Поиск по сайту:
Описание
Страна : Великобритания
Год : 1935
Одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
Варианты
- Hawker - Hurricane - 1935 - Великобритания
- Hawker - Hurricane IID / IV - 1941 - Великобритания
- Hawker - Sea Hurricane - 1941 - Великобритания
- Hillson - FH.40 Hurricane - 1942 - Великобритания
- Sindlinger - HH-1 - 1972 - США
Hurricane
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С. Кэмма. Впервые поднялся в воздух 6 ноября 1935 г. Серийное производство начато в октябре 1937 г. Строился на заводах "Хаукер" в Лэнгли и Бруклендсе, "Глостер" в Брокуорте, "Остин моторс" в Лонгсбридже, "Кэнэдиэн кар энд фаундри" в Монреале (Канада), "Змай" в Земуне (Югославия), "Рогожарский" в Белграде (Югославия), "Авьонс Фэйри" в Брюсселе (Бельгия).
Состоял на вооружении в Великобритании с декабря 1937 г., Югославии - с декабря 1938 г., Канаде - с февраля 1939 г., ЮАС - с января 1939 г., Бельгии - с мая 1939 г., Румынии - с августа 1939 г., в том же году эти самолеты получил Иран. Финляндия приняла "Харрикейн" на вооружение в январе 1940 г., СССР - в сентябре 1941 г., Индия - в июле 1942 г.
Основные серийные модификации:
- "Харрикейн" I с мотором "Мерлин" II, вооружение 8x7,69;
- "Харрикейн" II с мотором "Мерлин" XX и удлиненной носовой частью фюзеляжа; введена подвеска бомб (до 250 кг), НУРС, дополнительных бензобаков; варианты вооружения: А - 8x7,69, В - 12x7,69, С - 4x20, D - 2x40+2x7,69; в СССР модификации IIA и IIB перевооружались в сочетаниях 2x12,7+4x7,69, 2x12,7+2x20, 4x20, монтировались советские бомбодержатели и балки для НУРС;
- "Харрикейн" IV с мотором "Мерлин" 22124, истребитель-бомбардировщик и штурмовик для использования в тропиках, увеличенный радиатор, дополнительная броня, подвеска бомб, НУРС, баков, вооружение 2x7,69 + 2x40;
- "Харрикейн" X, канадский вариант с мотором "Мерлин" 28, вооружение 8x7,69; "Харрикейн" XI, аналог модификации X с иным оборудованием;
- "Харрикейн" XII, канадский вариант с мотором "Мерлин" 29; вооружение 12x7,69; модификация XIIA с вооружением 6x7,69;
- "Харрикейн" бельгийского производства, вариант модификации I с вооружением 4x12,65; Существовали также палубные и катапультные модификации, именовавшиеся "Си Харрикейн".
Перед началом Второй мировой войны "Харрикейн" занимал первое место по численности в парке истребителей королевских ВВС. Первое боевое применение - в сентябре 1939 г. во Франции. В мае 1940 г. "харрикейны" воевали в Норвегии, Бельгии, Франции. В августе 1940 г. - самый массовый истребитель "битвы за Англию". С сентября 1940 г. использовался в Африке, с января 1942 г. - на Дальнем Востоке (Бирма). В Финляндии использовались в феврале 1940 г. в конце "зимней" войны, затем с июня 1941 г. до 1944 г. - против СССР. В СССР с сентября - октября 1941 г. воевали на севере и под Москвой, с начала 1942 г. применялись по всему фронту. Активно участвовали в Сталинградской битве.
"Харрикейны" служили также в авиации Северного и Балтийского флотов, причем на севере они эксплуатировались до конца войны. На советско-германском фронте эти истребители применялись до середины 1943 г., после чего были сосредоточены в ПВО. Индийцы использовали их в Бирме и Малайе в 1943 - 1945 гг., южноафриканцы - в Сомали в 1940 г.
Самолет снят с производства в Англии и Канаде в августе 1944 г. Производство в Югославии и Бельгии прервалось после захвата этих стран немцами.
"Харрикейн" снят с вооружения в Великобритании, СССР и Индии в конце 1945 г., в Канаде - в мае 1945 г., в ЮАС - в начале 1944 г.
