Bristol Blenheim
Варианты:
Bristol - Blenheim - 1936 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1936


Бомбардировщик
Описание:
Blenheim
Blenheim IF/IVF
Bristol 142 Blenheim
Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии:

Боковые проекции (19)

Blenheim

Легкий бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Ф.Барнуэлла на базе опытного скоростного пассажирского самолета "тип 142", совершившего первый полет 12 апреля 1935 г. Серийное производство началось в июне 1936 г. "Бленхейм" выпускался на заводах "Бристоль" (Фултон), "Рутс секьюритиз" (Блис-Бридж), "А.В. Роу", "Валтион леконтехдас" (Тампере, Финляндия), "Икарус" (Белград, Югославия), "Фэйрчайлд эйркрафт" (Лонгевиль, Канада). Всего построено.1 134 экз.
Состоял на вооружении в Великобритании с марта 1937 г., в Финляндии - с июля, в Турции - с октября, в Югославии - с марта 1939 г., в Румынии и Греции - с 1940 г., в Хорватии - с конца 1941 г., в Португалии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - "Бленхейм" I с моторами "Меркьюри" VIS2 или VIII, вооружение 2x7,69;
   - "Бленхейм" IV с новой носовой частью, моторами "Меркьюри" VIII, IVL с дополнительными бензобаками и моторами "Меркьюри" XV, вооружение 4x7,69 (полевые переделки - до 5x7,69);
   - "Болингброк" I, канадский вариант "Бленхейма" IV с моторами "Меркьюри" VIII и американским оборудованием; o"Болингброк" IV с моторами "Меркьюри" XX, IVW с R-1535;
   - "Бленхейм" V с новой носовой частью, моторами "Меркьюри" XXV или XXX, вооружение 4x7,69.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 455 кг.
В сентябре 1939 г. "Бленхейм" являлся самым массовым бомбардировщиком королевских ВВС. Они вели разведку и наносили бомбовые удары практически с самого начала Второй мировой войны. Весной 1940 г. участвовали в Норвежской кампании, затем в боях во Франции, в Северной Африке. Английские "бленхеймы" в апреле 1941 г. воевали в Греции, в мае - на Крите, с сентября - в Малайе и Бирме. Последние операции они осуществляли в конце 1943 г. в Северной Африке.
Финские бомбардировщики участвовали в "зимней" войне с Советским Союзом, затем продолжили боевые действия в июне 1941 г. и вели их до перемирия с СССР в 1944 г. Югославские машины в апреле 1941 г. бомбили наступающие немецкие войска, а также наносили удары по целям в Венгрии и Австрии. Греческие "бленхеймы" воевали с октября 1940 г. против итальянцев, а в апреле 1941 г. - против немцев. Канадские "болингброки" применялись для патрулирования побережья.
"Бленхейм" снят с производства в Англии - в июне 1943 г., в Финляндии - в 1944 г. Их сняли с вооружения британские ВВС в июле 1945 г., финские - в 1948 г. Греческие и югославские машины полностью потеряны в боевых операциях.

Blenheim IF/IVF

Тяжелый дневной и ночной двухмоторный истребитель на базе легкого бомбардировщика "Бленхейм", цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Бомбардировщик "Бленхейм" спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Ф.Барнуэлла. Выпускался серийно с марта 1937 г. Переделка в истребитель начата в 1938 г., велась в частях обслуживания (авиарембазах) и непосредственно в эскадрильях с использованием комплектов подфюзеляжных контейнеров, изготовлявшихся мастерскими фирмы "Саузерн рейлуэй" в Эшворде. Всего изготовлено 1375 комплектов. Вооружение 2x7,69 в носу фюзеляжа; 4x7,69 в контейнере. "Бленхеймы"-истребители состояли на вооружении королевских ВВС с сентября 1938 г.
Существовали две основные модификации:
   - "Бленхейм" IF на базе бомбардировщика "Бленхейм" I с моторами "Меркьюри" VIII;
   - "Бленхейм" IVF на базе бомбардировщика "Бленхейм" IV с моторами "Меркьюри" XV, удлиненной носовой частью фюзеляжа, дополнительными бензобаками.
"Бленхеймы" применялись как дневные истребители с ноября 1939 г., участвовали в "битве за Англию". С середины 1940 г. на них начали монтировать РЛС. Боевое применение в качестве ночных истребителей - с июля 1940 г. С февраля 1941 г. базировались также в Сингапуре, в конце 1941г. участвовали в боевых действиях в Малайе и Бирме. Применялись в Египте (ПВО Александрии), Греции, на Крите. Переделка "бленхеймов" в истребители закончилась в 1940 г. Истребители модификаций IF и IVF сняты с вооружения в начале 1942г.

