McDonnell Douglas F-4 Phantom II
Варианты:
McDonnell Douglas - F-4 Phantom II - 1958 - США
Страна: США
Год: 1958


Описание
Фотографии:

Цветные фото (174)
McDonnell F4H/ McDonnell Douglas F-4 Phantom II

   Когда в октябре 1979 года выпуск самолетов McDonnell Douglas F-4 Phantom II был прекращен, совокупный выпуск составил 5057 машин, из них 2597 - для ВВС США, 1264 - для ВМС и КМП США, а также 1196 самолетов для зарубежных заказчиков. Кроме того, 11 самолетов в разобранном виде были поставлены в Японию, где компания "Mitsubishi" построила по лицензии еще 127 самолетов. В итоге общее число выпущенных самолетов Phantom II составило 5195 единиц. Конкурировать с этой цифрой могут разве что советские истребители МиГ-21.
   История самолета Phantom II началась 26 годами ранее - в сентябре 1953 года компания "McDonnell" приступила к работе над всепогодным двухдвигательным истребителем, который должен был заменить в ВМС США самолет F3H Demon. Самолет F8U Crusader оказался вполне подходящим на роль истребителя, и "McDonnell" получила заказ на разработку ударного самолета.
   В июле 1955 года с компанией был заключен контракт на постройку двух опытных образцов YF4H-1, которым и было присвоено наименование Phantom II (ранее уже был McDonnell FH-1 Phantom, поэтому и добавили "II").
   Первый прототип совершил первый полет 27 мая 1958 года, а вскоре Phantom II продемонстрировал, что может находиться в воздухе в боевом радиусе 467 км на протяжении до двух часов. Кроме того, это был первый самолет, который мог обнаружить, перехватить и уничтожить любую цель во всем диапазоне действия собственной РЛС - без помощи со стороны наземных РЛС. Вскоре ВМС США разместили первый заказ - на первый серийный вариант F4H-1, который в сентябре 1962 года получил новое обозначение F-4A.
   Следует также отметить, что самолет оказался востребован и ВВС США, которые обычно не заказывали себе самолеты, разработанные для ВМС США. В итоге самолеты F-4 сыграли огромную роль в боевых действиях во Вьетнаме и долгое время были основными ударными истребителями ВВС многих стран мира, таких как Греция, Иран, Израиль, Япония, Южная Корея, Испания, Турция, Великобритания, США и ФРГ. Самолеты также временно состояли на вооружении австралийских ВВС - в ожидании поставки General Dynamics F-111. F-4D Phantom II и в 2011 году стояли на вооружении Ирана, аналогичные машины были списаны из ВВС Южной Кореи только в 2010 году.
<...>
   Самолеты F-4 Phantom II также прославились в свое время различными рекордами, в том числе мировыми: рекорд высоты полета - 30 040 м (98 556 футов; установлен 6 декабря 1959 года), рекорд скорости - 2585,43 км/ч (1606,51 миль/ч; установлен 22 ноября 1961 года), а также рекорд скорости на малой высоте- 1452 км/ч (902 миль/ч), продержавшийся 16 лет. В целом можно сказать, что Phantom является одним из лучших в мировой истории боевых самолетов.


Варианты

   YF4H-1: два прототипа всепогодного истребителя с ТРДФ J79-GE-3A тягой на форсированном режиме по 65,81 кН
   F-4A (вначале F4H-1F): предсерийный вариант с базовым вооружением из четырех УР Sparrow III и, поскольку запланированных двигателей получить не удалось, оснащавшиеся ТРДФ J79-GE-2/-2A тягой на форсированном режиме по 71,82 кН; литера "F" в обозначении самолета означала, что на нем используется нештатный двигатель; построено 45 самолетов
   F-4B (F4H-1): серийный вариант, аналогичный поздним F-4A, но с отличием в виде ТРДФ J79-GE-8 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН; самолет оснащался как истребитель-бомбардировщик, имел РЛС APQ-72 и мог нести УР Sparrow и четыре УР AIM-9 Sidewinder, либо до 7257 кг различных средств поражения; построено 649 самолетов
   EF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B после его переоборудования в учебный самолет РЭБ
   NF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B, использовавшегося для доводочных испытаний
   QF-4B: обозначение самолетов F-4B, переоборудованных в беспилотные сверхзвуковые мишени для отработки нового ракетного вооружения
   F-4C (F-110A): вариант истребителя / ударного самолета для ВВС США, аналогичный F-4B, но с двойным управлением, с ТРДФ J79-GE-15 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН и с многочисленными изменениями в системах самолета; построено 635 самолетов
   EF-4C: новое обозначение части F-4C после их переоборудования в стандарт Wild Weasel - самолет радиоэлектронной борьбы YRF-4C (YRF-110A): обозначение двух самолетов F-4B после их переоборудования в прототипы самолетов для тактической разведки для нужд ВВС США
   F-4D: серийный вариант для ВВС США, в целом аналогичный F-4C, но с БРЭО по стандартам ВВС США; построено 773 самолета, из них 68 переданы за рубеж, в том числе Ирану (32 машины) и Южной Корее (36 машин)
   EF-4D: новое обозначение самолетов F-4D, переоборудованных в самолеты РЭБ Wild Weasel
   F-4G: обозначение 12 самолетов F-4B, применявшихся во Вьетнаме с системой передачи данных ASW-21; впоследствии вновь переоборудованы в F-4B
   F-4N: обозначение самолетов F-4B авиации ВМС США после оснащения их современным БРЭО и усиления конструкции
   QF-4N: F-4N, переоборудованные в беспилотные сверхзвуковые мишени F-4S: новое обозначение самолетов F-4J после усиления их конструкции и установки предкрылков
<...>
Prototypes
Самый первый Phantom, YF4H-1 (№ 142259) в первом полете, 27 мая 1958 года, фотография сделана с одного из двух самолетов сопровождения F-101 Voodoo.
