Vought F8U / F-8 Crusader
Варианты:
Vought - F8U / F-8 Crusader - 1955 - США
Страна: США
Год: 1955


Одноместный палубный истребитель
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (22)
Vought F8U/F-8 Crusader

   ВМС США в 1952 году сформулировали требования к сверхзвуковому истребителю. На конкурс было представлено восемь аванпроектов, из которых в мае 1953 года лучшим признали проект «Vought». С фирмой был заключен контракт на постройку двух прототипов XF8U-1.
   Проект «Vought» представлял собой высокоплан, отличительной особенностью которого являлась возможность изменения угла атаки. На малых скоростях крыло устанавливалось на большой угол атаки, а фюзеляж оставался более-менее горизонтальным, за счет чего лобовое сопротивление не увеличивалось; данная особенность была чрезвычайно полезна на взлете и посадке.
   Первый прототип выполнил первый полет 25 марта 1955 года. Первые серийные F8U-1 Crusader поступили в эскадрилью VF-32 в марте 1957 года, спустя всего четыре года после подписания контракта на постройку прототипов - большое достижение для качественного нового сверхзвукового палубного истребителя.
   В 1962 году обозначение изменили на F-8, серийно этот самолет строился в течение восьми лет. Первым случаем боевого применения F-8 можно считать Кубинский кризис, спровоцированный размещением на Кубе в 1962 году советских баллистических ракет. Информация, полученная разведчиками RF-8, подтвердила присутствие ракет на острове. Однако пик боевой карьеры Crusader пришелся на войну во Вьетнаме. В этот период Crusader интенсивно использовались с небольших авианосцев ВМС США, a F-8 КМП США работали с береговых баз в Южном Вьетнаме. F-8 применялись и как истребители ПВО авианосных соединений, и как истребители-бомбардировщики, выполнявшие задачи непосредственной авиационной поддержки сухопутных подразделений. Всего F-8 сбили 19 северовьетнамских истребителей.
   Крупнейшим зарубежным эксплуатантом самолета были ВМС Франции, закупившие 42 F-8E(FN). От F-8E (эквивалента для ВМС США) они отличались наличием зависающих элеронов и другой механизацией, обеспечивающих полеты самолетов с меньших по размерам, чем американские, французских авианосцев «Клемансо» и «Фош».
   В ВМС Франции Crusader использовали в качестве истребителей ПВО авианосного соединения, вместо УР «воздух-воздух» Sidewinder они несли аналогичные ракеты MATRA Magic или R530. Французские Crusader летали дольше всех - до 1999 года. В ВВС Филиппин F-8H эксплуатировались до 1991 года.


Варианты

   XF8U-1 (позже XF-8A): два невооруженных прототипа с ТРДФ J57-P-11 тягой 65,81 кН
   F8U-1 (позже F-8A): первый серийный вариант, большинство с ТРДФ J57-P-4A тягой 72,04 кН, вооружение четыре 20-мм пушки и ракеты на фюзеляжных пилонах; позже доработаны в носители УР Sidewinder; построено 318
   YF8U-1 (позже YF-8A): один F8U-1, доработанный в прототип F8U-1E
   F8U-1E (позже F-8B): серийный F8U-1E с ограниченными всепогодными возможностями; построено 130
   F8U-1D (позже DF-8A): обозначение F8U-1 после доработки в самолет управления беспилотными мишенями
   F8U-1KD (позже QF-8A): доработанные в мишени F8U-1
   XF8U-1T: конверсия из XF8U-2NE в прототип двухместного тренировочного самолета; двигатель J57-P-20 тягой 72,04 кН, вооружение две 20-мм пушки; после модернизации обозначался F8U-1T (позже TF-8A)
   YF8U-2 (позже YF-8C): два F8U-1, доработанные для испытаний ТРДФ J57-P-16 тягой 75,16 кН
   F8U-2 (позже F-8Q): серийный вариант с двигателем J57-P-16 и двумя фальшкилями; построено 187
   F8U-2N (позже F-8D): серийный вариант с ТРДФ J57-P-20 тягой 80,05 кН; увеличен запас топлива, предусмотрена возможность подвески четырех УР Sidewinder; построено 152
   YF8U-2N (позже YF-8D): обозначение самолета, задействованного в программе F8U-2N
   XF8U-2NE: конверсия из F8U-1 в прототип F8U-2NE; позже доработан в прототип XF8U-1T
   F8U-2NE (позже F-8E): улучшенный серийный вариант; двигатель J57-P-20A тягой 80,05 кН, новая РЛС, подкрыльевые пилоны для двух УР «воздух-поверхность» AGM-12 Bullpup или бомб общей массой до 1814 кг; построено 286
   F-8E(FN): вариант F-8E для ВМС Франции с зависающими элеронами и другими усовершенствованиями; построено 48
   DF-8F: F-8A, доработанный в самолет управления беспилотными ЛА
   F-8H: 89 машин, модернизированных из F-8D; усилен планер, внедрены зависающие элероны
   F-8J, F-8K и F-8L: доработаны подобно F-8H из F-8E (136), F-8C (87) и F-8B (61)
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Vought F-8E Crusader

