McDonnell Douglas F-4 Phantom II
Варианты:
McDonnell Douglas - F-4 Phantom II - 1958 - США
Страна: США
Год: 1958


Описание
Фотографии:

Ч/б фото (227)
McDonnell F4H/ McDonnell Douglas F-4 Phantom II

   Когда в октябре 1979 года выпуск самолетов McDonnell Douglas F-4 Phantom II был прекращен, совокупный выпуск составил 5057 машин, из них 2597 - для ВВС США, 1264 - для ВМС и КМП США, а также 1196 самолетов для зарубежных заказчиков. Кроме того, 11 самолетов в разобранном виде были поставлены в Японию, где компания "Mitsubishi" построила по лицензии еще 127 самолетов. В итоге общее число выпущенных самолетов Phantom II составило 5195 единиц. Конкурировать с этой цифрой могут разве что советские истребители МиГ-21.
   История самолета Phantom II началась 26 годами ранее - в сентябре 1953 года компания "McDonnell" приступила к работе над всепогодным двухдвигательным истребителем, который должен был заменить в ВМС США самолет F3H Demon. Самолет F8U Crusader оказался вполне подходящим на роль истребителя, и "McDonnell" получила заказ на разработку ударного самолета.
   В июле 1955 года с компанией был заключен контракт на постройку двух опытных образцов YF4H-1, которым и было присвоено наименование Phantom II (ранее уже был McDonnell FH-1 Phantom, поэтому и добавили "II").
   Первый прототип совершил первый полет 27 мая 1958 года, а вскоре Phantom II продемонстрировал, что может находиться в воздухе в боевом радиусе 467 км на протяжении до двух часов. Кроме того, это был первый самолет, который мог обнаружить, перехватить и уничтожить любую цель во всем диапазоне действия собственной РЛС - без помощи со стороны наземных РЛС. Вскоре ВМС США разместили первый заказ - на первый серийный вариант F4H-1, который в сентябре 1962 года получил новое обозначение F-4A.
   Следует также отметить, что самолет оказался востребован и ВВС США, которые обычно не заказывали себе самолеты, разработанные для ВМС США. В итоге самолеты F-4 сыграли огромную роль в боевых действиях во Вьетнаме и долгое время были основными ударными истребителями ВВС многих стран мира, таких как Греция, Иран, Израиль, Япония, Южная Корея, Испания, Турция, Великобритания, США и ФРГ. Самолеты также временно состояли на вооружении австралийских ВВС - в ожидании поставки General Dynamics F-111. F-4D Phantom II и в 2011 году стояли на вооружении Ирана, аналогичные машины были списаны из ВВС Южной Кореи только в 2010 году.
<...>
   Самолеты F-4 Phantom II также прославились в свое время различными рекордами, в том числе мировыми: рекорд высоты полета - 30 040 м (98 556 футов; установлен 6 декабря 1959 года), рекорд скорости - 2585,43 км/ч (1606,51 миль/ч; установлен 22 ноября 1961 года), а также рекорд скорости на малой высоте- 1452 км/ч (902 миль/ч), продержавшийся 16 лет. В целом можно сказать, что Phantom является одним из лучших в мировой истории боевых самолетов.


Варианты

   YF4H-1: два прототипа всепогодного истребителя с ТРДФ J79-GE-3A тягой на форсированном режиме по 65,81 кН
   F-4A (вначале F4H-1F): предсерийный вариант с базовым вооружением из четырех УР Sparrow III и, поскольку запланированных двигателей получить не удалось, оснащавшиеся ТРДФ J79-GE-2/-2A тягой на форсированном режиме по 71,82 кН; литера "F" в обозначении самолета означала, что на нем используется нештатный двигатель; построено 45 самолетов
   F-4B (F4H-1): серийный вариант, аналогичный поздним F-4A, но с отличием в виде ТРДФ J79-GE-8 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН; самолет оснащался как истребитель-бомбардировщик, имел РЛС APQ-72 и мог нести УР Sparrow и четыре УР AIM-9 Sidewinder, либо до 7257 кг различных средств поражения; построено 649 самолетов
   EF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B после его переоборудования в учебный самолет РЭБ
   NF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B, использовавшегося для доводочных испытаний
   QF-4B: обозначение самолетов F-4B, переоборудованных в беспилотные сверхзвуковые мишени для отработки нового ракетного вооружения
   F-4C (F-110A): вариант истребителя / ударного самолета для ВВС США, аналогичный F-4B, но с двойным управлением, с ТРДФ J79-GE-15 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН и с многочисленными изменениями в системах самолета; построено 635 самолетов
   EF-4C: новое обозначение части F-4C после их переоборудования в стандарт Wild Weasel - самолет радиоэлектронной борьбы YRF-4C (YRF-110A): обозначение двух самолетов F-4B после их переоборудования в прототипы самолетов для тактической разведки для нужд ВВС США
   F-4D: серийный вариант для ВВС США, в целом аналогичный F-4C, но с БРЭО по стандартам ВВС США; построено 773 самолета, из них 68 переданы за рубеж, в том числе Ирану (32 машины) и Южной Корее (36 машин)
   EF-4D: новое обозначение самолетов F-4D, переоборудованных в самолеты РЭБ Wild Weasel
   F-4G: обозначение 12 самолетов F-4B, применявшихся во Вьетнаме с системой передачи данных ASW-21; впоследствии вновь переоборудованы в F-4B
   F-4N: обозначение самолетов F-4B авиации ВМС США после оснащения их современным БРЭО и усиления конструкции
   QF-4N: F-4N, переоборудованные в беспилотные сверхзвуковые мишени F-4S: новое обозначение самолетов F-4J после усиления их конструкции и установки предкрылков
<...>
Первый опытный YF4H-1 № 142259
Первый опытный YF4H-1 № 142259
While the single-engined Crusader represented a giant leap forward for carrier fighters, McDonnell Douglas went one step further to create the twin-engined Phantom II, which would go on to define the supersonic Cold War jet fighter. Seen here is the prototype XF4H-1, BuAer 142259, around the time of its first flight in May 1958.