"Харрикейн" IIC||
Размах:||12,2 м
Длина:||9,76 м
Моторы, количество х мощность:||1x1280 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3540 кг
Максимальная скорость:||543 км/ч
Практический потолок:||10900 м
Дальность:||1550 км
Описание:
- Hurricane
- Hurricane FR
- Hawker Hurricane
- Flight, May 1938
THE HURRICANE UNVEILED - Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии
-
АвиаМастер 2000-06 / С.Степанов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (5)
"Харрикейн" Mk I командира 257-й эскадрильи RAF сквадрон-лидера Роберта Така, октябрь 1940г. Один из первых случаев появления обозначения воздушных побед пилота на британских самолетах.
-
Air Enthusiast 2006-09 / The Roundels File
Hawker Hurricane I V6935 'DU-W' of 312 (Czech) Squadron, Speke, Aug/Sept 1940. Dark Green/Dark Earth to ‘B’ pattern, with Sky undersurfaces and Black spinner. A 35in A1-type fuselage, 49in B-type upperwing and 49in A-type underwing. Fin flash 27 x 24in. 30in Medium Sea Grey codes. The 'standard' post early-August 1940, Battle of Britain finish.
-
История Авиации 28 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (4)
"Харрикейн Mk.IIB" сержанта Уильяма Ледбетера из состава 43-й эскадрильи. Авиабаза Эклингтон, Великобритания, осень 1941г.
-
АвиаПарк 2008-02 / Ю.Рыбин - Первенцы ленд-лиза /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
"Харрикейн" из состава 81-го скуадрона 151-го крыла RAF (пилот сержант Крю) в сентябре 1941 года прибыл в Архангельск. На аэродроме "Кег-остров" был собран и облетан, после чего перелетел на аэродром "Ваенга-Первая"
-
Мировая Авиация 6
Этот Hurricane Mk IIB (Z3768) служил в 81-й эскадрилье, 151-м крыле Королевских ВВС в Ваенге на севере Советского Союза в сентябре - ноябре 1941 года, когда машина была передана советским морским летчикам. Его маркировка состоит из первой буквы кода эскадрильи ("FL"), индивидуальной идентификационной буквы самолета и двух цифр, как было принято в советских ВВС.
-
История Авиации 29 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (5)
"Харрикейн Mk.IIC" сержанта И.У.Берьера из состава 43-й эскадрильи, авиабаза Тангмер, лето 1942г.
-
АС 1991-02 / В.Котельников, Д.Хазанов - "Харрикейны" на советско-германском фронте /Боевые действия/
"Харрикейн" IIB 81-й эскадрильи 151-го крыла RAF, аэродром Ваенга, осень 1941г.
-
АвиаМастер 2001-05 / А.Марданов - Защищая русский север /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
"Харрикейн" из состава 151-го крыла RAF, аэродром Ваенга-1, октябрь 1941г.
-
Мировая Авиация 153
Воевавшие в Советском Заполярье летчики 151-го авиакрыла британских ВВС, включавшего две эскадрильи, использовали буквенный код "GV" для 134-й и "FL" для 81 -й эскадрилий. Следом шел числовой код звена, здесь - звено "B".
-
История Авиации 28 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (4)
"Харрикейн Mk.IA" скводрон-лидера из состава 1-й эскадрильи. Великобритания, лето 1941г.
-
История Авиации 30 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (6)
"Харрикейн Mk.IIC" флайт-лейтенанта К.М.Куттельвашера из состава 1-й эскадрильи. Авиабаза Тангмер, Великобритания, лето 1942г.
-
Air Enthusiast 2006-09 / The Roundels File
Hawker Hurricane I L1679 'JX-G' of 1 Squadron, Vassincourt, France, flown by Fg Off Paul Richey, in early 1940. Dark Green/Dark Earth to ‘A’ pattern, undersurfaces divided on the centre-line, Black port and White starboard. A 25in A-type fuselage roundel and 45in A-type underwing, specified in September 1939, for all aircraft flying over France. The 49in upper wing roundel, appears to be a partially modified A1-type, retaining approximately lin of the yellow outer ring. Code letters in Medium Sea Grey, approximately 30in high. Spinner tip could be red.
-
Мировая Авиация 10
Hurricane Mk IА Британских экспедиционных сил. 87-я эскадрилья участвовала в сражениях во Франции в период с сентября 1939 года по май 1940 года, преимущественно сопровождая самолеты Lysander из 11-й эскадрильи. Обе части несли большие потери.
-
История Авиации 29 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (5)
"Харрикейн Mk.IIC" скводрон-лидера И.Р.Глиида из состава 87-й эскадрильи, авиабаза Чэрми Даун, лето 1942г.
