Messerschmitt Bf.109F
Варианты:
Messerschmitt - Bf.109F - 1940 - Германия
Страна: Германия
Год: 1940


Истребитель
Описание:
Bf.109F
Bf.109 (разв.)
Messerschmitt Bf 109
Фотографии:

Боковые проекции (68)

Bf.109F

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
   - Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
   - Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
   - Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
   - Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
   - Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
   - Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
   - Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
   - Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.

Bf.109 (разв.)

На базе одноместного истребителя Bf 109 был создан целый ряд вариантов ближнего разведчика. Bf 109 - одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта и В. Ретеля. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство истребителей было налажено в феврале 1937 г. Они строились на заводах BFW (впоследствии "Мессершмитт АГ") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Виенер-Нейштадтер флюгцойгверке" в Виенер-Нейштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене. Всего изготовили 30 573 экз. Bf 109 всех модификаций. Разведывательные варианты впервые начали создавать на базе модификации Е с установкой различных плановых и перспективных фотокамер.
Первыми начали выпускать Bf109E-6 - осенью 1940 г.
Впоследствии серийно строились:
   - Bf 109E-6 на базе истребителя Е-3, с мотором DB 601N и вооружением 4x7,9;
   - Bf 109E-5 на базе истребителя Е-4, с мотором DB 601Аа и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109E-9 на базе истребителя Е-7 с мотором DB 601N и вооружением 4x20+2x7,9;
   - Bf 109F-5 с мотором DB 601E и вооружением 1x20+2x7,9;
   - Bf 109F-6 с мотором DB 601E и вооружением 2x7,9; выпускался также тропический вариант Bf 109F-6/Trop с противопыльным фильтром на всасывающем патрубке карбюратора.
На истребителях серии G выполнение функций тактической разведки обеспечивалось применением полевого переделочного комплекта Rustzatz 2 (R2), использовавшегося непосредственно в частях и авиамастерских ВВС.
Этим комплектом оборудовались модификации:
   - Bf 109G-4/R2 с мотором DB 605A-1 и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109G-5/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-5/R2/AS), герметической кабиной и вооружением 2x13;
   - Bf 109G-6/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-6/R2/AS) и вооружением 1x20+2x13, поздние серии с новым фонарем пилотской кабины;
   - Bf 109G-8/R2, переделка истребителя G-6 в разведчик с использованием комплектов R2 и R6;
   - Bf 109G-14/R2 с мотором DB 605A-1 и деревянным хвостом.
Разведывательные варианты состояли на вооружении в Германии с 1940 г. и в Финляндии с 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109E впервые появились на фронте на побережье Ла-Манша осенью 1940 г. Широко использовались машины на базе Bf 109F на Восточном фронте, в Северной Африке и бассейне Средиземного моря, на Сардинии и Сицилии. Разведывательные модификации Bf 109G встречались на всех фронтах до конца войны. Финские машины недолго провоевали в Северной Карелии в 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109G выпускались практически до конца войны.

Messerschmitt Bf 109

<...>
   Bf 109 принимал участие во Второй мировой войне с ее первого дня. Без него не обошлась ни одна значительная операция Люфтваффе. В конце войны в последнем крупнейшем боевом вылете германских ВВС - 7 апреля 1945 года - приняло участие 120 самолетов Bf 109. Bf 109 поставлялись и другим странам - Болгарии, Финляндии, Венгрии, Японии, Румынии, Словакии, Испании, Швейцарии, СССР и Югославии.
<...>


