Junkers Ju.52/3m
Варианты:
Junkers - Ju.52/3m - 1931 - Германия
Страна: Германия
Год: 1931


Средний бомбардировщик и военно-транспортный самолет
Описание:
Ju.52/3m
Junkers Ju 52/3m
Фотографии:

Ч/б фото (273)

Ju.52/3m

Военно-транспортный самолет. Трехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Обшивка гофрированная. Военный вариант пассажирского самолета, созданного в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э. Цинделя. Первый опытный образец одномоторного Ju 52ba взлетел 13 октября 1930 г., первый трехмоторный Ju 52/3mce - в апреле 1931 г. Серийное производство одномоторных пассажирских самолетов начали в июле 1931 г., трехмоторных - с лета 1932 г. Первые военные варианты появились в 1934 г. Ju 52/3m строили заводы "Юнкерс" в Дессау и Бернбурге, "Везер флюгцойгбау" в Бремене, ATG в Лейпциге, с июня 1942 г. - группа заводов во Франции (окончательная сборка на "Бреге" в Виллакублэ с изготовлением узлов "Амио" и SNCASO). Завод PIRT в Венгрии с января 1944 г. собирал машины из немецких деталей. Всего до конца войны выпустили 4835 экз. (вместе с гражданскими). В послевоенный период продолжалось производство во Франции (как AAC-1 "Тукан"), а с июня 1945 г. Ju 52/3mg7e начали строить на заводе CASA в Мадриде (Испания) под обозначением CASA 352.
Экипаж 3 - 5 чел., 18 пассажиров. Моторы BMW 132. Вооружение устанавливалось в зависимости от модификации. Машины послевоенного производства штатного вооружения не имели.
Ju 52/3m состояли на вооружении ВВС Колумбии с лета 1932 г., Боливии - с октября 1932 г., Германии - с октября 1933 г., Австрии - с 1936 г., Португалии - с 1937 г., Швейцарии - с октября 1939 г., Болгарии - с конца 1939 г., Южно-Африканского Союза (ЮАС) и Италии - с лета 1940 г., Венгрии - с весны 1941 г., Китая - с сентября 1941 г., Румынии - с ноября 1941 г.
Серийно выпускались следующие военные модификации:
   - Ju 52/3mSa3, транспортный и учебный (для подготовки штурманов) самолет с моторами BMW 132A-1 на базе гражданского типа ge, без вооружения
   - Ju 52/3m3ge, вспомогательный бомбардировщик и транспортный самолет с моторами BMW 132A-1, имел подъемную подфюзеляжную гондолу для бомбардира и протектированные бензобаки, вооружение 2x7,9, бомбы до 1500 кг, экипаж - 4 чел., поздние серии имели хвостовое колесо вместо костыля, часть машин потом доработана заводом "Винер Нойштадтер флюгцойгверке" в тип g4e;
   - Ju 52/3mg4e, вспомогательный бомбардировщик и транспортный самолет, отличался усиленными шасси и полом кабины, грузовыми люками в потолке и на правом борту, вооружение 2x7,9, бомбы до 1500 кг, экипаж - 4 чел.;
   - Ju 52/3mg4e/Wa, переделка предыдущего типа заводом "Везер" в самолет сопровождения с усиленным вооружением 1x20x4x7,9, экипаж - 4 чел.;
   - Ju 52/3mg5e, военно-транспортный самолет с моторами BMW 132T-2, сменным шасси (колеса/лыжи/поплавки), без обтекателей колес, с антиобледенительной системой, вооружение 1 - 3x7,9, экипаж - 3 чел.;
   - Ju 52/3mg6e, вариант предыдущей модификации с усовершенствованным радиооборудованием, только на колесах или лыжах;
   - Ju 52/3mg7e без люка в потолке, с автопилотом, вооружение у первых серий 3x7,9, позднее- 4x7,9;
   - Ju 52/3mg8e с моторами BMW 132J-2 (поздние серии с BMW132Z), люком в полу; различными вариантами оборудования (грузовой, десантный, санитарный и т.д.), вооружение 1 - 3x7,9 (первые серии), 2-4x7,9, поздние серии- 1x13+3x7,9;
   - Ju 52/3mg9e (Ju 52/3mg4e(Trop)), модернизация старых машин типа g4e для эксплуатации в Африке с противопыльными фильтрами на всасывающих патрубках моторов и улучшенной вентиляцией кабин, усиленным шасси и устройством для буксировки планеров;
   - Ju 52/3mg10e, транспортный самолет на базе типа g8e, с измененной конструкцией грузового люка, без антиобледенителей;
   - Ju 52/3mg11e, аналог предыдущей модификации с антиобледенительной системой;
   - Ju 52/3mg12e с бронезащитой экипажа, вооружение 1x13+3x7,9;
   - Ju 52/3mg14e с моторами BMW 132L, шасси по типу g3e, но без обтекателей колес, вооружение 1x13+2x7,9.
Впервые Ju 52/3m применили в войне Колумбии с Перу осенью 1932 г. Эти самолеты перебрасывали войска в район конфликта. С октября того же года ВВС Боливии использовали их для снабжения войск в районе Гран-Чако, где велись боевые действия против армии Парагвая. Эти операции продолжались до 1935 г.
Германский Рейхсвер получил первые "юнкерсы" еще до прихода к власти Гитлера, это были машины типа Ju 52/ 3mSa3. С апреля 1934 г. Ju 52/3mge (гражданского варианта) начали комплектовать первую эскадрилью, выполнявшую учебные функции. С осени того же года уже специальные военные машины стали поступать в бомбардировочные эскадры только что появившихся Люфтваффе. В 1935 г. этот тип стал основным бомбардировщиком германских ВВС (около двух третей состава). В июле - августе 1936 г. немецкие самолеты начали перебрасывать из Марокко в Испанию мятежные войска генерала Франко. В августе франкисты попробовали применить Ju 52/3m как дневные бомбардировщики. С ноября в Испании начал действовать немецкий "Легион Кондор", имевший на вооружении и Ju 52/3mg3e. Немцы воевали на них до февраля 1937 г., а затем передали мятежникам. С середины 1937 г. авиагруппы франкистских ВВС осуществляли на них ночные налеты. С 1937 г. Ju 52/3mge в частях Люфтваффе вытеснялся бомбардировщиками новых типов и переводился на решение второстепенных - учебных и транспортных - задач.
В марте 1938 г. при захвате Австрии немцы высадили с Ju 52/3m десант в Граце. В сентябре 1939 г. они обеспечивали быстрое продвижение войск Вермахта по Польше. 25 сентября "юнкерсы" как бомбардировщики участвовали в массированном налете на Варшаву. В апреле 1940 г. с этих самолетов высаживались десанты с Норвегии, в мае - в Бельгии и Голландии (парашютные, планерные и посадочные). В частности, десантники захватили мосты через р. Маас. В ноябре "юнкерсы" возили грузы войскам Муссолини в Албании. В апреле 1941 г. Ju 52/3m применялись при захвате Греции и Югославии, в частности, они выбросили планерно-парашютный десант у Коринфского канала. В мае состоялась высадка на о. Крит; остров был захвачен парашютно-посадочным десантом. Авиация перебросила более 13 000 солдат и 350 артиллерийских орудий. "Эскортные" машины участвовали в "воздушном мосту" с Сицилии в Африку в 1941-1942 гг.
"Юнкерсы" много трудились на Восточном фронте. В первые месяцы войны они обеспечивали высокие темпы продвижения мотомеханизированных соединений, доставляя им горючее и боеприпасы, перевозили грузы и раненых. С февраля 1942 г. по май 1943 г. только по воздуху снабжалась окруженная группировка немецких войск в районе Демянска. Большое количество Ju 52/3m (в том числе и самолеты, реквизированные из гражданской авиации) привлекли к перевозкам грузов для окруженной в Сталинграде 6-й армии Паулюса. "Воздушный мост" в Сталинград функционировал с ноября 1942 г. по январь 1943 г. Он стоил немцам огромных потерь.