-
Air Enthusiast 2006-09 / The Roundels File
Hawker Hurricane I L1774 'LK-D' of 87 Squadron, Lille/Seclin, March 1940. Dark Green/Dark Earth to 'B'pattern, undersurfaces divided on the centre-line, Black port and White starboard. A 35in A-type fuselage roundel, 49in B-type upperwing, and 45in A-type underwing, specified in September 1939, for all aircraft flying over France. Code letters in Medium Sea Grey, approximately 35in high.
-
История Авиации 29 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (5)
"Харрикейн Mk.IIC" из состава 87-й эскадрильи, авиабаза Чэрми Даун, весна 1942г.
-
История Авиации 28 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (4)
"Харрикейн Mk.IA" из состава 32-й эскадрильи. Авиабаза Мэнстон, Великобритания, лето 1941г. Судя по фотографии этот самолет прошел восстановительный ремонт, после чего схема его камуфляжа стала довольно заметно отличаться от классической
-
Мировая Авиация 85
Hurricane Mk IIC. 94-я эскадрилья в 1942 году базировалась в Египте. Изображенный здесь ее Hurricane Mk IIC несет типичный для британских ВВС на данном ТВД камуфляж: темно-коричневый, желто-серый и серебристо-голубой. Эскадрилья воевала на Ближнем Востоке и Средиземноморском ТВД, но в апреле 1945 года - в Греции - была расформирована.
-
Air Enthusiast 2006-09 / The Roundels File
Hawker Hurricane I L1940 'OP-R' of 3 Squadron, Kenley, in the summer of 1939. Dark Green/Dark Earth to 'B' pattern, undersurfaces divided on the centre-line, Black port and White starboard. A 25in B-type fuselage and 35in B-type upperwing roundels, converted from 35in and 49in Al roundels respectively. Underwing roundels are 49in A-type, possibly overpainted on the port side, while the 30in serial was probably still present, as evidenced by adjacent aircraft. Code letters Medium Sea Grey, approximately 35in high.
-
История Авиации 30 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (6)
"Харрикейн Mk.IIC" сержанта Д.Дж.Скотта из состава 3-й эскадрильи. Авиабаза Стэплфорд, Великобритания, лето 1942г.
-
История Авиации 28 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (4)
"Харрикейн Mk.IIC" из состава 3-й эскадрильи. Авиабаза Стэплфорд, Великобритания, лето 1941г. На самолете установлен щиток, защищающий пилота от ослепления выхлопными огнями. Однако в 1941г. это нововведение, судя по фотографиям, почти не применялось в эскадрильях "Харрикейнов"-"интрудеров"
-
Мировая Авиация 62
С сентября по октябрь 1940 года на фюзеляжах некоторых самолетов 303-й эскадрильи, включая изображенный Hurricane Mk I № P3120/RF-F, были нанесены красные диагональные полосы, означавшие, что это командирские машины. Урбанович был одним из пилотов, летавших на этой машине.
-
АвиаМастер 2003-07 / М.Жирохов - "Польский тигр" Витольд Урбанович /Авиация в лицах/
"Харрикейн" Mk.I из 303-й эскадрильи RAF, на котором воевал Витольд Урбанович. Окраска самолета - стандартная для данного типа машин. "Харрикейн" сверху покрыт коричнево-зеленым камуфляжем, нижние поверхности серебристые. Бортовой код серый, кок черный, эмблема - красно-бело-синяя.
-
Авиация и Время 2000-06 / В.Жигалко - Битва за Англию /Аэроархив/ (2)
Hurricane Mk.I из 303-й (польской) АЭ Королевских ВВС, сентябрь 1940г.
-
Мировая Авиация 146
P3975 - Hurricane Mk I из польской 303-й эскадрильи, на нем Йозеф Франтишек летал в сентябре 1940 года и одержал 2 сентября 1940 года свою первую официальную победу (сбил Bf109E).
-
Авиация и Время 2017-01 / Ф.Грабовски - Станислав Скальски - легенда польских ВВС
Hawker Hurricane Mk.l, на котором воевал флайт-лейтенант С. Скальски. 501-я эскадрилья RAF, сентябрь 1940 г.
-
История Авиации 28 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (4)
"Харрикейн Mk.IIC" из состава 253-й эскадрильи. Авиабаза Фристон, Великобритания, зима 1941-1942гг.
-
Air Enthusiast 2006-09 / The Roundels File
Hawker Hurricane I P3878 'YB-W' of 17 Squadron, Debden, in July 1940. Flown by Fg Off H A C Bird-Wilson. Typical Battle of Britain finish post-June 1940, except for the Sky spinner in place of the authorised Black. Dark Green/Dark Earth to 'B' pattern, with Sky undersurfaces. A 35in Al fuselage and 49in B-type upperwing roundels. Codes approx 40in high in Medium Sea Grey.
