Douglas DC-8
Страна: США
Год: 1958


Транспортный самолет с экипажем из трех человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (50)
Douglas DC-8
  
   Стремясь не уступить конкуренту "Boeing" с его Model 707, руководство "Douglas" 7 июня 1955 года объявило о намерении разработать для смены DC-7 свой первый реактивный авиалайнер DC-8. Работы по самолету шли без задержек, и прототип совершил первый полет 30 мая 1958 года. Интересно, что внешне DC-8 был во многом схож с Model 707: аналогичная базовая конфигурация, низкорасположенное стреловидное крыло с четырьмя ТРД на пилонах и традиционное хвостовое оперение с одним килем. Самолет имел трехопорное шасси, с управляемой передней двухколесной опорой и четырехколесными тележками на основных опорах (последняя пара колес у них была самоориентирующаяся для уменьшения радиуса разворота).
   В программе сертификации приняли участие девять самолетов, из которых три оснащались двигателями JT3C, четыре - JT4A и три - ТРДД Rolls-Royce Conway. Причиной этого стало стремление как можно быстрее получить сертификацию Федеральной авиационной администрации, учитывая жесткую конкуренцию со стороны Boeing Model 707. Сертификация была получена 31 августа 1959 года, тогда же компании "Delta Airlines" и "United Air Lines" получили первые самолеты.
   В течение следующих 9 лет "Douglas" построила в общей сложности 294 самолета в пяти сериях - все они при этом имели общие размеры, длину фюзеляжа 45,87 м и вместимость в типовой конфигурации на 150 мест. Среди выпускавшихся модификаций были: DC-8 Series 10, являвшиеся изначальной базовой версией с четырьмя двигателями JT3C-6 тягой по 60,05 кН; DC-8 Series 20 - в целом идентичный, но с более мощными двигателями для эффективной эксплуатации в жарком климате и на высокогорных аэродромах; дальнемагистральный DC-8 Series 30, оснащавшийся преимущественно двигателями JT4A-9 тягой по 74,73 кН; DC-8 Series 40 с двигателями Conway Mk 509 тягой по 77,84 кН и DC-8 Series 50 с двигателями JT3D и измененной конфигурацией салона с максимальной вместимостью - 189 пассажиров. Главным усовершенствованием, внедренным вскоре на все эти модификации, стала новая передняя часть крыла - крыло получило новый профиль, благодаря чему удалось снизить аэродинамическое сопротивление и повысить скорость и дальность полета. Оно стало стандартным для всех поздних DC-8, аналогичные изменения были внедрены и на многих предыдущих машинах. Среди самолетов 50-й серии также были DC-8F Jet Traders - в варианте полностью грузового (AF) и конвертируемого пассажирско-грузового (CF).
   С 1967 года стали поставляться самолеты DC-8 Super Sixty - были построены 262 машины. В эту модификацию входили: DC-8 Super 61 с удлиненным на 11,18м фюзеляжем и вместимостью на 219 мест; сверхдальнемагистральный DC-8 Super 62 с увеличенным на 1,83 м размахом крыла, удлиненным на 2,03 м фюзеляжем и стандартной вместимостью на 189 мест; DC-8 Super 63, соединивший в себе удлиненный фюзеляж от Super 61 и крыло от Super 62. Все машины Super Sixty могли быть заказаны либо в полностью грузовом варианте, либо конвертируемом грузопассажирском варианте.
   В 1979 году "Douglas Aircraft Company", ставшая к тому времени подразделением "McDonnell Douglas Corporation", объявила о планах модернизации самолетов серий 61, 62 и 63 путем установки новых, более совершенных двигателей, после чего они были переименованы соответственно в DC-8 Super Seventy серий 71,72 и 73. В рамках данной программы на самолеты были установлены четыре ТРД General Electric/SNECMA CFM56 тягой по 97,86 кН. Сертификация DC-8 Super 71 с данной силовой установкой была завершена в апреле 1982 года, а получившие аналогичную силовую установку первые DC-8 Super 72 и DC-8 Super 73 поднялись в воздух 5 декабря 1981 года и 4 марта 1982 года соответственно, завершив сертификацию позже в том же году. Общее руководство данной программой осуществляла компания "Cammacorp" из Лос-Анджелеса, работы по программе были полностью завершены в марте 1986 года - всего были переоборудованы 110 самолетов. Новые машины были менее шумны, а семейство Super Seventy продемонстрировало высокие показатели в части, касающейся характеристик и операционных расходов.
   ВВС Франции стали первым военным эксплуатантом DC-8, заказав один новый Series 55CF и несколько самолетов, летавших до этого в различных гражданских авиакомпаниях. В итоге на вооружении французских ВВС находились один самолет Series 55 и три самолета Series 72 (бывшие до того Series 62), которые использовались в качестве дальних стратегических транспортных и для VIP-перевозок. Пятый DC-8, модификации Series 53, был последним, приобретенным ВВС, и являлся самолетом радио- и радиотехнической разведки и РЭБ.