Варианты

<...>
   Bf 109F: серийный вариант; подварианты обозначались от F-0 до F-6, оснащались моторами DB 601N или DB 601E, различным вооружением и отличались конструкционными изменениями, направленными на повышение высотности
   Bf 109H: высотный вариант Bf 109F с увеличенным на 2 м размахом крыла, строился в ограниченном количестве; Bf 109H-0 оснащен двигателем DB 601E, Bf 109H-1 - мотором DB 605A
<...>
"Мессершмитт" Bf 109F командира 2-й группы 54-й истребительной эскадры Люфтваффе капитана Дитриха Храбака, июнь 1941г.
Bf 109F группенадьютанта II/JG54 Б. Шультена, весна 1942 г.
Bf 109F летчика 3-й эскадрильи 54-й эскадры Ганса Шмоллера-Халди, лето 1941г.
Messerschmitt Bf 109F-1 из 1./JG 52, летчик Карл-Хайнц Леесманн.
Bf 109F-1 №5628 - один самолетов немецкого аса Вернера Мельдерса, конец июня 1941 года
Bf 109F-2 командира JG 51 Вернера Мельдерса
Эгон Майер летал на этом Bf 109F-2, будучи командиром 7-й эскадрильи 2-й истребительной эскадры "Richthofen". Сен-Поль, Франция, июль 1941 года. Считается, что "Белый 7" был запасным самолетом Майера. Датировка подтверждается отметками о 10 победах на хвосте.
Bf 109F-2 (W.Nr.6601) л-та Детлефа Ровера из I./JG 3. Белая Церковь, июль 1941г.
Самолет Bf.109F Роберта Олейника
Bf 109F-2 (Wr.N.6743) штаффелькапитана 1./JG 3 Р.Олейника - первого в люфтваффе, одержавшего воздушную победу на Восточном фронте
Bf109F-2 командира II/JG3 гауптмана Лотара Келлера, который разбился 26 июля 1941г. при взлете по тревоге со своего аэродрома, врезавшись в связной самолет. До момента своей гибели одержал 23 победы (из них три в Испании).
Bf109F-2 кавалера Рыцарского Креста командира 7/JG3 обер-лейтенанта Курта Сохатци, одержавшего 38 побед. 3 августа 1941г. в воздушном бою над Днепром Сохатци попал под таранный удар И-16 лейтенанта Ч.К.Бендилиани из состава 43-го ИАП и после того как спасся на парашюте был взят в плен.
"Мессершмитт" Bf 109F-2 3./JG 51, 1942г.
Bf 109F-2 из состава III/JG 51, район Ржева, январь 1942г.
Bf 109F-2 командира 4.JG51 старшего лейтенанта Эриха Хохагена, июль 1941 года, аэродром Старый Быхов
Bf109F-2 командира 5/JG51 обер-лейтенанта Ганса Колбова, сбитого 16 июля 1941г. в районе Могилев - Старый Быхов. До момента своей гибели одержал 27 побед (из них 14 в ходе операции "Барбаросса").
Bf.109F-2 фельдфебеля Клоперта из 11/JG51
Мессершмитт Bf 109F-2 из 4/JG 52.
Истребители Мессершмитт Bf 109F, с которыми в небе над Оранами сражались летчики 42-го ИАП: Bf 109F-2 из 5/JG 52, лето 1941 г.
Истребители Мессершмитт Bf 109F, с которыми в небе над Оранами сражались летчики 42-го ИАП: Bf 109F-2 из 6/JG 52, лето 1941 г.
Bf109F-2 (сер. N 6674) кавалера Рыцарского Креста командира II/JG53 гауптмана Гейнца Брютница, одержавшего до момента своей гибели 36 побед (из них две в Испании и одна - 22 июня 1941г.). Был сбит вечером 22 июня 1941г. в бою с бомбардировщиками СБ из состава 40го БАП над районом Вильно. Умер в госпитале 27 июля.
Bf 109 F-2 №6674 командира II/JG 53 капитана Бретнютца, сбитого стрелком СБ 22 июня 1941 года. На руле направления отметки о 31 воздушной победе
Bf.109F-2 фельдфебеля Нойхоффа из 7/JG53
Истребители Мессершмитт Bf 109F, с которыми в небе над Оранами сражались летчики 42-го ИАП: Bf 109F-2 из 8/JG 53, лето 1941 г.
Истребители Мессершмитт Bf 109F, с которыми в небе над Оранами сражались летчики 42-го ИАП: Bf 109F-2 из 9/JG 53, лето 1941 г.
Bf.109F-2 командира JG54 майора Траутлофта
Bf 109F-2 капитана Рейнхарда Зейлера из I/JG 54, август 1941 года. Шляпа-цилиндр под фонарем кабины - эмблема летчика еще со времен
войны в Испании
Bf 109F-2 из Stab.II/JG 54
Bf109F-2 (сер. N 9668) кавалера Рыцарского Креста командира III/JG54 гауптмана Арнольда Лигница, одержавшего до момента своей гибели 25 побед (из них три в ходе операции "Барбаросса"). Был сбит 30 сентября 1941г.в воздушном бою над Ленинградом лейтенантом И.Д.Одинцовым из состава 7-го ИАП, пилотировавшим И-153.
Истребитель Bf 109F-2 командира III.JG 54 Арнольда Лигница (июнь 1941г.)
