Junkers Ju.88
Варианты:
Junkers - Ju.88 - 1936 - Германия
Страна: Германия
Год: 1936


Четырехместный бомбардировщик/пикирующий бомбардировщик
Описание:
Ju.88
Ju.88A/Torp/A-17/H
Junkers Ju 88
Junkers Ju 88 Mistel
Flight, November 1939
A SECRET WEAPON
Фотографии:

Ч/б фото (129)

Ju.88

Средний бомбардировщик (в т.ч. пикирующий), двухмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 4 человека. Создан в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э.Гасснера. Опытный образец Ju 88V1 впервые взлетел 21 декабря 1936 г. Серийное производство развернуто с августа 1939 г. Строился на заводах "Юнкерс" в Шенебеке, Гальберштадте, Ашерслебене с привлечением большого числа субподрядчиков.
Состоял на вооружении в Германии с сентября 1939 г., в Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии - с 1943 г., во Франции - с 1944 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
   - Ju 88A с моторами Jumo 211 модификации R-1, J, D, G, выпускался в многочисленных вариантах, с A-5 - удлиненное крыло, вооружение от 4x7,9 (A-1) до 2х13+3(4)х7,9 (A-4, A-5), модификация A-6/U с РЛС, выпускались также специализированные тропические варианты, торпедоносцы и т.п., бомбы до 2400 - 3000 кг;
   - Ju 88S, высотный бомбардировщик с моторами BMW 801G-2 и новой носовой частью, вооружение 1x13, бомбы до 2000 кг.
С сентября 1939 г. Ju 88 начали операции над морем, с марта 1940 г. - налеты на Англию, затем принимали участие во всех кампаниях Вермахта. С 1942 г. - основной бомбардировщик Люфтваффе. С августа 1944 г. количество Ju 88 на фронте постепенно сокращалось и к концу войны их оставалось совсем немного.
Финские ВВС с конца 1943 г. применяли Ju 88 против СССР, в сентябре 1944 г. - против немцев. То же самое можно сказать и о румынских самолетах, действовавших против бывших союзников с августа 1944 г.
Производство Ju 88 сохранялось до конца войны, но позднее выпускались в основном ночные истребители и разведчики. В Румынии Ju 88 служил до 1949 г., во Франции - до 1946 г.


Ju 88A-4||
Размах:||20,08 м
Длина:||14,36 м
Моторы, количество х мощность:||2x1350 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||12120 кг
Максимальная скорость:||475 км/ч
Практический потолок:||8325 м
Дальность:||2730 км

Ju.88A/Torp/A-17/H

Торпедоносец и дальний морской разведчик на базе среднего бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический моноплан, убирающееся шасси. Создан в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э. Гасснера. Опытный образец скоростного бомбардировщика, Ju 88V1, впервые взлетел 21 декабря 1936 г. Серийное производство новых бомбардировщиков было развернуто с августа 1939 г. Самолет строился на заводах "Юнкерс" в Шенебеке, Гальберштадте, Ашерслебене, Мерсебурге с применением большого числа субподрядчиков. Всего изготовили более 15 000 Ju 88 всех вариантов.
С весны 1942 г. была начата переделка бомбардировщиков модификации A-4 в торпедоносцы, а затем выпуск специализированных модификаций для боевых действий на море. Количество изготовленных торпедоносцев неизвестно.
Экипаж - 3-4 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Серийно производились:
   - Ju 88A-4/Torp с моторами Jumo 211J-1/J-2, вооружение 2x13+ 3(4)х7,9 (на некоторых самолетах 1x20+1x13+3x7,9), бомбы до 3600 кг или две торпеды по 765 кг на наружной подвеске, представлял собой переделку бомбардировщика Ju 88A-4, экипаж - 4 чел., на некоторых машинах устанавливались РЛС;
   - Ju 88A-17, специализированный торпедоносец на базе модификации A-14 с моторами Jumo 211 J-1/ J-2; нет подфюзеляжной гондолы, вооружение 3x7,9, бомбовая и торпедная нагрузка как у A-4/Torp, экипаж - 4 чел., установлена РЛС;
   - Ju 88H-1, дальний морской разведчик на базе узлов модификаций D-1 (фюзеляж со вставной секцией и оперение) и G-1 (крыло и шасси) с моторами BMW801D, вооружение 4x7,9, бомбовой нагрузки нет; экипаж - 3 чел., установлена РЛС.
Торпедоносцы Ju 88A-4/Torp стали поступать в части Люфтваффе в июне 1942 г., сперва на Атлантическое побережье Франции, а затем в Северную Норвегию. Первый случай массированного применения - налет на арктический конвой PQ-18 в октябре 1942 г. В Атлантике Ju 88A-4/Torp действовали с августа 1942 г.
В ноябре того же года большая часть немецких торпедоносцев была сосредоточена в Италии, а затем в Южной Франции для операций на Средиземном море. Они противодействовали высадке союзников в Алжире и Марокко. Из-за больших потерь к марту 1943 г. их активность резко сократилась, но к лету они вновь включились в войну в Средиземноморье. В это время Ju 88A-17 стал основным типом торпедоносца в ВВС Германии. В июле 1943 г. ими был поврежден английский авианосец "Индомитэйбл". В апреле - мае 1944 г. Ju 88A-17 летали с баз в Южной Франции, атакуя боевые корабли и суда союзников, участвовавшие в десантных операциях. В августе 1944 г. самолеты перебросили в Северную Францию. Далее активность немецких торпедоносцев постоянно падала из-за недостатка горючего.
Разведчики Ju 88H-1 применялись в Северной Атлантике для дальнего поиска и наведения на цели подводных лодок.
Ju 88 продолжал строиться до конца войны, но в 1944-1945 гг. в основном производились разведчики и ночные истребители. С вооружения Люфтваффе самолет официально не снимался.