Bristol 142 Blenheim

В 1934 году владелец газеты "Daily Mail" виконт Ротермер решил приобрести для личного пользования новый корпоративный самолет. "Daily Mail" к тому времени уже много сделала для развития авиационного дела вообще и деловой авиации в частности. Основными требованиями Ротермера были высокая скорость, экипаж из двух человек и способность перевозить до шести пассажиров. Вскоре оказалось, что примерно такую конфигурацию имел проработанный в инициативном порядке специалистами компании "Bristol Aeroplane Company" легкий транспортный самолет. Силовая установка изначально предлагалась в составе двух двигателей Bristol Aquila I мощностью по 500 л.с, но, принимая во внимание требование Ротермера, Фрэнк Барнуэлл решил поставить два Bristol Mercury VIS мощностью по 650 л.с. В итоге появился Bristol Type 142, совершивший первый полет в Филтоне 12 апреля 1935 года.
   Самолет превзошел все ожидания заказчика - он смог развить скорость на 48 км/час больше, чем у прототипа новейшего на тот момент британского истребителя. Самолету присвоили имя "Britain First", и Ротермер торжественно представил его общественности. Буквально тут же Министерство авиации решило взять самолет для испытаний - на предмет возможности его использования в качестве легкого бомбардировщика. Ротермер без колебаний подарил машину военным. Вскоре последовал вариант Type 142M Blenheim, а в январе 1936 года в воздух поднялся Type 143, оснащенный двигателями Aquila, впрочем, не привлекший внимания потенциальных заказчиков - на его характеристиках негативным образом сказалось отсутствие воздушных винтов изменяемого шага.
   Летом 1935 года Министерство авиации, высоко оценив предложенный фирмой "Bristol" военный вариант Type 142M, в сентябре подписало контракт на 150 самолетов. Требования к ним были описаны в спецификации 28/35. Новый самолет был во многом схож с Type 142, отличаясь в основном наличием бомбоотсека, места для бомбардира и надфюзеляжной турельной установкой. Первый полет прототип совершил 25 июня 1936 года, в марте 1937 года начались серийные поставки британским ВВС, а в июле того же года Министерство авиации разместило заказ еще на 434 самолета, которым было присвоено обозначение Blenheim Mk I. Самолет представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, исключение составляли рулевые поверхности, имевшие полотняную обшивку. Шасси - убирающееся, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из двух двигателей Bristol Mercury VIII мощностью 840 л.с. Бомбовый отсек располагался в центроплане, типовое оборонительное вооружение включало 7,7-мм пулемет в левой консоли крыла и 7,7-мм пулемет в надфюзеляжной турели.
   Первой Blenheim Mk I получила 114-я эскадрилья, и именно ее самолеты публика увидела на воздушном параде британских ВВС в Хендоне летом 1937 года. Для соблюдения сроков поставок к программе пришлось подключать компании "A.V. Roe" и "Rootes Securities". В общей сложности с трех сборочных линий сошли 1552 самолета Blenheim Mk I, которые одно время состояли на вооружении 26 эскадрилий британских ВВС. Но к началу Второй мировой войны лишь некоторое количество Blenheim Mk I находилось на вооружении размещенных в метрополии бомбардировочных эскадрилий, а вскоре они были полностью заменены на бомбардировщики Blenheim Mk IV. Blenheim Mk I в дальнейшем широко использовались в роли учебных - для переподготовки летчиков, а 200 самолетов были переоборудованы в ночные истребители Blenheim Mk IF - на них устанавливали РЛС AI.Mk III или Mk IV, а также усилили вооружение за счет подфюзеляжной турели с четырьмя 7,7-мм пулеметами. Первая победа была одержана новым ночным перехватчиком 23 июля 1940 года.
   Последним вариантом, созданным на базе Type 142M, стал прототип Blenheim Mk II, представлявший собой Mk I с дополнительными топливными баками.
   Blenheim Mk I поставлялся в Финляндию, Турцию и Югославию, а также строился по лицензии в Финляндии и Турции. Некоторое количество самолетов было поставлено в 1939 году в Румынию.
<...>

