Supermarine Spitfire
Варианты:
Supermarine - Spitfire - 1936 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1936


Истребитель
Описание:
Spitfire
Supermarine Spitfire и Seafire
Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии:

Обломки (10)

Spitfire

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
   Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
   Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
   Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
   Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
   На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
   Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
   В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

   Spitfire Mk I: первый серийный вариант с мотором Merlin II; восемь 7,7-мм пулеметов Browning (на самых первых по четыре из-за нехватки пулеметов) или Spitfire Mk IB четыре 7,7-мм пулемета и две 20-мм пушки; построено 1566
   Spitfire Mk II: строились в Касл-Бромвич с мотором Merlin XII мощностью 1175 л.с.; построено 750 Spitfire Mk IIA и 170 Spitfire Mk IIB
   Spitfire Mk III: один экспериментальный прототип с 1280-сильным Merlin XX
<...>

Flight, November 1939

Britain's Military Aircraft
A Survey of Our Service Machines

VICKERS ARMSTRONGS

   THE Supermarine works of the Vickers Armstrongs group are engaged in the large-scale production of one of the most interesting and formidable fighters ever designed. This is the Spitfire single-seater, eight-gun fighter which is used by many squadrons of the Royal Air Force.
   The Spitfire's wing is of light-alloy construction and has a single spar comprising tubular flanges and a plate web. Forward of the spar the wing is covered with heavy-gauge light-alloy sheet which forms with the spar web a stiff, strong torsion box. The fuselage is in three parts, the rear portions being of monocoque construction and the front section of tubular construction. The undercarriage retracts in an outward direction and split trailing-edge flaps are fitted.
   The engine is a Rolls-Royce Merlin II or III driving a three-bladed variable-pitch or constant-speed airscrew.
   The eight machine guns are mounted four in each wing and full day and night fighting equipment is carried.
   A top speed of 367 m.p.h. is attainable at 18,400ft. and the time of climb to 11,000ft. is 4.8 min.

Vickers Armstrongs, Ltd.., Vickers House, Broadway, Westminster.
22 марта 1937 года произошел первый серьезный инцидент с K5054 - флайт-офицер Сэм Маккена совершил аварийную посадку из-за отказа двигателя. К этому времени на самолете были установлены мотор Merlin F мощностью 1045л. с. (779 кВт) и вооружение из восьми пулеметов Browning. Шесть месяцев спустя, после ремонта и нанесения камуфляжа дневного истребителя, K5054 снова поднялся в воздух. Через два года, 4 сентября 1939 года, машина была разбита при посадке, а пилотировавший ее лейтенант Уайт получил смертельные ранения. На этот раз самолет не восстанавливали.
The Spitfire’s ability to survive forced landings was tested on March 22, 1937, when loss of oil pressure during high g turns and looping trials necessitated a belly-landing beside the Woodbridge-Bawdsey road. Damage was superficial.
Авария первой опытной "двойки"
One of the Spitfire Is serving as Mk II prototypes, with Merlin XII engines, after suffering an engine failure and forced landing in Somerset.
Самолет "W-SH" из 64-й эскадрильи запечатлен во время ремонта шасси после аварийной посадки. Работы проводились в авральном порядке из-за нехватки истребителей.
Крыло «Спитфайра» по сравнению с крылом «Мессершмитта» казалось очень «хлипкой» конструкцией. На этом снимке хорошо видно, как сорвало тонкую дюралевую обшивку близким разрывом зенитного снаряда. Однако в реальных условиях воздушных боев крыло «Спитфайра» работало куда лучше, нежели крыло истребителя Bf 109
The only Spitfire built on an export contract was the single Mk I for France, which first flew in May 1939 and is seen here as discovered at Orleans by German occupation forces in 1940.
"I enclose a photo that has puzzled me, in the hope that one of your readers can shed some light on it. It depicts a Spitfire and was given by a German airman to an Italian pilot fly ing Fiat B.R.20 against England in the winter of 1940/41. The picture appears to have been taken next to a hangar, and in the background are some high-wing monoplanes, possibly Moranes. The roundels, camouflage and “FW8” serial don’t appear to be British, and the rudder fabric seems to be cut out where the stencils use to appear.
All this makes one think of a captured Spitfire originally supplied to France. I don’t believe any RAF Spitfires were based on the French mainland in 1940. Could this possibly be the Spitfire that was used by the Germans for faked “combat” photographs, together with a BF 109, He 111 and an FW 190?"
Удачный снимок с места стрелка Bf 110 - падает горящий "Спитфайр"
"Спитфайр" пайлот офицера Харта из состава 65-й эскадрильи, сбитый над Дюнкерком 26 мая 1940г.
Прикрывая эвакуацию сил союзников из Дюнкерка, Истребительное командование потеряло 72 Spitfire. Этот снимок был сделан 6 июня после завершения операции. Действовавшие над Дюнкерком Spitfire страдали от недостаточной дальности полета, как и Bf 109 во время битвы за Британию.
Loch Doon, in Ayrshire, has finally yielded its secret after more than seven years of searching. In 1942 Spitfire Mk. IIA P7540, flown by a young Czechoslovakian pilot, crashed into the six-mile-long Loch and sank without trace, In the 1970s local teams of divers began to search for the wreckage, but after three years of fruitless hunting in the murky water they were ready to give up. Teams from Blackpool and the North of England came to help, and this summer Blackpool diver Barry Barkworth collided with the Spitfire’s tail. The rear fuselage and tail was virtually intact, and after being strapped to guard against damage it was raised by airbags to just below the surface, where further splinting was added before it was lifted on to the beach (photo). Despite aircraft's protracted spell under water, the RAF markings were easily discernible, as were the part numbers on the elevators. It is planned to display the Spitfire in the Dumfries and Galloway Aviation Society’s museum, and the search for the engine, wings, and cockpit section continues.