SEPECAT Jaguar
Варианты:
SEPECAT - Jaguar - 1969 - International
Страна: International
Год: 1969


Одноместный ударный самолет
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (17)
SEPECAT Jaguar
  
   В середине 1960-х годов в Великобритании и Франции были сформулированы требования к тренировочному самолету и самолету непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Эти требования совместили в едином техническом задании, в результате появился очень удачный англо-французский истребитель-бомбардировщик Jaguar.
   "Breguet" во Франции и "British Aircraft Corporation" в Великобритании были выбраны основными подрядчиками программы, для реализации которой во Франции в мае 1966 года основали совместное предприятие SEPECAT ("Societe Europeenne de Production de l'avion Ecole de Combat et d'Appui Tactique").
   Первым из восьми прототипов Jaguar стал двухместный французский Jaguar E (от Ecole - учебный), взлетевший 8 сентября 1968 года. Остальные прототипы строились с учетом специфических требований заказчиков.
   ВВС Великобритании и Франции планировали закупить по 200 самолетов Jaguar. Великобритания заказала 165 одноместных Jaguar S (от Strike - ударный) и Jaguar GR.Mk 1.
   GR.Mk 1 отличался лазерным дальномером, размещенным в носовой части, и килевым контейнером с приемником предупреждения о радиолокационном излучении. Самолеты для британских ВВС оснащались двигателями Adour Mk 102 тягой по 32,51 кН. Первая британская машина поднялась в воздух 12 октября 1969 года, поставки серийных самолетов выполнены в 1973-1978 годах.
   Разведчики несли на подфюзеляжном пилоне контейнер с пятью фотоаппаратами и инфракрасным сканером, а с 1991 года могли использовать контейнеры Vinten VICON 18 с фотоаппаратурой дальнего действия.
   Фюзеляж двухместного Jaguar на 90 см длиннее фюзеляжа одноместного варианта из-за установки кабины второго члена экипажа. Спарка оснащалась полным комплектом целевого оборудования, как одноместный "боевой" вариант, однако лазерный дальномер в носовой части фюзеляжа не монтировался, не был установлен топливоприемник системы дозаправки топливом в полете, а из двух пушек оставлена одна.
   Первый британский двухместный Jaguar выполнил первый полет 30 августа 1979 года, британские ВВС закупили 35 Jaguar T.Mk 2.
   В 1970-1990 годах британские самолеты постоянно модернизировались. Первую крупную модернизацию провели в 1978- 1984 годах, установив двигатели Adour Mk 104 тягой по 35,14 кН. С декабря 1984 года на Jaguar GR.Mk 1A ставилась прицельно-навигационная система FIN 1064. Доработке подверглись бортовые оборонительные системы, самолет получил возможность использовать УР "воздух-воздух" Sidewinder, которые подвешивались сначала на подкрыльевые, а затем на надкрыльевые пилоны.
   14 спарок доработали в Jaguar T.Mk 2A путем установки ПрНК FIN 1064 и двигателей Adour Mk 104. Далее девять Jaguar GR.Mk 1B и два Jaguar T.Mk 2B доработали в носители контейнеров TIALD с аппаратурой целеуказания.
   Позже самолеты получили навигационную систему TERPROM, нашлемные прицелы и новое приборное оборудование кабин (модернизацию прошло большинство боеспособных Jaguar GR.Mk 3 и Jaguar T.Mk 4). Контейнеры TIALD и УР AIM-132 ASRAAM интегрировали в СУВ Jaguar GR.Mk 3A и, возможно, Jaguar T.Mk 4A.
   В 1996-2005 годах модернизацию прошло 96 самолетов, на которые установили более экономичные двигатели Adour Mk 106.
   На вооружение британских ВВС Jaguar поступили в 1974 году. Значительная часть парка одноместных самолетов являлась носителями тактических атомных бомб WE.177. Самолеты базировались в ФРГ. В случае войны их планировалось использовать как тактические бомбардировщики и разведчики. Первым случаем боевого применения британских Jaguar стала операция "Буря в пустыне" 1991 года. Позже самолеты приняли участие в операции "Northern Watch" и операции 1995 года "Deliberate Force" на Балканах. С вооружения ВВС Великобритании Jaguar сняли в 2006 году.
   Франция закупила 160 одноместных и 40 двухместных самолетов. В сравнении с британским вариантом одноместный французский Jaguar A (от Appui - ударный) оснащался менее совершенным целевым оборудованием, но, тем не менее, являлся эффективным истребителем-бомбардировщиком.
   На последних 80 самолетах установили под носовой частью фюзеляжа лазерные дальномеры и улучшенные приемники предупреждения об облучении; не менее 30 самолетов могли нести лазерные целеуказатели ATLIS.
   Начиная со 113-го самолета, на Jaguar A монтировались панорамные фотоаппараты. За исключением первых десяти самолетов все Jaguar A оснащались двигателями Adour Mk 102.