Bf109F-2 (сер. N 9602) кавалера Рыцарского Креста командира 5/JG54 гауптмана Хуберта Мютериха, одержавшего до момента своей гибели 43 победы (из них 35 в ходе операции "Барбаросса"). Погиб 9 сентября 1941г., возвращаясь после воздушного боя в районе Ленинграда.
Bf.109F-2 командира 5/JG54 оберлейтенанта Мютериха
Истребитель Bf 109F-2 гауптмана Хюберта Мюттериха из 5/JG 54 (начало сентября 1941г.)
Bf-109F-2 лейтенанта Макса-Гельмута Остерманна (102 победы), 7-я эскадрилья 54-й истребительной эскадры "Люфтваффе", Россия, осень 1941г.
"Мессершмитт" Bf 109F2 из 77-й истребительной эскадры Люфтваффе, принимавший участие в боях над Севастополем, ноябрь 1941г.
Bf109F-2 командира 7./JG77 обер-лейтенанта Вольфа-Дитриха Хюи. Аэродром Бакэу, Румыния, лето 1941г. Всего одержал 40 побед, из них 37 - на Восточном фронте. Принял непосредственное участие в потоплении британского крейсера "Фиджи" в ходе сражения за остров Крит. Был награжден "Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями". Был сбит 29 октября 1942г. над Северной Африкой и попал в плен.
Bf 109F 2/Trop, I./JG27. Декабрь 1941. Этот самолет гауптмана Эдуарда Неймана базировался в Маритуба, Ливия, он несет на себе черный шеврон командира авиакрыла и треугольные знаки. В желтый цвет окрашен капот, обтекатель и руль. На капоте изображена знаменитая эмблема, присвоенная подразделению Bf 109 во время войны во Франции и ставшая его отличительным признаком во время операций в пустыне. Нейман завершил войну, имея на счету 13 побед.
Bf 109F-2/Trop, I. JG 77. Ноябрь 1942. На африканский театр военных действий 77-я эскадра истребителей прибыла в конце кампании, когда союзники начали свое неудержимое наступление на немецкие войска под Эль Аламейном в октябре 1942 года. Обнаруженный брошенным после сражения у Бир Эль Адб, в Египте, этот самолет имеет типичную камуфляжную окраску с темно-зелеными пятнами, нанесенными поверх основного тона - RLM 79. Летавший на этом истребителе унтер-офицер Хорст Шлик до прибытия в пустыню одержал 36 побед из них две на Восточном фронте (эти зарубки сделаны красной краской), а затем, совершив вынужденную посадку под Эль Аламейном, сумел не попасть в плен, сбежав от солдат союзников на грузовике.
Bf 109F-4 командира 9-й эскадрильи 3-й группы 3-й истребительной эскадры Люфтваффе оберлейтенанта В.Бауэра. Предположительно, именно этот летчик в начале апреля 1942г. сбил Як-1 580-го иап, который пилотировал А.Маресьев.
Bf 109F-4 ("желтая 9") ефрейтора Адальберта Куна из 9./JG 3, совершившего 29 мая 1942г. по ошибке посадку на территории, контролируемой советскими войсками. На счету этого летчика было семь побед, четыре из которых он имел до прибытия под Харьков. Надпись под кабиной, традиционно наносившаяся на самолеты летчиками 9-го штаффеля, достоверно не установлена.
Bf 109F-4 гауптмана Хорста Карганико, командира группы II/JG5, 1942г.
Bf 109F-4 оберлейтенанта Германа Зегатца, командира 8./JG5, лето 1942г.
Bf 109F-4 фельдфебеля Хайнца Бейера, 8./JG5, 1942г.
Bf 109F-4 оберфельдфебеля Карла Шульца, 8./JG5, зима 1942-1943гг.
Bf109F-4 кавалера Рыцарского Креста с дубовыми листьями командира I/JG51 гауптмана Германа-Фридриха Иоппьена, который погиб 25 августа 1941г. в воздушном бою с истребителями 20-го ИАП. До момента своей гибели одержал 70 побед (из них 28 в ходе операции "Барбаросса").
Bf 109F-4, совершивший вынужденную посадку на советской территории после боя с Пе-2 в районе Ржева 11 февраля 1942г. Пилот - командир 7./JG 51 оберлейтенант Гельмут Лохофф (17 побед) попал в плен.
Bf 109F-4 ("желтая 1") командира 9./JG 52 Германа Графа. Аэродром Рогань, 14 мая 1942г. На руле поворота отметки 104 побед.
Истребитель "Мессершмитт" Bf 109F-4 из 7./JG52.
"Мессершмитт" Bf 109F-4 Альфреда Гриславски, Россия, 1942г.
Bf109F-4 командира I/JG54 гауптмана Франца Эккерле, на счету которого было 62 победы. Сбит 14 февраля 1942г. над районом Вороново в бою с И-15бис. Награжден "Рыцарским Крестом с Дубовыми листьями" посмертно
"Мессершмитт" Bf 109F-4 оберлейтенанта Ханса Гетца, 7./JG 54, май 1942г.
Фельдфебель Киттель добился первых успехов на Bf 109F. На изображенном самолете ас сражался с мая 1942 года. Поначалу боевой счет Киттеля рос медленно - за восемь предшествовавших маю 1942 года месяцев он одержал всего 15 побед.
