Messerschmitt Bf.109G
Варианты:
Messerschmitt - Bf.109G - 1942 - Германия
Страна: Германия
Год: 1942


Одноместный истребитель
Описание:
Bf.109G
Bf.109 (разв.)
Messerschmitt Bf 109
Фотографии:

Ч/б фото (190)

Bf.109G

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
   - Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
   - Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
   - Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
   - Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
   - Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
   - Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
   - Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
   - Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.


Bf 109G-6||
Размах:||9,92 м
Длина:||8,85 м
Моторы, количество х мощность:||1x1800 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3400 кг
Максимальная скорость:||621 км/ч
Практический потолок:||11500 м
Дальность:||1000 км

Bf.109 (разв.)

На базе одноместного истребителя Bf 109 был создан целый ряд вариантов ближнего разведчика. Bf 109 - одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта и В. Ретеля. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство истребителей было налажено в феврале 1937 г. Они строились на заводах BFW (впоследствии "Мессершмитт АГ") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Виенер-Нейштадтер флюгцойгверке" в Виенер-Нейштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене. Всего изготовили 30 573 экз. Bf 109 всех модификаций. Разведывательные варианты впервые начали создавать на базе модификации Е с установкой различных плановых и перспективных фотокамер.
Первыми начали выпускать Bf109E-6 - осенью 1940 г.
Впоследствии серийно строились:
   - Bf 109E-6 на базе истребителя Е-3, с мотором DB 601N и вооружением 4x7,9;
   - Bf 109E-5 на базе истребителя Е-4, с мотором DB 601Аа и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109E-9 на базе истребителя Е-7 с мотором DB 601N и вооружением 4x20+2x7,9;
   - Bf 109F-5 с мотором DB 601E и вооружением 1x20+2x7,9;
   - Bf 109F-6 с мотором DB 601E и вооружением 2x7,9; выпускался также тропический вариант Bf 109F-6/Trop с противопыльным фильтром на всасывающем патрубке карбюратора.
На истребителях серии G выполнение функций тактической разведки обеспечивалось применением полевого переделочного комплекта Rustzatz 2 (R2), использовавшегося непосредственно в частях и авиамастерских ВВС.
Этим комплектом оборудовались модификации:
   - Bf 109G-4/R2 с мотором DB 605A-1 и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109G-5/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-5/R2/AS), герметической кабиной и вооружением 2x13;
   - Bf 109G-6/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-6/R2/AS) и вооружением 1x20+2x13, поздние серии с новым фонарем пилотской кабины;
   - Bf 109G-8/R2, переделка истребителя G-6 в разведчик с использованием комплектов R2 и R6;
   - Bf 109G-14/R2 с мотором DB 605A-1 и деревянным хвостом.
Разведывательные варианты состояли на вооружении в Германии с 1940 г. и в Финляндии с 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109E впервые появились на фронте на побережье Ла-Манша осенью 1940 г. Широко использовались машины на базе Bf 109F на Восточном фронте, в Северной Африке и бассейне Средиземного моря, на Сардинии и Сицилии. Разведывательные модификации Bf 109G встречались на всех фронтах до конца войны. Финские машины недолго провоевали в Северной Карелии в 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109G выпускались практически до конца войны.


Bf 109G-6/R2||
Размах:||9,92 м
Длина:||8,85 м
Моторы, количество х мощность:||1x1800 л.с.

Messerschmitt Bf 109

<...>
   Bf 109 принимал участие во Второй мировой войне с ее первого дня. Без него не обошлась ни одна значительная операция Люфтваффе. В конце войны в последнем крупнейшем боевом вылете германских ВВС - 7 апреля 1945 года - приняло участие 120 самолетов Bf 109. Bf 109 поставлялись и другим странам - Болгарии, Финляндии, Венгрии, Японии, Румынии, Словакии, Испании, Швейцарии, СССР и Югославии.
<...>


Варианты

<...>
   Bf 109G: основная серийная модификация, предусмотрена возможность герметизации кабины; подварианты обозначались от G-0 до G-16; от гермокабины отказались на G-6 и всех последующих подвариантах; на Bf 109G-0 стоял двигатель DB 601E; на G-1 впервые установили новый мотор DB 605A мощностью 1475 л. с., более поздние модели данного двигателя, например DB 605DC со впрыском водно-метаноловой смеси в цилиндры, развивали мощность 2000 л.с.; Bf 109G-12 - двухместный учебно-тренировочный истребитель
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Messerschmitt Bf 109G-6

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 605AM мощностью при впрыске водно-метаноловой смеси 1800 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость 621 км/ч на высоте 7000 м; практический потолок 11750 м; дальность 720 км
   Масса: пустого 2673 кг; максимальная взлетная 3150 кг
   Размеры: размах крыла 9,92 м; длина 9,02 м; высота 3,40 м; площадь крыла 16,05 м2
   Вооружение: два 13-мм пулемета MG 13 и три 20-мм пушки MG151
Bf.109G-0
Первый "Gustav" на заснеженном аэродроме Регенсбург, зима 1941-7942 годов. "VJ+WA" являлся первым из трех предсерийных Bf 109G-0. Обратите внимание на усиленный переплет герметичной кабины летчика.