Позднее "юнкерсам" пришлось выручать немецкие войска, попавшие в окружение почти на всех фронтах. Из наиболее крупных операций такого рода следует назвать действия по эвакуации солдат 17-й армии с Кубани весной 1943 г., вывозку войск из блокированного Крыма (начало 1944 г.), снабжение окруженных под Каменец-Подольским частей 1-й танковой армии в марте - апреле 1944 г. Как бомбардировщики Ju 52/3m последний раз использовали в апреле 1943 г. Они участвовали в подавлении восстания в Варшаве. Бомбы грузили в кабину и выбрасывали из нее вручную.
Последние попытки организации "воздушных мостов" к окруженным имели место в Будапеште в январе 1945 г. и под Бреслау в феврале - апреле того же года.
Австрийские Ju 52/3m служили как штабные и учебные до включения в состав германских ВВС в 1938 г. Румынские и венгерские машины применялись в основном на советско-германском фронте, в частности, на Дону и под Сталинградом. Последний уцелевший венгерский самолет принял участие в доставке грузов в окруженный Будапешт. В Италии летом 1940 г. ВВС реквизировали один пассажирский "Юнкерс". В сентябре 1943 г. его захватили немцы. Болгарские самолеты в октябре 1944 г. осуществляли сброс грузов своим войскам, окруженным немцами в районе Ратунда-Дреняк.
Китайские ВВС в сентябре 1941 г. приняли уцелевшие самолеты авиакомпании "Евразия" и использовали их для правительственных перевозок. В Португалии "юнкерсы" служили как бомбардировщики до января 1944 г., потом машины законсервировали. Позднее португальские ВВС приобрели трофейные немецкие самолеты и машины французского производства. В Швейцарии Ju 52/3 эксплуатировались как учебные и транспортные.
ВВС армии США в начале 1942 г. получили один реквизированный гражданский самолет и использовали его в Зоне Панамского канала до конца 1943 г.
В Советском Союзе "юнкерсы" появились в подразделениях ГВФ после присоединения республик Прибалтики. Позднее к их парку добавились трофейные машины. Они служили до середины 1949 г.
Во Франции сборку самолетов приостановили в июле 1944 г., когда завод заняли американцы. В Германии и Венгрии производство прекратилось в конце того же года. Во Франции и Испании выпуск "юнкерсов" вели и после войны. Последним снял с производства эти машины завод в Мадриде в 1954 г.
Французские самолеты в 1946-1954 гг. воевали в Индокитае. При этом часть машин оснастили наружной подвеской мелких бомб. AAC-1 высадили ряд довольно крупных парашютных десантов под Луангпрабангом и Хайфоном (летом 1946 г.), Намдинем (январь 1947 г.), Хоабинем (ноябрь 1951 г.).
"Юнкерсы" испанских ВВС участвовали в колониальной войне в Испанской Сахаре. В феврале 1958 г. они сбрасывали грузы осажденному гарнизону Ифни, а затем высадили там парашютный десант. Часть машин приспособили в качестве бомбардировщиков. Они воевали против повстанцев до 1969 г. В Боливии последний Ju 52/3m списали в ноябре 1940 г.
В Болгарии "юнкерсы" служили до середины 1950-х, в Румынии - до начала 1960-х гг. Во Франции их сняли с вооружения весной 1960 г., в Португалии - в 1968 г., в Испании - в 1978 г., в Швейцарии - в сентябре 1982 г.


Ju 52/3mg7e||
Размах:||29,3 м
Длина:||18,9 м
Моторы, количество х мощность:||3x830 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||11000 кг
Максимальная скорость:||270 км/ч
Практический потолок:||5900 м
Дальность:||1300 км

Junkers Ju 52/3m

Решение оснастить одномоторный Ju 52 тремя двигателями привело к тому, что седьмой серийный самолет переделали в прототип Ju 52/3m с силовой установкой из трех моторов Pratt & Whitney Hornet по 550 л. с. (410 кВт). Испытанный в апреле 1931 года опытный самолет Ju 52/3mce настолько превосходил по характеристикам своего однодвигательного предшественника, что производство Ju 52/1 прекратили. Первым покупателем Ju 52/3m стала компания "Lloyd Aero Boliviano", получившая с 1932 года семь самолетов.
   Самолет предлагался с поплавковым, лыжным или колесным шасси. Финская компания "Aero O/Y" и шведская "AB Aerotransport" приобрели поплавковые варианты, a Ju 52/3mces, поставленные германской авиакомпании "Deutsche Luft-Hansa", имели колесное шасси. На службе последней компании самолет снискал себе заслуженную популярность - к концу 1935 года в авиакомпаниях использовалось 97 самолетов, причем 51 из них - в "Luft-Hansa". Испытания Ju 52/3m, в тайне проведенные возрождавшимися Люфтваффе, открыли его военный потенциал и привели к созданию переходного варианта бомбардировщика Ju 52/3mge, а позднее его усовершенствованного варианта Ju 52/3mg3e.

   Эти машины впервые приняли участие в боевых действиях во время гражданской войны в Испании. Вначале они использовались в качестве транспортных и перевезли более 10 000 солдат и офицеров из Марокко в Испанию. Ко времени окончания войны в 1939 году Ju 52/3m налетали свыше 13 000 часов и сбросили 6000 т бомб. Параллельно продолжался выпуск гражданских машин. К середине 1930-х годов парк авиакомпании "Luft-Hansa" насчитывал более 230 самолетов, хотя часть из них, без сомнения, использовалась Люфтваффе. Последние получили 450 самолетов от компании "Junkers" в 1934-1935 годах, и 593 самолета - в 1939 году; еще 59 машин были переведены из "Luft-Hansa" после начала Второй мировой войны.
   Универсальные Ju 52/3m интенсивно использовались германскими ВВС на всем протяжении войны, и для восполнения потерь была организована новая сборочная линия на заводе фирмы "Amiot" во Франции. Первые самолеты этого поставщика были приняты в июне 1942 года. Еще 26 машин Ju 52/3m были собраны из узлов германского производства предприятием PIRT в Будапеште. Все они, за исключением четырех машин, были переданы ВВС Венгрии. К моменту завершения серийного производства в середине 1944 года во Франции и Германии было выпущено в общей сложности более 5000 самолетов. После войны французы построили более 400 машин для авиакомпании "Air France" и своих ВВС. Самолеты, предназначенные военным, получили там обозначение AAC.1 Toucan. Испанская фирма CASA построила 170 самолетов для ВВС этой страны, получивших обозначение CASA 352.
   Дальнейшим развитием Junkers Ju 52/3m стали самолеты Ju 252 и Ju 352.


