Savoia-Marchetti / SIAI SM.79 Sparviero
Варианты:
Savoia-Marchetti / SIAI - SM.79 Sparviero - 1934 - Италия
Страна: Италия
Год: 1934


Средний бомбардировщик
Описание:
SM.79 Sparviero
Savoia-Marchetti S.M.79 Sparviero
Фотографии:

Кабина (1)

SM.79 Sparviero

Средний бомбардировщик и торпедоносец, моноплан смешанной конструкции. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 4 - 5 человек. Создан в КБ фирмы "Сосьета идроволанти альта Италиа" (SIAI) под руководством А.Маркетти. Опытный образец S.79 впервые поднялся в воздух 8 октября 1934 г. В бомбардировочном варианте S.79 впервые поднялся в воздух 8 октября 1936 г. Серийное производство начато в ноябре 1936 г. Выпускался на заводах SIAI, "Аэронаутика Макки", AUSA, а также по лицензии в Румынии - на заводах IAR и "Икар". В общей сложности построено 1458 экз. Состоял на вооружении в Италии с января 1937 г., в Бразилии, Югославии и Ираке - с 1938 г., в Испании - с 1939 г.
S.79 состоял на вооружении в Италии как бомбардировщик с января 1937 г. В марте 1937 г. в порядке эксперимента он был оснащен опытной торпедной подвеской. С конца 1939 г. оборудование для торпедометания устанавливалось на части серийных машин. Специализированных торпедоносцев S.79bis изготовлено более 100.
Экипаж - 5 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Основные серийные модификации:
- S.79, основной серийный вариант с моторами Р.125 или P.126RC.34, вооружение 2x12,7+ 1x7,69, бомбы до 2200 кг или одна торпеда (860 кг) на наружной подвеске;
   - S.79В, экспортный вариант для Ирака с двумя моторами А. 80 RC.41; вооружение 3x12,7, остекленная носовая часть;
   - S.79B, экспортный вариант для Румынии с двумя моторами IAR К. 14-II, вооружение 3x12,7+1x7,69;
   - S.79JR (JRS-79), румынского производства с двумя моторами Jumo 211Da, вооружение 2x13,2+2x7,9;
- S.79bis, специализированный вариант торпедоносца с моторами P.128RC.18, без подфюзеляжной гондолы, вооружение 3x12,7 или 1x20+2x12,7, подвеска двух торпед под фюзеляжем, экипаж 5 чел.
Первое боевое применение - в феврале 1937 г. в Испании. С 1939 г. - самый массовый итальянский бомбардировщик. С июня 1940 г. применялся днем и ночью по целям на Мальте, в Тунисе, во Франции, в Адене, в Северной и Восточной Африке. Первое применение S.79 в качестве торпедоносца - атака на английские корабли в Александрии в августе 1940 г. 27 августа итальянскими торпедоносцами был потоплен первый английский крейсер. К ноябрю 1942 г. имело место уже массовое их применение в Средиземном море. Тогда это был основной тип торпедоносца в итальянских ВВС. В течение всей войны служил как бомбардировщик, торпедоносец, дальний разведчик, транспортный самолет. После заключения Италией перемирия с союзниками и объявления войны Германии S.79 оказались по обе стороны фронта. На стороне союзников они служили только как военно-транспортные, но авиация марионеточной "республики Сало" применяла их в Средиземном и Адриатическом морях с марта 1944 г. по январь 1945 г. Югославские S.79 использовались во время вторжения немцев в апреле 1941 г., иракские - при мятеже Рашида-Али в мае 1941 г. против англичан. Румынские машины применялись с июня 1941 г. против СССР, они действовали в Молдавии, на Украине, под Сталинградом и, наконец, в апреле 1944 г. - в самой Румынии.
Самолет снят с производства в 1944 г. В послевоенной Италии они эксплуатировались как учебные и транспортные самолеты до 1952 г. Снят с вооружения в Бразилии в 1944 г., в Румынии - в 1950 г., в Испании - в начале 1960-х гг.


S.79-I (S.79-II)||
Размах:||21,2 м (21,2 м)
Длина:||16,2 м (16,2 м)
Моторы, количество х мощность:||3x780 л.с. (3x1000 л.с.)
Взлетная масса, максимальная:||10500 кг (12500 кг)
Максимальная скорость:||427 км/ч (434 км/ч)
Практический потолок:||7000 м (7000 м)
Дальность:||3300 км (1990 км с бомбами)