Ju 88H-1||
Размах:||19,95 м
Длина:||17,65 м
Моторы, количество х мощность:||2x1700 л.с.
Максимальная скорость:||445 км/ч
Практический потолок:||8500 м
Дальность:||5120 км

Junkers Ju 88

Самый универсальный из немецких боевых самолетов, Junkers Ju 88, постоянно совершенствовался и оставался в производстве на всем протяжении Второй мировой войны. Он был создан по техническому заданию на скоростной трехместный бомбардировщик, и первый прототип, оснащенный двигателями Daimler DB 600Aa по 1000 л. с. (746 кВт), поднялся в воздух 21 декабря 1936 года. Было построено еще несколько прототипов, третий из которых, с 1000-сильными двигателями Jumo, в ходе испытаний достиг скорости 520 км/ч. Столь высокие характеристики позволяли надеяться на рекорд, и в марте 1939 года пятый прототип преодолел замкнутую 1000-км дистанцию со скоростью 517 км/ч, неся на борту груз в 2000 кг. В общей сложности изготовили 10 прототипов; первый предсерийный бомбардировщик Ju 88A-0 взлетел в начале 1939 года, а в сентябре в войска начали поступать серийные Ju 88A-1.
   Первый опыт боевого применения показал, что при высокой скорости и удовлетворительной бомбовой нагрузке оборонительное вооружение самолета оказалось слабым. Поэтому был создан вариант Ju 88A-4 с увеличенным размахом крыла, усиленной конструкцией планера (позволившей увеличить нагрузку) и мощным оборонительным вооружением, который стал базой для последующих многочисленных модификаций. Например, серия Ju 88A включала варианты от Ju 88A-1 до Ju 88A-17.
<...>
   За ними последовало небольшое количество самолетов Ju 88H, включавших варианты разведчика Ju 88H-1 и истребителя Ju 88H-2, отличавшиеся повышенной дальностью за счет увеличенного запаса топлива в удлиненном фюзеляже.
   Растущие характеристики истребителей всех союзников по антигитлеровской коалиции привели к большим потерям, поэтому были разработаны улучшенные варианты бомбардировщика Ju 88S и фоторазведчика Ju 88T, ставших последними серийными модификациями. Всего построили около 15 000 самолетов Ju 88, игравших важную роль в операциях Люфтваффе.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Junkers Ju 88A-4

   Тип: четырехместный бомбардировщик/пикирующий бомбардировщик
   Силовая установка: два 12-цилиндровых V-образных двигателя Junkers Jumo 211J-1 мощностью по 1350 л. с. (1007 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5300 м - 470 км/ч; потолок 8200 м; максимальная дальность полета 2730 км
   Масса: пустого снаряженного 9860 кг; максимальная взлетная 1400 кг
   Размеры: размах крыла 20,00 м; длина 14,40 м; высота 4,85 м; площадь крыла 54,50 м2
   Вооружение: один 13-мм пулемет MG131 или два 7,92-мм MG 81 для стрельбы вперед, два аналогичных пулемета в задней части кабины и два под фюзеляжем для защиты задней полусферы, до 2000 кг бомб на внешней и внутренней подвеске

