Messerschmitt Bf.109E
Варианты:
Messerschmitt - Bf.109E - 1938 - Германия
Страна: Германия
Год: 1938


Истребитель
Описание:
Bf.109E
Bf.109 (разв.)
Messerschmitt Bf 109
Фотографии:

Ч/б фото (112)

Bf.109E

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
   - Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
   - Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
   - Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
   - Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
   - Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
   - Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
   - Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
   - Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.

Bf.109 (разв.)

На базе одноместного истребителя Bf 109 был создан целый ряд вариантов ближнего разведчика. Bf 109 - одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта и В. Ретеля. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство истребителей было налажено в феврале 1937 г. Они строились на заводах BFW (впоследствии "Мессершмитт АГ") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Виенер-Нейштадтер флюгцойгверке" в Виенер-Нейштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене. Всего изготовили 30 573 экз. Bf 109 всех модификаций. Разведывательные варианты впервые начали создавать на базе модификации Е с установкой различных плановых и перспективных фотокамер.
Первыми начали выпускать Bf109E-6 - осенью 1940 г.
Впоследствии серийно строились:
   - Bf 109E-6 на базе истребителя Е-3, с мотором DB 601N и вооружением 4x7,9;
   - Bf 109E-5 на базе истребителя Е-4, с мотором DB 601Аа и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109E-9 на базе истребителя Е-7 с мотором DB 601N и вооружением 4x20+2x7,9;
   - Bf 109F-5 с мотором DB 601E и вооружением 1x20+2x7,9;
   - Bf 109F-6 с мотором DB 601E и вооружением 2x7,9; выпускался также тропический вариант Bf 109F-6/Trop с противопыльным фильтром на всасывающем патрубке карбюратора.
На истребителях серии G выполнение функций тактической разведки обеспечивалось применением полевого переделочного комплекта Rustzatz 2 (R2), использовавшегося непосредственно в частях и авиамастерских ВВС.
Этим комплектом оборудовались модификации:
   - Bf 109G-4/R2 с мотором DB 605A-1 и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109G-5/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-5/R2/AS), герметической кабиной и вооружением 2x13;
   - Bf 109G-6/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-6/R2/AS) и вооружением 1x20+2x13, поздние серии с новым фонарем пилотской кабины;
   - Bf 109G-8/R2, переделка истребителя G-6 в разведчик с использованием комплектов R2 и R6;
   - Bf 109G-14/R2 с мотором DB 605A-1 и деревянным хвостом.
Разведывательные варианты состояли на вооружении в Германии с 1940 г. и в Финляндии с 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109E впервые появились на фронте на побережье Ла-Манша осенью 1940 г. Широко использовались машины на базе Bf 109F на Восточном фронте, в Северной Африке и бассейне Средиземного моря, на Сардинии и Сицилии. Разведывательные модификации Bf 109G встречались на всех фронтах до конца войны. Финские машины недолго провоевали в Северной Карелии в 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109G выпускались практически до конца войны.

Messerschmitt Bf 109

<...>
   Bf 109 принимал участие во Второй мировой войне с ее первого дня. Без него не обошлась ни одна значительная операция Люфтваффе. В конце войны в последнем крупнейшем боевом вылете германских ВВС - 7 апреля 1945 года - приняло участие 120 самолетов Bf 109. Bf 109 поставлялись и другим странам - Болгарии, Финляндии, Венгрии, Японии, Румынии, Словакии, Испании, Швейцарии, СССР и Югославии.
<...>


