Junkers Ju.88
Варианты:
Junkers - Ju.88 - 1936 - Германия
Страна: Германия
Год: 1936


Четырехместный бомбардировщик/пикирующий бомбардировщик
Описание:
Ju.88
Ju.88A/Torp/A-17/H
Junkers Ju 88
Junkers Ju 88 Mistel
Flight, November 1939
A SECRET WEAPON
Фотографии:

Обломки (31)

Ju.88

Средний бомбардировщик (в т.ч. пикирующий), двухмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 4 человека. Создан в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э.Гасснера. Опытный образец Ju 88V1 впервые взлетел 21 декабря 1936 г. Серийное производство развернуто с августа 1939 г. Строился на заводах "Юнкерс" в Шенебеке, Гальберштадте, Ашерслебене с привлечением большого числа субподрядчиков.
Состоял на вооружении в Германии с сентября 1939 г., в Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии - с 1943 г., во Франции - с 1944 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
   - Ju 88A с моторами Jumo 211 модификации R-1, J, D, G, выпускался в многочисленных вариантах, с A-5 - удлиненное крыло, вооружение от 4x7,9 (A-1) до 2х13+3(4)х7,9 (A-4, A-5), модификация A-6/U с РЛС, выпускались также специализированные тропические варианты, торпедоносцы и т.п., бомбы до 2400 - 3000 кг;
   - Ju 88S, высотный бомбардировщик с моторами BMW 801G-2 и новой носовой частью, вооружение 1x13, бомбы до 2000 кг.
С сентября 1939 г. Ju 88 начали операции над морем, с марта 1940 г. - налеты на Англию, затем принимали участие во всех кампаниях Вермахта. С 1942 г. - основной бомбардировщик Люфтваффе. С августа 1944 г. количество Ju 88 на фронте постепенно сокращалось и к концу войны их оставалось совсем немного.
Финские ВВС с конца 1943 г. применяли Ju 88 против СССР, в сентябре 1944 г. - против немцев. То же самое можно сказать и о румынских самолетах, действовавших против бывших союзников с августа 1944 г.
Производство Ju 88 сохранялось до конца войны, но позднее выпускались в основном ночные истребители и разведчики. В Румынии Ju 88 служил до 1949 г., во Франции - до 1946 г.


Ju 88A-4||
Размах:||20,08 м
Длина:||14,36 м
Моторы, количество х мощность:||2x1350 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||12120 кг
Максимальная скорость:||475 км/ч
Практический потолок:||8325 м
Дальность:||2730 км

