RU

/

EN
burger-menu
airplane photo

Страна : США

Год : 1958

McDonnell F4H/ McDonnell Douglas F-4 Phantom II

   Когда в октябре 1979 года выпуск самолетов McDonnell Douglas F-4 Phantom II был прекращен, совокупный выпуск составил 5057 машин, из них 2597 - для ВВС США, 1264 - для ВМС и КМП США, а также 1196 самолетов для зарубежных заказчиков. Кроме того, 11 самолетов в разобранном виде были поставлены в Японию, где компания "Mitsubishi" построила по лицензии еще 127 самолетов. В итоге общее число выпущенных самолетов Phantom II составило 5195 единиц. Конкурировать с этой цифрой могут разве что советские истребители МиГ-21.
   История самолета Phantom II началась 26 годами ранее - в сентябре 1953 года компания "McDonnell" приступила к работе над всепогодным двухдвигательным истребителем, который должен был заменить в ВМС США самолет F3H Demon. Самолет F8U Crusader оказался вполне подходящим на роль истребителя, и "McDonnell" получила заказ на разработку ударного самолета.
   В июле 1955 года с компанией был заключен контракт на постройку двух опытных образцов YF4H-1, которым и было присвоено наименование Phantom II (ранее уже был McDonnell FH-1 Phantom, поэтому и добавили "II").
   Первый прототип совершил первый полет 27 мая 1958 года, а вскоре Phantom II продемонстрировал, что может находиться в воздухе в боевом радиусе 467 км на протяжении до двух часов. Кроме того, это был первый самолет, который мог обнаружить, перехватить и уничтожить любую цель во всем диапазоне действия собственной РЛС - без помощи со стороны наземных РЛС. Вскоре ВМС США разместили первый заказ - на первый серийный вариант F4H-1, который в сентябре 1962 года получил новое обозначение F-4A.
   Следует также отметить, что самолет оказался востребован и ВВС США, которые обычно не заказывали себе самолеты, разработанные для ВМС США. В итоге самолеты F-4 сыграли огромную роль в боевых действиях во Вьетнаме и долгое время были основными ударными истребителями ВВС многих стран мира, таких как Греция, Иран, Израиль, Япония, Южная Корея, Испания, Турция, Великобритания, США и ФРГ. Самолеты также временно состояли на вооружении австралийских ВВС - в ожидании поставки General Dynamics F-111. F-4D Phantom II и в 2011 году стояли на вооружении Ирана, аналогичные машины были списаны из ВВС Южной Кореи только в 2010 году.
<...>
   Самолеты F-4 Phantom II также прославились в свое время различными рекордами, в том числе мировыми: рекорд высоты полета - 30 040 м (98 556 футов; установлен 6 декабря 1959 года), рекорд скорости - 2585,43 км/ч (1606,51 миль/ч; установлен 22 ноября 1961 года), а также рекорд скорости на малой высоте- 1452 км/ч (902 миль/ч), продержавшийся 16 лет. В целом можно сказать, что Phantom является одним из лучших в мировой истории боевых самолетов.


Варианты

   YF4H-1: два прототипа всепогодного истребителя с ТРДФ J79-GE-3A тягой на форсированном режиме по 65,81 кН
   F-4A (вначале F4H-1F): предсерийный вариант с базовым вооружением из четырех УР Sparrow III и, поскольку запланированных двигателей получить не удалось, оснащавшиеся ТРДФ J79-GE-2/-2A тягой на форсированном режиме по 71,82 кН; литера "F" в обозначении самолета означала, что на нем используется нештатный двигатель; построено 45 самолетов
   F-4B (F4H-1): серийный вариант, аналогичный поздним F-4A, но с отличием в виде ТРДФ J79-GE-8 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН; самолет оснащался как истребитель-бомбардировщик, имел РЛС APQ-72 и мог нести УР Sparrow и четыре УР AIM-9 Sidewinder, либо до 7257 кг различных средств поражения; построено 649 самолетов
   EF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B после его переоборудования в учебный самолет РЭБ
   NF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B, использовавшегося для доводочных испытаний
   QF-4B: обозначение самолетов F-4B, переоборудованных в беспилотные сверхзвуковые мишени для отработки нового ракетного вооружения
   F-4C (F-110A): вариант истребителя / ударного самолета для ВВС США, аналогичный F-4B, но с двойным управлением, с ТРДФ J79-GE-15 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН и с многочисленными изменениями в системах самолета; построено 635 самолетов
   EF-4C: новое обозначение части F-4C после их переоборудования в стандарт Wild Weasel - самолет радиоэлектронной борьбы YRF-4C (YRF-110A): обозначение двух самолетов F-4B после их переоборудования в прототипы самолетов для тактической разведки для нужд ВВС США
   F-4D: серийный вариант для ВВС США, в целом аналогичный F-4C, но с БРЭО по стандартам ВВС США; построено 773 самолета, из них 68 переданы за рубеж, в том числе Ирану (32 машины) и Южной Корее (36 машин)
   EF-4D: новое обозначение самолетов F-4D, переоборудованных в самолеты РЭБ Wild Weasel
   F-4G: обозначение 12 самолетов F-4B, применявшихся во Вьетнаме с системой передачи данных ASW-21; впоследствии вновь переоборудованы в F-4B
   F-4N: обозначение самолетов F-4B авиации ВМС США после оснащения их современным БРЭО и усиления конструкции
   QF-4N: F-4N, переоборудованные в беспилотные сверхзвуковые мишени F-4S: новое обозначение самолетов F-4J после усиления их конструкции и установки предкрылков
<...>