Варианты

   Ju 52/3mg3e: военный вариант с тремя двигателями BMW 132-A3 по 725 л.с. (541 кВт), усовершенствованным радиооборудованием и бомбодержателями
   Ju 52/3mg4e: военный вариант, незначительно отличавшийся оборудованием от Ju 52/3mg3e, хвостовой костыль заменен колесом
   Ju 52/3mg5e: военный вариант с тремя двигателями BMW 132T по 830 л.с. (619 кВт), противообледенительной системой, сменным колесным/лыжным/поплавковым шасси и усовершенствованным радиооборудованием
   Ju 52/3mg6e: аналогичный Ju 52/3mg5e, но с упрощенным радиооборудованием
   Ju 52/3mg7e: аналогичный Ju 52/3mg6e, но с автопилотом и увеличенным грузовым люком
   Ju 52/3mg8e: аналогичный Ju/3mg7e, но с дополнительным люком в потолке кабины; самолеты позднего выпуска оснащались усовершенствованными двигателями BMW 132Z
   Ju 52/3mg9e: аналогичный Ju 52/3mg8e позднего выпуска, но с усиленным шасси; стандартно оснащались оборудованием для буксировки планеров
   Ju 52/3mg10e: аналогичный Ju 52/3mg9e, но с возможностью использовать поплавковое или колесное шасси
   Ju 52/3mg11e: детали неизвестны
   Ju 52/3mg12e: аналогичный Ju 52/3mg10e, но с тремя двигателями BMW 132L; некоторые самолеты использовались "Luft-Hansa" под обозначением Ju 52/3m12
   Ju 52/3mg13e: детали неизвестны
   Ju 52/3mg14e: последний серийный вариант; аналогичный Ju 52/3mg9e, но с усовершенствованной бронезащитой пилота и усиленным оборонительным вооружением


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Junkers Ju52/3mg3e

   Тип: средний бомбардировщик и военно-транспортный самолет
   Силовая установка: три радиальных двигателя BMW 132A-3 мощностью 725 л. с. (541 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 900 м - 275 км/ч; потолок 5900 м; дальность полета с дополнительным запасом топлива 1300 км
   Масса: пустого 5720 кг; максимальная взлетная 10 500 кг
   Размеры: размах крыла 29,25 м; длина 18,90 м; высота 5,55 м; площадь крыла 110,50 м2
   Вооружение: два 7,92-мм пулемета MG15; до 500 кг бомб
FOR BLAZING THE TRAIL: The Junkers J.52, "Romania," in which Prince George Bibesco, President of the International Aeronautical Federation, is carrying out a survey flight from Paris to Madagascar with a view to finding the shortest and most suitable air route, and to map out new petrol and supply stations.
Hispano-Suiza powered Ju 52/3m Bibesco.
The photograph shows the Junkers-Jumo 5 installation in Lufthansa's Ju 52/3mho D-AJYR Emil Schaefer.
A WINNER IN THE COMMERCIAL CLASS: The Junkers Ju. 52 3-m., with three "Hornet" engines of 525 h.p. each, manufactured by the B.M.W. Company.
The Junkers Ju.52 3m., used by Deutsche Luft Hansa.
UNBALANCED FORCES? A Junkers Ju. 52/3 m. with two Townend rings and one N.A.C.A. cowling on the port side. This type is used for the night service to Berlin.
THE GOLDEN ROAD: A D.L.H. Ju 52 on the tarmac at Baghdad airport. This machine was used last month for a trial flight between Berlin and Teheran, Iran, a route which may be reopened by D.L.H. in the near future.
The Junkers Ju.52/3M Transport Monoplane (three B.M.W. 132 engines).
The Ju 52, used on the D.L.H. night mail, "running up" at Cologne.
Classic lines of the Junkers Ju 52 in front of the Frankfurt Rhein-Main Airport terminal in 1936 with a Heinkel He 70 in the background. Lufthansa Ju 52 D-AQUQ officially opened the airport during that year and the type was the mainstay of the airline's fleet between 1932 and 1945.
Junkers Ju 52/3m, сыгравший видную роль в Люфтваффе в период Второй мировой войны. Изначально эти самолеты эксплуатировались авиакомпанией "Deutsche Luft Hansa".
Junkers Ju 52/3m.
Один из самолетов "Lufthansa" запечатлен в лондонском аэропорту Кройдон - он привлекался к полетам по маршруту через Ла-Манш. Линия Берлин-Лондон была открыта в 1932 году.
Junkers Ju 52/3m D-ATON at Fornebu on September 7, 1938. Far from being a ‘‘secret reconnaissance mission”, it was co-organised by Norwegian airline DNL.
Самый массовый самолет фирмы Хуго Юнкерса - Ju 52, ставший последней машиной компании с гофрированной обшивкой
This Spanish-built Ju 52/3m has recently been restored by RAF Gatow personnel for exhibition at the Berlin Senat Transport Museum
Ju 52/3mfe D-2527 Manfred von Richthofen comes in to land. This aircraft wore a striking red and black colour scheme.
Further to the two articles on Goering in the August and September issues, readers might be interested in this photograph of the first of his Junkers Ju 52/3ms, D-2527 c/n 4022, taken at an unknown location. Named Manfred von Richthofen and painted red, as were the other two, it later became D-AGUK.
Ju 52/3mge D-AXAN Hans Joachim Buddecke of Lufthansa at Croydon in 1934. This aircraft was later re-registered D-AHIT and renamed Immelmann.
A common sight at Croydon until 1939 were the Lufthansa Junkers Ju 52/3ms. This one, D-AXOS Oswald Boelcke, was a regular visitor.
FRANKFURT AIRPORT. - On a gala day. The Zeppelin shed in the background.
A Deutsch Luft Hansa Ju.52 and Heinkel 111 at Tempelhof.
NIGHT MAIL: The scene on Croydon's tarmac a few minutes before ten o'clock. The D.L.H. freighter, a Ju. 52, is just about to leave on its nightly journey to Berlin. This service is run, winter and summer, with almost monotonous regularity.
Eighth from the right, von Gablenz stands beside the Junkers Ju 52/3m, D-ANOY, named Rudolf von Thuna, in which he undertook the August 1937 flight from Kabul to eastern China and back. Sadly, von Gablenz was killed flying a French-built Siebel Si 204 transport aircraft in Germany in August 1942.
An impressive view from Junkers Ju-52/3m D-ANOY as it flies through the Himalayas.
Before the Ju 290s, the DLH were already using some Ju 90s, like D-ADLH ‘Sachsen’, seen here soon after taking off from Palma de Mallorca in the early 1940s. The Ju 52/3m in the foreground was one of four purchased by Iberia in early 1941.
The Aerodrome ar Cologne.
ON DURBAN AERODROME: Five of the South African Airways fleet, including the three new Ju 52's which recently flown out from Dessau.
A typical prewar scene at Berlin's Tempelhof Airport. This picture taken in 1934 includes 11 Lufthansa Ju 52/3ms in the foreground, KLM and LOT Douglas DC-2s beyond and, further away, another Ju 52/3m.
International convention at Tempelhof - Heinkel He.111, Junkers Ju.52, Danish Fokker, French Wibault, and others.
A pair of Junkers Ju.86s (one with Jumo diesels) paraded at Tempelhof with a Heinkel He.70 and an early Junkers used for testing the original Jumo. A Ju.52 peeps in at the top corner.
A Klemm and a Junkers Ju. 52 (the latter used to transport officials and mechanics), with Mr. W. Welton's B.A. Eagle behind, before the massive hangar at Orly.
One of the most celebrated airliners of its day, the Junkers Ju 52/3m was affectionately known as "alt Tante Ju” by Lufthansa pilots. The aircraft shown, D-ANYF, was named Erich Pust.
Lufthansa's newly-refurbished Junkers Ju 52, D-AQUI, over Hamburg on April 6, 1986. The aircraft used to be Martin Caidin's N52JU Iron Annie.
Lufthansa’s Junkers Ju 52 D-AQUI, pictured here at Biggin Hill in 1988, is coming back to the UK in September 1992 for displays and pleasure flights.
The Airport of Kaunas, Capital of Lithuania.
Frobisher over a deserted Croydon apron - although Lufthansa’s Junkers-Ju 52/3m D-AXAT Rudolf Windisch can be seen beneath Frobisher’s No 1 engine.
На фотографии - самолет D-UDAS Habicht в полете, один из первых трех серийных Не 70D-0, поставленных авиакомпании "Lufthansa". Он на большой скорости проходит над стоящим Ju 52/3m. В июне 1934 года самолет начал регулярно перевозить пассажиров на линиях, названных авиакомпанией "Blitz-strecken" ("молниеносные полеты").
С 1935 по 1938 годы этот Ju 52/3mge D-ASIS служил в авиакомпании "Lufthansa". Он носил название "Вильгельм Куно" в честь бывшего канцлера Германии в 1922-1923 годах. В сентябре 1938 года он был куплен компанией "Eurasia" и получил новую регистрацию EU-XXIII. Служба у нового владельца была недолгой - в марте 1939 года самолет потерпел катастрофу в Китае.
