De Havilland Comet / D.H.106
Варианты:
De Havilland - Comet / D.H.106 - 1949 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1949


Описание
Фотографии:

Ч/б фото (67)
de Havilland DH.106 Comet

   Фирма "de Havilland" еще в 1944 году откликнулась на Требование IV комитета лорда Брабазона по созданию послевоенного реактивного самолета. Но только 27 июля 1949 года Джон Каннингхэм впервые поднял в воздух прототип DH.106 Comet с аэродрома в Хэтфилде, продолжительность полета составила всего 31 минуту. Самолет цельнометаллической конструкции с работающей обшивкой и с четырьмя недавно сертифицированными ТРД Ghost 50 Mk 1 тягой 19,79 кН прошел интенсивную программу испытательных полетов, с рядом дальних перелетов. 25 октября 1949 года был совершен перелет по маршруту Лондон - Кастель-Бенито, в начале 1950 года - перелеты Лондон - Рим, Лондон - Копенгаген и Лондон - Каир. Тропические испытания прошли в Хартуме, высотные испытания - в Найроби. Второй прототип взлетел 27 июля 1950 года. В апреле 1951 года машину поставили в авиаотряд "Comet" компании BOAC в Хёрне. Начались полеты в Йоханнесбург, Дели и Сингапур - в рамках 500-часовой программы испытательных полетов и обучения экипажей.
   Девять самолетов Comet 1 компании BOAC с многоколесными тележками шасси вместо одноколесных, использовавшихся на двух прототипах, были поставлены с января 1951 по сентябрь 1952 года. В январе 1952 года начались регулярные рейсы в ЮАР (только с грузом), а 22 января был получен сертификат на годность к полетам. 2 мая 1952 года была открыта первая в мире пассажирская авиалиния на реактивных самолетах между Лондоном и Йоханнесбургом. 3 апреля 1953 года лайнеры Comet стали летать на трассе Лондон - Токио. Однако всего лишь месяц спустя, 2 мая 1953 года, самолет Comet трагически разбился при окончательно невыясненных обстоятельствах вскоре после взлета из Калькутты.
   После двух подобных катастроф 10 января и 8 апреля 1954 года, когда лайнеры Comet рухнули в Средиземное море, их полеты временно запретили. В последовавшем тщательном расследовании удалось выяснить причину - нарушение герметичности кабины, а уже строившийся для BOAC самолет Comet 2 переделали для службы в британских ВВС. Коммерческое применение серьезно реконструированной версии


Варианты

   Comet 1A: в основном аналогичен версии Comet 1, но с увеличенным запасом топлива и воды и с возможностью впрыска смеси воды и метанола в двигатели Ghost 50 Mk 2 тягой 22,24 кН; собраны 10 самолетов, включая по два самолета для компаний "Canadian Pacific Airlines" и канадских ВВС, и по три лайнера для компаний "Air France" и Объединения воздушных и морских перевозок
   Comet 2X: планер Comet 1 с турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon Mk 502 тягой 29,36 кН с осевым компрессором; впервые взлетел 16 февраля 1952 года в качестве опытного самолета версии Comet 2
   Comet 2: 44-местный лайнер с удлиненным на 0,91 м фюзеляжем и увеличенным запасом топлива для увеличения дальности полета примерно на 563 км, с четырьмя двигателями Avon Mk 503 тягой 32,47 кН; первый из 12 заказанных компанией BOAC взлетел 27 августа 1953 года. После катастроф лайнеров Comet 1 уже построенные планеры переделали - установили круглые иллюминаторы в салоне и усиленную обшивку; 10 самолетов поставили Командованию транспортной авиации британских ВВС - в 216-ю эскадрилью; еще три оснастили специальной электроникой - они служили в 51-й и 192-й эскадрильях 90-й группы; самолеты Comet Mk 2 британских ВВС списаны в апреле 1967 года
