Dassault Mirage F.1
Варианты:
Dassault - Mirage F.1 - 1966 - Франция
Страна: Франция
Год: 1966


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (17)
Dassault Mirage F1

   "Dassault" создавала Mirage F1 как преемник Mirage III и Mirage 5. Построенный в инициативном порядке прототип в виде высокоплана со стреловидным крылом и обычным хвостовым оперением выполнил первый полет 23 декабря 1966 года. Официальное признание самолет получил в мае 1967 года с заказом трех прототипов. Оснащенный ТРДДФ SNECMA Atar 9K-50, самолет Mirage F1 во всех отношениях превосходил Mirage III.
   Первый серийный вариант Mirage F1С являлся всепогодным перехватчиком, созданным под требования ВВС Франции. На нем стояла моноимпульсная РЛС CSF Cyrano IV, позже ставились РЛС Cyrano IV-1 с ограниченными возможностями по селекции целей на фоне земли. Вооружение Mirage F1С (поставки начаты в мае 1973 года) в исходном варианте было ограничено двумя встроенными 30-мм пушками. В 1976 году в состав вооружения ввели УР "воздух-воздух" R530 средней дальности, а через год - УР R550 Magic.
   ВВС Франции закупили 83 самолета Mirage F1C в базовой конфигурации, 13 последних получили приемники предупреждения о радиолокационном облучении Thomson-CSF Type BF. Еще 79 самолетов были построены в варианте Mirage F1C-200 с неубираемой штангой топливоприемника, увеличившей длину фюзеляжа на 7 см за счет небольшой вставки в носовой части.
<...>
   Mirage F1 экспортировался в шесть государств. ЮАР получила первые 16 самолетов Mirage F1CZ в 1975 году, Марокко первые из 30 Mirage F1CH получила в 1978 году. Иордания в 1981 году приняла на вооружение 17 самолетов Mirage F1CJ и две спарки Mirage F1BJ. Кувейт закупил с 1976 года 18 самолетов Mirage F1CK, а с 1984 года - девять Mirage F1CK-II. До уровня F1CK-II модернизировали все ранее поставленные самолеты - F1CK-II способен применять противорадиолокационные УР ARMAT. Кувейт также заказал шесть двухместных Mirage F1BK (два Mirage F1BK и четыре Mirage F1BK-II), первый из них поднялся в воздух 26 мая 1976 года. С августа 1975 года Греция получила 40 самолетов Mirage F1CG. Испания закупила 45 истребителей Mirage F1CE (C.14A) с 1975 года, а также шесть учебных Mirage F1BE.
   Как только появился спрос на Mirage F1, "Dassault" приступила к разработке разведывательного варианта. Однако рост стоимости самолета заставил переключиться на создание специализированных контейнеров с разведывательным оборудованием, которые могли бы применяться неспециализированными для решения разведывательных задач самолетами. Часть Mirage F1 из состава ВВС Франции и других стран (прежде всего Ирака, Mirage F1EQ) дооборудовали под подвеску на центральном подфюзеляжном пилоне разведывательного контейнера. Тем не менее проектирование специализированного разведчика для ВВС Франции не прекратилось. Первый Mirage F1CR-200 выполнил первый полет 20 ноября 1981 года. Mirage F1CR несет разнообразное оборудование разведывательного назначения внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, на нем установлена РЛС Cyrano IVM-R с дополнительными режимами. В носовой части фюзеляжа по правому борту установлен топливоприемник системы дозаправки в полете.
   Были заказаны 64 самолета Mirage F1CR, первый из которых поднялся в воздух 10 ноября 1982 года. Первое подразделение разведчиков достигло состояния боеготовности в июле 1983 года.
