Curtiss P-40D Kittyhawk / Warhawk
Варианты:
Curtiss - P-40D Kittyhawk / Warhawk - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
P-40D Kittyhawk / Warhawk
Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (23)

P-40D Kittyhawk / Warhawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Представлял собой переделку планера истребителя P-36 под рядный двигатель V-1710. Опытный образец XP-40 совершил первый полет 14 октября 1938 г. Серийное производство начато на заводе "Кэртис" в Буффало в апреле 1940 г. Всего выпущено 13 738 экз. Состоял на вооружении в США с мая 1940 г., Великобритании - с июля 1940 г., СССР - с сентября 1941 г., Китае - с декабря 1941 г., Канаде, Австралии, Новой Зеландии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - P-40, первый серийный вариант с мотором V-1710-33 и вооружением 2x12,7;
   - Хаук 81A-1 ("Томагаук" I), экспортный вариант P-40 с вооружением 2x12,7 + 2x7,69;
   - "Томагаук" II, экспортный вариант для Англии, вооружение 2x12,7 + 4x7,69, бронирование;
   - P-40B, аналог "Томагаука" II для США с вооружением 2x12,7+2x7,62;
   - P-40C, вариант P-40B с вооружением 2x12,7+4x7,62;
   - P-40G, сочетание фюзеляжа P-40 с крылом P-40C и вооружением 2x12,7+4x7,62;
   - P-40D с новым фюзеляжем, мотором V-1710-39, вооружение 4x12,7;
   - P-40E, вариант P-40D с вооружением 6x12,7, поставлялся в Англию как "Киттихаук" I/IA;
   - P-40F ("Киттихаук" II), вариант P-40E с мотором V-1650-1; у поздних серий - удлиненная хвостовая часть;
   - P-40K ("Киттихаук" III), вариант P-40E с мотором V-1710-73, у поздних серий форкиль, удлиненная хвостовая часть;
   - P-40L с мотором V-1650, вооружение 4x12,7;
   - P-40R, переделка P-40L под мотор V-1710-83;
   - P-40M с мотором V 1710-81, удлиненная хвостовая часть;
   - P-40N ("Киттихаук" IV), облегченный вариант с мотором V-1710-81/115, с серии N-5 - новый фонарь кабины.
В СССР самолеты модификаций В, С, Е, К переделывались под моторы М-105П, М-105Р.
Первое боевое применение самолетов семейства P-40 - весной 1941 г. в Англии, в операциях на побережье Ла-Манша. С лета 1941 г. использовались в Африке, с октября - ноября - под Москвой и Ленинградом. В декабре 1941 г. они вступили в бой на Гавайях и Филиппинах, а также в Бирме и Китае. Австралийцы начали на них воевать в 1943 г. на Новой Гвинее, новозеландцы - на Соломоновых островах, канадцы - в 1942 г. во время боевых действий на Алеутах.
Самолет снят с производства в ноябре 1944 г. Снят с вооружения в США в конце 1945 г. (как боевой - в конце 1943 г.), в Новой Зеландии - в феврале 1944 г., в Австралии - в декабре 1945 г., в СССР - в 1946 г.

Curtiss Model 81 и Model 87 Warhawk (P-40, Tomahawk и Kittyhawk)

