Douglas A-20 Boston / Havoc / P-70 Nighthawk
Варианты:
Douglas - A-20 Boston / Havoc / P-70 Nighthawk - 1938 - США
Страна: США
Год: 1938


Легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
A-20 Boston / Havoc / P-70 Nighthawk
A-20 Boston (торп.)
P-70 Nighthawk/Douglas Havoc
Douglas A-20, DB-7, P-70 Boston и Havoc
Фотографии:

Обломки (7)

A-20 Boston / Havoc / P-70 Nighthawk

Средний бомбардировщик и тяжелый штурмовик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с носовой стойкой. Экипаж 3 - 4 человека. Проектирование начато в "Нортроп авиэйшн корпорейшн" под руководством Дж.Нортропа и Э.Хейнемана. Впоследствии фирма поглощена "Дуглас эйркрафт", и самолет доведен до уровня серийного производства под руководством Э.Уэйденхеймера. Опытный самолет ("модель 7B") впервые поднялся в небо 26 октября 1938 г. Серийное производство начато в октябре 1939г. Бомбардировщик выпускался на заводах "Дуглас" (Санта-Моника), "Боинг" (Сиэттл). Всего построено 7479 экз.
Состоял на вооружении во Франции с ноября 1939 г., Великобритании - с июня 1940г., США - с декабря 1940 г., Голландской Ост-Индии - с января 1942 г., СССР и Австралии - с марта 1942 г., Южно-Африканского Союза - с 1943 г., Бразилии - с мая 1944 г.
Основные серийные модификации:
   - DB-7 (DB-7B3) с моторами R-1830-SC3-G ("Бостон" I) или R-1830-SC4-G ("Бостон"II), вооружение 6x7,5, бомбы до 800 кг;
   - DB-7A с моторами R-2600-A5B, удлиненными мотогондолами, увеличенным вертикальным оперением, вооружение 8x7,5 (в Великобритании перевооружались на 9x7,69), бомбы до 800 кг:
   - A-20A (в морской авиации именовался BD-1), аналог DB-7A для ВВС армии США с моторами R-2600-3/11, вооружение 8x7,62, бомбы до 726 кг;
   - DB-7B (DB-73, "Бостон" III), вариант DB-7A с удлиненной носовой частью, вооружение 9x7,69, у варианта "Бостон" III "Интрадер" 4x20 + 9x7,69, в СССР перевооружался 4x12,7, бомбы до 800 кг (в СССР дорабатывались под нагрузку до 1000 кг);
   - DB-7C, вариант DB-7B для Голландской Ост-Индии с торпедной подвеской, вооружение 7x7,69, в СССР перевооружался 4x12,7, бомбы до 908 кг;
   - A-20B (в морской авиации BD-2) с моторами R-2600-11 и измененным остеклением носовой части, вооружение 4x12,7 + 2x7,62, в СССР 2x7,62 в мотогондолах снимались, бомбы до 1090 кг (в СССР дорабатывались под нагрузку до 2000 кг);
   - A-20C ("Бостон" IIIA) с моторами R-2000-23, бронезащитой, протектированными бензобаками, вооружение 7x7,62, в СССР перевооружался 4х 12,7, бомбы до 908 кг;
   - A-20G, штурмовой вариант с моторами R-2600-23, неостекленной носовой частью без места бомбардира и вооружением 4x20+2x12,7+1x7,62 (G-1), 7x12,7+ 1x7,62 (от G-5 до G-15), 9x12,7 (все последующие серии), бомбы до 1816 кг;
   - A-20H, аналог A-20G с моторами R-2600-29, вооружение 9x12,7, бомбы до 1816 кг;
   - A-20J ("Бостон" IV) с моторами R-2600-23 и новой носовой частью с местом бомбардира, вооружение 5x12,7, бомбы до 1816 кг;
   - A-20K, аналог A-20J с моторами R-2600-29.
Первое боевое применение - в Южной Франции в июне 1940 г. В рядах французских ВВС DB-7B3 воевали сначала против немцев, затем летом 1940 г. совершили налет на Гибралтар и служили в авиации правительства Виши до ноября 1942 г., когда их использовали для ударов по англо-американским десантам в Алжире. Английские "бостоны" начали применяться с февраля 1942 г. в Европе, с апреля 1943 г. в Африке. A-20 ВВС армии США с августа 1942 г. воевали на Новой Гвинее, с июня 1942 г. в Европе, с декабря 1942 г. - в Северной Африке. В СССР эти бомбардировщики впервые вступили в бой в мае 1942 г. на Юго-Западном фронте и использовались далее практически на всех фронтах до конца войны. Принимали участие в сражениях под Сталинградом, на Кубани, на Курской дуге и других операциях, а также в боевых действиях против Японии в августе 1945 г. С февраля 1943 г. их применяла и советская морская авиация (как бомбардировщики, разведчики и торпедоносцы). Голландские A-20C недолго повоевали против японцев на о.Ява в начале 1942 г. Австралийские машины совместно с американскими действовали на Новой Гвинее.
Самолет снят с производства в сентябре 1944 г. Снят с вооружения во Франции и Австралии в конце 1944 г., в Великобритании - осенью 1945 г., в Южно-Африканском Союзе - в 1946 г., в США - в 1947 г. (как боевой служил до 1946 г.), в СССР - в 1952-1953 гг.


