Boeing B-29 Superfortress
Варианты:
Boeing - B-29 Superfortress - 1942 - США
Страна: США
Год: 1942


Стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
Описание:
B-29 Superfortress
Boeing Model 345 (B-29 Superfortress)
Фотографии:

Ч/б фото (198)

B-29 Superfortress

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с носовой стойкой. Отличался наличием гермокабин для экипажа и дистанционным централизованным управлением вооружением. Экипаж 14 человек. Проект "модель 345" был создан в КБ фирмы "Боинг эйркрафт" под руководством Э.Белла и Э.Уэлса. Опытный экземпляр XB-29 совершил первый полет 21 сентября 1942 г. Серийное производство развернуто с июня 1943 г. Выпускался на заводах "Боинг" (Сиэттл, Уичита), "Белл" (Атланта), "Мартин" (Омаха). Всего изготовлено 3947 экз.
В период Второй мировой войны состоял на вооружении только в США - с июля 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - B-29 с моторами R-3350-23 (поздние серии - R-3350-57/57A), вооружение 1x20+10x12,7, позднее- 12x12,7;
   - B-29A с моторами R-3350-57/57A и удлиненным крылом, вооружение как у B-29;
   - B-29B, аналог B-29 производства "Белл", вооружение 11x12,7.
Бомбовая нагрузка всех модификаций до 9070 кг.
B-29 применялись только на Тихоокеанском театре военных действий. С июня 1944 г. бомбили Таиланд (из Индии), затем Японию с территории Китая. Атакам подвергались военные и промышленные объекты в Сасэбо, Нагасаки, Омуре, Явате. В августе B-29 также бомбили нефтеперегонные заводы в Палембанге (о.Суматра). До декабря 1944 г. бомбардировщики летали из Китая, затем были перебазированы в Индию. Их целями являлись доки в Сингапуре, порты в Индокитае, железнодорожные узлы в Бирме. B-29 минировали реки в Китае и прибрежные воды Вьетнама и Малайи. С октября 1944 г. осуществлялись массированные удары по Японии с Марианских островов. Самолет применялся также как дальний разведчик. B-29 стал первым в мире носителем ядерного оружия, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.
Снят с производства в мае 1946 г. Снят с вооружения ВВС США как бомбардировщик в конце 1954 г.


B-29||
Размах:||43,08 м
Длина:||30,15 м
Моторы, количество х мощность:||4x2200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||56100 кг
Максимальная скорость:||570 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||6550 км

Boeing Model 345 (B-29 Superfortress)

С началом Второй мировой войны командование Авиационного корпуса Армии США пришло к выводу о необходимости принятия на вооружение стратегического бомбардировщика - проекту был присвоен шифр VHB (Very Heavy Bomber, "сверхтяжелый бомбардировщик"). Когда же пришло понимание того факта, что таким бомбардировщикам придется бомбить цели на другой стороне Тихого океана, проект получил новое обозначение - VLR (Very Long Range, "очень большая дальность"). Детальная проработка проекта VLR, ярым сторонником которого являлся командующий Авиакорпусом Армии США генерал Генри Арнольд, началась в 1940 году.
   Запрос на предложения 29 января 1940 года разослали пяти авиастроительным компаниям, для дальнейшего рассмотрения были отобраны проекты компаний "Boeing", "Consolidated" (позже Convair), "Douglas" и "Lockheed" под обозначениями XB-29, XB-32, XB-31 и XB-30 соответственно. Через некоторое время из участия в конкурсе выбыли "Douglas" и "Lockheed", а с двумя оставшимися 6 сентября 1940 года были заключены контракты на постройку двух прототипов (позже их количество увеличили до трех). Первым выполнил полет самолет XB-32 Dominator - 7 сентября 1942 года, однако его доводка сильно затянулась.
   Компания "Boeing" обладала большим заделом в области проектирования тяжелых бомбардировщиков, а потому в 1940 году могла обещать командованию Авиакорпуса Армии США поставить первые серийные самолеты уже через два - три года. Поэтому "Boeing" получила заказ на постройку более 1500 бомбардировщиков еще до первого полета прототипа. Заказ был отнюдь не случайным - еще в 1938 году компания направила командованию Авиакорпуса Армии США предложение по бомбардировщику B-17 с герметичной кабиной, позволявшей выполнять высотные полеты. Сначала военные отказывали "Boeing", но как только характер войны изменился, и такой самолет потребовался, американские военные изменили свое отношение к предложениям компании, которая вскоре представила сразу несколько проектов - Model 316, 322,333, 334 и 341.
   Прототип XB-29 проектировался с учетом наработок по проекту Model 345, который, в свою очередь, был выполнен на базе проекта Model 341. Первый прототип XB-29 поднялся в воздух 21 сентября 1942 года. Спецификация Авиакорпуса Армии США, который к тому времени уже реорганизовали в ВВС Армии США, оговаривала максимальную скорость полета в 644 км/ч, что во многом оказало влияние на компоновку самолета - среднеплан с крылом большого удлинения и фюзеляжем круглого сечения. Крыло большого удлинения обладает малой подъемной силой на малых скоростях, поэтому конструкторам пришлось оснастить крыло закрылками Фаулера большой площади.

