Focke-Wulf FW.190A
Варианты:
Focke-Wulf - FW.190A - 1941 - Германия
Страна: Германия
Год: 1941


Истребитель
Описание:
FW.190A
FW.190 (разв., штурм.)
Focke-Wulf Fw 190
Фотографии:

Ч/б фото (182)

FW.190A

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Фокке-Вульф Флюгцойгбау" под руководством К.Танка. Опытный образец FW 190V1 впервые взлетел 1 июля 1939 г. Серийное производство начато в июне 1941 г. Самолет выпускался на заводах "Фокке-Вульф" в Магдебурге и Котбусе, "Арадо" в Бранденбурге, Варнемюнде и Анкламе, "Физелер" в Касселе, AGO в Ошерслебене. Всего построено 19 613 экз.
Самолет состоял на вооружении в Германии (с июля 1941 г.), а также в Турции.
Основные серийные модификации (как истребителя):
   - FW 190A с мотором BMW801 разных модификаций, вооружение варьировалось от 4x7,9 до 2x13+4x20;
   - FW 190G, истребитель-бомбардировщик с мотором BMW801, бомбы до 1000 кг;
   - FW 190D с мотором Jumo 213, вооружение 2x20+2x13 или 1x30 + 2x20 + 2x13.
Первое боевое применение - на побережье Ла-Манша в сентябре 1941 г. С лета 1942 г. широко применялся в ПВО рейха, а также в Норвегии. На советско-германском фронте впервые в значительных количествах появился в ноябре 1942 г. под Сталинградом. Далее широко применялся на всех театрах боевых действий как истребитель, истребитель-бомбардировщик, штурмовик и разведчик. Продолжал выпускаться и применяться на фронте до самого конца войны.


FW 190A-8||
Размах:||10,5 м
Длина:||8,84 м
Моторы, количество х мощность:||1х2100 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4940 кг
Максимальная скорость:||665 км/ч
Практический потолок:||10200 м
Дальность:||1500 км

FW.190 (разв., штурм.)

На базе истребителя FW 190A было создано несколько модификаций разведчиков и штурмовиков. FW 190A - одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Он был спроектирован в КБ фирмы "Фокке-Вульф флюгцойгбау" под руководством К. Танка, серийно выпускался с июня 1941 г. и применялся на фронте с июля. Всего было построено 19 613 самолетов всех модификаций.
Приспособление к функциям ближнего разведчика обеспечивалось применением переделочного комплекта U4, разработанного в конце 1941 г. Впервые он был смонтирован на самолете в феврале 1942 г.
Впоследствии выпускались следующие разведывательные модификации FW 190A:
   - FW 190A-3/U4 с мотором BMW 801D-2, вооружение 2x20+2x7,9, усиленное бронирование;
   - FW 190A-4/U4 с небольшими отличиями по планеру;
   - FW 190A-5/U4 с удлиненной носовой частью и вооружением 2x7,9.
Переделка осуществлялась на заводах "Фокке-Вульф" (Мариенбург) и "Герхард Физелер" (Кассель). Разведывательные варианты FW 190A встали в строй Люфтваффе весной 1942 г. и далее активно использовались на фронтах. Общее количество переделанных машин неизвестно.
Функции самолета непосредственной поддержки также первоначально обеспечивались переделочным комплектом U3.
С ним выпускались модификации:
   - FW 190A-4/U3(впоследствии FW 190F-1) с мотором BMW 801D-2 и вооружением 4x20+2x7,9 (в частях иногда уменьшалось до 2x20+2x7,9), дополнительной бронезащитой и бомбовой нагрузкой до 500 кг;
   - FW 190A-5/U3 (впоследствии FW 190F-2) с еще более мощной бронезащитой, вооружением 2x7,9; с мая 1943г. введен новый фонарь.
Всего путем установки комплекта U3 переделали 550 истребителей.
Впоследствии на заводах "Фокке-Вульф", "Арадо" (Варнемюнде) и "Дорнье" (Висмар) начат выпуск специализированных машин серии F:
   - FW 190F-3 (на базе истребителя типа А-6) с облегченным крылом, вооружением 2x20+2x7,9 (у варианта F-3/R3 - 2x30+2x20+2x7,9) и бомбовой нагрузкой 700 кг;
   - FW 190F-8 (на базе истребителя А-8) с вооружением 2x13+2x20 и бомбовой нагрузкой до 700 кг, с октября 1944г. введена подвеска 6-8хНУРС Pb1 позднее 12-14хНУРС Pb2;
   - FW 190F-9 с мотором BMW 801TS.
Производство FW 190F прекратили в конце лета 1943 г., а затем возобновили в феврале 1944 г. Оно продолжалось до конца войны.
Штурмовики серии F появились в строевых частях в конце 1942 г. Массовое применение - с начала 1944 г. на Восточном фронте. Летом 1944 г. их использовали в попытках воспрепятствовать наступлению советских войск в Белоруссии. Осенью того же года FW 190F стал основным типом машин в штурмовых группах и эскадрах, он появляется в Северной Италии и Норвегии. Штурмовые и разведывательные варианты FW 190 широко применялись Люфтваффе до конца войны.

