RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Германия

Год : 1933

Одноместный истребитель

Варианты

Heinkel He 49 и He 51

   Биплан He 51 стал символом возрождения немецкой авиации в середине 1930-х годов. Именно об этом истребителе нацистская пропаганда раструбила в первые месяцы 1935 года, когда было официально заявлено о воссоздании ВВС Германии после многих лет их тайного развития. Хотя, на самом деле, эта машина являлась неплохим итогом эволюционного процесса последовательных доработок и модернизаций, но пропагандой она преподносилась как некая революционная вспышка конструкторской мысли.
   Историю проекта He 51 можно проследить с конца 1920-х годов, когда Хейнкель разработал проект HD 37, а затем совершенствовал его концепцию в следующих проектах - HD 38 и HD 43. Но в ноябре 1932 года ряд истребителей компании "Heinkel" обновился: в воздух поднялся прототип He 49a, над которым работали два новых талантливых конструктора, братья Вальтер и Зигфрид Гюнтеры. Вальтер прославился своим умением создавать изящные обводы малого лобового сопротивления, а Зигфрид - своими математическими способностями в таких вопросах, как расчет нагрузок и сопротивлений. Прототип He 49a, как и его предшественники, был одностоечным бипланом смешанной конструкции со смещенными плоскостями и одним V-образным мотором BMW VI. Он отличался замечательно чистыми обводами фюзеляжа и установкой убирающегося наполовину радиатора. Этот прототип на испытаниях показал курсовую неустойчивость, поэтому в феврале 1933 года впервые взлетел второй прототип He 49b с удлиненной хвостовой частью фюзеляжа. После первых испытаний с колесным шасси He 49b оснастили спаренными поплавками. Дальнейшие испытания этого самолета с колесным шасси проводили на третьем прототипе He 49c, который отличался от He 49b мотором BMW VI 6,0ZU с охлаждением этиленгликолем вместо водяного.
   Проект He 49 оказался перспективным, но Вальтер Гюнтер полагал, что базовую конструкцию можно еще усовершенствовать. Вместе с инженером Карлом Шверцлером он спроектировал четвертый прототип облегченной конструкции с рядом изменений для улучшения аэродинамики. Этот прототип впервые взлетел летом 1933 года. Он сильно отличался от предыдущих прототипов He 49 и получил новое обозначение He 51a. По сравнению с He 49c, в проект He 51a внесли немало изменений - переделали элероны на верхнем крыле (с триммерами типа Флеттнер), полностью переработали вертикальное оперение, подголовник пилота выровняли с верхней кромкой хвостовой части фюзеляжа, поставили закрепленный подфюзеляжный радиатор вместо принятого ранее полуубирающегося, переделали шасси с обтекателями колес, первоначальный хвостовой костыль заменили на колесо с обтекателем, переделали систему выхлопных патрубков мотора для предотвращения попадания выхлопов из левого ряда цилиндров в кабину пилота.
   За этой разработкой с интересом наблюдало немецкое Министерство авиации, хотя для новых ВВС уже заказали Ar 65, который должен был стать первым в Люфтваффе истребителем. Но He 51 показал гораздо лучшие характеристики, и Министерство авиации настояло, чтобы фирма "Heinkel" продолжила работу над проектом с максимально возможной скоростью. К концу 1933 года компания начала сборку партии из девяти предсерийных истребителей He 51A-0 для эксплуатационных испытаний. He 51A-0 отличался от He 51 а только в деталях, например, возврат к хвостовому костылю, перемещение подголовника пилота и изменение формы выхлопных патрубков в форме буквы "С" для отвода газов. Самолет имел фюзеляж с силовой конструкцией, сваренной из стальных труб. Обшивка его в передней части выполнялась листами из легкого сплава и в хвостовой - из полотна. Силовой набор расчалочного хвостового оперения был также сварен из стальных труб, обшивку оперения выполнили из полотна. Бипланную коробку со смещенными друг относительно друга плоскостями неравного размаха также выполнили из металла и обтянули полотном.