После испытаний оснащенного герметизированной кабиной Bf 109F, компания выпустила партию из трех предсерийных Bf 109G-0. Кабина была герметизирована, но вот двигатели DB605 к сроку не поспели - самолет пришлось оснащать мотором DB 601E, стоявшим на модификации "F".
Bf.109G-1
В ноябре 1942 года е Африку в составе эскадр JG 51 и JG 53 (на снимке - самолет из JG 53, Тунис, начало 1943г.) прибыло несколько высотных истребителей Bf 109G-1 с гермокабинами. Их отличительным признаком являлось кварцевое заполнение между двойным остеклением кабины.
II группа эскадры JG 11 интенсивно воевала против бомбардировщиков. На снимке показан истребитель Bf 109G-1 с гермокабиной и ПУРС Wfr 21 "Pulk-Zerstorer" под крылом. Это машина обер-лейтенанта Гейнца Кноке из 5-й эскадрильи.
Первые серийные высотные истребители Мессершмитт Bf 109G-1 с устройством GM 1 для впрыска в цилиндры двигателя закиси азота, с которой самолет на высоте 8700 м разгонялся до 650 км/ч
Bf.109G-2
Один из первых Bf 109G-2, полученных на Восточном фронте JG53 в середине июля 1942г.
Командир 7./JG 5 облт. Вайссенбергер у хвоста своего Bf 109G-2, Петсамо, 25 июля 1943г.
A Messerschmitt Bf 109G-2 of I./JG 77 at Gabes airfield in Tunisia in 1943. Given the name Herz As (“Ace of Hearts”), Jagdgeschwader 77 served in all German theatres of operation during the Second World War, from Western Europe to the Eastern Front, from Norway in the north to the Mediterranean and North Africa in the south.
"Мессершмитт" Bf 109G-2 из 5-й истребительной эскадры Люфтваффе в бревенчатом полукапонире на аэродроме "Хебуктен", зима 1942-43гг.
Летом 1942-го немцы бросили в бой новейшие Bf109G-2, продемонстрировавшие подавляющее преимущество перед советскими и союзными истребителями любых типов.
Весенняя распутица серьезно затрудняла действия немецкой авиации на Восточном фронте, однако летом 1942 года германские войска пока еще имели много сил для активных наступательных операций. На фотографии - Bf 109 G-2 из II группы 54-й истребительной эскадры.
Bf 109G-2 унтер-офицера Майера в полете над Баренцевым морем, апрель 1943г.
All three Gruppen and the Stab of Bf 109G-2-equipped JG 77 had transferred from the Eastern Front to the Mediterranean theatre of operations from the summer of 1942. For desert operations, the Bf 109G-2/Trop was fitted with a sand filter for the Daimler-Benz DB 605 engine’s supercharger intake, and other minor modifications.
Black Six, Werke Nummer 10636 was rolled out at RAF Benson last May. Sgt Rick Brewell recently took this air-to-air photograph of the restored Messerschmitt Bf-109.
Wearing a hastily-applied ‘camouflage’ the Messerschmitt Bf 109 is none other than the famous Black 6, currently the only genuine airworthy Luftwaffe warbird anywhere in the world. Flown by Lt Heinz Ludemann of III/JG 77, Bf 109G-2/Trop w/nr 10639 Black Six (call-sign ‘PG+QJ’) was captured at Gambut Main (LG 139) on November 13, 1942. Crew from 3 Squadron RAAF could not resist the challenge to get the Gustav airworthy and with their codes ‘CV- V’, it was flown by the unit until it was ferried to Heliopolis on December 2, 1942. The Bf109 flew on to Lydda in Palestine on December 15, for evaluation by 209 Group. It flew to Shandur, Egypt, on February 21, 1943. Shipped to the UK via Liverpool, it arrived at Collyweston on December 26, 1943 and was given RAF camouflage, markings, and the serial RN228. [Editor’s collection] It first flew with 1426 Flight on February 19, 1944, later joining the Enemy Aircraft Flight at Tangmere. Moved to 47 MU at Sealand in April 1946, it was with GAFEC at Stanmore Park by 1949. Beyond Stanmore, the Gustav followed the AHB aircraft into storage at Wroughton and Fulbeck. It moved to Wattisham by 1961 and there it was the centre of an abortive restoration attempt led by F/L John Jeff Hawke. After allocation for use in the film Battle of Britain at Henlow in 1968, w/nr 10639 moved to Lyneham in October 1972 where it came under the authoritative attentions of F/L Russ Snadden and team, for an epic restoration to flying condition. In 1975, the Bf 109 moved to Northolt, in 1983 to Benson. It moved out of Benson on March 17,1991 - under its own power - the patience and skills of Russ and many others well vindicated. With the ‘paperwork’ registration G-USTV, and in its original ‘Gambut’ colours it is flown from Duxford under a joint arrangement between the Imperial War Museum and the Ministry of Defence.