-
АвиаМастер 2000-02 / М.Никольский - Африканское эхо второй мировой /Неизвестная война/
"Харрикейн" из 3-й южноафриканской эскадрильи, Кения, 1941г.
-
История Авиации 29 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (5)
"Харрикейн Mk.IIC" скводрон-лидера Дж.А.Ф.Маклэчлана из состава 1-й эскадрильи, авиабаза Тангмер, весна-лето 1942г.
-
Air Enthusiast 1971-10 / R.Braybrook - Trial by Fire /Fighters in the RAF/ (2)
Hurricane I (P2579) of No 73 Sqdn, France, Winter 1939-40;
-
Авиация и Время 2010-01 / В.Заблоцкий, А.Овчаренко - Пасха по-цейлонски. 1942 год (1)
Hawker Hurricane Mk IIb из 30-й эскадрильи Королевских Воздушных сил. Аэродром Ратмалана, апрель 1942г.
-
История Авиации 28 / А.Медведь - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (4)
"Харрикейн Mk.IIC" флаинг-офицера Кеннет У.Маккензи из состава 247-й эскадрильи. Авиабаза Эксетер, Великобритания, осень 1941г. Флаинг-офицер Кеннет У.Маккензи был сбит зенитным огнем в ночь на 29 сентября 1941г. в районе авиабазы Лэннион и попал в плен. К этому времени на его счету имелось 13 побед
-
Авиация и Время 2005-01 / В.Мараев - Средиземноморский ас империи /Портреты/
Hurricane Mk.I из 33-й АЭ британских ВВС, на котором 20 апреля 1941г. погиб М.Т.Пэттл
-
Air Enthusiast 2006-09 / The Roundels File
Hawker Hurricane I L1S68 ‘S' of 73 Squadron, Digby, 1938. Dark Green/Dark Earth to 'B'pattern, with Aluminium undersurfaces and 30in (76.2cm) underwing serials. A 35in A1-type fuselage, 49in B-type upperwing roundels and 45in A-type underwing. Fuselage serial 6in high. White 'Arrowhead' on fin with squadron insignia. Code letters in Medium Sea Grey, approximately 24in on fuselage and 21in on fin.
-
Мировая Авиация 22
Hawker Hurricane Mk I. К моменту начала немецкого вторжения британские AAFS располагали только двумя эскадрильями истребителей Hawker Hurricane - 1 -й и 73-й (ее самолет представлен на рисунке). Эти машины принадлежали к числу лучших истребителей союзников и могли на равных вести бой с Bf 109. Широкая колея шасси и прочная конструкция делали Hurricane идеально подходящим для действий во Франции.
-
История Авиации 32 / С.Алексеев, А.Булах, П.Каминский - Хроники Интрудеров /Ретроспектива/ (8)
"Харрикейн Mk.IIC" из состава 73-й эскадрильи ВВС Западной Пустыни. Авиабаза Гамбут-Вест, ноябрь 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-03 / В.Морозов - "Битва" за Сингапур (3)
Истребитель Хоукер «Харрикейн» Mk.IIB trop из 232-й ИАЭ RAF. Сингапур, январь-февраль 1942 г.
-
АвиаМастер 2003-04 / М.Жирохов - Они сражались за Фландрию. Бельгийские ВВС во второй мировой войне /Из истории воздушных войн/
"Харрикейн" Mk.1 из эскадрильи "Ле Шардон", аэродром Шаффен, весна 1940г.
-
Мировая Авиация 20
Hawker Hurricane Mk I. Наиболее современными истребителями бельгийских ВВС в 1940 году были 11 Hurricane Mk I. Это были самолеты раннего выпуска с двухлопастными винтами.
-
Мировая Авиация 153
Около 40 самолетов Hurricane Mk IIC британских ВВС в период 1946-1947 годов были переданы португальским ВВС. Данные машины были приспособлены к эксплуатации в тропических условиях и поставлялись с подкрыльевыми сбрасываемыми топливными баками емкостью 205 литров. Последний из самолетов был снят с эксплуатации в 1951 году.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
"Харрикейн" Mk.I из 53-й истребительной эскадрильи
-
АвиаМастер 2004-05 / М.Быков, А.Диков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (2)
"Харрикейн" Mk IIb с советским вооружением. Период переучивания полка на иностранную технику, июль 1942г. Стандартный британский камуфляж с ОЗ, закрашенными темной (возможно, отечественной темно-зеленой) краской.