Junkers Ju 88 Mistel

В 1943 году было предложено использовать отслужившие свой срок планеры машин Ju 88 в качестве беспилотных самолетов-снарядов. Последние предполагалось пристыковывать к истребителям Bf 109, пилоты которых могли управлять всей составной конструкцией в полете, а в назначенной точке летчик направлял Ju 88 на цель и отстыковывал самолет-снаряд. Данная конструкция получила обозначение Mistel, но также известна как "Vater und Sohn". Прототип совершил первый полет в июле 1943 года, результаты испытаний были признаны вполне удовлетворительными, но слабым местом концепции оказалось отсутствие контроля за полетом самолета-снаряда с момента его отделения от истребителя-носителя. Беспилотный самолет просто продолжал полет под управлением бортового автопилота. Изучалась возможность создания системы дистанционного управления самолетом-снарядом, но реализации этих планов помешало окончание войны.
   Различным комбинациям истребителя и беспилотного бомбардировщика соответствовали следующие обозначения: Mistel 1 (и учебный вариант S 1) - в состав системы входили бомбардировщик Ju 88A-4 и истребитель Bf 109F; Mistel 2 (и учебный вариант S 2) - в составе Ju 88G-1 и Focke-Wulf Fw 190A-8, а также Mistel 3A (и учебный вариант S 3A) - в составе Ju 88A-6 и Fw 190A-6. Обладавшие особо большой дальностью полета варианты Mistel 3B и Mistel 3C включали бомбардировщики Ju 88G-10 или Ju 88H-4 с истребителями Fw 190A-8, несущими над крыльями дополнительные топливные баки. Последние варианты должны были играть роль самолетов-лидировщиков, причем в бомбардировщике даже должен был находиться экипаж из трех человек, а его отделение должно было происходить лишь в особой ситуации. Предлагались также и другие составные авиационные комплексы: Mistel Fuhrungsmaschine - в составе бомбардировщика Ju 88A-4/H-4 и истребителя Fw 190A-8; Mistel 4 - в составе реактивных самолетов Ju 287 и Me 262, а также реактивный Mistel 5 - в составе Arado E.377A и He 162. Одним из последних вариантов, прошедших испытания до окончания войны, стал комплекс в составе Ju 88G-7 и Focke-Wulf Ta 152H. В общей сложности было собрано около 250 составных авиационных комплексов семейства Mistel, но боевое применение их было достаточно скромным.