Flight, November 1939

Britain's Military Aircraft
A Survey of Our Service Machines

BRISTOL

   THE highly successful Bristol Blenheim high-speed monoplanes have already distinguished themselves in the war by making some outstanding bombing raids and reconnaissance flights.
   The development of the Blenheim is of unusual interest. In the first place the design was evolved from that of a very fast transport machine known as the Bristol 143. It was, however, rearranged as a midwing type to enable the bombs to be stowed in the centre section of the fuselage. The nose and certain other components were redesigned and a power-driven gun turret fitted in addition to a fixed gun in the wing. The engines selected for the military version were the highly supercharged Bristol Mercury VIIIs. Actually, the Blenheim was the first modern all-metal monoplane to go into production as a bomber for the Royal Air Force.
   The majority ol the machines in service are of the original "short-nosed" or Mark I type, though structurally these are similar to the improved version which will be referred to later.
   The fuselage is of light-alloy monocoque construction and is built in three sections. These, and the centre section of the cantilever wing, are united by bolting only, the outer sections being attached in a similar manner. The wing, which is also in three parts, embodies two main spars with steel flanges and Alclad webs with ribs of Alclad sheet. Alclad covering is common to the wing and fuselage.
   The crew consists of the pilot, a bomb aimer-navigator and a wireless operator-gunner.
   Data for the “short-nosed” Blenheim are: Top speed, 285 m.p.h. at 15,000ft.; service ceiling, 27,250ft.; and range at a nominal speed of 200 m.p.h., 1,125 miles. The span is 56ft. 4in.; length 39ft. 9in.; the empty weight 7,409 lb. and the all-up weight 12,030 lb.
   Although generally referred to as a bomber, the Blenheim is potentially a formidable twin-engined fighter and is, in fact, utilised by certain squadrons of the R.A.F. in this capacity. Moreover, thanks to its speed and the good visibility, it is a first-rate strategical reconnaissance aircraft.