-
АвиаПарк 2008-02 / Ю.Рыбин - Первенцы ленд-лиза /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Этот же "Харрикейн" в составе 78-го ИАП ВВС Северного флота был закреплен за командиром 3-го звена 3-й эскадрильи лейтенантом Амосовым. В марте 1942 года самолет передали во 2-й гвардейский САП. 31.08.1942г. был списан как боевая потеря
-
АС 1991-02 / В.Котельников, Д.Хазанов - "Харрикейны" на советско-германском фронте /Боевые действия/
"Харрикейн" Mk.XI 2-го гв. сап ВВС СФ, лето 1942г.
-
АвиаПарк 2008-03 / Ю.Рыбин - Первенцы ленд-лиза /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
"Харрикейн" Z 3227 из состава 767-го ИАП. Такой внешний вид он имел на аэродроме "Подужемье" в период подготовки летного состава авиаполка. 21.03.1942г. самолет потерпел аварию в тренировочном полете и впоследствии был списан
-
АвиаПарк 2008-03 / Ю.Рыбин - Первенцы ленд-лиза /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
"Харрикейн" AP-558, на котором 7.04.1942г. потерпел катастрофу командир 767-го ИАП 122 ИАД ПВО майор Юрьев. В тот период летный состав авиаполка только приступил к учебно-тренировочным полета, этим объясняется отсутствие на самолете бортового номера
-
АС 1991-02 / В.Котельников, Д.Хазанов - "Харрикейны" на советско-германском фронте /Боевые действия/
"Харрикейн" IIB одного из полков Карельского фронта, лето 1942г.
-
История Авиации 31 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (4)
"Харрикейн Mk.IIB" капитана Овчарова из состава 157-го ИАП, который 13 августа 1942г. в районе Ржева сбил обер-лейтенанта Эрнста Вассммана из IV/JG51. Немецкий ас, на счету которого было 69 побед - погиб. Самолет несет отечественный вариант вооружения, и, возможно, оснащался РС-82
-
Авиация и Время 2000-03 / С.Вахрушев - Имя из списка забытых героев /Портреты/
Hurricane Mk.IITrop из 22-го ЗАП 6-й запасной авиабригады. Учебный центр в Кинешме, март 1942г. Исходный британский камуфляж изменен - поля песочного цвета перекрашены в зеленый, серийный номер закрашен
-
АвиаПарк 2008-03 / Ю.Рыбин - Первенцы ленд-лиза /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Этот "Харрикейн" начал свою боевую карьеру в ВВС Карельского фронта в апреле 1942 года. Летом 1943-го самолет прикрывал от налетов вражеской авиации Кировскую железную дорогу на участке Шуерецкая - Лоухи. 5.10.1943г. из-за отказа мотора произвел вынужденную посадку на фюзеляж. 19.10.1943г. был списан на запчасти
-
Авиация и Космонавтика 1999-01 / В.Дымич - Веселая охота на востоке Европы
Истребитель "Харрикейн" Mk IIB командира 485 ИАП майора Георгия Зимина (август-сентябрь 1942г.)
-
АвиаПарк 2008-03 / Ю.Рыбин - Первенцы ленд-лиза /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Хорошо видно, что хвост этого самолета из 767-го ИАП ПВО ранее украшал рисунок, но после перебазирования полка с Кестеньгского направления под Мурманск вся "живопись" на его "харрикейнах" была закрашена
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
"Харрикейн" Героя Советского Союза Петра Сгибнева, 78-й ИАП, 1942г.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
"Харрикейн" Mk.IIB Героя Советского Союза Василия Адонкина, командира эскадрильи 78-го ИАП, июнь 1943г. На самолете установлен противопылевой фильтр, изготовленный в мастерских ВВС СФ, а также новое вооружение, состоящее из двух пушек ШВАК и двух пулеметов УБК
-
АС 1991-02 / В.Котельников, Д.Хазанов - "Харрикейны" на советско-германском фронте /Боевые действия/
"Харрикейн" IIB с советским вооружением 2-го гв. сап ВВС СФ, лето 1942г.
-
Авиация и Время 2002-03 / М.Жирохов - Испанские летчики-добровольцы в ВВС РККА
Hurricane Mk.IIc из состава 964-го ИАП, февраль 1943г.
Тип фотографий
- Боковые проекции (57)
- Цветные фото (43)
- Ч/б фото (461)
- Кабина (9)
- Обломки (27)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (48)