   Шасси - трехопорное с носовой опорой; уборка и выпуск шасси производились посредством электроприводов. Кабина экипажа выполнена герметичной, еще один герметичный отсек был устроен в фюзеляже за крылом и предназначался для операторов стрелковых турелей, которые устанавливали на самолете, начиная с третьего прототипа.
   Носовой и хвостовой отсеки фюзеляжа B-29 соединялись узким туннелем-лазом. Кормовой стрелок размещался в герметичной изолированной кабине. Силовая установка - четыре звездообразных мотора Wright R-3350 Duplex Cyclone, на каждом из которых стояло по два турбонагнетателя фирмы "General Electric", смонтированные по бортам объемистых мотогондол.
   За прототипами последовали 14 предсерийных YB-29, первый из которых поднялся в воздух 26 июня 1943 года. Последующие машины вскоре поступили в 58-е сверхтяжелое бомбардировочное авиакрыло (VHBW). Подготовка серийного производства B-29 Superfortress привела к перестройке практически всей авиапромышленности США. К постройке самолетов привлекались тысячи субподрядчиков. Окончательная сборка осуществлялась на четырех заводах: компании "Boeing" в Рентоне (штат Вашингтон) и Уичите (штат Канзас), компании "Bell" в Мариетте (штат Джорджия) и компании "Martin" в Омахе (штат Небраска). На заводе в Уичите собрали 1644 самолета B-29, фирма "Bell" поставила 668 самолетов, "Martin" - 536, а завод в Рентоне выпускал только B-29A с крылом чуть большего размаха, иной емкостью топливных баков и измененным вооружением. Производство B-29A продолжалось до мая 1946 года, всего построено 1122 самолета.
   Обозначение B-29B получили 311 самолетов сборки "Bell", отличавшихся уменьшенной массой - за счет снятия всего оборонительного вооружения, кроме хвостовой стрелковой точки, которая теперь управлялась автоматически от РЛС APG-15B.
   В общей сложности были построены почти 4000 самолетов B-29 всех модификаций. Это очень много для столь большого, сложного и дорогого самолета, даже в послевоенные годы B-29 активно эксплуатировался. В годы же войны эти самолеты широко использовались на Тихом океане, они же поставили точку в войне с Японией, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. Позже бомбардировщики данного типа принимали участие в корейской войне.


Варианты

   RB-29 и RB-29A: фоторазведывательные варианты B-29 и B-29A, переоборудовано в общей сложности 118 самолетов, получивших обозначение F-13
   SB-29: бомбардировщики B-29, доработанные в поисково-спасательный вариант и оснащенные сбрасываемой с парашютом спасательной лодкой (катером)
   B-29D: изначально обозначение было присвоено модернизированному варианту B-29 с моторами Pratt & Whitney R-4360; под таким обозначением самолет не строился, но после окончания войны выпускался как B-50A
   XB-29E: один B-29, переоборудованный для испытаний системы управления вооружением
   B-29F: шесть самолетов, прошедших доработку для испытаний в условиях Арктики и на Аляске, после завершения испытаний приведены в стандартную комплектацию B-29
   XB-29G: один самолет, переоборудованный для испытаний ТРД General Electric; двигатель устанавливался в бомбоотсеке и в рабочем положении выдвигался из него в воздушный поток
   XB-29H: один B-29A, переоборудованный для испытаний специального вооружения
   RB-29J: конверсия нескольких YB-29J в фоторазведчики
   YB-29J: небольшое количество (предположительно шесть) B-29 с двигателями Wright R-3350-CA-2 с системой непосредственного впрыска и мотогондолами усовершенствованной формы
   YKB-29J: два YB-29J, модернизированные в самолеты-заправщики
   B-29K: один B-29, использовавшийся в качестве транспортного самолета
   B-29L: исходное обозначение B-29, модернизированных в самолеты-заправщики с установкой британской системы заправки "шланг-конус"
   KB-29M: 92 самолета B-29, переоборудованных в заправщики, оснащались системой "шланг-конус"
   B-29MR: 79 бомбардировщиков B-29, получивших систему дозаправки в воздухе
   KB-29P: 116 самолетов B-29, модернизированных в заправщики с установкой системы "Boeing" с жесткой штангой
   YKB-29T: один самолет, оснащенный тремя системами "шланг-конус" и способный дозаправлять три самолета одновременно
   XB-39: один B-29, доработанный для испытаний двигателя Allison V-3420
   XB-44:один B-29A, переоборудованный "Pratt&Whitney" с заменой штатной силовой установки на четыре 28-цилиндровых мотора R-4360 в новых мотогондолах; являлся прототипом B-29D, после окончания войны получил обозначение B-50A
   P2B-1S: два B-29, которые после окончания войны использовались ВМС США в исследовательских программах
   P2B-2S: два дополнительных B-29 для программы испытаний ВМС США
   Washington B.Mk 1: 88 самолетов B-29 для Королевских ВВС Великобритании взяты в лизинг сроком на пять лет


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 345 (B-29 Superfortress)

   Тип: стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Wright R-3350-23, -23A, -41 или -57 мощностью по 2200 л. с. (1641 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 576км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 370 км/ч; время набора высоты 6100м - 38мин; практический потолок 9710 м; дальность 5230 км
   Масса: пустого 31815 кг; максимальная взлетная 56 245 кг
   Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 30,18 м; высота 9,02 м; площадь крыла 161,27 м1
   Вооружение: по два 12,7-мм пулемета Browning в двух подфюзеляжных и двух надфюзеляжных стрелковых установках, а также три турельных 12,7-мм пулемета Browning или одна 20-мм пушка и два турельных 12,7-мм пулемета Browning в кормовой стрелковой упаковке, до 9072 кг бомб на внутренней подвеске
XB-29 в сентябре 1942г.
