Bell Model 206 Jet Ranger / OH-58 Kiowa     США, 1966
Agusta-Bell AB.206 Jet Ranger     International, 1967
Варианты:
Bell - Model 206 Jet Ranger / OH-58 Kiowa - 1966 - США
Страна: США
Год: 1966
Вертолет

Наблюдательный/многоцелевой вертолет с экипажем из двух человек
Описание:
Bell Model 206A JetRanger (H-57 SeaRanger, H-58 Kiowa)
Семейство Bell Model 206B JetRanger
Agusta-Bell АВ 206 JetRanger
Фотографии:

Обломки (1)

Bell Model 206A JetRanger (H-57 SeaRanger, H-58 Kiowa)

В 1960 году Армия США объявила конкурс на создание легкого вертолета LOH (Light Observation Helicopter), предназначенного для замены вертолетов Bell H-13, Hiller H-23 и самолетов Cessna L-19. В техническом задании, помимо выполнения задач наблюдения и разведки, оговаривалась способность машины выполнять эвакуацию раненых и поражать наземные цели. От четырехместного вертолета требовалась крейсерская скорость в 193 км/ч с полезной нагрузкой 181 кг. В конкурсе приняло участие 12 американских вертолетостроительных фирм, но контракты на постройку прототипов для проведения сравнительных испытаний получили только "BELL", "Hiller" и "Hughes" (по пять машин от каждой фирмы). "BELL" представила на испытания вертолет Bell Model 206 (YHO-4A, c 1962 года YOH-4A), прототип которого выполнил первый полет 8 декабря 1962 года. По результатам испытаний победителем был объявлен вертолет Hughes HO-6 (позже OH-6).
   Однако "Bell" продолжила работы по вертолету, и 10 января 1966 года в воздух поднялся прототип новой модификации - вертолет Model 206A JetRanger с турбовальным двигателем Allison 250-C18A мощностью 317 л.с, рассчитанный на перевозку пяти человек. От предшественника его отличал более обтекаемый фюзеляж с чуть выступающей носовой частью. Вертолет Model 206A получил гражданский сертификат летной годности в октябре 1966 года. В том же году началось его серийное производство в США, а чуть позже - в Италии фирмой "Agusta". Поставки начались в январе 1967 года, сначала - гражданским компаниям, затем - вооруженным силам ряда стран.
   Армия США рассчитывала закупить примерно 4000 вертолетов OH-6A, но из-за роста стоимости вертолета и неспособности фирмы "Hughes" обеспечить требуемый темп производства программу закупок пришлось скорректировать. В 1967 году Армия США объявила повторный конкурс на вертолет LOH, победителем которого 8 марта 1968 года был объявлен вертолет Model 206A, запущенный в серию под обозначением OH-58 Kiowa. До конца 1973 года построили 2200 таких вертолетов.
   OH-58A отличался от гражданского Model 206A несущим винтом диаметром 10,77м (против 10,16м на гражданском варианте), ТВаД T63-A-700 мощностью 317 л.с, рядом изменений в интерьере кабины и бортовым оборудованием военного образца. Первые машины передали Армии США 23 мая 1969 года, а вскоре вертолеты Kiowa появились во Вьетнаме.
   Из 2200 вертолетов OH-58A, заказанных Армией США, 74 были построены как COH-58A (CH-136) для ВВС Канады (первый поставлен в декабре 1971 года). В январе 1973 года Армия США дополнительно заказала 74 вертолета для восполнения машин, поставленных Канаде. Обозначение OH-58B получили 12 вертолетов, поставленных в 1976 году Австрии, они мало чем отличались OTOH-58A.

   В 1976 году один из вертолетов был доработан в соответствии с требованиями контракта на модернизацию машины, заключенного с Армией США. Модернизированный OH-58A получил плоское остекление кабины, что способствовало снижению бликообразования, и двигатель T63-A-720 мощностью 420 л.с, снабженный экранно-выхлопным устройством, снижающим ИК-излучение. Данные изменения были внедрены на модификации OH-58C. Доработка 425 вертолетов OH-58A в OH-58C началась в марте 1978 года. Еще 150 вертолетов Армии США, дислоцированных в ФРГ, прошли модернизацию до уровня OH-58C на фирме IAI.
   ВМС США закупили 40 вертолетов Model 206A в учебно-тренировочном варианте TH-57A SeaRanger. Контракт па поставку машин был заключен в январе 1968 года, вертолет имел двойное управление и предназначался для первоначальной подготовки пилотов.
   От гражданского Model 206A вертолет TH-57A отличался только авионикой. В дальнейшем флот закупил 51 вертолет TH-57B и 89 TH-57C: поставки TH-57B завершились в 1985 году, он в целом соответствует гражданскому Model 206B JetRanger III с двигателем Allison 250-C20 мощностью 317 л. с, а вертолеты TH-57C были заказаны в январе 1982 года и поставлялись параллельно с TH-57B. Они были оптимизированы для обучения летчиков полетам по приборам.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell OH-58A Kiowa