Главный инженер проекта Герман Д. Барки (справа) пожимает руку летчику-испытателю фирмы «МакДоннелл» Роберту С. Литтлу после выполнения первого полета на YF4H-1. Слева стоит главный аэродинамик самолета Дэвид С. Льюис
EARLY PHANTOMS - F-4A (photo) has faired-in intakes used with lower powered J79-GE-3 engines. More powerful dash 8 engines required redesigned intakes. Both models have smaller nose used with 24" radar dish, and original canopy outline, later changed when seats were raised to provide better over the nose visibility for Pilot and Radar Intercept Officer.
EARLY PHANTOMS - F-4A has faired-in intakes used with lower powered J79-GE-3 engines. More powerful dash 8 engines required redesigned intakes (photo). Both models have smaller nose used with 24" radar dish, and original canopy outline, later changed when seats were raised to provide better over the nose visibility for Pilot and Radar Intercept Officer.
В ряде источников утверждается, что это тот самый «Фантом», на котором Томас Миллер и Джон Дэвис установили рекорды скорости в полете по замкнутому маршруту на 500 и 100 км. В то же время на соседних фотографиях видно, что летчики-рекордсмены позируют у самолета с несколько иной окраской. Во всяком случае, известно, что Томас Миллер свой рекордный полет выполнял на 12-ом «Фантоме» с серийным номером 145311
Семнадцатый «Фантом» с макетом термоядерной бомбы Mk.43. Этот самолет (F4H-1 №145316) разобьется 18 мая 1961 г. при попытке установления мирового рекорда скорости в полете у земли
Один из первых предсерийных самолетов F4H-1F и двигатель J-79-GE-2
Один из предсерийных F4H-1F, оснащенный РЛС AN/APO-72. От более ранних машин внешне он отличается новым увеличенным обтекателем антенны радиолокационной станции
Phantom в ВВС США. 24 января 1962г.: два самолета McDonnell F4H Phantom II из авиации ВМС США были переданы в распоряжение Тактического авиационного командования ВВС США - авиабаза Лэнгли, штат Вирджиния. Это стало первым шагом к принятию F4H под обозначением F-110A на вооружение ВВС США.
Передача первого сухопутного «Фантома» летчикам ВВС США. Самолет принимают асы времен Второй мировой войны полковники Гордон Грэхэм и Джордж Левин, 24 января 1962 г.
RECORD SETTING PHANTOMS - F4H-1 (F-4A) set altitude records.
После потери первого опытного «Фантома» в ходе реализации программы «Топ Флайт», в ней был активно задействован второй прототип YF4H-1 (№ 142260)
New supersonic fighter for the U.S. Navy is the McDonnell F4H-1 which spans 38 ft. 5 in., length 56 ft. Aircraft is armed with Sparrow III missiles.
A plan view of a pre-production F-4A.
RECORD SETTING PHANTOMS - F-4A, with Lt. Huntington Hardisty and Lt. E.H. DeEsch at the controls, set a low altitude closed course speed record of 902 miles per hour, in August of 1961. (U.S. Navy)
Одиннадцатый «Фантом» (девятый предсерийный F4H-1F № 145310) в полете. Видно, что у машин второй предсерийной партии уже изменены воздухозаборники двигателей.
Шестой предсерийный F4H-1F доставляют на палубу авианосца «Индепенденс». Сразу видно, что это самолет первой предсерийной партии: на нем хорошо видны старые воздухозаборники двигателей и «низкий» фонарь пилотской кабины
Одиннадцатый «Фантом» (девятый предсерийный F4H-1F № 145310) с бомбовой нагрузкой из 22 бомб Mk.83, февраль 1959 г.
Джеральд Хьюлсбек на фоне второго прототипа YF4H-1
Лейтенанты Хантингтон Хардисти и Эрл Ди Эш на втором Sageburner (8-й Phantom, № 145307) установили рекорд скорости на замкнутом 3-км маршруте. Самолет, на котором был установлен рекорд, позже передали в Национальный музей авиации и космонавтики.
Лоуренс Флинт вылезает из кабины YF4H-1 после рекордного полета 6 декабря 1959 г.
Коммандер Лоуренс Флинт-младший на 1189 м превысил официальный рекорд высоты (28 852 м), установленный в июле 1959 года майором В. С. Ильюшиным на самолете Т-431.
Пара уже более поздних постановочных снимков, приуроченных к чествованию Л. Флинта
Вице-адмирал Экстром поздравляет коммандера Флинта с установлением нового мирового достижения, на заднем плане - самолет-рекордсмен Флинта.
Джордж Эллис - автор высотного рекордного полета 6 декабря 1961 г. Летчик сфотографирован на фоне легендарного второго прототипа YF4H-1 (№142260)
Томас Миллер, установивший 5 сентября 1960 г. рекорд скорости на замкнутом маршруте протяженностью 500 км
На этом снимке Джон Дэвис сфотографирован на фоне того же самолета, что и Томас Миллер. Впрочем, при большом увеличении исходных кадров видно, что на борту самолета нанесены фамилии совершенно других летчиков
Роберт Робинсон после установления мирового рекорда скорости 2586,086 км/ч. Правда, на этом снимке летчик запечатлен у другого самолета
Летчик Роберт Робинсон в кабине YF4H-1 (обратите внимание на усиленное остекление лобовой части фонаря)
Другой вариант отметки на "Фантоме" из морской эскадрильи VF-161 с авианосца "Мидуэй". Цифра "5" на силуэте МиГа обозначает число побед всей эскадрильи.