   Бипланы He 51A-0 поставлялись с весны 1934 года. Вопреки ожиданиям Министерства авиации строевые пилоты не пришли в восторг от новой машины, предпочитая не такой скоростной Ar 65E с чуть большей нагрузкой на крыло, но более маневренный и менее строгий в управлении. Последовал ряд аварий, но расследование показало, что они произошли не по вине самолета He 51A-0, а из-за малого опыта пилотов. Поэтому сначала решили построить к сентябрю 1935 года всего 141 самолет He 51. Из-за нехватки производственных мощностей фирма "Heinkel" не смогла выпустить всю серию, так что на первом этапе производства были привлечены фирмы "Arado" и "Erla", на втором этапе к ним присоединились компании AGO и "Fieseler".
   Поставки первых серийных He 51A-1 начались в апреле 1935 года. Летом того же года новый тип истребителя поступил на вооружение вновь сформированной 2-й группы 132-й истребительной эскадры, а затем к концу года заменил самолет Ar 65E в 1 -й группе эскадры JG 132. Серийно выпустили 150 истребителей He 51A-1, поставленных поровну фирмами "Arado" и "Heinkel". He 51A-2 стал единственным вариантом самолета He 51A-1 с переделанным шасси в двухпоплавковую конфигурацию для испытаний.
   В конце 1935 года вариант He 51A на сборочных линиях сменила улучшенная модификация He 51B с усилением двойными расчалками основных стоек шасси и оборудованием для подвески сбрасываемого бака под фюзеляжем. С января 1936 года собрали 12 предсерийных бипланов He 51B-0. Всего было поставлено 450 серийных экземпляров He 51B-1 фирмами "Arado", "Erla" и "Fieseler", построивших 150, 200 и 100 самолетов, соответственно. Эти поставки включали и 46 истребителей, выпущенных с двухпоплавковым шасси под новым обозначением He 51B-2 для использования в 1-й и 2-й эскадрильях 136-й группы береговой обороны взамен устаревших машин HD 38d.
   К 1936 году He 51A и He 51B были самыми ценными истребителями немецких ВВС. Конечно, этим типом вооружили первые немецкие авиачасти, посланные на гражданскую войну в Испанию в августе 1936 года в поддержку мятежников-франкистов. Всего в Испанию отправили 135 самолетов, оснастив ими три эскадрильи 88-й истребительной группы (эти подразделения входили в легион Condor) и эскадрильи 1-E-2 и 2-E-2 ВВС франкистов. Сначала эти бипланы применялись как истребители, но они не смогли противостоять советским И-15, и их пришлось постепенно перенацелить на бомбометание с пикирования и непосредственную поддержку наземных войск. Две испанские группы 1-G-2 и 4-G-2 оснастили самолетами He 51B, приспособленными для непосредственной поддержки. К концу войны были потеряны 89 из 135 самолетов. В гражданской войне в Испании проявилось быстрое устаревание самолета He 51. Вскоре в ВВС Германии решили заменить эти машины в семи из 12 своих истребительных групп на более совершенный самолет Ar 68 (как промежуточный вариант вооружения) перед началом поставки истребителей-монопланов Bf 109.
   He 51B-3 был опытной высотной версией самолета He 51B-2 с верхним крылом увеличенного размаха. Существовало еще два других варианта: He 52B - улучшенная модификация He 51B-3, и He 52D - двухпоплавковая версия He 52B.
   Фирма "Fieseler" собрала до 100 самолетов He 51C - специализированного штурмового варианта He 51B, снабженного узлами подвески для шести 10-кг бомб SC-10. Этот тип предназначался, прежде всего, для экспорта в Испанию. Имелось два его подварианта - He 51C-1 (собрано 79 машин, 51 для франкистов и 28 для легиона Condor) и He 51C-2 (выпущена 21 машина с радиостанциями улучшенной конструкции для использования в немецких береговых частях).
   К началу Второй мировой войны уцелевшие бипланы He 51 ВВС Германии были переведены во вспомогательные части. Там они летали до 1945 года в качестве учебных истребителей для углубленной подготовки.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Heinkel He 51B-1

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один V-образный ПД BMW VI7,3Z мощностью 750 л. с. (559 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 330 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 280 км/ч на уровне моря; набор высоты 4000 м за 7 мин 48 с; практический потолок 7700 м; радиус действия 740 км со сбрасываемым баком, либо 570 км со стандартной заправкой
   Масса: пустого 1473 кг; максимальная взлетная 2030 кг
   Размеры: размах крыла 11,00 м; длина 8,40 м; высота 3,20 м; площадь крыльев 27,20 м!
   Вооружение: два фиксированных стреляющих вперед 7,92-мм пулемета MG17 в верхней носовой части фюзеляжа

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии