Описание
Страна : Япония
Год : 1943
Одноместный истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик
Варианты
- Mitsubishi - A6M Reisen - 1939 - Япония
- Nakajima - A6M2-N Rufe - 1941 - Япония
- Mitsubishi - A6M5 Reisen - 1943 - Япония
A6M5 Reisen
Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Мицубиси дзюкоге" под руководством Дз. Хорикоси. Опытный образец этого самолета совершил первый полет 1 апреля 1939 г. Серийное производство начато в июне 1940 г. Строился заводами "Мицубиси" в Нагое, "Накадзима" в Окава, "Хитачи кокуки", 21-м авиаарсеналом флота в Омуре. Всего выпущено 10 938 экз. (вместе с учебными вариантами).
Мотор "Сакае". Вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении японского флота с июля 1940 г. (как "тип 0").
Основные серийные модификации:
- A6M2 (модель 11) с мотором "Сакае" 12, вооружение 2x20+ 2x7,9, поздние серии (модель 21) с усиленным складным крылом и флеттнерами на элеронах;
- A6M3 (модель 32) с мотором "Сакае" 21, измененным капотом, урезанным законцовками нескладывающегося крыла, увеличенным боезапасом пушек, вариант A6M3-Ko (модель 32А) с длинноствольными пушками;
- A6M2-N - поплавковый истребитель на базе A6M2;
- A6M5 (модель 52) с мотором "Сакае" 21, усиленной обшивкой крыла, дополнительными бензобаками в консолях, нескладывающееся крыло меньшей площади с округлыми законцовками, бомбодержателями (бомбы до 100 кг), вариант А6М5-Ко (модель 52А) с усиленным набором крыла, А6М5-Оцу (модель 52В) с вооружением 2x20+1x7,69+1x13,2, бронестеклом, автоматической системой пожаротушения, А6М5-Хей (модель 52С) - с 2x20+3x13,2+1x7,69, протектированием бензобаков, подвеской 2хНУР, часть А6М5-Хей выпущена как модель 53С с мотором "Сакае" 31, А6М5-Тей - перехватчик с вооружением 3x20+ 1x7,69+1,13,2 (одна пушка наклонно в задней части фюзеляжа), переделывался из типа Хей;
- A6M7 - истребитель-бомбардировщик с мотором "Сакае" 31.
В июле 1940 г. А6М перебросили в Китай. Первый боевой вылет - сопровождение бомбардировщиков в налете на Чунцин 19 августа. Первый воздушный бой с китайскими истребителями состоялся 13 сентября над Чунцином. Позднее неоднократно совершали рейды на Чунцин и Ченгту. В 1941 г. участвовали в захвате Французского Индокитая.
К концу 1941 г. А6М являлся основным палубным истребителем императорского флота. Эти машины базировались на шести авианосцах. Они участвовали в атаке на Гавайские о-ва 8 декабря 1941 г., поддерживали вторжение в Малайю и десант на Филиппинах. Самолеты с авианосцев "Сорю" и "Хирю" нанесли удары по о. Уэйк и поддержали высадку там войск.
Позднее палубная авиация обеспечивала захват о-вов Новая Британия и Новая Ирландия.19 февраля 1942 г. А6М сопровождали бомбардировщики при налете на Дарвин (Австралия). До марта эти машины воевали в Индонезии, как с авианосцев, так и с берега. Весной 1942 г. они приняли участие в рейде японского авианосного соединения в Индийский океан, в налетах на Коломбо и Тринкомали.
В мае 1942 г. А6М прикрывали десант, высадившийся на о-ва Кыска и Атту (Алеутские о-ва). Одновременно они сражались у о. Мидуэй. В ноябре 1942 г. японский флот использовал эти истребители на шести авианосцах и в трех соединениях на суше.
A6M5 появились на фронте с осени 1943 г., к ее концу такие машины уже несли девять авианосцев. Они приняли участие в двух сражениях в Филиппинском море летом 1944 г., обороняли о-ва Сайпан, Гуам и Тиниан. Последняя крупная операция проводилась с авианосцев в октябре того же года.
В конце войны применялись отрядами "камикадзе" с подфюзеляжной подвеской 250-кг бомбы. Впервые их бросили в бой у о. Себу в октябре 1944 г. Летчики-самоубийцы в широких масштабах встречались на Филиппинах, а затем на Окинаве. Ими был потоплен авианосец "Сент-Ло".