A-20G||
Размах:||18,7 м
Длина:||14,63 м
Моторы, количество х мощность:||2x1600 л.с
Взлетная масса, максимальная:||10850 кг
Максимальная скорость:||532 км/ч
Практический потолок:||7200 м
Дальность:||1740 км

A-20 Boston (торп.)

Средний бомбардировщик, цельнометаллический свободнонесущий двухмоторный моноплан, убирающееся трехколесное шасси. Проектирование самолета началось в "Нортроп авиэйшн корпорейшн" под руководством Дж. Нортропа и Э. Хейнемана. Впоследствии эта фирма была поглощена "Дуглас эйркрафт", и бомбардировщик доведен до серийного производства под руководством Э. Уэйденхеймера. Опытный самолет "модель 7B" впервые взлетел 26 октября 1938 г. Серийное производство было начато в октябре 1939 г. Всего на заводах "Дуглас" (Санта-Моника) и "Боинг" (Сиэттл) выпущено 7479 экз.
Торпедная подвеска введена впервые на модификации DB-7C (экспортная для ВВС Голландской Ост-Индии, 1941 г.) и сохранялась далее на всех последующих модификациях - A-20B, A-20C и т.д. При этом одна торпеда размещалась в бомбоотсеке в полузакрытом положении. Однако ни ВВС армии США, ни авиация других стран эту подвеску не использовали.
В СССР "бостоны" начали применяться с февраля 1943 г. как разведчики на Балтийском флоте и как бомбардировщики- на Черном море. Весной того же года на заводе # 81 изготовлен опытный образец новой торпедной подвески для A-20 на т.н. мостах, крепившихся раскосами к фюзеляжу. При этом самолет брал две торпеды по 940 кг. Переделка A-20 в торпедоносцы велась как на заводе # 81, так и на других предприятиях и в воинских частях. В большинстве переделывались самолеты модификации A-20G с моторами R-2600-23 и вооружением: 4x20+ 2x12,7+1x7,62 (G-1) или 7x12,7+ 1x7,62 (последующие серии), бомбовая нагрузка до 1816 кг (реально до 2000 кг).
Существовало два основных варианта переделки: с оборудованием кабины штурмана в носовой части (в этом случае 4x20 или 4x12,7 демонтировались) и размещением ее за местом стрелка-радиста. На серии G-1 также заменялась верхняя шкворневая установка на советскую турель и вооружение сводилось к варианту 4x20+3x12,7+1x7,62 или 3x12,7+1x7,62. Всего в СССР переделано 637 самолетов A-20.
Применение переделанных A-20 - торпедоносцев(иногда именовались A-20ДО) началось на Балтике летом 1943 г. К концу войны ими были вооружены все минно-торпедные полки Черноморского, Балтийского и Северного флотов. Переделанные A-20 использовались не только как торпедоносцы, но и как топмачтовики.
Последние A-20 сняли с вооружения советской морской авиации в 1952-1953 гг.