Early photo of the first XB-29, 41-002. Note the olive drab finish, three-bladed propellers and lack of armament.
Первый из трех прототипов XB-29 (без вооружения), остававшийся всю войну в компании "Boeing" в качестве испытательного, готовится к первому полету в Сиэтле, 21 сентября 1942 года.
Первый экземпляр предсерийного самолета YB-29
The first prototype XB-29, serial 41-002, made its maiden flight on September 21, 1942, from Boeing Field in Seattle, with no armament fitted and powered by four Wright R-3350 engines driving three-bladed propellers; production examples incorporated four-bladers. Used as a test aircraft throughout the war, it was scrapped in 1948.
The third and final XB-29, serial 41-18335, up on a test flight from Seattle after its first flight in June 1943. It was later flown to Boeing’s factory in Wichita, Kansas, as a pattern model for the assembly line there.
XB-29. "Летающая морская свинка".
Bob Robbins in May 1945 in front of XB-29 41-002 ‘The Flying Guinea Pig'
Boeing YB-29 Superfortress 41-36963 at Glatton on March 11, 1944 - home of the 457th BG. This was surely the first visit of a B-29 to the UK.
Поскольку заводы в Сиэтле были заняты выпуском B-17, строительство бомбардировщика B-29 производилось на новом заводе в Уичите, штат Канзас.
B-29 в сборочном цехе
Первый самолет 5-й серии (B-29-5-BN)
B-29-5-BN в полете с открытыми бомболюками
The Boeing B-29 Superfortress Heavy Bomber (four Wright R-3350-23 engines).
The Boeing B-29 Superfortress Heavy Bomber (four Wright R-3350-23 engines).
Myrtle climbs out of Oakland estuary on her test flight, April 27, 1978.
Rejuvenated Boeing B-29 Fertile Myrtle climbs out of Oakland International Airport, California, on April 27, 1978, for a 2hr test flight.
Fertile Myrtle as she looked in 1972, en route to an airshow at Travis AFB, California
This B-29 was photographed by J. M. Kucera, who used to be a flight engineer on the type during' the 1945 Guam-Honshu fire runs.
A surviving B-29 Superfortress, "Fertile Myrtle" photographed by J. M. Kucera over Marin County, California.
Fertile Myrtle after restoration, during a flight from Oakland to Beale AFB on May 4, 1978.
B-29 (серийный номер 42-93836)
"Суперкрепость", выпущенная заводом Белл. B-29-30-BA.
Хотя появление B-29 ознаменовало новый этап в организации авиастроения и авиационного приборостроения, самолет известен, прежде всего, своими атомными бомбардировками Японии.
The massive effort expended to put B-29 Superfortress Fifi back into flying condition speaks volumes for the CAF's dedication.
R. Sohn's B-29 Fifi won the Rare Warbird award. Is one of two still airworthy.
B-29A "Фифи" - единственная еще летающая "Сверхкрепость". Самолет был восстановлен группой энтузиастов в Техасе
A bevy of bombers. Left to right, B-25 Mitchell, B-17 Flying Fortress, B-29 Superfortress and B-24 Liberator.
B-29 идут к цели. Через переплет фонаря видна гора Фудзияма
Myrtle’s four 18-cylinder Wright R-3350 engines weigh nearly three tons each and develop a total of 8,800 h.p. She carries 85gal of oil per engine.
Звено истребителей P-51 за правым двигателем крыла бомбардировщика B-29 Superfortress. Большая дальность полета делала P-51 идеальным истребителем сопровождения тяжелых бомбардировщиков. Однако, если в Европе применялось большое количество самолетов Mustang, то на Тихом океане истребители данного типа использовались ограниченно. В период бомбардировочной кампании против Японии истребители P-51 базировались на Иводзиме, выполняя полеты на сопровождение B-29, наносивших удары по промышленным центрам, военным и гражданским объектам на территории Японии.
Большая дальность полета P-51 позволяла этим истребителям сопровождать с Иводзимы B-29 в налетах на Японию. На фотографии: P-51D из 457-й эскадрильи 506-й группы вышел в точку встречи с B-29 у берегов Японии, июль 1945 года. Даже на этой стадии войны японские истребители оставались серьезной угрозой для B-29 и P-51. Киль Mustang окрашен в красный цвет.
"Хиен" разворачивается перед атакой. Снимок сделан с борта B-29.
Первый боевой вылет B-29 выполнили с авиабазы в Индии, объект удара находился в Бирме. Налеты на Японию выполнялись с аэродромов в Китае, фотография B-29 из 468-й бомбардировочной группы 20-й ВА сделана недалеко от аэродрома Мингаладон в районе Рангуна.
