McDonnell Douglas F-15A/C Eagle
Варианты:
McDonnell Douglas - F-15A/C Eagle - 1972 - США
Страна: США
Год: 1972


Одноместный истребитель завоевания господства в воздухе
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (72)
McDonnell Douglas F-15A/B/C/D Eagle

   Программа создания истребителя F-15 Eagle стартовала в 1965 году - тогда ВВС США подготовили тактико-технические требования на перспективный истребитель завоевания превосходства в воздухе, который должен был обладать большой дальностью полета и заменить парк F-4. В процессе разработки активно использовались результаты боевого применения авиации во Вьетнаме. В частности, речь шла о необходимости наличия двухдвигательной силовой установки, экипажа из двух человек (не реализовано) и встроенной пушки. Кроме того, в запросе на коммерческие предложения, подготовленном ВВС в 1968 году, содержалось также требование обеспечения перегоночной дальности, необходимой для переброски самолетов на европейский ТВД без помощи воздушных танкеров, а также обеспечения максимальной скорости полета М=2,5. Последнее требование оказалось одним из самых трудновыполнимых, но разработчик сумел его обеспечить, хотя самолет F-15 с полным боекомплектом имеет ограничение по максимальной скорости М=1,78.
   Компания "McDonnell Douglas" выиграла тендер на F-15 (в нем также участвовали "North American" и "Fairchild-Republic"), после чего подписала первый контракт на постройку партии из 20 опытных самолетов для проведения программы испытаний и доработок, в том числе 10 одноместных F-15A, два двухместных TF-15A (затем F-15B) и восемь опытных машин категории II (FSD, Full-Scale Development; фактически - одноместные F-15A). Первый одноместный F-15 был облетан 27 июля 1972 года, за ним 7 июля 1973 года последовала первая спарка. Было построено 355 самолетов F-15A, а также 57 двухместных F-15B. Последний мог применяться и в качестве боевой машины, хотя на нем отсутствовала система РЭП AN/ALQ-135 и его масса была на 364 кг больше, чем у F-15A.
   Крыло F-15 имело традиционные элероны на внешней части и внутренние двухпозиционные закрылки. Самолет отличался превосходными аэродинамическими характеристиками. Но в ходе реализации программы возникали и различного рода проблемы, особенно в части, касающейся надежности работы двигателей F100-PW-100 и РЛС X-диапазона Hughes APG-63, которые были специально разработаны для F-15.
   Двигатели установлены максимально близко друг к другу, что улучшило управляемость при отказе одного из них. Во избежание повреждения одного двигателя при выходе из строя другого они отделены друг от друга титановой балкой. Конструкция силовой установки была простой и надежной, а к числу важнейших особенностей самого двигателя относилось размещение вспомогательных агрегатов непосредственно на его корпусе, что упрощало монтаж и замену, а также обеспечивало взаимозаменяемость правого и левого двигателей.
   F-15A получил современную авионику, включая, кроме РЛС, станцию предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-56 и систему предупреждения о работе РЛС противника AN/ALQ-128. Кроме того, на самолете была установлена система РЭБ Northrop AN/ALQ-135.
   Пилот располагается в несколько приподнятой и смещенной вперед кабине, оснащенной катапультным креслом McDonnell Escapac IC-7. Приборное оборудование кабины хорошо скомпоновано, но включало только аналоговые приборы без каких-либо многофункциональных электронных индикаторов. В распоряжении пилота имелся индикатор на лобовом стекле, а органы управления были скомпонованы по принципу HOTAS. Для боевых условий это было оптимально - пилот получал всю тактическую информацию на ИЛС, а органы системы управления оружием располагались на ручке управления и не требовали от пилота смотреть вниз на приборную доску.
   Карьера Eagle началась с поставки 9 января 1976 года первых F-15A в 1-е тактическое истребительное авиакрыло Тактического авиационного командования, дислоцированного на авиабазе Лэнгли. Первое боевое крещение самолет получил в израильских ВВС - 27 июня 1979 года летчики заявили об уничтожении пяти сирийских МиГ-21. Четыре опытных F-15A были поставлены Израилю в течение 1976 года в рамках программы "Operation Peace Fox III", позже к ним присоединились 19 отремонтированных F-15A и пара F-15B. Еще 10 самолетов F-15A из авиации Национальной гвардии США были переданы Израилю после операции "Буря в пустыне".