<...>
   Более широкими изменениями характеризовался P-40D, получивший в компании обозначение Model H87-A2, но построили всего 23 таких самолета. Изменения включали установку двигателя V-1710-39 мощностью 1150 л.с. (846 кВт) и укороченную носовую часть, которая сохранилась на всех последующих самолетах.
   12,7-мм пулеметы переместили в крыло, модифицированное под установку двух 20-мм пушек (никогда не устанавливались). Были также смонтированы три узла подвески - для 227-кг бомбы или ПТБ под фюзеляжем и шести 9,1-кг бомб под крылом. P-40E (построено 820 самолетов по стандарту Model 87-B2) в целом являлся P-40D, вооруженным шестью 12,7-мм пулеметами в крыле - но без возможности установки пушек. Вариант P-40E-1 (Model 87-A4) - это P-40E, заказанный по ленд-лизу для Великобритании (1500 машин), хотя часть самолетов осталась в ВВС Армии США.
   В процессе эксплуатации выяснилось, что характеристики P-40 ограничиваются двигателем Allison, дававшим должную мощность только на малых и средних высотах. В июне 1941 года "Curtiss" облетала прототип XP-40F (Model 87-B3 Warhawk), переоборудованный из стандартного P-40D и оснащенного V-образным двигателем Rolls-Royce Merlin 28 мощностью 1300 л.с. (969 кВт). Характеристики самолета с британским двигателем значительно улучшились, и "Curtiss" получила заказ на 1311 серийных P-40F с американским вариантом Merlin - двигателем Packard V-1650-1, вооружением из шести 12,7-мм пулеметов, и с 700-го самолета - с удлиненной задней частью фюзеляжа для улучшения путевой устойчивости.
   1300 самолетов P-40K представляли собой улучшенные P-40E с двигателем V-1710-73, оптимизированным для полетов на больших высотах (их начали поставлять с августа 1942 года). Ранние самолеты имели надфюзеляжный гребень для улучшения путевой устойчивости, но позднее на P-40K удлинили заднюю часть фюзеляжа, как на P-40F, а с появлением в 1942 году новой модульной системы сборки строились так же, как и P-40F во множестве подвариантов. P-40L - построено 700 машин по стандарту Model 97-A3 - представлял собой доработанный P-40F-5 с незначительными изменениями оборудования. 600 самолетов P-40M, по сути, являлись модификацией P-40K-20, оснащенной двигателем V-1710-81, а 5220 самолетов P-40N (Model 87V и Model 87W) стали окончательным серийным вариантом истребителя с двигателем V-1710-81, удлиненным фюзеляжем, уменьшенным объемом топлива, усиленной броней, и вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов и лишь одним подфюзеляжным узлом подвески под одну бомбу или ПТБ.
   P-40 являлся весьма эффективным истребителем вплоть до конца 1942 года, впрочем - лишь на малых высотах. Впоследствии самолет применялся почти исключительно как штурмовик, где его вооружения было более чем достаточно. Главными его достоинствами являлись надежность и устойчивость.


Варианты

<...>
   YF-40F: неофициальное обозначение третьего P-40F после переоборудования для оценки различных вариантов установки радиатора и монтажа киля большего размера
   XP-40G: неофициальное обозначение Model 81-AG - одного переоборудованного P-40 с крылом от Model H81-A2 (Tomahawk Mk IIA)
   P-40G: 43 P-40, переоборудованные идентично XP-40G
   P-40J: планировавшийся вариант P-40E с турбонагнетателем
   P-40P: 1500 машин, планировавшихся к выпуску с двигателем V-1650-1, но фактически построенных по стандарту P-40N
   XP-40Q: два P-40K и один P-40N, дооборудованные до стандарта Model 87Х за счет установки измененной системы охлаждения, двухступенчатого турбонагнетателя и сильно выступающего фонаря (на двух самолетах)
   P-40R: обозначение, предполагавшееся для 600 самолетов; фактически переоборудовали 70 P-40F и 53 P-40L в учебные машины с двигателем V-1710-81
   TP-40: несколько P-40N, переоборудованных в учебные с двойным управлением
   Twin-Engined P-40: планировавшаяся разработка P-40C с двумя двигателями V-1650 в крыльевых гондолах
   Kittyhawk Mk I: название Kittyhawk британцы использовали для обозначения самолетов Model 87, которые они получили из предназначавшихся для Франции заказов; 560 самолетов Kittyhawk Mk I были приобретены непосредственно у производителя (остальные машины уже получены по ленд-лизу) и доведены до стандарта Model A87-A2, аналогичного P-40D с вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов; 72 и 17 самолетов передали соответственно Канаде и Турции
   Kittyhawk Mk IA: 1500 самолетов Model H87-A3 и Model H87-A4, в основном аналогичных P-40E, из них 163,12 и 62 передали соответственно Австралии, Канаде и Новой Зеландии
   Kittyhawk Mk II: 330 самолетов Model H87-B3 - в том числе 230 самолетов P-40F и 100 самолетов P-40L, из которых первые 230 позднее обозначили Kittyhawk Mk IIA; 81 самолет передали частям ВВС Армии США, находившимся за пределами страны, еще семь - "Свободной Франции"
   Kittyhawk Mk III: 616 самолетов, в том числе 192 P-40K, 160 P-40L и 264 самолета P-40M, из которых последние 170 передали СССР, также 210 самолетов поставили Австралии, 15 - Канаде и 58 - Новой Зеландии
   Kittyhawk Mk IV: 586 самолетов P-40N, из которых последние 130 передали СССР; также 468 поставили Австралии, 35 - Канаде и 172 - Новой Зеландии