Капитан Эверетт Т. Распберри и 1-й лейтенант Роберт В. Вестерн; майор Эверетт Т. Распберри и капитан Фрэнсис М. Галлик. 2 января 1967 года были сбиты семь истребителей МиГ в ходе операции "Bolo". Эту операцию разработали для затягивания северо-вьетнамских истребителей в бой с самолетами, ошибочно принятыми ими за ударные самолеты F-105, но которые на самом деле оказались истребителями F-4. Одну из этих побед записали на счет Распберри и его оператора систем вооружения Вестерна, сбивших МиГ-21 ракетой AIM-9 Sidewinder. 5 июня 1967 года Распберри сбил МиГ-17, летая в составе 555-й эскадрильи тактических истребителей, но на сей раз его оператором систем вооружения был капитан Галлик (на фотоснимке стоит справа). Распберри летал в группе прикрытия рейдов ударных машин F-105 Wild Weasel. Первоначально он запустил ракету AIM-4 Falcon, но эта ракета потеряла свою цель. Распберри развернулся и повторно нанес удар ракетами AIM-7. Одна тоже промахнулась, но вторая УР Sparrow поразила цель. Это была первая победа, одержанная на самолете F-4D.
Командир 8-го тактического истребительного авиакрыла полковник Робин Олдс, позируя перед объективом, рисует звездочку на своем "Фантоме". 2 января 1967г.
Задание выполнено, все улыбаются, хотя радоваться уже особо нечему. Но рекламная компания продолжается. Фото на память героя операции «Боло» полковника Р. Олдса (крайний слева в верхнем ряду) с подчиненными, пилотами 555-й тиаэ ВВС США. Авиабаза Убон, Таиланд, май 1967 г.
Полковник Робин Оулдз и капитан Джон Б. Стоун. Полковник Робин Оулдз стал легендой воздушных боев. На истребителе F-4 над Вьетнамом он сбил четыре МиГа вдобавок к пяти самолетам, сбитым на истребителе P-38, и восьми самолетам, сбитым на истребителе P-51 в боях с ВВС Германии в ходе Второй мировой войны. Оулдз командовал 8-м крылом тактических истребителей, первоначально состоявшим из 433-й, 497-й и 555-й эскадрилий, заместителем его был полковник Дэниел Джеймс. На фотографии вверху в центре Оулдз находится слева, справа - капитан Джон Б. Стоун. Оулдз сбил МиГ-21 в ходе операции "Bolo", а второй самолет - 4 мая 1967 года. Еще два МиГ-17 он сбил в отчаянной схватке 20 мая. Стоун был инициатором операций "Bolo". На его счету один сбитый МиГ-21. Джеймс, хотя и был весьма способным командиром, не имел воздушных побед.
Полковник Р. Олдс накануне завершения своей вьетнамской командировки. Фото на память на фоне F-4C, украшенного двумя победными звездочками (это не та машина, на которой полковник летал во время операции «Боло»). Осень 1967 г.
На фотографии в центре стоит Файнштейн, выполнявший на F-4 функции оператора систем вооружения, а справа - его пилот. Их поздравляет полковник Скотт Смит, командир 432-й эскадрильи.
Капитан Кэлвин Б. Тиббет, 1-й лейтенант Хардгроув и подполковник Майкл Эттел. Эта группа из трех пилотов F-4 - специалистов по борьбе с истребителями МиГ. Слева направо - капитан Кэлвин Тиббет, 1-й лейтенант Уильям Хардгроув и подполковник Майкл Эттел. Тиббет сбил два МиГ-21 в 1972 году, летая в составе 555-й эскадрильи тактических истребителей. Первую победу он одержал 9 сентября на F-4D, вторую - 16 сентября на F-4E. В обоих случаях ему помог добиться победы Уильям Хардгроув, летавший в качестве оператора систем вооружения. Подполковник Майкл Эттел был переведен в 58-ю эскадрилью тактических истребителей из ВМФ. 12 августа 1972 года он на F-4E сбил МиГ-21. С окончанием бомбардировочной операции "Linebacker II" США начали вывод войск из Вьетнама. 197-й и последний в той войне МиГ сбил лейтенант Виктор Т. Ковалевски ракетой Sidewinder, пущенной со своего самолета F-4 Phantom из эскадрильи VF-161.
Экипажи «Фантомов» - участники боя 10 июля 1965 г. - демонстрируют сослуживцам знаки одержанных побед.
Силуэт сбитого МиГа на "Фантоме" капитана Уильямса Суэндера, командира экипажа из 480-й эскадрильи тактических истребителей. Снимок относится к середине июля 1966г, позже рисунок был уменьшен и перенесен на воздухозаборник.
Guy Freeborn and Bob Elliot after their MiG killing mission.
Лейтенант Ральф Ф.Веттерхан со своим штурманом-оператором лейтенантом Джерри Шарпом после возвращения из боевого вылета по плану операции "Боло". Лейтенант Ральф Ф.Веттерхан принял участие в разработке операции "Боло" и сбил (по американской версии) второй МиГ-21. Авиабаза Убон, Тайланд, 2 января 1967г.