   Два самолета DC-8 Series 62CF, принадлежавшие ранее "Swissair", затем поступили в президентский авиаотряд ВВС Перу и стали последними DC-8, эксплуатировавшимися на военной службе в качестве транспортных. Были и специализированные варианты, такие как поступивший в ВМС США один грузовой Series 54F, принадлежавший ранее "United Airlines" и получивший в 1987 году обозначение EC-24A. Самолет был достаточно уникален и прослужил до 1999 года - он был оснащен мощным комплексом радиоэлектроники и эксплуатировался военно-морской группой обеспечения РЭБ (FEWSG) для обозначения на учениях угрозы применения со стороны противника помех системам управления и связи.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas DC-8 Series 63

   Тип: транспортный самолет с экипажем из трех человек
   Силовая установка: четыре ТРД Pratt & Whitney JT3D-7 тягой по 84,52 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 9145 м - 966 км/ч; экономическая крейсерская скорость на оптимальной высоте - 842 км/ч; дальность полета с максимальной нагрузкой 7242 км
   Масса: пустого 69 739 кг; максимальная взлетная 158 757 кг
   Размеры: размах крыла 45,24 м; длина 57,12 м; высота 12,93 м; площадь крыла 271,92 м2
   Полезная нагрузка: до 269 пассажиров
Прототип DC-8 совершил первый полет 30 мая 1958 года. В 1960 году он был доработан до стандарта Series 50 и продолжал участвовать в испытаниях, пока в июне 1961 года не был продан авиакомпании "National Airlines".
Podded turbojets fitted to early jet airliners, such as the Douglas DC-8, made handling very different to their propliner predecessors. Not only was there no induced lift, but turbojets also took much longer to accelerate from idle to full power.
Первый взлет первого DC-8-10, произошедший 10 мая 1958г.
Two challengers to the Boeing 707 on the Atlantic run are (photo) the Douglas DC-8 and the de Havilland Comet 4.
14 марта 1966г.: в Лонг-Бич (штат Калифорния) в воздух поднялся DC-8-61, первый в семействе авиалайнеров Douglas DC-8 Series 60.
Aero Mexico DC-8-50 XA-SIA at Heathrow during State visit by President of Mexico 3-6/4/73.
DC-8-33 G-BETJ, formerly African Safaris' 5Y-ASA, in use for crew training by Transmeridian at Stansted.
Air Afrique's second McDonnell Douglas DC-8-53, TU-TCB, shortly after delivery in January 1964
DC-8-33 TU-TCD in Air Afrique’s current livery landing at Malta
Air Afrique McDonnell Douglas DC-8.
Air Canada's DC-8-63 C-FTIU shortly after its arrival at the Tessera Airport facility. In January it is scheduled for final testing prior to hand-over to McDonnell Douglas for certification as a freighter.
The main Aeronavali hangar at Tessera Airport, with, in the foreground, two of the Aeronautica Militare Atlantics undergoing major overhaul. Between the Atlantics can be seen one of the Citations being modified for the navaid calibration role.
Air Ceylon, the national airline of Sri Lanka, operate this orange and blue schemed McDonnell Douglas DC-8-32, 4R-ACQ, c/n. 45604. It was leased from UTA in March 1972 and was previously F-BLLC, but started life as N803US with Northwest
Air Jamaica took delivery of DC-8-62 6Y-JII, c/n. 46084, from United with whom it was registered N8972U; it has red and yellow trim. Air Jamaica's fleet now includes two DC-8-61s, in addition to the DC-8-62. The airline's route network embraces several destinations in the U.S.A. and Canada, and Frankfurt as well as Heathrow in Europe
All departures and arrivals of the transports involved in the Phnom Penh "air bridge” in 1975 had to be covered by KAF T-28s or gunship helicopters. Here a T-28D of the Groupe d’Intervention, fitted with four napalm tanks, takes off to provide an Airlift International DC-8-63 with top cover before the latter departs Pochentong.
Государственная авиакомпания "Air New Zealand" приобрела три своих первых DC-8 в 1965 году для эксплуатации как на местных авиалиниях, так и на линиях в Австралию. Удачный самолет позволил перевозчику расширить географию своих полетов: сначала на западное побережье Америки через Гавайи, а затем и на Дальний Восток.
APSA's Douglas DC-8 OB-R931 at Gatwick 20/4/69
This DC-8-62 in way-out livery is the flagship of Braniff's South American route carriers. Calder is the artist's signature.