   Comet 2E: два самолета с двигателями Avon 504 тягой 32,61 кН во внутренних гондолах и двигателями Avon 524 тягой 46,71 кН во внешних гондолах - с 1957-1958 годов летали в компании BOAC для тестовых полетов, что задержало сертификацию и поставки версии Comet 4
   Comet 3: впервые взлетел 19 июля 1954 года с двигателем Avon 523 тягой 44,48 кН; в удлиненном на 5,64 м фюзеляже помещалось до 78 пассажиров, дополнительный запас топлива закачивался в крыльевые баки оживальной формы; позднее он служил как опытный самолет для испытаний крыла Comet уменьшенного размаха (со срезанными законцовками)
   Comet 4: серийный вариант Comet 3 для полетов над Северной Атлантикой с двигателем Avon 524 тягой 46,71 кН и вместимостью 78 пассажиров; компания BOAC заказала 19 самолетов. Первый Comet 4 поднялся в воздух 27 апреля 1958 года. 4 октября 1958 года была одновременно, с двух сторон, открыта авиалиния, связывающая Лондон и Нью-Йорк. Серийно собрали 27 самолетов, включая шесть машин для компании "Aerolineas Argentinas" и два лайнера для компании "East African Airways"
   Comet 4B: проект для авиалиний малой дальности с удлиненным до 35,97 м фюзеляжем и вместимостью 99 пассажиров, с крылом со срезанными законцовками и размахом 32,87 м - без баков оживальной формы. Comet 4B строили для компаний "British European Airways" (14) и "Olympic Airways" (4); первый лайнер взлетел 27 июня 1959 года
   Comet 4C: последний серийный вариант - с удлиненным фюзеляжем Comet 4B и крылом Comet 4; первый из трех лайнеров для компании "Mexicana" использовался для сертификации и проверочных полетов и впервые взлетел 31 октября 1959 года; такой самолет также получили компании "Aerolineas Argentinas" (1), "East African Airways" (1), "King Ibn Saud" (1), "Kuwait Airways" (2), "Middle East Airlines" (4), "Misrair" (9), испытательный центр британских ВВС (1), британские ВВС (5) и "Sudan Airways" (2); еще два самолета переделали в прототипы для морских патрульных самолетов Nimrod
Comet 1
Полет первого реактивного авиалайнера. 27 июля 1949г.: с заводского аэродрома в Хэтфилде под управлением летчика-испытателя Джона Каннингхема, бывшего аса, совершил первый полет прототип de Havilland DH.106 Comet I (G-ALVG, на фото). Самолет имел крейсерскую скорость 789 км/час и стал первым в мире реактивным пассажирским авиалайнером, вышедшим на регулярные маршруты (в мае 1952 года, авиакомпания BOAC). Однако ряд аварий и катастроф в 1953-1954 годах привели к длительному запрету на полеты и необходимости доработать конструкцию машины. Впоследствии прототип использовался для испытаний ракетных ускорителей de Havilland Sprite - первый взлет с ними самолет совершил в мае 1951 года. Затем машину передали для конструкционных испытаний, а в июле 1953 года в Фарнборо ее утилизировали.
The jewel in the crown of the programme established in the wake of the Brabazon Committee’s final report on the future of British civil aviation in December 1945, the de Havilland D.H.106 Comet represented a quantum leap in airliner technology. Here, the prototype is seen up from Hatfield in the second half of 1949 with its original B Conditions registration, G-5-1.
View of Comet G-ALVG
The prototype Comet, G-ALVG/G-5-1, which made aviation history on the evening of July 27, 1949, when it completed its 31 minute first flight.
G-ALZK, the second air­craft, takes off on its initial flight on July 27, 1950.
A pleased John Cunningham pops his head out of the cockpit of G-ALVG just after the first flight.
Prototype Comet 1 (27 July 1949).
The prototype, G-ALVG bearing BOAC markings on the nose, arriving at Copenhagen during the record-breaking route proving runs.