Focke-Wulf Fw 190

<...>
   В феврале 1941 года первый самолет был передан в экспериментальное подразделение Erprobungskommando 190 для испытаний, а в марте базировавшаяся в Северной Франции истребительная эскадра Jagdgeschwader 26 начала подготовку к вводу нового истребителя в состав Люфтваффе. Первое боевое подразделение, 6./JG 26 в Ле-Бурже, было полностью укомплектовано в августе 1941 года, и первые схватки между Fw 190 и Supermarine Spitfire продемонстрировали значительное превосходство германского истребителя над своим британским противником. Так началась боевая карьера этого широко известного самолета, выпущенного в количестве около 20000 экземпляров различных модификаций фирмами "Focke-Wulf", "Ago", "Arado", "Fieseler" и "Dornier". В 1945 году еще 64 самолета были собраны фирмой SNCAC для возрождающихся ВВС Франции, где они получили обозначение NC.900.


Варианты

   Fw 190A-1: первый серийный вариант с радиальным двигателем BMW 801C-1 мощностью 1660 л.с. (1238 кВт), крылом большого размаха, радиостанцией FuG 7a и слабым вооружением из четырех 7,92-мм пулеметов MG 17
   Fw 190A-2: после установки на прототип двух пулеметов MG 17 над двигателем и двух 20-мм пушек MG FF в корне крыла, этот вариант был запущен в серию; часто вооружение дополнялось еще парой MG 17 в консолях крыла; самолет был оснащен усовершенствованным двигателем BMW 801C-2
   Fw 190A-3: пушки MG FF перенесены в консоли крыла, а на их место установлены скорострельные MG 151; на запущенном в серию осенью 1941 года A-3 был установлен двигатель BMW 801 Dg мощностью 1800 л. с. (1342 кВт); имелись варианты доработки в штурмовики Fw 190A-3/U1 и Fw 190A-3/U3, и истребитель-разведчик Fw 190A-3/U4; при доработке обычно снимались пушки MG FF и устанавливались бомбодержатели ETC 500 или камеры Rb 12
   Fw 190A-4: поставлявшийся с лета 1942 года, этот вариант оснащался радиостанцией FuG 16Z и имел мачту антенны на киле, его двигатель BMW 801D-2 был оборудован системой для впрыска водометаноловой смеси MW-50, позволявшей кратковременно увеличить мощность до 2100 л. с. (1566 кВт), при этом самолет мог разогнаться до скорости 670 км/ч на высоте 6400 м; вариант Fw 190A-4/Trop был оснащен фильтрами для службы на Средиземноморском ТВД и мог нести под фюзеляжем 250-кг бомбу; с Fw 190A-4/R6 система MW-50 была снята, но зато он мог нести 21-см ракетные направляющие ("мортиры") WGr.21; на Fw 190A-4/U5 вооружение сократили до пары пушек MG 151, самолет мог нести два 300-литровх ПТБ под крылом и 500-кг бомбу под фюзеляжем
   Fw 190A-5: этот вариант, появившийся в начале 1943 года, отличавшийся удлиненной на 15 см моторамой, выпускался в разных модификациях, включая Fw 190A-5/U2 с пламегасителями для ночных полетов, парой пушек MG 151/20, подфюзеляжным бомбодержателем ETC 501 и двумя 300-л ПТБ; вариант Fw 190A-5/U3 мог нести 500-кг бомбу под фюзеляжем и две 115-кг бомбы под крылом; на Fw 190A-3/U4 были установлены две фотокамеры Rb 12 для разведки; к истребителям-бомбардировщикам относились модификации Fw 190A-5/U6 и дальний Fw 190A-5/U7, а Fw 190A-5/U11 был самолетом непосредственной поддержки и нес под крылом две 30-мм пушки MK 103; Fw 190A-5/U12 имел вооружение из двух пушек MG 151/20 и двух пулеметов MG 17, дополненных парой контейнеров WB 151A, в каждом из которых размещалось по две пушки MG 151/20; торпедоносцы Fw 190A-5/U14 и Fw 190A-5/U15 несли торпеды LT F5b и LT 950, соответственно, а в стандартный набор вооружения Fw 190A-5/U16 входили крыльевые 30-мм пушки МК 108
   Fw 190A-6: создан на базе экспериментального Fw 190A-5/U10, это вариант с облегченным крылом, стандартно рассчитанным на установку четырех 20-мм пушек MG 151/20, пошел в серию в июне 1943 года; Fw 190A-6/R1 нес вооружение из шести 20-мм пушек MG 151 /20, на Fw 190A-6/R2 в консолях установили 30-мм пушки MK 108, а у Fw 190A-6/R3 две пушки MK 103 были установлены под крылом; Fw 190A-6/R6 нес трубчатые направляющие неуправляемых ракет WGr.21
   Fw 190A-7: этот вариант, запущенный в серию в декабре 1943 года, был аналогичен Fw 190A-6, но пулеметы MG 17 в фюзеляже были заменены 13-мм пулеметами MG 131
   Fw 190A-8: у базового варианта, в основном аналогичного Fw 190A-6, был установлен 114-литровый бак с водометаноловой смесью; также выпускались модификации Fw 190A-8/R7 с бронированной кабиной и всепогодный истребитель Fw 190A-8/R11 с обогреваемым фонарем и радионавигационным оборудованием PKS 12; двухместный учебный Fw 190A-8/U1 и Fw 190A-8/U3, служивший машиной управления в составном самолете Fw 190/Ta 154 Mistel
   Fw 190B: в ходе программы по улучшению высотных характеристик три Fw 190A-0 получили различные доработки; Fw 190 V13 получил крыло увеличенной площади и гермокабину, а его двигатель BMW 801D-2 был оснащен форсажной системой GM-1, Fw 190 V16 и Fw 190 V18 были оснащены подобным образом, но сохранили стандартное крыло и вооружение из двух пулеметов MG 17 и двух пушек MG 151/20; вместо радиального двигателя был установлен рядный Daimler-Benz DB 603 с кольцевым радиатором, но от дальнейшей разработки машины отказались, отдав предпочтение Fw 190C
<...>
FW.190A-0
Самолеты Fw 190A-0 на заводском аэродроме фирмы "Focke-Wulf", лето 1941 года. Слева - истребитель с крылом малой площади, два других самолета оснащены крыльями увеличенной площади, как на серийных машинах
В середине 1942 года маршал авиации Шолто Дуглас направил резкое письмо государственному секретарю по вопросам авиации лорду Шервуду, в котором писал:"...Ни я, ни мои пилоты не сомневаются, что Fw 190 - лучший на сегодня истребитель в мире...". На фотографии: ранние машины Fw 190A-0 с малым и большим крылом в ходе испытаний.
