Яковлев Як-9У / Як-9П
Варианты:
Яковлев - Як-9У / Як-9П - 1943 - Россия
Страна: Россия
Год: 1943


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (73)
Як-9

<...>
   Первым представителем второго поколения Як-9 стал истребитель Як-9У (Улучшенный), прототип которого вышел на испытания в декабре 1943 года. Он отличался улучшенной аэродинамикой, уменьшенной массой конструкции и увеличенной мощностью двигателя.
<...>


Варианты

<...>
   Як-9У (улучшенный): вариант с цельнометаллическим каркасом планера, ПД ВК-105ПФ2 заменен более мощным ПД ВК-107А; серийно выпускался с апреля 1944 года
   Як-9УТ: вариант Як-9У с усиленным вооружением - одна 37-мм мотор-пушка и две 20-мм синхронные пушки Б-20; выпущено 282
   Як-9П (пушечный): вариант, у которого синхронный пулемет УБС был заменен на синхронную 20-мм пушку с боезапасом 175 снарядов; серийно не строился
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-9У

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один рядный ПД ВК-107А мощностью 1500 л. с. (1120 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5000 м - 672 км/ч; потолок 10 650 м; дальность полета 675 км
   Масса: пустого снаряженного 2716 кг; максимальная взлетная 3098 кг
   Размеры: размах крыла 9,74 м; длина 8,55 м; высота 2,96 м; площадь крыла 17,25 м2
   Вооружение: одна 20-мм пушка ШВАК и два 12,7-мм пулемета УБС; возможна подвеска двух 100-кг бомб под крылом
Як-9У
Первый прототип Як-9 с двигателем ВК-107А в цехе ОКБ-115. Осень 1942г. Новый истребитель ВВС КА был нужен "как хлеб, как воздух" и поначалу казалось, что все возникшие проблемы решены. На неокрашенном капоте видна надпись "За Советскую Родину".
Опытный Як-9 с мотором М-107А на заводских испытаниях. Декабрь 1942г.
Первый экземпляр Як-9У с двигателем М-107А, построенный на заводе N 166
Опытный Як-9У с мотором ВК-107А. Январь 1944г.
Первые экземпляры Як-9У отличались полукруглым, сильно изогнутым козырьком фонаря, не позволявшим установку лобового бронестекла, а также двумя выходными патрубками для воздуха, охлаждающего внутренние выхлопные коллекторы двигателя
Жизнь первого прототипа "супер-Яка" с мотором ВК-107А оказалась к сожалению довольно короткой (не более полутора месяцев), чем, по-видимому, и объясняется весьма малое количество его фотографий.
Опытный Як-9У №25166021 омского авиазавода, предназначенный для испытаний в НИИ ВВС, апрель 1944 г. Фотографии из акта об испытаниях машины
Один из восьми опытных Як-9Д "второй очереди" выпуска Новосибирского авиазавода, на которых весной 1943г. в цехе ОКБ-115 велась отладка работы двигателей ВК-107А.
Як-9У (зав. N 25-021), выпущенный 166-м авиазаводом в Омске. Эта машина фактически стала эталоном для серии и проходила летом 1944г. испытания в НИИ ВВС на предмет отработки режимов эксплуатации.
(Один из первых серийных Як-9У, выпущенных на новосибирском авиазаводе №153 ???)
Як-9У с заводским номером 10-10.
Несмотря на весь размах работ по доводке силовой установки, ни летом, ни осенью 1943-го, Яки с моторами ВК-107А нельзя было признать годными даже к летной эксплуатации, не говоря уже о боевой. Однако высокие летные данные, полученные при испытаниях, являлись мощным стимулом для продолжения работ.
К сожалению, Як-9У появились слишком поздно, чтобы серьезно повлиять на исход борьбы в небе Второй Мировой. К началу 1945г. для всех было очевидно, что Третий рейх со своими Люфтваффе доживает последние месяцы
Один из немногих снимков Як-9У из состава 42-го гв. иап. Подмосковье, аэродром Степыгино, лето 1944г.
К моменту появления Як-9У зимние лыжи уже вышли из употребления в советской авиации, самолеты круглый год действовали с колес
Як-9У, оснащенный модифицированным фонарем с плоской передней панелью и более вытянутым задним сегментом
Як-9У с заводским номером 10-10
Серийные Як-9У на хранении в складском ангаре
Летчик на фоне Як-9У из состава 2-й эскадрильи 43-го истребительного авиаполка, Восточная Пруссия, май 1945 г.
Гв. старший лейтенант В.М.Мухмедиаров у своего истребителя Як-9У
Ст. л-т А.Д. Скидан из 139-го ГвИАП с механиком возле Як-9У
Г. Баевский с механиком самолета А. Собакиным у истребителя Як-9У, апрель 1945 г.
Летчик 515-го ИАП капитан В.А.Марьин (в центре) возле Як-9У, Германия, район Познани, апрель 1945 г.
Летчики 139-го ГвИАП возле Як-9У к-на А.Г. Машкина
Летчики 29-го ГИАП возле одного из "вахтанговских" самолетов с полковой эмблемой в виде головы северного оленя
Техники и механики самолетов у истребителя Як-9У, весна 1945 г.
Работники театра им. Вахтангова на церемонии передачи купленных на их средства истребителей Як-9У 29-му гвардейскому ИАП.
Летчики и техники одного из фронтовых полков возле Як-9У, весна 1945 г.
Старший техник аэ гв. капитан Куликов, техник звена гв. лейтенант Старков и механик по вооружению гв. старшина Карлов осматривают вооружение самолета Як-9У