DB-7C (переделанный в СССР в торпедоносец)||
Размах:||18,69 м
Длина:||14,42 м
Моторы, количество х мощность:||2x1600 л.с.
Взлетная масса, максимальная (с двумя торпедами): 10528 кг||
Максимальная скорость:||413 км/ч
Практический потолок:||6800 м
Дальность:||735 км

P-70 Nighthawk/Douglas Havoc

Быстроходный и маневренный двухмоторный бомбардировщик Дуглас A-20 (в Англии именовавшийся "Бостон") стал основой для целого семейства тяжелых истребителей, построенных в разных странах. A-20 ("модель 7B") был спроектирован в КБ фирмы "Нортроп" (впоследствии отделение "Эль-Сегундо" фирмы "Дуглас") под руководством Дж.Нортропа и Э.Уэденхеймера и совершил первый полет 26 октября 1938 г.
С лета 1940 г. авиамастерские в Бэртонвуде (Англия) начали переделку американских бомбардировщиков в тяжелые ночные истребители под названием Дуглас "Хэвок". Выпускались две модификации:
"Хэвок" I с моторами R-1830-S3C-4G, вооружением 8x7,69 вперед и РЛС; "Хэвок" II с моторами R-2600-A5B, вооружением 12x7,69 вперед и РЛС.
Всего переделано 199 самолетов (включая летающие прожекторные установки "Хэвок-Турбинлайт" и минные заградители "Хэвок-Пандора"). С марта 1941 г. "хэвоки" применялись ПВО Великобритании.
В США аналогичной переделке были подвергнуты самолеты модификации A-20. Опытный образец XP-70 совершил первый полет летом 1941 г. Выпуск серии P-70 начался в апреле 1942 г.
Строились серийно три модификации:
   - P-70 на базе бомбардировщика A-20, вооружение 4x20, РЛС;
   - P-70A на базе бомбардировщика A-20C, вооружение 6(8)х12,7, РЛС;
   - P-70B на базе бомбардировщика A-20G, вооружение 6x12,7, РЛС.
Состояли на вооружении в США с сентября 1942 г. Всего выпущено 211 самолетов.
P-70 применялись с февраля 1943 г. на о. Гуадалканал, с осени того же года - на Новой Гвинее и Соломоновых островах. В СССР переделывались в ночные истребители A-20 различных модификаций (в основном A-20G-1) с установкой отечественных РЛС. Первая такая машина изготовлена в 1943 г., серийное производство велось в 1944 г. Всего переделано около 100 машин, применявшихся в 1944 - 1945 гг. в Белоруссии, Прибалтике, Польше и на Черном море.
В Великобритании "Хэвок" сняли с вооружения в январе 1943 г., в США P-70 - в сентябре 1944 г., в СССР (особых обозначений не имели) - в 1947 г.


P-70||
Размах:||18,7 м
Длина:||14,52 м
Моторы, количество х мощность:||2x1600 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10195 кг
Максимальная скорость:||528 км/ч
Практический потолок:||8600 м
Дальность:||2330 км