Первый полет опытного самолета YF4H-1 N 142259, 27 мая 1958г.
Первый прототип «Фантома» во время испытательных полетов
Первый Phantom II. 27 мая 1958г.: поднялся в воздух первый из двух прототипов McDonnell XF4H-1 - первый из более чем 5000 построенных Phantom II. Создававшийся для замены в ВМС США палубного всепогодного перехватчика F3H Demon, F4H-1 (затем F-4) со временем получил широкое распространение как истребитель-бомбардировщик аэродромного базирования. На испытаниях первый прототип развил скорость 2,6М.
Первый прототип «Фантома», доработанный для высотных полетов по проекту «Топ Флайт», в новой окраске. Обратите внимание на измененные воздухозаборники двигателей. Один из последних снимков самолета, сентябрь 1959 г.
Первый прототип «Фантома», перекрашенный и доработанный для высотных полетов по проекту «Топ Флайт». Один из последних снимков самолета, сентябрь 1959 г.
После катастрофы первого опытного «Фантома» очень большие надежды инженеры и конструкторы возлагали на второй прототип (YF4H-1 №142260). И их надежды полностью оправдались. Второй прототип участвовал в ряде исследовательских программ, установив при этом как мировой рекорд высоты, забравшись на 30 км, так и абсолютный мировой рекорд скорости полета - 2586 км/ч
В совместном полете истребители от Макдоннелла: F2H-4 «Бенши», F3H-2 «Демон» и пятый предсерийный F4H-1F «Фантом» II, 1959 г.
Одиннадцатый «Фантом» (девятый предсерийный F4H-1F № 145310) в полете. Видно, что у машин второй предсерийной партии уже изменены воздухозаборники двигателей.
F4H-1F выполняет посадку на палубу авианосца
Выполнен 100-й полет на «Фантоме». На снимке запечатлен седьмой экземпляр самолета, оснащенный противоштопорным парашютом. Это пятый самолет из первой предсерийной партии. На нем еще хорошо видны старые воздухозаборники двигателей. 27 февраля 1961 г.
Испытания F4H-1F на авианосце «Индепенденс».
F3H-2 (№ 143476) на палубе авианосца «Индепенденс». Начало 1960 г. На заднем плане опытный истребитель YF4H-1 Phantom II
Восемнадцатый «Фантом» (F4H-1 № 145317) был уже с выпуклым фонарем кабины летчиков, штатным обтекателем антенны РЛС большего диаметра и нес шесть ракет «Спэрроу». Фото сделано 13 июля 1960 г.
F-4A (F4H-1/F4H-1F/Model 98AM). Вслед за двумя прототипами последовали 45 машин модификации F4H-1, позже обозначение изменили на F4H-1F, а в сентябре 1962 года - на F-4A. Самолеты первой партии (21 машина) являлись предсерийными и отличались друг от друга. На первых 19 из них были установлены небольшой обтекатель антенны РЛС и низкопрофильный фонарь кабины как у прототипов. Потом стали монтировать увеличенные обтекатели антенн РЛС и более высокие фонари кабин. Первые самолеты оснащались двигателями J79-GE-2A, позднее ставили J79-GE-8 (на фотографии). F-4A эксплуатировались в основном в испытательных и учебно-тренировочных частях.
Хотя самолет у Командования тактической авиации именовался как F-110A, по сути, это был морской F4H-1 (№ 149405). Это одна из двух "позаимствованных" машин для показа на авиабазах ВВС. Первые Phantom в ВВС получили обозначение F-4C.
Второй прототип YF4H-1, подготовленный по программе "Skyburner" к побитию абсолютного мирового рекорда скорости
6 декабря 1959 года коммандер Л.Флинт достиг на втором YF4H-1 (короткое время именовался Skyburner) рекордной высоты 30041 м. С тех пор самолет находится в одном из музеев США.
17-й «Фантом» (№ 145316) первоначально участвовал в отработке скоростных полетов с атомными бомбами. Именно он был подготовлен по программе «Sage Burner» к побитию мирового рекорда скорости в полете у земли, но разбился 18 мая 1961 г. Летчик Джон Фелсман погиб
«Фантом» (№ 145307), на котором был установлен мировой рекорд скорости 1452,777 км/ч (М=1,25) в полете у земли
Тот самый рекордный «Фантом» (№ 145307), сохранившийся до наших дней
Летчик-испытатель "McDonnell" Роберт С. Литтл у первого прототипа (№ 142259), получившего дополнительную красную окраску киля. Ноябрь 1958 г.
Хотя команда испытателей знала, что они работают с потенциально удачной машиной, вряд ли она могла предполагать, какой успех выпадет на долю Phantom.
Лейтенанты Хантингтон Хардисти и Эрл Дэ Эш, установившие мировой рекорд скорости в полете у земли
Второй предсерийный F4H-1 Phantom II "Skyburner" активно использовался для испытаний, на нем же на полигоне авиабазы Эдвардс подполковник Р. Робинсон установил рекорд скорости - 2585 км/час. Корпус морской пехоты изначально планировал закупку самолетов Phantom, поэтому летчики морской пехоты принимали участие в разработке и испытаниях истребителя.
Подполковник КМП США Роберт Б. Робинсон 22 ноября 1961 года установил абсолютный мировой рекорд скорости полета на Phantom №2 (142260) в 1961 году.
 
Джон Фелсман в кабине "Фантома"
10 июля 1965г.: капитаны Кеннет Холкомб и Томас Робертс, летавшие на F-4 Phantom, стали первыми пилотами ВВС США, одержавшими воздушную победу во Вьетнаме. На снимке они получают медали "Серебряная звезда" от генерала Джозефа Мура.
Geoff Higgs beside the F-4 Phantom in which he deliberately flew into raging thunderstorms in 1974 while participating in Operation Da Yu, a series of flight trials in Singapore to evaluate rain-erosion for the Concorde test programme, a task he likened to “taking the family saloon at high speed over a tank range”.