Focke-Wulf Fw 190s.
Первый из самолетов с большим крылом №0015 (на снимке справа) вместе с другими Fw 190A раннего выпуска в ходе испытаний.
Самолеты установочной серии Fw 190A-0 на заводском аэродроме
Последний, 18-й Fw 190A-0 в ходе испытаний.
Fw 190 первых серий широко использовались для различных испытаний. Так, проблемы с покиданием пилотом аварийного "фоккера" привели к идее использовать катапультируемое кресло. На снимке испытание катапульты с Fw 190A-0. От этой идеи отказались из-за роста взлетного веса самолета
Этот Fw 190A-0 использовался в качестве прототипа для истребителя-бомбардировщика Fw 190A-3/U3. Заводская доработка U3 предусматривала установку под фюзеляжем самолета держателя ETC 250 для 250-кг бомбы SC250.
Fw190V8 - первый самолет с увеличенным крылом - проходит испытания с бомбодержателями SC 50 под 50-кг бомбу. В случае установки SC 50 на Fw 190A-3/U3 пушки MG/FF в крыле сохранялись.
Истребитель FW 190V-8
Еще один Fw 190A-0/U испытывался в качестве истребителя-бомбардировщика
С целью усиления огневой мощи Fw 190 прорабатывались различные варианты дополнительного вооружения, включая установку в крыле пусковых установок ракет RZ 65 (хорошо видны пусковые трубы в передней кромке крыла)
FW.190A-1
Первые серийные Fw 190A-1 на заводском аэродроме
Попытка испытать несколько Fw 190A-1 в России осенью 1941г в составе JG 54 провалилась - моторы просто отказывались заводиться в русские морозы
Впервые Fw 190 появился над северной Францией в середине 1941 года. Именно эти самолеты одержали самое большое число побед в районе Дьеппа.
Превосходство истребителя Fw 190 в воздушных боях стало шоком для британского командования. Снимок раннего Fw 190A сделан из кабины самолета Fw 189 Uhu.
Fw 190A-1 прикрывает немецкие суда в Ла-Манше
FW.190A-2
Fw 190A-2 из состава JG 26. Компактный, прочный и спроектированный на основе последних достижений германской науки Fw 190 со временем стал главным тактическим ударным самолетом Люфтваффе, заменив в этой роли Ju 87.
Focke-Wulf Fw 190A-2s of 7./JG 2 taxy out for a sortie at Theville on the Cotentin Peninsula in the summer of 1942. “White 8”, WNr 0120333, was the mount of Leutnant Jakob Augustin, and, like the others here, carries the 7. Staffers distinctive emblem depicting a top hat (representing the British) under the thumb of Germany, designed by unit members Oberfeldwebel Klee and Ltn Schmidt.
Первые серийные Fw 190 поступили на вооружение подразделений JG2 и JG 26, которые вели бои с англичанами над Ла-Маншем. Эти Fw 190A принадлежали 7-й эскадрилье 2-й эскадры (7. Staffel/Jagdgeschwader 2) "Richthofen". Характерной чертой многих Fw 190 были рисунки на фюзеляжах за капотом, маскирующие следы от выхлопа.
Focke-Wulf Fw 190A-2 "White 7+1” of 7./JG 2’s Staka Oblt Egon Mayer is refuelled for another sortie in France in the summer of 1942. By the end of 1942 Mayer and his III. Gruppe comrades would be at the forefront of the German defence against American heavy bombers, as the USAAF’s B-17s and B-24s targeted objectives in western France.
Luftwaffe groundcrew move Fw 190A-2 "Black 1” of 5./JG 2 the old-fashioned way. The unit was based at Beaumont-le-Roger, along with the rest of the Geschwader’s II. Gruppe, in August 1942; it was tasked with defence of the Channel Front, having recently swapped its Messerschmitt Bf 109s for the far more capable “butcher bird”, as the Fw 190 came to be known.