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 48

    Самый первый Phantom, YF4H-1 (№ 142259) в первом полете, 27 мая 1958 года, фотография сделана с одного из двух самолетов сопровождения F-101 Voodoo.

  • Авиация и Космонавтика 2018-05 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (2)

    Первый полет опытного самолета YF4H-1 N 142259, 27 мая 1958г.

  • Авиация и Космонавтика 2018-05 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (2)

    Первый прототип «Фантома» во время испытательных полетов

  • Мировая Авиация 87

    Первый Phantom II. 27 мая 1958г.: поднялся в воздух первый из двух прототипов McDonnell XF4H-1 - первый из более чем 5000 построенных Phantom II. Создававшийся для замены в ВМС США палубного всепогодного перехватчика F3H Demon, F4H-1 (затем F-4) со временем получил широкое распространение как истребитель-бомбардировщик аэродромного базирования. На испытаниях первый прототип развил скорость 2,6М.

  • Авиация и Космонавтика 2018-05 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (2)

    Первый прототип «Фантома», доработанный для высотных полетов по проекту «Топ Флайт», в новой окраске. Обратите внимание на измененные воздухозаборники двигателей. Один из последних снимков самолета, сентябрь 1959 г.

  • Авиация и Космонавтика 2018-05 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (2)

    Первый прототип «Фантома», перекрашенный и доработанный для высотных полетов по проекту «Топ Флайт». Один из последних снимков самолета, сентябрь 1959 г.

  • Авиация и Космонавтика 2018-05 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (2)

    После катастрофы первого опытного «Фантома» очень большие надежды инженеры и конструкторы возлагали на второй прототип (YF4H-1 №142260). И их надежды полностью оправдались. Второй прототип участвовал в ряде исследовательских программ, установив при этом как мировой рекорд высоты, забравшись на 30 км, так и абсолютный мировой рекорд скорости полета - 2586 км/ч

  • Авиация и Космонавтика 2018-04 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (1)

    В совместном полете истребители от Макдоннелла: F2H-4 «Бенши», F3H-2 «Демон» и пятый предсерийный F4H-1F «Фантом» II, 1959 г.

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell F2H Banshee - США - 1947McDonnell F3H Demon - США - 1951

  • Авиация и Космонавтика 2018-05 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (2)

    Одиннадцатый «Фантом» (девятый предсерийный F4H-1F № 145310) в полете. Видно, что у машин второй предсерийной партии уже изменены воздухозаборники двигателей.

  • Авиация и Космонавтика 2018-05 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (2)

    F4H-1F выполняет посадку на палубу авианосца

  • Авиация и Космонавтика 2018-05 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (2)

    Выполнен 100-й полет на «Фантоме». На снимке запечатлен седьмой экземпляр самолета, оснащенный противоштопорным парашютом. Это пятый самолет из первой предсерийной партии. На нем еще хорошо видны старые воздухозаборники двигателей. 27 февраля 1961 г.

  • Авиация и Космонавтика 2018-05 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (2)

    Испытания F4H-1F на авианосце «Индепенденс».

  • Авиация и Время 2018-03 / А.Чечин - Реактивный "Демон" (истребитель McDonnell FH Demon)

    F3H-2 (№ 143476) на палубе авианосца «Индепенденс». Начало 1960 г. На заднем плане опытный истребитель YF4H-1 Phantom II

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell F3H Demon - США - 1951

  • Авиация и Космонавтика 2018-05 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (2)

    Восемнадцатый «Фантом» (F4H-1 № 145317) был уже с выпуклым фонарем кабины летчиков, штатным обтекателем антенны РЛС большего диаметра и нес шесть ракет «Спэрроу». Фото сделано 13 июля 1960 г.