Captain John Zink of the 13th TFS beside an F-4D at RTAFB Udorn shortly before the Mayaguez incident. The Phantom carries a Pave Knife laser designation pod on its port inner wing hardpoint and an ECM pod in the port forward missile well. Note the six red star "kill" markings on its splitter plate, acquired during the Vietnam conflict.
Captain Walter Radeker of the 555th TFS poses with an "FG"-coded Phantom of the 433rd TFS at Ubon in Thailand in early 1967. The Phantoms were pooled for Bolo, and only those deemed best were used.
1-й лейтенант Хэлберт Э. Госсард и капитан Уильям Б.Д. Доуэлл. 29 апреля 1966 года Госсард и Доуэлл вылетели в группе вместе с другими машинами Phantom из 555-й эскадрильи тактических истребителей на прикрытие истребителей-бомбардировщиков F-105, атакующих мост под Ханоем. Им удалось связать боем четыре истребителя МиГ-17. Госсард сбил один из них ракетой AIM-9. Сбитый самолет записали на счет Госсарда и его оператора систем вооружения Доуэлла. Затем за самолетом Госсарда увязался другой МиГ, но ему пришлось уходить от УР Sidewinder, пущенной другим самолетом Phantom. Чуть позже этот МиГ врезался в землю.
С 23 по 30 апреля 1966 года F-4C ВВС США сбили не менее 12 северовьетнамских МиГ-17 и МиГ-21. На фотографии - удачливые экипажи самолетов Phantom, включая майора Пола Гилмора и 1-го лейтенанта Уильяма Смита, сбивших 26 апреля первый МиГ-21, авиабаза Тан Сон Нат. В этот период победы над МиГами записали на свои счета экипажи из 45-й, 480-й и 555-й эскадрилий.
Истребители F-4C ВВС США на стоянке одной из авиабаз в Таиланде. Весна-лето 1967 г.
Подготовка к боевому вылету F-4D из 8-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США. Таиланд, 1972 г.
Стоянка F-4D ВВС США на южновьетнамской авиабазе Дананг. Южный Вьетнам. Начало 1968 г.
Стоянка американских «Фантомов» на одной из авиабаз Таиланда, 1972 г.
F-4C ВВС США на одной из авиабаз Таиланда, вторая половина 1960-х гг.
Американский F-4C на южновьетнамской авиабазе Дананг, 24 октября 1968 г.
Во время войны во Вьетнаме истребители F-4C часто привлекались к нанесению ударов по наземным целям
An F-4C Phantom II of the 366th TFW, as used in Operation Bolo, awaits another mission at Da Nang.
F-4C - участник боевых действий во Вьетнаме. Самолет получил камуфляжную окраску и опознавательные знаки уменьшенных размеров
F-4C из состава 8-го ТИАК ВВС США взлетает на прикрытие ударных самолетов с авиабазы Убон (Таиланд), 1967 г.
Один из F-4C из состава 555-й тиаэ ВВС США. На этом самолете полковник Р. Олдс с наводчиком-оператором 1-м лейтенантом Ч. Клифтоном 2 января 1967 г. предположительно сбили УР «Сайдвиндер» один МиГ-21ПФ. В ноябре 1967 г. этот «Фантом» с другим экипажем будет сбит северовьетнамскими зенитками во время очередного авианалета на ДРВ
McDonnell Douglas F-4D-30-MC Phantom 66-7511 of the 36th Tactical Fighter Wing (TFW) at Bitburg the day before the author’s flight in a KC-97L of the Ohio ANG. The role of the 36th TFW’s Phantoms was to provide support for Nato ground units in West Germany
Former Texas ANG F-4C 63-7449 was utilised in a number of logistics exercises at Upper Heyford.
Окрашенный под период операции «Боло» F-4C/D в одном из авиационных музеев США. Современное фото. До передачи в музей этот «Фантом» служил в ВВС Нацгвардии США
The sole BDR airframe at Fairford was this former Oregon ANG F-4C, 63-7699 and it remained inside for most of its residency.
Notice the practice bombs on the wing racks;
Several Cambodian MiG-17Fs were loaned to the USAF for thorough evaluation as part of the American Have Privilege project. This example, serial 1024, was flown by USAF Capts Wendell Shawler and William Gilbert at Phu Cat in southern Vietnam, in dissimilar combat trials against various contemporary American fighters.
Pictured at Takhli RTAFB in Thailand in September 1972 are F-111As from the 474th TFW parked alongside F-4s. This was the second deployment of the F-111 for combat operations in South East Asia after the less than successful first detachment that had taken place in 1968
F-4J КМП США на аэродроме Чу Лай. Южный Вьетнам, начало 1970-х гг.
Одна из последних боевых операций F-4 авиации ВМС и КМП США - неудачная попытка освобождения американских заложников в Иране (операция «Eagle Claw»). На фотографии - A-6E Intruder из 196-й штурмовой эскадрильи ВМС («Main Battery») и F-4N из 323-й истребительно-штурмовой эскадрильи КМП («Death Rattlers») заводятся на катапульты авианосца «Корал Си» (CV-43). Утро 25 апреля 1980 года.
F-4J из эскадрильи VF-161 и на палубе авианосца «Мидуэй». Тонкинский залив, первая половина 1972 г.
F-4B из 111-й истребительной эскадрильи готовится к взлету с авианосца "Корал Си". Самолет вооружен УР AIM-9D Sidewinder и авиабомбами Mk 82.
F-4B из эскадрильи VF-111 взлетает с авианосца "Корал Си" для удара по целям Вьетнаме. Под крылом подвешены ракеты AIM-9D и фугасные авиабомбы Mk.82
«Фантомы» и «Скайхоки» стартуют с американского авианосца «Энтерпрайз» для удара по ДРВ. Тонкинский залив, декабрь 1965 г.
F-4B из состава «первой боевой» эскадрильи VF-74 с авианосца «Саратога».
