Nakajima Ki.43 Hayabusa
Страна: Япония
Год: 1938


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
Описание:
Ki.43 Hayabusa
Nakajima Ki-43 (армейский истребитель Тип 1 Hayabusa)
Фотографии:

Боковые проекции (24)

Ki.43 Hayabusa

Многоцелевой истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разработан под руководством Х.Итокавы и Л.Коямы в КБ фирмы "Накадзима хикоки". Первый полет совершил в январе 1938 г. Строился серийно с января 1941 г. заводами "Накадзима" в Ота, "Тачикава" и первым арсеналом армейской авиации в Тачикаве. Всего изготовлено 5919 экз.
Принят на вооружение японской армейской авиации в июне 1941 г. как "тип 1". Состоял также на вооружении в Маньчжоу-Го (с марта 1944 г.) и Таиланде (с февраля 1944 г.)
Основные серийные модификации:
   - Ки.43-I, мотор Ха.25, двухлопастный винт, выпускался в вариантах I-Ко с вооружением 2x7,69, I-Оцу - 1x7,69+ 1x12,7, I-Хей - 2x12,7, бомбы до 30 кг;
   - Ки.43-II, мотор Ха-115, трехлопастный винт, усиленное крыло, изменен капот мотора, установлена бронеспинка, вооружение 2x12,7, выпускался в вариантах II-Ко, II-Оцу (новый маслорадиатор), II-КАИ с эжекторными выхлопными патрубками;
   - Ки.43-III с мотором Ха.115-II, вооружением 2x12,7.
Применялся с декабря 1941 г. в боях в Малайе, Бирме. С конца 1942 г. основной истребитель императорской армии, действовал на всех театрах до конца войны. Таиландские Ки.43 летом 1944 г. участвовали в операциях на стороне японцев на стыке границ Таиланда, Китая и Бирмы. Самолеты ВВС Маньчжоу-Го осуществляли ПВО военных предприятий в Манчжурии, в августе 1945 г. применялись против советских войск.
Производство самолета прекращено после капитуляции Японии.


Ки.43-II-Оцу||
Размах:||10,84 м
Длина:||8,92 м
Моторы, количество х мощность:||1x1150 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2925 кг
Максимальная скорость:||530 км/ч
Практический потолок:||11200 м
Дальность:||1700 км

Nakajima Ki-43 (армейский истребитель Тип 1 Hayabusa)

Разработка более совершенного истребителя, предназначенного для замены Ki-27, была начата компанией "Nakajima" в декабре 1937 года. Первый из трех прототипов Ki-43 поднялся в воздух в январе 1939 года. Машина представляла собой свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной пилота и оснащалась 975-сильным (727 кВт) радиальным ПД Nakajima Sakae Ha-25 с турбонаддувом. Испытания прототипов выявили недостаточную маневренность истребителя. 10 предсерийных машин отличались уже уменьшенной массой и увеличенной площадью крыла, оснащенного маневренными (или "боевыми") закрылками.

   Такая конфигурация оказалась очень удачной, и самолет был запущен в серию под обозначением "армейский истребитель Тип 1 Модель 1A Hayabusa" (Ki-43-Ia), неплохо проявив себя на раннем этапе войны на Тихоокеанском ТВД. С появлением у противника более совершенных истребителей был создан прототип доработанного Ki-43-II, оснащенный более мощным ПД Nakajima Ha-115, крылом уменьшенного размаха, бронезащитой и протектированными топливными баками. Он был запущен в серию под обозначением Ki-43-IIa. Последним вариантом Hayabusa стал Ki-43-III, но до завершения войны успели построить только прототипы. В общей сложности было выпущено 5919 самолетов, в том числе 3239 - компанией "Nakajima", 2631 - "Tachikawa" и 49 - 1-м армейским авиационным арсеналом. Все варианты получили у США и их союзников кодовое обозначение "Oscar". Этот истребитель использовался на всем протяжении войны на Тихоокеанском ТВД, а его последними задачами стали оборона Токио и атаки камикадзе на корабли.


Варианты

   Ki-43-Ia: первый серийный вариант, вооруженный двумя 7,7-мм пулеметами и двумя 15-кг бомбами на внешней подвеске
   Ki-43-Ib: подобен Ki-43-Ia, но один из пулеметов заменен на 12,7-мм
   Ki-43-Ic: подобен Ki-43-Ia, но оба пулемета заменены на 12,7-мм
   Ki-43-II: пять прототипов усовершенствованного варианта с трехлопастным винтом с постоянной скоростью вращения, бронезащитой, протектированными топливными баками и двигателем Ha-115
   Ki-43-IIa: первый серийный вариант Ki-43-II с пулеметами, как у Ki-43-Ic, и двумя держателями для 250-кг бомб
   Ki-43-IIb: подобен Ki-43-IIa, но с незначительными изменениями в оборудовании
   Ki-43-II KAI: версия, сочетавшая прогрессивные доработки Ki-43-IIa и Ki-43-IIb
   Ki-43-IIIa: десять прототипов, подобных Ki-43-II KAI, но с двигателем Ha-115-II, с улучшенными высотными характеристиками
   Ki-43-IIIb: два прототипа истребителя-перехватчика с 1250-сильным (932 кВт) ПД Mitsubishi Ha-112, вооружением из двух 20-мм пушек и бомбодержателями, как у Ki-43-IIa