   Mirage F1CT - тактический истребитель-бомбардировщик, созданный на основе Mirage F1C-200. Два прототипа были переделаны из ранее построенных истребителей. Первый полет выполнен 3 мая 1991 года, а к 1 995 году силами ремонтных предприятий ВВС в данный вариант модернизировано 55 самолетов. Mirage F1CT конструктивно и по составу оборудования близок к варианту F1CR: на самолете установлена РЛС Cyrano IVM-R (вместо Cyrano IV), обновлен состав прицельно-навигационного оборудования, установлены лазерный дальномер и катапультное кресло Mk 10, усовершенствован приемник предупреждения о радиолокационном облучении, смонтированы устройства отстрела ложных целей, установлена шифрованная радиосвязная аппаратура, расширен ассортимент боевой нагрузки.
   Если большинство покупателей перехватчиков Mirage F1 были удовлетворены возможностями своих самолетов, то ЮАР потребовался истребитель-бомбардировщик с упрощенным БРЭО для применения днем. В результате появился Mirage F1A, схожий с Mirage F1C. В более тонкой конической носовой части фюзеляжа F1А стояли радиодальномер Aida II и длинная штанга ПВД. Основной отсек БРЭО перенесли в носовую часть фюзеляжа, освободив место за кабиной для топливного бака. В состав бортового оборудования включена доплеровская навигационная система, самолеты оснащены убираемыми топливоприемниками системы дозаправки. Mirage F1А закупили Ливия (16 самолетов) и ЮАР (32 самолета Mirage F1AZ, оснащенных лазерным дальномером).
   22 декабря 1974 года выполнил первый полет прототип Mirage F1Е с новым двигателем SNECMA М53. Самолет предназначался для экспорта в Бельгию, Данию, Голландию и Норвегию для замены устаревшего Lockheed F-104G Starfighter, однако F1Е конкурс проиграл, после чего программу его разработки закрыли. Обозначение F1Е было использовано для новой модификации многоцелевого самолета с двигателем Atar 9K-50 и усовершенствованным прицельно-навигационным оборудованием.
<...>
   Покупателями Mirage F1Е стал ряд государств мира. Эквадор закупил 16 самолетов Mirage F1JA и две спарки Mirage F1JE, Ирак - 93 самолета Mirage F1EQ, Иордания - 17 самолетов Mirage F1EJ, Ливия - 16 самолетов Mirage F1ED, Марокко - 14 самолетов Mirage F1EH и шесть Mirage F1EH-200 (с топливоприемниками для дозаправки в полете), Катар - 12 самолетов Mirage F1EDA и два двухместных Mirage F1DDA, Испания - 22 самолета Mirage F1EE-200 (С.14В).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Mirage F1C

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один ТРДДФ SNECMA Atar 9K-50 тягой 70,21 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2335 км/ч или М=2,2, начальная скороподъемность 12780 м/мин; практический потолок 20 000 м; боевой радиус по профилю "большая-большая-большая высота" с 250-кг бомбами - 425 км
   Масса: пустого 7400 кг; максимальная взлетная 16 200 кг
   Размеры: размах крыла 8,40 м; длина 15,30 м; высота 4,50 м; площадь крыла 25,00 м2
   Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 553 и до 6300 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых пилонах, а также на двух пилонах на законцовках крыла
Mirage F1C of the Escadron 2/5 Ile de France (5e Escadre de Chasse) of the Armee de l'Air at Orange, this being illustrated in the standard CAFDA (Commandement Air des Forces de Defence Aerienne) air superiority finish.
F1CR с изображением чайки - эмблемы разведывательной эскадрильи 2/33 из 33-й разведывательной эскадры. Позже нижние поверхности серебристо-серого цвета камуфлировали также, как верхние и боковые.
Dassault Mirage F1CR стали самыми совершенными тактическими разведчиками ВВС Франции, они состояли на вооружении эскадрилий ER 01.033 и ER 02.033 (ранее ER 2/33, на рисунке). Машины эксплуатировались вместе с эскадрильей Mirage F1CT и одним учебно-тренировочным подразделением со спарками F1B.