"Фантом" - участник трансконтинентального перелета по программе LANA
Серийный самолет F4H-1 (№148425), участвовавший в программе установления рекорда скороподъемности по программе «High Jump» (высокий прыжок)
Один из первых самолетов F-4C в окраске, характерной для авиации ВМС США
F-4B из состава эскадрильи VF-74 на взлете (створки ниш уборки колес основных стоек шасси еще не закрыты)
F-4C (модель 98DE/DJ). В соответствии со своими эксплуатационными требованиями ВВС запросили самолет на основе флотского F-4B, но с возможностями штурмовика и с двойным управлением. Часть элементов от палубной модификации сохранились - складывающиеся консоли крыла, катапультные и тормозные крюки. На самолет устанавливали ТРД General Electric J79-GE-15 и автономный пиростартер. Шины высокого давления заменили на шины низкого давления увеличенного размера, а штангу для дозаправки в полете разместили за кабиной в гаргроте. В задней кабине установили новое приборное оборудование. РЛС AN/APQ-72 варианта F-4B была модифицирована до стандарта APQ-100, чтобы расширить штурмовые возможности F-4C. В результате машина смогла применять все виды тактического оружия американских ВВС. 27 самолетов F4H-1 (F-4B) поступили в 4453-е крыло боевой подготовки на авиабазе Макдилл (Флорида) перед поставкой F-4C, первые экземпляры которых встали в строй 12-го тактического истребительного крыла (ТИК). Именно F-4C сбили первые два МиГа во Вьетнаме. После снятия с вооружения в США переоборудованные машины в 1971-1972 годах поставлялись в Испанию. Ими оснастили 121-ю и 122-ю эскадрильи, в каждой из которых также имелось по два подержанных RF-4C. Испанские F-4C были списаны после появления F/A-18.
F-4D из 171-й эскадрильи перехватчиков Национальной гвардии США штата Мичиган, 1987 г.
Phantom американских ВВС начинали воевать во Вьетнаме в серо-белой окраске мирного времени, но вскоре сменили ее на пятнистый камуфляж. F-4C на снимке несет три авиабомбы M117, четыре контейнера с неуправляемыми ракетами и два бака с напалмом.
Палубный истребитель F-4B «Фантом» II с авианосца «Мидуэй». Под левой консолью крыла подвешена ракета «Спэрроу», под правой - пара «сайдуиндеров»
«Фантом» F-4D из 480-й тиаэ ВВС США направляется для удара по объектам ДРВ. Фото конца 1960-х гг.
Phantom широко применялись во Вьетнаме. Но если флотские F-4 в основном использовались для завоевания превосходства в воздухе, то самолеты ВВС все больше привлекались для штурмовки наземных целей. Первые F-4C появились во Вьетнаме в декабре 1964 года, действуя сначала с авиабазы Наха на Окинаве. Но уже с начала 1965 года F-4 стали базироваться в Убоне, Таиланд, и их количество быстро нарастало. Единственным исключением было 12-е тактическое истребительное авиакрыло, базировавшееся в Камрани (Южный Вьетнам). Это подразделение использовалось почти исключительно для решения ударных задач, в основном для непосредственной поддержки войск в районе демилитаризованной зоны. Этот F-4C из 557-й тактической истребительной авиаэскадрильи сфотографирован незадолго до посадки.
Американский F-4C над Южным Вьетнамом, 1967 г. Самолеты в обязательном порядке несут бомбовые подвески и блоки НАР
F-4D «Фантом» ВВС США над Южным Вьетнамом, 1971 г.
F-4D из 435-й TFS перед нанесением удара управляемыми бомбами GBU-10 калибром 935 кг
В полете над Южным Вьетнамом пара F-4C из 558-й тиаэ ВВС США, Декабрь 1968 г. В этот период часть «Фантомов» этой эскадрильи базировалась на авиабазе Камрань.
F-4
По тропе также работала и американская авиация ВМС. На снимке: на цель заходит F-4B Phantom II из 96-й истребительной эскадрильи, вооруженный НАР Zuni калибра 130 мм и УР "воздух-воздух" AIM-7 Sparrow. Самолеты Phantom неплохо показали себе в борьбе с перевозками по тропе Хо Ши Мина. Получая информацию о движении по тропе от различных датчиков, ВВС США осуществляли ночные налеты самолетов F-4, при этом цели подсвечивались осветительными бомбами или самолетами AC-130.
Falcon редко ставили на истребители F-4 Phantom, поскольку эта ракета не могла быстро захватывать цели и не оснащалась неконтактным взрывателем. Она оказалась совсем ненужной в боях во Вьетнаме.
С наращиванием мощи противовоздушной обороны Северного Вьетнама неуклюжие C-123, использовавшиеся для сброса датчиков, стали заменяться на F-4D, осуществлявшие данную операцию на высоких скоростях. На фотографии: F-4D из 25-й ТИЭ с аппаратурой SAO-1, 30 января 1969 года.
F-4D (модель 98EN). F-4D, внешне идентичный F-4C, внутри имел целый ряд отличий. Объем топливных баков у него был таким же, как у RF-4C, но основные отличия заключались в оборудовании. РЛС APQ-100 заменили более легкой и компактной AN/APQ-109, являвшейся частью радиолокационного комплекта AN/APA-65 с дальномерным режимом "воздух-земля". Носовая часть внешне осталась без изменений. Поставки F-4D начались в марте 1966 года с 36-го ТИК (Битбурге, ФРГ), затем они поступили в 4-е ТИК (авиабаза Сеймур-Джонсон, Северная Каролина). С весны 1967 года во Вьетнаме самолеты F-4D стали заменять F-4C. Способность ранних Phantom нести ракеты AIM-7 Sparrow сохранилась, а от AIM-9 Sidewinder поначалу отказались в пользу новой ракеты класса "воздух-воздух" - AIM-4D Falcon. Но через некоторое время вернулись к Sidewinder. Было выпущено 793 F-4D, 36 из них поступили на вооружение южно-корейских ВВС, где позже их сменили F-15K Slam Eagle. Иран также получал эти самолеты, однако после исламской революции США прекратили поставки запчастей, и с 1992 года иранские F-4 летать перестали. Но вскоре иранская авиапромышленность вернула в эксплуатацию 15 машин.