Flight, November 1939

A SECRET WEAPON
More Details of the Junkers Ju 88 Bomber

   OF all the machines in service in, or being delivered to, the German Air Force the greatest secrecy attaches to the Junkers Ju 88 high-speed twin-engined bomber.
   Up to the present Flight is the only publication to have attempted to describe and illustrate this machine in any detail. In the issue of October 12 this year it was referred to in the following terms:
   "In appearance the Ju 88 is striking as the nacelles hang beneath the low cantilever wing, reminding one of the De Havilland Comet. It is quite a small machine and carries a crew of three. The fuselage is of good aerodynamic form and approximately of oval section though the bottom is flat in the region of the bomb bay. The cockpit enclosure, which opens transversely, is over the leading edge of the wing and the nose of the fuselage tapers sharply and is provided with the usual transparent panels. Cantilever tail surfaces are used and there is a single fin and rudder.
   "In plan form the wing has been evolved from that of the Ju 86, having a swept-back leading edge. The entire trailing edge is hinged, the inner sections acting as flaps and the outer ones as ailerons.
   "Perhaps the most interesting feature ol the machine is the power-plant installation. The engines are the latest type Junkers Jumo 211 inverted vee-twelves with direct petrol injection and two- speed superchargers. This model gives about 1,200 h.p. for take-off. Airscrews axe ol the Junkers or V.D.M. constant-speed fully feathering type.
   "The nacelles are of circular section and the radiator of each engine is of annular form, being housed immediately behind the airscrew, round the reduction-gear housing. This arrangement has been under development for over two years and is used in conjunction with a short radiator duct and controllable gills. Exhaust stubs, which discharge under the wing, are of the rearward-facing type and exert a measure of propulsive force.
   "Each half of the undercarriage has two oleo legs and retracts rearward into the nacelles.
   "Details of armament are unknown, but, being a fairly small machine the Ju 88 could effectively be fitted with fixed guns, say a pair of 20 or 23 mm. shell-guns. Doubtless there are, in addition, rearward-firing or downward-firing machine guns on free manually operated mountings. A typical bomb load would be about 2.500 lb.”
   This, until recently, represented more or less the sum total of our knowledge.
   A few days ago a Leica enthusiast who was in Germany in June was showing us some coloured transparencies. One of these showed an aeroplane which had just taken off from the Junkers aerodrome at Dessau. At first glance it looked like a Heinkel He 111K, but when the transparency was projected it was evident that the machine was a Ju 88. It was like discovering a rare microbe under the microscope.
   That little transparency has enabled "J. P." to make the above drawing. Complete accuracy, of course, still cannot be guaranteed, but it would appear that the nose of the machine is arranged like that of the Dornier Do 215, which was described in Flight of November 2. This means that the crew is accommodated in the nose and that there are gun positions above and below the fuselage as indicated.
   We have heard that the Ju 88 now has auxiliary fins at the tips of the tailplane. On skimming through a Swedish publication the other day one noticed an advertisement for a metal manufacturing concern featuring a small sketch of a machine which had all the earmarks of a Ju 88. The tailplane sure enough, had auxiliary fins which were shaped and arranged as shown in our small sketch. Possibly the sketch was not intended to depict the "88" at all, but was merely an artist's hypothesis. But one must not overlook the fact that the Swedes know a good deal about Junkers military aircraft, the Ju 86K being a standard type in their air force.
Prototypes
Первый прототип (Ju 88 V1) имел хорошо отличимые радиаторы, которые впоследствии на другие машины уже не ставились. На фотографии самолет несет камеру, установленную на время испытаний в кабине и направленную назад.
V3 стал первым Ju 88, получившим моторы Jumo и заднюю верхнюю пулеметную установку в кабине. В носовой части, справа под фюзеляжем хорошо видно место установки бомбоприцела.
Четвертый прототип получил фасеточное остекление носовой части из 20 панелей, а длинные гондолы двигателей, протянувшиеся почти вровень с носом машины, послужили причиной прозвища "die Dreifinger" ("трехпалый").
Рекорд скорости. Пятый прототип Ju 88 V5 (D-ATYU) был модифицирован специально для установления рекордов скорости - одно из направлений пропаганды "новой Германии". С него сняли нижнюю гондолу, установили более приземистый фонарь и новую носовую часть. В марте 1939 года на замкнутом 1000-км маршруте с нагрузкой 2000 кг самолет развил рекордную скорость - 517 км/час, а в июле установил новый рекорд - с аналогичной нагрузкой, но на 2000-км маршруте он развил скорость 500 км/час.