Mirage F1CE of Escuadron 141 (Ala de Caza 14) of Spain's Ejercito del Aire based at Albacete, and (left) the emblem of Ala 14. The Mirage F1CE is scheduled to remain in service with the Air Combat Command (MACOM) of the Fuerza Aerea throughout the 'eighties.
Dassault Mirage F1CE. На вооружении ВВС Испании в течение 36 лет состояли 90 Mirage F1: 45 модификации F1CE, 20 - F1EE и шесть двухместных F1BE. Кроме того, испанские ВВС закупили несколько самолетов, ранее состоявших на вооружении ВВС Франции и Катара. В настоящее время на вооружении остались только F1CE и F1BE. Все Mirage F1 сведены в 14-е авиакрыло (Ala 14). В 2006 году испанские F1 были переброшены в Литву в рамках миссии Baltic Air Policing. Изображен самолет в светло-серой окраске ПВО с эмблемами подразделения Ala 14 и специально нанесенной "тигровой" символикой эскадрильи.
Чистоту аэродинамики самолета можно увидеть на данном рисунке, на котором изображен перехватчик F1CG ВВС Греции. На долю F1C пришлась примерно половина всех построенных самолетов F1. В носовой части фюзеляжа перехватчика установлен моноимпульсный радиолокатор Cyrano IV.
Mirage F1CG of the 114a Pterighe (Wing) of the Hellenic Air Force (Elliniki Aeroporia) at Tanagra, this Wing comprising the 342 and 346 Mire (squadrons) each with 16 aircraft plus reserves.
Ливийский "Мираж" F1C.
Иракский "Мираж" F-1EQ-4, оснащенный системой дозаправки в воздухе, авиабаза Мосул, конец 70-х годов.
Иракские Mirage F1EQ активно сражались в 1980-1988 годах во время ирано-иракской войны. Ранние варианты (на рисунке: F1EQ-1 с ракетами Magic 2) использовались в качестве перехватчиков, а поздние - для борьбы с судоходством.
Ирак получил 109 самолетов Mirage F1 из 128 заказанных. Поставки были прекращены после задержек платежей иракской стороной, а в 1990 году на поставки вооружения и военной техники в Ирак было наложено эмбарго. В число полученных ВВС Ирака самолетов вошли 38 машин модификаций Mirage F1EQ-5 и EQ-6, способных нести противокорабельные ракеты AM39 Exocet.
Mirage F1JA of the Escuadrilla de Caccia of the Fuerza Aerea Ecuatoriana, 16 aircraft (plus two two-seat Mirage F1JBs) having been delivered to Ecuador from early 1979.
Самолеты Mirage F1 из состава ВВС Эквадора вооружены французскими УР "воздух-воздух" и израильскими бомбами. Изображен самолет из эскадрильи Escuadron de Caza 2112.
Mirage F1CZ of No 3 Sqdn, South African Air Force Strike Command, based at Waterkloof, and (left) the emblem of No 3 Sqdn. The Mirage F1CZ entered SAAF service in 1974, having since been supplemented by the Mirage F1AZ for the air-ground role.
Mirage F1AZ. Последние "Миражи" ВВС ЮАР получили трехцветную камуфляжную окраску серо-коричневого и зеленого цвета. В ходе нанесения камуфляжа опознавательные знаки и символика эскадрилий часто закрашивались. Изображен самолет 1-й эскадрильи, дислоцированной в Хёдспруте, последнего эксплуатанта F1 в ВВС ЮАР до их списания в конце 1997 года.
Mirage F1CH of the Royal Maroc Air Force (Al Quwwat Aljawwiya Almalakiya Marakishiya). Deliveries of the Mirage F1CH to Morocco commenced mid-1978, with the last of 50 (including several two-seat Mirage F1BHs) being accepted recently, some of these being in storage and the remainder being operated by two squadrons.
Mirage F1CK of Kuwaiti Air Force.