FW.190A-3
Фокке-Вульф Fw 190A-3 из состава III/JG 26
In comparison with the Bf109’s heavy control forces at high speed, the Focke Wulf Fw 190A’s combination of high speed and harmonised controls made it one of the most successful fighters of World War Two. Its most impressive feature was its excellent aileron control at high speed; peak roll rate occurred at around 220kts, being roughly 160°/sec. Fw 190A WNr 313/MP499 was landed in South Wales, due to a navigation error, in June 1942 and flight tested by the RAF’s Air Fighting Development Unit.
Faber’s Fw 190 soon after its capture at Pembrey, before the application of an RAF paint scheme over its Luftwaffe camouflage and markings.
The first Fw190 to be captured intact, seen at Penbrey, Wales in 1942. Note the good clear vision canopy.
Fw 190A-3 Армина Фабера из состава 7./JG2 - возможно самый важный трофей англичан в воздушной войне
Первыми реально применявшимися на Восточном фронте "фоккерами" стали Fw 190A-3 в составе JG 54 (снимок на аэродроме Гатчины, зима 1942г.)
FW 190A-3 выглядел не столь изящно как "мессер", но летал неплохо
Photograph shows Priller with his Fw 190A-3. In all, Priller flew 307 combat flights. All of his victories were gained on the Western Front.
Josef Priller standing on the wing of his Fw 190A-3, possibly at Wevelghem in Belgium in June 1942. The air­craft bears the Ace of Hearts emblem with Priller’s wife's name Jutta beneath the red heart. At this time Oberstleutnant Priller was Gruppenkommandeur of III./JG 26.
Аэродром "Хебуктен", лето 1943г. Справа - командир истребительно-бомбардировочной эскадрильи 14./JG5 Фридрих-Вильгельм Штракельхан в кабине своего "Фокке-Вульфа" FW 190A-3. На переднем плане - фугасные авиабомбы
Fw 190A-3
An air-to-air view of a Focke-Wulf 190A-3, the variant flown by the author at Farnborough in 1943 and at Tangmere in 1945.
А этот Fw 190A-3 попал на Восточный фронт в 1942г. в составе специальной штурмовой группы
Обер-лейтенант Эгон Майер, командир 7-й эскадрильи 2-й истребительной эскадры, за работой. Руль направления его Fw 190A-3 (№435), видимого на заднем плане, несет отметки о 48 победах. Снимок датируется началом августа 1942 года.
Fw 190A-3 турецких ВВС
В июне 1942 года JG1 получила Fw 190A-3/U-1, оснащенные бомбодержателем ETC 501 для 500-кг бомбы SC 500.
Fw 190A-3/U4 был опытным фоторазведчиком - на снимке обтекатель объективов фотоаппаратов под фюзеляжем истребителя
FW.190A-4
The Focke-Wulf FW 190A-4 Single-seat Fighter-Bomber (1,600 h.p. BMW 801 D engine).
Новая модификация "фоккера" - Fw 190A-4 в составе I/JG 1, 1943г., Голландия
A good close-up view of the nose of a FW 190A-4 showing to advantage the 2 x 20 mm MG 151 cannons in the wing roots, the paddle bladed propeller and the fan behind the propeller which compressed the air flowing over the radial BMW 801D engine.
Трофейный FW 190A-4 унтер-офицера Х.Брандта на аэродроме ВВС 13-й армии, январь 1943г.
FW 190A-4 на испытаниях в ЛИИ.
Трофейный самолет FW 190A-4 на испытаниях в НИИ ВВС
FW190A-4 (сер.N 681) с облегченным составом вооружения - 20-мм пушек MG FF/M во внешних частях консолей нет. Отсутствуют и обтекатели магазинов на нижней поверхности крыла. Помимо желтых законцовок на консолях нанесены белые полосы, причем и сверху - тоже. Нижняя часть капота мотора, видимо, красная
"Разрушитель строя" - Fw 190A4/R6, оборудованный пусковыми установками неуправляемых ракет Wf.Gr. 21 "Nebelwerfer". Многие истребители Люфтваффе были задействованы в борьбе с налетами дневных бомбардировщиков. Как правило, Messerschmitt Bf 109, отличавшиеся хорошими высотными характеристиками, вступали в бой с истребителями сопровождения, а тяжеловооруженные Fw 190 занимались бомбардировщиками. С ограниченным успехом немцы применяли ракетные установки WfrGr 21 (на снимке - под крылом Fw 190A-4), созданные, чтобы выбивать "летающие крепости" американцев из "боевой коробки" - плотного оборонительного строя B-17 в их дневных налетах.
Fw 190A-4/R6 Pulk-Zestorer нес под крылом две ракеты WfrGr 21, предназначенные для рассеивания групп бомбардировщиков, после чего вооруженные обычным оружием перехватчики могли атаковать разрозненные машины.