The pilots who broke a speed-with-load record with a Junkers bomber with Jumo 211's having the gilled nose radiators illustrated.
Шестой прототип, V6, также как и предсерийные Ju 88A-0, был оснащен четырехлопастными воздушными винтами и имел перепроектированное основное шасси - одностоечное с гидравлическим приводом, с поворотом на 90°, оснащенное уже специальной амортизирующей системой марки "Ringfeder", позволявшей гарантированно избегать "козления" при посадке.
Ju.88A
На фотографии - один из десяти предсерийных Ju 88A-0, имевших четырехлопастные воздушные винты. Хорошо виден воздушный тормоз.
Юнкерс Ju 88A-1 с выпущенными тормозными решетками в НИИ ВВС.
На снимке, сделанном в Бернбурге, вероятно изображен четвертый серийный Ju 88A-1, без оборонительного вооружения. На заднем плане виден Ju 86G.
Знакомство с возможностями Ju88A-1 произвело большое впечатление на советских специалистов. Именно после этого было решено переконструировать создававшийся в тот момент высотный истребитель ВИ-100 в пикирующий бомбардировщик ПБ-100, получивший впоследствии обозначение Пе-2. Для последнего с минимальными переделками был использован автомат пикирования АП-1, "содранный" с немецкой машины.
Юнкерс Ju 88A-1 на аэродроме НИИ ВВС.
A photo-reconnaissance picture of an example of Rechlin 104 beside a Junkers Ju 88 at Trondheim-Vaernes, Norway, in July 1943. Note how the shadows cast by the airframe show a deep forward fuselage and a long thin tailboom raised high off the ground, suggesting a tricycle undercarriage configuration.
"Юнкерсы", летавшие бомбить Севастополь, на аэродроме города Николаев, 1941г. Николаевский аэродромный узел был одной из целей для гидросамолетов ГСТ в 1941 г.
Another photo of the new C3/U1. The large size of the FW 200 is worth noting by comparision with the ground crew. The Ju 88's in the background are part of KG40's medium bomber Gruppe.
A FW 189A runs up its engines before a reconnaissance flight. Note the Ju 88s in the background, the stack of bombs on the ground and the ground crewman trying hard not to lose his hat.
Junkers Ju 88A.
Пикирующий бомбардировщик Ju 88A-4 из 3-й группы 51-й эскадры Люфтваффе, советско-германский фронт, 1941г.
"Юнкерс" Ju 88A-4 из 1-й эскадрильи 51-й бомбардировочной эскадры Люфтваффе "Эдельвейс", советско-германский фронт, лето 1941г.
Юнкерс Ju 88A-4 из I/KG51 "Эдельвейс" перед вылетом на разведку.
Ju 88А во Франции, апрель 1944 г.
Бомбардировщик Ju 88A-4
"Юнкерс" Ju 88 из эскадры KG 51 перед боевым вылетом, 1941г.
Об условиях базирования на южном фланге Восточного фронта весной 1943г. после чрезвычайно многоснежной зимы и обильных дождей можно судить хотя бы по этой фотографии.
Ju88A из состава I/KG60. Хорошо видна носовая 20-мм автоматическая пушка MG FF с пламягасителями в штурманской кабине. Часть опознавательных знаков и бортовых обозначений на самолете закрашена в полевых условиях.
Пикирующий бомбардировщик Ju 88 из эскадры KG51.
Наземное обслуживание Ju 88A-4 из эскадры KG 54 "Мертвая голова"
После того, как аэродром Фоджа стал непригоден к эксплуатации, II воздушный флот Люфтваффе перебазировался севернее - так, Ju 88A-4 из I./KG 54 "Totenkopf" перелетели в Бергамо.
"Утомленные солнцем" оружейники эскадры KG 51 "Эдельвейс"
Немецкий техник "загорает" на 500-килограммовых бомбах в ожидании приказа готовить бомбардировщик к очередному вылету. На заднем плане - Ju-88 из состава 1-й бомбардировочной эскадры. Аэродром Дно, март 1942г.
Warmed by the spring sun, an armorer catches a quick nap before arming the Ju 88A-4 in the background. The bombs are SC1000's, while the aircraft belongs to KG 1.
Доставка 500-килограммовой фугасной бомбы SC500 на специальной тележке с подъемником к "Юнкерсу" Ju 88, окрашенному в черный цвет для ночных полетов
Подвеска 250-кг бомб на Ju88A из состава инструкторской LG1.
A front view of the Junkers Ju 88A-4 Bomber (two 1,300 h.p. Junkers Jumo 211 J engines).
Подвеска бомб под Ju 88
These two armorers are preparing the external bomb racks of this Ju 88 before attaching the second of two bombs.
Here the bomb has finally been attached. The bomb on the left is an SC250, while the one on the right weighs 500 Kg. Interesting are the strange spinner markings.
Here, Luftwaffe armorers prepare to move a huge SC1800 bomb weighing almost two tons beneath a Ju 88A belonging to the operational bomb group of Training Wing 1 (Lehrgeschwader 1).
The external bomb rack has already been prepared to receive the two-ton bomb and the armorers must now very carefully position the bomb directly under the Ju 88A-5's rack so that it can be jacked straight up and attached.
The tracked prime mover pulling the bomb sled (which also serves as a storage and transport pallet) is one of many French-built Tracteurs d' Infanterie UE that were taken over and used by the German armed forces after the Fall of France in 1940.
Бомбардировщики Ju 88A-4 из эскадры KG1
The ground crew takes a breather while servicing this Ju 88A-4 with wierd undersurface camouflage. It is believed this photograph was taken in Italy, during the air campaign over Malta. Note the twin MG 81Z gun mount in the swinging hatch of the ventral gondola.