The photograph was taken on the return flight, after the bombs had been dropped
F-4 Phantom II ранее, во время дневных рейдов операции "Раскаты грома", приобрел отличную репутацию. Теперь самолет, оснащенный аппаратурой наблюдения, осветительными бомбами и бомбардировочным оборудованием Loran, мог также успешно действовать и ночью.
The 465th Tactical Fighter Squadron is a component of the Air Force Reserve, as shown by the AFRES inscription on the rear fuselages of its F-4D Phantoms. The squadron’s three “MiG killers", shown together in this formation photograph, each bear a red star on the port side intake splitter plate to commemorate their successes in Vietnam.
"Фантомы из состава VMFA-531 готовятся атаковать цели в джунглях Южного Вьетнама. Февраль 1965г.
F-4B из 323-й истребительно-штурмовой эскадрильи авиации КМП США несет УР AIM-7 Sparrow и авиабомбы Mk 82. Последние тоннами сбрасывались на противника, а вот для AIM-7 работа находилась нечасто.
F-4B из 21-й истребительной эскадрильи "Freelancers" с авианосца "Мидуэй" сбрасывает авиабомбы на противника. Первым во Вьетнаме в авиации ВМС США появились именно F-4B.
F-4B из 115-й истребительно-штурмовой эскадрильи авиации КМП США запечатлен в 1972 году во время сброса бомб Mk 82. На фюзеляже видна открытая крышка автомата отстрела ИК-ловушек.
A-7 (VF-86, авианосец "Америка") и F-4 (VF-161, авианосец "Мидуэй") бомбят Северный Вьетнам в марте 1973г.
Авиаудары часто наносились со средних высот несколькими самолетами - проводилось эффективное ковровое бомбометание. Сброс бомб осуществлялся по команде ведущего - обычно A-7 (как на снимке) или A-6, имевших более совершенное навигационное оборудование.
F-4D Phantom IIs and A-7E Corsair IIs from the USS America (CVA-66) dropping Loran bombs during a strike mission in March 1973.
В ходе войны во Вьетнаме широкое применение получили одноразовые бомбовые кассеты. На фотографии - F-4C сбрасывает пустую кассету SUU-7 после того, как суббоеприпасы были выведены через отверстия в ее хвостовой части. Самолет также несет контейнер с неуправляемыми ракетами.
Самолеты, находившиеся на вооружении дислоцированной в Пойнт-Мугу эскадрильи по испытаниям оружия ВМС (NWTC-PM), были одними из последних Phantom в авиации ВМС США. Они состояли на вооружении эскадрильи до 2004 года. На фотографии - самолет выполняет пуск российской сверхзвуковой мишени MA-31(1996 год).
F-4B Phantom II (№152283) из 96-й истребительной эскадрильи (VF-86 ???) применяет НАР Zunl по позициям Вьетконга в Южном Вьетнаме, 1965 год. НАР Zuni стала причиной пожара на "Форрестоле", погибли 134 человека.
F-4 были самыми известными и многочисленными самолетами, принимавшими участие во вьетнамской войне. Они состояли на вооружении подразделений ВВС, ВМС и КМП США.
Война во Вьетнаме: «Фантом» производит атаку НУРами
F-4C «Фантом» ВВС США атакует НАРами наземную цель о Южном Вьетнаме, январь 1966 г.
Истребитель-бомбардировщик F-4 Phantom II пролетает над окруженными американскими солдатами, чтобы нанести бомбовый удар по осаждающему их противнику. В ходе таких операций связь между пилотами и подразделениями на земле имела жизненно важное значение.
Два F-110A Phantom (действительно переданные из ВМС США истребители F-4H-1) во время тренировочного полета. Хорошо видны эмблемы Тактического авиакомандования ВВС США и "флотская" окраска машин.
F-4N. В рамках проекта "Вее Line" ВМС США модернизировали 228 F-4B в вариант F-4N, первый модернизированный самолет поднялся в воздух 4 июня 1972 года. Целью модернизации являлось, прежде всего, продление ресурса и модернизация БРЭО, в том числе установка нового вычислителя, а на воздухозаборниках смонтировали антенны системы РЭБ ALQ-126 (по ним легко определить данные машины). Самолеты сохранили установленные под носовой частью фюзеляжа ИК-системы слежения и двигатели J79-GE-8, на них также установили внедренные на F-4J внутренние секции предкрылков. Поставки модернизированных самолетов начались в 1973 году, на вооружении F-4N оставались до середины 1980-х годов. На фотографии - самолет из 321-й эскадрильи КМП США.
В полете пара F-4B «Фантом» из эскадрильи VFMA-542 КМП США. Южный Вьетнам, январь 1969 г.
Пара F-4B из 513-й истребительно-штурмовой эскадрильи КМП "Flying Nightmares" в полете с полной боевой нагрузкой, 1963 год.
Помимо оказания непосредственной авиационной поддержки морской пехоте, самолеты F-4 Phantom II из 542-й истребительно-штурмовой эскадрильи решали задачи по поддержке других родов войск. Летая над Южным Вьетнамом, они часто несли бомбы вместо ракет класса "воздух-воздух".
Wearing the “FO” tailcodes of the 435th TFS, a pair of F-4Ds heads out for a bombing mission in North Vietnam. By the end of 1966 most of the 8th TFW’s Phantoms were engaged on ground-attack missions.