В конце войны в строю оставались только A6M5. Ими были вооружены шесть групп в Японии, одна - в Рабауле, одна - на Тайване и одна - в Шанхае. Устаревшие модификации служили как учебные или были переданы в подразделения "камикадзе". Последние использовали также двухместные учебные модификации A6M2-K и A6M5-K (на базе истребителей A6M2 и A6M5 соответственно).
Производство А6М было прекращено уже после капитуляции Японии.
А6М5-Оцу||
Размах:||11,0 м
Длина:||9,12 м
Моторы, количество х мощность:||1x1130 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2733 кг
Максимальная скорость:||560 км/ч
Практический потолок:||11740 м
Дальность:||1910 км
Описание:
- A6M5 Reisen
- Mitsubishi A6M Zero-Sen (морской палубный истребитель Тип 0)
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / Н.Валуев - "Зеро" - летающая легенда (2)
Истребитель A6M5 Такео Таминицу (32 аоздушные победы)
-
АвиаМастер 2001-02 / С.Степанов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (6)
A6M5 "Зеро" модель 52 старшины Такео Танимицу, 203-й "кокутай", япония, июнь 1945г.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
A6M5 модель 52 мичмана Тетсузо Ивамото из состава 253-й авиагруппы. Рабаул, февраль 1944 г.
-
Мировая Авиация 30
A6M5c Reisen "Zeke". Внешне похожая на стандартный A6M5, модель 5c отличалась усиленным вооружением с двумя 13,2-мм пулеметами, установленными в крыле с внешних сторон пушек. Было построено 93 самолета A6M5c.
-
Авиация и Время 2003-04 / А.Подопригора - Цветенья вишни век не долог
A6M5c л-та Ивамото Тецудзо из 252-го кокутая. Окинава, февраль 1945г. По докладам пилота, он сби лично 202 самолета противника и 26 в группе. Послевоенные исследования сократили число его побед до приблизительно 80
-
Air Enthusiast 2003-07 / M.Huggins - Wings of the rising sun
Mitsubishi A6M3 in typical late war scheme. The '1' at the top of the rudder indicates a former 'Zuikaku' unit while the yellow lines denote a commander's aircraft.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
A6M5 модель 52 из состава учебной авиагруппы Гензан. Корея, Вонсан, июль 1944 г.
-
Air Enthusiast 1971-10 / Model enthusiast
A6M5 of Genzan Air Corps (Training), Wonsan, North Korea, winter 1944.
-
Мировая Авиация 239
Наиболее боеспособным истребителем Императорского флота в последний год войны был A6M5. Этот самолет в яркой окраске использовался для обучения в авиакорпусе Гензан в Вонсане, Корея (позднее Северная Корея, этот город стал местом ожесточенных боев в ходе корейской войны).
-
Мировая Авиация 195
A6M5, самый важный из всех японских истребителей заключительного периода войны, отличался реактивными выхлопными патрубками и крылом с закругленными законцовками. Данный ярко окрашенный самолет использовался в качестве учебно-тренировочного в авиагруппе Genzan, дислоцированной в Вонсане, Корея (позже город отошел КНДР и спустя десять лет стал ареной новых ожесточенных боев).
-
Мировая Авиация 29
A6M5 представлял собой промежуточный улучшенный вариант, который строился в больших количествах, чем любой другой вариант Zero. Он появился осенью 1943 года и предназначался для восстановления баланса сил в воздухе против F6F Hellcat.
-
Мировая Авиация 83
Организация "Самолеты славы" заявляет, что ее A6M5 Zero является единственным существующим аутентичным экземпляром данного типа машин, находящимся в состоянии летной годности. После реставрации самолет впервые поднялся в воздух в 1978 году с двигателем Sakae 31, на нем нанесены оригинальные обозначения.
-
Aeroplane Monthly 1981-01
The Planes of Fame Museum’s Mitsubishi A6M5 Zero 61-120, being flown by Steve Hinton.
-
Aeroplane Monthly 1988-07
The California-based Air Museum's Planes of Fame Collection's Zero and "Almost Zero" - actually disguised Harvard N7757 - flying from Chino in May 1987. The genuine Zero, 61-120 (the one in the background), was the subject of a Preservation profile in our June 1987 issue.
