De Havilland Mosquito B / D.H.98
Варианты:
De Havilland - Mosquito B / D.H.98 - 1940 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1940


Двухместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
Mosquito B / D.H.98
de Havilland DH.98 Mosquito
Фотографии:

Обломки (11)

Mosquito B / D.H.98

Многоцелевой самолет (скоростной бомбардировщик, истребитель, разведчик), двухмоторный моноплан деревянной конструкции. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Де Хэвилленд эйркрафт" под руководством Дж.Де Хэвилленда, С.Уолкера и Р.Бишопа. Первый полет опытный образец DH.98 совершил 25 ноября 1940 г. Серийное производство начато в октябре 1941 г. Бомбардировочные варианты строились на заводах "Де Хэвилленд" в Хэтфилде, Честере, Даунсвью (Канада), "Эйрспид эйркрафт" в Портсмуте, "Персивэл эйркрафт". Всего выпущено 1609 "Москито" в варианте бомбардировщика.
Стрелкового вооружения нет, бомбовая нагрузка до 908 кг, начиная с модификации XVI - 1816 кг.
Состоял на вооружении в Великобритании с ноября 1941 г., в Канаде - с сентября 1942 г.
Основные серийные модификации бомбардировщиков, выпускавшиеся в период войны:
   - B.IV с моторами "Мерлин" 21/23, с серии 2 - удлиненные мотогондолы;
   - В.IХ с моторами "Мерлин" 72/73 и новым крылом;
   - B.XVI, вариант модификации В. IX с гермокабиной и увеличенным бомбоотсеком;
   - В.35 с моторами "Мерлин" 113/114 (принять участие в боевых операциях не успели);
   - В.VII, канадский аналог В.IV серии 2 с моторами "Мерлин" 31;
   - В.XX, модернизированный В. VII с моторами "Мерлин" 31/33 и американским оборудованием;
   - В.25, канадский вариант с моторами "Мерлин" 225.
С мая 1942 г. начались налеты "Москито" на Германию отдельными машинами и мелкими группами, с декабря 1942 г. они участвовали также в массированных бомбардировках, в основном как лидеры групп и целеуказатели, для чего оснащались специальными средствами навигации и РЛС. Применялись в Европе до конца войны как дневные и ночные бомбардировщики, самолеты РЭП, скоростные транспортные машины (в частности, на линиях в Стокгольм и Москву). Канадские самолеты также использовались в боевых действиях в Европе. Производство "Москито" бомбардировочных модификаций прекращено в Англии и Канаде в конце 1945 г. Сняты с вооружения Королевских ВВС в 1953 г.


"Москито" B.XVI||
Размах:||16,52 м
Длина:||12,65 м
Моторы, количество х мощность:||2x1710 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10500 кг
Максимальная скорость:||662 км/ч
Практический потолок:||12200 м
Дальность:||2875 км