Ju.88A/Torp/A-17/H

Торпедоносец и дальний морской разведчик на базе среднего бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический моноплан, убирающееся шасси. Создан в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э. Гасснера. Опытный образец скоростного бомбардировщика, Ju 88V1, впервые взлетел 21 декабря 1936 г. Серийное производство новых бомбардировщиков было развернуто с августа 1939 г. Самолет строился на заводах "Юнкерс" в Шенебеке, Гальберштадте, Ашерслебене, Мерсебурге с применением большого числа субподрядчиков. Всего изготовили более 15 000 Ju 88 всех вариантов.
С весны 1942 г. была начата переделка бомбардировщиков модификации A-4 в торпедоносцы, а затем выпуск специализированных модификаций для боевых действий на море. Количество изготовленных торпедоносцев неизвестно.
Экипаж - 3-4 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Серийно производились:
   - Ju 88A-4/Torp с моторами Jumo 211J-1/J-2, вооружение 2x13+ 3(4)х7,9 (на некоторых самолетах 1x20+1x13+3x7,9), бомбы до 3600 кг или две торпеды по 765 кг на наружной подвеске, представлял собой переделку бомбардировщика Ju 88A-4, экипаж - 4 чел., на некоторых машинах устанавливались РЛС;
   - Ju 88A-17, специализированный торпедоносец на базе модификации A-14 с моторами Jumo 211 J-1/ J-2; нет подфюзеляжной гондолы, вооружение 3x7,9, бомбовая и торпедная нагрузка как у A-4/Torp, экипаж - 4 чел., установлена РЛС;
   - Ju 88H-1, дальний морской разведчик на базе узлов модификаций D-1 (фюзеляж со вставной секцией и оперение) и G-1 (крыло и шасси) с моторами BMW801D, вооружение 4x7,9, бомбовой нагрузки нет; экипаж - 3 чел., установлена РЛС.
Торпедоносцы Ju 88A-4/Torp стали поступать в части Люфтваффе в июне 1942 г., сперва на Атлантическое побережье Франции, а затем в Северную Норвегию. Первый случай массированного применения - налет на арктический конвой PQ-18 в октябре 1942 г. В Атлантике Ju 88A-4/Torp действовали с августа 1942 г.
В ноябре того же года большая часть немецких торпедоносцев была сосредоточена в Италии, а затем в Южной Франции для операций на Средиземном море. Они противодействовали высадке союзников в Алжире и Марокко. Из-за больших потерь к марту 1943 г. их активность резко сократилась, но к лету они вновь включились в войну в Средиземноморье. В это время Ju 88A-17 стал основным типом торпедоносца в ВВС Германии. В июле 1943 г. ими был поврежден английский авианосец "Индомитэйбл". В апреле - мае 1944 г. Ju 88A-17 летали с баз в Южной Франции, атакуя боевые корабли и суда союзников, участвовавшие в десантных операциях. В августе 1944 г. самолеты перебросили в Северную Францию. Далее активность немецких торпедоносцев постоянно падала из-за недостатка горючего.
Разведчики Ju 88H-1 применялись в Северной Атлантике для дальнего поиска и наведения на цели подводных лодок.
Ju 88 продолжал строиться до конца войны, но в 1944-1945 гг. в основном производились разведчики и ночные истребители. С вооружения Люфтваффе самолет официально не снимался.


Ju 88H-1||
Размах:||19,95 м
Длина:||17,65 м
Моторы, количество х мощность:||2x1700 л.с.
Максимальная скорость:||445 км/ч
Практический потолок:||8500 м
Дальность:||5120 км

Junkers Ju 88

Самый универсальный из немецких боевых самолетов, Junkers Ju 88, постоянно совершенствовался и оставался в производстве на всем протяжении Второй мировой войны. Он был создан по техническому заданию на скоростной трехместный бомбардировщик, и первый прототип, оснащенный двигателями Daimler DB 600Aa по 1000 л. с. (746 кВт), поднялся в воздух 21 декабря 1936 года. Было построено еще несколько прототипов, третий из которых, с 1000-сильными двигателями Jumo, в ходе испытаний достиг скорости 520 км/ч. Столь высокие характеристики позволяли надеяться на рекорд, и в марте 1939 года пятый прототип преодолел замкнутую 1000-км дистанцию со скоростью 517 км/ч, неся на борту груз в 2000 кг. В общей сложности изготовили 10 прототипов; первый предсерийный бомбардировщик Ju 88A-0 взлетел в начале 1939 года, а в сентябре в войска начали поступать серийные Ju 88A-1.
   Первый опыт боевого применения показал, что при высокой скорости и удовлетворительной бомбовой нагрузке оборонительное вооружение самолета оказалось слабым. Поэтому был создан вариант Ju 88A-4 с увеличенным размахом крыла, усиленной конструкцией планера (позволившей увеличить нагрузку) и мощным оборонительным вооружением, который стал базой для последующих многочисленных модификаций. Например, серия Ju 88A включала варианты от Ju 88A-1 до Ju 88A-17.
<...>
   За ними последовало небольшое количество самолетов Ju 88H, включавших варианты разведчика Ju 88H-1 и истребителя Ju 88H-2, отличавшиеся повышенной дальностью за счет увеличенного запаса топлива в удлиненном фюзеляже.
   Растущие характеристики истребителей всех союзников по антигитлеровской коалиции привели к большим потерям, поэтому были разработаны улучшенные варианты бомбардировщика Ju 88S и фоторазведчика Ju 88T, ставших последними серийными модификациями. Всего построили около 15 000 самолетов Ju 88, игравших важную роль в операциях Люфтваффе.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Junkers Ju 88A-4