Другие самолёты на фотографии: North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935
-
Aeroplane Monthly 1985-11
An unusual formation. FRANK B. MORMILLO photographed Steve Hinton flying the Planes of Fame A6M5 alongside Maj Bruce Stott in an F-16, in December 1983
Другие самолёты на фотографии: General Dynamics F-16A/C/E Fighting Falcon - США - 1974
-
Aeroplane Monthly 1985-05
FRANK B MORMILLO's photograph, taken in May 1983, depicts a formation of four Planes of Fame Museum aircraft. Nearest the camera is the Zero being flown by Jim Maloney. Next is the Curtiss P-40, flown by John Maloney, followed by Ross Diehl in the P-51D Glamorous Glen III and, in the background, Frank Sanders in the museum's Sea Fury
Другие самолёты на фотографии: Curtiss P-40D Kittyhawk / Warhawk - США - 1941Hawker Fury / Sea Fury - Великобритания - 1944North American P-51D Mustang - США - 1944
-
Aeroplane Monthly 1984-03
A trio of classic American World War Two aircraft rehearsing for the 1983 Planes of Fame Museum annual display. Nearest the camera is the unmarked Curtiss P-40, flown by John Maloney In the centre is the Museums's P-51D "Glamorous Glen III" now painted to represent an aircraft flown by Chuck Yeager, and furthest from the camera is the Museum's famous Zero being flown by Steve Hinton
Другие самолёты на фотографии: Curtiss P-40D Kittyhawk / Warhawk - США - 1941North American P-51D Mustang - США - 1944
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / В.Бакурский - Звезды на крыльях
Основной японский истребитель периода Второй мировой войны A6M «Зеро»
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / В.Бакурский - Звезды на крыльях
А вот в Юго-Восточной Азии желтые носки крыла, наоборот, делали британские истребители похожими на японские самолеты
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v4
Mitsubishi A6M5 Zero-Sen.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
A6M5 модель 52 стал первым в своем семействе, оснащенным реактивными выхлопными патрубками
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / Н.Валуев - "Зеро" - летающая легенда (2)
Вооружение истребителя A6M5c усилили за счет двух крыльевых 13,2-мм пулеметов "тип 3"
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
Один из первых экземпляров истребителя-бомбардировщика A6M7
A6M5c со снятыми 13,2-мм пулеметами и пусковыми установками ракет под крылом.
Последний вариант A6M5c появился в конце 1944 года, чтобы заполнить пробел, возникший из-за проблем с новым истребителем Mitsubishi A7M1 Reppu. Боевой опыт требовал усиления защиты и вооружения самолета. На самолете установили дополнительную бронезащиту и пулеметы в крыле, что привело к увеличению его массы на 317 кг и снижению летных характеристик. Были построены только 93 истребителя этого варианта. -
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
Этот A6M7 из состава 302-й авиагруппы достался американцам почти целым. 1945 г.
-
Aeroplane Monthly 1987-06 / Mitsubishi A6M5 Zero 61-120 /Preservation Profile/
The Zero on display at Chino in 1964.
-
Air Pictorial 1977-01 / A.Heape - Iruma Air Show
Beautifully restored Mitsubishi A6M5 "Zero" 43-188, which once served with the Japanese Navy's 343rd Fighter Group and is now preserved at Hamamatsu
-
Aeroplane Monthly 1988-06 / Mitsubishi A6M Zero 5784 /Preservation Profile/
The completed Zero painted as a 204th Sqn aircraft of the Tainan Air Corps.
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / Н.Валуев - "Зеро" - летающая легенда (2)
A6M5c, оснащенный бронестеклами, после капитуляции Японии на авиабазе Омура
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / Н.Валуев - "Зеро" - летающая легенда (2)
Последняя серийная модификация "Зеро" A6M7 с временными опознавательными знаками капитулировавшей Японии
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
A6M5 со специальными опознавательными знаками, нанесенными после капитуляции Японии, осень 1945 г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / Н.Валуев - "Зеро" - летающая легенда (2)
A6M5b модель 52b получил подкрыльевые ПТБ
A6M5b с редко используемыми подкрыльевыми баками -
Авиация и Космонавтика 2009-04 / Н.Валуев - "Зеро" - летающая легенда (2)
Истребители A6M5c на авиабазе в Корее
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
Заправка топливом из бочки истребителя A6M5
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
Техник несет пустой ПТБ к истребителю A6M5
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / Н.Валуев - "Зеро" - летающая легенда (2)
Эскадрилья камикадзе на о.Иводзима
-
Aeroplane Monthly 1980-10 / F.Mormillo - Zero + Zero = Something Unique
Both Zeros at Planes of Fame Museum, Chino.