Douglas A-20, DB-7, P-70 Boston и Havoc

A-20 (фирменное обозначение DB-7) был одним из самых массовых легких бомбардировщиков периода Второй мировой войны. Причем машина использовалась для решения очень широкого круга задач, каждый раз доказывая свой высокий потенциал. Базовый вариант самолета появился в 1936 году, когда уже частично попавшая под влияние "Douglas Aircraft Corporation" компания "Northrop Corporation" (полное поглощение состоялось в апреле 1937 года) приступила к проработке ударного самолета, предназначенного на замену находившимся тогда на вооружении одномоторным легким бомбардировщикам. После активных консультаций с представителями авиакорпуса Армии США, позволивших выработать наиболее оптимальные тактико-технические требования к самолету, руководство "Northrop Corporation" объявило о запуске в работу проекта, которому присвоили рабочее обозначение Northrop Model 7A.
   После переработки проекта в 1938 году появился Model 7B - двухмоторный самолет со звездообразными ПД Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp мощностью 1100 л. с. (820 кВт) взамен предлагавшихся изначально Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 425 л.с. (317 кВт). Model 7B представлял собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом, который отличался отогнутой вверх хвостовой частью фюзеляжа с обычным хвостовым оперением. Новшеством для того времени стали трехстоечное шасси с носовой опорой, а также наличие взаимозаменяемых носовых секций фюзеляжа, что позволяло достаточно легко переоборудовать самолет в штурмовой или бомбардировочный варианты. Первый полет состоялся 26 октября 1938 года, самолет продемонстрировал хорошие характеристики, в том числе - высокие скорость и маневренность.
   Поскольку авиакорпус Армии США на тот момент потребности в таком самолете не испытывал, компания решила предложить его на экспорт. Первый заказ - на 100 самолетов - поступил от Франции в феврале 1939 года. При этом заказчик потребовал несколько доработать самолет для Европейского ТВД, где немецкие самолеты уже показали себя в ходе гражданской войны в Испании. Фюзеляж был сделан более высоким - для увеличения бомбовой нагрузки и запаса топлива, было уменьшено его поперечное сечение; вместо схемы высокоплан применена схема среднеплан; для носовой опоры была сделана более высокая стойка с масляной амортизацией; кабина экипажа и топливные баки получили бронезащиту; были установлены более мощные двигатели Twin Wasp мощностью по 1200 л.с. (895 кВт). Модернизированный самолет получил, с учетом значительности изменений, новое обозначение DB-7 (Douglas Bomber no.7), первая серийная машина поднялась в воздух 17 августа 1939 года. Несмотря на попытки "Douglas" завершить поставки всех 100 самолетов до конца 1939 года, к моменту вторжения Германии в мае 1940 года французские ВВС располагали только 60 этими машинами. И только 12 самолетов из 2-й бомбардировочной группы приняли участие в боевых действиях - 31 мая 1940 года они нанесли удар по колоннам немецкой бронетехники.
   Пока компания "Douglas" занималась разработкой самолета DB-7, поступил еще один заказ от Франции - уже на усовершенствованный вариант этого самолета. DB-7A должен был нести большее количество оборудования, поэтому должен был иметь полную массу на 24% выше, чем у DB-7, а также оснащаться более мощными звездообразными ПД R-2600 Cyclone 14 (гондолы двигателей и способ их установки были изменены). Поскольку путевая устойчивость самолета DB-7 была близка к предельно допустимой, были увеличены площадь киля и руля направления - соразмерно увеличению мощности двигателя. Когда стало ясно, что Франция неминуемо падет под ударами германской армии, Великобритания взяла на себя все нереализованные французские заказы, а также оплатила то небольшое количество самолетов, которое заказала Бельгия. В итоге британские ВВС получили порядка 15-20 самолетов DB-7, получивших местное обозначение Boston Mk I и использовавшихся для переподготовки пилотов. Следующая партия самолетов (125 машин), предназначенных для британских ВВС, изначально получила обозначение Boston Mk II.