Savoia-Marchetti S.M.79 Sparviero

В конце 1934 года "Savoia-Marchetti" подняла в воздух прототип трехмоторного восьмиместного транспортного самолета, получившего обозначение S.M.79 Sparviero (ястреб).
   Летные характеристики машины оказались настолько высокими, что ее быстро переделали в бомбардировщик/разведчик, ставший одним из самых удачных итальянских боевых самолетов периода Второй мировой войны.
   Sparviero был выполнен по схеме низкоплана с убирающимся шасси с хвостовым колесом и имел смешанную конструкцию. Его экипаж состоял из четырех или пяти человек. Прототип (I-MAGO) был оснащен тремя 780-сильными (582 кВт) радиальными ПД Alfa Romeo 126 RC.34.
   Еще до войны S.M.79 совершил ряд выдающихся полетов, одержав победы в многочисленных воздушных гонках и установив ряд мировых рекордов скорости и грузоподъемности в своем классе. После испытаний самолет был запущен в серию под обозначением S.M.79-I Sparviero. Этот вариант состоял на вооружении четырех авиагрупп итальянского авиационного легиона во время гражданской войны в Испании, а продемонстрированные им результаты привели к заказу Югославией 45 машин в 1938 году.
   Годом ранее начались испытания S.M.79 в варианте бомбардировщика-торпедоносца, по результатам которых была создана модификация S.M.79-II. Основная часть самолетов этого варианта оснащалась радиальными ПД Piaggio P.XI RC.40.
   Когда в июне 1940 года Италия вступила во Вторую мировую войну, около 575 самолетов S.M.79-I и S.M.79-II состояли на вооружении 14 авиаполков ВВС. Самолеты этих и последующих модификаций были развернуты на всех ТВД, где воевали итальянцы, включая материковую Италию, Ливию, Сицилию и Сардинию. Также они несли службу в Албании, Югославии, Греции, Франции, Тунисе и на Крите. S.M.79 стал основным ударным морским самолетом итальянских ВВС. Они нанесли большой урон судоходству союзников в Средиземном море. Также эти машины использовались для непосредственной поддержки войск, разведки и транспортировки грузов.
   Когда Италия капитулировала, небольшое число S.M.79-I и S.M.79-II вошло в состав так называемых ВВС Юга (Aeronautica Cobelligerante del Sud), воевавших на стороне союзников. Появившийся в 1943 году усовершенствованный вариант S.M.79-III состоял на службе ВВС Национальной Республики (Aeronautica Nazionale Repubblicana), воевавших на стороне немцев.
   Итальянские ВВС продолжали использовать эти самолеты в качестве транспортных и после завершения войны, вплоть до начала 1950-х годов.
   "Savoia-Marchetti" также получила зарубежные заказы и двухдвигательные S.M.79B были поставлены Бразилии (3), Ираку (4) и Румынии (24). Последняя страна также приобрела 24 S.M.79JR, а еще 16 построила по лицензии.


Варианты

   S.M.79-I: первый серийный вариант бомбардировщика; отличался от прототипа новой кабиной и подфюзеляжной гондолой
   S.M.79-II: бомбардировщик-торпедоносец, способный нести две 450-мм торпеды; оснащался 1000-сильным (746 кВт) ПД Piaggio P. XI RC.40 ил 1030-сильным (768 кВт) ПД FiatA.80RC.41
   S.M.79-III: усовершенствованный вариант S.M.79-II без подфюзеляжной гондолы и с измененным составом вооружения
   S.M.79B: двухмоторный экспортный вариант S.M.79-I с новой носовой частью; оснащен ПД Alfa Romeo 128 RC.18 мощностью по 930 л.с. (694 кВт) (для Бразилии), 1030-сильными (768 кВт) ПД Fiat A.80 RC.41 (для Ирака) и 1000-сильными (746 кВт) ПД Gnome-Rhone Mistral Major K14 (для Румынии)
   S.M.79C: VIP-вариант S.M.79-I с 1000-сильными (746 кВт) ПД Piaggio P. XI RC.40 и демонтированными верхней и нижней стрелковыми точками
   S.M.79K: вариант для Югославии; в основном не отличался от S.M.79C
   S.M.79JR: экспортный вариант для Румынии, аналогичен S.M.79B, но с двумя 1120-сильными (835 кВт) ПД Junkers Jumo 211 Da
   S.M.79T: дальний вариант S.M.79C с увеличенным запасом топлива и ПД Alfa Romeo 126 RC.34


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Savoia-Marchetti S.M.79-I

   Тип: средний бомбардировщик
   Силовая установка: три радиальных ПД Alfa Romeo 126 RC.34 мощностью по 780 л. с. (582 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 4000 м - 430 км/ч; потолок 6500 м; дальность - 1900 км
   Масса: пустого 6800 кг; максимальная взлетная 10480 кг
   Размеры: размах крыла 21,20 м; длина 15,80 м; высота 4,30 м; площадь крыла 61,70 м2
   Вооружение: пулеметы - три 12,7-мм и один 7,7-мм и до 1250 кг бомб в бомбоотсеке
 
LEFT Balbo’s copilot Maggiore Ottavio Frailich (nearest camera) - a veteran of the famous 1933 record-setting transatlantic long-distance formation flight - aboard an S.79 before his death on June 28, 1940. RIGHT Balbo’s brother-in-law Tenente Cino Florio, who was also aboard Balbo’s S.79 on its last fateful flight.