Supermarine Spitfire Mk.V
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.V - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Одноместный истребитель
Описание:
Spitfire Mk.V
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Обломки (20)

Spitfire Mk.V

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
   Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
   Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
   Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
   Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
   На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
   Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
   В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk V: удлинен фюзеляж под мотор Merlin 45 мощностью 1440 л.с. или 1470-сильный Merlin 50; ПТБ, бомбы, крыло F или LF, вооружение A, B и C; построено 94 Spitfire Mk VA, 3923 Spitfire Mk VB и 2447 Spitfire Mk VC
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Supermarine Spitfire Mk VA

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный мотор Rolls-Royce Merlin 45 мощностью 1478 л. с. (1102 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5945 м - 594 км/ч; практический потолок 11125 м; максимальная дальность 1827 км
   Масса: пустого 2267 кг; максимальная взлетная 2911 кг
   Размеры: размах крыла 11,23 м; длина 9,12 м; высота 3,02 м; площадь крыла 22,48 м2
   Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов Browning в крыле с боекомплектом по 350 патронов
Результат полета на бреющем - несмотря на повреждение винта, самолет вернулся на базу
Сбитый Mk.VB на французском пляже
Сбитый "Спитфайр" известного аса Роберта Стэнфорда-Така с отметками о 29 победах
Первый потерянный ВВС США "Спитфайр" подполковника Альберта Кларка, сбитого 26 июля 1942г. во время стажировки в 412-й эскадрилье
Авария "Спитфайра" во время тренировочного полета. Типичная картина: после "Аэрокобры" с носовым колесом осваивать неустойчивый на взлете-посадке "Спит" американцам было трудно
"Пятерка" из 52-й группы, сбитая итальянцами 16 февраля 1943г.
"Спитфайр" из 307-й эскадрильи, сбитый своими же во время высадки в Салерно
Итальянские офицеры у "Спитфайра", совершившего вынужденную посадку на сицилийском берегу после боя над Мальтой. 1942г.
A REAF Spitfire V following a wheels-up emergency landing in 1947. The aircraft was repaired and went on to serve in the Palestine War.
"Так, ну вот и пришли! Сейчас покурим и решим, чего будем снимать..." На фото свалка списанной авиатехники на аэродроме Мэйсон-Бланш.
The mixed Anglo-American markings on the Spitfire.
Обломки египетского "Спитфайра", сбитого над Рамат-Давидом.
The wreckage of a REAF Spitfire which crashed near kibbutz Ruhama in the Negev Desert, photographed in November 1948. The Israelis used to salvage spare parts from the shot down Egyptian examples to keep their own Spitfires flying and fighting. It has been claimed that this is REAF Spitfire V 601 and that this example, flown by W/C Al-Yanzury, was shot down by ‘Modi’ Alon in a S-199 on July 18,1948 but to the best knowledge of this author this claim is not confirmed.
The wreckage of an REAF Spitfire V (601 or 607) that crashed in the northern Negev region of Palestine. For many years this was thought to have been the aircraft flown by Wg Cdr Sa'id Afifi Muhammad al-Janzuri, who was shot down and killed on July 18. However, al-Janzuri is now known to have been flying Mk.9 630. The last recorded mission flown by Spitfire V 601 was on October 9, 1948, when no losses were suffered, but the last recorded mission by Mk. V 607 was in July 18, though its pilot was not lost.
The reconstructed remains of BL 655 showing the memorial plaque to its pilot Norman Watt.
Spitfire V EP615 lying in pieces at Willenhall on July 18, 1942. The author escaped from it with a few bruises, cuts and scratches. The Merlin engine has been wrenched away from the airframe and the starboard wing snapped off at the root by an oak tree.
A close-up of the cockpit area of Spitfire V EP615. As the aircraft careered forward, minus its engine, the blunt engine bulkhead hit an obstruction causing the fuselage to break in half behind the pilot's seat. The author managed to release himself and walk out of this mess
Spitfire V EP615 lying in pieces at Willenhall on July 18, 1942. The author escaped from it with a few bruises, cuts and scratches. The Merlin engine has been wrenched away from the airframe and the starboard wing snapped off at the root by an oak tree.
Two further views of Spitfire V EP615 after its forced landing at Willenhall. The engine, left, came to rest very close to the house, and some of the propeller blades penetrated the wall of the kitchen.
Left, another view of Spitfire V EP615 after its forced landing at Willenhall. Right, the propeller ended up in the kitchen of this house.
A few feet further and this story could have had a very different ending. Remnants of EP615 scattered around the house at Willenhall.