Если для разрушения европейских городов из камня и кирпича требовались как фугасные, так и зажигательные бомбы, то для уничтожения домов из бумаги и дерева в японских городах достаточно было только зажигательных. Эта фотография была напечатана в листовке, сбрасываемой для предупреждения жителей города о предстоящем нанесении удара. Несмотря на то, что сброс атомной бомбы вызвал большие эмоциональные и политические потрясения, к гораздо большему числу жертв привели удары обычными бомбами по Иокогаме - 2590 км2 города были полностью разрушены самолетами B-29.
Boeing B-29 Fertile Myrtle, makes a slow pass along the runway.
Рассредоточенные стоянки B-29 на авиабазе на Марианских островах. Подобные базы построили на Сайпане, Тиниане и Гуаме. B-29 действовали с них в последние месяцы войны на Тихом океане.
B-29s getting ready on Saipan for the first Tokyo raid.
B-29 на Марианских островах
Внушительным доказательством серьезности намерений бывших союзников по антигитлеровской коалиции стали стратегические бомбардировщики B-29, переброшенные на Британские острова летом 1948г. Эти машины, хотя и не были способны применять атомные бомбы (чего советское командование не знало), все же одним фактом своего появления, в конечном счете, заставили политическое руководство СССР пойти на уступки
The Boeing B-29B Superfortress Heavy Bomber (four Wright R-3350-51 engines).
The Boeing B-29 Superfortress 461393.
B-29-10-BN
The Boeing B-29 Superfortress Heavy Bomber (four Wright R-3350-23 engines).
The Boeing B-29 Superfortress Heavy Bomber (four Wright R-3350-23 engines)
Этот B-29, принадлежавший некогда 883-й эскадрилье, стоит сейчас в штате Джорджия
Boeing B-29A 42-24612 Klondike Kutey trundles along the Ladd Field taxiway for another flight test. The Superfortress was the largest aircraft tested at the CWTD until an early production example of the enormous six-engined Convair B-36 visited the base after the war. Klondike Kutey later served at Ladd with the 72nd RS.
Hovering in front of the control tower at Tinian, in the Marianas, on April 1, 1945 is R-4B 43-46533. The B-29 in the background bears the 'Hellbirds - with Malice Toward Some' insignia of the 462nd Bombardment Group, 58th Bombardment Wing, Twentieth Air Force.
B-29A на взлете
Lift off at Oakland, heading for Chino.
B-29. Вид сзади
Регламентные работы на двигателе R-3350 (о.Сайпан)
Подцепка "Гоблина" под носитель - Боинг B-29
Опыты по подцепке специализированного носимого истребителя Мак-Доннелл XF-85 под бомбардировщик EB-29
Два EF-84D на крыльевой подвеске у ETB-29
Один из самых известных в истории самолетов - "Enola Gay", сбросивший атомную бомбу "Малыш" (Little Boy) на Хиросиму 6 августа 1945 года в 9:30 утра. Мощность взорвавшейся бомбы, созданной в условиях строжайшей секретности, составляла 20 кт в тротиловом эквиваленте.
Бомбардировщик B-29 «Энола Гей» - один из 15 самолётов, переоборудованных в носители ядерного оружия. Все они были сведены в 393-ю бомбардировочную эскадрилью, 509-го смешанного авиаполка, о. Тиниан, август 1945 г.
Самым знаменитым B-29 стал самолет "Enola Gay", с которого была сброшена атомная бомба на Хиросиму. Буква "R" в круге на киле означает принадлежность самолета 373-му бомбардировочному авиакрылу.
Вечер 6 августа 1945г. "Энола Гэй" садится на авиабазу Норт Филд на островах Тиниан после ядерной атаки Хиросимы
B-29 "Энола Гей" - символ ядерного апокалипсиса
The most famous of Superfortresses, the "Enola Gay" seen resting on wooden blocks at the end of an unused runway at Andrews Air Force Base.
«Энола Гэй» накатывается на яму с бомбой. Знак на киле уже изменен.
Бомбардировщик B-29 «Энола Гей», под командованием полковника Тибетса, выполняет посадку после бомбардировки Хиросимы. Марианские острова, о. Тиниан, 6 августа 1945 г.
Члены экипажа полковника Тибетса и наземный персонал позируют на фоне «Энолы Гзй». То, что 509-й авиаполк должен выполнить секретную миссию, вызывало кривотолки и неприязнь у персонала авиабазы. Отношение сразу изменилось, после успешной бомбардировки Хиросимы
Атомные бомбардировки Японии. Май - август 1945г.: 29 мая передовой отряд 509-й смешанной авиагруппы ВВС Армии США прибыл на Марианские острова, а 11 июня на острове Тиниан выполнили посадку самолеты B-29 из 393-й сверхтяжелой бомбардировочной эскадрильи. С 20 июля отряд приступил к тренировочным полетам, используя обычные фугасные бомбы. Генерал Карл Спаатц получил приказ быть готовым к нанесению ядерного удара по Японии после 3 августа. 2 августа поступил конкретный приказ - объект удара Хиросима, запасные цели Кокура или Нагасаки. 6 августа B-29 Enola Gay (командир корабля полковник Пол Тиббитс, на снимке - с трубкой), сбросил атомную бомбу на Хиросиму. Через три дня вторая атомная бомба была сброшена на Нагасаки - с B-29 Bockscar (командир корабля майор Чарльз Суини). Япония официально капитулировала 2 сентября.
