Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.IX / XVI - 1942 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1942


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
Spitfire Mk.IX / XVI
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Боковые проекции (43)

Spitfire Mk.IX / XVI

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.
  
  


"Спитфайр" LFIXE||
Размах:||9,93 м
Длина:||9,13 м
Моторы, количество х мощность:||1x1720 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3400 кг
Максимальная скорость:||645 км/ч
Практический потолок:||13000 м
Дальность:||1580 км

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
   Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
   Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
   Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
   Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
   На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
   Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
   В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk IX: вариант Spitfire Mk V с двухступенчатым Merlin 61,63 или 70; крыло LF, F или HF, вооружение B, C или E; построено 5665
   Spitfire Mk XVI: как Spitfire Mk IX, но с мотором Packard Merlin 226, крыло F или LF, вооружение C или E; построено 1054
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Supermarine Spitfire Mk IX

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный мотор Rolls-Royce Merlin 61 мощностью 1565 л. с (1167 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 657 км/ч; время набора высоты 6096 м - 5,7 мин; практический потолок 13106 м; максимальная дальность с подвесными баками до 1577 км;
   Масса: пустого 2639 кг; снаряженного 3309 кг
   Размеры: размах крыла 11,23 м; длина 9,30 м; высота 3,85 м; площадь крыла 22,48 м2
   Вооружение: две 20-мм пушки Hispano с боекомплектом по 120 снарядов и четыре 7,7-мм пулемета Browning Mk II с боекомплектом по 600 патронов
В боях над Францией. 443-я эскадрилья Королевских канадских ВВС была сформирована в феврале 1944 года. До вторжения союзников во Францию она действовала над севером Европы, а затем была переброшена в Нормандию. Ее самолеты окрашивались по малоконтрастной схеме, но без полос на фюзеляжах. Летчик Генри Маклеод за войну одержал в воздушных боях 21 победу, семь из них - на Mk IX, причем первую и последнюю на самолете с номером MJ321.
"Спитфайр" Mk IX командира 126-й эскадрильи RAF сквадрон-лидера Джона Плэджиса, июль 1944г. Пример дополнительного оформления для одного из стандартных способов обозначения побед.
"Спитфайр" Mk.IX, с "полосами вторжения" из 312-й эскадрильи RAF, Нормандия, 1944г.
"Спитфайр" Mk IX флайт-лейтенанта Отто Смика из 312-й (чехословацкой) эскадрильи RAF, сентябрь 1944г. Особым образом обозначены уничтоженные летчиком самолеты-снаряды V-1.
Истребитель дальнего сопровождения. 312-ю эскадрилью RAF, личный состав которой был набран из летчиков чешской национальности, в сентябре 1944 года подключили к выполнению заданий на сопровождение бомбардировщиков. Эскадрилья тогда базировалась в Лимне. В этот период на истребителе Spitfire HF.Mk IX летал лейтенант Отто Шмик, погибший в ноябре 1944 года, будучи командиром 127-й эскадрильи. Шмик сбил в воздушных боях восемь самолетов противника лично и два - в группе. Все победы чешский ас одержал на истребителе Spitfire Mk IX. Изображенный самолет окрашен по малоконтрастной камуфляжной схеме: нижние поверхности - серо-голубые. Перед хвостовым оперением, как и на всех самолетах британского Истребительного командования в тот период, нанесена вертикальная зеленовато-белая полоса.
EN459 'HN-D', 93 Squadron, Capodichino (Naples), Italy, late 1943. This Spitfire, well known from the widely-publicised colour photo taken in North Africa while it was 'ZX-1' of the Skalski's Circus, was later allocated to 93 Squadron in Italy in late 1943. By that time, the Middle Stone areas of its upper camouflage have become totally unsuited to the colours found in the operational area, so the light shade was overpainted with a much darker colour. Although the actual shade is uncertain, Dark Green seems the most likely paint used. This would bring the camouflage to Temperate Land standard, in line with Air Ministry Orders at that time.