  • Мировая Авиация 53

    F-4A (F4H-1/F4H-1F/Model 98AM). Вслед за двумя прототипами последовали 45 машин модификации F4H-1, позже обозначение изменили на F4H-1F, а в сентябре 1962 года - на F-4A. Самолеты первой партии (21 машина) являлись предсерийными и отличались друг от друга. На первых 19 из них были установлены небольшой обтекатель антенны РЛС и низкопрофильный фонарь кабины как у прототипов. Потом стали монтировать увеличенные обтекатели антенн РЛС и более высокие фонари кабин. Первые самолеты оснащались двигателями J79-GE-2A, позднее ставили J79-GE-8 (на фотографии). F-4A эксплуатировались в основном в испытательных и учебно-тренировочных частях.

  • Авиация и Космонавтика 2018-07 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (4)

    Хотя самолет у Командования тактической авиации именовался как F-110A, по сути, это был морской F4H-1 (№ 149405). Это одна из двух "позаимствованных" машин для показа на авиабазах ВВС. Первые Phantom в ВВС получили обозначение F-4C.

  • Авиация и Космонавтика 2025-05 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (6)

    Второй прототип YF4H-1, подготовленный по программе "Skyburner" к побитию абсолютного мирового рекорда скорости
    Рекордный «Фантом» - существенно доработанный второй опытный самолет YF4H-1 с системой впрыска водометаноловой смеси в двигатели (не применялась на серийных самолетах), новыми регулируемыми воздухозаборниками и металлическим усилением передней части фонаря кабины, более чем на треть уменьшившим летчику поле обзора вперед

  • Мировая Авиация 48

    6 декабря 1959 года коммандер Л.Флинт достиг на втором YF4H-1 (короткое время именовался Skyburner) рекордной высоты 30041 м. С тех пор самолет находится в одном из музеев США.

  • Авиация и Космонавтика 2018-06 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (3)

    17-й «Фантом» (№ 145316) первоначально участвовал в отработке скоростных полетов с атомными бомбами. Именно он был подготовлен по программе «Sage Burner» к побитию мирового рекорда скорости в полете у земли, но разбился 18 мая 1961 г. Летчик Джон Фелсман погиб

  • Авиация и Космонавтика 2018-06 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (3)

    «Фантом» (№ 145307), на котором был установлен мировой рекорд скорости 1452,777 км/ч (М=1,25) в полете у земли

  • Авиация и Космонавтика 2018-06 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (3)

    Тот самый рекордный «Фантом» (№ 145307), сохранившийся до наших дней

  • Авиация и Космонавтика 2018-05 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (2)

    Летчик-испытатель "McDonnell" Роберт С. Литтл у первого прототипа (№ 142259), получившего дополнительную красную окраску киля. Ноябрь 1958 г.
    Хотя команда испытателей знала, что они работают с потенциально удачной машиной, вряд ли она могла предполагать, какой успех выпадет на долю Phantom.

  • Авиация и Космонавтика 2018-06 / В.Ильин - F-4 "Фантом" II (3)

    Лейтенанты Хантингтон Хардисти и Эрл Дэ Эш, установившие мировой рекорд скорости в полете у земли

  • Мировая Авиация 49

    Второй предсерийный F4H-1 Phantom II "Skyburner" активно использовался для испытаний, на нем же на полигоне авиабазы Эдвардс подполковник Р. Робинсон установил рекорд скорости - 2585 км/час. Корпус морской пехоты изначально планировал закупку самолетов Phantom, поэтому летчики морской пехоты принимали участие в разработке и испытаниях истребителя.

  • Мировая Авиация 95

    Подполковник КМП США Роберт Б. Робинсон 22 ноября 1961 года установил абсолютный мировой рекорд скорости полета на Phantom №2 (142260) в 1961 году.

  • Aviation Historian 30 / B.Taghvaee - Iran's Weasel Diesels

    With a fuel complement of a 370 US gal (1,400 lit) tank on each wing and a central fuselage-mounted 600 US gal (2,270 lit) tank, IRIAF “Diesel” 3-6714 (c/n 3564) was displayed at the Dezful Airshow in March 2012, shortly after its re-delivery following an extensive upgrade and lifetime-extension programme.

  • Aviation Historian 30 / B.Taghvaee - Iran's Weasel Diesels

    The second of the IIAF’s Diesels to be delivered, 3-602 is seen here circa 1970-71 fitted with a centreline-mounted SUU-23 gun pod, a version of the M61 Vulcan cannon, fitted with a load of 1,200 x 20mm rounds and with a rate of fire of 6,000 rounds per minute. This F-4D served with both the IIAF and the post-Revolution IRIAF.