View of Comet G-ALVG
First flown on April 9, 1952, from Hatfield, Comet 1 G-ALYV had been in service with BOAC less than a year when it was lost in a crash near Calcutta on May 2, 1953.
Первая серийная "Комета" (борт G-ALYP) "Старина Питер" в аэропорту Йоханнесбурга в преддверии открытия регулярной эксплуатации.
Рождение реактивного "транспортника". 2 мая 1952г.: de Havilland Comet I, первый реактивный пассажирский лайнер, получивший сертификат летной годности (22 января), вышел на линию Лондон - Йоханнесбург компании BOAC. Начались первые регулярные полеты реактивных авиалайнеров. Первый рейс совершил самолет G-ALYP, который из Лондона до Бейрута пилотировал А.М.А.Мадженди, от Бейрута до Хартума - Дж.Т.Э.Марсден, а между Хартумом и Йоханнесбургом - через Энтеббе и Ливингстоун - Р.К.Алабастер. Расстояние в 10821 км было преодолено за 23 ч 34 мин.
Departure of the first BOAC Comet scheduled passenger flight.
First prototype DH Comet at Farnborough, near the golf course end. Photo shows a Comet with single mainwheels yet it has 'slipper' wing tanks. Look at the engine intakes, the intake visible on the starboard side is different from the port.
With the Comet Mk 1, BOAC could legitimately claim to be a ‘‘world leader in air travel", as this brochure claimed - but as BOAC Chairman Sir Miles Thomas said of the 1954 crashes: “All my aspirations and expectations had fallen out of the sky”.
Comet 1 G-ALYY at Frankfurt-Main on April 21, 1953. First flown on September 9, 1952, this aircraft crashed into the Tyrrhenian Sea north of Stromboli on April 8, 1954.
BOAC started jet services through Khartoum with de Havilland Comets in May 1952. Shown here is Comet G-ALYU with members of the Sudanese Camel Corps
The ill-fated first production Comet 1, G-ALYP, at the time of its first flight in January 1951.
Seen at RAF Cosford is the D.H. Comet 1A G-APAS, ex XM823/8351M, painted in BOAC livery.
Демонстрируя надежность и веру в изделие английских самолетостроителей, королева Елизавета совершила на "Кометах" авиакомпании BOAC несколько вояжей за рубеж. На приведенном снимке "Комета"1 доставила Ее Величество в Эмбакаси.
Ill-fated Comet 1 G-ALYZ pictured at Hatfield on September 22, 1949 the day before its first flight.
View of Comet G-ALVG
The prototype, registered G-ALVG and resplendent in BOAC colours, up from Farnborough during the SBAC show in September 1950. The new jetliner was streets ahead of any other airliner then available, but its success was dependent on a series of government interventions that would have far-reaching consequences.
The first production Comet 1, G-ALYP, was delivered to BOAC in March 1952.
‘Yoke Peter’, the first production aircraft which was lost off Elba in 1954.
The prototype Comet, G-ALVG, in formation with the second aircraft, G-ALZK.
10 января 1954г.: самолет de Havilland Comet I (G-ALYP) потерпел катастрофу в Средиземном море в районе острова Эльба; погибли все 35 человек, находившиеся на его борту.
The first three completed Comet Is in formation early in 1951. The first production aircraft, G-ALYP, is nearest the camera. It was lost in the sea off Elba on October 1, 1954. Comet prototype G-ALVG is in the centre and G-ALZK completes the trio.
Первые три Comet I компании BOAC. На переднем плане запечатлен G-ALYP, первый реактивный авиалайнер, вышедший 2 мая 1953 года на коммерческий маршрут из Лондона в Йоханнесбург.
Авиакомпания "Эйр Франс" в 1951г. заказала три "Кометы"1A, отличавшиеся от стандартной "единички" увеличенным до 44 мест пассажирским салоном и более экономичными двигателями, что позволило увеличить дальность полета на 30%.