Техники пикировщиков Ju 88 осматривают двигатель и заправляют самолет топливом перед очередным боевым вылетом
A view of the refueling activities on the starboard wing tank of a Ju 88A-3. Several other Ju 88's are dispersed in the background.
'Benzinmannschaft.' The refueling crew services a Ju 88A-3 on a Russian airfield. Obviously warm, the crewmen are dressed more for comfort and efficiency than for military appearance.
Заправка бензином внешнего крыльевого бензобака "Юнкерса"
F1+GM, an aircraft of KG 76, Werke number 4339. Note the rubber donut-type bumpers on the fuel hose as the crewman refuels the outer starboard wing tank.
Заправка немецкого разведчика Ju 88 на финском аэродроме Хельсинки-Малми. Июнь 1941г.
Отметки поврежденных и потопленных судов на киле Ju.88A из группы I/KG51
Лейтенант Йоханнес Гейсман из I группы 77-й эскадры позирует на фоне своего Ju 88, хвост которого украшен значками о многочисленных победах. 77-я эскадра в начале лета 1942 года была переброшена с Восточного фронта на Сицилию, откуда совершала налеты на конвои союзников, направлявшиеся на Мальту и в Северную Африку.
На все самолеты эскадры KG 54 наносилась эмблема - череп с костями. На снимке - бомбардировщик Ju 88A-5 из этой эскадры, принимавшей участие в битве за Британию и сражениях на Восточном фронте. В 1944 году ее перебросили на Запад для выполнения ночных налетов на Великобританию.
Ju 88 применялись по всей Европе. На фотографии - Ju 88A-4 с белой полосой на фюзеляже, так маркировались самолеты стран Оси, воевавшие на Средиземноморском ТВД.
This holland-based Ju 88 features a wave mirror camouflage coat of light gray over its dark green upper surfaces. The wave mirror camouflage pattern was applied mainly to aircraft that operated over water during daylight hours at low level. The aircraft in the background is an Me 210 belonging to Erprobungsgruppe 210.
Перед ночным вылетом.
"Юнкерс" Ju 88 из эскадры KG51 на крымском аэродроме, декабрь 1941г.
Механики убирают колодки перед взлетом.
Ju 88 из KG 51. Май 1942г.
Более современный Ju 88 не сыграли в боях под Кировоградом заметной роли
Ju 88A-4 взлетает с аэродрома на Сицилии; хорошо видно, как поворачиваются при уборке основные опоры шасси. Под крылом между фюзеляжем и мотогондолами подвешены четыре 250-кг бомбы SC250, еще десять бомб SC50 подвешены в бомбоотсеке.
"Юнкерс-88" над Черным морем.
Ju 88A-4 из KG 51 "Эдельвейс"
Здесь изображен Ju 88A-1, или возможно А-5, из 30-й бомбардировочной эскадры. Оснащенная новыми самолетами I группа, тогда еще в составе 25-й эскадры, вначале дислоцировалась на базах в Скандинавии, Германии и Нидерландах и атаковала корабли и суда противника. 26 сентября 1939 года группа совершила первый боевой вылет - на бомбардировку британских кораблей. Впрочем, результаты были несущественны - многие бомбы SC 500 не взорвались. 9 октября два Ju 88A-1 из 30-й эскадры были сбиты - первые потери у Ju 88.
Ju-88A-4 из состава II/KG30 с носовой 20-мм автоматической пушкой MG FF. Зима 1942-1943гг.
Ju 88A-5 из эскадры KG1
Ju 88A-14 являлся улучшенным Ju 88A-4, с усиленной бронезащитой экипажа. Часть таких машин, как и изображенная на снимке, были вооружены 20-мм пушкой MG FF - в передней подфюзеляжной гондоле (для этого пришлось убрать оттуда бомбоприцел). Вооруженные пушками Ju 88A-14 использовались преимущественно против кораблей и береговой инфраструктуры. Этот самолет принадлежал дислоцированной на Сицилии I группе 77-й эскадры (I/KG77) и в 1942 году нарушал судоходство союзников в Средиземном море (весна 1944г. ???)
Ju 88 со второй половины июля бомбили, в основном, Киев, советские коммуникации и тыловые объекты. (Кадр трофейной кинохроники)
Ju 88A-10 из штабной эскадрильи эскадры LC 1. Самолеты в тропическом исполнении оснащались противопыльными фильтрами моторов, солнцезащитными козырьками на фонарях и адаптированными к условиям пустыни аварийными запасами. Как и на западе Европы, они использовались, прежде всего, для борьбы с судоходством союзников.
On the way home. A heavily exhaust-stained Ju 88A with yellow wing tips and fuselage band banks away from the camera plane after a mission over the Central sector of the Eastern Front, 1942.
Roaring low over the countryside, this Ju 88 dive bomber returns from a mission over the Soviet lines with her bomb racks empty, 1941. More than 15,000 Ju 88's of all types were manufactured by the Germans during the course of the War.
Ju 88A-4 с увеличенным размахом крыла оснащался более мощными двигателями Jumo 211J. Самолеты получили элероны с металлической обшивкой. На снимке: Ju 88 на Восточном фронте, заметна едва сохранившаяся зимняя камуфляжная окраска.
Немецкий двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ju88A-4 из 3-й группы 1-й "инструкторско-подготовительной" (учебной) эскадры Люфтваффе (III./LG1) над Севастополем, 1942г.
Юнкерс Ju 88
Пикирующий бомбардировщик Ju 88A из 3-й бомбардировочной эскадры Люфтваффе "Блитц"
Пикирующий бомбардировщик "Юнкерс-88"