de Havilland DH.98 Mosquito

Разработанный в частном порядке осенью 1938 года, DH.98 Mosquito был задуман как невооруженный бомбардировщик и разведчик, способный летать так быстро и так высоко, что надобность в оборонительном вооружении полностью отпадала. Силовая установка должна была состоять из двух двигателей Rolls-Royce Merlin, а для экономии стратегически важных материалов была использована цельнодеревянная конструкция планера. Такая комбинация особенностей выглядела слишком необычно, и Министерство авиации отложило предложение фирмы "de Havilland" в долгий ящик. Лишь с началом Второй мировой войны, когда угроза дефицита легких сплавов стала реальностью, идея цельнодеревянного боевого самолета стала весьма привлекательной. Было получено разрешение на детальную проработку проекта, и в конце декабря 1939 года команда конструкторов "de Havilland" приступила к работе. А 1 марта 1940 года был выдан заказ на 50 самолетов в соответствии со спецификацией B.1/40 Министерства авиации. Но в тяжелые дни эвакуации из Дюнкерка, в середине 1940 года, было решено сконцентрировать усилия промышленности на выпуске нескольких типов уже освоенных боевых самолетов, и создание нового бомбардировщика "de Havilland" временно приостановили.
   Позже работы по программе Mosquito возобновили, и 25 ноября 1940 года прототип Mosquito Mk I, оснащенный двигателями Merlin 21 мощностью 1460 л.с. (1089 кВт), поднялся в воздух. С самого начала заводских испытаний было ясно, что создан отличный самолет, характеристики которого превосходят требования технического задания. Вскоре машина была продемонстрирована скептически настроенным военным и чиновникам, которые обнаружили, что новый бомбардировщик обладает маневренностью истребителя, а его максимальная скорость составляет 644 км/ч. Особое впечатление произвел набор высоты прототипом на одном работающем двигателе, в то время как лопасти второго двигателя были зафлюгированы во избежание авторотации и снижения сопротивления.
   Немедленно были назначены государственные испытания, начавшиеся 19 февраля 1941 года, за которыми последовал заказ на серийные машины. Были построены еще три прототипа, последний из которых, взлетевший 10 июня 1941 года, был выполнен в варианте фоторазведчика (PR, photo-reconnaissance) - первой модификации, поступившей на вооружение. Первый дневной вылет на разведку Бреста и Бордо был совершен 20 сентября 1941 года и немедленно подтвердил правильность выбранной концепции скоростного невооруженного самолета. Одинокий Mosquito PR.Mk I смог легко уйти от трех пытавшихся перехватить его истребителей Messerschmitt Bf 109.
   Следующим на вооружение поступил первый вариант бомбардировщика, получивший обозначение Mosquito B.Mk IV, оснащенный двигателями Merlin 21, а позднее - Merlin 23. Были построены 273 самолета, поставки которых 2-й авиагруппе начались в ноябре 1941 года. Первыми их получила 105-я эскадрилья в Свентон Морли, Норфолк. Зимние месяцы были потрачены на ознакомление с самолетом, поскольку Mosquito очень отличались от бомбардировщиков Bristol Blenheim, которым они пришли на смену. Эскадрилья отрабатывала не только пилотирование скоростного и маневренного самолета, но и тактику его применения. На начальном этапе экипажи испытывали сомнения, можно ли будет нормально воевать на этих фанерных бомбардировщиках, но вскоре летчики убедились в способности Mosquito "держать удар". Проектировщики в полной мере использовали свойства фанеры, как конструкционного материала. Среднерасположенное неразъемное крыло имело работающую обшивку из фанеры, которая также использовалась для изготовления стенок лонжеронов. Хвостовое оперение имело аналогичную конструкцию, а вот фюзеляж имел свои особенности. Он собирался из двух половин, обшивка которых представляла собой трехслойную конструкцию из фанеры, бальзы и снова фанеры, усиленной стрингерами из спруса. Половинки фюзеляжа изготовлялись отдельно и комплектовались трубопроводами, проводкой управления и т.д., прежде чем соединялись в единое целое. В конструкции убирающегося шасси с хвостовым колесом вместо дорогих масляно-пневматических амортизаторов использовались резиновые. Все варианты Mosquito имели двухместную кабину, в которой экипаж располагался бок о бок.
<...>
   Последним из базовых вариантов был учебный Mosquito T.Mk III с двойным управлением, и 343 построенных самолета этого типа были оснащены двигателями Merlin 21. Mosquito строился не только в Великобритании, но и предприятиями "de Havilland" в Австралии и Канаде. В общей сложности были выпущены 7785 самолетов. Многие из них продолжали оставаться на вооружении Королевских ВВС в первые послевоенные годы. Фоторазведывательные варианты Mosquito широко использовались на Ближнем и Дальнем Востоке, а действовавшая в Малайе 81-я эскадрилья была последним подразделением, летавшим на этих самолетах, с которыми она рассталась в конце 1955 года. Последние бомбардировщики уступили место самолетам English Electric Canberra в 1952-1953 годах, некоторые из них затем использовались для обучения, а часть была переделана в разведчики и буксировщики мишеней, которые продолжали нести службу до 1961 года. Раньше всех были отправлены в отставку истребители, уже в начале 1950-х годов уступившие место новым реактивным машинам.