   7 июня 1981 года израильские Eagle сопровождали F-16 Fighting Falcon во время рейда на иракский атомный реактор в Осираке, а в 1982 году активно участвовали в боевых действиях в долине Бекаа.
   В течение 1980-х годов F-15A поступили на вооружение трех эскадрилий ПВО в Тактическом авиационном командовании, предполагалось, что они станут носителями противоспутникового оружия системы ASAT (Anti-SATellite), но разработка последнего была прекращена.
   Первоначальный двухместный вариант Eagle был переоборудован в экспериментальный самолет по проекту SMTD (STOL/ManeuverTechnology Demonstrator), получив двигатели Pratt & Whitney с плоскими соплами, отклоняемыми в вертикальной плоскости (на 20° вверх и вниз), а также с передним горизонтальным оперением. Самолет совершил первый полет 7 сентября 1988 года, разработчикам удалось существенно уменьшить длину разбега и пробега. После трех лет испытаний 12 августа 1991 года самолет SMTD Eagle совершил свой 138-й и последний полет.
   F-15A на производственной линии на предприятии компании в Сент-Луисе сменил усовершенствованный вариант F-15C, облетанный 26 февраля 1979 года. В свою очередь спарку F-15B сменил вариант F-15D. Самолеты F-15C/D оснащались РЛС X-диапазона APG-63 с возможностью перепрограммирования и отличались возможностью крепления несбрасываемых конформных топливных баков емкостью 2389 л сбоку воздухозаборников. Узлы подвески УР класса "воздух-воздух" средней дальности при этом крепились на конформных баках.
   F-15C должен был получить более мощные двигатели F100-PW-220, но на ранних машинах сохранились F100-PW-100. Шасси было незначительно модифицировано, поскольку взлетная масса машины выросла до 30845 кг. В результате внесенных изменений в конструкцию, масса пустого F-15C выросла на 272 кг. Было модифицировано программное обеспечение. Первые F-15C поступили в сентябре 1979 года в 18-е тактическое истребительное авиакрыло на авиабазе Кадена, Окинава, Япония.
   Боевое крещение F-15C получил 5 июня 1984 года - два саудовских F-15C сбили над Персидским заливом два иранских F-4E Phantom. Когда 6 августа 1990 года началась операция "Щит пустыни", 48 самолетов Eagle совершили самый продолжительный беспосадочный перелет в их истории - с авиабазы Лэнгли в Саудовскую Аравию длительностью 14-17 часов.
   Затем в регион были переброшены дополнительные Eagle, поэтому на момент начала военной операции против Ирака, 17 января 1991 года, США располагали здесь пятью эскадрильями F-15C и двумя эскадрильями многоцелевого варианта F-15E. Самолеты совершили более 2200 самолето-вылетов, общей продолжительностью около 7700 часов и одержали 32 воздушные победы - две из них одержал пилот 13-й эскадрильи ВВС Саудовской Аравии.
   В течение 1990-х годов ВВС США провели модернизацию своих F-15A/B в рамках программы MSIP (Multi-Stage Improvement Programme), которая проводилась одновременно с аналогичной программой для F-15C/D. В ходе программы модернизации самолеты взамен РЛС APG-63 получили более современные РЛС APG-70, новую авионику и цифровую вычислительную систему. После модернизации F-15A/B Eagle отличались от F-15C/D лишь отсутствием антенны системы предупреждения о радиолокационном облучении, располагавшейся за горизонтальным оперением, и тем, что F-15C нес на 907 кг больше топлива.
   В течение 1990-х годов парк F-15 Eagle постоянно подвергался усовершенствованиям РЛС и авионики. Возможности самолетов существенно выросли после установки в 2001-2005 годах модернизированной РЛС Raytheon AN/APG-63(V)1, а затем не менее 18 самолетов F-15 из боевого состава ВВС США получили РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-63(V)2 AESA. Следующим этапом стала установка на самолетах РЛС APG-63(V)3 AESA, в которой были использованы наработки по программе РЛС APG-97.
   ВВС США активно использовали свои F-15C в рамках обеспечения запрета на полеты в Ираке и на Балканах. Во время операции "Allied Force" в 1999 году пилоты F-15 доложили о сбитых при помощи УР AMRAAM четырех сербских МиГ-29.
   F-15C/D поставлялись в Израиль, Японию и Саудовскую Аравию, причем японские самолеты строились по лицензии компанией "Mitsubishi" под обозначением F-15J (одноместный) и F-15DJ (спарка). Японские самолеты прошли модернизацию и получили обозначение F-15 Kai.