F-4D из 435-й тактической истребительной эскадрильи 8-го авиакрыла с КАБ GBU-10 Paveway на внешней подвеске. Боевой дебют КАБ с лазерным наведением и другого высокоточного оружия состоялся во Вьетнаме. С середины 1968 года подразделения ВВС США начали получать F-4D Phantom II. В большинстве случаев носителями высокоточного оружия были F-4, самый современный на тот момент американский тактический самолет. Хотя в начале применение нового оружия было ограниченным, оно показало свою высокую эффективность.
Вооруженные бомбами с лазерным наведением и оснащенные навигационной системой LORAN (антенна системы установлена на гаргроте), F-4D использовались для нанесения высокоточных ударов.
Звено флотских F-4B возвращается после налета на ДРВ. 1966 г.
F-4B (F4H-1/Model 98AM). До сентября 1962 года F-4B строились под обозначением F4H-1. F-4B стал первой серийной модификацией самолета (всего построено 649 машин), а первый полет на нем выполнил 25 марта 1961 года Томас Харрис. Первые F-4B мало отличались от последних F-4A, но оснащались РЛС APQ-72, системой использования ядерного оружия AJB-3, автоматической системой управления полетом ASA-32 и полным комплектом пилонов для подвески внешней нагрузки. Двигатели J79-GE-8 или -8А и система предупреждения о радиолокационном облучении APR-30 ставились, начиная с 19-го самолета (до данного уровня доработали все ранее построенные машины). Поставки ВМС США начались весной 1961 года. Первой на F-4B перевооружили 121-ю истребительную эскадрилью (VF-121 "Pacemakers"), на базе которой велась подготовка экипажей для эскадрилий, дислоцированных на Западном побережье США. На Восточном побережье первой F-4B получила 101-я эскадрилья (VF-101 "Grim Reapers"). Первой боевой частью, получившей F-4B, стала 74-я эскадрилья (VF-74 "Bedevilers"), приписанная к авианосцу "Форрестол". Именно самолеты данной эскадрильи стали первыми F-4B, вступившими в бой 5 августа 1964 года в Тонкинском заливе. 9 апреля 1965 года экипаж F-4B из 96-й эскадрильи (VF-96) одержал первую победу в воздушном бою, сбив китайский МиГ-17. Карьера F-4B в авиации ВМС и КМП США оказалась долгой, последний самолет сняли с вооружения в 1978 году. Много F-4B прошло модернизацию в вариант F-4N, летающие лаборатории NF-4B и беспилотные мишени QF-4B.
Воздушное прикрытие «Тандерчифов» возлагалось на истребители F-4C «Фантом» II
Боевой опыт быстро выявил неспособность "Тандерчифов" действовать самостоятельно, и потому для их прикрытия всегда необходимо было высылать крупный наряд "Фантомов". Ну, а чтобы эеипажи "не жгли зря керосин", под F-4 также начали подвешивать бомбы.
A US Navy F-4 and F-8 fly in formation with the Have Doughnut MiG-21. Virtually every US combat aircraft of the time was pitted against this Russian fighter.
Самолеты Ту-95РЦ активно эксплуатировались вплоть до начала 1990-х годов, но затем постепенно были списаны и утилизированы.
Разведчик Ту-95 у берегов США. 1974г.
Наибольшую известность на Западе получил "Bear" ("Медведь") - Ту-95. Использование турбовинтовых двигателей на таком самолете для многих стало сюрпризом, но комбинация ТВД огромной мощности с конструктивно совершенным стреловидным крылом обеспечило Ту-95 великолепные скоростные данные.
Подразделением, регулярно выполнявшим перехваты советских самолетов-разведчиков, была 57-я эскадрилья истребителей-перехватчиков, базировавшаяся в исландском Кефлавике. На этом "автопортрете" пилот F-4 этого подразделения сопровождает разведывательный Ту-95. После окончания холодной войны такие инциденты стали весьма редкими.
A McDonnell Douglas F-4 Phantom of US Navy unit VF-51 intercepts one of the Libyan Arab Air Force’s Tu-22 Blinders over the Mediterranean during the latter’s delivery flight in April 1977. Note the red, white and black Egyptian-style roundel and fin flash used by LAAF aircraft during 1969-77.
Второй прототип "Валькирии" (№62-207) за несколько секунд до катастрофы. Истребитель F-104 опасно сблизился с XB-70.
One turning and one burning - the outer Pratt & Whitney R-4360 piston engine and the port General Electric J47 turbojet provide the foreground in another of the author’s photographs from the KC-97L. The F-4Ds, up from Bitburg AFB, arrived in two pairs and carried no wing-mounted fuel tanks, nor ordnance on their wings
F-105F «Wild Weasel II» дозаправляется топливом в полете во время операции по прикрытию ударных «Фантомов»
One of the sequence of photographs taken by the author while aboard an Ohio ANG KC-97L over Germany in June 1969. With the Bitburg-based McDonnell Douglas F-4D Phantom maintaining a position beneath the rear fuselage of the tanker, the flying boom (so named as it has flight control surfaces) is lowered before connecting to the receptacle aft of the Phantom’s cockpit.
Выпущенный в огромном количестве F-4 Phantom лишь недавно завершил свою карьеру после почти 30 лет службы.
Wisconsin ANG KC-97L 52-2698 provides a top-up for 78th Tactical Fighter Squadron McDonnell Douglas F-4D 65-0767 over Germany in September 1969. The problem of compatibility between the piston-era KC-97 and the jet-age Phantom was amply resolved with the addition of the turbojets to the tanker. The “O” prefix on the KC-97L’s fin serial was given to all USAF operational aircraft that were more than ten years old.
Отработка дозаправки топливом в полете истребителя F4H-1 в ходе подготовки к проведению операции LANA
Возвращающаяся после бомбежки позиций Вьетконга группа F-4B и A-4B/C ВМС США сближается с заправщиком KA-3B. Тонкинский залив, январь 1965 г.
Оснащенный заправочным оборудованием «Скайхок» дозаправляет «Фантом» над Тонкинским заливом, январь 1965 г.
