Vought F8U/F-8 Crusader
ВМС США в 1952 году сформулировали требования к сверхзвуковому истребителю. На конкурс было представлено восемь аванпроектов, из которых в мае 1953 года лучшим признали проект «Vought». С фирмой был заключен контракт ДальшеMore>>>
на постройку двух прототипов XF8U-1.
Проект «Vought» представлял собой высокоплан, отличительной особенностью которого являлась возможность изменения угла атаки. На малых скоростях крыло устанавливалось на большой угол атаки, а фюзеляж оставался более-менее горизонтальным, за счет чего лобовое сопротивление не увеличивалось; данная особенность была чрезвычайно полезна на взлете и посадке.
Первый прототип выполнил первый полет 25 марта 1955 года. Первые серийные F8U-1 Crusader поступили в эскадрилью VF-32 в марте 1957 года, спустя всего четыре года после подписания контракта на постройку прототипов - большое достижение для качественного нового сверхзвукового палубного истребителя.
В 1962 году обозначение изменили на F-8, серийно этот самолет строился в течение восьми лет. Первым случаем боевого применения F-8 можно считать Кубинский кризис, спровоцированный размещением на Кубе в 1962 году советских баллистических ракет. Информация, полученная разведчиками RF-8, подтвердила присутствие ракет на острове. Однако пик боевой карьеры Crusader пришелся на войну во Вьетнаме. В этот период Crusader интенсивно использовались с небольших авианосцев ВМС США, a F-8 КМП США работали с береговых баз в Южном Вьетнаме. F-8 применялись и как истребители ПВО авианосных соединений, и как истребители-бомбардировщики, выполнявшие задачи непосредственной авиационной поддержки сухопутных подразделений. Всего F-8 сбили 19 северовьетнамских истребителей.
Крупнейшим зарубежным эксплуатантом самолета были ВМС Франции, закупившие 42 F-8E(FN). От F-8E (эквивалента для ВМС США) они отличались наличием зависающих элеронов и другой механизацией, обеспечивающих полеты самолетов с меньших по размерам, чем американские, французских авианосцев «Клемансо» и «Фош».
В ВМС Франции Crusader использовали в качестве истребителей ПВО авианосного соединения, вместо УР «воздух-воздух» Sidewinder они несли аналогичные ракеты MATRA Magic или R530. Французские Crusader летали дольше всех - до 1999 года. В ВВС Филиппин F-8H эксплуатировались до 1991 года.
Варианты
XF8U-1 (позже XF-8A): два невооруженных прототипа с ТРДФ J57-P-11 тягой 65,81 кН
F8U-1 (позже F-8A): первый серийный вариант, большинство с ТРДФ J57-P-4A тягой 72,04 кН, вооружение четыре 20-мм пушки и ракеты на фюзеляжных пилонах; позже доработаны в носители УР Sidewinder; построено 318
YF8U-1 (позже YF-8A): один F8U-1, доработанный в прототип F8U-1E
F8U-1E (позже F-8B): серийный F8U-1E с ограниченными всепогодными возможностями; построено 130
F8U-1D (позже DF-8A): обозначение F8U-1 после доработки в самолет управления беспилотными мишенями
F8U-1KD (позже QF-8A): доработанные в мишени F8U-1
XF8U-1T: конверсия из XF8U-2NE в прототип двухместного тренировочного самолета; двигатель J57-P-20 тягой 72,04 кН, вооружение две 20-мм пушки; после модернизации обозначался F8U-1T (позже TF-8A)
YF8U-2 (позже YF-8C): два F8U-1, доработанные для испытаний ТРДФ J57-P-16 тягой 75,16 кН
F8U-2 (позже F-8Q): серийный вариант с двигателем J57-P-16 и двумя фальшкилями; построено 187
F8U-2N (позже F-8D): серийный вариант с ТРДФ J57-P-20 тягой 80,05 кН; увеличен запас топлива, предусмотрена возможность подвески четырех УР Sidewinder; построено 152
YF8U-2N (позже YF-8D): обозначение самолета, задействованного в программе F8U-2N
XF8U-2NE: конверсия из F8U-1 в прототип F8U-2NE; позже доработан в прототип XF8U-1T
F8U-2NE (позже F-8E): улучшенный серийный вариант; двигатель J57-P-20A тягой 80,05 кН, новая РЛС, подкрыльевые пилоны для двух УР «воздух-поверхность» AGM-12 Bullpup или бомб общей массой до 1814 кг; построено 286
F-8E(FN): вариант F-8E для ВМС Франции с зависающими элеронами и другими усовершенствованиями; построено 48
DF-8F: F-8A, доработанный в самолет управления беспилотными ЛА
F-8H: 89 машин, модернизированных из F-8D; усилен планер, внедрены зависающие элероны
F-8J, F-8K и F-8L: доработаны подобно F-8H из F-8E (136), F-8C (87) и F-8B (61)
<...>
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Vought F-8E Crusader
Тип: одноместный палубный истребитель
Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-20A тягой на форсаже 80,05 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12190 м примерно М=1,8 (1802 км/ч); практический потолок 17 680 м; дальность 1609 км
Масса: макс. взлетная 15 422 кг
Размеры: размах крыла 10,72 м; длина 16,61 м; высота 4,80 м; площадь крыла 32,52 м2
Вооружение: четыре 20-мм пушки Colt-Browning, две или четыре УР AIM-9 Sidewinder на фюзеляжных узлах подвески, две УР Bullpup или две 907-кг бомбы или 24 НАР «воздух-воздух» Zuni на двух подкрыльевых узлах подвески
F-8E (сер. N 14178) командира эскадрильи VF-51 коммандера Джеймса Стокдейла, одного из непосредственных участников так называемого "тонкинского" инцидента. Авиагруппа авианосца "Тикондерога", Восточно-китайское море, август 1964г.