Benson’s Messerschmitt Bf 109 lands at Duxford, its new home, on July 12, 1991.
Messerschmitt Bf 109G-2 10639 “schwarze 6” at Gambut, Libya, in November 1942, shortly after its capture by advancing personnel of 3 Sqn RAAF. The camouflage and markings seen here have been faithfully reproduced on the aircraft now that its restoration is complete.
After it was brought to the UK the Bf 109 was seen on occasional static display in a number of spurious paint schemes such as that at right, at Wattisham in the early Sixties.
Resplendent in its newly-applied colour scheme, G-USTV undergoes an engine run on April 27, 1991. Unfortunately a chipped exhaust valve, discovered after problems were encountered during the run, prevented the aircraft from flying at its official rollout on May 2.
An earlier engine run at Benson, with G-USTV still in primer paint.
Messerschmitt Bf109G2 Werkenummer 10639 is still under restoration to flying condition.
The star of the static park at RAF Benson’s open day on July 15, 1989 was resident Messerschmitt Bf 109G-2 10639, which is still the subject of a disagreement between its owners the MoD - who have stated that the aircraft will go to Duxford Airfield on completion - and the restoration team, led by Russ Snadden, who want to maintain and operate it themselves at Benson. Snadden would be delighted to receive any offers of support for his scheme.
After it was brought to the UK the Bf 109 was seen on occasional static display in a number of spurious paint schemes such as that at right, at Wattisham in the early Sixties.
Seldom does an RAF station in the UK become synonymous with a Luftwaffe aircraft: in the picture Messerschmitt Bf 109G-2 10639/G-USTV makes its first post-restoration flight from RAF Benson in Oxfordshire on March 17, 1991. Inset, Leutnant Heinz Ludemann, who flew 10639 in combat against P-40s in North Africa in November 1942 just before the aircraft was captured.
С изменением хода войны немецкие самолеты все чаще попадали в руки союзникам целыми и невредимыми. Например, этот Bf 109G-2/Trop был захвачен в районе Гамбута (Ливия) и был восстановлен австралийскими летчиками. Вначале его испытывали на Ближнем Востоке, а затем - перегнали в Великобританию, где он принял участие в сравнительных испытаниях с западными истребителями. Самолет пережил войну, находился на хранении, а затем был восстановлен до летного состояния - первый полет машина совершила 17 марта 1991 года. Однако в 1998 году он потерпел аварию и теперь выставлен в экспозиции авиационного музея в Даксфорде.
The Messerschmitt Me 109G-2 Single-seat Fighter (Daimler-Benz DB 605 A engine).
The Bf 109 wearing roundels and the personal codes, CV-V, of Sqn Ldr Bob Gibbes, the CO of No 3 Sqn RAAF. Gibbes wanted to take the aircraft to Australia, but it was diverted to the UK, and given the RAF serial RN228.
The Bf 109 wearing roundels and the personal codes, CV-V, of Sqn Ldr Bob Gibbes, the CO of No 3 Sqn RAAF. Gibbes wanted to take the aircraft to Australia, but it was diverted to the UK, and given the RAF serial RN228.
A Messerschmitt Bf 109G photographed at Gerbini 3, Sicily, on September 5, 1943. The aircraft's identity has been obscured by a coat of dope and RAF roundels.
A Bf 109G with the RAF’s No232 Wing at Gerbini 3, Sicily, on September 5, 1943. This aircraft was formerly of the 2nd Staffel of JG 27.
This fine specimen of a Messerschmitt Bf 109G-2 was seen with No 252 Wing at Gerbini 3 airfield, Sicily, on September 5, 1943. Ex 2nd Staffel, JG 27, it may be RN228, which arrived from Sicily on December 26, 1943, and is now being restored at RAF Northolt.
"Мессершмитт" Bf 109G-2 N 14513 (трехточечный), на котором в 1943 г. в НИИ ВВС проводились испытания на устойчивость и управляемость
«Невысотный» Bf 109G-2 от G-1 отличался лишь отсутствием гермокабины и также мог оснащаться системой GM 1 и, будучи легче, имел даже лучшие высотные характеристики.
Bf 109G-2 во время государственных испытаний в НИИ ВВС, 1943 г.
Трофейный Bf 109G-2 на испытаниях в НИИ ВВС - так называемый "трехточечный" Bf 109G, оказавшийся опасным противником советских истребителей в период Сталинградской битвы
Видимо именно этот Bf-109G-2 из состава JG3 был использован генерал-майором Е.Я.Савицким для тренировки своих летчиков.
Летчик Еремин из 31-го гвардейского истребительного полка в кабине трофейного Bf 109G-2
Техники одного из полков ВВС Северного флота пытаются запустить мотор на трофейном Bf 109G-2 на аэродроме под Мурманском
Bf 109G-2 № 13689 (на переднем плане) среди экспонатов, выставленных в зале Бюро новой техники (на московской территории ЦАГИ)
Bf 109G-2, лето 1943г.
Финские "Густавы" сменили истребители "Грюнхерц". Истребители Bf 109G финских ВВС - основные противники советских летчиков в боях над Финским заливом весной и летом 1944г.
"Красный зеро" на борту "мессера" Туоминена, видимо, обозначал его девиз: "Все или ничего!".
Ремонт одного из Bf109G, на котором летал Ойва Туоминен.
Взлетает Bf 109G-2 л-та Ээро Риихикаллио (Eero Riihikallio) из 2/HLeLv 24. На этой машине 17.06.1944г. пилот сбил Ла-5, а 23.06.1944г. - Ла-5 и Ил-4
Основной истребитель финских ВВС конца "продолжительной" войны - Мессершмитт Bf 109/ На снимке Bf 109G-2 лучшего финского аса Эйно Юутилайнена
Bf 109G-2 на боевом дежурстве
ДАЛЬНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК. Под обозначением FiSk 199 Fieseler/Skoda был разработан дальний истребитель-бомбардировщик Bf 109G с дополнительными топливными баками под крылом и вспомогательной стойкой шасси. Она была необходима для обеспечения адекватного клиренса при подвеске 454-кг бомбы. После взлета вспомогательная стойка шасси отбрасывалась и опускалась на землю на парашюте, после чего ее вновь можно было использовать. Всего построили десять таких самолетов, получивших обозначение Bf 109G-2/R1. Их боевые вылеты оказались удачными, однако в качестве платформы для дальнего истребителя-бомбардировщика Люфтваффе все же предпочло выбрать Fw 190G.
Опытный Bf 109G2/R-1 с дополнительной подфюзеляжной стойкой, сбрасываемой после взлета на парашюте
Пилоты 6./JG 5 на фоне Bf 109G-2/R6 "желтая 4". Т.Вайссенбергер - крайний справа. 3-й слева - командир облт. Г.Эрлер, 4-й - офв. Р.Мюллер, весна 1943г.
Bf 109G-2 N 14810 оберфельдфебеля Мюллера. Самолет вооружен двумя подкрыльевыми пушками MG-151/20. В такой конфигурации Bf 109G-2 часто использовались в Заполярье в первой половине 1943 года
Bf-109G-2 из 5-й истребительной эскадры, весна 1943г.
А этот трофейный Bf 109G-2/R6 с подкрыльевыми 20-мм пушками в гондолах у нас назвали "пятиточечным". Он был опасным противником для наших "пешек" и "илов", но для истребителей особых проблем не составлял - был слишком тяжел
Пятиточечный Bf 109G-2/R6 на испытаниях в НИИ ВВС
"Мессершмитт" Bf 109G-2 с советскими опознавательными знаками, захваченный под Сталинградом зимой 1942/43гг.
«Пятиточечный» Bf 109G-2, захваченный под Сталинградом, конец 1942 г.
После возвращения из боевого вылета однополчане поздравляют капитана Шербэнеску с очередной одержанной им победой прямо возле его "Мессершмитта" Bf109G-2/R6. Июль 1943г.
Bf.109G-3
Тройка "Густавов": Bf 109G-3 (на переднем плане), имеющий большое неубираемое хвостовое колесо; G-6 (в центре) и на заднем плане - вероятно G-2, оснащенный убираемым хвостовым колесом.
В составе эскадр JG 2 и JG 26 была специализированная высотная эскадрилья, оснащенная самолетами с гермокабинами. На фотографии показаны такие самолеты Bf 109G-3 11-й эскадрильи эскадры JG 2 в северной Франции в марте 1943 года. На заднем плане видны истребители Fw 190 эскадры JG 2.
Bf.109G-4
Bf 109G-4 (заводской N 19347, "желтая 9"), на котором Режняк одержал 7 побед
В 1943 году маркировка немецких самолетов стала столь разнообразной, что точно установить их принадлежность удавалось далеко не всегда. На фотографии, сделанной зимой 1943 - 1944 годов, видны Bf 109G-4 из неизвестной авиачасти в зимней маскировочной окраске.
Bf 109G-4 на испытаниях в НИИ ВВС
В воздухе Bf 109G-4/R3 из состава NAG 11, Италия, 1943г.
Bf 109G-4/R6 "тропический", JG53, февраль 1943г. Заметен "пузырь" на верхней поверхности консоли - обтекатель ниши колеса шасси и подкрыльевые гондолы 20-мм пушек
Bf 109G-4/trop командира 8/JG53 обер-лейтенанта Франца Шисса на аэродроме Сан-Петро, январь-февраль 1943 г.
Bf 109G-4/R6 из 13.(Slovak)JG 52.Анапа, лето 1943г.
Sgt Frantisek Hanovec of the 13th Fighter Flight in the cockpit of a Bf 109G-4/R6 at Anapa. These aircraft were on loan from the Luftwaffe and consequently bore German marks. The nationality of the pilots was indicated by the propeller spinner paint scheme, which was in the Slovak national colours.