Подготовка "ракетоносца" к боевому вылету
Первоначально устройство «KrebsGerat» должно было включать три пусковых трубы для ракет WGr21, из них две - под крылом. Но во время испытательных пусков на земле с самолета срывало закрылки и элероны (видно на правой консоли). Поэтому ограничились только подфюзеляжной пусковой установкой
Самолеты эскадрильи 3./JGr.10, вооруженные устройством «KrebsGerat» в период прохождения войсковых испытаний в составе эскадры JG300
Ракетная пусковая установка «KrebsGerat» под истребителем FW 190 из состава истребительной эскадры JG 3 «Удет» (эскадра получила 4 «KrebsGerat»), пилот В. Унгер
Истребители-бомбардировщики Fw 190A-4/U1 из состава 10(Jabo)/JG 26 со снятыми крыльевами пушками и подкрыльевыми держателями ETC 501 под 250-кг бомбы (Италия, 1943г.)
Fw 190A-4/U3 с подфюзеляжным держателем ETC 500 и бомбой SC 500
Вариант Fw 190A-4/U8 с подкрыльевыми бензобаками - предшественник дальних истребителей-бомбардировщиков серии G
FW.190A-5
The Focke-Wulf Fw 190A-5 Single-seat Fighter (BMW 801D engine).
В апреле 1943г. появилась новая модификация с удлиненной моторамой - Fw 190A-5
Still wearing its factory codes, a Focke-Wulf Fw 190A-5 of II/JG 2 undergoes engine maintenance at Tindja, near Bizerte, in early 1943. The unit used its Fw 190s strictly for the dogfighting role, whereas those of Schnellkampfgeschwader 10 (Fast Bomber Wing 10) were equipped with a 250kg or 500kg general-purpose bomb on the fuselage centreline.
A FW 190A-5 with fuselage bomb shackles and open engine access panels.
Хорошо видна вставка перед крылом - главное внешнее отличие модели Fw 190A-5
В 1943г. Fw 190A-5 проходил испытания и в Японии
This Focke-Wulf Fw 190A-5 of E.Kdo 25 has been fitted with six tubes, probably for spin-stabilised RZ 65 rockets, built into its wings. The concept proved disappointing in limited operational trials during the summer of 1943, and was dropped from the Luftwaffe inventory later the same year.
A close-up of the three rocket tubes for spin-stabilised RZ 65s fitted within the starboard wing of one of the Kommando’s Focke-Wulf Fw 190A-5s.
Focke-Wulf Fw 190A-5 WNr 1372, ‘‘White 4”, was used extensively for static firing trials, and is seen here with its tail jacked up and a W.Gr.21 mortar attached to the starboard wing.
The aerial mortar was a relatively simple device that could propel a projectile at a comparatively low velocity over a short range.
A dramatic photo capturing the moment a mortar is launched from ‘‘White 4” during a static test at Barth in early 1944.
Истребитель Fw 190A-5/U3 с бомбовым вооружением
Истребитель-бомбардировщик Fw 190A-5/U3 с бомбодержателем ETC 501, но без пушек MG FF, нес бомбовую нагрузку 1000 кг. Данный тип выпускался в тех же количествах, что и Fw 190F-2.
A FW 190A-5/U-8 with under wing drop tanks and a 500 lb. bomb mounted on the fuselage bomb rack.
Штурмовик Fw 190A-5/U11 оснащался двумя пушками Rheinmetall- Borsig MK 103 калибра 30 мм, размещавшимися в обтекаемых крыльевых контейнерах. Данный вариант вооружения обозначался Rustsatz 3 (R3).
Еще одной попыткой усилить огневую мощь "фоккера" в борьбе с дневными налетами авиации союзников стал опытный Fw 190A-5/U12 с дополнительной установкой под крылом четырех 20-мм пушек MG 151. Дополнительное вооружение размещалось под крылом в двух контейнерах WB 151/20, по два орудия в каждом. Но в серию он не пошел - машина оказалась очень тяжелой для успеха в воздушном бою. Выпущено всего два таких самолета.
Fw 190A-5/U14 нес торпеду LTF 5b на фюзеляжном держателе ETC 502. Самолет имел увеличенный киль и удлиненную стойку хвостового колеса, чтобы исключить возможность касания земли торпедой.
Неоднократно предпринимались попытки усилить ударную мощь "фоккера", в первую очередь для противодействия перевозкам союзников на море. Этот Fw 190A-5/U14 испытывался в качестве торпедоносца. Выпущены всего два экземпляра
Fw 190A-5/U15 испытывался с "воздушными торпедами" Bv 246
Внешняя установка 30-мм пушки MK 108 - главный "аргумент" Fw 190A-5/U16 для боя с американскими "летающими крепостями"
Fw 190A-5/U10 - прототип следующей серийной модели - Fw 190A-6. Главное отличие - замена 20-мм крыльевых пушек MG FF на более мощные MG 151
FW.190A-6
Fw 190A-6 предположительно Вальтера Новотны (самого результативного на тот момент аса люфтваффе), Восточный фронт, 1944
In this view, the engine is being put back together. Note the lack of outer wing guns, which means that this is a FW 190A-6.
Новотны сидит в кабине своего Fw 190. Он только что принес 1-й эскадрилье 300-ю победу в воздушных боях и празднует это событие в кругу друзей-пилотов.
Оберст-лейтенант Йозеф "Пипс" Приллер, командир JG 26, вылезает из кабины своего Fw 190A-6 (Франция, весна 1944 года). С момента своего появления во Франции в конце 1941 года Fw 190 стали большой проблемой для авиации союзников. Они превосходили британские истребители Spitfire Mk V и были настоящим бичом для американских бомбардировщиков.