   Благодаря хорошей грузоподъемности и высокой скорости, Boston Mk II оказались пригодными для переоборудования в ночные истребители, поэтому зимой 1940 года эти машины получили РЛС для перехвата, дополнительную бронезащиту, восемь 7,7-мм пулеметов в носовой части, а также систему гашения пламени выхлопа двигателей. Самолеты покрасили в матовый черный цвет.
   Следует отметить достаточно необычную систему двойного управления - в кабине стрелка установили дублирующие основные рычаги управления самолетом, что, по мнению многих специалистов, вряд ли позволило бы стрелку совершить самостоятельно безаварийную посадку.
   Королевские ВВС Великобритании получили первые такие самолеты в декабре 1940 года под обозначением Havoc Mk I. Первой новые самолеты получила 86-я эскадрилья - 7 апреля 1941 года она достигла состояния боеготовности. Вторая партия - примерно 100 самолетов DB-7A - была переоборудована аналогичным образом, только пулеметов стало двенадцать, данные машины получили обозначение Havoc Mk II. Около 40 самолетов DB-7 были модифицированы в ночные бомбардировщики, сохранив рабочее место бомбардира в носовой части и возможность брать на борт до 1089 кг бомб. Кроме того, внизу носовой части были установлены четыре 7,7-мм пулемета. Новая модель получила официальное обозначение Havoc Mk I (Intruder), но неофициально именовался и как "Moonfighter", и как "Ranger", и как "Havoc Mk IV".
   Для улучшения ограниченных возможностей самолетных РЛС перехвата типа AI, установленных на новых машинах, каждый из 21 самолета Havoc Mk I был оборудован прожектором Helmore/GEC мощностью примерно 2700 млн свечей. Такие самолеты получили обозначение Havoc Mk I (Turbinlite) и применялись для обозначения (высвечивания) немецких самолетов, которые затем должны были атаковать истребители Hurricane. Однако эта затея себя не оправдала. Еще 39 самолетов Havoc Mk II также были переоборудованы и получили обозначение Havoc Mk II (Turbinlite). ВВС Армии США утвердили обозначение Havoc для всех находящихся на вооружении моделей A-20.
   Несколько самолетов DB-7A продолжали использоваться в качестве легких бомбардировщиков под наименованием Boston Mk III, но Великобритания заказала также усовершенствованную модификацию DB-7B - с новыми приборами, электрической и гидравлической системами. Они также получили обозначение Boston Mk III и вооружались четырьмя 7,7-мм пулеметами, установленными в носовой части, два - на высокоскоростной поворотной установке в задней части кабины, а седьмой пулемет стрелял через отверстие в днище фюзеляжа. Кроме того, самолет нес бомбовую нагрузку массой до 907 кг. Данные самолеты в начале 1942 года заменили самолеты Bristol Blenheim в составе 2-й группы, размещенной в Северной Африке.
   В соответствии с первыми заказами на самолеты DB-7, поступившими в мае 1939 года от авиакорпуса Армии США, было изготовлено 63 самолета под обозначением A-20, которые оснащались двигателями R-2600-7 с турбонагнетателями. Три из них были переоборудованы для ведения аэрофоторазведки, тогда как из оставшихся один стал прототипом ночного истребителя XP-70, а 59 машин - серийными ночными истребителями P-70. Прототип был оснащен двигателями R-2600-11 без турбонагнетателя, и на всех машинах были установлены РЛС перехвата AI британского производства и четыре 20-мм пушки под фюзеляжем. Данные ночные истребители использовались преимущественно как учебно-тренировочные самолеты.
   Первым вариантом бомбардировщика, поступившим на вооружение авиакорпуса Армии США, стал A-20A, в целом схожий с A-20, но отличавшийся двигателями R-2600-3 без турбонагнетателя и с вооружением, как на самолете DB-7B, но с использованием 7,62-мм пулеметов. В задней части каждой из гондол были установлены по одному пулемету с дистанционным управлением; бомбовая нагрузка составляла 499 кг. Один прототип XA-20B был переделан из серийного A-20A, вооружение его было изменено - три автоматические турели с дистанционным управлением. Но серийные A-20B получили два установленных в носовой части пулемета калибра 12,7 мм и в основном были подобны самолету DB-7A.