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Nakajima Ki-43-IIb

   Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один радиальный ПД Nakajima Ha-115 мощностью 1150 л.с (858 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4000 м - 530 км/ч; потолок 11200 м; максимальная дальность полета 3200 км
   Масса: пустого 1910 кг; максимальная взлетная 2590 кг
   Размеры: размах крыла 10,84 м; длина 8,92 м; высота 3,27 м; площадь крыла 21,40 м2
   Вооружение: два 12,5-мм пулемета и два узла подвески для бомб калибром до 250 кг
Ки 43-I командира 1-го сентая майора Такеды, Ханой, Индокитай, октябрь 1942 г.
Накадзима Ки-43-I командира 64-го Сентай майора Татео Като, весна 1942г.
В мае - июне 1942 года этот Ki-43-I-Hei Hayabusa использовался 64-м истребительным полком при первой попытке японцев отрезать Китай от сил противника в Индии и Бирме. Голубой знак на киле указывает на принадлежность самолета к штабной эскадрилье.
Ки-43-I из 64-го сентая ВВС Японской Императорской Армии. Аэродром Сунгей-Патани. Малайя, январь-март 1942г.
Ки 43-I из 2-го чутая 64-го сентая, Бирма, март 1942г.
Ки 43-I старшего сержанта Котанигавы из 2-го чутая 50-го сентая японских ВВС, Бирма, декабрь 1942г.
Ki-43-IIa "Хаябуса" сержанта Сатоси Анабуки, 3-й "чутай" (эскадрилья) 50-го "сентая", Бирма, апрель 1943г.
Ки-43-I из 59-го сентая ВВС Японской Императорской Армии. Индокитай, декабрь 1941 г.
Nakajima Ki-43-IIb из состава 3-й эскадрильи 25-й авиагруппы японской Армии, в январе 1944 года базировавшейся в Ханькоу (Китай).
Истребитель Ki-43 "Хаябуса" командира 2-го "чутая" (эскадрильи) 25-го "сентая" лейтенанта Наказо Озаки, Нанкин, лето 1943г.
Ки 43-II из 3-го чутая 77-го сентая японской армейской авиации, Бирма, декабрь 1943 года
Ki-43-II «Хаябуса» м-ра H. Курокавы, командира 54-го авиаполка ВВС Императорской армии. О. Парамушир, лето 1944 г.
Ки-43-II из 3-й АЭ 54-го сентай Императорской Армии Японии. Остров Парамушир, Касивабара (Северо-Курильск), август 1945 г.
Ki-43-II «Хаябуса» из 2-й эскадрильи 54-го авиаполка ВВС Императорской армии. Аэродром Китанодай, Касивабара, о. Парамушир, сентябрь 1943 - август 1944 гг.
Ки 43-II ВВС Маньчжоу-Гэ, 1945 год. На борту - презентационная надпись Маньчжурской нефтедобывающей компании, на чьи средства был приобретен этот самолет
Ki-43 из состава манчжурского авиакорпуса, лето 1944г. Иероглифы на борту - название фирмы, на деньги которой был приобретен самолет.
Во время войны японцы поставили небольшое количество Ki-43 ВВС Сиама и марионеточного государства Маньчжоу-го. Но Сиам, получивший Ki-43-I, и армейский авиакорпус Маньчжоу-го, располагавший различными вариантами самолета, включая Ki-43-II-Ko (на рисунке), крайне ограниченно использовали свои истребители.
Ки-43-II из состава Императорских ВВС Маньчжоу-Го. Полевой аэродром близ Цицикара, сентябрь 1945 г.
Так, по воспоминаниям советских авиамехаников, работавших в Корее в начале 1950г., выглядел северокорейский Ки-43, стоявший в Пхеньянсокм аэропорту. Машина в нелетном состоянии, на ней сохранились остатки японского камуфляжа.
Ки-43 "Оскар" индонезийских ВВС, 1945-1946гг.
Ki-43 "Оскар" из авиашколы КПК в Тунхуа, 1946г.
Несколько трофейных Nakajima Ki-43-II-Kai "Oscar" были использованы французскими ВВС. Представлен самолет, базировавшийся в Пномпене, Камбоджа.
Именно так, с незаконченными французскими кокардами, выглядел Ki-43 из состава GC I/7 "Ницца", посаженный на брюхо 12 декабря 1945г. лейтенантом де Бальменом.
Ки 43-II королевских тайландских ВВС, 1944 год