Капитан П.Тарасов докладывает командиру 3-го истребительного авиакорпуса генерал-майору Е.Я.Савицкому об обстоятельствах захвата "Мессершмитта" Bf 109G-4/R6, май 1943 г. По советской версии, "Мессершмитт" (W/n 14997) был принужден к посадке. У немцев самолет числится уничтоженным в воздушном бою
Одним из лучших летчиков 812-го истребительного авиаполка был, несомненно, капитан П.Т.Тарасов. Как отмечено в "Боевом пути" полка, он "был самым старым воином нашей части. Он вступил на борьбу с немецкими воздушными силами с первого дня Великой Отечественной войны... Свою славную боевую деятельность на Северо-Кавказском фронте капитан Тарасов отметил тем, что привел и посадил фашистского стервятника на своей территории. Это было сделано с таким искусством, что вражеский пилот буквально обалдел..."
Этот "мессер" послужил темой для многих спекуляций в прессе различных уровней (от информационных листков до центральных газет), причем как с нашей, так и с немецкой стороны. Эффектное фото этого самолета довольно часто можно было видеть в различных печатных изданиях с различными текстами. Тексты приписывали этот самолет победе того или иного летчика. "Убедительность" публикаций, по мнению их авторов, должен был эффектно усиливать густой дым, окутывающий вражеский самолет, который однако стоит на выпущенных стойках шасси, но с погнутыми лопастями винта. "Красота" была достигнута ничем иным, как брошенной под самолет дымовой шашкой. Эти приемы, используемые пропагандой, тем не менее ни в коей мере не бросают тень на героизм наших пилотов. У каждого на войне была своя работа. И каждый ее выполнял по своему.
Тот же Bf109G-4/R6 (сер. N 14997) из состава 7./JG52 на немецком аэродроме. На его фоне позируют лейтенант Эрих Хартман со своим механиком. Под консолями истребителя хорошо видны 20-мм подвесные пушки MG151/20E.
Газета "Известия" N 230 от 29.09.43г.
Bf.109G-5
Bf 109G-5 из состава JG 3, Голландия, октябрь 1943г.
Bf.109G-6
Этот самолет один из более 12 000 Bf 109G-6, самой массовой модели Messerschmitt. На G-6 в верхней части фюзеляжа появились 13-мм пулеметы MG 131. Чтобы прикрыть зарядный механизм и выбрасыватель гильз, потребовалось добавить характерные выпуклые колпаки.
Bf 109G-6 из 7./JG 27 в патрульном полете над Адриатикой. Истребители этой группы тогда базировались в Греции. Самолет на переднем плане доработку не прошел, но на двух других установлены противопыльные фильтры и подкрыльевые пушечные гондолы; такие самолеты немцы называли "Kanonenboote".
Особое удовольствие посетителям выставки доставляло наблюдение за полетами старых самолетов. В воздухе - Bf 109G-6, принадлежащий концерну Daimler-Benz Aerospace
ERICH GANDET'S photograph of Messerschmitt Bf 109 FM+BB was taken at Grenchen, Switzerland, in August 1982. The aircraft has since crashed.
"Мессершмитт" Bf 109G-6 с антенной радиокомпаса за кабиной и характерными круглыми обтекателями патронных коробок крупнокалиберных пулеметов на капоте
View of MBB’s recently restored Bf 109G-6 fighter.
Combining Spanish-built airframe with Swedish-built engine and a measure of German ingenuity, D-FMBB simulates the wartime Bf 109G so well that only a very close examination reveals that some compromises have been necessary.
Стоя у Bf 109G-6, на котором отмечены 30 воздушных побед, Танк (справа) беседует с Гюнтером Шпехтом, командиром II группы 11-й истребительной эскадры, Вунсторф, 5 января 1944 года.
В кабине Bf109G-6 командир II./JG-52 Герхард Баркхорн. На этой машине он одержал 250 из своих 302 воздушных побед.
Командир I./JC 77 Хайнц Бэр с живым талисманом группы - львенком, подарком Лейпцигского зоопарка, Сицилия, осень 1942 года. На борту самолета видна личная эмблема Бэра - герб Лейпцига с добавленным изображением льва - героя мультфильма.
Эта фотография была сделана предположительно после 300-й победы Хартмана. Внизу кабины можно увидеть знак 9-й эскадрильи - пронзенное сердце, внутри которого написано Урсел, уменьшительное имя его невесты.
Гауптман Баркхорн со своим механиком у самолета, украшенного в честь 250-й победы аса, 13 февраля 1944 года. На фюзеляже Bf 109G изображен шеврон командира группы, в который "на удачу" вписана цифра "5" небольшого размера. Ниже кабины написано имя жены летчика.
Гауптмана Гюнтера Ралля поздравляет механик с 250-й победой, 28 ноября 1943 года. На фюзеляже Bf 109G-6 виден шеврон командира группы, а на плакате - эмблема III./JG-52.
На Bf 109G часто монтировали набор R 1 - подфюзеляжный держатель ETC-500 IXb для одной 500-кг бомбы. На фотографии: Bf 109G-6 из 3-й истребительной эскадры "Udet".
Нормандия, июль 1944 года: пока два пилота что-то обсуждают, наземный персонал торопливо убирает Bf.109G-6 для маскировки под деревья.
Один из поздних Bf 109, модификация "G-6" или "G-14", выруливает на взлет. Снимок датирован 1944 годом, уже идут бои за рейх. К концу года с выпуском Bf 109 начались серьезные проблемы - промышленность никак не могла наладить стандартизацию, и самолеты получали разные двигатели, шасси, рули направления и пр. Поэтому сегодня зачастую точно идентифицировать самолет по фотографии не удается.
Bf109G-6 из состава JG77 на одном из аэродромов Туниса. Хорошо видна ручка запуска двигателя и закрашенный бортовой код.
The Messerschmitt Me 109G-6 Single-seat Fighter with a wooden tail-unit.
Bf 109G-6 (?) поздних серий из состава JG 27. Обратите внимание на фонарь по типу "Эрла" и высокий киль
Поточное производство истребителей Bf 109G-6 на заводе "Эрла" под Лейпцигом
Ремонт и опробование двигателя на одном из первых "мессершмиттов" Bf 109G-6, поступивших накануне Курской битвы в группу I/JG52.
Pulk-Zerstorer. Несколько "G-6" вооружили системой WGr-21 (Werfergranate калибра 210 мм), представлявшей собой миномет, выстреливавший заряд массой 40 кг и предназначенный для поражения бомбардировщиков, находящихся в плотном боевом порядке (Pulk-Zerstorer - разрушитель группы). Система использовалась с некоторым успехом в частях ПВО рейха и в Северной Италии.
Bf 109G-6 из состава JG 3, Италия, август 1943г. Хорошо видны 210-мм ракеты. Всего для истребителей ПВО было заказано 1500 комплектов. Практически в каждой эскадре была эскадрилья таких "разрушителей строя"
Bf 109G-6 - трофей Красной Армии
A captured Bf 109G-6.
"Мессершмитт" Bf.109G-6 в парке Горького в Москве.
Bf 109G-6 в НИИ ВВС
Bf 109G-6 в НИИ ВВС
Финляндия. ВВС Финляндии получили первые Bf 109 в начале 1943 года. Вслед за 28 истребителями Bf 109G-2 последовали 150 самолетов Bf 109G-6 (на снимке), Bf 109G-8 и Bf 109G-10. Все они входили в состав 24-й и 34-й истребительных эскадрилий, воевавших на Восточном фронте. 19 сентября 1944 года Финляндия подписала перемирие с СССР и вступила в войну против Германии. Но из-за относительно малой практической дальности Bf 109 не смогли принять участие в боях в Лапландии.
The Messerschmitt Bf 109G-6 MT507 with engine running at Rissala on 23 May 1971.
Финский Bf 109G-6 из 1/HLeLv 34 с подкрыльевыми пушками, июнь 1944г.
Bf 109G-6 швейцарских ВВС
Швейцария получила в годы войны дюжину Bf 109G-6, затем еще две машины, принадлежащие Люфтваффе были интернированы. Построенные же заново машины были невысокого качества, их карьера была недолгой.
Один из 12 швейцарских истребителей Bf 109G-6
"Мессершмитт" Bf 109G-6, на котором румынский летчик Кантакузино осенью 1944 года прилетел в южную Италию, оккупированную англо-американскими войсками. Кантакузино сопровождал бомбардировщик B-17, вывозивший пленных американских пилотов, освобожденных новым румынским правительством.
Bf 109G (борт V 758) 101-го ИАД
Bf 109G-6 из состава 102/1-й ИАЭ, Венгрия, март 1944г.
Bf 109G-6 101-го ИАП "Пума". Октябрь 1944г.
Противник имел хотя и небольшие, но вполне боеспособные ВВС, основу которых составляли FW190F из состава II/SG2, Bf109G-6 из II/JG52, Bf110G-2 из 5/NJG200, а также гидропланы BV138 и Do24, базировавшиеся на Констанце. Нельзя было сбрасывать со счета и Bf109G-3 ВВС Румынии (фото).
The first Messerschmitt Bf 109Ga-6, Black 316, manufactured at the IAR-Brasov plants. It was rolled out and test flown on February 9, 1945. All factory inscriptions were in Romanian.
Пара Bf 109G-6 болгарских Воздушных Его Величества войск. На переднем плане - истребитель (болгарский номер - красная "1"), который пилотирует лучший болгаский ас к-н Стоян Стоянов. Лето 1944г.
Стоян Стоянов у своего "Мессершмитта", лето 1944г.
На этом Bf 109G-6 9 сентября 1944г. во время Словацкого Национального восстания летчик ротник Божик подбил немецкий Ju 88A-4
Bf 109G-6/AS из состава JG 3, май 1944г. Обратите внимание на отсутствие "шишек" - обтекателей пулеметов MG 131
Командир 7./JG 5 гпт. Т.Вайссенбергер и его Bf 109G-6AS. Франция, июнь 1944г.