   Тип: наблюдательный/многоцелевой вертолет с экипажем из двух человек
   Силовая установка: один турбовальный двигатель Allison T63-A-700 мощностью 317л.с.
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость у земли 196 км/ч; скороподъемность 543 м/мин; практический потолок 5790 м; статический потолок с учетом влияния земли 4190 м. без учета влияния земли 2745 м; дальность 481 км
   Масса: пустого 718 кг; максимальная взлетная 1361 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 10,77 м; длина с вращающимися винтами 12,49 м; длина фюзеляжа 9,84 м; высота 2,91 м; площадь, ометаемая несущим винтом 91,09 м'
   Вооружение: штатно отсутствует; предусмотрена возможность установки по левому борту фюзеляжа одного комплекта М27 с одним шестиствольным 7,62-мм пулеметом M134 Minigun, боекомплект 2000 патронов
   Полезная нагрузка: до 696 кг груза

Семейство Bell Model 206B JetRanger

В начале 1971 года начались поставки вертолетов усовершенствованной модификации Bell Model 206B JetRanger II, поступившей на смену Model 206A и отличавшейся двигателем Allison 250-C20 мощностью 400 л. с. Установка нового двигателя вызвала минимальные изменения в конструкции планера, благодаря чему стала возможной модернизация уже построенных вертолетов 206A в вариант 206B. Вооруженные силы Австралии закупили вертолеты под обозначением Model 206B-1 Kiowa, 12 таких машин было построено фирмой "BELL", 44 - собрано в Австралии фирмой "Commonwealth Aircraft Corporation" из комплектов, поставляемых "BELL". Выпуск JetRanger II завершился летом 1977 года, когда в серию пошла модель 206B JetRanger III с двигателем Allison 250-C20B мощностью 420 л.с. с ограничением снимаемой мощности в 317 л.с. Была также предусмотрена возможность доработки построенных вертолетов JetRanger II до уровня JetRanger III. Сегодня Model 206B-3 с ТВаД Allison 250-C20J по-прежнему остается стандартным гражданским вертолетом данного семейства.
   Вертолеты 206B очень хорошо продавались в гражданском секторе рынка, а также были приняты на вооружение во многих странах мира. Среди специализированных военных вариантов следует упомянуть заказанный ВМС Чили противолодочный 206AS с торпедным вооружением. А в марте 1993 года Армия США выбрала данный тип как удовлетворяющий требованиям к вертолету NTH (новый учебно-тренировочный вертолет), заказав партию Model TH-206 под обозначением TH-67A Creek для замены вертолетов UH-1, используемых для первоначальной и повышенной подготовки. Изначально было заказано 102 вертолета для повышенной подготовки летчиков в варианте с ТВаД Allison 250-C20JN, затем последовал заказ на 35 вертолетов для первоначального обучения. В конце 2008 года на вооружении Армии состоял 181 вертолет, еще шесть было заказано.
   С 1986 года производство вертолетов серии Model 206 передано на фирму "Bell Helicopter Textron Canada", основанную в 1983 году. Перенос производства в Канаду позволил уменьшить накладные расходы и снизить стоимость машин.
   Потенциал вертолетов семейства JetRanger позволил фирме "Bell" разработать средний вертолет Model 206L-1 LongRanger.
   Силовая установка Long-Ranger аналогична силовой установке вертолета JetRanger III, фюзеляж нового вертолета удлинен на 0,63 м - за счет этого стало возможным размещение пяти пассажиров и двух летчиков. В левом борту фюзеляжа устроена двустворчатая дверь, усовершенствована несущая система.
   Поставки вертолетов LongRanger начались в октябре 1975 года, но уже в середине 1978 года эти машины в производстве сменил Model 206L-2 LongRanger II с более мощным двигателем Allison 250-C28B максимальной продолжительной мощностью 489 л.с, рассчитанным на передачу большей мощности редуктором, и рядом других усовершенствований. В 1981 году началась разработка улучшенных вариантов Model 206L-3 LongRanger III и Model 206L-4 LongRanger IV. Первый оснащался двигателем Allison 250-C30P мощностью 650 л. с. и был запущен в серию в 1983 году, а в 1 992 году началось производство Model 206L-4 LongRanger IV - семиместного варианта с доработанным редуктором, который производится и сейчас. Подобно вертолетам JetRanger, вертолеты LongRanger имели успех и в военном секторе рынка.
   Существовали и двухдвигательные модификации вертолета: поставлявшийся заказчикам с 1994 года Model 206LT TwinRanger, оснащенный двумя двигателями Allison 250-C20R мощностью 450 л.с, и Tridatr/Soloy Gemini ST, созданный путем модернизации однодвигательных LongRanger в двухдвигательные машины.
   В 1980 году фирма "Bell" в инициативном порядке начала разработку многоцелевого военного варианта под обозначением Model 206L TexasRanger с одним двигателем Allison 250-C28B мощностью 500 л.с. Однако работы по программе не пошли дальше постройки одного демонстрационного образца. На базе вертолета LongRanger III в Чили велось проектирование вертолета Cardoen СВ 206L-3, но развития данная программа не получила.
   До конца 1990-х годов в общей сложности было построено, включая и выпуск по лицензии, примерно 7700 вертолетов, в том числе 4400 вертолетов Model 206B и порядка 2200 машин в военных вариантах, а производство LongRanger превысило 1650 машин.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell Model 206B-3 JetRanger III