Alverca Aerodrome (Lisbon). - German and British Transport Machines.
Deruluft’s ski-equipped Ju 52/3mge D-AXES Kondor at Moscow.
АНТ-9 "Чайка" (борт URSS-D308) и Ju 52/3m общества воздушных сообщений "Дерулюфт" на аэродроме в Кеигсберге
Deruluft’s ANT-9 Chaika at Tempelhof Airport, Berlin, in company with one of the airline’s Junkers-Ju 52/3ms (right).
Loading G-AHOC outside the Croydon Croydon on April 3, 1947.
56 оставшихся в Германии в летной годности Ju 52/3m были перевезены в Великобританию. Из них 10 передали BEA - они получили регистрационные номера с G-AHOC по G-AHOL и эксплуатировались на маршруте Кройдон - Ливерпуль - Белфаст.
G-AHOG with starter trolley plugged in, among snow and ice at Speke, February 21, 1947.
At Belfast John was given free rein to photograph the aircraft, this study highlighting the somewhat weary trimotor’s distinctive corrugated skin and Doppelflugel (double-wing) arrangement, in which the control surfaces ran along the trailing edge of the whole wing, well separated from it and operated by a series of cranks and levers.
British European Airways staff gather beside G-AHOF on the day of the inaugural non-stop London-Belfast service. The colour scheme was natural metal overall with the name of the airline in red and the BEA "speedkey" logo reversed out within a red circle on the fin. On other examples, the logo was red and not contained in a circle.
G-AHOE in dispersal at Croydon on April 3, 1947.
Putting G-AHOH away for the night in the old Aircraft Disposal Company hangars at Croydon on April 3, 1947.
BEA engineers running up the engines of G-AHOJ at Croydon on April 3, 1947.
Passengers boarding G-AHOG at Croydon (at Speke ???) on the morning of February 21, 1947 (a freezing A. J. Jackson is seen at right). This aircraft, together with most of the Jupiter fleet, was scrapped a year later at Warrington.
Capt Moynihan and crew at Croydon on February 21, 1947 - the BEA “Jupiters” normally carried a crew of four: Captain, First Officer, Radio Operator and Steward/Stewardess;
Jupiters G-AHOF and G-AHOE are prepared for their next flights on the damp hardstanding beside the terminal at Nutts Corner. Field Air Services at Croydon managed to keep the trimotors’ BMW 132Z engines in good working order, but spares began to dry up quickly and the Ju 52/3ms were withdrawn in the summer of 1947.
With a typically soggy backdrop, G-AHOF sits on the ramp at Nutts Corner awaiting its return flight to Croydon. Phil Butler’s invaluable War Prizes states that this Ju 52/3mg8e arrived at the Enemy Aircraft Servicing & Storage Unit in Hamburg in January 1946, before being sold on to Short Bros in March for passenger conversion.
One of the ten former Luftwaffe Junkers Ju 52/3ms operated briefly by British European Airways on UK passenger services trundles along the taxiway at Belfast’s Nutts Corner airport in March 1947. Although the trimotors were popular with their crews, keeping them airworthy presented too great a challenge and they remained in service for a mere nine months. Note that the No 2 (nose-mounted) engine has been shut down to minimise wear and tear on the fragile BMW powerplants.
The world's two greatest transport aeroplanes in formation over North Weald on April 19, 1986: these examples are Douglas Dakota G-DAKS and Junkers Ju 52 (actually a licence-built CASA 352L) G-BFHG.
Between layers of snow clouds, somewhere over the Irish Sea in G-AHOG on February 21, 1947.
The starboard engine nacelle (with its own fuel gauge) and wing seen from E.J. Riding’s seat;
A view of Nutts Corner from a port-side window of G-AHOF, with G-AHOE on the ramp below. The airport was constructed as a military airfield during 1940-41, and was declared fully operational in September 1941, becoming an important base for wartime RAF Coastal Command operations and transatlantic ferrying services.
Photograph shows BEA’s Junkers Ju 52/3m G-AHOF landing at Croydon on the southbound service from Belfast via Speke (albeit 40 minutes late) on December 7, 1946.
The hulk of G-AHOK propped up on 40-gallon fuel drums at Renfrew, February 22, 1947. Note how the BEA logo and name has been crudely painted out.
The only Ju 52/3m of BEA's fleet of ten to suffer a serious accident was G-AHOK, WNr 2998 (formerly VN742), which was damaged beyond repair in a landing accident at Glasgow-Renfrew on January 26, 1947. Written off, it was photographed by John during one of the many visits he made to Scotland at the time.
In the autumn of 1939 British Airways started a service from Newcastle to Scandinavia using Ju 52/3ms. Despite initial concerns about Fornebu’s treeline, the airport was ultimately incorporated into the route. Ju 52/3m G-AERU Juno was operated on the service and is seen here at Stavanger. It later served in the Congo with Sabena.
THE SINCEREST FORM OF FLATTERY: Remembering the success with which D.L.H. have operated their regular night mail service between Berlin and Croydon, it is not surprising that British Airways have acquired two Junkers Ju. 52 machines for their Continental night mail. These were originally ordered by A. B. Aerotransport and have P. and W. Wasp engines with Hamilton v.p. airscrews - in place of the more normal B.M.W. Hornets. The first British Ju. 52 is seen here taxying out at Gatwick for its initial test flight with Mr. Campbell-Orde, the company's operational manager, on board.
The Ju 52/3m was no stranger to operations in the UK, three examples - G-AERU, G-AERX and G-AFAP - having been operated by British Airways before the Second World War. This example, G-AERU, was named Juno; its sister aircraft, G-AERX, was named Jupiter, which would become the type’s class name in BEA service.
'Jupiter', British Airways Junkers Ju 52 freighter G-AERX at Croydon.
Ju 52/3m G-AFAP in the newly refurbished "Transport” hangar at Cosford.
An engine change at Speke, July 1947.
Junkers Ju 52/3m ES-AUL (c/n 6633) at Helsinki on the occasion of the inaugural Tallinn-Helsinki service run jointly by Estonia’s A/S AGO and Finland’s Aero O/Y, on April 2, 1940. Both of the Estonian Ju 52/3ms were taken over by Aeroflot that year, to serve with the Soviet airline’s Baltic Directorate.
Ju-52/3m авиакомпании Malert, применявшийся для полетов на фронт. На заднем плане - SM.75
In the foreground is the Magyar Legiforgalmi Junkers-Ju 52 HA-JUF with its name Endresz Gyorgy featured prominently beneath the cabin windows. Behind the Ju 52 is Ala Littoria’s Savoia Marchetti S.M.75 I-TETI parked on the Budaors apron.
A gaggle of DC-2s with KLM’s PH-ALH in the foreground. Junkers-Ju 52 HA-JUA carries the new company logo MALERT. German Fw 200-V2 Condor D-AETA Westfalen was the second prototype aircraft and was fitted with three 720 h.p. BMW 132G-1 engines.
On October 16, 1939, DNL inaugurated its Oslo-Gothenburg-Copenhagen service from Fornebu, using former Ju 52/3m seaplane LN-DAF Najaden, which had been fitted with a wheeled undercarriage. It was DNL’s first landplane passenger service.
Norrkoping Aerodrome, in Sweden.
Three Junkers Ju 52/3m were provided by the Bulgarian Air Force to the newly-formed Air Communications Directorate in December 1946. These were used to inaugurate the first domestic scheduled services from Sofia to Bourgas and Varna.
Junkers Ju 52/3m OH-LAO (WNr 7493) at Malmi in May 1949. It entered Aero O/Y service in September 1942, but was leased to Lufthansa the following month, serving as D-AEAC until July 1944. After its Aero O/Y career it was sold to Sweden and later served with Gibbes Sepik Airways in New Guinea.