Трофейный Bf 109G-6/AS
В начале 1943 года группа I эскадры JG 27 одной из первых усилила Западный фронт, попав во Францию из Средиземноморья. На этой фотографии, снятой в 1944 году, показан истребитель Bf 109G-6/R6 "Kanonenboot" с зеленой полосой ПВО рейха на хвостовой части фюзеляжа.
Bf 109G-6/R6 из I./JG 53 "Pick Асе" (Сицилия).
"Желтый 14" - вооруженный 20-мм пушкой Bf 109G-6/R6 Trop из 53-й истребительной эскадры, брошенный на аэродроме Комизо, Сицилия, лето 1943 года. На переднем плане - Spitfire Mk VC.
Bf 109G-6/R6 из состава JG 2, вооруженный тремя пушками и двумя крупнокалиберными пулеметами, октябрь 1943 г. Хорошо видны обтекатель ниши шасси на верхней плоскости крыла, укороченная мачта антенны перед рамкой радиополукомпаса и подкрыльевые пушки
Этот Bf109G-6/R6 принадлежал II./JG 26 - одному из самых активных истребительных подразделений, воевавших летом 1943 года в небе Франции.
Одним из самых массовых конверсионных наборов для Bf 109G стал R6 - две подкрыльевых гондолы с одной 20-мм пушкой MG 151 в каждой. Доработанные набором R6 самолеты именовались "Kanonenboote" ("Канонерка"), На фотографии: Bf 109G-6/R6 из 13-й (словацкой) эскадрильи 52-й истребительной эскадры с бульбообразными выступами на фюзеляже в районе казенников пулеметов MG 131. Восточный фронт.
ТЯЖЕЛАЯ ПУШКА. Боевые Bf 109 вооружались 20-мм пушками, которые располагались под крылом. На этом Bf 109G-6 испытывалась 30-мм пушка МК 108.
НОЧНОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ. Под обозначением Bf 109G-6/N воевало небольшое количество стандартных самолетов серии "Gustav", приспособленных к ведению ночных операций. Стеклянный купол позади кабины прикрывает комплекс пеленгатора локаторов британских бомбардировщиков Naxos Z, состоящий из радаров H2S.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БАК. На этом Bf 109G-6 установлен дополнительный сбрасываемый бак для горючего. Для сохранения курсовой устойчивости самолета бак снабжен небольшим килем.
Bf.109G-8
Подготовка к вылету разведчика - через кабину механики ставят кассету для фотоаппарата Rb 50/30, а на переднем плане снаряжаются две камеры Rb 12.5/7 (ставились в хвостовой части Bf 109G-8)
Разведчик Bf 109G-8 из состава 3-й эскадрильи 11-й группы ближней разведки (3./NAG 11) возвращается из юбилейного для этой группы 4000-го вылета
Bf.109G-10
Вид спереди на Bf 109G-10. Хорошо заметны наплывы под капотом сразу за коком винта - главное внешнее отличие от других машин семейства G
Оснащенный мотором DB 605AS, истребитель Bf 109G-10 несет зелено-бело-зеленые полосы - принадлежность к I группе 51-й эскадры. Фотография сделана в мае 1945 года на аэродроме Прага-Кбели. Обратите внимание на снятую секцию нового капота.
Bf 109G-10 из состава JG 300. Этот самолет будет сбит в бою с союзной авиацией над Бранденбургом 14 января 1945г.
Данный трофейный Bf 109G-10 подвергся интенсивным испытаниям в ВВС Армии США. Снимок сделан в июле 1946 года на аэродроме в Паттерсон-Филд. Обратите внимание на две дополнительные триммерные пластины на руле направления.
Bf 109G-10 с высоким килем, беспереплетным фонарем "Эрла хаубе" - одна из последних серийных модификаций "Мессершмитта"
Bf 109G-10/R5 из 14-й разведывательной группы
Bf.109G-12
К концу войны Люфтваффе стали испытывать дефицит в учебном варианте самолета. На базе разных вариантов семейства Bf 109G были созданы учебные G-12, сохранившие многие черты своих предшественников.
Этот незадачливый учебный Bf 109G-12 служил в югославских ВВС, хорошо виден измененный фонарь задней кабины.
A Bf 109G-12 two-seater after suffering a "slight accident" in postwar service with the Yugoslav air arm
Учебный Bf 109G-12 из состава JG 108, переделанный из Bf 109G-4
Bf.109G-14
Bf 109G-14 из состава 101-го полка венгерских ВВС
На взлете Bf 109G-14, Восточный фронт, 1944г. Истребитель еще имеет старый киль небольшого размера
Bf 109G-14 - трофей союзников. Обратите внимание на провисание полотняной обшивки руля направления нового деревянного киля
Bf 109G Эриха Хартманна. Возможно, это та самая машина, на которой он в июне 1944 года выдержал бой с одиннадцатью американскими "мустангами", сбив три из них
Топливный паралич лета 1944г.: буксировка Bf 109G-14/AS из состава JG 300 гужевым транспортом
Финский Bf 109G-14 уже в послевоенной окраске (обычно финны все равно именовали их G-6 - разношерстность парка финских Мессершмиттов привела к тому, что из-за проблем с запчастями к моменту "Четвертого сталинского удара" почти все Bf-109 оказались небоеспособны). Данный Bf 109G-10 (-14 ???) принадлежал 31-й истребительной эскадрилье (1947 год). Финская свастика на нем была заменена на новый знак 1 апреля 1945 года.
