км/ч на высоте 6000 м
   Як-3Т (танковый): вариант с 37-мм мотор-пушкой Н-37 и двумя синхронными 20-мм пушками Б-20С
   Як-3П: вариант с усиленным вооружением из трех 20-мм пушек Б-20 (одна мотор-пушка и две синхронные); всего построено 596 машин
   Як-3РД: экспериментальный вариант с комбинированной силовой установкой из поршневого двигателя и ЖРД РД-1 конструкции В. П. Глушко в хвостовой части
   Як-3ПД: опытный высотный истребитель с двигателем ВК-106, оснащенным турбокомпрессором; вышел на испытания в 1944 году
   Як-3У: опытный истребитель с радиальным ПД АШ-82ФН и вооружением из двух 20-мм пушек Б-20С; несмотря на большую массу нового двигателя, самолет был всего на 113 кг тяжелее Як-3 с ВК-105ПФ2; на высоте 6000 м он развивал максимальную скорость 682 км/ч; самолет стал базой для создания учебного Як-11
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-3

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один рядный ПД ВК-105ПФ мощностью 1240 л. с. (969 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3100 м - 655 км/ч; потолок 10 700 м; дальность полета 900 км
   Масса: пустого снаряженного 2105 кг; максимальная взлетная 2660 кг
   Размеры: размах крыла 9,20 м; длина 8,49 м; высота 2,42 м; площадь крыла 14,83 м2
   Вооружение: одна 20-мм мотор-пушка ШВАК и два синхронных 12,7-мм пулемета УБС
Первый опытный истребитель Як-1М
Первый опытный истребитель Як-1М - непосредственный предшественник Як-3
Як-1М "Дублер"
Як-3 первых серий выпуска на заводе № 292
Летчикам Люфтваффе не рекомендовалось вступать в бои "с истребителями Як, не имеющими воздухозаборника под коком винта". На снимке - один из первых серийных Як-3 с двигателем ВК-105ПФ с бортовым номером "10" белого цвета.
Стандартный истребитель Як-3 выпуска 1944 г.
Як-3
Истребитель Як-3 с М-105ПФ2.
В период с 1943 по 1945гг. О.К.Антонов работал заместителем А.С.Яковлева, отдавая много сил совершенствованию истребителей "Як". Эта фотография сделана в мае 1944г. на Центральном аэродроме в Москве.
Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев, летчик-испытатель Павел Яковлевич Федрови и заместитель главного конструктора Олег Константинович Антонов у самолета Як-3 первых серий (с одним пулеметом УБС).
Истребитель Як-3 на одном из аэродромов Берлина, 1945г.
Серийный Як-3 с двигателем ВК-105ПФ2 проходит испытания после комплекса доработок
Як-3 повсеместно признан одним из самых маневренных истребителей Второй мировой войны. Небольшие размеры обеспечивали самолету высокую тяговооруженность и отличные летные характеристики.
Серийный истребитель Як-3П на контрольных испытаниях в ЛИИ
Истребители Як-3 из состава полка во время проведения операции «Багратион»
На вертикальном оперении самолетов 1-го гв. иап была нанесена белая линия (горизонтальная или наклонная, в зависимости от принадлежности крылатой машины к той или иной эскадрильи)
Только что собранные истребители Як-3 перед облетом
Ярко красные Як-3П перед показательными полетами
Самолеты Ла-7 (на переднем плане) и Яки на старте перед воздушным парадом в Москве. 1946 г.
Взлетает Як-3 из 1 -го ГИАП. Лето 1948 г.
Истребитель Як-3 в полете. В кабине - летчик-испытатель В.Л. Расторгуев
This Yak-3 is on long-term loan from Moscow to the Santa Monica Museum of Flying, California, in advance of further examples being newly produced in Russia. This one is reputed to be the highest-scoring survivor, with 14 kills to its credit.
Устранение неисправности на Як-3 из состава 303-й ИАД. Германия, весна 1945 г.