Варианты

<...>
   Bf 109E: первый массовый серийный вариант, оснащен 1100-сильным мотором Daimler-Benz DB 601A с непосредственным впрыском топлива в цилиндры и улучшенным нагнетателем; подварианты обозначались от E-0 до E-9 и оснащались моторами DB 601N мощностью 1200 л.с. или DB 601E мощностью 1300 л. с.
<...>
Bf.109E-1
Опытный Bf 109V13, оснащенный мотором Даймлер-Бенц 601 стал одним из прототипов
Одними из первых получил новейшие Bf 109E-1 "Легион Кондор" в Испании
Bf 109E прибыли в Испанию в декабре 1938 года - слишком поздно, чтобы принять участие в гражданской войне. За свой трехлопастный винт самолет получил у испанцев прозвище "Tripala".
Испания. Испанские ВВС приобрели Bf 109E (на снимке) после гражданской войны, а в 1942 году были получены Bf 109F-4. Последние использовались для подготовки летчиков добровольческой "Escuadron Azul", воевавшей на "русском" фронте под обозначением 15.(span)/JG 51. В 1951 году испанцы получили лицензию на выпуск 200 Bf 109G, но из-за недопоставок двигателей машины были достроены уже как HA-1109/1112.
К концу войны в часть J 88 поступило несколько истребителей Bf 109E. Новую модель испанцы прозвали Tripala из-за ее трехлопастного винта. Ранние Bf109 с двухлопастными винтами они называли Bipala.
Хотя Bf 109 часто использовались в Испании в роли штурмовиков, на них бомбы не подвешивали. На этой фотографии видны бомбы, ожидающие загрузки в бомбардировщики He 111B. На аэродромах в Испании части бомбардировщиков и истребителей нередко базировались совместно.
В строю Люфтваффе Bf 190E-1
Испанские летчики позируют со знаменем своей эскадрильи на фоне Bf 109E
В Испании самолеты Bf 109 использовались главным образом для сопровождения бомбардировщиков. Этим истребителям тогда равных не было.
Истребитель Bf 109E-1 из эскадрильи I./JG 20 сфотографирован в августе/сентябре 1939 года. Эта эскадрилья не участвовала в польской кампании, оставаясь в ПВО Дрездена. В июле 1940 года эскадрилья I./JG 20 перешла в группу III./JG 51, а ее эмблема ("черная кошка") стала эмблемой группы 8./JG 51.
На взлете Bf 109E-1 из состава истребительной эскадры JG20 (период "битвы за Британию")
Bf 109E-1 - британский трофей
Трофейный "Мессершмитт" Bf 109E, проходивший испытания в Великобритании в 1940 году
Bf.109E-3
Опытный Bf 109V20, вооруженный 20-мм пушками MG FF, стал прототипом Bf 109E-3
Bf 109E-3 из состава II./JG 54 в стандартном предвоенном темно-зеленом камуфляже. Основным отличием Е-3 были установленные в крыле пушки. Низкий темп стрельбы этих орудий компенсировался большой разрушительной силой их снарядов.
An engine change being carried out under decidedly primitive conditions on a Bf109E-3 of III/JG 26 at Caffiers airfield, near Calais, during the "Battle of Britain".
As mechanics work on a Messerschmitt Bf 109E-3 in the foreground, Henschel Hs 123As of the 4th Staffel of Training Wing 1 wait on a grassy airfield during the Polish campaign of 1939. The typical segmented "splinter" camouflage pattern is clearly visible on all of the Hs 123s.
Enemy aircraft are represented by the Junkers Ju 87G-2 (nearest), Messerschmitt Bf 109E-3 and Fiat CR42 and others.