Истребитель "Спитфайр" Mk.IX лучшего британского аса Джеймса Джонсона
Истребитель "Спитфайр" IX C Джона Джонсона
Будучи в 1943 году командиром канадского авиакрыла, Джонсон летал на Spitfire Mk IXC EN398, на котором одержал 14 побед. В июне 1943 года сквадрон-лидер Роберт Мак-Нейр сбил на этом же самолете еще один самолет, благодаря чему EN398 стал "самым результативным "Спитфайром".
Джонсон летал на этом Spitfire LF.Mk IX когда был командиром 144-го авиакрыла. 16 июня 1944 года над Францией он сбил на нем Fw 190, а всего на этой машине Джонсон одержал 12 побед над Fw 190 и Bf 109, а также уничтожил в группе один Ju 88 на земле.
"Полосы вторжения". Так называемые "полосы вторжения" имелись на самом знаменитом Spitfire Mk IX - личном самолете командира 144-го авиакрыла "Джонни" Джонсона. На этом самолете Джонсон летал в июне 1944 года, его авиакрыло тогда базировалось в Форде. Джонсон одержал на этой машине 12 воздушных побед. Полосы черного и белого цветов нанесли на большинство самолетов союзников перед вторжением в Северную Францию для упрощения идентификации на больших дистанциях.
"Спитфайр" Mk.IX флайнг офицера Д.Берлинга из состава 403-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС. Хэткорн, Великобритания, сентябрь 1943г.
Spitfire IX in the markings of No 133 Eagle Squadron, one of the three all-American squadrons flying with the RAF in 1942.
Spitfire F.Mk.IXc П.Клостермана из 341-й АЭ "Эльзас" ВВС Великобритании, июль 1943г.
Spitfire Mk IX (BS538) французского сержанта Пьера Клостермана из 341-й эскадрильи, Биггин-Хилл, июнь 1943 года. Эту машину часто обсуждают историки. Семь из 11 своих достоверных побед Клостерман одержал на Spitfire Mk IX. Самолет окрашен по стандартной для 1943 года схеме - пятна цветов Dark Green и Dark Sea Grey.
Французский ас. На Spitfire Mk IX BS538 летал французский ас сержант Пьер Клостерман из 341-й эскадрильи британских ВВС, аэродром Биггин Хилл, июнь 1943 года. Общий победный счет Клостермана долгие годы является предметом дискуссий. Семь из 11 подтвержденных побед Клостерман одержал, летая на Spitfire Mk IX. Сверху истребитель окрашен по стандартной малоконтрастной схеме, применявшейся для самолетов, которые базировались в Великобритании - в темно-зеленый и серо-голубой цвета.
EN526 'SZ-G', Northolt Wing, Northolt, mid-1943. A later Rolls-Royce conversion, this featured standard Supermarine-style engine cowlings, but the camouflage pattern on the nose was typical for a Hucknall-converted Mk.V. Technically allocated to 316 (Polish) Squadron, it was the personal mount of Wg Cdr Aleksander Gabszewicz, OC Northolt Wing during summer 1943. Several photographs of this aeroplane exist, taken on different occasions and under varying lighting conditions, and they all prove that EN526 was not finished in a standard scheme. The upper colour occupying the position of Ocean Grey was very light, in some photos it appears lighter than the bottom colour (which should be Medium Sea Grey). It is difficult to ascertain the actual shades, so this profile should be regarded as speculative.
BR143 'SZ-S' of 316 (Polish) Squadron, RAF Northolt, early 1943. One of the earliest converted by Rolls-Royce from Mk.VCs, this was delivered to 306 (Polish) Squadron in November 1942. It served with that unit until March 1943 when it was taken over by 316 Squadron. Available photographs show this in what appears to be the standard Day Fighter scheme on the upper surfaces with Medium Sea Grey unders. The 'he'he'he' on the rear fuselage seems to have been a personal inscription, partly obscured when the code letter was repainted. During repair after an accident in 1943, BR143 was fitted with some modified items (including a new style rear-view mirror), and recoded 'SZ-Q'.
Spitfire F.Mk IXC. Заказанный в октябре 1940 года как Spitfire Mk I, этот самолет № BS459 стал одним из первых Mk IX, покинувших сборочных цех завода "Supermarine" в Истли. Его собрали в сентябре 1942 года, после чего он поступил на вооружение 306-й польской эскадрильи "Torunski" в составе британских ВВС, базировавшейся в Нортхолте. Самолет не вернулся с боевого задания, предположительно столкнувшись над Ла-Машем с другим английским истребителем.