Техники зачехляют мотор Як-9У на полевом аэродроме
Як-9У перед взлетом с полевого аэродрома, 1945 г. Самолет раннего выпуска с округлым беспереплетным козырьком фонаря
Оснащенный фотокинопулеметом Як-9У из неустановленного авиаполка советских ВВС, апрель 1945 г.
Пара Як-9У в полете.
Пара Як-9У в полете, советско-германский фронт, апрель 1945 года, снимок фотокорреспондента Б.Вдовенко. Самолеты оснащены фотокинопулеметами. Заслонки маслорадиаторов в полностью открытом положении
Earliest photographic evidence of the ‘Zoyombo’ national marking, carried on the fuselage of Yak-9Us and a UT-2,1946.
Як-9УТ
Последней модификацией истребителя Як-9, запущенной в серию в годы Великой Отечественной войны, был Як-9УТ (улучшенный танковый). Он обладал исключительно мощным вооружением, состоявшим из 23-мм мотор-пушки НС-23 и двух синхронных 20-мм пушек Б-20, которые заменили пулеметы УБС. Самолет оказался удачным и успел принять участие в финальных боях на советско-германском фронте.
Также были построены и проходили испытания, но не приняты на вооружение опытный образец Як-9УТ с пушкой НС-37 калибра 37 мм и Як-9 с орудием НС-45 калибра 45 мм, изображенный на снимках. Помимо мотор-пушки он был вооружен одной (правой) синхронной пушкой Б-20
Як-9УТ на испытаниях. Март 1945г.
Як-9УТ и его пилот, лето 1945г.
Як-9П
В марте 1945 года в ОКБ Яковлева был построен и испытан один самолет Як-9П (П - пушечный). Самолет был легче серийного Як-9, несмотря на замену пулемета УБС 20-мм пушкой ШВАК. Фотография сделана после окончания войны, когда истребитель проходил испытания на штопор.
Первый опытный Як-9П смешанной конструкции
Цельнометаллический Як-9П выпускался после войны
Як-9П
Як-9П с тремя пушками: центральной Н-45 и двумя синхронными Б-20С
Як-9П из 1-го ГИАП северокорейских ВВС на полевом аэродроме, лето 1950г.
Захваченный в Корее Як-9П во время испытаний на американской авиабазе Райт-Паттерсон
Линейка Як-9П ВВС Польши. Начало 1950-х. Видно, что в одном строю стоят и камуфлированные, и целиком светло-серые самолеты.
Як-9П ВВС Польши на о. Борнхольм. Судя по погнутым лопастям винта, истребитель или садился на брюхо, или скапотировал при посадке. Конец 1940-х - начало 1950-х гг.
Польша стала важным эксплуатантом истребителей Як-9. В конце 1940-х - начале 1950-х годов ВВС и авиация ВМС получили около 170 Як-9 разных модификаций.
Як-9П из состава авиации ВМФ Польши. Начало 1950-х гг.
Болгарские ВВС в 1947 году получили некоторое количество Як-9П, которые затем были модифицированы. Внешние крыльевые топливные баки были сняты, а в крыле установлены два 12,7-мм пулемета УБ. Болгарские Як-9, включая полученные от Польши, эксплуатировались до 1950-х годов.
Як-9П ВВС Болгарии, использующийся для обучения механиков в одной из местных ШМАС. Середина 1950-х гг. Самолет камуфлирован в два оттенка серого цвета. Интересно что на фото не просматривается закабинный отсек для РПК-10. Возможно, его убрали при ремонте, либо на фото ранний Як-9П смешанной конструкции.
После тренировочного полета. Техник слушает замечания летчика.
Разобранное хвостовое оперение Як-9П ВВС Болгарии. Конец 1950-х.
Як-9П ВВС Албании перед воздушным парадом. Авиабаза Ринас. Тирана. 1951 г. Самолеты целиком светло-серые, на коках винтов нарисованы красные пятиконечные звезды
In 1951, the ‘Forcat Ushtarake Ajore Shgipetare’ received its first equipment in the form of a squadron of Yak-9Ps supplied by the USSR. The grey-painted aircraft each had a red star on the spinner and carried early markings consisting of a red star on a black disc applied to the fuselage and wings. On the fin was a vertical red-black-red marking with a red star centred on the black bar.
Албанские Як-9П перед показательным полетом. Тирана, лето 1951 г. Видны опознавательные знаки старого образца (с флажком на киле), применявшиеся до 1961 г.
Як-9П с б/н белый «30» (2830) из 117-го ИАП ВВС ЮНА, который в 1949 г. проходил полный цикл летных испытаний с целью снятия окончательных характеристик . Испытания проводил летчик-испытатель Станко Форкалич. Самолет окрашен в камуфляж из двух оттенков серого цвета
Курсанты Авиационного Учебного Центра ВВС ЮНА фотографируются на фоне Як-9П из 185-го УАП, переоснащенного двигателем ВК-105ПФ-2. Не ранее 1954 г.
Подготовка к вылету Як-9П 94-го ИАП, а/б Скопье, 1948 г.
Югославские Як-9П из состава 111-го ИАП ВВС ЮНА, а/б Скопье, начало 1950-х гг.
Як-9П ВВС Венгрии. Начало 1950-х гг. Самолет в однотонной светло-серой окраске, опознавательные знаки - позднего типа, применявшиеся с конца 1951 г.
Венгерский разоруженный Як-9П с гражданской регистрацией «HA-VEA». Середина 1950-х гг.
Як-9П в музее ВМФ Польши в Гдыне. Изначально эта машина была целиком светло-серой. 1970-1980-е гг.
Польский летчик в кабине Як-9П. Конец 1940-х гг.
 