Швейцария. 17 декабря 1938 года швейцарские ВВС получили первый из 10 самолетов Bf 109D-1, а с апреля 1939 года в ВВС стали поступать 80 Bf 109E-3 (на снимке). Позже были интернированы по два Bf 109F и Bf 109G, а в мае 1944 года - приобретены 12 Bf 109G-6. Швейцарские истребители имели характерную окраску, активно привлекались к защите воздушных рубежей своей страны и даже сбили несколько немецких самолетов.
Боевая тревога на аэродроме в Швейцарских Альпах. Июнь 1940 г.
«Мессершмитт» Bf 109E одной из швейцарских авиарот
The defence of Swiss airspace in 1940 rested with the Morane D-3801 and the Messerschmitt Bf 109E, seen here in typical alpine setting.
Bf 109E-3 швейцарских ВВС
Истребитель Bf 109E из 2-го авиаполка ВВС Швейцарии
Ремонт двигателя «Мессершмитта» в полевых условиях
Швейцарские техники и оружейники готовят свои «Мессершмитты» к боевой работе. Май 1940 г.
Швейцарские специалисты по вооружению работают на истребителях Bf 109E
Члены советской делегации делятся своими впечатлениями у истребителя Мессершмитт Bf 109E. Германия, 1939г.
Закупленный в Германии Bf 109E-3 образца 1939 года на испытаниях в НИИ ВВС, зима 1940-41гг. Именно эту фактически уже устаревшую машину наши авиаспециалисты перед войной считали основной в самолетном парке Люфтваффе.
Германский истребитель Мессершмитт Ме-109Е на испытаниях в НИИ ВВС
Истребитель Мессершмитт Bf 109E-3 N 2738 на испытаниях в НИИ ВВС КА показал максимальную скорость 440 км/ч у земли и 546 км/ч на высоте 5000 м. Контрольный замер скорости, проведенный на Bf 109E-3 N 2734, дал такие же результаты
Мессершмитт Bf 109E-3, испытания на штопор в ЛИИ.
Another view of Bf 109E AE479, complete with British camouflage.
Трофейный "стодевятый" еще с французским триколором на руле направления
Изображенный здесь Bf 109E-3/В совершил посадку в Кенте, затем был отремонтирован и изучен британскими военными.
The Messerschmitt Bf 109E AE479 was the first enemy aircraft to be flight tested by the RAE at Farnborough. It was captured in France and shipped to the UK at the beginning of 1940, joined the newly-formed Enemy Aircraft Flight in December 1941 and was later shipped to Wright Field, USA.
Flight tested in France, where it made a forced landing in November 1939, and in England, Messerschmitt Bf109E-3 W Nr 1304/AE479 was found to have a high roll rate at medium speeds. However, at speeds above 260kts aileron control was termed ‘solid’ by RAF test pilots.
Messerschmitt Bf 109E-3 AE479 photographed during a flight from Duxford in 1941 after a new tail unit and a later-type canopy had been fitted, following an accident at Farnborough on January 5, 1941. The Bf 109 arrived at the A&AEE at Boscombe Down on May 3, 1940 escorted by a Hudson and three Blenheims! Much of the subsequent evaluation was carried out by Fg Off J. E. Pebody.
Немецкий самолет Мессершмитт Bf 109E - представитель нового поколения скоростных истребителей, с которым советские пилоты впервые встретились в небе Испании
Captured Bf 109E-3 AE479 flying from Duxford in 1941. It went to the USA in April 1942.
Изображенный здесь Bf 109E-3/В совершил посадку в Кенте, затем был отремонтирован и изучен британскими военными.
A Bf 109E-3 with its ferry pilot shortly after arrival at Zemun in the autumn of 1939