-
Aeroplane Monthly 1980-10 / F.Mormillo - Zero + Zero = Something Unique
61-120 preparing for takeoff during the “Gathering of Eagles” airshow at Chino, August 25, 1979.
-
Aeroplane Monthly 1980-10 / F.Mormillo - Zero + Zero = Something Unique
Picture was taken during 61-120's last test flight before its tour of Japan.
-
Air International 1982-02
A beautifully restored, airworthy, surviving Mitsubishi A6M Zero, photographed by Yoichi Kokubo.
-
Мировая Авиация 26
Из 40 воздушных побед Бонга более 35 составили одноместные японские истребители. Легендарные "Зеро" не составляли проблемы для Бонга, поскольку при всей их отличной маневренности они не были столь быстрыми и хорошо вооруженными, как P-38. Бонгу обычно хватало одного-двух попаданий, чтобы вражеский самолет загорелся.
-
Aeroplane Monthly 1982-11
The photograph of the Planes of Fame Museum's Mitsubishi A6M5 Zero 61-120 was taken by BRANDON O'BRIEN in August 1980.
-
Aeroplane Monthly 1983-04
The world's only airworthy, authentic Zero fighter. The aircraft is owned by the Planes of Fame Museum at Chino. Steve Hinton is seen flying the Zero in August of 1980.
-
Aeroplane Monthly 1985-05
FRANK MORMILLO'S photograph of the Planes of Fame Mitsubishi Zero, flown by Steve Hinton, and F6F-5, flown by John Musala, taken in May 1982
Другие самолёты на фотографии: Grumman F6F Hellcat - США - 1942
-
Aeroplane Monthly 1982-12
The Planes of Fame Museum’s Grumman F6F-5 Hellcat being flown bx John Muszala in formation with the A6M5 for the benefit of FRANK B MORMILLO'S camera in May 1982.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F6F Hellcat - США - 1942
-
Мировая Авиация 30
Союзники проводили оценочные испытания трофейных истребителей "Zero". Первый истребитель такого типа американцы захватили в 1942 году на Алеутских островах в Датч-Харборе: A6M2 (пилот - унтер-офицер Кого) выполнил вынужденную посадку на остров Акутан, летчик после посадки был убит. Самолет доставили в Сан-Диего, отремонтировали, а потом облетали
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
Истребитель A6M5 которого испытывали американцы
The Mitsubishi "Zeke" 52 Single-seat Naval Fighter (1,200 h.p. Nakajima Sakae 21 engine). -
Мировая Авиация 29
По маневренности Zero намного опережал современные ему истребители союзников. На виражах он превосходил даже Grumman F6F Hellcat, но его возможности на пикировании и бронезащита оставляли желать лучшего.
-
Aeroplane Monthly 1987-06 / Mitsubishi A6M5 Zero 61-120 /Preservation Profile/
"Буффало" был почти на тонну тяжелее своего противника "Зеро", летал медленнее, был хуже вооружен.
Zero 61-120 being flown in the USA during World War Two. The USAAF insignia is barely visible, having been overpainted with Japanese markings for a photo session intended to produce recognition material for Allied pilots and gunners. -
Мировая Авиация 29
Разведка союзников добилась большого успеха, когда в июне I 942 года обнаружила практически неповрежденный A6M, совершивший вынужденную посадку на Алеутских островах. Самолет морем доставили на авиабазу ВМС Норт-Айленд (Сан-Диего) для тщательного изучения. И здесь, наконец, миф о неуязвимости Zero был разрушен.
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / Н.Валуев - "Зеро" - летающая легенда (2)
A6M5 "Зеро" отражает налет американской палубной авиации на метрополию
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
A6M5 под управлением камикадзе атакует эскортный авианосец «Вайт Плейнс». Самолет был сбит на подлете к кораблю. 25 октября 1944 г.
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
Многие истребители "Zeke" на заключительном зтапе войны были использованы летчиками-камикадзе для самоубийственных атак кораблей и судов союзников.