Фрагменты силовой установки и вооружения Як-9У. На снимке справа вверху видны пулеметы УБС и расположенный между блоками цилиндров коллектор охлаждения внутренних выхлопных труб с отверстием для выхода горячего воздуха. Слева внизу - размещенные в корне крыла воздухозаборники маслорадиатора и всасывающие патрубки нагнетателя
Як-9У со снятой верхней крышкой капота и демонтированным вооружением на аэродроме ЛИИ
Раскапотированный двигатель М-107А на одном из опытных экземпляров истребителя Як-9У. Обращают на себя внимание дополнительные седьмые выхлопные патрубки (спереди), через которые выводились выхлопные газы из внутренних выпускных клапанов цилиндров. Также видны карбюраторы (по три с каждой стороны), элементы трубчатой моторамы, каркас капота и стволы крупнокалиберных пулеметов УБС с газоотводными трубками.
Задняя часть опытного Як-9У. На днище фюзеляжа, обтекателе водорадиатора и створках хвостового колеса видны потеки и брызги моторного масла
Масло, попавшее во внутреннее пространство самолета, скапливалось там, создавая угрозу пожара. Частично оно просачивалось наружу сквозь щели между панелями обшивки
Одним из наиболее "назойливых" и трудноустранимых дефектов двигателей М-105, М-106 и М-107 был выброс масла при работе через различные втулки и уплотнения. К чему это приводило, видно на данных снимках опытного Як-9У. Залитое маслом лобовое стекло кабины значительно ухудшало обзор и мешало прицеливанию.