   Тип: легкий вертолет общего назначения с экипажем из одного человека
   Силовая установка: один турбовальный двигатель Allison 250-C20B мощностью 420 л. с, но с ограничением снимаемой мощности в 317 л. с.
   Характеристики: максимальная крейсерская скорость 214 км/ч; скороподъемность 390 м/мин; практический потолок 4115 м; статический потолок с учетом влияния земли 3900 м, без учета влияния земли 2680 м; дальность 732 км
   Масса: пустого 760 кг; максимальная взлетная 1519кг
   Размеры: диаметр несущего винта 10,16м; длина с вращающимися винтами 11,82 м; длина фюзеляжа 9,50 м; высота с лыжным шасси 3,17 м; площадь, ометаемая несущим винтом 81,07 м-
   Полезная нагрузка: до четырех пассажиров или 635 кг груза внутри фюзеляжа, или 680 кг на внешней подвеске

Agusta-Bell АВ 206 JetRanger

Длительные партнерские взаимоотношения фирм "Bell" и "Agusta" увенчались подписанием в 1966 году соглашения о лицензионном производстве в Италии фирмой "Agusta SpA" легкого многоцелевого вертолета Bell Model 206 JetRanger. Выкатка первого собранного по лицензии вертолета Agusta-Bell АВ 206 JetRanger состоялась в конце 1967 года. За исключением ряда мелких изменений в конструкции, итальянский вариант ничем не отличался от американского и оснащался тем же газотурбинным двигателем Allison 250-C18 мощностью 317 л.с.
   Серийное производство модернизированного варианта Bell Model 206B JetRanger II началось в 1971 году, а в 1972 году был собран первый лицензионный Agusta-Bell АВ 206B JetRanger II. Новый вариант вертолета при прежнем фюзеляже оснащался двигателем Allison 250-C20 с улучшенными для эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата характеристиками.
   Фирма "Agusta" разработала модификации АВ 206A-1 и АВ 206B-1, оптимизированные для военного применения. В конструкции вертолетов были использованы ряд узлов и элементов вертолета авиации армии США OH-58A Kiowa, включая лыжное шасси с увеличенной длиной стоек, несущий винт большего диаметра (10,77 м), местное усиление конструкции фюзеляжа, дополнительные двери в кабине, возможность монтажа вооружения и авиационных средств поражения. Обычно вооружение ограничивалось одной подфюзеляжной подвижной пулеметной установкой.
   В 1978 году появилась модификация АВ 206B JetRanger III с двигателем Allison 250-C-20B номинальной мощностью 400 л.с. (пониженной до 317 л.с.) и рядом конструкционных изменений. Вертолет JetRanger III обладал большим статическим потолком на режиме висения и улучшенными высотными характеристиками в целом. Поставки серийных вертолетов заказчикам начались в первой половине 1978 года.
   Очень небольшое количество вертолетов JetRanger итальянской постройки было поставлено иностранным заказчикам, в основном покупателями выступали вооруженные силы разных стран. Армия Италии закупила 150 вертолетов АВ 206, причем первые 16 были поставлены в гражданской конфигурации под обозначением ERI-2 и использовались для обучения летчиков. Установленные на вертолетах двигатели Allison 250-C18 довольно быстро заменили более мощными ТРД Allison 250-C20; вертолеты с двигателями Allison 250-C20 обозначались АВ 206A-1. Вертолеты применялись в армейской авиации Италии в качестве разведывательных. Эскадрильи этих вертолетов, по 16 машин в каждой, были дислоцированы по всей территории Италии.