   В условиях массового производства требовался больший уровень стандартизации, поэтому Boston Mk III британских ВВС и американский A-20C представляли собой фактически один и тот же самолет, оснащенный двигателями R-2600-23. Для увеличения выпуска компания "Douglas" передала лицензию компании "Boeing", после чего последняя выпустила 140 самолетов A-20 для британских ВВС - они были поставлены по договору ленд-лиза под обозначением Boston Mk IIIA. Машины отличались иной электрической системой, а также имели некоторые отличия во вспомогательном оборудовании двигателей. DB-7 данной модификации также поставлялись по ленд-лизу в 1942 году в СССР. Самолеты Boston Mk III из 226-й эскадрильи британских ВВС использовались для подготовки экипажей 15-й бомбардировочной эскадрильи ВВС Армии США, которые прибыли в Великобританию в мае 1942 года в качестве передового отряда 8-й Воздушной армии. Шесть экипажей из этой эскадрильи вместе с шестью британскими экипажами совершили первый в истории 8-й ВА боевой вылет с территории Великобритании (4 июля 1942 года).
   Следующей серийной моделью стал A-20G, в Санта-Монике на заводе "Douglas" были построены 2850 машин. Они также оснащались двигателями R-2600-23 и были на 20,32 см длиннее - для размещения в носовой части двух 12,7-мм пулеметов и четырех 20-мм пушек, а также двух 12,7-мм или одного 12,7-мм и одного 7,62-мм пулеметов в задней части кабины. Большая часть ранних A-20G в данной конфигурации была поставлена в СССР. Следующая модификация A-20G оснащалась 12,7-мм пулеметами - вместо 20-мм пушек. Последняя модификация этой машины имела расширенную на 0,15 м заднюю часть фюзеляжа (для установки турели с электроприводом для двух 12,7-мм пулеметов), имелись также под- крыльевые бомбодержатели на 907 кг бомб, дополнительные топливные баки в бомбовом отсеке и устройство для крепления под фюзеляжем сбрасываемого бака, с которым дальность полета повышалась до 3219 км и более. Такие машины, естественно, нашли широкое применение на Тихоокеанском ТВД, куда они прибыли в 1942 году и были тепло встречены летчиками 5-й Воздушной армии США под командованием генерал-майора Джорджа Кении. Однако, посчитав вооружение самолетов слишком слабым, военные установили дополнительно четыре 12,7-мм пулемета, а по распоряжению Кенни - на них стали использовать 10-кг осколочные авиабомбы с небольшими парашютами, каждая машина могла нести до 40 таких бомб. Затем на A-20G были улучшены бронезащита, установлены новое навигационное оборудование и устройства для прицельного бомбометания, а также проведена доработка с целью использования машины в условиях низких температур.
   Кроме того, были собраны еще 412 самолетов A-20H, которые отличались новыми двигателями R-2600-29 мощностью по 1700 л.с. (1268 кВт). Следует отметить, что ни A-20G, ни A-20H не попали в британские ВВС, но их модификации A-20J и A-20K (лидеровщики) выпускались для ВВС Армии США и для Королевских ВВС Великобритании - под обозначениями Boston Mk IV и Boston Mk V соответственно. Их отличие составляла в основном целиком прозрачная носовая часть фюзеляжа, в которой размещался боевой пост бомбардира. На момент окончания производства, 20 сентября 1944 года, "Douglas" выпустила 7385 самолетов DB-7 и его различных модификаций, использовавшихся американцами и их союзниками для решения широкого круга задач. Машины также поставлялись Бразилии, Нидерландам и СССР, а незначительное количество самолетов, полученных британскими ВВС, затем были переданы ВВС Австралии, Канады и Новой Зеландии, а также южно-африканским ВВС. Кроме того, один самолет A-20A под обозначением BD-1 был направлен ВМС США для оценочных испытаний, а в 1 942 году восемь самолетов A-20B были подготовлены для использования в качестве буксировщиков мишеней. Они получили обозначения BD-2.