Варианты

   Mosquito PR.Mk IV: переделанные в разведчики B.Mk IV с возможностью установки до четырех фотокамер (переделаны 32 машины)
   Mosquito B.Mk V: прототип на базе B.Mk IV с подкрыльевыми узлами подвески (построен один)
   Mosquito B.Mk VII: вариант на базе B.Mk V канадской постройки с двигателями Packard Merlin 31 мощностью 1418 л.с. (1057 кВт) (построено 25)
   Mosquito PR.Mk VIII: разведывательный вариант, аналогичный PR.Mk IV, но с двигателями Merlin 61, оснащенными нагнетателями (построено пять)
   Mosquito B.Mk IX: высотный бомбардировщик, аналогичный PR.Mk IX, в 1944 году некоторые были доработаны для подвески 1814-кг бомбы; оснащен двигателями Merlin 72 мощностью 1680 л.с. (1253 кВт) (построено 54)
   Mosquito PR.Mk IX: разведывательный вариант на базе B.Mk IX с двигателями Merlin 72 мощностью 1680 л.с. (1253 кВт), оснащенными двухступенчатыми турбонагнетателями, и увеличенным запасом топлива (построено 90)
   Mosquito B.Mk XVI: вариант на базе B.Mk IX с герметичной кабиной и возможностью нести 1814-кг бомбу, оснащенный двигателями Merlin 72 мощностью 1680 л. с. (1253 кВт) (построено 1200)
   Mosquito PR.Mk XVI: разведывательный вариант на базе B.Mk XVI с небольшим астрокуполом, первый фоторазведчик с герметичной кабиной (построено 432)
   Mosquito B.Mk XX: аналог B.Mk IV канадской постройки с американским оборудованием (построено 145, из которых 40 переделано в фоторазведчики F-8 для ВВС США)
   Mosquito B.Mk 23: не строившийся канадский вариант B.Mk IX
   Mosquito B.Mk 25: вариант B.Mk XX канадской постройки с двигателями Packard Merlin 225 мощностью 1620 л.с. (1208 кВт) (построено 400)
   Mosquito B.Mk 35: дальний высотный вариант B.Mk XVI с гермокабиной; состоял на вооружении после войны (построено 122)
В ряде источников утверждается, что на этих фотографиях запечатлена авария самолета «Москито» в НИИ ВВС 15 мая 1944 г. На самом деле эти снимки относятся к более ранней аварии 28 апреля 1944 г., произошедшей в ЛИИ
Авария «Москито» в НИИ ВВС 15 мая 1944 г.
This incident, photographed at either Felwell or Foulsham, Norfolk in 1943, was taken after an unidentified Halifax crushed a Mosquito after a night landing.
Mosquito B.XVI MM146, XD-H of 139 Squadron, landed at Kalmar, on the Swedish east coast, on July 8, 1944.
Built by Airspeed at Christchurch during the winter of 1947-48, de Havilland Mosquito B.35 LV-HHN (formerly VR794 and CF-HMK) was damaged beyond repair at Rio Cuatro, Cordoba, on November 22, 1963.
Pilot Al MacNutt, left, and the ground crew at Pelly Lake can only look on as fire begins to consume CF-HMR following his two-hour ordeal with a runaway propeller; the fuel tanks exploded a few moments later. The missing port spinner was shed when the propeller went into flat pitch while the drop tanks were jettisoned during the tortuous return flight.
The mostly-stripped nose of the EAHC's de Havilland Mosquito B.35 VP189/CE-HMQ, showing the surviving nose-art. The aircraft is the subject of a major static restoration project.
The Aero Space Museum Association of Calgary has long term plans to restore CF-HMS as B/IX, ‘LR503’ ‘GB-F’, a record-breaking veteran of 213 missions that was destroyed at Calgary Airport during a 1945 victory tour.
Derelict and decaying, Mk.35 CF-IMB (formerly VP200) lying out in the scrub at Bournemouth Airport, Dorset, 1960. It was one of five ferried there in 1957 for reduction to spares for Spartan.
Mosquitoes G-AOCK and G-AOCI down on their uppers shortly before being burnt. 'OCK has been retouched to appear as 'OOK.
Military police stand over the shattered remains of CF-HMN following its forced landing at Techo Airport, Bogata, Colombia on January 22, 1956. The impact tore open the fuel tanks, obliging the crew to keep cigarette-smoking bystanders at a safe distance until help arrived.