Keen to capitalise on the prestige of the Comet and its sparkling performance, two French airlines acquired three Comet 1As each during 1952-53: Union Aeromaritime de Transport (UAT) and Air France. The latter’s first example, F-BGNX, seen here, operated on the airline’s Paris-Rome-Beirut service from the summer of 1953.
"Air France" приступила к эксплуатации Comet 26 августа 1953 года на маршруте Париж - Рим - Бейрут, но после лишения в апреле 1954 года самолета сертификата летной годности компания больше его не использовала.
Series 1A F-BGNY of Air France at Hatfield, prior to delivery. It flew the first Air France turbojet service on August 26, 1953. DH bought ’NY back in April 1954 and it later joined the Ministry of Aviation test fleet as a Series 1XB.
In February 1953, F-BGSA began regular services between Paris, Casablanca and Dakar.
Canadian Pacific received two Comets, CF-CUM later returning to BOAC.
Canadian Pacific’s 1A CF-CUM ‘Empress of Vancouver’ at the SBAC display at Farnborough, September 1952 with a huge queue waiting to inspect the interior. CPA did not operate the aircraft, it was passed on to BOAC in August 1953.
Canadian Pacific Comet 1A CF-CUN Empress of Hawaii was destroyed at Karachi while on its delivery flight on March 3, 1953.
"Canadian Pacific" имела в начале 1950-х годов два самолета Comet Series 1A - CF-CUM и CF-CUN (на фотографии). Первый был передан BOAC, где получил регистрацию G-ANAV, a CF-CUN потерпел аварию во время взлета.
"Комета"1A из состава Королевских ВВС Канады (RCAF).
After modification to IXB standard, the two RCAF Comets went on to give some years of reliable service.
The RCAF operated two Comets, though it used them only briefly
Comet 2
Компания "de Havilland" в рамках совершенствования самолета решила на новом поколении, Comet 2, установить двигатели Rolls-Royce Avon. Последние были опробованы на прототипе Comet 2X (G-ALYT), совершившем первый полет 16 февраля 1952 года.
The first production Comet 2, G-AMXA, made its first flight on August 27, 1953, the new variant incorporating fuselage pressure shells of heavier-gauge metal, rounded apertures and modified engine jetpipes swept outwards to reduce fuselage buffeting. All 12 Comet 2s ultimately went to the RAF, G-AMXA becoming XK655.
Первый полет серийной "Кометы"2. Экипаж возглавляет Джон Кэннингхэм. 27 августа 1953г.
Recovering from the publicity, de Havilland showed the Comet II G-AMXD and the improved III G-ANLO at the 1954 SBAC Show at Farnborough.
The shape of things to come - this 1954 de Havilland promotional photograph shows Comet 2 G-AMXD (which became XN453 in RAF service) in the background accompanying the sole Comet 3, G-ANLO. The latter was lengthened by 15ft 5in (4-7m) and fitted with wing-mounted pinion fuel tanks for increased range performance.
With three Comet 2s in the background, Comet 3 G-ANLO is towed on to the distinctive apron at Hatfield in May 1954. The new variant’s pinion tanks fitted at two-thirds span are clearly visible. Initially fitted with 10,000lb (44kN)-thrust Avon 502 engines, G-ANLO had these replaced with more powerful hush-kitted Avon RA.29s in 1957.
The Comet not only ushered in the jet era in terms of commercial transport, but also pioneered the use of jet aircraft in the military transport role. Ultimately, all 15 of the Avon-powered Comet 2s built entered service with RAF Transport Command, No 216 Sqn becoming the world’s first military jet transport unit in the summer of 1956.
Will you fly Comets? This Comet 2 has a stage length of more than 2,200 miles against a 50 m.p.h. headwind. The cruising speed is 480 m.p.h. and the cruising altitude is 35-40,000 ft. The Comets provide the R.A.F. with that essential quality of mobility so vital in air strategy today.
