Hawker-Siddeley Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801
Варианты:
Hawker-Siddeley - Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801 - 1967 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1967


Морской разведчик, самолет ПЛО с экипажем из 12 человек
Описание
Фотографии:

Кабина (11)
BAe/BAE Systems (Hawker Siddeley) Nimrod

   Самолет BAE Systems Nimrod был создан по заказу Управления береговой обороны на базе авиалайнера de Havilland Comet. Это был проект самолета морской разведки для замены устаревшей поршневой машины Shackleton. Разработка проекта началась в 1964 году. Два непроданных авиалайнера Comet 4С переделали в прототипы будущего разведчика. В хвостовой обтекатель установили магнитный детектор, в носовую часть - поисковую РЛС, радиоразведывательное оборудование смонтировали под обтекатель ("футбольный мяч") на киле, а под салоном оборудовали отсек для вооружения. Самолет приобрел характерное сечение фюзеляжа в форме "восьмерки". После этих изменений потребовалось увеличить площадь хвостового оперения. На первом прототипе установили предназначенную для серийного самолета Nimrod силовую установку - четыре турбовентиляторных двигателя Spey. Прототип впервые взлетел 23 мая 1967 года. На втором переделанном прототипе сохранили исходные турбореактивные двигатели Avon с авиалайнера Comet. Он впервые взлетел 31 июля, затем на нем испытывали БРЭО.
   Первый из 46 серийных самолетов Nimrod MR.Mk 1 поднялся в воздух 28 июня 1968 года и вступил в эскадрилью OCU №236 в октябре 1969-го. Всего этими самолетами оснастили пять строевых эскадрилий, включая одну на британской базе Люка, на Мальте. С выводом авиабазы с Мальты последняя партия из восьми Nimrod стала лишней. Их решили использовать в качестве резервных машин. Пять самолетов поставили ВВС, остальные некоторое время оставались на фирме BAe для испытаний. Семь из них переоборудовали в стандарт Nimrod AEW.Mk 3 наряду с четырьмя более ранними машинами Nimrod MR.Mk 1, но все эти самолеты, в конце концов, отправили на слом, поскольку вариант Nimrod AEW.Mk 3 так и не был принят на вооружение.
   С 1975 года 35 уцелевших машин MR.Mk 1 модернизировали до стандарта Nimrod MR.Mk 2. Первый самолет этой версии передали заказчику в августе 1979 года. На Nimrod MR.Mk 2 полностью обновили БРЭО с заменой всех главных датчиков и блоков оборудования. Самолет получил новую боевую информационно-управляющую систему БИУС GEC на базе нового компьютера и трех отдельных процессоров для навигационных систем, РЛС и акустических датчиков. Старую РЛС ASV.MK 21D заменили на поисковую систему Thorn EMI Searchwater с цветным дисплеем. Систему акустики сделали совместимой с современными гидроакустическими буями активного и пассивного типа, включая BARRA, SSQ-41 и SSQ-53, TANDEM и Ultra. Аппаратуру связи также модернизировали.
   С добавлением штанги дозаправки в воздухе (сначала на 16 самолетах для участия в операции "Corporate" на Фолклендских островах в 1982 году) появился вариант Nimrod MR.Mk2P. В конце 1990-х годов букву "Р" из индекса убрали. На поверхности горизонтального оперения появились небольшие дополнительные кили. В войне на Фолклендах Nimrod впервые испытали в бою подкрыльевые узлы подвески (для ракет AIM-9 Sidewinder для самозащиты или ПКР Harpoon, торпед Stingray, бомб или глубинных бомб). На законцовках крыла планировалось установить контейнеры с оборудованием радиоразведки Loral ARI.18240/1. Для них потребовалось смонтировать прямоугольные траверсы. Затем все самолеты оборудовали штангами дозаправки и контейнерами радиоразведки. Для действий с базы Зееб в Омане в ходе операции "Буря в пустыне" (войны против Ирака в 1991 году) ряд самолетов 120-й (ведущая), 42-й и 206-й эскадрилий временно объединили в сводную авиачасть "Nimrod MR Detachment". Несколько этих самолетов переделали в стандарт Nimrod MR.Mk 2Р (GM) под неофициальным названием "Gulf Modification" с добавлением на правой консоли крыла подкрыльевой турели ИК-системы переднего обзора (FLIR), РЭБ/РПД-контейнеров BOZ и TRD (буксируемая РЛС-приманка).