F-8H "Крусейдер" капитана 3-го ранга Боба Керквуда из эскадрильи VF-24, авианосец "Хэнкок", лето 1967г. На борту обозначена победа летчика, а на подфюзеляжном гребне - все подтвержденные победы эскадрильи.
F-8E (эскадрилья VF-24, авианосец Hancock). Под кабиной флажком отмечена победа в воздушном бою, а на подфюзеляжном гребне силуэтами МиГ-17 - победы эскадрильи в целом.
Vought F8U-1 (later redesignated F-8A), BuAer serial 143726, in the markings of Navy Squadron VF-211, the Checkmates, operating in the early 'sixties from NAS Moffett Field. The NP tail marking indicates affiliation with Carrier Air Group CAG-21.
F-8E (сер. N 149152, борт. NP100) заместителя командира эскадрильи VF-211 (авианосец "Хэнкок") лейтенант коммандера Колина Блэка, на котором он был сбит 21 июня 1966г. в воздушном бою парой МиГ-17Ф, возглавляемой старшим лейтенантом Нгуен Ван Баем из состава 923-го ИАП ВВС ДРВ. Справа дан увеличенный бортовой рисунок, перерисованный с одной из обложек "Плэйбоя".
F-8E (сер. N 150300) лейтенанта Филиппа Вэмпэтеллы из состава эскадрильи VF-211. Авиагруппа авианосца "Хэнкок", Восточно-китайское море, июнь 1966г.
F-8E (сер. N 150661) лейтенанта Джозефа Шиа из состава эскадрильи VF-211. Авиагруппа авианосца "Бон Омм Ричард", Восточно-китайское море, май 1967г.
F-8E (сер. N 150923) лейтенант-коммандера Маршалла Райта из состава эскадрильи VF-211. Авиагруппа авианосца "Бон Омм Ричард", Восточно-китайское море, май 1967г.
F-8E (сер. N 150924) командира эскадрильи VF-211 коммандера Гарольда Мэрра. Авиагруппа авианосца "Хэнкок", Восточно-китайское море, июнь 1966г.
F-8E (сер. N 150924, борт. NP103) командира VF-211 (авианосец "Хэнкок") коммандера Гарольда Мэрра, на котором он 12 июня 1966г. одержал две победы.
F-8E (сер. N 149159) командира эскадрильи VF-162 коммандера Ричарда Беллинджера. Авиагруппа авианосца "Орискани", Восточно-китайское море, октябрь 1966г.
F-8E (сер. N 150908, борт. AH-202) командира VF-162 (авиагруппа авианосца "Орискани") коммандера Ричарда М.Бэллинджера, который был сбит 14 июля 1966г. в бою с J-5 Нго Дак Маем.
F-8E (сер. N 150896, борт. код AH-106) капитана В.К.Эббота из состава эскадрильи VF-111 (авианосец "Орискани"), который был сбит 5 сентября 1966г. истребителями МиГ-17 из состава 923-го ИАП ВВС ДРВ.
F-8E Crusader. Этот F-8E принадлежал 235-й всепогодной истребительной эскадрилье авиации КМП США (VMF(AW)-235). Самолет изображен таким, каким он был во время боев за Кхе Сань в 1968 году. Нос фюзеляжа ("Bozo Nose"), подфюзеляжные кили и вертикальное оперение украшает символика эскадрильи - белые звезды на красном поле.
F-8E Crusader of VMF(AW)-235
An F8U-2N (later F-8D), BuAer 148702, serving with US Marine Corps all-weather fighter squadron VMF(AW)-451. The tail code letters in this case are a squadron indicator, not the CAG marking.
One of the 42 F-8E (FN) Crusaders supplied to the French Aeronavale during 1964, for operation by Flottilles 12F and 14F from the aircraft carriers Clemenceau and Foch.
Хотя французские самолеты сохранили возможность нести Sidewinder, предпочтение при использовании ракет с тепловым наведением отдавалось MATRA Magic (на рисунке). Изображен самолет из эскадрильи 12F.
An F-8H Crusader of the Philippine Air Forces' 7th Fighter Squadron, which uses the Vought fighter in the land-based role.
The sole example of the two-seat operational trainer conversion of the Crusader; converted from the XF8U-2NE, BuAer 143710, it was variously known as the XF8U-1T, F8U-1T and TF-8A.