   Тип: четырехместный бомбардировщик/пикирующий бомбардировщик
   Силовая установка: два 12-цилиндровых V-образных двигателя Junkers Jumo 211J-1 мощностью по 1350 л. с. (1007 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5300 м - 470 км/ч; потолок 8200 м; максимальная дальность полета 2730 км
   Масса: пустого снаряженного 9860 кг; максимальная взлетная 1400 кг
   Размеры: размах крыла 20,00 м; длина 14,40 м; высота 4,85 м; площадь крыла 54,50 м2
   Вооружение: один 13-мм пулемет MG131 или два 7,92-мм MG 81 для стрельбы вперед, два аналогичных пулемета в задней части кабины и два под фюзеляжем для защиты задней полусферы, до 2000 кг бомб на внешней и внутренней подвеске

Junkers Ju 88 Mistel

В 1943 году было предложено использовать отслужившие свой срок планеры машин Ju 88 в качестве беспилотных самолетов-снарядов. Последние предполагалось пристыковывать к истребителям Bf 109, пилоты которых могли управлять всей составной конструкцией в полете, а в назначенной точке летчик направлял Ju 88 на цель и отстыковывал самолет-снаряд. Данная конструкция получила обозначение Mistel, но также известна как "Vater und Sohn". Прототип совершил первый полет в июле 1943 года, результаты испытаний были признаны вполне удовлетворительными, но слабым местом концепции оказалось отсутствие контроля за полетом самолета-снаряда с момента его отделения от истребителя-носителя. Беспилотный самолет просто продолжал полет под управлением бортового автопилота. Изучалась возможность создания системы дистанционного управления самолетом-снарядом, но реализации этих планов помешало окончание войны.
   Различным комбинациям истребителя и беспилотного бомбардировщика соответствовали следующие обозначения: Mistel 1 (и учебный вариант S 1) - в состав системы входили бомбардировщик Ju 88A-4 и истребитель Bf 109F; Mistel 2 (и учебный вариант S 2) - в составе Ju 88G-1 и Focke-Wulf Fw 190A-8, а также Mistel 3A (и учебный вариант S 3A) - в составе Ju 88A-6 и Fw 190A-6. Обладавшие особо большой дальностью полета варианты Mistel 3B и Mistel 3C включали бомбардировщики Ju 88G-10 или Ju 88H-4 с истребителями Fw 190A-8, несущими над крыльями дополнительные топливные баки. Последние варианты должны были играть роль самолетов-лидировщиков, причем в бомбардировщике даже должен был находиться экипаж из трех человек, а его отделение должно было происходить лишь в особой ситуации. Предлагались также и другие составные авиационные комплексы: Mistel Fuhrungsmaschine - в составе бомбардировщика Ju 88A-4/H-4 и истребителя Fw 190A-8; Mistel 4 - в составе реактивных самолетов Ju 287 и Me 262, а также реактивный Mistel 5 - в составе Arado E.377A и He 162. Одним из последних вариантов, прошедших испытания до окончания войны, стал комплекс в составе Ju 88G-7 и Focke-Wulf Ta 152H. В общей сложности было собрано около 250 составных авиационных комплексов семейства Mistel, но боевое применение их было достаточно скромным.