   В 2007-2008 годах ВВС США ввиду обнаруженных прочностных проблем с конструкцией самолетов "приземлили" все F-15. Последний F-15A был снят с вооружения ВВС США в 2009 году. После происшествия в 2011 году с F-15J временно был установлен запрет на полеты японских F-15, но в сентябре 2011 года полеты были возобновлены.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   McDonnell Douglas F-15C Eagle

   Тип: одноместный истребитель завоевания господства в воздухе
   Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney F100-P-220 сухой тягой 65,26 кН и тягой на форсаже 106 кН
   Летные характеристики: макс. скорость горизонтального полета без подвесок на высоте 10975 м - более 2655 км/ч; макс. начальная скороподъемность - более 15 240 м/мин; практич. потолок 18290 м; боевой радиус при решении задачи перехвата 1967 км
   Масса: пустого эксплуатационная 12793 кг; нормальная взлетная при решении задачи перехвата 20 244 кг
   Размеры: размах крыла 13,05 м; длина 19,43 м; высота 5,63 м; площадь крыла 56,48 м2
   Вооружение: одна 20-мм пушка M61 (боезапас 940 снарядов); максимальная масса боевой нагрузки 7257 кг, включая УР AIM-120 AMRAAM, AIM-7M Sparrow и AIM-9M
Prototypes
Выкатка первого опытного F-15
Sporting the newly-adopted pale blue overall finish for USAF air superiority fighters, the McDonnell Douglas F-15A was rolled out on 26 June 1972. Now named Eagle, it was expected to fly before the end of July.
The McDonnell Douglas F-15A Eagle prototype was rolled out at St Louis on 16 June 1972.
The first F-15A on its initial flight, with dorsal speed brake, wing flaps and undercarriage extended.
Первый прототип YF-15A-1-MC выполняет испытательный полет с авиабазы Эдвардс, Калифорния, 1972г.
McDonnell Douglas F-15A Eagle single-seat air superiority fighter
The No 5 flight test F-15A carrying a 600-US gallon (2 273 l) fuel tank on the fuselage strong-point. Two more such tanks can be carried on wing pylons.
McDonnell Douglas F-15A Eagle air superiority fighter for the USAF. The airbrake and horizontal tail surfaces have been modified since this photograph was taken
Sparrow being launched from a McDonnell Douglas F-15A Eagle air superiority fighter
USA
McDonnell Douglas F-15 Eagle 76-008, flown by Patrick Henry, emphasised its high thrust/weight ratio by vertical accelerating climbs
F-15A из 36-го TFW ВВС США на авиабазе Битбург (ФРГ). Апрель 1977г.
F-5E выглядел карликом рядом с F-15A
F-15A 77-0063 of the Oregon Air National Guard, 123rd FS, 142nd FG, being winched into HAS 3 on June 20. The pilot is somewhat apprehensive, this being the first time he has backed his F-15 into a HAS.
F-15 в момент отрыва от ВПП
F-15A из 102-го авиакрыла Национальной гвардии штата Массачусетс во время патрулирования над Нью-Йорком после событий 11 сентября 2001г.
The F-15A, 383 being manufactured before production switched to the enhanced "C" model.
At the culmination of over 40 years' service at Keflavik by the 57th FS, the last of the squadron's aircraft, F-15C 80-0047, left Iceland on February 26, 1995.
First flight of the McDonnell Douglas F-15C Eagle took place at St Louis on February 26, 1979.
Первый самолет Боинг F-15C "Голден Игл", оснащенный БРЛС с АФАР, переданный вооруженным силам США
This McDonnell Douglas F-15 Eagle has recently begun/light testing of the USAF’s Joint Tactical Information Distribution System, which provides the pilot with a colour display that locates and identifies other aircraft, and surface-to-air missile launch sites, in the vicinity.
McDonnell Douglas F-15A Eagle.
Сопровождение - F-15 сил самообороны Японии. Снимок сделан с борта Ту-22М3
Драматичные мгновения воздушных боев, запечатленные бесстрастным ФКП: F-15 пытается уйти из-под атаки югославского МиГа, но пилот последнего смог сократить дистанцию и выйти на дальность действительного огня из пушки.
F-15C из состава 58-го TFS. На четвертый день войны союзники полностью контролировали воздушное пространство Ирака
Пилотаж F-15 на МАКС-2007
Что бы там ни говорили некоторые отечественные специалисты, но американский F-15 по прежнему остается весьма грозным противником.