Ju 88A-5 из 51-й бомбардировочной эскадры "Эдельвейс"
Эти Ju-88A из III./KG 77 (III эскадрилья 77 полка бомбардировочной авиации) воевали на северном направлении в составе I авиакорпуса. Советские истребители в начале войны не обладали достаточным боезапасом, чтобы сражаться на равных с Ju-88, и поэтому иногда шли на таран.
Пара "юнкерсов" из группы III/KG51 в полете над крымскими горами, ноябрь 1941г.
A trio of Ju 88's flies above the low cloud base on the way to a target. Barely visible under the wings between the fuselages and engines are the tails of bombs with their round stabilizers.
Немецкие бомбардировщики Ju-88A-4 из «Львиной» эскадры KG30
Бомбардировщики люфтваффе Ju 88A-4 идут на цель на большой высоте. Именно их Н.Н. Поликарпов рассматривал в качестве основного противника, задумывая проект «К» - И-61
Три Ju 88A-4 из III./LG 1 в полете над Средиземным морем, 1942 год. Задние части фонарей кабин расширены для удобства работы стрелков со спаренными пулеметами MG81.
Rather more prosaic was the finish of the Ju88A-4s of III/LG I which were also operating in the Mediterranean theatre in the 1942 year.
Фото сброса бомб SD-2, снятые с самолета Ju88 KG51 в первые дни войны. Хорошо видно, с каких высот атаковали немецкие экипажи
Размещенный под Ju 88A-4 универсальный складной контейнер "Dobbas" мог вмещать одну противотанковую пушку (на снимке) или другое вооружение и грузы.
Выпуск Ju 88 был организован на нескольких предприятиях, на снимке - завод "Junkers" в Ашерслебене, где был налажен выпуск фюзеляжей, которые затем отправлялись в Бернбург для финальной сборки. Крыло выпускал завод в Хальберштадте, а хвостовую часть - предприятие в Леопольдштадте.
Group shot of Bulgarian airmen in front of KB-5 No.18 parked on the concrete at Balchik airfield in Southern Dobruja. The life vests denote that the aircraft was assigned to reconnaissance duty along the Black Sea coast at the time this shot was taken in 1941. Note the Luftwaffe He 111 and Ju 88 in the background.
Modifications
С целью улучшения взлетных характеристик Ju 88A-2 был оснащен двумя ускорителями RATO, которые располагались под крылом и после взлета сбрасывались на парашютах.
A. This Ju 88A with a big bomb load is about to get a rocket-assisted take-off from a short airfield. This was not an uncommon sight on the Eastern Front where Russian airfields were very primitive, often being nothing more than a wheatfield or meadow.
B. Rocket Assist bottles were normally attached to Luftwaffe aircraft by means of small racks, similar to bomb racks, which were bolted on to the aircraft. The bottles could be used and then be jettisoned once the aircraft was airborne.
C. Many times during the campaign in the East, Luftwaffe aircraft were so heavily overloaded that rocket-assist was the only manner in which they could become airborne.
D. The rocket bottles could be ignited simultaneously for maximum thrust, or else fired off one after the other in a series of firings in order to provide sustained thrust. Each bottle had between ten and twenty seconds of fuel in it.
E. In this shot, the Ju 88, now airborne, circles back over the airfield in order to drop the expended rocket bottles by means of their own small parachutes so that they can be refilled by ground personnel and reused in the future.
Изображенный здесь самолет Ju 88A-5 использовался в качестве летающей лаборатории для отработки реактивных двигателей BMW 003 для реактивных самолетов Me 262 и Ar 234.
Оснащенный специальными захватами и резаками Ju 88A-6 использовался для борьбы с аэростатами.
The modeller successful in getting his hands on an acceptable kit of the Ju 88 will be faced with a plethora of finishes and markings from which to choose. One interesting scheme hm the so-called "Wellenmuster" camouflage applied over a standard two-tone finish seen on the FuG 200-equipped Ju 88A-6/U operating in Southern Italy in 1943.
Для поиска кораблей и судов противника использовались Ju 88A-6 с РЛС FuG 200 Hohentwiel. Данный самолет камуфлирован извилистыми белыми полосами по схеме Wellenmuster.
Помимо противотанковых вариантов Ju 88P 20-мм пушки MG FF устанавливались на некоторых Ju 88A-14 для борьбы с кораблями. Подобная установка требовала демонтажа бомбардировочного прицела.
Один Ju 88A-4 (ВЕ+WT) использовался в Готенхафене для испытаний с двумя торпедами L 10. Испытания были прерваны после того, как на взлете у машины сломалась стойка левой опоры шасси.
Ju 88A-17 с подвешенными торпедами. С внешней стороны двигателей видны стартовые реактивные ускорители.
Торпедоносцы Ju 88A-17 и A-4/Torp могли нести по две торпеды на подкрыльевых держателях PVC.
Ju 88A-17 из состава III/KG77 летит на перехват конвоя UGS.38, 20.4.1944.
Ju.88S
Ju 88S отличался округлыми обводами носового остекления, вместо плоских панелей, использовавшихся на машинах раннего типа. Серийные самолеты не несли никакого вооружения, за исключением варианта S-2, оснащенного парой 7,92-мм пулеметов MG81, установленных в задней части подфюзеляжной гондолы.
The Junkers Ju 88S twin-engined Bomber with hemispherical nose and no under-gun positions.