   ВВС Австрии закупили 12 вертолетов АВ 206A-1 для использования в качестве учебно-тренировочных и поисково-спасательных. На вооружение двух эскадрилий (12-й и 14-й) ВВС Саудовской Аравии поступило 20 вертолетов, которые использовались как учебно-тренировочные, еще шесть вертолетов АВ 206 применялись в ВВС Саудовской Аравии как поисково-спасательные. В Марокко эксплуатируется примерно 20 из 25 закупленных в Италии вертолетов JetRanger. В Швеции вертолеты эксплуатируются под обозначением Hkp 6А. Они оснащены лыжным шасси и подфюзеляжными узлами для подвески вооружения; 19 машин используются в качестве связных, патрульных и наблюдательных, еще шесть эксплуатируются ВМС Швеции как противолодочные. Эти машины способны нести на внешней подвески одну противолодочную торпеду или три глубинные бомбы.
   ВВС Ирана по-прежнему остаются крупнейшим оператором вертолетов JetRanger; в армейской авиации эксплуатируется более 80 машин АВ 206A/В, в ВМС - десять, в ВВС - две.
   Небольшое количество вертолетов АВ 206 эксплуатируется в Греции: два в ВВС и более 15 в армейской авиации. На вооружении армейской авиации Ливии состоят пять вертолетов АВ 206. На Мальте один вертолет АВ 206A используется для патрулирования побережья и выполнения поисково-спасательных заданий. Три вертолета АВ 206B состоят на вооружении 14-й эскадрильи ВВС Омана. Три вертолета АВ 206B эксплуатируются вооруженными силами Шарджи (эмират в составе ОАЭ), четыре АВ 206A-1 - армейской авиацией Испании (вертолеты переданы из ВВС Испании), два - ВВС Танзании. Три уцелевших вертолета из четырех поставленных переданы из полиции Уганды в вооруженные силы этого государства. В ВВС Йемена имеется шесть вертолетов АВ 206.
   Под тем же самым обозначением АВ 206 фирма "Agusta" выпускала по лицензии вертолет Bell Model 206L LongRanger. Данный вариант разработан на базе вертолета JetRanger II, от которого отличается удлиненным фюзеляжем и двигателем Allison 250-C20B повышенной мощности. Лицензионный вариант итальянской постройки известен как АВ 206L LongRanger.
   В общей сложности к 2008 году было построено более 7000 вертолетов JetRanger всех модификаций, включая примерно 1000 вертолетов, собранных в Италии фирмой "Agusta".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Agusta-Bell АВ 206B JetRanger III

   Тип: 5-местный многоцелевой легкий вертолет
   Силовая установка: один газотурбинный двигатель Allison 250-C20 номинальной мощностью 400 л. с. в варианте с пониженной до 317 л. с. взлетной мощностью
   Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 226 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 214 км/ч; скороподъемность 415 м в минуту; практический потолок 6100 м; статический потолок с учетом влияния земли 3450 м; статический потолок без учета влияния земли 1170 м; максимальная дальность полета со стандартной заправкой топливом без навигационного запаса 673 км; максимальная продолжительность полета со стандартной заправкой топливом без навигационного запаса 4 ч
   Массы: пустого 682 кг; нормальная взлетная 1452 кг; максимальная взлетная 1519 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 10,16 м; длина с вращающимися винтами 11,98; длина фюзеляжа 9,50 м; высота 2,91 м; площадь, ометаемая несущим винтом 81,07 М2
   Вооружение: отсутствует
THAMESDOWN Helicopters Bell B206A Jet Ranger G-ROGR crashed on Saturday 27 July 1991 at St. Helens on Merseyside whilst giving pleasure flights at the St. Helens Show.