Варианты

   A-20D: проектировавшаяся более легкая модификация со звездообразными ПД R-2600-7 с турбонагнетателями и более крупными протектированными баками
   A-20E: семнадцать самолетов A-20A с незначительными внутренними модификациями
   XA-20F: один самолет A-20A, приспособленный для испытания двух турелей фирмы "General Electric", каждая с двумя 12,7-мм пулеметами (одна турель сверху фюзеляжа, вторая - под ним); позднее самолет был вновь переоборудован - получил одну 37-мм пушку в носовой части фюзеляжа
   XF-3: три прототипа самолета-разведчика, переделанные из A-20
   YF-3: два экспериментальных самолета-разведчика, похожие на XF-3, но со звездообразными ПД R-2600-23 и с ручной турелью на два 12,7-мм пулемета
   F-3A: 46 самолетов-разведчиков, переделанных из A-20J и A-20K
   O-53: тяжелый самолет для наблюдения, эквивалент A-20B; в октябре 1940 года были заказаны 1489 таких самолетов, но впоследствии заказ был отменен
   P-70A-1: 39 ночных истребителей, переделанных из A-20C; выпущены в 1943 году, они вооружались шестью 12,7-мм пулеметами, размещенными в носовой части фюзеляжа, и двумя пулеметами на шкворневых установках в задней части фюзеляжа; был установлен усовершенствованный радар
   P-70A-2: 65 ночных истребителей, переделанных из A-20G, эквивалентны модификации P-70A-1, но без пулеметов на шкворневых установках
   P-70B-1: один экспериментальный самолет, переделанный из A-20G, имел РЛС SCR-720 и шесть 12,7-мм пулеметов, расположенных по бокам носовой части фюзеляжа - в блистерах по три с каждой стороны
   P-70B-2: 105 учебно-тренировочных ночных истребителей, переделанных из A-20G и A-20J; на самолетах были установлены РЛС SCR-720 и SCR-729; имелась возможность установки шести или восьми 12,7-мм пулеметов
   Havoc Mk I (Pandora): около 20 самолетов Havoc Mk I (Intruder), переоборудованных для применения "Long Aerial Mine" - специального средства поражения, которое сбрасывалось на парашюте для нанесения ударов по группам бомбардировщиков
   Havoc Mk III: первоначальное обозначение самолета Havoc Mk I (Pandora)
   Boston Mk III (Intruder): обозначение самолетов Boston Mk III, переоборудованных для решения ударных задач; под фюзеляжем установлены четыре 20-мм пушки
   Boston Mk (Turbinlite): три самолета, схожие с Havoc Mk I и Havoc Mk II (Turbinlite)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas A-20G-20 Havoc

   Тип: легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: два звездообразных ПД Wright R-2600-23 мощностью по 1600 л. с. (1193 квт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3260 м - 510 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 412 км/ч; набор высоты 3050 м - за 8 мин 48 с; практический потолок 7225 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 1521 км
   Масса: пустого 7708 кг; максимальная взлетная 10964 кг
   Размеры: размах крыла 18,69 м; длина 14,63 м; высота 5,36 м; площадь крыла 43,20 мj
   Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов Browning M2, плюс два таких же пулемета в дистанционно-управляемых надфюзеляжных турелях и один такой же пулемет для обороны задней полусферы (стрельба через отверстие в днище фюзеляжа), а также до 1814 кг бомб в бомбоотсеке и на четырех подкрыльевых узлах подвески
A-20, подбитый над Францией. Май 1944г.
Этот "Бостон", по крайней мере, вернулся на свой аэродром
AFTER THE TYRE BURST: One of the new Douglas DB-7 bombers came to rest like this after a take-off on the Los Angeles aerodrome. The pilot, Bill Coyne, was unhurt, but the undercarriage collapsed and the airscrews were bent somewhat
Во время налета на Гибралтар 24 сентября 1940г. один бомбардировщик DB-7 получил повреждения и совершил вынужденную посадку
Douglas A-20 Havoc Little Hellion of the 89th Bomb Squadron after crash-landing at an air base in New Guinea.
Ken Hedges with his damaged Douglas A-20 Havoc which he flew through a coconut tree in New Guinea in March 1944.