Возле истребителя Як-3 летчика Мирошниченко
Обслуживание истребителя Як-3
Гв. сержант Лосев обслуживает пулеметы на истребителе Як-3
Техник осматривает кабину Як-3. Перед козырьком фонаря установлен ФКП
Гв. старшина Логачев, техник самолета Як-3
Летчик Семен Роговой на крыле своего именного Як-3, подаренного моряками Амурской военной флотилии
Командир 303-й Краснознаменной Смоленской истребительной авиадивизии генерал-майор Георгий Захаров в кабине своего истребителя Як-3. 3-й Белорусский фронт, осень 1944 г.
Командир 303-й ИАД генерал Г.Н.Захаров (второй справа) ставит задачу командирам подразделений дивизии возле своего Як-3
Летчики 91-го иап возле Як-3
Именной самолет, на котором летал Б.Н. Еремин, оказался единственным истребителем Як-3, сохранившимся в нашей стране. После войны он находился в музее КБ Яковлева, а в настоящее время является бесценным экспонатом Музея техники Вадима Задорожного
В годы войны простые советские люди порой на собственные деньги покупали боевую технику для фронта. Обычно на такие самолеты или танки наносили дарственные надписи от тех, на чьи средства они построены. Знаменитый снимок - колхозник Ферапонт Головатый передает купленный на его деньги самолет Як-3 летчику-асу гвардии майору Еремину.
Торжественная передача самолета Як-3 фронту
После удачного боевого вылета. 66-й ГИАП, 1944 г.
Летчики-асы группы "Меч" из состава 13-й ИАД
Подпись на обороте фотографии: "На этой машине я не получил вторую звезду. 1945г. Берлин. А.Ситковский". На фюзеляже "Яка" изображена эмблема 3-го ИАК
Як-3 на берлинском аэродроме Темпельгоф. Май 1945г.
Як-3 из состава 303-й ИАД. В маневренном бою истребитель Яковлева имел неоспоримые преимущества перед машиной Мессершмитта
Истребители 303-й ИАД на недавно захваченном немецком аэродроме. Восточная Пруссия, зима-весна 1945 г.
Як-3 из 18-го ГвИАП. На крыле постелен мат, позволяющий работать без опасения повредить лакокрасочное покрытие
Летчик «Нормандии» Роже Марши и его Як-3. Весна 1945 г.
Як-3 лучшего пилотажника «Нормандии» Роже Марши
Як-3 полка "Нормандия-Неман"
Як-3 "Нормандии-Неман" во время промежуточной посадки при перелете во Францию. Штутгарт (Германия), июнь 1945 г.
Истребители Як-3 «Нормандии-Неман» на аэродроме Штутгарта в процессе перелета на родину. 11-20 июня 1945 г.
Истребитель Як-3 авиаполка "Нормандия-Неман", 1945 г.
Истребители Як-3 из состава знаменитого французского авиаполка "Нормандия-Неман"
Истребители «Нормандии-Неман» перед перелетом во Францию. Ближний Як-3 с эмблемой в виде «двойного зеро» - машина комполка Л. Дельфино. Этот символ впервые появился на его самолетах во время службы в ВВС Виши, а в 1946-1948 гг. «двойное зеро» было нарисовано и на «Спитфайре» Mk.IX, на котором тогда летал Л. Дельфино. Июнь 1945 г.
Истребители Як-3 полка "Нормандия-Неман". Снимок сделан во время боев в Восточной Пруссии, в июле (октябре?) 1944 года, вскоре после вооружения этой французской авиачасти самолетами данного типа. Ранее на вооружении "Нормандии" состояли Як-1 и Як-9.
«Яки» 18-го ГвИАП на аэродроме Кенигсбергского аэроузла. Весна 1945 г.
Як-3 полка "Нормандия-Неман" на бывшем немецком аэродроме
Як-3 полка "Нормандия-Неман"
Летчик "Нормандии" Жако де Сен-Фаль и его механик
Роже Марчи в кабине Як-3. 1945 г.
На фотографии - истребитель Як-3, на котором летал командир 4-й, а затем 1-й эскадрилий авиаполка "Нормандия-Неман" Рене Шаль. Самолеты Як-3 полк получил в июле 1944 года, а за 10 суток в октябре 1944 года его летчики уничтожили 119 самолетов противника.