Kastrup Airport, outside Copenhagen. The new buildings have just been opened. A British Airways Electra is on the right.
NEUTRALITY: A Ju. 52 of the Danish Air Lines used on the Copenhagen-Berlin route. The “Dannebrog” is difficult to mistake for any other flag.
Один из семи Ju 52/3m шведской авиакомпании "Aerotransport АВ" заправляется топливом в аэропорту Темпельхоф (Берлин), начало 1940-х годов. Хорошо видны крупная надпись "Schweden" на фюзеляже, обозначавшая принадлежность самолета стране, соблюдающей нейтралитет.
Engine heating is one of the major problems during the Scandinavian winter. An A.B.A. Junkers Ju.52 is shown here having its three Pratt and Whitney Hornets attended to at Bromma Airport, Stockholm, with special mobile equipment.
Albin Ahrenberg, the eminent Swedish commercial flyer who owned the Ju 52s which Australian Bobby Gibbes bought.
SP-AKX, LOT's Bristol Pegasus powered Ju 52/3m had NACA cowlings and two-position three-bladed propellers.
Five ex-Swedish Junkers Ju 52/3m tri-motor transports are going to New Guinea (VH-BUU-'UY). VH-BUU is seen at Dusseldorf en route to Gibbes Sepik Airways.
VH-BUV is prepared for its long delivery flight to New Guinea at Brotnma Airport, Stockholm.
Purchased in England four years ago, the Junkers Ju 52/3m was restored by South African Airways to represent the aircraft which made the airline's first flight 50 years ago, on February 1, 1934.
IMPERIAL JUNCTION. - A Junkers 52 Air-liner of South African Airways at Durban Airport, where connection is made with the Empire Flying-boat Service of Imperial Airways.
South African Airways' Ju 52/3mge ZS-AFD Sir Benjamin d’Urban at Rand Airport, Germiston, Johannesburg.
Passengers disembarking from a South African Airways Junkers Ju. 52 at the Rand Airport.
ZS-AFD "Sir Benjamin d'Urban" - один из 15 самолетов Ju 52/3m, эксплуатировавшихся компанией "South African Airways" на внутренних линиях с 1934 года.
South African Airways Ju. 52 passing over the wattle plantations of Natal.
EURASIA XVIII (c/n 5294) at Kai Tak aerodrome, Hong Kong, in 1936 or 1937.
Eurasia’s first Ju 52/3m, EURASIA XV (c/n 5329), at Lanchow.
GOOD COMMUNICATIONS: Two very ordinary Junkers Ju. 52s - but interesting because they are two of the Eurasia Aviation Corporation’s five, and are on the aerodrome at Sianfu, China. The company also used one Junkers W.33 and two W.34s. Until a few months ago the Eurasia operating base was at Chungking, but with the advancing war their base has now been transferred to Kunming, which was previously known as Yunnanfu. The most recent extension of the Eurasian network has been to Kami, near the U.S.S.R. border
Авиапочтовая компания "Eurasia" была создана "Lufthansa" и китайским правительством, она эксплуатировала несколько самолетов марки "Junkers", включая Ju 52/3m, изображенные на фотографии.
PATAGONIAN EXPRESS: The ubiquitous Junkers Ju.52 in South America. One of Aeropostale Argentina’s machines at Buenos Aires before leaving on its long, distance run to Rio Grande in Tierra del Fuego.
Swiss-registered Junkers Ju 52s ferried D. H. Goblin engines from Hat­field to Emmen - these two are pictured at Hatfield in October 1950.
Junkers Ju52/3m N99234, seen over Strathallan during the display of July 15-16, 1978, is destined for the USA.
Junkers Ju 52/3m N-99234 was flown to Strathallan via Gatwick from Madrid Spain, by BCal Capt Peter Hoar, arriving on July 14, 1978. It is to be fitted with long range tanks for ferrying to the USA.
Up to about thirty years ago some genuine Ju52/3ms were being operated by the Swiss Air Force, and native-built specimens, redesignated CASA-352Ls, were to be seen over Spain, and AAC.1s over France. Today the preserved Lufthansa D-AQUI gives nostalgic joy rides during the summer months throughout Europe.
Photo shows just how the famous corrugations are laid along the fuselage and wing centre-section, where it will be seen that those at the root are considerably coarser than elsewhere on the wing. Interesting, too, is the fact that on this particular example, N9012N, the door glazing and rear window has been blanked off, the same being the case on the opposite side.
The almost surrealistic effect created by the corrugations of the fin and rudder is well captured by this photo, which emphasises the large rudder gap, the manner in which the metal is terminated in what a tailor would cause ‘tucks' at the sternpost of the fin, and the plain fairing at its root.
Similar treatment of the metal is seen at the rear of the fuselage in this photo, forward of the massive alloy forging which is the tailwheel fork, at the top of which are two prominent towing lugs and a flexible fairing under the stern of the fuselage. Early examples, of course, lacked the refinement of a tailwheel, having a skid instead.
The theme of the landing gear is continued in this photo, showing the air-intakes and the massive legs of the Junkers. The wheel is unfaired in the manner of all examples flying today, but when the design was first introduced in 1930 these were equipped with neat streamlined covers, some early versions serving with the Nazi Luftwaffe having a 'dustbin' defensive position immediately aft.
An aileron mass balance forms the subject of this photo, which also shows how the extreme tips of the wings, of course, lack corrugations and have a neat fairing strip riveted along the join between the upper and lower parts.
In conclusion, the port motor is to be seen in this photo, its cowling and nacelle looking much the same as those for the 600-hp BMW 132As (licence-built Pratt & Whitney Hornets), while the same method of ‘crimping’ the corrugated metal used on the fin may be seen along the line of the rear spar.
A group of engineers, including Carl Nilsson, who helped in the rebuild work, pictured at Bromma Airport, Stockholm, in january 1957.
Swedish flight engineer Iohann Jerdnell attending to one of VH-BUU's BMW's.
Local residents watching a run on an engine test-bed originally used for Australian license-built Pratt & Whitney engines.
Supply drop by a Gibbes Sepik Airways Ju 52 to a ground exploration party in the New Guinea highlands.
The DEUTSCHES MUSEUM'S plate shows the Messerschmitt Me 262, Fokker D VII, Bleriot XI, Wright Model A, Grade monoplane, Lilienthal glider and Junkers Ju 52/3m.
David Neville's evocative photo of a Junkers-Ju 52 at North Weald.
Behind the main beacon at Heston: The Ju.52 is making a demonstration approach.
AN AFRICAN RALLY: More than seventy machines appeared at the Lourenco Marques aerodrome for the air rally early last month.In this aerial photograph most of them are seen parked in front of the D.E.T.A. hangar. On the tarmac are this concern's three recently acquired Ju.52s, while on the right there are the four Rapides, the Dragonfly and the Hornet which are also used by the company.
PORTUGUESE JUBILATION. - Formations of Junkers Ju.52s over Lisbon during the parade to commemorate the Twelfth Anniversary of the coming into power of the regime of Dr. Salazar, - whohas made the country almost self-supporting, and has balanced the Budget.
Ju 52/3mg3e из группы G-22, использовавшийся франкистами как ночной бомбардировщик
Ju 52/3m из подразделения 2./K 88 в варианте бомбардировщика.
A Junkers Ju 52/3mg4e was another of the types used by the Legion Condor, as well as by Spanish Nationalist forces.
Личный состав одного из подразделений "Иностранного легиона" ожидает приказа на погрузку в Ju52. Тетуан, июль-август 1936г.
Самолет 721.5 - это C.352, построенный CASA. Самолет эксплуатировался в испанской школе подготовки парашютистов, но в 1980-х годах был продан частному владельцу в Великобритании.
Ju52/3m G-BECL, now at Blackbushe with Spanish Air Force code 406-2, is to be repainted in German marks;
На переднем плане - Ju 52 N 22-61 из группы 2G-22. Именно этот самолет сбил И.Еременко в ночном бою под Сариньеной
Летчики и самолеты "Юнкерс" Ju 52 одной из франкистских бомбардировочных эскадрилий на аэродроме Бургос, лето 1937г.