Пол Тибетс - командир "Энолы Гей"
Роспись носа самолёта Bockscar - жирные чёрные силуэты человечков представляют четыре миссии с бомбами «Тыква», а красный силуэт - атака на Нагасаки. Маршрут - Солт Лэйк - Нагасаки был нанесен позже
Атомные бомбардировки Японии. Май - август 1945г.: 29 мая передовой отряд 509-й смешанной авиагруппы ВВС Армии США прибыл на Марианские острова, а 11 июня на острове Тиниан выполнили посадку самолеты B-29 из 393-й сверхтяжелой бомбардировочной эскадрильи. С 20 июля отряд приступил к тренировочным полетам, используя обычные фугасные бомбы. Генерал Карл Спаатц получил приказ быть готовым к нанесению ядерного удара по Японии после 3 августа. 2 августа поступил конкретный приказ - объект удара Хиросима, запасные цели Кокура или Нагасаки. 6 августа B-29 Enola Gay (командир корабля полковник Пол Тиббитс), сбросил атомную бомбу на Хиросиму. Через три дня вторая атомная бомба была сброшена на Нагасаки - с B-29 Bockscar (командир корабля майор Чарльз Суини, на снимке). Япония официально капитулировала 2 сентября.
Экипаж и наземный персонал второго атомного бомбардировщика - "Бокскар"
Хвостовая часть самолёта «Бокскар». На заднем плане видна "Энола Гей".
B-29 "Рэмп Трэмп" после посадки на аэродроме ВВС ТФ Центральная-Угловая (Дальний Восток)
B-29 на Дальнем Востоке
B-29 "Динг Хоа" на авиабазе Кванчхан, Китай, 25.10.1944г.
Бомбардировщики B-29 из 19-й группы бомбардировочной авиации на взлетной полосе. Фотография сделана в 1952 году. К тому времени 19-я группа бомбардировочной авиации воевала в Корее уже два года, совершив пятьсот боевых вылетов.
1952 год. Самолеты 30-й группы бомбардировочной авиации готовы к выполнению ночного задания. Большинство боевых задач, особенно в последние два года войны, бомбардировщики выполняли именно ночью Прикрывали их при этом истребители F-94 и F3D.
Если что и впечатляло у B-29 в конце войны в Корее, так это бортовая живопись. Многие машины обзавелись впечатляющими "полотнами", некоторые из которых имели вполне определенную художественную ценность. Кроме того, некоторые экипажи могли похвастаться впечатляющими достижениями в количестве вылетов. Например, этот B-29 (сер. N 44-87657, борт "Command Decision") по данным американского командования выполнил в Корее 121 боевой вылет, а его стрелки сбили пять МиГ15, причем три из них, якобы, в "черный четверг" 27 ноября 1951г. Что же касается технического состояния, то немало бомбардировщиков к этому времени уже прочно встали на прикол, служа донорами запчастей для своих более везучих "собратьев".
"Command decision" - волевое решение. Самый знаменитый B-29 на корейской войне. Экипаж сбил 5 МиГ-15. Фюзеляж самолета хранится в Музее ВВС США в Дайтоне (штат Огайо)
"Украшенные" B-29. Расписанная носовая часть была неотъемлемым элементом самолетов (особенно бомбардировщиков) союзников и стран Оси. Мастерами этого "вида искусства" были американцы, и самолеты служили огромным холстом для изображения всех мультипликационных героев, красоток и возлюбленных, оставшихся дома. В марте 1945 года вышел приказ убрать всю "фюзеляжную живопись", но на некоторых машинах рисунки так и сохранялись до конца войны.
Boeing B-29 Next Objective at Rosewell Air Force base, New Mexico, March 1946.
Boeing Superfortress Lassie, come home of the 21st BC, Saipan, 1945.
Boeing B-29 Superfortress The Wichita Witch of the 21st Bomber Command, Saipan, 1945.
Fay, a Boeing B-29 of the 21st Bomber Command, Saipan, 1945.
Воздушные победы экипажа бомбардировщика B-29 обозначены японскими флажками в лапах мультипликационных зайцев. Сами зайцы обозначают боевые вылеты.
Отметки совершенных экипажем "Dragon Lady" боевых вылетов и якобы сбитых ее стрелками советских перехватчиков МиГ-15, ни один из которых на самом деле не подтверждается нашими данными.
Фюзеляжная живопись - характерная черта всех B-29 времен Корейской войны. На нижнем фото - "Дрэгон Лэди" - самое распространенное название в обеих войнах. (На снимке B-29A из 19-й бомбардировочной группы, который сбил 5 МиГ-15).
В 22-й группе был лозунг (3-е фото сверху) - "Заставьте их бежать назад за 38-ю параллель"
Осенью 1950г. у американских авиаторов было превосходное настроение: противник был практически разгромлен, и его войска беспорядочно отступали. В руинах лежала и вся инфраструктура Северной Кореи, в которой уже практически не имелось достойных целей для "Суперкрепостей", казалось, что увенчанные лаврами победители скоро отправятся домой. Но это только казалось...