   Тип: одноместный палубный истребитель
   Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-20A тягой на форсаже 80,05 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12190 м примерно М=1,8 (1802 км/ч); практический потолок 17 680 м; дальность 1609 км
   Масса: макс. взлетная 15 422 кг
   Размеры: размах крыла 10,72 м; длина 16,61 м; высота 4,80 м; площадь крыла 32,52 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки Colt-Browning, две или четыре УР AIM-9 Sidewinder на фюзеляжных узлах подвески, две УР Bullpup или две 907-кг бомбы или 24 НАР «воздух-воздух» Zuni на двух подкрыльевых узлах подвески
F-8E (сер. N 14178) командира эскадрильи VF-51 коммандера Джеймса Стокдейла, одного из непосредственных участников так называемого "тонкинского" инцидента. Авиагруппа авианосца "Тикондерога", Восточно-китайское море, август 1964г.
F-8H "Крусейдер" капитана 3-го ранга Боба Керквуда из эскадрильи VF-24, авианосец "Хэнкок", лето 1967г. На борту обозначена победа летчика, а на подфюзеляжном гребне - все подтвержденные победы эскадрильи.
F-8E (эскадрилья VF-24, авианосец Hancock). Под кабиной флажком отмечена победа в воздушном бою, а на подфюзеляжном гребне силуэтами МиГ-17 - победы эскадрильи в целом.
Vought F8U-1 (later redesignated F-8A), BuAer serial 143726, in the markings of Navy Squadron VF-211, the Checkmates, operating in the early 'sixties from NAS Moffett Field. The NP tail marking indicates affiliation with Carrier Air Group CAG-21.
F-8J Crusader of VF-24
F-8E (сер. N 149152, борт. NP100) заместителя командира эскадрильи VF-211 (авианосец "Хэнкок") лейтенант коммандера Колина Блэка, на котором он был сбит 21 июня 1966г. в воздушном бою парой МиГ-17Ф, возглавляемой старшим лейтенантом Нгуен Ван Баем из состава 923-го ИАП ВВС ДРВ. Справа дан увеличенный бортовой рисунок, перерисованный с одной из обложек "Плэйбоя".
F-8E (сер. N 150300) лейтенанта Филиппа Вэмпэтеллы из состава эскадрильи VF-211. Авиагруппа авианосца "Хэнкок", Восточно-китайское море, июнь 1966г.
F-8E (сер. N 150661) лейтенанта Джозефа Шиа из состава эскадрильи VF-211. Авиагруппа авианосца "Бон Омм Ричард", Восточно-китайское море, май 1967г.
F-8E (сер. N 150923) лейтенант-коммандера Маршалла Райта из состава эскадрильи VF-211. Авиагруппа авианосца "Бон Омм Ричард", Восточно-китайское море, май 1967г.
F-8E (сер. N 150924) командира эскадрильи VF-211 коммандера Гарольда Мэрра. Авиагруппа авианосца "Хэнкок", Восточно-китайское море, июнь 1966г.
F-8E (сер. N 150924, борт. NP103) командира VF-211 (авианосец "Хэнкок") коммандера Гарольда Мэрра, на котором он 12 июня 1966г. одержал две победы.
F-8E (сер. N 149159) командира эскадрильи VF-162 коммандера Ричарда Беллинджера. Авиагруппа авианосца "Орискани", Восточно-китайское море, октябрь 1966г.
F-8E (сер. N 150908, борт. AH-202) командира VF-162 (авиагруппа авианосца "Орискани") коммандера Ричарда М.Бэллинджера, который был сбит 14 июля 1966г. в бою с J-5 Нго Дак Маем.
F-8E (сер. N 150896, борт. код AH-106) капитана В.К.Эббота из состава эскадрильи VF-111 (авианосец "Орискани"), который был сбит 5 сентября 1966г. истребителями МиГ-17 из состава 923-го ИАП ВВС ДРВ.
F-8E Crusader. Этот F-8E принадлежал 235-й всепогодной истребительной эскадрилье авиации КМП США (VMF(AW)-235). Самолет изображен таким, каким он был во время боев за Кхе Сань в 1968 году. Нос фюзеляжа ("Bozo Nose"), подфюзеляжные кили и вертикальное оперение украшает символика эскадрильи - белые звезды на красном поле.
F-8E Crusader of VMF(AW)-235
An F8U-2N (later F-8D), BuAer 148702, serving with US Marine Corps all-weather fighter squadron VMF(AW)-451. The tail code letters in this case are a squadron indicator, not the CAG marking.
One of the 42 F-8E (FN) Crusaders supplied to the French Aeronavale during 1964, for operation by Flottilles 12F and 14F from the aircraft carriers Clemenceau and Foch.
F-8E "Крусейдер"
Хотя французские самолеты сохранили возможность нести Sidewinder, предпочтение при использовании ракет с тепловым наведением отдавалось MATRA Magic (на рисунке). Изображен самолет из эскадрильи 12F.
An F-8H Crusader of the Philippine Air Forces' 7th Fighter Squadron, which uses the Vought fighter in the land-based role.
The sole example of the two-seat operational trainer conversion of the Crusader; converted from the XF8U-2NE, BuAer 143710, it was variously known as the XF8U-1T, F8U-1T and TF-8A.