CASA 352 G-BECL Eeyore flew out of Coventry on May 31, 1990 bound for its new home with the Sails Collection at La Ferte-Alais in France, where it has taken up the new registration F-AZJU. The crew for the flight, the aircraft’s first in 5yr, were John Hawke, Alan Morriss, Clive Edwards and Mark Edwards of Edwards Brothers Aviation, who prepared the aircraft for the trip.
"Юнкерс" Ju 52 из группы 1-G-22 франкистских ВВС, где в 1937 году служил вторым пилотом Жузе Адриану Пекиту Ребелу
Junkers Ju 52 207 of a night bomber flight based at Ota.
Португальский "юнкерс" на аэродроме Синтра, 1940-е гг.
The first S.A.A.F. flights to Madagascar were by Junkers Ju 52/3m transports from Addis Ababa, Ethiopia. One of these aircraft is seen on Arrachart airfield in company with a liaison D.H. Puss Moth.
Южноафриканские пехотинцы грузятся в один из "юнкерсов" 50-й транспортной эскадрильи, аэродром Зварткоп.
Санитарный Ju 52/3mg7e венгерских ВВС, осень 1942 г.
A Ju 52 3m transport entertains visitors on its airfield. Note the uncommon use of wheel spats on this plane. Most military Ju 52s did not carry them.
В качестве военных транспортников румыны применяли немецкие трехмоторные "Юнкерсы" Ju 52.
In the background is Lockheed 10A Electra YR-AFC, which was the most common airliner in LARES service before the war, and the most common transport in the ‘Escadrila’ LARES in 1941. The mottled wartime camouflage scheme was that adopted by most civil airliners. It is thought to have been the underlying LARES light grey overpainted with the dark olive green used as the base colour on FARR aircraft. In the foreground is a Ju 52; the type that succeeded the Lockheed as the most common transport from 1942. LARES also had a single civil registered Ju 52 in 1941.
A close-up of the "office" of a Ju 52 sporting a red cross pennant, signifying the aircraft is being used as an ambulance.
This Ju 52 carries an insignia depicting a lady with angel wings carrying a suitcase in each hand. Although the unit is unidentified, the concrete apron and the FW 200s of KG 40 seem to indicate the airfield at Bordeaux-Merignac, France.
The nose of a Ju 52/3m bearing the unit insignia of the 2. Staffel of Special Purpose Air Group 9, (2/KGr. 2bV 9) which was formed to transport supplies to the German troops, fighting in the Demyansk pocket in early 1942.
Believed to be an aircraft assigned to the 3rd Staffel of KGr zbV 9, this insignia is as yet unidentified, although the aircraft did participate in resupply of the II Armee Korps during the Demyansk battle.
The insignia of Instrument flying school B 36 as seen on the nacelle of port wing engine of a Ju 52. Although this school was located at Gardelegen, near Magdeburg, these aircraft were sometimes used as transports for paratroopers training nearby in the Letzlinger Heide training area.
Air crewman clean their various weapons as mechanics work on the engines of this Ju 52 of 10/KGr. zbV I. Barely visible is the red shield of the Staffel on the nose. The crewman seated on the box is cleaning a Bergmann machine pistol with fixed bayonet.
Ju 52/3mg3e одной из первых эскадр Люфтваффе
Санитарный Ju 52 - участник "воздушного моста".
Seen at Stavanger's Sola airport recently, a realistically-painted Luftwaffe Junkers Ju 52/3M g7e. However, the starboard side retains the correct S.A.S./D.N.L. colours and registration LN-KAG. The reason? LN-KAG is taking part in a new Norwegian film called "Contact".
Junkers Ju 52/3m G-BECL in full Luftwaffe camouflage as N9+AA at Blackbushe
The Luftwaffe’s dependable Junkers Ju 52/3m was used in numerous roles throughout the war, not least of which was as a trainer for multi-engined aircraft pilots at Flugzeugfuhrerschule C (FFS C) flying schools, as attended by Karl Friedrich Bergen during 1936-38.
Военно-транспортный "Юнкерс" Ju.52, захваченный под Сталинградом.
Германские самолеты быстро начали использовать в своих целях захваченные норвежские аэродромы. Данная фотография датирована 15 апреля 1940 года - самолеты Ju52/3m в аэропорту Осло. На заднем плане горит норвежский истребитель Gloster Gladiator.
Пожар на демянском аэродроме после очередного "визита" советских летчиков. Горят только что доставленные в "котел" грузы.
A Ju 52 wreck burns in the distance at Fornebu shortly after the Germans captured the base.
Fornebu after capture, dotted with the invader's Ju 52s.
Bf 110Cs of the "Haifischgeschwader" (shark wing), Zerstorergeschwader 76, occupy a forward airfield before the Polish campaign in the autumn of 1939. Other aircraft on the field include Junkers Ju 52 transports and one Ju 52 air ambulance, as well as He 111 bombers and several He 111s converted into transports for high-ranking Luftwaffe officials.
Ju52/3m на немецком полевом аэродроме в Польше, сентябрь 1939 года. Во время этого первого блицкрига Ju 52 использовались исключительно для транспортировки грузов. Лишь в следующем году эти самолеты дебютировали в роли десантных.
A line-up of Ju 52s belonging to an unidentified training school. Placement of the swastika between the rudder and vertical stabilizer (as opposed to the entire swastika on the vertical stabilizer) indicates that the aircraft is not assigned to an operational squadron.
Два Ju 52 из 2-й школы слепых полетов - Blindflugschule 2 на аэродроме "Псков-Южный". На заднем плане "Юнкерс" из KGrzbV 500, 22 февраля 1942г.
"Тетушка Ю", мобилизованная в одной из летных школ, на демянском аэродроме. На заднем плане - Ju 52 из KGrzbV 500, разбитый при штурмовке летного поля советской авиацией.
Hartvigvannet in May 1940. Norwegian troops have recaptured the lake and have collected empty oil drums and put them underneath the wings of the aircraft to prevent them from sinking when the ice breaks.
Самолеты транспортной группы KGrzbV 500 на передовом аэродроме "Тулебля".
A study of camouflage and markings. These aircraft are loading up for a resupply mission on the Eastern Front. At least two white camouflaged Ju 52s are visible, plus one grey Lufthansa plane in military service, as well as a grey and green splinter painted Ju 52.
Германские силы в Северной Африке сильно зависели от припасов и пополнения, доставляемых Ju 52/3m. Снимок сделан в апреле 1941 года незадолго до вторжения немцев на Крит, где Ju 52/3m сыграли свою вторую основную роль - десантного самолета.
Летное поле аэродрома Тацинская - основной авиабазы, с которой действовали юнкерсы Ju-52
Экипаж "Юнкерса" из KGrzbV 500, выполнивший 5000-й полет в Демянский "котел" с начала действия "воздушного моста".
Погрузка снабжения для демянского "котла" на самолеты II./KGzbV 1. Аэродром "Остров", март 1942г.
Luftwaffe ambulance drivers pose by their mounts as a flight sergeant in the cockpit of the Ju 52 prepares the aircraft for flight. The loop antenna of the direction finder and the air-driven generator and its small propeller may be seen on the top of the fuselage.
Самолет раннего выпуска, вероятно, Ju 52/3mg4e в варианте San.Flz. (Sanitatsflugzeug, санитарный). Стиль изображения красного креста и надписи свидетельствуют, что этот самолет участвовал во вторжении в Польшу в сентябре 1939 года, а наличие обтекателей колес - что самолет сфотографирован еще до нападения на СССР. Обратите внимание на надпись "San.Flz." на верхней поверхности крыла.