Во время испытаний KC-10 отрабатывалась передача топлива самолетам многих типов. На снимке - дозаправка военно-транспортного самолета C-141 StarLifter во время испытательного полета, проводившегося в декабре 1980 года с авиабазы Эдвардс, штат Калифорния. На заднем плане - истребитель F-4.
F-4 применялись, прежде всего, как истребители-бомбардировщики. На фотографии три F-4D из 390-й эскадрильи 366-го авиакрыла "Gunfighters" с боевой нагрузкой из обычных бомб (часть с дистанционными взрывателями "Daisy Cutter") Mk 82 и кассетных бомб CBU-58.
The McDonnell Douglas F-4 Phantom II formed the backbone of the USAF’s fighter units at the beginning of the Vietnam conflict. They were, however, also used in numbers for the ground-attack role in addition to the Republic F-105s. This F-4D of the 435th TFS, 8th TFW, refuels before heading north on a bombing mission in 1968.
Air-to-air refuelling played a vital part in enabling air support to remain on station throughout the Mayaguez incident, and F-4D-32 serial 66-8719 of the 13th TFS, wearing the unit’s “OC” tailcode, is seen here taking on fuel during a mission. The 13th TFS “Panthers” had been deployed to Vietnam in May 1966 and remained in South-east Asia until June 1975.
Intruder почти с самого начала рассматривался в качестве возможной замены EKA-3B Skywarrior в роли самолета-заправщика корабельного базирования. На снимке: переоборудованный на средства разработчика опытный самолет-заправщик Intruder выполняет дозаправку самолета F-4B из 101 -й истребительной эскадрильи, апрель 1966 года. Однако только в 1969 году поступил первый заказ на воздушный танкер KA-6D.
F-4J «Фантом» II из эскадрильи VF-161 взлетает с авианосца «Мидуэй». Тонкинский залив, первая половина 1972 г.
«Фантом», выполнив боевую задачу (под крылом видны пустые многозамковые балочные держатели для авиабомб и неиспользованные ракеты «Сайдуиндер»), производит посадку на палубу авианосца «Китти Хок». Этот авианосец выполнял боевую миссию у берегов Вьетнама с 5 декабря 1966 г. по 28 мая 1967 г.
F-4B «Фантом» II из состава 114-й эскадрильи (первой на Тихом океане, вооруженной самолетами этого типа) на авианосце «Киттихок»
«Фантомы» из эскадрильи VF-213 на палубе авианосца «Китти Хок»
Серийный F4H-1 (с 1962 г. F-4B) из состава эскадрильи VF-74 (самой первой, получившей «фантомы») произвел посадку на палубу авианосца «Форрестол»
Второй но Атлантическом флоте самолеты F-4B Phantom получила 102-я истребительная эскадрилья "Diamondbacks", ушедшая на ABMA "Энтерпрайз" на его первую боевую службу в начале 1962 года. На снимке - три F-4B на борту авианосца "Индепенденс".
«Фантомы» и «Скайрейдеры» на палубе американского авианосца «Мидуэй». Тонкинский залив, осень 1965 г.
Авианосец «Корал Си» у берегов Вьетнама, 1969 г. На палубе среди «Скайхоков», «Фантомов» и «Крусейдеров» выделяются два крупных самолета-заправщика KA-3B «Скайуорриор»
«Фантомы» F-4B КМП США на одной из авиабаз Южного Вьетнама. Фото конца 1960-х гг.
Retaining its VF-155 colour scheme from its days on the USS 'Coral Sea' F-4N 153008 was displayed at Alconbury's 1986 Open Day.
F-4B из 115-й истребительно-штурмовой эскадрильи несет на трехзамковых бомбодержателях по три авиабомбы Mk 82 Snakeye и по две НАР Zuni на боковых авиационно-пусковых устройствах. Плюс под фюзеляжем, вероятно, подвешен один бак с напалмом.
Former Michigan ANG F-4C 64-0707 arrived at Mildenhall in 1986.
«Фантом» с четырьмя ракетами «Спэрроу» и бомбовой нагрузкой
Награждение участников перелета кубком Бендикса
По мере поступления в строевые части самолетов F-16 и F-15 большинство F-4 были переданы в подразделения Национальной гвардии. Многие машины участвовали в военных действиях во Вьетнаме. Этот F-4D служил в 121-й истребительной эскадрилье на авиабазе Эндрюс, штат Мэриленд. Это подразделение было перевооружено на F-16 в середине 1990-х годов.
Airborne by crane for its final “flight”, McDonnell Douglas F-4C Phantom 63-7699 is lifted over the fence at Upper Heyford on October 6, 1993 in preparation for its road journey to its new home, the Midland Air Museum at Baginton.
The F-4C carries Lakenheath tail-codes.
Tastefully displayed at the Wings of Liberty Memorial Park, in the centre of the base at Lakenheath, are three former BDR airframes. Former Texas ANG F-4C 63-7419 is painted as an F-4D '65-777/LN'; former 20th TFW F-111E 68-0011 as '72-448'; and former Louisiana ANG F-15A 74-0131 is displayed as '92-048'.
QF-4
В Пойнт-Мугу осуществлялись многие программы в области ракетных испытаний США. На фотографии представлена беспилотная мишень QF-4N.
Летающие мишени QF-4B могли применяться как в беспилотном, так и в пилотируемом вариантах, что позволяло использовать их в ряде исследовательских программ
Naval Weapons Test Squadron QF-4N 153011/‘144’ from NAS Point Mugu, California, undertakes test firing of an MA-31 target missile, developed from the Russian Zvezda Kh-31 (AS-17 Krypton) air-to-surface missile, which has been developed as part of the USN’s supersonic sea-skimming target programme under a contract awarded to McDonnell Douglas (with Zvezda as subcontractor) in May 1995.