Югославия. В апреле 1939 года Югославия заказала 100 самолетов Bf 109E-3 (на снимке), которые должны были поступить в 6-й истребительный авиаполк. До войны югославские ВВС получили только 73 истребителя, и все они были уничтожены во время вторжения германских войск. Причем в основном руками своих же летчиков, чтобы не достались врагу. Несколько Bf 109G попали в руки югославских партизан.
Пилоты 7-й истребительной авиагруппы отдыхают возле Bf109E-3 лейтенанта Шербэнеску на одной из авиабаз в районе Сталинграда в августе 1942г. Белая полоса, нанесенная за воздухозаборником нагнетателя, обозначает воздушную победу.
Румынский Bf109E на старте, лето 1941 г.
"Эмиль" лейтенанта Шербэнеску во время заправки. Осень 1942г.
"Диагональные марки" на румынском Bf 109E.
One of two impressed ex-Polish, civilian RWD 15s seen at Saltz forward fighter airfield during the siege of Odessa in September 1941. Its peculiar nose profile is caused by the presence of one of ‘Grup 7 Vanatori’s’ Bf 109Es in the background.
Bf.109E-4
Румыния. С начала 1942 года румынские ВВС приобрели 69 самолетов Bf 109E-4 (на снимке - вместе с немецким Bf 109E). Позже были получены Bf 109G-2/G-6. После перехода в августе 1944 года на строну союзников и объявления войны Германии румынские летчики получили также трофейные Bf 109G-10/G-14, последние из которых были списаны в 1948 году.
Истребители 52-й эскадры Люфтваффе в Румынии, 1940г.
Болгария. Болгарские ВВС получили 19 самолетов Bf 109E-4 (на снимке) в 1940 году, а с 1943 года последовали Bf 109G-2/G-4/G-6, и общая численность их парка возросла до 149 машин. Подавляющее большинство самолетов было сведено в два авиаполка 6-й истребительной авиадивизии (аэродромы Божуриште и Враждебна под Софией). Основной задачей летчиков было прикрытие столицы страны от налетов американских бомбардировщиков, прилетавших в сопровождении групп истребителей со стороны Италии. Болгарские пилоты сбили более 50 самолетов, но и сами понесли большие потери. 9 сентября 1944 года Болгария объявила войну Германии, а после победы национальные ВВС получили более 100 истребителей Bf 109G (находились в эксплуатации до 1946 года), хотя большая часть машин была передана Югославии в качестве репараций.
Фельдфебель Леопольд Штейнбатц на фоне своего Bf 109E-4, на котором он в составе JG-54 воевал во время Балканской кампании 1941 г.
Emils of III/JG 27 being refuelled and re-armed between missions from Carquebut airfield during the summer of 1940.
Самолеты Bf 109E-4 из III./JG 27, базировавшейся в Каркебю на севере Франции, во время битвы за Британию действовали на центральном участке фронта.
Истребитель-бомбардировщик Bf 109E-4/B в период "битвы за Британию"
During the final phase of the "Battle of Britain", Emils were increasingly employed in the fighter-bomber role over Southern England. Here a Bf 109E-4/B of III/JG 26 is seen with a 551-lb (250-kg) bomb in readiness for one of these missions.
Bf 109E-4/B из состава I/JG77 с подфюзеляжным пилоном ETC503 для подвески ПТБ, Румыния, лето 1941г.
Самолет Bf 109E-4/В готовится к бомбовому налету на Мальту. В феврале 1941 года первое звено одноместных немецких истребителей прибыло на Сицилию, чтобы помочь итальянцам. В мае 1941 года эта авиагруппа (9./JG27) была переброшена на Средний Восток.