Летчик F-4 Phantom готовится к очередному ночному вылету. Каждый раз экипажи сталкивались со смертельной угрозой в виде зенитной артиллерии и батареями зенитных управляемых ракет, что в сочетании со сложностью ночных полетов приводило к непомерной усталости пилотов.
Капитан Даррел Д. Симмондз и 1-й лейтенант Джордж Маккинни. Даррел Симмондз сфотографирован после выполнения своего 100-го боевого задания. 6 ноября 1967 года он сбил два МиГ-17 в полете с оператором систем вооружения 1-м лейтенантом Джорджем Маккинни. 8-е крыло тактических истребителей начало осваивать F-4D в начале 1967 года. Эти самолеты можно было вооружать не только пушечным контейнером SUU-16A, но и блоком SUU-23A. Эти блоки до некоторой степени восполнили отсутствие у Phantom встроенной пушки, но с ними было трудно прицеливаться и сопровождать цель. Однако Симмондз 6 ноября сбил оба МиГа именно пушечным огнем.
Personal marking on an F-4D 66-7673A, of the 555th TFS, at Udorn, Thailand.
16 сенятбря 1966г. экипаж F-4C из 555-й эскадрильи тактических истребителей в составе 1-го лейтенанта Джерри В.Джемисона (пилот) и 1-го лейтенанта Дагласа Б.Роза (штурман-оператор) был близок к успеху: выпущенный ими "Сайдуиндер" разорвался в опасной близости от вьетнамского МиГ-17.
П-к Робин Олдс осматривает F-4C, вооруженный 370-кг бомбами
F-4B первого лейтенанта Дуана Баттела (штурман-оператор) и капитана Уильяма Дж.Свенднера (пилот) из состава 480-й эскадрильи тактических истребителей 35-го авиакрыла, которые 14 июля 1966г. получили подтверждение на сбитый МиГ-21.
Подполковник Дэниел Джеймс - единственный чернокожий участник январской операции «Бело» (командовал одним из звеньев, которое побед не добилось) на авиабазе Убон. Таиланд, вторая половина 1967 г. Под «Фантомом» на заднем плане видны бомбы и блоки НАР - даже американские истребители из групп прикрытия не имели права вылетать без них.
A Phantom begins a mission against the Viet Cong, as it taxies from its revetment at Cam Ranh Bay. June, 1967.
В пропаганде тоже нужно знать меру: крупная надпись «Дом Волчьей Стаи» на заборе вокруг стоянок «Фантомов» 8-го ТИАК ВВС США в Убоне (Таиланд), 1967 г. Непонятно на кого вообще рассчитан этот «автограф», поскольку ВВС ДРВ над Таиландом никогда не летали
Phu Cat Air Base in March 1969 with F-100s and F-4s in revetments.
"Фантомы" 8-го ТИАК ВВС США на стоянках авиабазы Убон (Таиланд), 1967г.
Another shot of the F-4D Phantoms, about to take-off for the sorties, pause for the "last chance" checks.
The 81st TFWg lion insignia is evident on the side of the engine intake on this McDonnell F-4C-25-MC 64-911 'WT' from the 92nd TFSq. The type served the wing from 1965.
Taken in February this year, this shot shows one of the 492nd TFS's F-4D-28-MC Phantoms, 65-676, with a blue fin tip and nosewheel door
Phantoms with fresh warpaint await their baptism of fire at Da Nang.
Bearing a red star victory marking on its intake splitter plate, F-4C 64-0838 was photographed a few weeks after Bolo, when it was flown as Rambler 4 by Maj Philip Combies of the 433rd TFS, and during which it shot down a MiG-21. This Phantom still exists and is displayed at the US Space & Rocket Center at Huntsville, Alabama, USA.
F-4Ds of the 389th TFS, 12th TFW, at the arming pit prior to flying a strike mission from Phu Cat AB, May, 1971. The long fuses on the bombs insure that they will detonate above the ground.
Экипаж этого F-4C из 480-й эскадрильи тактических истребителей 35-го авиакрыла в составе майора П.Гилмора (пилот) и 1-го лейтенанта У.Смита (оператор) 26 апреля 1966 г. сбил МиГ-21Ф13 Нгуен Ван Миня из состава 921-го ИАП. После этого на щиток воздухозаборника был нанесен плановый силуэт истребителя, позже замененный обычной красной звездой.
An F-4C, configured for a long-range MIGCAP mission, taxies to the arming pit prior to a mission from Da Nang. Phantom emblem on the splitter vane is black with white trim. The worn spots on the nose show up as light reddish-brown.
F-4D of Brigadier General Darrell S. Cramer, CO of the 432nd TRW. General Cramer was an ace in World War II, with 13 victories to his credit. Aircraft carries the tail code of the 555th TFS. MiG kill markings on the splitter vane belong to the aircraft, not to General Cramer. Fuselage bands are blue (front) and red. This aircraft carries an ECM pod on the inboard wing pylon.
A Later model of the F-4D. Air Force Phantoms are equipped with an explosive cartridge starting system, enabling them to operate from airfields with less exotic maintenance equipment. Navy Phantoms, rarely called upon to operate from forward areas, do not employ this system.
Photographed at Lakenheath in 1975, F-4D-29-MC Phantom 65-777 of the Wing's 493rd TFS then had the blue/yellow/red fin lip and a yellow nosewheel door
Awaiting transfer back to the U.S.A., ex-493rd TFS F-4D-28-MC Phantom 65-683 has had its "LN" code and yellow fin tip marking removed - February 1977
The aircraft in which the author/photographer flew, F-4D 66-7773, is the squadron commander’s Phantom, as indicated by the 465th TFS legend on the fin in place of the usual presentation of the aircraft serial. Although not a *'MiG killer”, this Phantom also saw operational use over North Vietnam.