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Curtiss Model 87V/W(P-40N-1)

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один V-образный ПД Allison V-1710-81 мощностью 1200 л.с. (895 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4570 м - 563 км/ч; набор высоты 4265 м - за 6 мин 42 с; практический потолок 9450 м; дальность полета - 1738 км (с дополнительным топливом) или 579 км - при стандартном запасе топлива
   Масса: пустого 2722 кг; максимальная взлетная 3511кг
   Размеры: размах крыла 11,36 м; длина 10,16 м; высота 3,76 м; площадь крыла 21,92 м2
   Вооружение: четыре фиксированных 12,7-мм пулемета Browning в передней кромке крыла, плюс до 318 кг сбрасываемых средств поражения, подвешиваемых на одном подфюзеляжном и двух подкрыльевых узлах подвески
А это всего лишь модели. Но как хорошо выполнены.
Ниша шасси и створки радиатора на модели P-40K
Pseudo-"Zekes" wreak havoc among a gathering of mock Curtiss P-40's during the filming of Tora! Tora! Tora!
The action-packed picture was taken in 1970, during the making of the movie Tora! Tora! Tora! about the Pearl Harbor raid, and shows “Zeros” (modified AT-6s) attacking earthbound Curtiss P-40s.
P-40E Warhawk. В 1941 году Сун Мэйлин, супруга Чан Кайши, занимавшая ряд важных постов, способствовала выделению через "China Defence Supplies Corporation" бригадному генералу Клэру Ли Шэннолту около 9 млн долларов. Бригадный генерал был одним из создателей Группы американских добровольцев в Китае, и деньги предназначались на закупку истребителей для данного подразделения. На тот момент группа, носившая неофициальное название "Flying Tigers" ("Летающие тигры"), в основном использовала Curtiss P-36 Hawk. Сотня самолетов P-40C изначально предназначалась для поставки в Великобританию по ленд-лизу. Но на Европейском ТВД эти машины не могли на равных противостоять немецким истребителям, и было решено передать их китайским ВВС. А уже оттуда машины поступили "Летающим тиграм", воевавшим в южном Китае и Бирме. P-40 получили боевое крещение в группе "Flying Tigers" в декабре 1941 года, среди них была и машина лейтенанта Далласа Клингера. Во время службы в 76-й истребительной эскадрилье 23-й истребительной группы на китайском ТВД лейтенант заслужил статус аса, сбив пять японских самолетов.
P-40N из 2-го ГИАП ВВС СФ. Вторая половина 1943г.
Painting owned by 440 Squadron showing Sqn Ldr Boomer's destruction of a Japanese 'Rufe'.
Картина Евгения Алексеенко «Совершенно секретный полет. Возвращение И.В. Сталина с Тегеранской конференции 1 декабря 1943 г.»
Proud possession, membership certificate for the Warhawk Pilots Association.
P-40E Warhawk
Копия подлинной схемы переделки P-40E в фоторазведчик.
The locations and thickness of the armour plate proposed for the P-40D “ramfighter”. How the pilot was supposed to see past the sides of the armoured “head-box” during combat manoeuvres, or bale out, were not addressed by the study.
Warhawks of the R.N.Z.A.F. were generally camouflaged in light earth and foliage green on upper surfaces with light blue on the undersurfaces, using Australian dopes and paints, writes Bruce Robertson. Others were in the standardised American olive drab and neutral grey. The elaborate striping was to assist recognition; the particular need being the similarity in outline of the Warhawk and the Japanese Tong. Striping was usually in white, but occasionally aluminium paint was used.
Regarding squadron letters, these were discontinued in October 1942 as a security measure. There were then too few squadrons to risk a Japanese assessment of strength. Only in late 1944 did they reappear, but within each unit coloured individual letters and spinners were permitted. The Kittyhawk "T" illustrated was serialled WZ3253.
P-40D, P-40E, Model H87, Kittyhawk Mk I и Kittyhawk Mk IA
P-40F, P-40L, Model 87, Kittyhawk Mk II
Curtiss P-40F
P-40K, Kittyhawk Mk III
P-40M, Kittyhawk Mk III
P-40N, Model 87, Kittyhawk Mk IV
TP-40N
XP-40Q, Model 87X
P-40E с мотором М-105, 196 иап, зима 1942-43гг., Ленинградский фронт, аэр. Капитолово.
Модификации Curtiss P-40, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу: 3. P-40E. 4. P-40K. 5. P-40M.