На Fw 190A-6 испытывался локатор воздушного перехвата FuG 217
Специально для перехвата бомбардировщиков союзников для Fw 190A-6 выпускались модификационные комплекты R1 (слева - 30-мм пушки MK 108 в консоли крыла) и R2 (справа, контейнер для двух 20-мм пушек MG151). В обоих случаях консольные 20-мм пушки MG 151 снимались
FW.190A-8
Самой массовой версией "фоккера" стал Fw 190A-8. На снимке истребитель, оборудованный комплектом R2 - консольной 30-мм пушкой MK 108
Another Fw 190A-8 captured by American forces, and put on display as FE-117.
Еще более мощный вариант Fw 190A-8 с "комплектом" R3 - мощными 30-мм пушками MK 103
FW 190 с подкрыльевыми 30-мм пушками MK-103 в контейнерах
Willi Unger of 12./JG 3, based at Barth in May 1944, poses with his Fw 190A-8/R-2, “Yellow 17”, which has been fitted with a single rearward-firing 21cm mortar, or Krebsgerat, for use against enemy bombers. Unger was unimpressed with the device and complained that it robbed his fighter of speed and agility.
Специально для ПВО "рейха" выпускался сильно бронированный Fw 190A-8 с "комплектом" R8, так называемый "таранный истребитель". Хорошо заметно дополнительное бронестекло по бокам фонаря кабины
Специальный "штурмовой" Fw 190 с дополнительным бронированием (видны бронестекла на фонаре кабины), принадлежавший майору Вальтеру Далю - второму по числу уничтоженных "крепостей" (36) асу
Ночной перехватчик Fw 190A-8/R11 оснащался локатором FuG 216, NJG 10, конец 1944г
WHILE attending the Battle of Britain display at R.A.F. Little Rissington, I saw a two-seat Fw 190 (writes our correspondent, J. Meadow, of Cheltenham). The R.A.F. officer in charge of the machine at the display informed me that it had been stored at Wroughton, an R.A.F. aerodrome near Swindon, since the war.
Для подготовки пилотов был выпущен специальный двухместный вариант Fw 190A-8/U1
Недостаток топлива заставил немцев использовать на аэродромах даже гужевой транспорт
FW.190A-9
Последней серийной моделью "коротконосого" "фоккера" стал Fw 190A-9, JG 300, Германия, 1945г
 
Штурмовые подразделения Люфтваффе на Восточном фронте по собственной инициативе испытали 280-мм реактивные снаряды WfrGr 28/32 в качестве противотанкового оружия, но результаты испытаний были для них разочаровывающими.
Под этот Fw 190 механики подвешивают эффективную кассетную бомбу АВ 250, содержащую более сотни SD-2 с 2-кг осколочными поражающими элементами со взрывателями замедленного действия и стабилизаторами зонтичного типа.
Three Focke-Wulf Fw 190s were used to test the SG 113A anti-tank weapon system, two launchers per wing being installed to fire downwards. Perhaps unsurprisingly, the system was found to be cumbersome and inaccurate and was never used in action.
The three 1.6m (5ft 3in)-long 30mm cannon barrels of an SG 116 Zellendusche automatic recoilless anti-bomber device installed in the fuselage of Fw 190 “White 11” in mid-1944. If a mass is discharged to the rear of a gun at the same instant that a shell is fired forward from the barrel, the reaction of one will balance out the other.
A pair of Mistel S2s of II./KG 200 in flight from Burg to Tirstrup on February 14, 1945, were caught on this poor-quality but rare guncamera footage taken from the North American P-51 Mustang of Lt Bernard Howes of the USAAF’s 55th Fighter Group, which accounted for at least one Mistel shot down that day.
The author stands in front of the piggy-back Junkers Ju 88G/Focke-Wulf Fw 190 at the Enemy Aircraft Flight at Schleswig Holstein.
Одним из наиболее необычных применений Ju 88 стало использование его в виде беспилотного самолета-снаряда в составе комплекса Mistel. На фотографии - учебный вариант такого комплекса.
A Danish officer poses for a photograph in front of a heavily camouflaged Mistel S2 at Tirstrup in June 1945. Note the Ju 88’s missing props and spinners, probably removed for spares. Reportedly evidence was found of a plan to build an Fw 190/V1 flying-bomb combination, but it is unlikely this proceeded beyond the proposal stage.
The serial AIR MIN 77 was allocated to the simulated Mistel (Mistletoe) composite aircraft, comprising Junkers Ju 88A-6 Werke Nr 2492 and Focke-Wulf Fw 190A-8 Werke Nr 733682 (AIR MIN 75), now in the Imperial War Museum. In the genuine article the lower component was fitted with a war-head, flown to the target by the pilot of the fighter, and released to glide down.
Mistel at a Luftwaffe base that has fallen into Allied hands in 1945. Had it been used earlier and in greater numbers, the Mistel “piggyback” combination may have proved to be a decisively destructive - if somewhat blunt - piece of military hardware.
A Mistel S2 (Fw 190A or F atop a Ju 88G-1, in this case WNr 714533) of 6./KG 200 beside its woodland dispersal site at Tirstrup in the spring of 1945.
The Junkers/Focke-Wulf Composite Aircraft, the lower component being a Ju 88H with long fuselage.