Flight, November 1939

A SECRET WEAPON
More Details of the Junkers Ju 88 Bomber

   OF all the machines in service in, or being delivered to, the German Air Force the greatest secrecy attaches to the Junkers Ju 88 high-speed twin-engined bomber.
   Up to the present Flight is the only publication to have attempted to describe and illustrate this machine in any detail. In the issue of October 12 this year it was referred to in the following terms:
   "In appearance the Ju 88 is striking as the nacelles hang beneath the low cantilever wing, reminding one of the De Havilland Comet. It is quite a small machine and carries a crew of three. The fuselage is of good aerodynamic form and approximately of oval section though the bottom is flat in the region of the bomb bay. The cockpit enclosure, which opens transversely, is over the leading edge of the wing and the nose of the fuselage tapers sharply and is provided with the usual transparent panels. Cantilever tail surfaces are used and there is a single fin and rudder.
   "In plan form the wing has been evolved from that of the Ju 86, having a swept-back leading edge. The entire trailing edge is hinged, the inner sections acting as flaps and the outer ones as ailerons.
   "Perhaps the most interesting feature ol the machine is the power-plant installation. The engines are the latest type Junkers Jumo 211 inverted vee-twelves with direct petrol injection and two- speed superchargers. This model gives about 1,200 h.p. for take-off. Airscrews axe ol the Junkers or V.D.M. constant-speed fully feathering type.
   "The nacelles are of circular section and the radiator of each engine is of annular form, being housed immediately behind the airscrew, round the reduction-gear housing. This arrangement has been under development for over two years and is used in conjunction with a short radiator duct and controllable gills. Exhaust stubs, which discharge under the wing, are of the rearward-facing type and exert a measure of propulsive force.
   "Each half of the undercarriage has two oleo legs and retracts rearward into the nacelles.
   "Details of armament are unknown, but, being a fairly small machine the Ju 88 could effectively be fitted with fixed guns, say a pair of 20 or 23 mm. shell-guns. Doubtless there are, in addition, rearward-firing or downward-firing machine guns on free manually operated mountings. A typical bomb load would be about 2.500 lb.”
   This, until recently, represented more or less the sum total of our knowledge.
   A few days ago a Leica enthusiast who was in Germany in June was showing us some coloured transparencies. One of these showed an aeroplane which had just taken off from the Junkers aerodrome at Dessau. At first glance it looked like a Heinkel He 111K, but when the transparency was projected it was evident that the machine was a Ju 88. It was like discovering a rare microbe under the microscope.
   That little transparency has enabled "J. P." to make the above drawing. Complete accuracy, of course, still cannot be guaranteed, but it would appear that the nose of the machine is arranged like that of the Dornier Do 215, which was described in Flight of November 2. This means that the crew is accommodated in the nose and that there are gun positions above and below the fuselage as indicated.
   We have heard that the Ju 88 now has auxiliary fins at the tips of the tailplane. On skimming through a Swedish publication the other day one noticed an advertisement for a metal manufacturing concern featuring a small sketch of a machine which had all the earmarks of a Ju 88. The tailplane sure enough, had auxiliary fins which were shaped and arranged as shown in our small sketch. Possibly the sketch was not intended to depict the "88" at all, but was merely an artist's hypothesis. But one must not overlook the fact that the Swedes know a good deal about Junkers military aircraft, the Ju 86K being a standard type in their air force.