Подготовка к боевому вылету B-29 из 73-го бомбардировочного авиакрыла на Сайпане. Специалисты по вооружению готовят к подвеске на самолет 907-кг бомбы.
500-фунтовые бомбы (227 кг) подвешиваются в бомбоотсек B-29. Окинава, 1952 год.
Наземный персонал 22-й бомбардировочной группы производит подготовку бомбардировщика к боевому вылету. Авиабаза Кадена, июль 1950г.
Строй бомбардировщиков B-29 из 19-й BG
В небе Северной Кореи
На протяжении Второй мировой войны бомбовая нагрузка самолетов постоянно росла. Обычно B-29 несли 9072 кг бомб, но некоторые из них были переделаны в носители одного гораздо более крупного боеприпаса.
"Шасси, закрылки, на курс-глиссаде..." B-29 "Spirit of Freeport" заходит на посадку после боевого вылета.
Бомбардировщик B-29A из 98-й BG заправляется перед ночным вылетом на цели в Северной Корее. Декабрь 1951г.
После появления в небе Кореи истребителей МиГ-15 бомбардировщики B-29 перешли к ночным полетам. Их нижнюю поверхность покрасили черной краской
The CAF’s Boeing B-29 Superfortress, N529B, takes part in a simulated A-bomb drop on Hiroshima with an escorting P-51.
Война - это не только чьи-то победы и чьи-то поражения. Это еще и тяжелая каждодневная работа, несмотря на наличие казалось бы всевозможных средств механизации. На фото запечатлена подготовка боезапаса к загрузке на самолеты. Авиабаза Еокота, август 1951г.
Бомбардировщик из состава 98-й авиагруппы взлетает с авиабазы Спокан, направляясь на японскую авиабазу Екоту для участия в боевых действиях на Корейском ТВД.
B-29A из 98-го бомбардировочного авиакрыла освобождается от груза над Северной Кореей. Для защиты от МиГов бомбардировщики B-29 сопровождались большими группами истребителей.
Бомбардировщики 98-й авиагруппы наносят удар по объектам противника в районе города Вэкван 16 августа 1950г. Как считают американские историки, в результате этого авиаудара, в котором приняли участие 98 "суперкрепостей", было уничтожено до 40 тысяч солдат и офицеров северокорейской армии.
US Far East Air Forces Bomber Command B-29s bombing North Korean supply dumps (25 June 1950).
«Черный четверг» 12 апреля 1951 г. Налет бомбардировщиков B-29 «Суперфортресс» на мост Сынейджу (КНР) - Аньдун (КНДР) через Ялуцзян
Boeing B-29 Superfortresses.
Три бомбардировщика Boeing B-29 из базировавшейся в Японии 92-й бомбардировочной группы летят бомбить объекты на территории Кореи. Самолеты B-29 с Гуама, переброшенные в Кадену, приступили к бомбардировкам Кореи 27 июня 1950 года, за сутки до того, как президент США Трумзн официально разрешил наступательные операции.
Группа B-29A из состава 92-й бомбардировочной группы наносит удар
B-29 (сер. N 44-62102) капитана Лео Моффэтта из состава 92-й бомбардировочной авиагруппы над Японским морем.
B-29 из состава 92-й бомбардировочной авиагруппы перед подвеской 500-фунтовых бомб. Данный снимок неплохо демонстрирует тот факт, что уже в начале войны в Корее у американцев имелись довольно серьезные проблемы с запчастями для B-29. Обратите внимание: поворотная часть руля направления от другого самолета, что хорошо заметно по различным способам написания цифр серийных номеров.
Самолеты 307 БАГ на Кадене, о.Окинава. Изображенный на переднем плане B-29A N 42-94045 был сбит МиГами в "Черный вторник".
Вновь обозначившаяся в резкой форме угроза со стороны "МиГов", начавших с неожиданно высокой эффективностью действовать в ночном небе, заставила начать перекрашивать и докрашивать B-29 в черный цвет.
B-29 Superfortress
Boeing Superfortress 44-61748 makes a low pass on arrival at Duxford.
UK
Washington 44-69680, later WF437, arriving at Marham, Norfolk, from Andrews AFB, Maryland, on March 22, 1950, with one propeller feathered. Note oil streaks around engine nacelle of stopped engine.
Washington 44-61787, later WF435, arriving on the same day.
22 марта 1950г.: первые четыре Boeing Washington для британских ВВС прибыли в Мархэм. Первый самолет, 44-61599 (позже WF434), поступил на вооружение учебного авиаотряда.
Standard bearers at the ceremonial parade at Marham during the arrival of the first four Washingtons on March 22, 1950.
Washingtons of 90 Squadron with WF446 in the foreground, bombing up at Marham in March 1950.
Boeing Washington B.1 WF509 of No 44 Sqn at Marham in February 1951. Formerly serial 44-62003 in USAAF service, this was one of the 92 B-29s loaned to the RAF as an interim measure between its ageing Avro Lincolns and the new generation of jet bombers. The Washington’s RAF frontline career was short, the majority having been returned to the USA by early 1954 following the introduction of the English Electric Canberra into RAF Bomber Command squadrons.
