RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1942

Одноместный истребитель-бомбардировщик

Spitfire Mk.IX / XVI

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.
  
  


"Спитфайр" LFIXE||
Размах:||9,93 м
Длина:||9,13 м
Моторы, количество х мощность:||1x1720 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3400 кг
Максимальная скорость:||645 км/ч
Практический потолок:||13000 м
Дальность:||1580 км

Показать полностью

Описание:

  • Spitfire Mk.IX / XVI
  • Supermarine Spitfire и Seafire
  • Мировая Авиация 14

    В боях над Францией. 443-я эскадрилья Королевских канадских ВВС была сформирована в феврале 1944 года. До вторжения союзников во Францию она действовала над севером Европы, а затем была переброшена в Нормандию. Ее самолеты окрашивались по малоконтрастной схеме, но без полос на фюзеляжах. Летчик Генри Маклеод за войну одержал в воздушных боях 21 победу, семь из них - на Mk IX, причем первую и последнюю на самолете с номером MJ321.

  • АвиаМастер 2000-06 / С.Степанов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (5)

    "Спитфайр" Mk IX командира 126-й эскадрильи RAF сквадрон-лидера Джона Плэджиса, июль 1944г. Пример дополнительного оформления для одного из стандартных способов обозначения побед.

  • Авиация и Космонавтика 2005-12 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (8)

    "Спитфайр" Mk.IX, с "полосами вторжения" из 312-й эскадрильи RAF, Нормандия, 1944г.

  • АвиаМастер 2000-06 / С.Степанов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (5)

    "Спитфайр" Mk IX флайт-лейтенанта Отто Смика из 312-й (чехословацкой) эскадрильи RAF, сентябрь 1944г. Особым образом обозначены уничтоженные летчиком самолеты-снаряды V-1.

  • Мировая Авиация 14

    Истребитель дальнего сопровождения. 312-ю эскадрилью RAF, личный состав которой был набран из летчиков чешской национальности, в сентябре 1944 года подключили к выполнению заданий на сопровождение бомбардировщиков. Эскадрилья тогда базировалась в Лимне. В этот период на истребителе Spitfire HF.Mk IX летал лейтенант Отто Шмик, погибший в ноябре 1944 года, будучи командиром 127-й эскадрильи. Шмик сбил в воздушных боях восемь самолетов противника лично и два - в группе. Все победы чешский ас одержал на истребителе Spitfire Mk IX. Изображенный самолет окрашен по малоконтрастной камуфляжной схеме: нижние поверхности - серо-голубые. Перед хвостовым оперением, как и на всех самолетах британского Истребительного командования в тот период, нанесена вертикальная зеленовато-белая полоса.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine

    EN459 'HN-D', 93 Squadron, Capodichino (Naples), Italy, late 1943. This Spitfire, well known from the widely-publicised colour photo taken in North Africa while it was 'ZX-1' of the Skalski's Circus, was later allocated to 93 Squadron in Italy in late 1943. By that time, the Middle Stone areas of its upper camouflage have become totally unsuited to the colours found in the operational area, so the light shade was overpainted with a much darker colour. Although the actual shade is uncertain, Dark Green seems the most likely paint used. This would bring the camouflage to Temperate Land standard, in line with Air Ministry Orders at that time.

  • Авиация и Космонавтика 2012-04 / В.Бакурский - Они были лучшими?

    Истребитель "Спитфайр" Mk.IX лучшего британского аса Джеймса Джонсона

  • Мировая Авиация 76

    Будучи в 1943 году командиром канадского авиакрыла, Джонсон летал на Spitfire Mk IXC EN398, на котором одержал 14 побед. В июне 1943 года сквадрон-лидер Роберт Мак-Нейр сбил на этом же самолете еще один самолет, благодаря чему EN398 стал "самым результативным "Спитфайром".

  • Мировая Авиация 76

    Джонсон летал на этом Spitfire LF.Mk IX когда был командиром 144-го авиакрыла. 16 июня 1944 года над Францией он сбил на нем Fw 190, а всего на этой машине Джонсон одержал 12 побед над Fw 190 и Bf 109, а также уничтожил в группе один Ju 88 на земле.

  • Мировая Авиация 14

    "Полосы вторжения". Так называемые "полосы вторжения" имелись на самом знаменитом Spitfire Mk IX - личном самолете командира 144-го авиакрыла "Джонни" Джонсона. На этом самолете Джонсон летал в июне 1944 года, его авиакрыло тогда базировалось в Форде. Джонсон одержал на этой машине 12 воздушных побед. Полосы черного и белого цветов нанесли на большинство самолетов союзников перед вторжением в Северную Францию для упрощения идентификации на больших дистанциях.

  • История Авиации 2000-02 / А.Андреев - Джордж Берлинг /Асы мира/

    "Спитфайр" Mk.IX флайнг офицера Д.Берлинга из состава 403-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС. Хэткорн, Великобритания, сентябрь 1943г.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast

    Spitfire IX in the markings of No 133 Eagle Squadron, one of the three all-American squadrons flying with the RAF in 1942.