Bf 109E-4/B с 50-кг бомбами
В истребительно-бомбардировочных частях модификация Bf 109E применялась до 1943 года. На фотографии: Bf 109E-4/В из группы II./SchIG 7 на южном участке советско-германского фронта, лето 1942 года. На капоте изображена эмблема группы в виде Микки Мауса, а черный треугольник являлся отличительным знаком истребительно-бомбардировочных частей Люфтваффе.
Истребитель-бомбардировщик Bf 109E-4/B адьютанта II/JG54 лейтенанта Штейндля с 250-кг бомбой под фюзеляжем летит на бомбежку в район Сталинграда, весна 1942г.
Истребители Messerschmitt Bf 109E-4/Trop из состава I группы 27-й истребительной эскадры оказали большое влияние на ход воздушной войны в небе Северной Африки. Весной 1947 года они превосходили на ТВД любые британские истребители.
Messerschmitt Bf 109E-4/N Trop.
One of the Bf 109E-4s supplied by Germany in 1942/1943, pictured over the Vah Valley. This particular aircraft belonged to the flying school.
Bf.109E-7
С июля 1940 года Bf 109E все шире стали использоваться в качестве истребителей-бомбардировщиков (Jabo), вооруженных одной бомбой на центральном узле подвески. Основной целью их рейдов стало прибрежное судоходство. На фотографии: Bf 109E-7.
Bf 109E-7 из состава JG 27 "Африканского корпуса"
Bf109E-7 из состава III/JG52 на румынском аэродроме Мамайя, лето 1941г.
На крайнем севере действовала 5-я истребительная эскадра, воевавшая на Bf 109E дольше, чем другие части Люфтваффе. Судя по маркировке, на данном Bf 109E-7 летал командир 3-й группы 5-й эскадры (III./JG-5) Гюнтер Шольц. Снимок сделан в сентябре 1942 года.
Bf-109E-7 4-го отряда JG 5 в полете над тундрой
Bf 109 и Bf 110 летят в едином строю. В 1941-42 годах в Заполярье двухмоторные "Мессершмитты-110" нередко использовались в качестве истребителей сопровождения вместе со "стодевятыми"
Bf 109E-7/Trop на Восточном фронте в 1942 году. Этот экземпляр машины был снабжен защитными фильтрами против песка и пыли, а также аварийным комплектом. Такое оснащение являлось стандартным для тропических вариантов Bf109.
Словаки получили Bf 109E-7 (на снимке) в 1941 году: 11-й истребительный авиаполк защищал Словакию, а 13-й полк - воевал на Восточном фронте под обозначением 13.(slowak)/JG 52. Последняя часть в начале 1943 года получила Bf 109G-6, а в 1944 году участвовала в обороне Братиславы. В последующем, после перехода Словакии на сторону союзников, часть истребителей привлекалась к борьбе с Люфтваффе.
Япония и СССР. В 1941 году пять разоруженных Bf 109E-7 направили в Японию для технического изучения и испытаний (на снимке), хотя японские военные были больше заинтересованы в двигателе DB 601. Несколько Bf 109E до войны были поставлены СССР, а затем самолеты "приобретались" уже в качестве трофеев.
Three Messerschmitt Bf 109E-7s were imported into Japan and tested extensively by both the IJAAF and the IJNAF. One of the Navy test pilots stated that he found the Bf 109’s cockpit narrow and cramped, although its acceleration in a dive was exceptional. Unsurprisingly, of the German fighters tested by Japan, the Fw 190 was deemed the best.
 