Both a brilliant piece of technical ingenuity and a symbol of the Luftwaffe’s increasing desperation as the tide of war turned against Germany, the Mistel concept was initially tried with a Messerschmitt Bf 109 atop a DFS 230 glider in 1943.
В 1945г. Fw 190 применялись в качестве самолета управления для связки "Мистель"
Riedl’s Mistel 2, “Red 12”, at Tirstrup in Denmark in early 1945. A warhead has been fitted to Ju 88G-1 WNr 714050, suggesting an imminent operation.
Гриславски на крыле своего "Фокке-Вульфа", зима 1943-1944гг.
One of the premier FW 190 pilots, Lt. Sepp Wurmheller of JG 2, shot down by P-47s.
Pilots of JG 2 gather around Lt. Wurmheller (fourth from left) to hear about his 81st kill. His aircraft, yellow 2, in the background, shows 80 kills on the rudder.
Pilots of 2. Staffel, JG 2, during pre-flight briefing. Note the eagle motif on the cowling sides. This marking was characteristic of many of JG 2's FW 190s.
Pilots of JG 2 confer beside their Fw 190As in France. From left: Hptm Hans-Jurgen Hepe, Staffelkapitan of 1./JG 2; Ltn Horst Zettel of the Stab I./JG 2; Ofw Josef Wurmheller of 2./JG 2 and Uffz Heinz Dowhan of 1./JG 2. Of these four highly experienced battle-hardened fighter pilots, Hans-Jurgen Hepe was the only one to survive the war.
Истребители FW 190A и летчики из 54-й истребительной эскадры "Грюнхерц" ("Зеленое сердце"), оказавшие упорное сопротивление советским налетам на Либаву
A pilot performs his "Sitzbereitschaft", or cockpit readiness. When the word is given he will take off, but until then or until relieved, he must remain in the cockpit. The small open access panel on the fuselage is the oxygen tank lead where the oxygen bottles in the plane are refilled.
An interesting view of the upper surface of the fuselage showing the restricted view the pilot had in taking off. Note that the stress bar in the canopy is located actually underneath the plexiglass.
Here a FW 190 has its radio battery charged by a portable electrical generator. The jack from the cable is plugged into the connector to the battery compartment.
In this side view, one can see the protruding blast tube of the fuselage mounted 13 mm MG 131 that fired through the propeller arc, as well as the sturdy wide tracked landing gear.
Широкорасставленные «ноги», подпираемые мощными подкосами, Фокке-Вульф Fw 190 получил явно не без влияния печального опыта эксплуатации Bf 109
With its centreline bomb clasp empty, an Fw 190A of SKG 10 taxies in with the help of a groundcrew member perched on the wing. The third Gruppe of SKG 10 was formed in December 1942 with the renaming of Zerstorergeschwader unit III/ZG 2, which had originally arrived in North Africa with its Fw 190s in November 1942.
Preparing for an early morning flight. An interesting aid to the pilot is the small rod sticking up out of the wing's upper surface adjacent to each wheel, informing the pilot that the landing gear is extended.
A unique photo of a FW 190 of JG 54 parked by a Finnish flown Fiat G-50 on an airfield in Finland.
Командир JG54 подполковник Хубертус фон Бонин перед боевым вылетом, лето 1943г, Курская дуга
FW 190s of 4./JG I at their home base in Northern Germany. The small cart in the foreground is the battery charger. Barely visible is the plug to the battery compartment, somewhat covered by the national insignia on the fuselage.
Focke-Wulf Fw 190 "Yellow 2+1” of the 9. Staffel of JG 2 undergoes maintenance in northern France in 1942.
FW190 готовится к боевому вылету
Один из "Фокке-Вульфов" II/JG2 замаскированный вязанками травы на аэродроме Тинджа-южная, Тунис.
The Focke-Wulf Fw 190As of II./JG 2 had arrived in North Africa in mid-November 1942, and by February were based at Kairouan in Tunisia, where facilities and protective revetments were somewhat primitive. As a result, the unit suffered a number of losses on the ground during the USAAF bombing raids during the afternoon of February 15.
A Dornier Do 217E-4 of KG 2 is seen alongside an early FW 190 at Toulouse.
A pair of Fw 190s of 7./JG 2 at Theville in the summer of 1942. Designed purely as an air superiority fighter, the Fw 190A established an immediate ascendancy over the Spitfire V when the former was introduced in late 1941, forcing the speedy development of the Spitfire IX.
FW 190s of 6./JG 3 with some 109Gs of the same group in the background on a field in Holland.
"Фокке-Вульфы" из 5./JG 54 на полевом аэродроме
Оппоненты авиаторов-балтийцев - "Фокке-Вульфы" из эскадры "Грюнхерц"
Истребители FW 190A и летчики из 54-й истребительной эскадры "Грюнхерц" ("Зеленое сердце"), оказавшие упорное сопротивление советским налетам на Либаву
"Фокке-Вульфы" из германской истребительной эскадры JG 54 "Грюнхерц", которая действовала зимой 1942-43 годов на великолукском направлении, аэродром Гатчина, начало 1943г.
A Focke Wulf Fw 190 of Luftwaffe unit SKG 10 taxies out with a bomb for another sortie.