На фотографии - пилот самолета "Zeke" пытается таранить американский линкор "Миссури". В результате этой атаки корабль получил минимальные повреждения. Бои за Окинаву, 11 апреля 1945 г. -
Air Enthusiast 2003-07 / M.Huggins - Wings of the rising sun
The 281st Kokutai and their A6M5 'Zeroes', distinguishable by the individual exhaust stacks. Note the abbreviated tail code on the aircraft at right.
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / Н.Валуев - "Зеро" - летающая легенда (2)
Мичман Такео Танимицу у своего истребителя "Зеро" A6M5, июль 1945г. Американские звезды, пробитые стрелами, обозначают подтвержденные победы, без стрелы - неподтвержденные.
-
Air Enthusiast 2006-09 / M.Huggins - Sea Eagle Rising /World war two/
A ‘war trophy' Kyofu in a line-up with a ‘Zero’ and an Me 262 in the USA. Although the aircraft has lost its IJNAF paint finish, it still retains the warning stripe and its original beaching trolley.
Другие самолёты на фотографии: Kawanishi N1K Kyofu - Япония - 1942Messerschmitt Me.262 Schwalbe - Германия - 1941
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
A6M5b с экспериментальной подвеской десяти 30-кг бомб
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
Прототип истребителя-бомбардировщика A6M8, ставший трофеем американцев
-
Авиация и Время 2020-04 / А.Харук - Меч самурая: палубный истребитель "Мицубиси" A6M "Зеро"
Раскапотированный двигатель «Сакае 31».
-
Aeroplane Monthly 1980-10 / F.Mormillo - Zero + Zero = Something Unique
61-120 during restoration in February 1977.
-
Aeroplane Monthly 1988-06 / Mitsubishi A6M Zero 5784 /Preservation Profile/
Staff and voluntary members of the restoration team.
-
Aeroplane Monthly 1987-06 / Mitsubishi A6M5 Zero 61-120 /Preservation Profile/
Zero 61-120 being reassembled at the Air Museum’s former Claremont location.
-
Мировая Авиация 239
Кабина трофейного A6M5c с полным набором оборудования.
-
Aeroplane Monthly 1980-10 / F.Mormillo - Zero + Zero = Something Unique
61-120’s cockpit seen after restoration.
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / Н.Валуев - "Зеро" - летающая легенда (2)
Подбитый камикадзе на A6M5 падает на палубу авианосца "Эссекс"
-
Aeroplane Monthly 1977-12 / L.Hendrix - An F-6 from the deep
Shibayama’s Zero emerges from Rabaul Harbour after 28 years underwater.
-
Aeroplane Monthly 1977-12 / L.Hendrix - An F-6 from the deep
Resting on oil drums before going to the USA.
-
Aeroplane Monthly 1977-12 / L.Hendrix - An F-6 from the deep
The Zero at Miramar Naval Air Station during an air show in October 1973. When recovered its tyres still held air, there was oxygen in the tanks, and the spark plugs fired after cleaning. It is now on display at the Balboa Aero Space Museum, San Diego.
-
Aeroplane Monthly 1974-01 / J.Hooper - A shadow of the Rising Sun
Another Mitsubishi “Zeke”, this time an A6M5 (Model 52). Although better preserved, the damage done by locals and souvenir hunters is obvious
-
Авиация и Космонавтика 2005-02 / В.Бакурский - Авиация в миниатюре
"Зеро" М.Колпакова
-
Мировая Авиация 239
Mitsubishi A6M Reisen "Zeke". A6M5 Model 52 Reisen был разработан в среднем периоде войны на Тихоокеанском ТВД, чтобы противостоять новым американским морским истребителям F4U Corsair и F6F Hellcat. Он относился к числу наиболее эффективных вариантов истребителя Reisen и выпускался в больших количествах. Обратите внимание на отметки побед на этой модификации A6Mc Model 52 из Цукуба Кокутай (авиакорпус Цукуба) с авиабазы Оита, в феврале 1945 года обеспечивающего ПВО Японии.
-
Мировая Авиация 30
Другие самолёты на фотографии: Mitsubishi A6M Reisen - Япония - 1939
-
Мировая Авиация 30
Другие самолёты на фотографии: Mitsubishi A6M Reisen - Япония - 1939
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Mitsubishi "Zeke" 52 Naval Fighter.
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / Н.Валуев - "Зеро" - летающая легенда (2)
Истребитель A6M5 Такео Таминицу (32 воздушные победы)
- Фотографии