   С 2003 года в Афганистане группа самолетов Nimrod использовалась для управления действиями наземных войск. Во время одной такой операции в сентябре 2006 года самолет MR.Mk 2 с кодом XV230 взорвался в воздухе. Годом позже произошла еще одна авария - на другом самолете вскоре после дозаправки в воздухе обнаружили утечку топлива. Из-за этого английские ВВС прекратили применять Nimrod в Афганистане.
   В середине 1990-х BAe выбрали для радикальной модификации и обновления 21 самолет Nimrod после победы в конкурсе Министерства обороны на морской патрульный самолет. В строй самолеты начнут поступать с 2010 года. После полной реконструкции Nimrod MRA.Mk4 сохранит только фюзеляж, киль, отсек вооружения, хвостовой обтекатель и оперение своего предшественника. Остальную часть планера обновят, двигатели заменят на четыре турбовентиляторных BMW Rolls-Royce BR.710 мощностью 66,73 кН каждый для обеспечения требуемых характеристик. Из-за увеличения максимальной взлетной массы до 105 598 кг потребуется усиление шасси. Американская фирма "Boeing" предоставила БРЭО нового поколения для улучшения возможностей самолетов MRA.Mk 4 по ведению морской разведки, ПЛО и борьбы с кораблями, включая многорежимную поисковую РЛС Thales Searchwater 2000MR. Эта новая, очень эффективная всепогодная РЛС оптимизирована для отслеживания малоразмерных целей при плохой погоде. Новая оборонительная система будет включать блок оповещения о радиолокационном облучении, систему оповещения о подлете ракет, интегрированные блоки сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
   В дополнение к 46 самолетам Nimrod MR.Mk 1, построенным для замены Shackleton, заказаны еще три самолета на замену Comet и Canberra 51-й эскадрильи, специально доработанных для сбора разведданных. Формально Великобритания никогда не занималась такими заданиями, эту таинственную эскадрилью обычно называли подразделением для доводки авиатехники. Эти три самолета обозначили Nimrod R.Mk 1. В 1971 году их доставили на авиабазу Уайтон для установки специального оборудования. На базу они прибывали в виде пустых планеров, затем специалисты ВВС монтировали необходимую для секретных заданий аппаратуру. Летные испытания начались в конце 1973 года, а первый полет на разведку состоялся 3 мая 1974-го. 10 мая 1974 года этот тип формально приняли на вооружение. Это стало закатом эпохи самолета Comet.
   Первоначально версия R.Mk 1 отличалась от своего морского собрата отсутствием прожектора и хвостовой балки с магнитным детектором. Вместо них появились диэлектрические обтекатели на носовых частях наружных крыльевых баков и на киле. С момента появления эти самолеты сильно изменились, обретя дополнительные антенны на фюзеляже и крыльевых топливных баках, а также контейнеры радиоразведки Loral ARI.18240/1 на законцовках крыла. Самолеты, получившие устройства для дозаправки в воздухе, стали обозначать Nimrod R.Mk 1Р. С появлением дополнительного оборудования пришлось убрать несколько иллюминаторов в салоне. Позднее на самолеты стали подвешивать подкрыльевые блоки сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
   Система электронной разведки Elint перехватывает сигналы в максимально широком диапазоне частот, определяет пеленг на источники излучения и дальность до них, может записывать сигналы РЛС и радиостанций противника.