One of the "MiG killers", serial 66-7550, receives minor maintenance overnight in preparation for the mission. The Phantom requires an average of some 47 maintenance man hours per flight hour.
Combat veteran of VF-21, with a late model AIM-9C Sidewinder missile fitted.
VF-111 Phantom in markings carried during 1971 cruise aboard USS Coral Sea.
VF-92 F-4. Arrowhead and pawn on tail are yellow, with black outline.
McDonnell F-4B Phantom II from the US carrier
Phantom Replacement Training Squadron for the Atlantic Fleet is VF-101 equipped with F-4Js
VF-96 Phantom, with tailhook extended. Black and yellow stripes on fin tip.
VF-33 Phantom, sans various antennae the F-4B later sprouted as Vietnam war experience was put to use in the development of ECM equipment.
McDonnell Douglas F-4N Phantom II at Miramar NAS
VF-143 Phantom, post strike at Da Nang.
VFMA-115 F-4B rolls out, post strike, Da Nang, 1966.
An F-4B of Marine Attack Training Squadron 101 (VMFAT-101). Rudder markings are dark green.
VMFA-323 F-4B loaded for a strike. MAG-13, Chu Lai, South Vietnam, 1967.
Loaded for an anti-personnel strike, (note 250 lb. bombs, air-to-ground rockets) this Marine Phantom awaits the arrival of its crew. 1966.
Marine Corps (former Navy) Phantom, with air refueling probe extended. The Navy uses the probe and drogue method of aerial refueling, largely because of the need to employ the 'buddy system', whereby another aircraft of similar type can be fitted with fuel tanks with extendable drogue.
VFMA-542 F-4Bs configured for the air defence role.
Lineup of VMFA-314 F-4B Phantoms at Da Nang. The Marine Corps has used the Phantom predominantly in the ground attack role. Phantoms flown by Marine aviators played a major part in the close support operations undertaken by the 1st MAW in the I Corps area of South Vietnam.
VF-142 Phantom. Orange and white stripes on rudder, orange vertical stabilizer tip and wing tips, orange outline on NK. Lightning bolt is white with orange and black outline.
NF-5A из эскадрильи No 314 Нидерландских Королевских ВВС выруливает на старт вслед за «Фантомами» в ходе учений NATO Alloy Express. Авиабаза Бодо, Норвегия, 7 марта 1982 г.
F-4Ds of the 37th TFW line up on the end of the runway at Phu Cat for a formation take-off. March, 1970.
F-4B rotates off the runway at Da Nang as it begins a close support mission for MAG-16, Vietnam , 1965.
Квалификационные палубные испытания проводились в 1960 году на авианосце "Индипенденс" (CVA-62). На фотографии шестой Phantom (№ 143391) готовится к спуску на подъемнике по правому борту "Индипенденс".
A Phantom taxies to the elevator after recovery aboard the Kittyhawk, November 1968.
Палубный истребитель F-4G на борту авианосца "Америка", 1965 г. За теплопеленгатором виден выдвижной уголковый отражатель сигналов посадочной РЛС
Dawn in the Med heralds the dawn of an illustrious career. VF-74 Phantom is made ready for launch from the deck of the Forrestal.
«Фантомы» F-4B и «Виджиленты» A-5C на палубе авианосца ВМС США «Энтерпрайз». Тонкинский залив, 1965-1966 гг.
В марте 1966 г. пять F-4G использовали для испытаний нового камуфляжа палубных самолетов. Сверху их покрасили матовой зеленой краской (Green № 34102 или № 34079). Самолеты побывали у берегов Вьетнама, но новая схема окраски не дала особых преимуществ, а скорее наоборот - усложнила обслуживание машин на палубе авианосца в условиях плохой видимости
Twin tongues of searing flame burn the Pacific air as, afterburners ablaze, this F-4B roars off the waist catapult of the USS Kittyhawk (CVA-63) during a tune-up cruise prior to 1968 Westpac deployment. Combined power of the Steam catapult and the Phantom's twin J-79s have accelerated the F-4 from 0 to 120 knots in less than 300 feet.
Взлет «Фантома» F-4B из эскадрильи VF-141 с палубы авианосца «Констеллейшн» ВМС США. Юго-Восточная Азия. Вторая половина 1960-х гг.
F-4 launching from the waist cat of the USS Independence for a strike on North Vietnam.
Серийный самолет F4H-1 (№148425), участвовавший в программе установления рекорда скороподъемности по программе «High Jump» (высокий прыжок)
Early production model of the Phantom test firing a Sparrow AAM off Point Mugu, California. F-4Bs were the first models to assume the by now familiar 'droop snoot' appearance, occasioned by the installation of the 32" radar dish and the infra-red heat sensor.
VF-114 'Aardvarks' F-4B Phantom 153018, off USS Kitty Hawk. Orange fin tip, aardvark and fuselage stripe. Aircraft is on a MIGCAP mission over North Vietnam, circa 1968.
F-4J из эскадрильи VF-33 в полете. Фото 1968 г.
Red Rippers. VF-11 F-4Bs over the Med. 2980 rolls over his wingman (photo) and joins up for return to the USS Forrestal. Late model F-4Bs retain the infra-red sensor housing beneath the nose, though the sensor has been deleted in favor of avionics antenna.
Американский палубный истребитель «Фантом», сфотографированный автором с борта Ту-16
F-4B с авианосца «Корал Си» над Тонкинским заливом. Фото 1966-1967 гг.
The F-4B Phantom, the first large-scale production shipboard model for the US Navy.
