RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Германия

Год : 1938

Истребитель

Bf.109E

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
   - Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
   - Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
   - Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
   - Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
   - Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
   - Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
   - Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
   - Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.

Показать полностью

Описание:

  • Bf.109E
  • Bf.109 (разв.)
  • Messerschmitt Bf 109
  • АвиаМастер 2000-03 / Г.Минский - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (2)

    Bf-109E-1 оберфельдфебеля Эмиля Кладе (27 побед), 7-я эскадрилья 27-й истребительной эскадры "Люфтваффе", Франция, конец августа 1940г.

  • Мировая Авиация 20

    Bf 109E-1, 1./JG 51, сентябрь 1940 года. Фельдфебель Хайнц Бэр был одним из многих выдающихся пилотов, начинавших боевую карьеру в JG 51 и имевших личный отличительный знак на протяжении всей своей службы. "Счастливое" число 13 появлялось практически на каждом самолете Бэра, начиная с этого {8 побед) и до реактивного Me 262, когда число побед "Белого 13" выросло до 220. Эмблема этой эскадрильи представляла собой изображение Микки Мауса, которое еще в Испании начала использовать эскадрилья 3.J/88 легиона "Кондор". На самолет нанесен стандартный камуфляж 1940 года, капот и руль поворота окрашены в ярко-желтый цвет.

  • Мировая Авиация 55

    Bf 109E-1, 2./JG 77, сентябрь 1939 года. Прежде чем стать командиром I./JG 20 Ханнес Траутлофт возглавлял 2./JG 77 в Польше, где одержал первую из 53 воздушных побед (плюс четыре в Испании). Цветные полосы на коке винта и на задней части фюзеляжа являлись отличительными знаками командира эскадрильи, при этом у каждой эскадрильи в полку был свой цвет. Самолет окрашен в стандартный летне-осенний камуфляж и имеет опознавательные знаки образца 1939 года. Эмблему "Стоптанный башмак" придумал командир группы гауптман Й. Янке, давший ей неофициальное прозвище "Wanderzirkus Janke" ("Бродячий цирк Янке").

  • Мировая Авиация 14

    Messerschmitt Bf 109E-1. Некоторые эскадрильи Люфтваффе в польской кампании имели на вооружении истребители Bf 109D, но самым массовым являлся более новый Bf 109E. По возвращении в Германию было завершено перевооружение на этот тип самолета.

  • Авиация и Время 2004-06 / Л.Кукуруза - Война в небе Западной Украины

    Bf 109E-3 из I/JG1 люфтваффе. Район Львова, середина сентября 1939г.

  • Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England

    A Bf 109E-3 of III/JG 2 "Richthofen" in France, June 1940.

  • Мировая Авиация 24

    Messerschmitt Bf 109E-3. Представленный самолет несет опознавательные знаки Jagdgeschwader 2 Richthofen - одной из самых известных истребительных частей Люфтваффе. Названная в честь знаменитого "Красного барона" Манфреда фон Рихтгофена, JG2 активно участвовала в боевых действиях

  • Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England

    Bf 109E-3 of l/LG 2 at Calais-Marck in August 1940.

  • Мировая Авиация 57

    Messerschmitt Bf 109E-3. Командир JG 26 Адольф Галланд летал на этом самолете осенью 1941 года. На руль направления нанесены отметки о 62 сбитых самолетах противника. Позже Галланд сражался на Bf 109F (на вооружение JG 26 "F" поступили в марте 1941 года). В конце 1942 года он стал генералом.

  • Мировая Авиация 24

    Messerschmitt Bf 109E-3. Зимой 1939 года Люфтваффе начали наносить на свои истребители этот характерный двухцветный пятнистый камуфляж. Истребитель на рисунке принадлежал JG53 "Pik-As" в ходе битвы за Францию и был закреплен за гауптманом Вернером Мёльдерсом - одним из самых известных асов, летавших на Bf 109.

  • Мировая Авиация 13

    Мёльдерс начал Вторую мировую войну уже будучи асом. В марте 1940 году над Метцем он на Bf 109E-3 сбил французский истребитель Morane MS.406.

  • Мировая Авиация 25

    Этот Bf 109E-3 несет одну из схем камуфляжа, испытывавшихся JG 53 осенью 1939 года. Самолет принадлежал 4-й эскадрилье, и на его капоте изображена известная эмблема полка - пиковый туз.

  • Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England

    A Bf 109E-3 of II/JG 77 operating from Aalborg in July 1940.

  • Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England

    A Bf 109E-3 of III/JG 26 at Caffiers airfield in August 1940.

  • АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)

    Bf-109E-3 командира 1-го отряда 77-й истребительной эскадры оберлейтенанта Карганико, 1941г.

  • История Авиации 2002-06 / А.Марданов - Точность прежде всего /Дискуссионный клуб/ (2)

    Bf109E-3 из состава 1/JG77. Норвегия, аэродром Луостари, осень 1941г.

  • История Авиации 2003-01 / М.Жирохов, Г.Лопатко - Александру Шербэнеску /Асы мира/

    Bf109E-3 лейтенанта Александру Шербэнеску из состава 57-й эскадрильи 7-й истребительной авиагруппы ВВС Румынии. Сталинградское направление, лето-осень 1942г.

  • АвиаМастер 2001-04 / С.Степанов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (7)

    "Мессершмитт" Bf109E-3 лейтенанта Йоана Дичезаре,58-я эскадрилья 7-й истребительной группы румынских ВВС.

  • Air Enthusiast 1971-09 / Z.Jerin - Emil versus the Luftwaffe

    A Bf 109E-3 of the 6th Fighter Regiment, 1940. Upper surfaces finished black-green overall with pale blue under surfaces. Black identification letter and numerals.

  • История Авиации 31 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (4)

    Bf109E-4 командира JG2 майора Гельмута Вика, на счету которого было 56 побед. Был сбит флайт лейтенантом Джоном Дандасом из 609-й эскадрильи 28 ноября 1940г. Выпрыгнув с парашютом над Ла-Маншем, Гельмут Вик, по всей видимости, не смог воспользоваться спасательной лодкой и утонул

  • Мировая Авиация 87

    Гауптман Гельмут Вик летал на изображенном Bf 109E-4, когда был командиром I группы 2-й эскадры. Группа в октябре 1940 года базировалась во Франции на аэродроме Бюмон-ле-Роже.

  • Мировая Авиация 55

    Bf 109E-4, 1./JG 2, октябрь 1940 года. Bf 109E-4 с заводским номером 5344, на котором с аэродрома Бомон-ле-Рож в октябре 1940 года летал майор X. Вик. Тогда он был командиром группы I./JG 2, но сохранил эмблему 3-й эскадрильи, которой командовал ранее. 28 ноября Вик пропал без вести у острова Уайт. Самолет окрашен в стандартный камуфляж 1940 года с желтым капотом и добавлением частых мелких пятен зеленой краски на киле и на бортах фюзеляжа.

  • Мировая Авиация 55

    Bf 109E-4, I./JG 3, август 1940 года. На самолете с черным шевроном и треугольником гауптмана Г. фон Ханна видна зеленая эмблема в виде дракона и личный значок пилота - петух-задира (hahn (ханн) в переводе с немецкого петух). Необычно обозначение командира группы - фон Ханн увеличил небольшой внутренний треугольник и представил его как отдельный знак за основным шевроном. Фон Ханн закончил войну командиром истребительной авиации в Северной Италии, одержав 34 победы.

  • Мировая Авиация 4

    Истребитель Bf 109E-4 (с заводским номером 1480) базировался в августе 1940 года в Соме (Франция). На этом самолете летал пилот второй группы 3-й истребительной эскадры обер-лейтенант Франц фон Верра. Сбитый над Британией 5 сентября 1940 года фон Верра был вынужден совершить аварийную посадку близ Винчет Хилл в графстве Кент. Там его взяли в плен. Позже летчик прославился тем, что он, единственный из всех взятых западными союзниками пленных, сумел сбежать из лагеря для военнопленных и вернуться в Германию.

  • АвиаМастер 2000-03 / Г.Минский - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (2)

    Bf-109E-4 командира III группы 3-й истребительной эскадры "Люфтваффе" Вильгельма Балтазара (40 побед), Франция, сентябрь 1940г.

  • Мировая Авиация 55

    Bf 109E-4, III./JG 3, август 1940 года. В 1940 году, после перевода с поста командира эскадрильи 7/JG 27 на должность командира группы III/JG 3, гауптман В. Балтазар взял с собой и свой самолет, на котором он одержал много побед. Поэтому на машине одновременно видны эмблемы III/JG 27 (перед кабиной) и III/JG 3 (на капоте). Перед своей гибелью 3 июля 1941 года В. Балтазар одержал наибольшее число побед среди немецких истребителей, воевавших над Францией.

  • АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)

    Bf-109E-4 командира 3-й группы 5-й истребительной эскадры капитана Шольца, 1942г.

  • Авиация и Время 2000-06 / В.Жигалко - Битва за Англию /Аэроархив/ (2)

    Bf 109E-4 командира JG 26 п-ка Адольфа Галланда, ноябрь 1940г.

  • Мировая Авиация 25

    Bf109E-4 на рисунке несет типичный для середины 1940 года двухцветный камуфляж на верхних поверхностях. Нижние поверхности - светло-голубого цвета, немного заходящего на борта фюзеляжа (часто с темными пятнами поверх). Самолет несет эмблемы полка JG 26 "Schlageter" в виде буквы "S" и 9-й эскадрильи "Hollenhund" ("Адские псы") и желтые маркировки, использовавшиеся во время битвы за Британию.

  • Авиация и Время 1996-05 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (3)

    Bf 109E-4 (Wr.N.4148) командира II./JG 27 гауптмана В.Липперта

  • АвиаПарк 2008-02 / И.Сеидов - Полвойны на "Ишаке", полвойны на "Яке" /Авиация в лицах/

    "Мессершмитт" Bf 109E-4 словацкого летчика Йозефа Винкура, сбитого Г.А.Шадриным 17 января 1943г.

  • История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/

    Bf109E-4N командира I(J)/LG2 гауптмана Герберда Илефельда. Аэродром Роман, Румыния, лето 1941г. Всего одержал 132 победы, из них 9 в Испании и 67 - на Восточном фронте. Был награжден "Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами".

  • Мировая Авиация 83

    Bf 109E-4/N, JG 26 "Schlageter", декабрь 1940 года. Без сомнения, самым известным из всех Bf 109E был самолет с черным шевроном и полосами обер-лейтенанта А. Галланда. На нем видны обозначения командира группы, 57 отметок воздушных побед на руле направления и хорошо знакомая многим эмблема - Микки Маус с сигарой, топором и пистолетом. На этом E-4/N Галланд одержал только три победы, затем он получил Bf 109F-0. Предмет, проходящий через лобовое стекло, является не телескопическим прицелом, как можно подумать, а подзорной трубой, позволявшей Галланду с большого расстояния различать своих и чужих, что давало выигрыш в несколько жизненно важных секунд и возможность подготовиться к бою.

  • Мировая Авиация 77

    Messerschmitt Bf 109E-7. Созданная на базе Bf 109E-4, модификация Е-7 была эффективным истребителем-бомбардировщиком. Под фюзеляжем машина могла нести подвесной бак, столь необходимый для действий над Мальтой. На рисунке самолет из III./JG 26 "Schlageter".

  • Мировая Авиация 1

    Bf 109E-7, 7./JG 26 (7 эскадрилья 26 истребительной эскадры) Февраль 1941. Этот самолет базировался на Джела, на Сицилии, но вскоре был переброшен на новую базу в Ан Эль Газала, Ливия. На истребителе летал обер-лейтенант Иоахим Мюнхенберг, один из лучших асов Люфтваффе. Во время первой кампании на Средиземном море на его счет было записано 25 из 52 сбитых эскадрильей самолетов противника. На воздушной мачте этого Bf 109 имеется белый металлический вымпел командира эскадрильи (Staffelkapitan). Красное сердечко - эмблема эскадрильи, а черная буква S на белом щите - эмблема авиагруппы (Geschwader)

  • История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)

    Bf109E-7 (сер. N 4189) кавалера Рыцарского Креста командира JG27 майора Вольфганга Шеллманна, одержавшего до момента своей гибели 26 побед (из них 12 в Испании). Был сбит ранним утром 22 июня 1941г. в бою с истребителями И-153 из состава 127-го ИАП в районе Гродно, после чего попал в плен и был расстрелян.

  • Мировая Авиация 1

    Bf 109E-7/Trop, I./JG27. Апрель 1941. Базировавшийся в Кастель Бенито, в Ливии, Bf 109 обер-лейтенанта Людвига Францискета имеет отметки о 14 победах в воздушных боях и сохраняет зеленую европейскую окраску (RLM 70/71), нанесенную поверх светло-голубой краски (RLM 65). На задней части фюзеляжа видна белая полоса, желтые части самолета покрыты сверху пятнами зеленой краски. Маленькая заглавная буква А внутри черного шеврона говорит о том, что самолет принадлежит заместителю командира авиакрыла.