   Французские двухместные Jaguar E оснащались упрощенным, в сравнении с одноместными машинами, БРЭО. Начиная с 270-го серийного самолета, на спарках монтировали неубираемые топливоприемники, предназначенные исключительно для отработки дозаправки в воздухе.
   Компания SEPECAT разработала Jaguar M авианосного базирования. Первый полет прототип выполнил в ноябре 1969 года, но в дальнейшем тема была закрыта.
   Поставки Jaguar ВВС Франции осуществлялись с января 1972 года по декабрь 1981 года. Самолетами вооружили девять эскадрилий, две из которых отрабатывали нанесение ядерных ударов 25-кт бомбами AN 52; эти бомбы сняли с вооружения в 1991 году. Подобно британским, французские Jaguar приняли участие в боевых действиях. Впервые они использовались для нанесения ударов в конце 1970-х годов в Северной и Центральной Африке, в 1980-х годах действовали над Мавританией, Чадом и Центрально-Африканской республикой. В 1991 году принимали участие в военных действиях в Персидском заливе, а позже - на Балканах. Франция сняла Jaguar с вооружения в июле 2005 года.
   Все экспортные Jaguar являются подвариантами Jaguar B/S. Первый полет прототип Jaguar International с двигателями Adour Mk 104, являвшийся британской машиной, выполнил в 1974 году. Тяга двигателя Mk 104 на 27% превосходила тягу двигателя Mk 102.
   Первым серийным Jaguar International стал двухместный Jaguar EB для ВВС Эквадора, который поднялся в воздух 19 августа 1976 года. Одно- и двухместные Jaguar поставили ВВС Эквадора в 1977 году; семь уцелевших самолетов в 1991 году дополнили тремя отремонтированными экс-британскими машинами. Эквадор использовал Jaguar в короткой войне в Перу в 1995 году; в начале 2000-х годов Jaguar с вооружения ВВС Эквадора сняли.

   С 1977 года Оман получил десять одноместных Jaguar OS и два двухместных Jaguar OB, вторая партия из такого же количества самолетов была поставлена в 1983 году. Все самолеты второй партии оснащались ТРДДФ Adour 811 тягой по 37,37 кН. 24 изначально заказанных Оманом Jaguar были дополнены двумя экс-британскими самолетами - одним одноместным и одним двухместным. В 1986-1989 годах 21 уцелевшая машина прошла модернизацию с установкой ПрНК FIN 1064. В 2013 году на вооружении ВВС Омана состояло восемь Jaguar.
   Главным покупателем Jaguar стала Индия, получавшая самолеты постройки "BAe" и собранные по лицензии концерном HAL. В ВВС Индии одноместные Jaguar IS и двухместные Jaguar IT именовались Shamser.
   На самолетах второй партии для ВВС Индии ставились ТРДДФ Adour Mk 804 тягой по 35,75 кН, была смонтирована система NAVWASS (Navigation и Weapons Aiming Sub System). Самолеты третьей партии собирались компанией HAL из машинокомплектов британского производства, но постепенно количество комплектующих, поставляемых Англией, сокращалось. Самолеты постройки HAL позднего выпуска получили двигатели Adour Mk 811.
   Партия из 17 спарок была укомплектована улучшенным ПрНК DARIN II, обеспечивающим круглосуточность боевого применения и использование боеприпасов с лазерным наведением. Для поражения морских целей HAL построила 12 Jaguar IM с РЛС Agave, установленной в носовой части фюзеляжа вместо лазерного дальномера; главным оружием этих самолетов являются ПКР BAe Sea Eagle.
   Индия использовала Jaguar в каргильской войне 1999 года с Пакистаном, с самолетов применялись обычные и корректируемые бомбы. Всего Индия закупила 168 Jaguar; серийное производство на HAL завершилось в 2008 году.
   Финальным покупателем Jaguar стала Нигерия - на вооружение ВВС в 1984 году поступили 13 одноместных Jaguar SN и пять двухместных Jaguar BN; самолеты сняты с вооружения в 1991 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   SEPECAT Jaguar International

   Тип: одноместный ударный самолет
   Силовая установка: два ТРДДФ Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 804 сухой тягой по 23,66 кН, тяга на форсаже 35,75 кН; или Adour Mk 811 тягой по 24,55 кН, тяга на форсаже 37,36 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость без внешних подвесок на высоте 10975 м - 1699 км/ч; время набора на высоте 9145 м - 1 мин 30 с; практический потолок 14 000 м; дальность с ПТБ 3524 км; боевой радиус по профилю полета "большая-малая-большая высота" без ПТБ 852 км
   Масса: пустого снаряженного 7700 кг; максимальная взлетная 15700 кг
   Размеры: размах крыла 8,69 м; длина с ПВД 16,83 м; высота 4,89 м; площадь крыла 24,18 м2
   Вооружение: две 30-мм пушки ADEN Mk 4, вооружение общей массой до 4763 кг на пяти внешних узлах подвески
One of four different versions of the BAC/Breguet Jaguar have flown in prototype form so far. The French version is shown: Jaguar A-04 single-seat strike aircraft
SEPECAT Jaguar A of EC 1/7 "Provence”, based at St Dizier. Armee de I'Air has purchased 160 single-seat Jaguar As and 40 two-seat Jaguar Es. to equip nine escadrons in the 3e, 7e and 11e Escadres de Chasse.