  • Авиация и Время 2004-05 / М.Жирохов, А.Котлобовский - Легендарный Пьер Клостерман

    Spitfire F.Mk.IXc П.Клостермана из 341-й АЭ "Эльзас" ВВС Великобритании, июль 1943г.

  • Мировая Авиация 199

    Spitfire Mk IX (BS538) французского сержанта Пьера Клостермана из 341-й эскадрильи, Биггин-Хилл, июнь 1943 года. Эту машину часто обсуждают историки. Семь из 11 своих достоверных побед Клостерман одержал на Spitfire Mk IX. Самолет окрашен по стандартной для 1943 года схеме - пятна цветов Dark Green и Dark Sea Grey.

  • Мировая Авиация 14

    Французский ас. На Spitfire Mk IX BS538 летал французский ас сержант Пьер Клостерман из 341-й эскадрильи британских ВВС, аэродром Биггин Хилл, июнь 1943 года. Общий победный счет Клостермана долгие годы является предметом дискуссий. Семь из 11 подтвержденных побед Клостерман одержал, летая на Spitfire Mk IX. Сверху истребитель окрашен по стандартной малоконтрастной схеме, применявшейся для самолетов, которые базировались в Великобритании - в темно-зеленый и серо-голубой цвета.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine

    EN526 'SZ-G', Northolt Wing, Northolt, mid-1943. A later Rolls-Royce conversion, this featured standard Supermarine-style engine cowlings, but the camouflage pattern on the nose was typical for a Hucknall-converted Mk.V. Technically allocated to 316 (Polish) Squadron, it was the personal mount of Wg Cdr Aleksander Gabszewicz, OC Northolt Wing during summer 1943. Several photographs of this aeroplane exist, taken on different occasions and under varying lighting conditions, and they all prove that EN526 was not finished in a standard scheme. The upper colour occupying the position of Ocean Grey was very light, in some photos it appears lighter than the bottom colour (which should be Medium Sea Grey). It is difficult to ascertain the actual shades, so this profile should be regarded as speculative.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine

    BR143 'SZ-S' of 316 (Polish) Squadron, RAF Northolt, early 1943. One of the earliest converted by Rolls-Royce from Mk.VCs, this was delivered to 306 (Polish) Squadron in November 1942. It served with that unit until March 1943 when it was taken over by 316 Squadron. Available photographs show this in what appears to be the standard Day Fighter scheme on the upper surfaces with Medium Sea Grey unders. The 'he'he'he' on the rear fuselage seems to have been a personal inscription, partly obscured when the code letter was repainted. During repair after an accident in 1943, BR143 was fitted with some modified items (including a new style rear-view mirror), and recoded 'SZ-Q'.

  • Мировая Авиация 27

    Spitfire F.Mk IXC. Заказанный в октябре 1940 года как Spitfire Mk I, этот самолет № BS459 стал одним из первых Mk IX, покинувших сборочных цех завода "Supermarine" в Истли. Его собрали в сентябре 1942 года, после чего он поступил на вооружение 306-й польской эскадрильи "Torunski" в составе британских ВВС, базировавшейся в Нортхолте. Самолет не вернулся с боевого задания, предположительно столкнувшись над Ла-Машем с другим английским истребителем.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast

    A Spitfire IXE as flown by Lt-Gen Bob Rogers, No 40 Sqn, SAAF, in Italy, 1944. Name "Evelyn" refers to wife of Larry Barnett, who helped this Spitfire the 'sixties.

  • Мировая Авиация 74

    Флайт-лейтенант Евгенюш Хорбачевский был командиром польской истребительной группы, приписанной весной 1943 года к 145-й эскадрилье в Тунисе. 18 августа 1944 года Хорбачевский на Mustang III был сбит Fw 190 и погиб. На его счету 16 уничтоженных, один вероятно сбитый и один поврежденный самолет. Большую часть побед он совершил в 1942-1943 годах, летая на Spitfire Mk VB и IX (на рисунке).

  • Мировая Авиация 14

    Пустынный Spitfire. На истребителе Spitfire Mk IX EN315 весной 1943 года в Тунисе летал командир польского подразделения, входящего в 145-ю эскадрилью RAF, Станислав Скальский. К моменту отправки в Северную Африку Скальский имел на личном счету 16 подтвержденных побед. Еще четыре самолета польский ас сбил на Spitfire Mk IX. Скальский завершил войну с 21 подтвержденной победой. Самолет EN315 окрашен по стандартной пустынной камуфляжной схеме британских ВВС: верхние и боковые поверхности - песочные и серо-коричневые, нижние - сине-голубые. Такая схема окраски использовалась на самолетах, действовавших в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Перед козырьком фонаря кабины изображен опознавательный знак польских ВВС.

  • Авиация и Время 2017-01 / Ф.Грабовски - Станислав Скальски - легенда польских ВВС

    Supermarine Spitfire Mk.lXc сквадрон-лидера С. Скальски. 145-я эскадрилья RAF, март 1943 г.