Among the aircraft fully described and illustrated in Kalevi Keskinen's excellent volume reviewed alongside are the LaGG-3, shown in service with HLeLv.32 in 1944 and the Bf.109G-10 (on photo) serving with HLeLv.31 in 1947.
Первым чехословацким послевоенным истребителем стал Avia S 99 - фактически это был оснащенный двигателем DB 605AS вариант истребителя Bf 109G-14.
S-99 - Bf 109G-14 чешской сборки
 
После успешного вылета летчика эскадры JG 3 встречают боевые товарищи
Словацкие "Мессершмитты" на аэродроме Анапа
"Мессершмитты" Bf 109G из JG 53 на аэродроме в центральной России, зима 1942-43гг.
Об условиях базирования на южном фланге Восточного фронта весной 1943г. после чрезвычайно многоснежной зимы и обильных дождей можно судить хотя бы по этой фотографии.
Осенью 1942 года истребители Bf109 из 3-й истребительной эскадры содействовали продвижению Вермахта к Сталинграду. Раскисшие от дождей аэродромы затрудняли действия авиации.
Некогда большие яркие кресты германских самолетов к концу Второй мировой войны превратились лишь в еле заметные окантовки...
Обер-лейтенант Гюнтер Ралль, командир 8./JG-52. Снимок сделан в августе 1942 года, когда Ралль вернулся в свою эскадрилью после полученного в ноябре 1941 года тяжелого ранения.
Альфред Гриславски у своего самолета. Аэродром Висбаден-Эрбенхейм. Сентябрь 1943г. (последние три метки на руле поворота это победы над B-17, одержанные 17 августа и 6 сентября)
На этом не очень качественном снимке, сделанном 15 мая 1943 года, лейтенант Хартман запечатлен в начале своей карьеры.
Заправка "Мессершмитта" бензином перед боевым вылетом.
Немецкий рабочий с помощью специального транспортира выверяет угол отклонения флеттнера элерона "Мессершмитта"
В воздухе звено из состава JG 53, конец 1943г., район г. Вена. Красные полосы на фюзеляже - отличительный признак ночных истребителей - так называемых "диких кабанов"
Bf 109G (как, впрочем, и все самолеты, начиная с серии «F», на которых были установлены более широкие радиаторы, сильно заглубленные в крыло). В результате крыло оказалось практически полностью перерезанным по указанной линии
Фактически лишь с появлением модификации "G" истребитель Bf 109 пошел в крупносерийное производство, была создана масса подвариантов базовой машины. И хотя к середине войны самолет уже не являлся безусловным "королем воздуха", истребитель был весьма грозным противником и составлял основу Люфтваффе до самого конца войны.
Командир эскадрильи Хартман заходит на посадку после удачного боевого вылета. В целом он совершил 1405 боевых вылетов и участвовал в 825 воздушных боях.
Captured Short Stirling N3705, minus three engines, at Rechlin in the company of a Messerschmitt Bf 109 armed with underwing cannon.
В московском Центральном парке культуры и отдыха им. Горького имелась целая аллея трофейных «мессершмиттов» разных модификаций
Самолет румынских ВВС "Мессершмитт" Me 109G из 7-й истребительной группы на прифронтовом аэродроме. Май 1944г.
Боевой вылет завершен и очередной член экипажа командирской машины покидает на стоянке самолет...
Сияющий Шербэнеску возвращается после очередного воздушного боя. Его личный счет превысил уже сорок побед. Лето 1944г.
Румынские летчики и их подруги на фоне "Мессершмитта", осень 1944г.
Болгарский «Мессер» времен Второй мировой
Although the Macchis in the background look considerably more modern than the Messerschmitt Bf 109G seen here being prepared for flight, it was the latter type that became the most numerous DB 605-powered fighter in Italian service, self-inflicted production problems forcing Italy to turn to Germany for assistance; a sorry symbol of the failure of Italy’s wartime domestic fighter programme.
По результатам испытаний этих трофеев англичане оценивали летные характеристики "Мессершмитта" Bf 109G
Обратите внимание насколько мало плечо, воспринимающее боковую нагрузку, приходящуюся на стойку шасси. 1 - ось поворота стойки шасси; 2 - замок выпущенного положения.
Изготовление панелей хвостовой части фюзеляжа
Клепка левой боковины фюзеляжа
А так производилась стыковка двух половинок
Вот они, силовые коробки "Стодевятого"
G-USTV’s DB 605A engine Benson in early 1988 after overhaul by Rolls-Royce.
The aircraft's MG 151/20 cannon and one of its MG 17 machine-guns.
The genuine article: one of the Bf 109’s identification plates.