Один из тренировочных полетов на 8-м экземпляре «Фантома» (сер. номер 145307) в рамках подготовки к установлению мирового рекорда скорости в полете у земли
McDonnell F-4B Phantom II carrying 24 Mk 81 low-drop anti-personnel bombs
The Marine Corps received its first Phantoms in mid-1962. A total of nine USMC squadrons were equipped with the F-4B. Shown here are two views of 149457, belonging to VMF(AW)314, homebased at MCAS El Toro, California.
Первой в КМП США получила "фантомы" 314-я эскадрилья всепогодных истребителей "Black Knights" (F-4B в 1962 году). В 1979 году она перевооружилась на F-4N и летала на них 19 лет.
F-4
F-4C testing the 20mm Vulcan gunpods on outboard wing stations.
Американский F-4C над Южным Вьетнамом, 1967 г. Самолеты в обязательном порядке несут бомбовые подвески и блоки НАР
Тактический истребитель F-4C, вооруженный двумя ракетами класса "воздух-земля" AGM-12 Bullpup
Laser guided dispenser munitions (LGDMs) carried by F-4 Phantom II test aircraft
2 декабря 1966г. на самолетах американских ВВС (US Air Force) были введены белые килевые коды. Длина каждой буквы составляла 457мм, а высота - 609мм. На данном снимке запечатлен тот же самолет, что и на предыдущем. Он был сбит 8 декабря 1966г.
A well-worn Phantom enroute to a North Vietnamese target in July, 1967.
The F-4D, which appeared at the end of 1965, featured internal system changes to enhance air-to-ground capability.
Самолет для борьбы с РЛС противника EF-4C Wild Weasel IV из 67-й TFS. Под крылом подвешены ракеты AGM-45 Shrike. Вьетнам, декабрь 1972 г.
Enroute to targets of opportunity. An F-4 loaded for a close air support mission, South Vietnam December, 1971.
F-4D из 8-го TFW с подвешенной под левым полукрылом управляемой бомбой GBU-12
Один из кадров, который был зафиксирован 29 апреля 1966г. в воздушном бою фотокинопулемета МиГ-17Ф, который пилотировал Хо Ван Кай, заявивший по возвращении об уничтожении двух "Фантомов" и повреждении еще одного.
Cambodian Strike. A Phantom pulls off the target after dropping its ordnance during the 1970 attacks on North Vietnamese sanctuaries in Cambodia.
The three Phantoms in formation as they returned to Tinker AFB after the training mission to the Smokie Hill range. The tail codes are derived from Shawnee, as the only other TFS based in Oklahoma - the ANG's 125th TFS at Tulsa, uses the more obvious "OK" code.
The powerful McDonnell F-4C served with the 81st Tactical Fighter Wing from 1965. Photo depicts F-4C-17-MC 63-7446, F-4C-16-MC 63-7426 and F-4C-18-MC 63-7524 in flight.
F-4Ds of the 8th TFW, armed with Mk84 laser-guided bombs, enroute to a target, November, 1971.
Red Rippers. VF-11 F-4Bs over the Med. 2980 rolls over his wingman and joins up (photo) for return to the USS Forrestal.
A brace of US Navy F-4B's display their bomb-carrying ability.
F-4B из состава VF-92 идут на выполнение боевого задания, осень 1966г.
VF-213 'Black Lions' Phantoms enroute to targets in North Vietnam, 1968.
A trio of VX-4 Phantoms in standard fleet colours in mid-1970. Nearest the camera is Vandy 6, F-4J BuNo 155896, beyond which is Vandy 1, F-4B BuNo 151439, and flying lead is Vandy 5, F-4B BuNo 150440. In the 1950s the unit flew trials with various types including the Cutlass, Skyknight, FJ Fury, Skyhawk, Demon and Crusader.
«Фантомы» F-4B из эскадрильи VF-114 ВМФ США направляются для удара по целям в Северном Вьетнаме. Фото сделано в апреле 1967 г.
F-4B из состава истребительной эскадрильи VF-143, входившей в авиагруппу авианосца "Констеллейшн" (CVA-64), над Тонкинским заливом. 5 августа 1964г.
"Фантомы" идут на бомбежку. Судя по отсутствию управляемых ракет класса "воздух-воздух", задание на этот раз предполагает нанесение удара по целям в Южном Вьетнаме, где встреч с вражескими истребителями ждать не приходится.
Three Phantom F-4s from Lakenheath. Note the addition of a rear view mirror on the nearest aircraft.
In March of 1962, these two Phantoms were transferred from the Navy to the USAF Tactical Air Command for crew familiarization. This was as a result of a DOD directive to evaluate the Phantom in comparison to the standard USAF interceptor, the F-106. The F-4 won the competition easily and was adopted by the USAF as the F-110A. Mission differences dictated that a new model of the Phantom be produced for the Air Force, and in 1963 the first F-4Cs were delivered. F-4Cs carry an improved inertial navigation system and APQ-100 radar, which makes for a more accurate ground attack system. Air Force Phantoms are also equipped with dual controls. (Air Force philosophy calling for two Pilots vice the Navy crew of Pilot/RIO)
F-4C Phantoms based in Thailand “heading north”.
В 1966 году в ходе операции "Rolling Thunder" удары по наземным целям, наряду с F-105D, наносили и F-4C. В этот период начался процесс замены светло-серой/белой схемы окраски тактических самолетов ВВС США на трехцветный "вьетнамский" камуфляж. На фотографии - F-4 в серой и камуфляжной окраске.
A flight of VF-142 Phantoms. The plane flown by Guy Freeborn in the action of August 10, 1967 is number 2247.