An air-to-air photograph of WF491 taken by the author from another Washington.
Close-up of WF491 taken through a flight engineer’s window.
View of formation flight through engineer's window.
После войны британские ВВС составили требование на собственный дальний бомбардировщик, но в ожидании поставок Avro Lincoln им пришлось взять в аренду 87 самолетов B-29, присвоив им название Washington. Срок аренды длился с марта 1950 года по 1955 год.
A view forward from the top gunner’s position. Eight RAF Squadrons were equipped with the Washington, the last remaining in service until 1958, although most had been returned to the USA by 1954.
44-61599, later WF434, arriving at Marham, March 22,1950.
Boeing B-29 Superfortress G-BHDK is now on static display at Duxford
Russia
Самолет "346Д" ("346-II") перед первым полетом (сентябрь 1949г.)
B-29A (бортовой номер 256) в СССР. Использовался как носитель на испытаниях "изделия 346"
Самолет «346» под крылом носителя, 1951 г.
Ракетный самолет "346" (DFS 346) (1948 год).
Разборка самолета B-29 N 386 на Центральном аэродроме, ангар ОЭЛИД. 1945г.
Первые серийные Ту-4 на аэродроме ЛИИ. Второй слева B-29. Зима 1947-48гг.
KB-29
Летающий танкер KB-29. 43-я авиаэскадрилья, выполнявшая заправку истребителей-бомбардировщиков F-84E в боевых условиях
"‘Nearly there..." The view of a KB-29 tanker from the cockpit of a B-29 receiver aircraft, in which the probe extended forward through the upper cockpit glazing panels above the copilot’s head. Fox Able Four demonstrated the viability of air-to-air refuelling, which continues to be an essential part of military planning today.
"Up a bit... right a bit." The view of the hose and drogue trailing from a Boeing B-29 from the receiver aircraft’s cockpit during trials in 1949-50. During February-March 1949 the USAF undertook a non-stop round-the-world flight using Flight Refuelling Ltd’s "looped hose” system, Boeing B-50A Lucky Lady II flying a distance of 23,018 miles (37,189km) in 94hr 1min with the help of a pair of KB-29 tankers. The looped hose system was found to be unsatisfactory, however, and was replaced by the probe-and-drogue concept, as seen here.
Через Атлантику без посадки. 22 сентября 1950г.: впервые через Атлантику на реактивном истребителе (F-84E Thunderjet) без посадки перелетел полковник ВВС США Дэвид Шиллинг. Перелет из Мэнстона, графство Кент, в Лаймстоун, штат Мэн, выполнялся с тремя дозаправками в воздухе. Самолеты-заправщики взлетали из Прествика (Lancaster), Исландии (Lincoln) и Гуз-Бэя, Лабрадор (KB-29, на фото). Шиллинг направился к Мэну из-за плохой погоды на авиабазе Митчелл, штат Нью-Йорк. Полковник Уильям Ричи на втором F-84E по израсходовании топлива покинул самолет над Лабрадором и был спасен вертолетом.
Летающие танкеры KB-29M из 43-й аэ ВВС США дозаправляют истребители-бомбардировщики F-84 над Цусимским проливом, 1950 г.
Для решения проблемы медленной перекачки топлива один KB-29M был переделан в самолет-заправщик с тремя точками заправки (шлангами), способный заправлять три истребителя одновременно. Самолет получил новое обозначение YKB-29T, на снимке он заправляет три британских Gloster Meteor. Одна точка заправки находилась в хвосте, а две других - в подкрыльевых гондолах на концевых частях крыла. Поскольку поздние реактивные истребители и бомбардировщики не могли совершать полеты на малых скоростях, как это делали устаревшие B-29, трехточечная схема была установлена и на реактивных самолетах-заправщиках B-50.
B-50 номер 46-0010 (на переднем плане) заправляется от KB-29M 45-21708 во время рекордного беспосадочного кругосветного перелёта, 1949 г.
ВВС США начали послевоенные полеты с дозаправкой от самолета KB-29P.
This KB-29 was equipped with in icing system mounted on its refueling boom.
The F-84G version of the Thunderjet was specially fitted with an air refuelling receptacle in the leading edge of the left wing to meet SAC’s need for jet fighters capable of escorting its bombers. Here, the KB-29P is a Martin-built B-29-55-MO with a F-84G-1-RE.
KB-29P и истребитель F-84
KB-29 из состава 91-й эскадрильи танкеров заправляют "Тандерджеты" из 27-го авиакрыла истребителей сопровождения.
A KP-29P equipped with a 'flying boom' suckles a Republic F-84F Thunderstreak.
Над Северной Кореей американцы использовали свой новейший самолет-разведчик RB-45. На фото: RB-45 из 91-й разведэскадрильи дозаправляется от танкера KB-29
North American RB-45C Tornado being refuelled from a Superfortress tanker.
Air refuelling tests with the RB-45C were conducted over Southern California in July 1950. RB-45Cs flown by RAF crews and carrying British markings were also air refuelled by KB-29Ps of the 91st AREFS during covert operations over the Soviet Union in the spring of 1952.