Летающие мишени QF-4B могли применяться как в беспилотном, так и в пилотируемом вариантах, что позволяло использовать их в ряде исследовательских программ
"Фантом" - участник трансконтинентального перелета по программе LANA
Iran
With a fuel complement of a 370 US gal (1,400 lit) tank on each wing and a central fuselage-mounted 600 US gal (2,270 lit) tank, IRIAF “Diesel” 3-6714 (c/n 3564) was displayed at the Dezful Airshow in March 2012, shortly after its re-delivery following an extensive upgrade and lifetime-extension programme.
The second of the IIAF’s Diesels to be delivered, 3-602 is seen here circa 1970-71 fitted with a centreline-mounted SUU-23 gun pod, a version of the M61 Vulcan cannon, fitted with a load of 1,200 x 20mm rounds and with a rate of fire of 6,000 rounds per minute. This F-4D served with both the IIAF and the post-Revolution IRIAF.
Starting with 32 F-4Ds (as illustrated) delivered in 1968/69, the Imperial Iranian Air Force has received a total of 225 Phantoms to date, and is currently considering the acquisition of a further batch.
Iran’s most venerable F-4D - and the oldest Phantom still in operational service anywhere in the world - serial 3-6690 taxies out at Mehrabad for a Functional Check Flight (FCF) on July 27, 2019.
Государственные ВВС Ирана (IIAF) стали вторым по величине иностранным пользователем самолетов Phantom, купив в целом 32 самолета F-4D (на фотографии), 177 F-4E и 16 RF-4E.
From a total inventory of 225 Phantoms (32 F-4Ds, 177 F-4Es and 16 RF-4Es), the IRIAF now has 45 operable aircraft, these being distributed between no fewer than 13 squadrons at eight bases. Israel provided a source of Phantom spares and technical assistance until two years ago when Israeli aid ceased.
With the snow-capped Alborz mountains providing a majestic backdrop, F-4D 3-601 taxies in trailing its brake parachute at Mehrabad circa 1970-71, with student pilot 1st Lt Kayvan Noorhaghigi in the front seat and instructor Capt Javad Fakkouri in the rear seat.
Four IRIAF Phantoms on display a few days before Iran’s Military Day Parade at the 3rd TFB at Hamedan in April 2008. Nearest the camera is Diesel 3-6705, which crashed following an attempt to land on a road after engine failure on January 12,2016.
Another picture of 3-6702, this time before an Instrument Flight Training Mission at the 10th TFB, “Delhamed Brothers”, at Chabahar, in October 2014. Sadly, on July 11, 2018, ’6702 was destroyed in a crash a few days after its re-delivery to the IRIAF from IACI following a major overhaul.
Diesel 3-6702 arriving at Mehrabad on October 20, 2008, for overhaul at Iranian Aircraft Industries (IACI). In September 1976 a pair of IIAF Phantoms were scrambled to intercept “lights in the sky” over Tehran, one of the F-4s suffering electrical failure in flight; it was later thought to be a meteorite shower, rather than aliens over Iran.
A rare photograph of an IRIAF Diesel in flight, in this case 3-6694, armed with an SUU-23 gun pod and a pair of wing-mounted 370 US gal fuel tanks, during a sortie over Kerman in central Iran, in January 1992. The IRIAF’s Diesels continued to serve in the wake of the Revolution - although spares became increasingly hard to come by.
One of the last eight Diesels still in IRIAF service, 3-6693 is seen here undergoing major maintenance work at the F-4 Overhaul Centre at Mehrabad in February 2019. Following its refurbishment to limited combat-capability, ’6693 made its first post-overhaul check flight on May 16, 2019.
Spain
The F-4C(S) Phantom, in the insignia of Escuadron 122, is scheduled to give place to the FACA from about the middle of the decade.
South Korea
Republic of Korea Air Force F-4D, 66-7737, was photographed on approach to its home base at Daegu (formerly Taegu) in August 2005. Note the centre-line SUU-23 gun pod.
F-4C "Фантом" II
Наряду с Ираном, Южная Корея остается последним оператором F-4D. Подразделения Hankook Kong Goon (ВВС Республики Корея, RoKAF) получили свои первые 18 самолетов F-4D (ранее бывшие у ВВС США) в 1969 году. Еще 18 машин прибыли в 1972 году как компенсация за F-5, отправленные в Южный Вьетнам. Поставки этого варианта продолжались до апреля 1988 года; всего поступило 92 самолета F-4D. Около 60 из них продолжают нести службу в составе двух эскадрилий 11-го тактического истребительного крыла - 110-й и 151-й TFS. Хотя эти Phantom не проходили серьезной модернизации, они остаются важной составляющей в арсенале RoKAF, особенно в части применения высокоточного оружия при использовании контейнера Pave Tack.
Details
КАБ GBU-15 до сих пор используются ВВС США, их носителями являются F-15E. Эта КАБ подвешена под крылом F-4. В GBU-15 можно превратить обычную бомбу Mk 84 (на фотографии) и BLU-109 с проникающей боевой частью. На вооружении ВВС США также состоит аналогичная КАБ по принципу наведения ракета ACM-130.
Пристрелка подвесной пушечной установки на самолете F-4C
Наземные испытания подвесного пушечного контейнера SUU-16
BDR damage on the tail and rudder of F-4C 63-7610. Former Indiana ANG F-4C 63-7471, in the background, has had the 'LN' base code added to its fin.
Probably the most striking of all BDR F-4 Phantoms used in the UK was the former New York ANG F-4C 63-7414. It underwent little BDR activity before going to the Midland Air Museum.
The Phantom II during its initial stage of restoration to flying condition in the March Field Museum restoration hangar.
Эта впечатляющая фотография была сделана в 1966 году в ангаре 4802 NASA на авиабазе Эдвардс. На снимке можно увидеть летательные аппараты Northrop HL-10, M2-F2 и M2-F1, а также самолеты McDonnell Douglas F-4A Phantom II, Douglas F5D-1 Skyraider, Lockheed F-104 Starfighter, Douglas C-47 и все три X-15.