Fi 156D-1 стал основным вариантом санитарного самолета - расположенный на правом борту двустворчатый люк обеспечивал погрузку носилок с раненым. На снимке: раненого переносят из Storch в Ju 52/3m, Тунис, 1943 год.
Сфотографированный в оккупированной Польше в 1939 году, этот санитарный самолет входил в число 547 машин вариантов Ju 52/3mg3e и 3mg4e, составлявших в то время транспортные силы Люфтваффе.
"Tante Ju" being used as an ambulance during the Polish campaign. She features an all-white color scheme, black anti glare and exhaust panels and large red crosses on the fuselage sides, on top of the fuselage, and under both wings.
Основным самолетом германских парашютно-десантных войск был Ju 52/3m, получивший прозвища "Железная Анни" и "Тетушка Ю".
Высадка парашютного десанта хотя и прошла успешно, но потери были большие. Десантники высаживались на парашютах, планерах и в транспортных самолетах. На фотографии: погрузка десанта в транспортный Ju 52/3m.
Погрузка раненых немецких солдат в самолет Ju-52 на аэродроме в Сталинградском котле.
John Hawke's Junkers Ju 52.
C.A.S.A. Junkers 352 G-BECL, ex-Spanish Air Force over Blackbushe.
Photographed at Blackbushe on July 14, 1977, Doug Arnold's Junkers 52 G-BECL has now been returned to flying condition.
Ju-52 в полете над Азовским морем, начало 1943 г.
Ju 52/3mg7e в полете над Балканами, 1941 г.
The Junkers Ju 52/3m General Purposes Military Transport (three 830 h.p. BMW 132 engines).
Ju 52/3m из 1-й эскадрильи 105-й боевой группы особого назначения на пути к Криту, 20 мая 1941г.
Ju.52/3mg5e, служивший в Северной Африке в 1941 году. Этот вариант имел ряд улучшений по сравнению с Junkers Ju.52/3mg4e. На нем было установлено более совершенное радиооборудование, противообледенительная система с использованием выхлопных газов, имелась возможность установки колесного, поплавкового или лыжного шасси. В бортовых стрелковых точках могли устанавливаться два 7,92-мм пулемета для стрельбы назад. Силовая установка состояла из трех двигателей BMW 132T-2 мощностью по 830л. с. (619 кВт). Вариант с колесным шасси имел максимальную взлетную массу 10 500 кг.
Набирая высоту, группа Ju 52/3m начинает опасный путь из Трипани на Сицилии в Северную Африку. Над открытым морем плотный строй позволял обороняться от атак истребителей союзников. Буква "K" на рулях этих машин свидетельствует об их принадлежности к KGR.zbV "Frankfurt" - специальной транспортной группе, осуществлявшей полеты над Средиземным морем с ноября 1942 по февраль 1943 годов.
The Luftwaffe was officially established in the spring of 1935, and was much used thereafter for nationalistic pageantry, often incorporating large formations of aircraft, such as these Junkers Ju 52/3m Behelfsbombers (auxiliary bombers) at a Nazi rally. The projection of military might was important to Hitler, and his attempts to promote the notion of German air superiority clearly worked.
На пути в Сталинград.
Фактически с момента переброски в Северную Африку "Африканского Корпуса" германский "воздушный мост", связывавший Чёрный Континент с Италией, работал практически без перебоев до начала апреля 1943 г. На фото: "Железные Анны" на подходе к североафриканскому побережью.
One of the military Junkers Ju.52s, large numbers of which are said to be in service. They have three B.M.W. Hornet engines and, it will be noted, a "dustbin" turret.
Четверка Ju 52/3mg3e раннего выпуска в предвоенной окраске Люфтваффе. Обратите внимание на выдвинутую нижнюю стрелковую точку-"корзину" под фюзеляжем и хвостовой костыль. Место нижнего стрелка было защищено от воздушного потока обтекателем, в котором были смонтированы ступеньки для подъема в фюзеляж в полете.
Группа Ju-52 из KGrzbV 500 на пути в демянский "котел".
Хотя Ju 52/3m считался лучшим транспортным самолетом Люфтваффе, он был тихоходным, неманевренным и со слабым оборонительным вооружением, что делало его легкой добычей для истребителей союзников.
With the sun setting behind them, this group of Ju 52s keep to low altitude for protection while crossing the Mediterranean.
Bf 110G-2 из состава II/ZG 1 прикрывает транспортные Ju 53/3m в полете над Средиземным морем, 1943г.
Bf 110D-3 из эскадры ZG 26 сопровождают транспортные "Юнкерсы" во время эвакуации германских войск из Северной Африки на Сицилию. Май 1943 г.
Bf 110G-2s of III/ZG 26 with 66 Imp gal (300 l) drop tanks operating in the escort role for Ju 52/3m transports over the Mediterranean.
A very interesting photo of a Ju 52 transport towing a Go 242 across the snow-covered Russian steppes during airlift operations on the Southern Russian Front in 1942.
Ju-52 буксирует транспортный планер Go-242 на Таманский полуостров. Этот уникальный снимок сделан с борта Ил-2 перспективным АФА
Планер Go-242, буксируемый самолетом Ju-52
Немецкий парашютист покидает борт транспортного самолета Ju 52/3m, летящего на небольшой высоте над голландской территорией.
Люфтваффе перенимали опыт десантных операций у Италии и СССР, которые первыми их использовали. Но их главным преимуществом было наличие надежной платформы для десантирования - самолета Ju 52.
Высадка парашютного десанта в Нидерландах
Немецкий десант под Коринфом (Греция), апрель 1941г.
10 мая 1940 года - высадка немецких парашютистов означала для Голландии начало войны.
Вторжение на Крит стало первой крупной воздушной десантной операцией в истории. С помощью планеров и парашютов на остров было доставлено свыше 8000 человек. При этом было потеряно около 200 самолетов Ju 52/3m.
A very interesting photo of a Ju 52 transport towing a Go 242 across the snow-covered Russian steppes during airlift operations on the Southern Russian Front in 1942.
Люфтваффе были инициатором использования десантных планеров. Планеры DFS 230 (фото), буксируемые самолетами Не 45, Не 46 и Hs 126, эксплуатировались наряду с Ju 52/3m. DFS 230 участвовали в первой операции с использованием планеров при захвате форта Эбен-Эмаль.
Ju52 с подвешенной 37-мм противотанковой пушкой в полете.
Ju52 с подвешенной легкой противотанковой пушкой Pak41.
Мотоцикл "Цюндап" также мог транспортироваться Ju52.
Ju 52/3 "бреет" верхушки деревьев, окружающих аэродром Осло-Форнебю, 9 апреля 1940 года - первый день вторжения в Норвегию. На переднем плане виден потерпевший катастрофу Bf 110 из подразделения 1./ZG6.
Among the many and varied types on show at the International Air Fair, Biggin Hill, on May 20-21, 1978, was the Spanish-built Junkers Ju 52/3m for the RAF Museum at Cosford flew in en route after a rendezvous with a Hurricane and Spitfire over the Channel. “German” insignia were hastily applied for the occasion.
Photographed from another Ju 52, this "Tante Ju" sweeps low over a Greek Orthodox church on its landing approach.
Немецкий транспортный самолет Ju-52 заходит на посадку на аэродром в сталинградском «котле»
Снабжение окруженной в «Сталинградском котле» 6-й армии Паулюса осуществлялось в основном транспортными самолетами Ju 52. Аэродром у станции Тацинская до 20-х чисел декабря 1942 г. был одной из наиболее мощных немецких авиабаз
Ju 52/3m сбрасывает из левой двери мешки с продовольствием, Восточный фронт. Один из мешков разорвался, разбрасывая свое содержимое во все стороны. Германская кампания на Западе была стремительной, во многом благодаря развитой транспортной инфраструктуре. Транспортная сеть СССР была гораздо хуже, а расстояния - намного больше, поэтому снабжение по воздуху стало одним из ключевых элементов немецкого наступления на Востоке.