  • Air International 1978-12 / ??? - The five grand fighter... McDonnel's Masterpiece (2)

    Starting with 32 F-4Ds (as illustrated) delivered in 1968/69, the Imperial Iranian Air Force has received a total of 225 Phantoms to date, and is currently considering the acquisition of a further batch.

  • Aviation Historian 30 / B.Taghvaee - Iran's Weasel Diesels

    Iran’s most venerable F-4D - and the oldest Phantom still in operational service anywhere in the world - serial 3-6690 taxies out at Mehrabad for a Functional Check Flight (FCF) on July 27, 2019.

  • Air International 1984-06 / ??? - The Ayatollah's Air Force

    Государственные ВВС Ирана (IIAF) стали вторым по величине иностранным пользователем самолетов Phantom, купив в целом 32 самолета F-4D (на фотографии), 177 F-4E и 16 RF-4E.
    From a total inventory of 225 Phantoms (32 F-4Ds, 177 F-4Es and 16 RF-4Es), the IRIAF now has 45 operable aircraft, these being distributed between no fewer than 13 squadrons at eight bases. Israel provided a source of Phantom spares and technical assistance until two years ago when Israeli aid ceased.

  • Aviation Historian 30 / B.Taghvaee - Iran's Weasel Diesels

    With the snow-capped Alborz mountains providing a majestic backdrop, F-4D 3-601 taxies in trailing its brake parachute at Mehrabad circa 1970-71, with student pilot 1st Lt Kayvan Noorhaghigi in the front seat and instructor Capt Javad Fakkouri in the rear seat.

  • Aviation Historian 30 / B.Taghvaee - Iran's Weasel Diesels

    Four IRIAF Phantoms on display a few days before Iran’s Military Day Parade at the 3rd TFB at Hamedan in April 2008. Nearest the camera is Diesel 3-6705, which crashed following an attempt to land on a road after engine failure on January 12,2016.

  • Aviation Historian 30 / B.Taghvaee - Iran's Weasel Diesels

    Another picture of 3-6702, this time before an Instrument Flight Training Mission at the 10th TFB, “Delhamed Brothers”, at Chabahar, in October 2014. Sadly, on July 11, 2018, ’6702 was destroyed in a crash a few days after its re-delivery to the IRIAF from IACI following a major overhaul.

  • Aviation Historian 30 / B.Taghvaee - Iran's Weasel Diesels

    Diesel 3-6702 arriving at Mehrabad on October 20, 2008, for overhaul at Iranian Aircraft Industries (IACI). In September 1976 a pair of IIAF Phantoms were scrambled to intercept “lights in the sky” over Tehran, one of the F-4s suffering electrical failure in flight; it was later thought to be a meteorite shower, rather than aliens over Iran.

  • Aviation Historian 30 / B.Taghvaee - Iran's Weasel Diesels

    A rare photograph of an IRIAF Diesel in flight, in this case 3-6694, armed with an SUU-23 gun pod and a pair of wing-mounted 370 US gal fuel tanks, during a sortie over Kerman in central Iran, in January 1992. The IRIAF’s Diesels continued to serve in the wake of the Revolution - although spares became increasingly hard to come by.

  • Aviation Historian 30 / B.Taghvaee - Iran's Weasel Diesels

    One of the last eight Diesels still in IRIAF service, 3-6693 is seen here undergoing major maintenance work at the F-4 Overhaul Centre at Mehrabad in February 2019. Following its refurbishment to limited combat-capability, ’6693 made its first post-overhaul check flight on May 16, 2019.

  • Air International 2007-07 / M.Gething - F-4 Phantom /Cold war survivors/

    Republic of Korea Air Force F-4D, 66-7737, was photographed on approach to its home base at Daegu (formerly Taegu) in August 2005. Note the centre-line SUU-23 gun pod.

  • Мировая Авиация 205

    Наряду с Ираном, Южная Корея остается последним оператором F-4D. Подразделения Hankook Kong Goon (ВВС Республики Корея, RoKAF) получили свои первые 18 самолетов F-4D (ранее бывшие у ВВС США) в 1969 году. Еще 18 машин прибыли в 1972 году как компенсация за F-5, отправленные в Южный Вьетнам. Поставки этого варианта продолжались до апреля 1988 года; всего поступило 92 самолета F-4D. Около 60 из них продолжают нести службу в составе двух эскадрилий 11-го тактического истребительного крыла - 110-й и 151-й TFS. Хотя эти Phantom не проходили серьезной модернизации, они остаются важной составляющей в арсенале RoKAF, особенно в части применения высокоточного оружия при использовании контейнера Pave Tack.

Тип фотографий

  • Все фото (479)
  • Боковые проекции (25)
  • Цветные фото (185)
  • Ч/б фото (228)
  • Кабина (2)
  • Обломки (16)
  • Модели, рисунки, схемы (23)