  • Мировая Авиация 1

    Bf 109E-7 Trop, I. JG 27. Приблизительно октябрь 1941. Окрашенный целиком песочно-коричневой краской RLM 79 (стандарт Министерства авиации Рейха), Bf 109E-7 Trop базировался в Эн Эль Газала, в Ливии, и нес на фюзеляже черный шеврон заместителя командира авиагруппы. Заглавная буква А, которая была на предыдущей машине Францискета, была убрана в октябре. Краска RLM 79 редко использовалась для Bf 109E и здесь, как мы видим, она только что нанесена. В ходе Второй мировой войны Францискет одержал победы в 43 воздушных боях. Примечательно, что даже после перекраски капот самолета оставлен желтым.

  • Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)

    Bf109E-7 из 4/JG77, разбит в аварии на аэродроме Бакеу 23.06.41 года. Самолет несет под фюзеляжем пилон для подвески 96 бомб SD-2

  • Мировая Авиация 15

    Вторжение в Данию и Норвегию. 9 апреля 1940г.: германские войска вторглись в Данию и Норвегию. Ключевые аэродромы этих стран были захвачены десантами Люфтваффе. В Норвегии воздушные десанты были высажены в Тронхейме, Ставангере, Бергене, морские - в Эгерсунде, Кристиансанде, Нарвике и Осло. На рисунке изображен истребитель Bf 109E фельдфебеля Роберта Менге из 5./JG-77. Менге стал самым результативным немецким пилотом в Норвежской кампании, сбив три самолета противника.

  • Мировая Авиация 55

    Bf 109E, 5./JG 51, август 1940 года. Гауптман X. Тиетцен был одним из первых двух летчиков JG 51, награжденных Рыцарским крестом, но после этого его военная карьера оказалась короткой. Он одержал только три победы, помимо 17 выигранных ранее боев, и был объявлен пропавшим без вести над Кентом. На "Черной единице" изображена эмблема группы - дятел с зонтиком, карикатура на английского премьер-министра Н. Чемберлена.

  • Мировая Авиация 55

    Bf 109E 9./JG 27, май 1941 года. "Желтая пятерка" обер-лейтенанта Э. фон Кагенека из III/JG 27 (обратите внимание на белый флажок на мачте антенны) во время краткосрочного базирования на Сицилии имела смешанные "балканские" и "средиземноморские" обозначения. Белая полоса на задней части фюзеляжа присутствовала на всех боевых самолетах Восточно-средиземноморского и Северо-африканского ТВД, а белый руль направления - знак командира звена (отряда). На самолет нанесен серый пятнистый камуфляж (RLM 02), характерный для периода между битвой за Британию и нападением на СССР. Фон Кагенек воевал на Средиземноморье и в Северной Африке, одержал 67 побед и умер от ран в январе 1942-го. На момент смерти он был самым результативным пилотом JG 27.

  • Мировая Авиация 55

    Bf 109E, 6./(J)TrGr.186, март 1940 года. Самолеты из 67(J)TrGr. 186 имели самые броские эмблемы среди первых эскадрилий Bf 109. Эта эскадрилья являлась частью истребительной группы, предназначавшейся для размещения на палубе так и не построенного авианосца "Граф Цеппелин". "Желтый 13" принадлежал будущему асу Курту Уббену. Первую победу он одержал над голландским Fokker D-XXI в первый же день Западной кампании, позже доведя свой боевой счет до 110. Был сбит американским истребителем над Францией 27 апреля 1944 года.

  • Мировая Авиация 55

    Bf 109E. 2./JG 26, март 1940 года. Ранний Bf 109E, окрашенный снизу и с боков в стандартный для 1940 года бледный серо-голубой цвет (RLM 65), а сверху - в двухцветный зеленый и темно-зеленый камуфляж (RLM 70/71). На самолете "Красный 16" командира эскадрильи обер-лейтенанта Ф. Лозигкайта нанесены эмблемы эскадры и эскадрильи. Ф. Лозигкайт закончил войну командиром эскадры JG 77, одержав 68 побед.

  • Мировая Авиация 188

    В сентябре 1940 года на изображенном здесь Bf 109E летал командир I(J)/LG 2 обер-лейтенант Герберт Ихлефельд.