Ju-88 в последнем пике
Detal's attack on a Ju 88 on a German airfield to the south of Paris. The aircraft has just collapsed under a hail of fire onto its port wing.
Подбитые и поврежденные в первый день войны германские Ju 88 из состава III KG51
Немецкие самолеты Ju88A-4 из состава KG1 "Гинденбург", доставшиеся танкистам генерал-майора Баданова на авиабазе Тацинская. Конец декабря 1942г.
Горят Ju88 из эскадры KG1 после налета авиации КБФ на немецкий аэродром Котлы в марте 1943 г. Это один из показательных случаев успешной реализации данных, полученных советской радиоразведкой
Потери несли обе стороны, и советские летчики умели за себя постоять...
Ju88A (сер. 3366, борт. код 4D+RN) из состава II./KG30, сбитый над побережьем Мотовского залива 16 сентября 1941г.
Ju-88A-5 из KG1 «Гинденбург», сбитый А.Н. Годовиковым 29 декабря 1941 г.
Экипаж покидает Ju 88A-5, совершивший аварийную посадку после боевого вылета
Бомбардировщик Ju 88, сбитый советскими партизанами в 1944 году.
Поврежденный в бою Ju 88 совершил вынужденную посадку под Киевом
У сбитого Ju 88
Ju 88, сбитый летом 1941г. под Киевом
Ju-88A-5 B3+GL w/n 6360 командира 3-й эскадрильи оберлейтенанта Рудольфа Ноймана ( Rudolf Naumann) из состава I/KG54, сбитый истребителем в районе Луцка 22 июня 1941 г. Считался пропавшим. Обнаружен после оккупации территории. Экипаж был похоронен с датой гибели 27.06.41.
Ju 88A-5 из 8./KG 76 под Москвой, зима 1941-42гг.
Сбитый и совершивший вынужденную посадку в поле немецкий бомбардировщик Ju88 (9K+DB) из KG51, февраль 1943 г.
Ju 88A-4 из III/KG 76, зима 1941-42гг.
Бомбардировщик Ju 88A-5 (Wk.Nr.3306) из 5./KG 30, севший на вынужденную 16 сентября 1941г. на берегу Мотовского залива.
Вопреки результатам сражений, немецкие и японские историки уверены, что их асы действовали с более высокой эффективностью, чем воевавшие в составе ВВС стран антигитлеровской коалиции, а итоговое поражение в войне списывается на подавляющее превосходство авиации и системы ПВО противника.
Наиболее современный бомбардировщик люфтваффе Ju 88 не был способен решать стратегические задачи. Англичане сбили этот Ju 88 A-1 из Stab II/KG 54 во время налета на Портленд 11 августа 1940г.
Сбитый в районе одного из союзных аэродромов Ju88A-4 из состава LG1.
Экипажу этого "Юнкерса" из состава KG54 не повезло - машина рухнула невдалеке от атакованного союзного аэродрома.
Остатки былой мощи Люфтваффе - поврежденные бомбардировщики Ju 88 на одном из аэродромов в Тунисе. Вскоре подобную картину можно было наблюдать и на Сицилии.
Авиационная свалка под Мюнхеном сфотографирована в 1946 году. На снимке можно различить He 111, Me 262, Ju 88, Ju 52/3m и, как минимум, один Bf 110. К 25 апреля 1945 года большинство He 111 переключили на выполнение транспортных перевозок, но 27 самолетов из Gruppe Uhl продолжали выполнять ночные бомбардировки железнодорожных станций. Были еще 15 буксировщиков планеров из группы Schleppgruppe 1, дислоцированной в Кёнигграце.
Top left, the Junkers Ju 88 of Wettererkundungsstaffel 5 from Banak, after it was landed near Longyear City by Lt Heinz Wagner on June 14, 1942. Top right, the same aircraft under fire from the guns of Catalina “P" of 210 Sqn on June 27, 1942. The Ju 88 was unable to take off since the propellers had been damaged when taxying. Bottom, the remains of the same Ju 88 photographed in 1984.
Обломки бомбардировщика Ju 88
Германский бомбардировщик Ju.88, сбитый в июле 1941г. и выставленный на всеобщее обозрение в Москве.
Ju 88A-5(F) из группы (F)/122, сбитый между Москвой и Калугой, был выставлен вместе с другой трофейной техникой на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке
The Norwegian Air Force has recently recovered no fewer than three Junkers Ju 88s to provide components to enable one "fully restored" example to be assembled. The specimen depicted is 4D+FH of 1/KG30, seen "somewhere in Norway".
The tail of Junkers Ju 88 1379 emerges from Lake Tornetrask in Sweden