The Bristol Aeroplane Co., Lid.. Falcon House. Bristol.
Blenheim I K7054 'F' of 90 Squadron, Bicester, 1938. Dark Green/Dark Earth/Night with 36in (91.4cm) white under wing serials. Medium Sea Grey code letters. Roundels: 45 1/2in type A1 fuselage and 66 11/2in type Al upper wing roundel.
Blenheim I K7170 'V' of 61 Squadron, Hemswell, 1938. Dark Green/Dark Earth/Night with 36in white under-wing serials. Medium Sea Grey code letters. Roundels: 45 1/2in type A1 fuselage roundel and 66 1/2 in type A1 upper wing roundel.
Бристоль «Бленхейм» Mk.I командира 62-й бомбардировочной АЭ RAF майора А. Скарфа. Аэродром Баттерворт. Малайя, декабрь 1941 г.
Английский бомбардировщик Bristol Blenheim Mk I из 113-й эскадрильи, действовавший в начале 1941 года на македонском фронте. Самолеты этого типа неплохо зарекомендовали себя, но они по всем параметрам уступали немецким машинам, что стало очевидным после вмешательства Германии в события на Балканах.
Blenheim I L6653 'HV-Y' of 8 Squadron, Khormaksar, Aden, June 1940. Dark Earth/Mid Stone/Sky. Medium Sea Grey code letters. Roundels: 45 1/2in type A1 fuselage and 66 1/2in type B upper wing roundel. Fin flash 24 x 27in.
Румынский самолет-разведчик «Бленхейм» Mk.I - первый самолет противника, сбитый летчиками 67-го ИАП 22 июня 1941 г.
Bristol Blenheim I of the 3rd Bomber Flotilla operating on the Soviet Front, 1942.
Blenheim Mk.I из Escadrila 3 Recunoastere (был сбит в конце июня 1941г.)
Blenheim Mk.I из LLV-44, переданного позднее в LLv-46. До перехода на ночное применение крыло снизу было окрашено в голубой цвет.
"Бленхейм Mk.I" из состава LLv 46, который был сбит 6 февраля 1940 г. над районом Салми звеном И-16 49-го ИАП в составе флагштурмана 49-го ИАП старшего лейтенанта И.П.Муразанова, старшего лейтенанта И.С.Савушкина и младшего лейтенанта С.Т.Горюнова.
"Бленхейм Mk.I" из состава LLv 44 сбитый 19 января 1940 г. парой И-16, которые пилотировали старший лейтенант И.С.Савушкин и младший лейтенант С.Т.Горюнов из состава 49-го ИАП.
Bristol Blenheim I of the Bomber Battalion of the 3rd Regiment, Izmir, 1939.
Blenheim If L1426 'RX-M' of 25 Squadron, Northolt, in August 1939. Dark Green/Dark Earth/Night, with the starboard main and tailplanes painted white. Note the elevator and ailerons left in the original night colour. Medium Sea Grey code letters. B type fuselage roundel converted from 33 1/2in A1. Likewise the upper wing roundel was converted into a 47 1/2 B type, leaving a clear image of the original roundels. The under-wing serial would have been over-painted on the port wing.
Blenheim If K7177 'VT-N' of 30 Squadron, Maleme, Crete, May 1941. Dark Earth/Mid Stone/Azure Blue. Medium Sea Grey code letters. Roundels: 45 1/2in fuselage, with 65 1.2in B type on the upper wing; 40in A type under the wings.
Blenheim If L1336 'WR-E' of 248 Squadron, Coastal Command, early 1940. Dark Green/Dark Earth/Night. Medium Sea Grey code letters. Roundels: 35in type A fuselage and 66 1/2in type B upper wing roundel. Note the port roundel moved aft to accommodate the 36in squadron code letters; the starboard roundel was unchanged with the squadron codes aft
"Бленхейм Mk.IF" сквадрон-лидера Эдварда Джона Грасье из состава 23-й эскадрильи Королевских ВВС. Авиабаза Форд, зима-весна 1941г. Снизу все английские ночные истребители довоенного выпуска имели контрастную окраску, при которой нижняя часть левой консоли, левой мотогондолы, левой части центроплана и фюзеляжа красились в черный цвет, а правой консоли, центроплана с мотогондолой - цветом Sky Blue. Это позволяло хорошо идентифицировать свои самолеты в лучах прожекторов.
"Бленхейм Mk.IF" флайт-лейтенанта Бертье Рекса О'Брайна Хора из состава 23-й эскадрильи Королевских ВВС. Авиабаза Форд, зима-весна 1941г.
"Бленхейм Mk.IF" пайлот-офицера Филиппа Стефана Баддсли Энсора из состава 23-й эскадрильи Королевских ВВС. Авиабаза Форд, зима-весна 1941г. Самолет окрашен и несет опознавательные знаки по так называемой "мюнхенской" схеме, принятой в период Мюнхенского кризиса летом-осенью 1938г.
Самолет Bristol Blenheim Mk IF из 25-й эскадрильи, базировавшейся в начале 1940 года на аэродроме Норт-Уилд. В первой фазе битвы за Британию эскадрилья действовала с аэродрома Мартлесхэм, эскадрильей тогда командовал К.Э.К.Мак-Ивен.