Будучи командиром I./JC 77 Бэр записал на свой счет еще 86 побед. Bf 109F-4 на рисунке - один из самолетов, на которых он летал в южной Италии в июле 1942 года. JC 77 был переброшен в Африку после сражений при Эль-Аламейн, и поэтому полк находился в процессе постоянного отступления.
Bf 109F-4 оберлейтенанта Курта Уббена, командира III./JG77, сентябрь 1941г.
Мессершмитт Bf109F-4 оберлейтенанта Курта Уббена.
Bf 109F-4 ("черная 2") из 8./JG 77, аэродром Сталино, 9 мая 1942г. Самолет был сбит во время атаки Малая Камышевка 17 мая 1942г. Летчик лейтенант Вольфрам Штехер погиб.
Bf 109F-4 командира 5/2-й ИАЭ м-ра Аладаря-де-Хеппеша, Украина, весна 1943г.
Bf 109F-4/B фельдфебеля Фриделя Беренда из состава 3-й эскадрильи I/SchlG2, аэродром Ла Факоннери. 8 января 1943 г. был сбит в ходе штурмовки аэродрома Эль Чель "Спитфайром" флайт лейтенанта Хоула из состава 145-й эскадрильи.
В феврале 1942 года лейтенант Ханс-Иоахим Марсель из 3./JG 27 (Мартуба, Ливия) летал на Bf 109F-4/Z Trop Werk № 12593. Обратите внимание на руль направления, выкрашенный красной грунтовкой в честь 50 побед, за которые он получил Рыцарский крест.
В июне 1942 года Марсель с его любимым позывным "Желтый 14" на Bf 109F-4/Z Trop Werk (№ 10059) перебазировался в Тмими (Ливия). К этому времени число его побед достигло 68.
К июню число побед Марселя возросло до 101, ему присвоили звание обер-лейтенанта и назначили командиром эскадрильи 3./JG 27, базировавшейся в Айн-эль-Газале. Теперь он летал на Bf 109F-4/Z Trop Werk №10137.
Через три месяца количество побед гауптмана Марселя увеличилось еще на 50 самолетов. Здесь изображен Bf 109F-4 Trop Werk №8673, первый Bf 109F с обозначением 1-й группы на носу.
Bf 109F-4/Trop, 3./JG 27. Сентябрь 1942. На этом самолете летал Ханс-Иоахим Марсель, ставший самым знаменитым "пустынным" асом. 8 небе над Африкой он одержал 151 из своих 158 побед в воздушных боях, а его самолет обычно называли "Желтый 14". Хвостовая часть Bf 109 не могла вместить все отметки о победах Марселя, поэтому над привычными отметками была добавлена особая эмблема, означавшая вначале 70, а затем 100 побед, поскольку только за период с июня по сентябрь Марсель победил в 50 воздушных боях. Этот самолет (серийный номер 14 256) базировался в Квотафии, Египет.
Изображен Messerschmitt Bf 109F-4/Z Trop командира II./JG 3 гауптмана Карла-Хайнца Крахля, Сан-Пьетро, Италия, апрель 1942 года.
Bf 109F-4/Z Trop, 6./JG3. Февраль 1942. Унтер-офицер Франц Швайгер летал на этой машине с базы Кастель Бенито, Ливия. Самолет отличался от всех других машин тем, что нес на борту имя любимой девушки пилота. Швайгер отказался от отличительного знака авиакрыла - красного, обрамленного черным треугольника, когда стал командиром первой эскадрильи третьей истребительной эскадры. Он довел число своих побед до 67, а 24 апреля 1944 был сбит истребителем P-51 Мустанг, атаковавшим его на бреющем полете над Аугсбургом.
Bf 109F-4/Z Trop. 7. JG 53. Июнь 1942. 10 из 17 побед о которых говорят отметки на хвостовой части, лейтенант Юрген Хардер одержал на Восточном фронте. Под кабиной написано имя брата Хардера, который командовал III./JG 53 во время битвы за Британию и был убит над озером Уайт. Полоса на задней части фюзеляжа, кончики крыла и обтекатель окрашены в белый цвет. Обратите внимание на отсутствие желтых идентификационных знаков. "Белый 5" базировался в Маритубо, в Ливии.
Bf 109F-4/Z Trop. Этот истребитель был закреплен за Штальшмидтом, близким другом Марселя и одним из самых результативных германских асов, воевавших в Западной Пустыне. Самолет несет отметки о 48 победах, за которые Штальшмидт уже получил Рыцарский крест. 7 сентября 1942 года, когда он был объявлен пропавшим без вести после встречи с группой Spitfire к востоку от Аль-Аламейна, немецкий ас успел одержать еще 11 побед.
Mistel I стал первым из множества самолетов семейства Mistel, допущенным к боевой работе. Буксируемый к цели самолетом Bf 109F, Ju 88A-4 нес боевую часть массой 3800 кг. Четыре Mistel I были применены в июне 1944 года при атаке конвоев в устье Сены.