Ju-52 N3+IX из KGrzbV 172 садится на демянском аэродроме.
Junkers Ju 52 N52JU, arrived in 1975.
Ju-52 рулит по заснеженному летному полю аэродрома Питомник, январь 1943 г.
По этому снимку можно судить об ужасной зиме 1942-1943 годов под Сталинградом. Укутанные пехотинцы разгружают Ju52/3mg5e в зимней окраске из Blindflugzeug 2 (2-й Школы полетов по приборам). Острая нехватка транспортных машин заставила привлечь к службе и учебные самолеты. Самолеты были окрашены быстросмываемой белой краской, как того требовали условия снежной русской зимы. Герман Геринг, командовавший Люфтваффе, памятуя об удачном опыте снабжения войск, окруженных под Демянском, рассчитывал, что его самолеты будут способны обеспечить всем необходимым и 6-ю армию, попавшую в Сталинградский котел. Но этого не произошло.
Транспортный Юнкерс Ju 52, работающий на снабжении "Сталинградского котла" прибыл на аэродром "Питомник"
Разгрузка Ju 52/3mg10e в Полтаве весной 1942г.
These Luftwaffe troops are unloading supplies from the side cargo door of this Ju 52. The officer on the far right is a captain and his flight suit indicates he may be the pilot of the aircraft.
Основными грузами немецкой ВТА в последний военный год были боеприпасы и топливо, а обратными рейсами из многочисленных "котлов" и "крепостей" вывозили раненых
Выгрузка грузов из транспортных "Юнкерсов". На верхнем снимке видна 20-миллиметровая зенитная пушка
Чтобы хоть как-то защититься от мороза и ветра при ремонте самолетов на полевых аэродромах, немцы использовали подобные передвижные "теплушки". Аэродром Остров, II./KGzbV 1, зима 1942г.
Транспортный Ju 52 на аэродроме в Холме
Немцы, как могли, пытались бороться с "генералом морозом": прогрев моторов "Юнкерса" перед запуском.
Прогрев двигателей Ju-52 с помощью аэродромного теплового агрегата на аэродроме Питомник, январь 1943 г.
Техники прогревают левый двигатель Ju 52/3mg7e перед взлетом. Транспортные самолеты несли тяжелые потери на советско-германском фронте, однако только в середине 1944 года боевой потенциал транспортной авиации Люфтваффе был подорван окончательно.
Этот незначительно поврежденный транспортник Ju 52 был захвачен советскими войсками на херсонесском аэродроме. Май 1944г.
Немецкие самолеты, доставшиеся танкистам генерал-майора Баданова на авиабазе Тацинская. Конец декабря 1942г.
Для снабжения Крыма немцы использовали "юнкерсы" с колесными и поплавковыми шасси
The author taking off at Ti-Co Airport, Titusville, Florida, on July 14, 1978. Designed for rough-field operations, the Ju 52 is endowed with impressive Stol capabilities.
An airshow pass “under attack” by a pair of T-6’s.
In company with a P-38L and a T-28A, and still trailing "engine smoke" from a mock combat.
A P-38L peels off after a camera pass at 8,000ft.
On approach, full 40° flaps, ailerons drooped to 15°.
The platform/door, designed for paradropping.
Acres of corrugation and flappery as seen from the aft loading door.
Close-up showing the three nine-cylinder air-cooled ENMA Beta radial engines and the rigid, narrow-track undercarriage of the Junkers JU 52.
The sturdy undercarriage has a track of 9ft and there is 4ft ground clearance.
Awaiting its Permit-to-Fly renewal at Duxford on April 3, 1985 was Aces High’s Junkers Ju 52, G-BFHG “D2+600”. It has, according to IWM Assistant Keeper David Lee, been "in and out all winter" on film work.
Hanover highlights included the CASA 352 (Spanish built Ju 52/3m) D-CIAS, part of a flying circus operated by Kurfiss Aviation. It is rumoured that this aircraft will be appearing at this year's SBAC Farnborough show.
Один из первых изготовленных в Испании самолетов CASA 352L
Данный CASA 352 сфотографирован, вероятно, в начале 1970-х годов.
Two of the four C.A.S.A. Junkers 352s currently based at Blackbushe, others have been sold abroad.
Hanover highlights included the CASA 352 (Spanish built Ju 52/3m) D-CIAS, part of a flying circus operated by Kurfiss Aviation. It is rumoured that this aircraft will be appearing at this year's SBAC Farnborough show.
Ключевую роль во вьетнамских событиях сыграли самолеты Ju 52/3m французской постройки, известные как Toucan. Они применялись как транспортные и как легкие бомбардировщики. Несколько самолетов разбилось при посадках на примитивных аэродромах.
Значительный объем работы в Алжире выполнили NC 701 и Ju 52
TAI began operations with a small fleet of AAC.1 Toucans (licence-built Junkers Ju 52/3ms) including F-BBYN (c/n 234), seen here coming in to land, probably in the UK, circa 1946–47. This aircraft went to the Armee de l’Air as “234” in September 1947.
AAC.1 транспортной авиагруппы GT2/62 "Franche-Comte" несут по восемь 50-кг бомб под фюзеляжем и еще четыре - под каждой консолью крыла. Самолеты готовятся к налету на район Бак Май, Ханой, 1950 год.
Прекрасно зарекомендовали себя в Индокитае хотя и не самые лучшие, но очень надежные транспортные AAC.1.
Франция стала крупнейшим послевоенным эксплуатантом самолетов Ju 52/3m, построенных в количестве 85 машин местной компанией "Amiot" под обозначением AAC.1 Toucan.
The French company, Ateliers Aeronautiques de Colombes, built more than 400 Ju 52/3ms. Designated AAC.1, the type went into service with Air France after the war. Illustrated in photo is F-BALO, seen at Eastleigh on October 26, 1947.
A French Red Cross Ju 52/3m refuelling at Chakeri on its regular shuttle between Paris and Saigon, then in French-lndo China.
Французский "Тукан" на аэродроме Насан (Вьетнам), начало 1950-х гг.
Самолеты Ju 52/3m французской и испанской постройки имели долгую карьеру. На снимке - самолет авиации ВМС Франции, эксплуатировавшийся до 1960 года.
Три швейцарских Ju 52/3m получили серийные номера от A-701 до A-703. На снимке - A-703 в камуфляже военного времени, восстановленном уже после войны.
BMW of Germany has purchased Swiss Air Force Junkers - Ju 52 A-703, powered by three BMW radials, for use as a public relations aircraft. Refitted internally to seat 15 passengers, it will be flown by a Swissair 747 crew.
Ex-Swiss Air Force Junkers Ju 52 A-703, now civil registered as HB-HOP, photographed in October 1983 by ERICH GANDET.
Военные Аргентины получили не менее пяти Ju 52/3m. Изображенный самолет несет гражданскую регистрацию и принадлежит Минсельхозу, он вполне может быть одним из тех пяти машин.
CHECKERBOARD JU 52/3M (VH-BUU) belongs to Gibbes Sepik Airways of New Guinea and is one of several bought by this company in Sweden in 1955. A photograph of VH-BUU appeared in "Photo Review" for January 1956 and may be used to compare the original German BMW 132Z (830 h.p.) radials with the recently installed Australian licence-built (Commonwealth Aircraft C.A.C.) Pratt & Whitney Wasps (600 h.p.). Note also the heavy-duty, Iow-pressure main tyres. Colour. silver overall.
Views from Iron Annie taken by the author while over and near Merritt Island and the Cocoa Beach Area on July 14, 1978. Visible in the bottom picture is the mirror embedded in the cowling of the port engine, to assist in synchronisation of the propellers.
Ju 52s were not without some means of defense, as evident by this top gunner and his single MG 81 machine gun.
This modified machine gun fires oxygen and Calor gas.
Martin Caidin, parachutist, commercial pilot and author, reclining against his lovingly-restored Junkers Ju-52