A Sparrow air-to-air missile being fired from a McDonnell Douglas F-4B Phantom II fighter of the US Navy
Пуск ракеты средней дальности AIM-7
F-4B из эскадрильи VF-143 атакует цель 127-мм неуправляемыми ракетами Zuni
A Phantom from the USS John F Kennedy launching a target drone over the Mediterranean. Following F-4s will track the drone on target acquisition radar and try to shoot it down.
A Phantom of the 497th TFS dropping a laser-guided bomb. These bombs are part of a generation of new 'smart bombs'. Aircraft overhead is directing a high intensity laser beam on the target. 'Flyable' bomb will home on this beam.
Истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом» сбрасывает баки с напалмом
Американские "фантомы" за своей привычной "работой" в Индокитае
F-4D сбрасывает бомбы на участок "тропы" в Камбодже.
F-4B (сер. N 153019) из эскадрильи VF-213, экипаж которого в составе лейтенанта Дэвида МакКри (пилот) и энсина Дэвида Ничолса (штурман-оператор) 20 декабря 1966г. пуском ракеты "Спэрроу" сбил Ан-2.
F-4B из эскадрильи VF-213 ВМС США атакует цель на территории ДРВ. Фото апреля 1967 г.
An F-4B Phantom from Fighter Squadron VF-213 off the Kitty Hawk releasing its bomb load over a target in North Vietnam on January 23, 1968.
F-4B from VF-154 conducting an airstrike against an artillery site north of the DMZ.
F-4 Phantoms of VF-111 and 51 from the USS Coral Sea (CVA-43) bombing North Vietnam - August 1972.
F-4B из состава истребительной эскадрильи VF-21 наносит удар по наземным целям 500-фунтовыми фугасными бомбами Mk.82. Знатоки, посмотрев на эту фотографию, без сомнения скажут, что американский авианосец "Мидуэй" действовал у побережья Вьетнама с 22 марта по 14 ноября 1965г., а в следующий раз у берегов Юго-Восточной Азии он появился только в мае 1971г. Однако истребительная эскадрилья VF-21 "Ландскнехты" из состава его авиакрыла была возвращена на ТВД спустя семь месяцев и уже 29 июля 1966г. в составе 2-го палубного авиакрыла (CVW-2) с борта авианосца "Корал Си" (CVA-43) приступила к участию в налетах на ДРВ.
Группа F-4C бомбит цель на территории Северного Вьетнама по указаниям самолета-лидировщика RB-66. Август 1966 г.
Группа F-4C ВВС США, лидируемая EB-66 или RB-66, сбрасывает бомбы на цели в Северном Вьетнаме. Январь 1966г.
Guided under radar control by a B-66 Destroyer (bottom), four McDonnell Douglas F-4B Phantom IIs attack targets in Vietnam.
F-5A(G) из эскадрильи No 336 Sqv Королевских Норвежских ВВС в совместном полете с F-4D ВВС Национальной гвардии Нью-Джерси в ходе учений Coronet Rowhide. Норвегия, 1 сентября 1982 г.
E-2A «Хокай» в сопровождении F-4B над Тонкинским Заливом. Фото конца 1960-х - начала 1970-х гг.
"Валькирия" в своем последнем полете в сопровождении эскорта
A McDonnell Douglas F-4N Phantom II of VME A T-101 leads TA-4F and A4M Skyhawks of VMAT-102 and an AV-8A Harrier
Пара ливийских Ту-22 в сопровождении F-4N Phantom из эскадрильи VF-111 ВМС США, вероятно в 1977 году. Эскадрилья "Sundowners" была приписана к Тихоокеанскому флоту США и редко появлялась в Средиземноморье. Ливийские Ту-22 широко использовались в 1980-х годах в военных конфликтах в Уганде, Чаде и Судане. В Чаде Ливия потеряла военного имущества на 1,5 млрд долларов, включая пару сбитых Ту-22.
Разведчик Ту-95 в сопровождении "Фантома" проходит над авианосцем "Саратога"
Перехват советских Ту-95РЦ в годы холодной войны был обычным делом для американских и натовских летчиков. В данном случае контакт с вероятным противником установил F-4J Phantom II из 41 -й истребительной эскадрильи с авианосца "Франклин Д. Рузвельт" ВМС США.
Ту-95РЦ в сопровождении F-4 "Фантом"
Ту-95 в сопровождении "Фантомов" проходит над американским авианосцем
Египетский Ту-16Р ведет разведку американского авианосца
В странах НАТО разведывательный Ту-16Р называли "BADGER-E". На снимке: пара истребителей F-4 с авианосца "Корал Си" сопровождает Ту-16Р.
Появление Ту-16 рядом с американскими авианосцами не было таким уж редким явлением, но постоянно вызывало "резкую" реакцию - как в этом случае с вылетевшими на перехват двумя F-4 с авианосца "Кити Хок".
Съемка авианосцев - работа экипажей Ту-16Р. Полет F-4 Phantom над авианосцем "Франклин Делано Рузвельт".
Палубные истребители F-4 «Фантом» и F-8 «Крусейдер» «зажимают» пару Ту-16
Ту-16 опекают "Крусейдер" и "Фантом"
В полетах на боевую службу Ил-38 приходилось регулярно встречаться с истребителями стран НАТО. Самолет 77-го ОПЛАП ДД выполняет низковысотный полет "в сопровождении" F-4 с авианосца "Мидуэй".
F-4B авиации ВМФ США дозаправляется от KA-3B над Тонкинским заливом, 1967 г.
Танкер KC-130F передает топливо истребителям F-8 и F-4
A pair of Ubon based F-4s of the 8th TFW look on as an F-4 of the 432nd TRW, based at Udorn, takes on fuel from a KC-135. November, 1971.