В 1960-е годы Boeing 707 и Douglas DC-8 дали новый толчок грузовым авиаперевозкам. Одной из крупнейших грузовых авиакомпаний мира в 1970-1980-е годы была "Cargolux", а изображенный LX-BCV стал ее первым DC-8-63, получившим люксембургскую регистрацию. Самолет эксплуатировался до 1984 года.
Лайнер DC-8-43 авиакомпании "Кубана де Авиасьон" (борт CU-T1201) и его капитан Вильфредо Перес Перес, погибшие в результате теракта 6 октября 1976г.
Появившийся в конце 1960-х годов лайнер Douglas DC-8-61 (на снимке) был создан для внутриамериканского рынка перевозок, предоставляя максимальную пассажировместимость на линиях малой и средней протяженности. Компания "Delta Airlines" приобрела 13 таких самолетов. На некоторых из них в 1990-х годах произвели замену двигателей на ТРДД CFM56, присвоив им обозначение DC-8-71.
DC-8-63CF N794FT (foreground) and Boeing 747 N801FT at the airline's Los Angeles headquarters and maintenance base
McDonnell Douglas DC-8-63.
Douglas DC-8 Series 50 (four Pratt & Whitney JT3D turbofan engines) in the insignia of Iberia, Spanish Air Lines
Japan Air Lines DC-8-62.
Флагманский DC-8-33 авиакомпании KLM назывался "Альберт Плейшман".
Douglas DC-8 Series 50 (four Pratt & Whitney JT3D turbofan engines) in the insignia of KLM Royal Dutch Airlines
McDonnell Douglas DC-8-30.
Northwest entered the big jet field with Douglas DC-8 Series 32s but these were sold in favour of Boeing 707s. DC-8 N804US (illus.) went to National as N7183C
Operating a British Caledonian flight from New York into Newcastle on 4/8/76 was Overseas National's DC-8-21 NJ976P, wearing a colourful "Confederate" Bicentennial livery.
Дуглас DC-8
Третья серийная "Комета"4 (рег. код G-APDC) рядом с DC-8 скандинавской авиакомпании SAS.
Douglas DC-8F Jet Trader convertible cargo-passenger transport (four Pratt & Whitney JT3D-3 turbofan engines) of Seaboard World Airlines
DC-8-63F (к-р экипажа Джозеф Тользанини) гражданской авиакомпании Seaboard World, перевозивший американских солдат во Вьетнам. Посажен на советском аэродроме Буревестник 1 июля 1968г.
Пассажиры задержанного DC-8 находились на советском аэродроме 4 дня.
Back in the 1960s a Swissair DC-8 flies over the Matterhorn in a classic airline publicity picture.
Douglas DC-8F-54 G-BTAC "'Lady Jane”
Douglas DC-8-32 F-BIUY (c/n 45569) was delivered to TAI on July 31, 1960, one of three of the type to introduce the airline to jet operations. The DC-8s retained the essence of the pistonliners’ colour scheme, with white fuselage uppersurfaces and bare-metal undersurfaces, but thick green stripes and large TAI titles were applied to the fin. This aircraft went on to serve with Air Afrique during 1965-68 before returning to what by then had become UTA.
Thai International's DC-8-63 HS-TGZ
Douglas DC-8F Jet Trader (four Pratt & Whitney JT3D-3 turbofan engines) in service with Trans Canada Air Lines
The prototype Douglas DC-8 N8008D, c/n 45252, now converted to DC-8F freighter for TIA, flew a Flying Tiger service to Prestwick 18/7/64
Flashback - Rather a rare bird this, the Nigerian-registered Douglas DC-8-54F 5N-AWZ of Trans Sahel Airlines, seen at Gatwick on 24th November 1986. Still in service, it was previously United Airlines' N8055U
Авиакомпания "United Airlines" относилась к числу "поклонников" DC-8, в разные годы эксплуатируя 116 лайнеров всех основных модификаций. Самолет N8042U был одним из 15 грузовых Series 54F, принадлежавших этой компании.
Another older airframe adapted to take advantage of the CFM56, although only as a conversion, is the McDonnell Douglas DC-8. This Series 72 with four CFM56-2s benefits from a dramatic increase in fuel efficiency.
Французские ВВС, первый военный оператор DC-8, приобрели один новый Series 55CF и несколько подержанных самолетов. Машины использовались для дальних перевозок, в качестве VIP-транспорта и для ведения радиоэлектронной разведки. Четыре последних самолета (один Series 55 и три Series 72) эксплуатировались до конца 1990-х годов.
Kuwait Airways are using two Air Transport International DC-8-62Fs, N61CX and N735PL, on cargo flights into Heathrow
Президентская эскадрилья ВВС Перу использовала два DC-8 Series 62CF (фото) в VIP-варианте со своей базы в аэропорту Лима-Калло. Другим оператором, использовавшим DC-8 для перевозки высокопоставленных государственных лиц, был Габон, располагавший одним дооборудованным DC-8-73F.