The feasibility of modifying the F-86A for boom refuelling was demonstrated during tests in July 1950. However, 49-1172 was the only Sabre so modified. The receptacle position forward of the cockpit necessitated removal of the armament. Not quite a practical solution for a fighter...
Отработка методики дозаправки в воздухе F-86A от танкера KB-29. Для уравнивания скоростей самолетов пилоту истребителя приходится выполнять полет на увеличенных углах атаки.
During air refuelling, the forward dorsal turret of B-50Ds had to be turned sideways to prevent the boom from getting tangled up with the four 0.50-in guns. The KB-29P/B-50D team worked together until the last B-50D, aircraft 49-330, was phased out of the SAC force on October 20, 1955.
Летающий танкер KB-29P дозаправляет B-29
Serial 42-93921, the aircraft modified as the prototype for the flying boom installation, had been built in Boeing’s Renton plant as a B-29A-10-BN. It went into the modification shop at Plant II in Wichita, Kansas, on May 27, 1948. The row of five triangle-shaped fairings protruding beneath the centre fuselage are the aft-facing lights to assist the receiver pilot in maintaining the proper vertical separation behind and below the tanker.
RF-84F американских ВВС - фотография сделана с самолета-заправщика KB-29P. Кроме ВВС США, самолеты RF-84F состояли на вооружении Бельгии, Тайваня, Дании, Франции, Греции, Италии, Нидерландов, Норвегии и ФРГ. ВВС Франции стали первыми, применившими RF-84F в боевых условиях. Случилось это в ходе Суэцкого кризиса в 1956 году.
A Boeing KB-29P (Sculthorpe AFB.) of 520th Flight Refuelling Squadron, now re-equipping with KB-50Ds.
Заправочная штанга KB-29P
The Thunderstreaks of the 81st FBW were regular visitors to British airshows in the 1950s, 52-6718 of the 78th FBS being seen here alongside Boeing KB-29P 0-469716 of the 420th Air Refuelling Squadron - the O-designation was added to operational USAF aircraft serials (in this case 44-69716) to indicate they were more than ten years old.
The boom and ‘boomer’ station of a KB-29P (ex Wichita-built B-29-65-BW) of the 97th AREFS at Biggs AFB, Texas, on July 6, 1951, ten months after this squadron became the first to be equipped with boom tankers.
Experimental
Самолетами сопровождения в испытательных полетах по программе FICON являлись бомбардировщики B-29. На снимке - B-29 с авиабазы Карлсуэлп сопровождает прототип GRB-36F (49-2707), на трапеции которого находится F-84E, май 1952 года.
NB-36H в полете сопровождает самолет B-29.
Спасатель SB-29
Спасатель SB-29 из состава 37-й эскадрильи в полете и в ходе отработки сброса спасательного средства.
SB-29 of the 3rd RS based at Johnson AB, Japan, retaining full armament.
Разведчик погоды WB-29B из состава 512-й эскадрильи метеоразведки были первыми "суперкрепостями" появившимися над Северной Кореей.
Метеоразведчик WB-29 в полете.
Подвеска на B-29 тяжелой управляемой бомбы TARZON.
B-29-25-BW, переделанный по программе S68
Летающая лаборатория XB-29G (B-29B-55)
A Republic-Ford JB-2 Loon leaves its cradle on the outboard section of the wing of a DB-29 during the winter of 1947-48.
Второй экземпляр X-1, подвешенный под B-29
Bell X-1 under its B-29 mothership (19 January 1946).
A Bell X-1A dropping away from the "mother" B-29A Superfortress high over the Mojave Desert.
Bell X-1A being positioned beneath the B-29 motherplane.
Йегер и X-1 преодолели звуковой барьер. 14 октября 1947г.: экспериментальный самолет Bell X-1 совершил первый полет на своей силовой установке на авиабазе Мурок 9 декабря 1946 года (летчик-испытатель Чалмерс Гудлин), а 14 октября 1947 года стал первым пилотируемым человеком самолетом, преодолевшим звуковой барьер - пилотировал его капитан Чарльз Йегер. В том судьбоносном полете X-1, прозванный "Glamorous Glennis" (крайний слева), был поднят на высоту 6096 м на самолете-носителе B-29, после чего X-1 был сброшен и, набрав высоту 12 800 м, сумел развить скорость 1078 км/ч (эквивалент М=1,015). Чарльз Йегер был одним из трех летчиков ВВС, допущенных к программе испытаний X-1 (двое других - лейтенант Роберт Гувер и капитан Джек Ридли). Достижение Йегера стало известно широкой общественности только два с лишним месяца спустя - об этом 22 декабря сообщил журнал "Aviation Week".
The Bell XS-1 standing alongside the Bell-built B-29 which takes it aloft.
14 марта 1947 года ВМС США получили четыре B-29-BW для выполнения поисково-спасательных задач на дальних расстояниях (их обозначили P2B-1S). Один самолет (на снимке) был модифицирован для испытаний в ВМС высокоскоростного экспериментального самолета D-558-II "Скайрокет", который переносился и сбрасывался бомбардировщиком.
Новый четырехлопастный винт B-29