Первые Як-3 "Нормандия" получила в августе 1944г.
Як-3 л-та Ж. Риссо из полка «Нормандия»
Торжественная встреча "Нормандии-Неман" на аэродроме Ле Бурже. 20 июня 1945г.
Истребители Як-3 «Нормандии-Неман» после прибытия в Ле Бурже. 11-20 июня 1945 г.
Послевоенная служба Як-3 полка «Нормандия-Неман». Аэродромы Ле Бурже и Туссю-де-Нобль (аэродром Кольмар ???), 1945-1947 гг.
"Яки" полка "Нормандия-Неман". Франция,
Служба Як-3 в составе ВВС Франции продолжалась около года
Як-3 югославских ВВС
Основные опоры шасси самолета Як-3
Заслонки маслорадиаторов (выдвинуты) и водяной радиатор
Раскапотированный двигатель ВК-105ПФ2
Раскапотированный двигатель ВК-107А на Як-3
Як-3 с двигателем ВК-107. Обратите внимание на мачту антенны и бронестекло в лобовой части козырька кабины пилота
Второй опытный Як-3 с двигателем ВК-107А. Весна 1944 г.
Як-3 с двигателем ВК-107. Обратите внимание на мачту антенны и бронестекло в лобовой части козырька кабины пилота
Як-3 с двигателем ВК-107А
Як-3 ВК-107А
Первый опытный цельнометаллический самолет Як-3 ВК-107А, переоборудованный заводом N 31 в марте 1945г. из самолета Як-3 ВК-107А с металлическим крылом. Фото сделано в мае 1945г. на испытаниях в НИИ ВВС.
Як-3 цельнометаллической конструкции
Опытный самолет Як-3 ВК-108
Опытный самолет Як-3 с мотором ВК-108 - самый быстрый поршневой самолет в истории советской авиации
Як-3 ВК-105ПФ2 с экспериментальной эжекторной системой выхлопа по образцу британского бомбардировщика "Москито"
Як-3Т с 37-мм пушкой и измененным фонарем кабины пилота
Опытный Як-3Т
Опытный истребитель Як-3Т («танковый») с усиленным вооружением, включающим 37-мм пушку Н-37 (она снабжалась дульным тормозом) и две синхронные пушки БС-20 калибра 20 мм, и измененным фонарем кабины пилота
Вооруженный одной 37-мм пушкой Н-37 и двумя 20-мм пушками Б-20, самолет Як-3Т выполнил первый полет 24 января 1945 года. Для установки на Як-3 ствол 37-мм пушки укоротили и несколько уменьшили массу орудия. Боекомплект к пушке состоял из 25 снарядов. Пушка Н-37 стояла между блоками цилиндров двигателя и вела огонь через полую втулку воздушного винта. 20-мм пушки были установлены в носовой части фюзеляжа и синхронизированы с вращением винта, их боекомплект - по 100 снарядов на ствол. На самолете установили двигатель ВК-105ПФ-2, а кабину для сохранения центровки сместили на 40 см назад. Емкость топливных баков уменьшили для снижения массы. Самолет был оснащен экспериментальным воздушным винтом. Получился исключительно мощный истребитель, однако он не мог реализовать на практике свои возможности из-за постоянного перегрева мотора. В результате работы по развитию Як-3Т были прекращены.
Опытный Як-ЗУ с двигателем АШ-82ФН
Як-3У с двигателем АШ-82 воздушного охлаждения
Экспериментальный перехватчик с комбинированной силовой установкой Як-ЗРД
Як-3РД с дополнительным ракетным двигателем
Жидкостно-ракетный двигатель РД-1 экспериментального перехватчика с комбинированной силовой установкой Як-ЗРД
Сборка Як-3 на заводе № 292 (предположительно)
Сборка истребителей Як-3
На сборочной линии один из лучших истребителей Второй Мировой войны советский Як-3, еще один русский сюрприз.
Истребители Яковлева, как никакие другие самолеты подобного назначения, были приспособлены к производству в условиях острой нехватки цветного металла и невероятной эррозии квалифицированной рабочей силы.