A test-firing of an AIM-7F Advanced Sparrow missile from an F-15
Пуск ракеты AIM-7 "Спарроу" с борта F-15C
A salvo of bombs leaving the wing pylons of an F-15 that retains four Sparrows on the fuselage corner mounts.
Eagle в Европе. 27 апреля 1977г.: истребители McDonnell Douglas F-15A из 36 тактического авиационного крыла ВВС США, стартовавшие с авиабазы Лэнгли в Вирджинии, приземлились на германской базе Битбург. Они стали первыми самолетами этого типа, развернутыми в Западной Европе.
Three members of "AK 11 Flight" hold station off the starboard wing of the KC-135, whilst their number four takes on 4,000 lbs of fuel on the boom.
Пара F-15 с авиабазы Авиано уходит на боевое задание.
F-15C из 3-го авиакрыла ВВС США идут на перехват Ту-95
Истребители F-15 и F-22 в едином строю
Заправщик KC-135 и самолеты F-15C и F-15E
Ту-142М во время полета на боевую службу идет в сопровождении истребителя F-15
Пара F-15C сопровождает над океаном советский самолет-разведчик Ту-95РЦ
В одном строю с главным оппонентом. Снимок сделан во время визита американцев в 148-й ЦБПиПЛС
Совместный пилотаж МиГ-29 и F-15 в ходе одного из американо-индийских учений
F-15C "Игл" борт 86-0167 (зав. N 1016) из 493-й ИАЭ 48-го ИАКр и P-51D-20-NA "Мустанг" борт 44-63864/HL-W (он же G-CBNM, зав. N 122-31590) выполняют парный пилотаж.
Тактические истребители F-15C из состава 48-го авиакрыла производят посадку на итальянской базе Авиано.
Пара американских F-15C из 67-й эскадрильи прибывает на авиабазу Андерсен (о.Гуам) во время учений Cope North
Разбившийся 2 ноября 2007г. F-15C 80-0034 "MO" заходит на посадку на авиабазу Неллис. Снимок сделан 12 октября 2004г. На киле - маркировка 57-го истребительного авиакрыла. В 57-м авиакрыле данный самолет эксплуатировался более 20 лет
The McDonnell Douglas F-15 in "dirty" configuration, with its generous over-fuselage airbrake extended.
Israel
Один из первых F-15A, полученных ВВС Израиля
F-15A из состава 133-й эскадрильи взлетает с авиабазы Тель-Ноф.
Несложный анализ показывает, что ни F-15A ни F-16A без двух дозаправок не смогли бы взлетев из Ациона нанести удар по Озираку и вернуться обратно, покрыв на малой высоте 3000 км.
Saudi Arabia
F-15C из состава ВВС Саудовской Аравии
В Саудовской Аравии "Лайтнинги" F.Mk 53 служили до замены на F-15C
Japan
The first F-15J arriving at the JASDF base at Gifu on 27 March 1981.
Послеполетное обслуживание японских F-15J
Experimental
"Охотник за спутниками" F-15C с ракетой ASM-135
One of the F-15's new capabilities, introduced on production aircraft through the current MSIP-II programme, will be to carry the Boeing/Vought anti-satellite (ASAT) missile, seen here on the centreline of a trials aircraft.
The F-15 ASAT Program was identified on the F-15A testbed aircraft by this characteristic logo on the tail.
Летающая лаборатория F-15 HIDEC
Details
Ракеты средней дальности AIM-7M "Спарроу" (под фюзеляжем) и AMRAAM
Ракеты ближнего боя: американские AIM-9 "Сайдвиндер" и израильские "Питон-4"
Отработка установки конформных топливных баков на F-15C, 1983г.
Носовая опора шасси
Правая основная опора шасси
Подфюзеляжный топливный бак и узлы подвески ракет AIM-7M "Спарроу"
The simple black outline for a style of US insignia that was applied to USAF F-15 Eagles in the early-1990s. Dark grey has generally replaced black for this style of marking
Правый воздухозаборник. Видны отверстия слива погранслоя
A close-up of the Eagle's starboard intake, showing the variable ramps and the gap between the fuselage sides and the intakes, which prevents turbulent boundary-layer air from being drawn into the engine.
Для облегчения обслуживания внешние створки сопел двигателей часто снимают
Тормозной гак