Bf109E из II/JG77 с подвешенными бомбами SD-2,лето 1941 г.
Luftwaffe aircrew playing cards at their base behind the German lines in 1940 - a Bf 109 lurks in the background. With the Allies' regular visits it is doubtful that many games were finished.
Hauptmann “Assi” Hans von Hahn, Commander of I./JG3, right, note personal insignia. Below, another picture of Commander Hans von Hahn, taken at the time of the Battle.
Желтые носы были отличительным знаком всех Bf 109, находившихся в районе Ла-Манша. Обратите внимание на извилистую линию вдоль фюзеляжа, которая означала, что данная машина входила в третью группу воздушной эскадры.
Истребитель Bf 109E, оснащенный тропическим фильтром для эксплуатации в жарком климате
"Мессершмитты" Bf 109E из 77-й истребительной эскадры Люфтваффе - главные противники советских летчиков-черноморцев в начальный период Великой Отечественной войны.
Истребители Bf 109E из 13-й словацкой эскадрильи Люфтваффе. Одну из этих машин сбил Геннадий Шадрин 17 января 1943г.
Bf 109E коммодора майора Нордманна, аэродром Шаталово.
Emils of II/JG 27 at St Trond airfield, Belgium, where the unit was based 19-22 May 1940.
Emils of III/JG 26 dispersed on Caffiers airfield, near Calais, during the "Battle of Britain "
Взлетающие тропические (а точнее пустынные) Bf109E из состава I/JG27, действовавшей над Средиземным морем и Северной Африкой.
Bf 109E (на крыле появились радиаторы системы охлаждения двигателя, слегка заглубленные в консоли);
В полете Bf109E из штабного звена II/JG77, лето 1941 г.
В начале Второй мировой войны самолеты Bf 109 превосходили устаревшие французские и польские истребители. Тогда погибло считанное число Messerchmitt, причем не в воздушных боях, а от огня наземной зенитной артиллерии.
"Желтый 14" из третьей группы JG 2 был самолетом лейтенанта Франца Фиби. Здесь Фиби сфотографирован во время боевого вылета.
"Мессершмитт" Bf 109E "Эмиль", прославившийся в 1940 году в небе над Западной Европой. В расчете на этого противника разрабатывались накануне войны в советских авиационных КБ новые типы истребителей. Но в середине 1941 года "Эмиль" в Германии уже считался устаревшим, а ему на смену пришла новая модификация - Bf 109F. О ее существовании у нас тогда еще не знали...
Истребитель Bf 109E снят в начале молниеносной войны против Франции. Перед свастикой на хвостовой части самолета видны четыре отметки воздушных побед.
Немецкие истребители Мессершмитт Bf 109E над Ла-Маншем в 1940 г. - они будут основными противниками советских летчиков в будущей войне летом 1941 г.
Bf 109Es of Oblt Neumann’s Schwarm are seen shortly before his last mission.
Самолеты эскадрильи Bf 109 выстроились над Ла-Маншем, фотография сделана в сентябре 1940 года.
В Испании гауптман Вернер Мельдерс разработал строй "Schwarm" - звено из двух пар, впоследствии принятый в авиации Британии и других стран. Звено состояло из двух взаимно поддерживающих друг друга пар, состоявших из ведущего и ведомого.
Бомбардировщики Stuka в боях в Северной Африке показали себя превосходно - под прикрытием истребителей Bf 109 они наносили серьезный урон живой силе и технике британцев.
Истребители Messerschmitt Bf 109E имели явное преимущество в небе Франции. Сопротивление со стороны британских и французских ВВС было, в лучшем случае, спорадическим.
С конца 1940г. до августа 1941г. для охраны болгарского побережья использовались два ята, включавшие по пять Bf 109E и дислоцированные в Балчике и Сарафово. На снимке: пара "Мессершмиттов" в патрульном полете
Истребители Bf 109E
Лучший болгарский летчик-ас Стоян Стоянов (в форме) у истребителя Мессершмитт Bf 109E
Молебен на болгарском аэродроме
СЦЕПКА. Концепция самолета-сцепки была опробована с привлечением Bf.109, использовавшегося для доставки транспортного планера (фото) или начиненного взрывчаткой бомбардировщика.
Продувка истребителя Bf 109 в аэродинамической трубе
Самым знаменитым немецким асом во время битвы за Британию считался Гельмут Вик. На руль направления Bf 109 командира I группы 2-й эскадры нанесены отметки о 42 победах в воздушных боях, за которые 6 октября 1940 года Вик был награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту и удостоен воинского звания майор. Его Bf 109E был сфотографирован в октябре 1940 года. Всего летчик уничтожил 56 самолетов. Месяц спустя, после того как был сделан этот снимок, его самого сбил британский Spitfire.
Майор Гюнтер Лютцов (слева) и капитан Вильгельм Балтазар обсуждают новости на авиабазе в Девре (Франция). На заднем плане виден Bf109, на котором летал Балтазар. Отметки на киле самолета говорят о том, что к тому моменту капитан одержал 27 побед в воздушных боях и поразил 14 наземных целей.
Отметки о сбитых самолетах противника на руле направления истребителя Bf 109E командира истребительной эскадры Вернера Мёльдерса. На счету Мёльдерса 30-32 победы, 31 августа 1940 года он сбил три британских истребителя Hurricane.
Командир 8-го отряда 5-й эскадры оберлейтенант Зегатц (слева) на фоне своего "Мессершмитта" Bf 109E с тирольским орлом на борту и лейтенант Бар
Командир 27-й истребительной эскадры майор Вольфган Шеллманн, весна 1941 г.
Пилоты группы III./JG 2 отдыхают в перерыве между вылетами, сидя в своих летных комбинезонах в Синьи-е-Пти во время наступления во Франции, май 1940 года. Справа сидит фельдфебель Виллингер, который шесть месяцев спустя, 16 ноября, записал на счет эскадры JG 2500-ю победу, сбив над Портсмутом британский истребитель Hurricane.
Командир 1-й эскадрильи JG54 оберлейтенант Адольф-Вольдемар Кинцингер в кабине Me-109. Один из самых результативных летчиков первого дня войны, заявивший 4 победы (причем все они подтверждаются советскими документами), погиб уже через пять дней, 27 июня 1941 г.