  • Авиация и Космонавтика 2005-12 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (8)

    "Спитфайр" Mk.IX, "польской" 145-й эскадрильи RAF, Тунис, 1943г.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine

    BS342 'R', 238 Squadron, El Gamil (Port Said), Egypt, 1943. One of the last Rolls-Royce conversions still featuring the makeshift stretched Mk.VC cowlings, this Spitfire was delivered to the Mediterranean. No.238 Squadron provided air defence of the Suez Canal at that time, and BS342 must have been earmarked for high-altitude interceptions, judging by the pointed wingtips and the painting scheme. Note that the Spitfire had had its radio aerial (ie probably the entire radio set) and the outer cannon stubs removed - probably in order to reduce weight and thus improve high-altitude performance. Another noteworthy feature was the 'Aboukir' style dust filter fitted over the engine air intake, usually seen on Mk. Vs. Available photographs depict BS342 in what appears to be the standard 1943 high-altitude fighter camouflage (Medium Sea Grey over PRU Blue) with B-style markings (without white or yellow rings).

  • История Авиации 2000-04 / М.Райдер - Пылающее небо Кохинхины /Неизвестная война/

    "Спитфайр"LF Mk.9 из состава авиагруппы GC I/4 "Дофин", переданный французам после расформирования 273-й английской истребительной эскадрильи.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast

    Spitfire IXC of No 73 Squadron operating from Hal Far, Malta, in 1945. This unit carried its distinctive squadron markings on its air­craft for most of the war.

  • Мировая Авиация 14

    Истребитель в высотной окраске. Spitfire Mk IX BF273 в 1942 году был доработан для перехвата немецких высотных разведчиков Ju 86R. Самолет состоял на вооружении высотного истребительного авиазвена, которое базировалось в Нортхолте. С него сняли для облегчения часть бортового оборудования, а из вооружения оставили только две 20-мм пушки. Истребитель полностью окрашен в темно-синий цвет, так окрашивались высотные разведчики британских ВВС. При перехвате германского разведчика Ju 86R 12 сентября 1942 года летчик Эммануэль Галицине набрал высоту 12 000 м, но из-за отказа пушек не смог сбить противника.

  • АвиаМастер 1999-03 / В.Кондратьев - Палестинский гамбит /Неизвестная война/

    "Спитфайр" LF.Mk.IXE из 101-го "тассета" ВВС Израиля, октябрь 1948г.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast

    A Spitfire IXE acquired from Czechoslovakia for use by the Israeli Defence Force/ Air Force (Heyl Ha'Avir) in the early 'fifties.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast

    Spitfire IXE, used as personal aircraft by Ezer Weizman when CO of No 101 Sqn, Israeli Defence Force/Air Force.

  • Мировая Авиация 145

    Spitfire Mk IXE, ВВС Израиля. На этом самолете летал командир 101-й эскадрильи израильских ВВС Эзер Вейцман, позднее ставший президентом страны. Израильские Spitfire одержали ряд побед над самолетами ВВС Египта и Великобритании, в том числе уничтожили звено из четырех британских Spitfire FR.Mk 18 и ушли от преследовавших их Tempest Mk VI.

  • Авиация и Время 2001-02 / М.Жирохов, Д.Шевчук - ВВС Израиля, 1948-49гг. (1)

    Spitfire Mk.IXc из 2-й АЭ Королевских ВВС Египта, 1948г.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast

    An ex-RAF Spitfire IX operated by the Royal Egyptian Air Force during the Palestine War in 1948.

  • Мировая Авиация 145

    Spitfire Mk IXC, Королевские ВВС Египта. На начальном этапе войны за независимость египетские Spitfire вели бои со Spitfire Mk XVIII британских ВВС над Рамат-Давидом, а также наносили штурмовые удары. Представленный на рисунке Mk IX из 2-й эскадрильи совершил вынужденную посадку 5 ноября 1948 года и был разобран израильскими техниками. Еще несколько египетских машин стали жертвами израильских истребителей Spitfire и Avia S.199

  • АвиаМастер 1999-03 / В.Кондратьев - Палестинский гамбит /Неизвестная война/

    "Спитфайр" Mk.IXE из 2-й эскадрильи египетских королевских ВВС. Данный самолет совершил 5 ноября 1948г. вынужденную посадку из-за отказа двигателя и был захвачен израильтянами.

  • АвиаМастер 2003-02 / М.Жирохов, А.Котлобовский - Небесные войны Индонезии /Горячая точка/ (1)

    "Спитфайр" Mk.IX нидерландских ВВС, аэродром Калибатенг, о. Ява, ноябрь 1946г.

  • Мировая Авиация 135

    332-я эскадрилья была одним из двух подразделений норвежских ВВС, вооруженных Spitfire Mk IX.

  • Мир Авиации 2002-02 / В.Мартианов - Дмитрий Андреевич Калинин /Имена авиации/

    Supermarine Spitfire F.Mk IXE красная 2 из 1-й АЭ 19 ИАП ПВО. Аэродром Васьково (под Архангельском), осень 1948г.

  • Авиация и Космонавтика 2005-12 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (8)

    "Спитфайр" Mk.XVI, из состава 74-й эскадрильи, декабрь 1943г.