McDonnell Douglas F-4 Phantom II
Варианты:
McDonnell Douglas - F-4 Phantom II - 1958 - США
Страна: США
Год: 1958


Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы (21)
McDonnell F4H/ McDonnell Douglas F-4 Phantom II

   Когда в октябре 1979 года выпуск самолетов McDonnell Douglas F-4 Phantom II был прекращен, совокупный выпуск составил 5057 машин, из них 2597 - для ВВС США, 1264 - для ВМС и КМП США, а также 1196 самолетов для зарубежных заказчиков. Кроме того, 11 самолетов в разобранном виде были поставлены в Японию, где компания "Mitsubishi" построила по лицензии еще 127 самолетов. В итоге общее число выпущенных самолетов Phantom II составило 5195 единиц. Конкурировать с этой цифрой могут разве что советские истребители МиГ-21.
   История самолета Phantom II началась 26 годами ранее - в сентябре 1953 года компания "McDonnell" приступила к работе над всепогодным двухдвигательным истребителем, который должен был заменить в ВМС США самолет F3H Demon. Самолет F8U Crusader оказался вполне подходящим на роль истребителя, и "McDonnell" получила заказ на разработку ударного самолета.
   В июле 1955 года с компанией был заключен контракт на постройку двух опытных образцов YF4H-1, которым и было присвоено наименование Phantom II (ранее уже был McDonnell FH-1 Phantom, поэтому и добавили "II").
   Первый прототип совершил первый полет 27 мая 1958 года, а вскоре Phantom II продемонстрировал, что может находиться в воздухе в боевом радиусе 467 км на протяжении до двух часов. Кроме того, это был первый самолет, который мог обнаружить, перехватить и уничтожить любую цель во всем диапазоне действия собственной РЛС - без помощи со стороны наземных РЛС. Вскоре ВМС США разместили первый заказ - на первый серийный вариант F4H-1, который в сентябре 1962 года получил новое обозначение F-4A.
   Следует также отметить, что самолет оказался востребован и ВВС США, которые обычно не заказывали себе самолеты, разработанные для ВМС США. В итоге самолеты F-4 сыграли огромную роль в боевых действиях во Вьетнаме и долгое время были основными ударными истребителями ВВС многих стран мира, таких как Греция, Иран, Израиль, Япония, Южная Корея, Испания, Турция, Великобритания, США и ФРГ. Самолеты также временно состояли на вооружении австралийских ВВС - в ожидании поставки General Dynamics F-111. F-4D Phantom II и в 2011 году стояли на вооружении Ирана, аналогичные машины были списаны из ВВС Южной Кореи только в 2010 году.
<...>
   Самолеты F-4 Phantom II также прославились в свое время различными рекордами, в том числе мировыми: рекорд высоты полета - 30 040 м (98 556 футов; установлен 6 декабря 1959 года), рекорд скорости - 2585,43 км/ч (1606,51 миль/ч; установлен 22 ноября 1961 года), а также рекорд скорости на малой высоте- 1452 км/ч (902 миль/ч), продержавшийся 16 лет. В целом можно сказать, что Phantom является одним из лучших в мировой истории боевых самолетов.


