Як-130
Як-130 создавался по тому же техническому заданию российских ВВС на новый учебный самолет, что и МиГ-АТ ОКБ А. И. Микояна. Помимо самолета задание требовало создать также систему, включавшую дисплейные классы и тренажеры (как у американского ДальшеMore>>>
Boeing T-45TS Goshawk).
С 1993 года ОКБ А.С. Яковлева стало вести разработку самолета совместно с итальянской фирмой «Aermacchi», что повлияло на изменение назначения самолета с учебного на учебно-боевой. После этого самолет предназначался не только для подготовки пилотов для высокоманевренных истребителей типа МиГ-29 и Су-27, но и получил довольно большие ударные возможности и широкую номенклатуру вооружения.
В отличие от МиГа самолет Як-130 получил более современную аэродинамическую компоновку с винглетами на законцовках крыла и развитыми корневыми наплывами. Для устранения попадания в двигатели посторонних предметов при взлете, посадке и рулежке основные входы воздухозаборников, расположенные под крыльевыми наплывами, перекрываются и используются дополнительные входы на верхней поверхности наплывов, как на МиГ-29.
Как и МиГ-АТ, Як-130 оснащен перепрограммируемой системой управления для имитации поведения различных типов самолетов.
Первый из трех демонстрационных Як-130Д совершил первый полет 26 апреля 1996 года.
В 1999 году итальянцы вышли из программы Як-130, продолжив разработку собственного варианта Alenia Aermacchi M346 Master.
Серийный вариант Як-130 заметно отличается от демонстратора. Масса планера снижена, а аэродинамика улучшена за счет ряда решении, включая «клыки» на передней кромке стабилизаторов, повышающие их эффективность на больших углах атаки.
Первый самолет в серийной конфигурации был передан ВВС России в начале 2004 года, а в декабре 2009 года он был принят на вооружение. Поставки серийных машин ВВС начались в феврале 2010 года.
Первым зарубежным покупателем Як-130 стал Алжир, заключивший в 2006 году контракт на поставку 16 самолетов, первый из которых был получен в конце 2011 года.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Як-130
Тип: двухместный учебно-боевой самолет
Силовая установка: два ТРДД РД-35 (2 Povazske Strojarne DV-2S) тягой по 21,58 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4570 м - 1037 км/ч; начальная скороподъемность 3048 м/мин; потолок 12 500 м; дальность полета на крейсерской скорости 2000 км
Масса: пустого 4600 кг; максимальная взлетная 9000 кг
Размеры: размах крыла 10,40 м; длина 11,25 м; высота 4,76 м; площадь крыла 23,52 м2
Вооружение: до 3000 кг боевой нагрузки
Новый реактивный учебно-тренировочный самолет ОКБ им. А.С.Яковлева.
Модель учебно-тренировочного самолета УТС-Як
Як-130 опытный (серым тоном) и Як-130 серийный (контурной линией)
Production Yak-130 (shaded) compared with prototype (1995)
Three-view drawing of the Yak-130D.
Production version of Yakovlev Yak-130 advanced trainer/combat aircraft (1999)