   На самолетах имеются автоматизированные "библиотеки источников опасности", позволяющие создать детальную карту дислокации РЛС, систем навигации и ПВО потенциальных противников. Также регистрируются и анализируются излучения от вражеских истребителей. Во времена холодной войны эти самолеты часто летали в международном воздушном пространстве вдоль границ СССР и имитировали вторжение в воздушное пространство СССР, провоцируя ответные реакции. Для таких операций требовались особо точные системы навигации. Вместо навигационной системы LORAN один самолет получил инерциальную систему навигации Delco ASN-119 Carousel Mk IVA. В начале 1980-х годов носовую РЛС ASV.MK21 заменили на метео-РЛС Ekco Е.290.
   Самолеты Nimrod R.Mk 1Р летают с большим экипажем (не менее 26-28 членов). В основном это операторы разведывательного оборудования.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Siddeley (BAe) Nimrod MR.Mk 2

   Тип: морской разведчик, самолет ПЛО с экипажем из 12 человек
   Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Spey RB.168-20 Mk 250 тягой 54,00 кН каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость 926 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 880 км/ч на оптимальной высоте; скорость патрулирования 370 км/ч на малой высоте; практический потолок 12 800 м; радиус действия 9266 км; продолжительность дежурства 19 ч с одной дозаправкой в воздухе
   Масса: пустого самолета 39010 кг; максимальная взлетная 87 091 кг
   Размеры: размах крыла 35,00 м; длина 38,63 м; высота 9,08 м; площадь крыла 197,04м2
   Вооружение: до 6124 кг на внутренней и внешней подвеске
Pilot and co-pilot on the flight deck of a standard Nimrod MR.1 of No. 201 Squadron
The flight deck, with copilot Flt Lt Pat Hewitt on the left. The first pilot and captain, Flt Lt Howard Young, is sitting in the right-hand seat. Nearer the camera is the flight engineer, Flt Sgt Al McGraw.
The author in unfamiliar surroundings, flying over the oil rigs in the North Sea. In the background is the stowage compartment for the sonobuoys and smoke floats.
The “dry" ESM, operated by Sgt Jeff Howells aboard Nimrod XV229.
The communications system, operated by Sgt Trevor Spencer
The second navigator, Sqn Ldr Ged Peeke, sits in the “routine" navigator's seat and faces the camera. Roy Nesbit sits in the “tactical" navigator's seat and looks at the superb equipment.
Систему COSPAS - SARSAT совместно разработали в 1982 году СССР, США, Франция и Канада. Теперь в проекте участвует гораздо больше стран, включая Британию. Шесть облетающих Землю по орбите спутников обеспечивают обзор всей поверхности земного шара для поиска и спасения терпящих бедствие. Спутники принимают любые радиосообщения на всех частотах и передают зту информацию на пункты локальной связи. Станция слежения за спутником локальной связи собирает эту информацию, которая затем передается в центр оперативного управления МСС. Центр оперативного управления МСС сортирует данные, проверяет их правильность и передает на соответствующий региональный центр оперативного управления RCC. Британская зона поиска и спасения SRR охватывает до 2,60 млн км2. Работа самолетов Nimrod и спасательных вертолетов координируется британским центром ARCC в Кинлоссе. При направлении к месту происшествия Nimrod может помочь, сбросив надувные шлюпки, продовольствие либо сигнальные ракеты, а также может патрулировать на месте бедствия для содействия другим средствам поиска и спасения, таким как вертолеты или спасательные суда. При координации операции спасения офицер-оператор (на фото) может принимать руководство на себя, контролируя ситуацию на экране дисплея.
Reserve crew member, Flt Sgt Geoff Hanson at his ‘office’ in the back of a No 201 Sqn Nimrod.
The “wet" digital and display screens, operated by (left to right) M Ae Op Thompson, Sgt Steve Hart and Sgt Martin Tull. They are searching for a mock submarine which has been set on the Airborne Crew Trainer.
Рабочие места операторов разведоборудования
Inside the rear compartment of a Nimrod R.1, looking aft past the Flt Lt Elint supervisor at console 7 and the silver-haired Master AEOp Comint supervisor at console 8.
The operator's station of the WESCAM MX-15 on a Nimrod MR.2.