Яковлев Як-130
Варианты:
Яковлев - Як-130 - 1996 - Россия
Страна: Россия
Год: 1996


Двухместный учебно-боевой самолет
Описание
Фотографии:

Кабина (8)
Як-130

   Як-130 создавался по тому же техническому заданию российских ВВС на новый учебный самолет, что и МиГ-АТ ОКБ А. И. Микояна. Помимо самолета задание требовало создать также систему, включавшую дисплейные классы и тренажеры (как у американского Boeing T-45TS Goshawk).
   С 1993 года ОКБ А.С. Яковлева стало вести разработку самолета совместно с итальянской фирмой «Aermacchi», что повлияло на изменение назначения самолета с учебного на учебно-боевой. После этого самолет предназначался не только для подготовки пилотов для высокоманевренных истребителей типа МиГ-29 и Су-27, но и получил довольно большие ударные возможности и широкую номенклатуру вооружения.
   В отличие от МиГа самолет Як-130 получил более современную аэродинамическую компоновку с винглетами на законцовках крыла и развитыми корневыми наплывами. Для устранения попадания в двигатели посторонних предметов при взлете, посадке и рулежке основные входы воздухозаборников, расположенные под крыльевыми наплывами, перекрываются и используются дополнительные входы на верхней поверхности наплывов, как на МиГ-29.
   Как и МиГ-АТ, Як-130 оснащен перепрограммируемой системой управления для имитации поведения различных типов самолетов.
   Первый из трех демонстрационных Як-130Д совершил первый полет 26 апреля 1996 года.
   В 1999 году итальянцы вышли из программы Як-130, продолжив разработку собственного варианта Alenia Aermacchi M346 Master.
   Серийный вариант Як-130 заметно отличается от демонстратора. Масса планера снижена, а аэродинамика улучшена за счет ряда решении, включая «клыки» на передней кромке стабилизаторов, повышающие их эффективность на больших углах атаки.
   Первый самолет в серийной конфигурации был передан ВВС России в начале 2004 года, а в декабре 2009 года он был принят на вооружение. Поставки серийных машин ВВС начались в феврале 2010 года.
   Первым зарубежным покупателем Як-130 стал Алжир, заключивший в 2006 году контракт на поставку 16 самолетов, первый из которых был получен в конце 2011 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-130

   Тип: двухместный учебно-боевой самолет
   Силовая установка: два ТРДД РД-35 (2 Povazske Strojarne DV-2S) тягой по 21,58 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4570 м - 1037 км/ч; начальная скороподъемность 3048 м/мин; потолок 12 500 м; дальность полета на крейсерской скорости 2000 км
   Масса: пустого 4600 кг; максимальная взлетная 9000 кг
   Размеры: размах крыла 10,40 м; длина 11,25 м; высота 4,76 м; площадь крыла 23,52 м2
   Вооружение: до 3000 кг боевой нагрузки
В кабине Як-130 главком ВВС генерал армии В.С.Михайлов
Front cockpit of the Yak-130 first prototype (1998)
Yak-130D front cockpit is unrepresentative of the production instrument panel. The Russian variant will have two colour LCD multifunction displays and export aircraft will have a third MFD, similar to that of the MB-339FD.
Front/student's (top) and rear/instructor's instrument panels of proposed Russian preproduction Yak-130. Western versions will have three MFDs (1995)
The Yak-130's cockpit offers RuASF student pilots a modern century training environment as they are immersed in a glass cockpit, similar to those equipping the new-generation fighters and tactical bombers they will move on to.
Following the joint partnership with Aermacchi in the 1990s, the Yak-130's cockpit changed to include liquid crystal displays. The aircraft is equipped with KSU-130 quadruple digital fly-by-wire flight control system.
The Yak-130's digital fly-by-wire cockpit is designed to prepare student pilots for frontline types.
Кабина Як-130 пригодна для обучения летчиков боевых авиационных комплексов 4-го и 5-го поколений