THE DE HAVILLAND COMET 2 in service with ROYAL AIR FORCE TRANSPORT COMMAND js powered by ROLLS-ROYCE AVON TURBO JETS
Superb portrait of Comet C.2 XK671. Delivered to the RAF in August 1956, it served with 216 Squadron as ‘Aquila’ until September 1962 and was retired in 1966.
After the accidents, plans to operate Comet IIs commercially were dropped, those aircraft that had been built being modified for use by RAF Transport Command. XK669 was one of ten operated by No 216 Sqn.
Британская разведка. Как и ВВС США, в начале 1960-х годов британские ВВС имели свой парк самолетов РТР, включая Comet R.Mk 2 (фото) и Canberra B.Mk 6 (mod) из 51-й эскадрильи. Оба типа были приняты на вооружение в 1958 году и неоднократно проходили доработки. Comet и Canberra регулярно появлялись на авиабазе Акротири на Кипре. Отсюда они совершали полеты к южным рубежам Советского Союза, а также отслеживали потенциальных противников на Ближнем Востоке.
Comet 2 G-AMXH made its first flight on August 21, 1956, but was not certificated and was converted into a Comet C.2 for the RAF, for which it served as XK695, joining No 216 Sqn at Lyneham later that year. With the Comet 2s hived off to the RAF, de Havilland turned its attention to developing the Comet 3 into the definitive variant, the Comet 4.
Первые признаки хрущевской оттепели: "Комета"T.2 из состава 216-й эскадрильи Королевских ВВС в аэропорту Внуково, лето 1956г.
The Strathallan Collection includes a fair cross-section of de Havilland types: Comet C.2 G-AMXA/XK655
July 30, 1962, was a wet day, but undeterred, No 216 Sqn displayed its new C.4s alongside a C.2 (XK669) and a Bristol Britannia at RAF Lyneham.1
Хотя "Кометы" были достаточно быстро выведены из коммерческой эксплуатации, они еще долгое время служили в качестве летающих лабораторий в исследовательском и летно-испытательном центрах Королевских ВВС.
This unique formation of Comet research aircraft took place on March 29, 1972, near Bedford. Leading the trio is XN453 ex G-AMXD c/n 06026, in the background is XP915 the only Comet 3 ex G-ANLO c/n 06100 transferred to the BLEU at Bedford on June 21, 1961, and in use until March 1972. Nearest the camera is XV814 ex G-APDF c/n 06407.
Одним из отличий "двойки" от "единички" стали более глубокие воздухозаборники двигателей "Эвон"R.A.25 (Mk.503, Mk.504).
The fitting of Avons required the enlargement of the air intakes in the wing roots, as seen in this photo of G-ALYT.
One of the Avon engines fitted to Comet 1 G-ALYT during the latter’s construction; this led to the aircraft being designated the Comet 2X, which made its first flight on February 16, 1952.
 
The nose section of Comet I, G-AIYZ .
The prototype DH.106 under construction at Hatfield.
The night shift continues work on the prototype de Havilland D.H.106 Comet.
A Comet under construction at Hatfield in 1952, showing the rear of the pressurised fuselage about to be mated with the tail section.
In the wake of the BOAC Comet crashes in January and April 1954, Comet 1 G-ALYU was used for testing in a tank at the RAE at Farnborough, in which water was used to simulate cabin loading in flight and hydraulic rams were used to simulate loading on the wings. The loads applied simulated a three-hour flight in ten minutes.
An aerial view of the Hatfield water tank in December 1955. The filled section, containing the Comet 2 fuselage, held 220,000 gal of water. The empty end portion had a capacity of 70,000 gal. A reservoir of 330,000 gal may be seen in the bottom right-hand corner.
To test the steering, a Comet nosewheel was fitted to a converted lorry chassis with bomber (Halifax?) mainwheels to stop the unit overturning. The figure on the right, wearing the hat, is Sir Geoffrey de Havilland.