SEPECAT "Ягуар" из состава французской авиагруппы EC-4/11, действовавшей в Чаде.
One of four different versions of the BAC/Breguet Jaguar have flown in prototype form so far. The Jaguar S-06, prototype of the British single-seat tactical strike aircraft.
Jaguar GR.Mk 1А. Jaguar с бортовым номером XZ364 и именем "Sadman" принадлежал к авиакрылу, развернутому в ходе операции "Буря в пустыне" на авиабазе Муххарак в Бахрейне. Этот Jaguar совершил 47 боевых вылетов.
Jaguar XX765 is one of the RAF's GR Mk 1s, now fitted with a quadruplex digital full-time fly-by-wire (FBS) system for flight development. The finish is a version of the MoD PE scheme for non-operational aircraft.
Великобритания. Хотя поставлявшиеся RAF самолеты имели серо-зеленый камуфляж. Jaguar, использовавшийся авиационным исследовательским центром RAE/DERA, нес яркую красно-бело-синюю окраску. Этот самолет (XX765), принимавший участие в испытаниях электродистанционной системы управления, получил обозначение Jaguar ACT (Active Control Technology). Испытания помогли разработке европейского истребителя нового поколения. До снятия с вооружения в 2007 году самолеты RAF успели поменять несколько схем камуфляжа.
One of the 10 single-seat Jaguars supplied to the Fuerza Aerea Ecuatoriana (plus two two-seaters), built to a similar standard to the RAF Jaguar GR Mk 1s and T Mk 2s. They equip a squadron based at Taura.
Эквадор. ВВС Эквадора (Fuerza Аёгеа Ecuatoriana, FAE) получили Jaguar в том же камуфляже, что и первые самолеты RAF: верхние поверхности в темно-зеленых и темно-серых пятнах, нижние поверхности - светло-серые. Надпись "FAE" снизу левой консоли крыла, сверху - кокарда. Потеряв пять из первоначально приобретенных 12 самолетов, эквадорцы в 1991 году купили у RAF еще три GR.Mk 1. Уцелевшие машины вплоть до снятия с вооружения в 2002 году сохранили свою первоначальную окраску.
Нигерия. Нигерийские Jaguar International, поступившие на вооружение штурмовой эскадрильи, базировавшейся в Макурди, несли интересный трехцветный камуфляж с пятнами песочного, зеленого и желтовато-коричневого цвета. Получив Jaguar 1984 году, Нигерия так полностью и не выплатила концерну BAe стоимость этих самолетов и, соответственно, не получала технической поддержки и запасных частей. В результате машины уже долгие годы находятся в нелетном состоянии.
Jaguar JS104 in the markings of No 5 Squadron. Indian Air Force, is one of the 35 single-seaters delivered as complete aircraft from the UK, prior to production/assembly of additional aircraft by HAL.
Первыми самолетами Jaguar в ВВС Индии стали 18 машин, взятых в аренду у ВВС Великобритании; Великобритании их вернули в 1984 году. Эмблема с изображением слона обозначает принадлежность одноместного Jaguar IS к S-й эскадрилье ВВС Индии. Разведывательная эскадрилья "The Tuskers" первой в 1981 году получила Jaguar, построенные по индийской спецификации.
A Jaguar International of No 8 Squadron, Sultan of Oman's Air Force. The SOAF has purchased 21 single-seat and four two-seat Jaguars.
Jaguar International IM. Это один из первых восьми морских ударных Jaguar IM, оснащенных РЛС, несущих службу в 6-й эскадрилье, входящей в состав 2-го крыла Юго-западного авиационного командования. Самолет изображен здесь в том виде, в каком он базировался в Пуне в 1991 году. Эмблема 6-й эскадрильи (носящей название "Драконы") изображает драконоподобное существо на фоне белой полосы с красными ромбами.
Один из шести Maritime Jaguar, оснащенных РЛС, из 6-й АЭ ВВС Индии
One of four different versions of the BAC/Breguet Jaguar have flown in prototype form so far. The French version is shown: Jaguar M-05 naval single-seat attack aircraft.
ВМС Франции. Единственный прототип Jaguar М (Maritime - морской) был одноместной машиной, переделанной из Jaguar А, с усиленными планером и шасси, с посадочным крюком. Самолет обещал стать отличной палубной машиной, но фирма "Dassault" убедила ВМС приобрести ее штурмовик Super Etendard. В ходе испытаний Jaguar М нес стандартный морской камуфляж - темно-серый - сверху и белый - снизу.