Несмотря на плохую погоду, немцы активно использовали в качестве штурмовиков Ju 87 и FW 190
"Фокке-Вульф" из эскадры "Айсмеер" идет на взлет
В составе эскадр JG 2 и JG 26 была специализированная высотная эскадрилья, оснащенная самолетами с гермокабинами. На фотографии показаны такие самолеты Bf 109G-3 11-й эскадрильи эскадры JG 2 в северной Франции в марте 1943 года. На заднем плане видны истребители Fw 190 эскадры JG 2.
“Cannon birds” take on fuel for their next sortie over the Eastern Front. In the background on the right is a sole Focke-Wulf Fw 190, the type used by II./SG 2 to escort the vulnerable Ju 87Gs on anti-tank sorties, and also used as fighter-bombers, the Stukas being unable to carry bombs while the Bordkanone 3-7 pods were installed.
Весной 1943г. испанская эскадрилья вместе со всей JG.51 перевооружилась на истребители FW 190
A FW 190A prepares to take off. The bumps near the wing roots are access panels to the breeches of the 20 mm MG 151 cannons.
Впервые англичанам удалось сфотографировать Fw 190 в сентябре 1941 года. Новый противник быстро продемонстрировал свое превосходство над британскими истребителями.
FW 190 использовали под Кировоградом, в основном, в качестве штурмовиков
A "Schwarm' (flight of four) of FW 190As of JG 3 flies over its home base in Holland.
Драматический момент - Fw 190 атакует "Крепость". Виден пожар центропланных баков на B-17
Внушительная бомбовая нагрузка под Fw 190 - 1000-кг бомба
Техник из JG 54 позирует у FW 190
Силуэт B-17 на ангаре - наглядное пособие для оценки дистанции до цели
С капота FW 190 снят маслорадиатор с легкой бронировкой. Обратите внимание на высокооборотный вентилятор охлаждения двигателя, практически любое попадание пули или осколка в который выводило из строя силовую установку
Mechanics in the process of tearing down the BMW 801D engine on a FW 190A. Note that when the cowling access panels are removed, the mechanics have unrestricted access to the engine.
Техники устраняют неполадки и заливают масло в мотор Fw 190
The armorers prepare to hook another belt of ammunition to the one dangling from the wing. This FW 190 has had its wheel covers removed to prevent mud from gathering between the wheel and wheel cover.
Истребитель FW 190A, хранящийся в авиационном музее в Ле Бурже (Франция)
Hitherto unpublicised is the fact that at least one German Focke-Wulf Fw 190A-3 (1,100-h.p. B.M.W.801 Dg radial) was tested in Japan, circa 1942/43. Note the Nippon (red "meatball") roundel under the port wing. Further information would be
welcomed.
Истребители "Фокке-Вульф" в парке Горького в Москве: на переднем плане - FW.190D, на заднем - FW.190A.
France
Истребитель NC 900 (Fw-190A) в составе полка «Нормандия-Неман», 1946-1947 гг.
Japan
The sole Focke-Wulf Fw 190A-5 imported into Japan arrived in the late summer of 1943 and was tested against Japanese fighters at Fusa airfield, near Tokyo. It was highly rated by test pilots, but was not selected for production in Japan
UK
В конце июня 1942 года немецкий пилот, потерявший ориентировку во время боя со Spitfire над Западной Англией, по ошибке посадил свой Fw 190A-3 на аэродром Пембри на юге Уэльса. Так англичане получили неповрежденный экземпляр этого истребителя. Но к этому моменту модификация А-3 уже уступала в производстве Fw 190A-4, оснащенному мотором BMW 801D-2 с системой впрыска водометаноловой смеси MW-50, которая позволяла кратковременно увеличить мощность силовой установки на малых и средних высотах.
RAE chief test pilot Wg Cdr “Willie” Wilson taxies Fw 190 MP499 at Farnborough in 1943.
FW 190A3
Focke-Wulf Fw 190A-3 MP499, photograph was taken at RAE Farnborough on August 5, 1942.
Captured Fw 190 MP499 at Farnborough in August 1942.
FW 190A3
Captured Fw 190A-3 MP499, formerly Werknr 5313 with the Luftwaffe, was delivered into British hands at RAF Pembrey, South Wales, in June 1942 when Oberleutnant Arnim Faber landed it there. The aircraft is seen at Farnborough, where it was taken for evaluation and where the author flew it.
FW 190A3
The Focke-Wulf Fw 190A-4 Single-seat Fighter-Bomber (BMW 801D engine).
Отсек пушки MG 151 FW 190A3
Detail of the starboard undercarriage leg.
Основная стойка шасси FW 190A3
Оперение FW 190A3. Открыт инспекционный лючок
Close-up of the empennage showing detail of the panel in the fin which gave access to the tailwheel retracting mechanism.
Captured Fw 190 MP499 at Farnborough in August 1942. The fighter was fitted with a 1,700 h.p. 14-cylinder twin-row BMW 801D radial engine.
The 14-cylinder, twin row radial BMW 801D engine, rated at 1,700 h.p. at 18,000ft. The three-bladed propeller was 10 1/2 ft in diameter and had a blade chord of 12in. The long-chord engine cowling had a diameter of 52in.
Выхлопные патрубки двигателя FW 190A3
Силовая установка FW 190A3
Элерон FW 190A3
Закрылок FW 190A3