Finland
Junkers Ju 88A-4 JK-266 of PLeLv 44 loaded with two 250kg and two 500kg bombs at Kemi in November 1944. Capt Jouko Saarinen flew this machine on 12 missions.
Финский Ju 88 заправляется перед боевым вылетом от советского трофейного заправщика на базе ЗиС-5
Ju 88A-4 из 3/PLeLv 44 возвращается на авиабазу Оттола из боевого вылета 20.06.1944г.
UK
The Junkers Ju 88A-4 Bomber (two Junkers Jumo 211 J engines).
Ju 88A-5 M2+MK of Kustenfliegergruppe 106, which took off from Morlaix on November 26, 1941, on an anti-shipping hunt and landed by mistake at Chivenor. It has been given RAF roundels and the serial HM509.
Ju 88A-5 (M2-MK) принадлежал авиагруппе берегового базирования Kustenfliegergruppe 106, боровшейся с судоходством противника в Ирландском море, но 26 ноября 1941 года сбился с курса и сел на британской авиабазе Чивенор. Самолет затем отправили в Даксфорд в сопровождении Lockheed Hudson и включили в состав 1426-го звена (трофейных противника). Впоследствии самолет снимался в фильме.
Spain
Los Llanos-based 13 Regimiento received the first B.2Hs in September 1952. This view, taken in the spring of 1953, shows the new B.2Hs and, in the background, some of the previous Ju 88s.
Mistel
The author stands in front of the piggy-back Junkers Ju 88G/Focke-Wulf Fw 190 at the Enemy Aircraft Flight at Schleswig Holstein.
Одним из наиболее необычных применений Ju 88 стало использование его в виде беспилотного самолета-снаряда в составе комплекса Mistel. На фотографии - учебный вариант такого комплекса.
A Danish officer poses for a photograph in front of a heavily camouflaged Mistel S2 at Tirstrup in June 1945. Note the Ju 88’s missing props and spinners, probably removed for spares. Reportedly evidence was found of a plan to build an Fw 190/V1 flying-bomb combination, but it is unlikely this proceeded beyond the proposal stage.
The serial AIR MIN 77 was allocated to the simulated Mistel (Mistletoe) composite aircraft, comprising Junkers Ju 88A-6 Werke Nr 2492 and Focke-Wulf Fw 190A-8 Werke Nr 733682 (AIR MIN 75), now in the Imperial War Museum. In the genuine article the lower component was fitted with a war-head, flown to the target by the pilot of the fighter, and released to glide down.
Mistel at a Luftwaffe base that has fallen into Allied hands in 1945. Had it been used earlier and in greater numbers, the Mistel “piggyback” combination may have proved to be a decisively destructive - if somewhat blunt - piece of military hardware.
A Mistel S2 (Fw 190A or F atop a Ju 88G-1, in this case WNr 714533) of 6./KG 200 beside its woodland dispersal site at Tirstrup in the spring of 1945.
The Junkers/Focke-Wulf Composite Aircraft, the lower component being a Ju 88H with long fuselage.
Both a brilliant piece of technical ingenuity and a symbol of the Luftwaffe’s increasing desperation as the tide of war turned against Germany, the Mistel concept was initially tried with a Messerschmitt Bf 109 atop a DFS 230 glider in 1943.
В 1945г. Fw 190 применялись в качестве самолета управления для связки "Мистель"
Riedl’s Mistel 2, “Red 12”, at Tirstrup in Denmark in early 1945. A warhead has been fitted to Ju 88G-1 WNr 714050, suggesting an imminent operation.
Составной самолет "Мистель" - трофей советских войск
СЦЕПКА. Концепция самолета-сцепки была опробована с привлечением Bf.109, использовавшегося для доставки транспортного планера или начиненного взрывчаткой бомбардировщика (фото).
A pair of Mistel S2s of II./KG 200 in flight from Burg to Tirstrup on February 14, 1945, were caught on this poor-quality but rare guncamera footage taken from the North American P-51 Mustang of Lt Bernard Howes of the USAAF’s 55th Fighter Group, which accounted for at least one Mistel shot down that day.
Three Mistel lower components at Tirstrup in mid-1945 after falling into Allied hands. Note that the support struts for the upper component fighters have been left in place. The Ju 88 in the foreground has had British Air Ministry markings applied to its fuselage and tail as well as RAF roundels.
Looking like a malevolent shrew, a warhead containing 1,700kg (3,750lb) of explosives is hoisted up by a winch and chains to be fitted to the fuselage bulkhead of a Ju 88. After the warhead was attached the composite was towed to the take-off position as the pilot of the fighter could not operate the brakes of the lower component.
Luftwaffe groundcrew, probably of Einsatzgruppe 101, at Burg in the autumn of 1944. The Ju 88 has its nose section removed, exposing the bulkhead to which the hollow-charge warhead would be fitted. Removal of the cockpit and fitting of the warhead took a day and required a team of six mechanics, two armourers and a crane.
A superb photograph of former Luftwaffe groundcrew at work on the Ju 88G lower component of a captured Mistel belonging to II./KG 200 at Tirstrup in mid-1945. The name Mistel was used possibly because the parasitic plant takes nourishment from its host tree, in the same way the Mistel’s upper component took fuel from the lower.