Варианты

   YF4H-1: два прототипа всепогодного истребителя с ТРДФ J79-GE-3A тягой на форсированном режиме по 65,81 кН
   F-4A (вначале F4H-1F): предсерийный вариант с базовым вооружением из четырех УР Sparrow III и, поскольку запланированных двигателей получить не удалось, оснащавшиеся ТРДФ J79-GE-2/-2A тягой на форсированном режиме по 71,82 кН; литера "F" в обозначении самолета означала, что на нем используется нештатный двигатель; построено 45 самолетов
   F-4B (F4H-1): серийный вариант, аналогичный поздним F-4A, но с отличием в виде ТРДФ J79-GE-8 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН; самолет оснащался как истребитель-бомбардировщик, имел РЛС APQ-72 и мог нести УР Sparrow и четыре УР AIM-9 Sidewinder, либо до 7257 кг различных средств поражения; построено 649 самолетов
   EF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B после его переоборудования в учебный самолет РЭБ
   NF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B, использовавшегося для доводочных испытаний
   QF-4B: обозначение самолетов F-4B, переоборудованных в беспилотные сверхзвуковые мишени для отработки нового ракетного вооружения
   F-4C (F-110A): вариант истребителя / ударного самолета для ВВС США, аналогичный F-4B, но с двойным управлением, с ТРДФ J79-GE-15 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН и с многочисленными изменениями в системах самолета; построено 635 самолетов
   EF-4C: новое обозначение части F-4C после их переоборудования в стандарт Wild Weasel - самолет радиоэлектронной борьбы YRF-4C (YRF-110A): обозначение двух самолетов F-4B после их переоборудования в прототипы самолетов для тактической разведки для нужд ВВС США
   F-4D: серийный вариант для ВВС США, в целом аналогичный F-4C, но с БРЭО по стандартам ВВС США; построено 773 самолета, из них 68 переданы за рубеж, в том числе Ирану (32 машины) и Южной Корее (36 машин)
   EF-4D: новое обозначение самолетов F-4D, переоборудованных в самолеты РЭБ Wild Weasel
   F-4G: обозначение 12 самолетов F-4B, применявшихся во Вьетнаме с системой передачи данных ASW-21; впоследствии вновь переоборудованы в F-4B
   F-4N: обозначение самолетов F-4B авиации ВМС США после оснащения их современным БРЭО и усиления конструкции
   QF-4N: F-4N, переоборудованные в беспилотные сверхзвуковые мишени F-4S: новое обозначение самолетов F-4J после усиления их конструкции и установки предкрылков
<...>
Макет самолета F3H-G (Model 98B). Обратите внимание на то, что задняя часть фюзеляжа несимметрична, так как выполнена под разные двигатели
Май 1957 года. Макет F3H-G, проектировавшийся, чтобы осуществить выбор двигателя. Справа установлен двигатель J79, слева - J65. Ни один из этих вариантов так и не был создан - конкурс выиграла "Vought", которая построила F8U.
Конец 1955 года. После F3H-G фирма "McDonnell" построила этот макет проектировавшегося F4H-1. Обратите внимание, что здесь у самолета иной по сравнению с прототипом киль и отсутствует "изогнутое" крыло.
Продувочная модель «Фантома» с крылом изменяемой в полете стреловидности
F-4B Phantom II. Здесь представлен F-4B лейтенанта Гарри Вейганда (пилот) и младшего лейтенанта Уильяма Фриклтона (оператор), сбивший 6 марта 1972 года северовьетнамский МиГ-17 (отметка о победе - на пластине воздухозаборника). Самолет готовится к взлету с авианосца. Он снаряжен шестью бомбами Mk 82, полным комплектом ракет Sparrow и парой Sidewinder. Для 111-й истребительной эскадрильи (VF-111 "Sundowners"), лишь в начале 1971 года перевооруженной с F-8 Crusader на F-4, это был первый поход к берегам Вьетнама. Базировавшаяся на авианосце "Корал Си" вместе с 51-й истребительной авиаэскадрильей, "Sundowners" оставалась на "передовой" с 12 ноября 1971 по 17 июля 1972 года, успев принять участие в операции "Freedom Train" и начальном этапе операции "Linebacker". 111-я эскадрилья еще дважды возвращалась к вьетнамским берегам: в 1973 и 1975 годах.
The low level raid on Thai Nguyen. The Phantom of Brigadier General Robin Olds is shown on the run-in to the steel mills at Thai Nguyen. The three F-4s made their run-in (all the way from the Red River) at 25 feet. Note the assymetrical loading consisting of a 370 gallon fuel tank left outboard, 3 500lb Snakeye highdrag bombs on each inboard station, and an ECM pod on the right outboard station. The 600 gallon centerline fuel tank was punched off on crossing the Red River on the run-in.
Evolution of air inlets showing the wide variety of configurations adopted over the years.
Схема самолета F-4(FV)S
Типовое вооружение F-4 Phantom II
F-4E, F-4B, RF-4C
Варианты для ВМС и КМП США
Зарубежные варианты Phantom
McDonnell F-4B Phantom II twin-jet carrier-based fighter
McDonnell Douglas F-4D Phantom II tactical fighter, with additional scrap views of noses of RF-4E (upper) and F-4E (lower)
The F-4B Phantom, the first large-scale production shipboard model for the US Navy.
F4M "FV"S - проект истребителя-бомбардировщика
Первый прототип истребителя «Фантом» II в первоначальном варианте окраски