F-4E и двухместный Wild Weasel F-105G Thunderchif из 338-го тактического истребительного авиакрыла принимает топливо от танкера KC-135, операция "Linebacker", 1972 год.
F-4C из состава 480-й эскадрильи (480th TFS) 366-го авиакрыла (366th TFW) дозаправляются от танкера KC-135A в ходе рейда на объекты ДРВ. Помимо ПТБ самолеты несут на подкрыльевых пилонах по шесть 750-фунтовых бомб Mk.117. Ноябрь 1966г.
In-flight refueling. USAF strike aircraft would not have been able to carry out their devastating strikes on North Vietnam had it not been for the KC-135 tankers that serviced them inbound and outbound from their targets.
F-4C из состава ВВС США готовится к дозаправке с использованием жесткой штанги
The F-4 above is armed with the AIM-4 missile (starboard inboard station) the sophisticated follow-on to the Sidewinder, it had teething problems in early usage.
A thirsty F-4 eagerly climbs to accept fuel from the tanker boom, prior to a May, 1970 strike.
Палубный F-4B над авианосцем «Мидуэй». Юго-Восточная Азия, середина 1960-х гг.
This Crusader of VF-124 has just recovered, and is being directed to a parking spot as a Phantom turns onto a final approach.
F-4D of the 81st TFW on final approach. The 'D' succeeded the 'C' on the assembly lines after a production run of 583 aircraft. Principal changes included an improved air-to-ground weapons delivery system.
F-4B "Фантом" из эскадрильи VF-41
Посадка истребителя F4H-1F на авианосец Independence во время испытаний
McDonnell F-4B Phantom II landing on the U.S.S. Enterprise
«Фантом» садится на авианосец «Корал Си». На заднем плане видны два «Скайхока» 1967 г.
One of only 12 F-4Gs being hauled to a stop by Kitty Hawk's arresting gear. F-4G was actually the F-4B modified by the addition of Automatic Carrier Landing System. VF-213 operated the F-4G over Vietnam in late 1965.
Перед носовой опорой шасси истребителя F-4G просматривается убираемый радиолокационный отражатель, который в сочетании с радиолокатором SPN-10 позволял выполнять посадку на палубу авианосца в автоматическом режиме.
Самолеты F-4 "Фантом", МиГ-23 и МиГ-29 на авиабазе Тинделл. Снимок 2000-х гг.
Spain is unique among foreign users of the Phantom in that it operates the F-4C version. 36 having been delivered from USAF stocks in 1971/72.
An F-4C(S) Phantom of Escuadron 122, one of the two component Escuadrones of Ala de Caza 12 based at Torrejon.
Японский «Фантом», запечатленный с борта Ту-22М2
Ракета малой дальности AIM-4 Falcon
Две УР AIM-9C (AIM-9B ???) "Сайдуиндер" с ИК ГСН на универсальном пилоне тактического истребителя F-4.
Два пусковых устройства LAU-7 для ракет Sidewinder, установленных на правом внутреннем пилоне
Ракета средней дальности AIM-7D перед подвеской на самолет
A USAF Weapons Specialist is readying Sparrow IIIB AAMs for loading onto F-4s. The Raytheon Sparrow is the primary armement of the F-4. The missile has a 60 lb HE warhead, and a range of 13 miles. It is radar guided.
Подвеска ракет AIM-7 под F-4C. Авиабаза Убон. Таиланд, вторая половина 1967 г.
Ракета средней дальности AIM-7D, подвешенная под "Фантомом" в полуутопленном положении.
Применение первых HOBO с F-4 - управление осуществлял оператор, а летчик был сосредоточен на пилотировании. Сброс бомбы выполнялся в пологом пикировании после захвата цели головкой самонаведения.
Unidentified air-to-ground munition with terminal homing, tested from an F-4 Phantom II. A single missile of this type demolished a concrete bridge pier during trials
Истребители, не имеющие встроенных пушек, могут нести пушечный контейнер, но это не является идеальным решением - увеличивается сопротивление самолета и снижается точность стрельбы. Не имеющие пушек модификации истребителя Phantom могут нести контейнеры SUU-16/A и SUU-23/A с 20-мм пушкой Vulcan.
Усовершенствованный подвесной пушечный контейнер SUU-23. На заднем плане виден самолет F-4E со встроенной пушкой «Вулкан»
Подвесной пушечный контейнер SUU-16. Видна выпущенная ветрянка генератора
Снаряжение пушечного контейнера для самолета F-4D
Обслуживание радиолокатора AN/APQ-100 на истребителе F-4C
Тормозной крюк
Правая половина стабилизатора, левый тормозной щиток и сопло правого двигателя самолета F-4C
Носовая опора шасси
Основная опора шасси
Снимок с иранского "Фантома" (видна его тень на земле), только что "пробомбившего" иракскую базу снабжения.
Phantom really meets Mi-25: as an IRIAF RF-4E thundered low over the forward Iraqi airfield near Suleimaniyah, in 1982, it took this photograph which shows two parked Iraqi Mi-25s.
US Naval Air Development Center QF-4B drone conversion of a McDonnell Douglas F-4B Phantom
First QF-4B drone conversion of a McDonnell Douglas F-4B Phantom by the US Naval Air Development Center
QF-4B undergoing tests at Point Mugu, California, April, 1972.
An F-4B in mothballs at Davis-Monthan AFB, January, 1972.
Самолеты авиации ВМС - A-7 "Корсары-II" и F-4 "Фантомы"
Нашлемный прицел AN/AVG-8 Eagle Eye