A Spitfire IXE as flown by Lt-Gen Bob Rogers, No 40 Sqn, SAAF, in Italy, 1944. Name "Evelyn" refers to wife of Larry Barnett, who helped this Spitfire the 'sixties.
Флайт-лейтенант Евгенюш Хорбачевский был командиром польской истребительной группы, приписанной весной 1943 года к 145-й эскадрилье в Тунисе. 18 августа 1944 года Хорбачевский на Mustang III был сбит Fw 190 и погиб. На его счету 16 уничтоженных, один вероятно сбитый и один поврежденный самолет. Большую часть побед он совершил в 1942-1943 годах, летая на Spitfire Mk VB и IX (на рисунке).
Пустынный Spitfire. На истребителе Spitfire Mk IX EN315 весной 1943 года в Тунисе летал командир польского подразделения, входящего в 145-ю эскадрилью RAF, Станислав Скальский. К моменту отправки в Северную Африку Скальский имел на личном счету 16 подтвержденных побед. Еще четыре самолета польский ас сбил на Spitfire Mk IX. Скальский завершил войну с 21 подтвержденной победой. Самолет EN315 окрашен по стандартной пустынной камуфляжной схеме британских ВВС: верхние и боковые поверхности - песочные и серо-коричневые, нижние - сине-голубые. Такая схема окраски использовалась на самолетах, действовавших в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Перед козырьком фонаря кабины изображен опознавательный знак польских ВВС.
Supermarine Spitfire Mk.lXc сквадрон-лидера С. Скальски. 145-я эскадрилья RAF, март 1943 г.
"Спитфайр" Mk.IX, "польской" 145-й эскадрильи RAF, Тунис, 1943г.
"Спитфайр" Mk.IX, Италия, 1943г.
BS342 'R', 238 Squadron, El Gamil (Port Said), Egypt, 1943. One of the last Rolls-Royce conversions still featuring the makeshift stretched Mk.VC cowlings, this Spitfire was delivered to the Mediterranean. No.238 Squadron provided air defence of the Suez Canal at that time, and BS342 must have been earmarked for high-altitude interceptions, judging by the pointed wingtips and the painting scheme. Note that the Spitfire had had its radio aerial (ie probably the entire radio set) and the outer cannon stubs removed - probably in order to reduce weight and thus improve high-altitude performance. Another noteworthy feature was the 'Aboukir' style dust filter fitted over the engine air intake, usually seen on Mk. Vs. Available photographs depict BS342 in what appears to be the standard 1943 high-altitude fighter camouflage (Medium Sea Grey over PRU Blue) with B-style markings (without white or yellow rings).
"Спитфайр"LF Mk.9 из состава авиагруппы GC I/4 "Дофин", переданный французам после расформирования 273-й английской истребительной эскадрильи.
Spitfire IXC of No 73 Squadron operating from Hal Far, Malta, in 1945. This unit carried its distinctive squadron markings on its air­craft for most of the war.
Истребитель в высотной окраске. Spitfire Mk IX BF273 в 1942 году был доработан для перехвата немецких высотных разведчиков Ju 86R. Самолет состоял на вооружении высотного истребительного авиазвена, которое базировалось в Нортхолте. С него сняли для облегчения часть бортового оборудования, а из вооружения оставили только две 20-мм пушки. Истребитель полностью окрашен в темно-синий цвет, так окрашивались высотные разведчики британских ВВС. При перехвате германского разведчика Ju 86R 12 сентября 1942 года летчик Эммануэль Галицине набрал высоту 12 000 м, но из-за отказа пушек не смог сбить противника.
"Спитфайр" LF.Mk.IXE из 101-го "тассета" ВВС Израиля, октябрь 1948г.
A Spitfire IXE acquired from Czechoslovakia for use by the Israeli Defence Force/ Air Force (Heyl Ha'Avir) in the early 'fifties.
Spitfire IXE, used as personal aircraft by Ezer Weizman when CO of No 101 Sqn, Israeli Defence Force/Air Force.
Spitfire Mk IXE, ВВС Израиля. На этом самолете летал командир 101-й эскадрильи израильских ВВС Эзер Вейцман, позднее ставший президентом страны. Израильские Spitfire одержали ряд побед над самолетами ВВС Египта и Великобритании, в том числе уничтожили звено из четырех британских Spitfire FR.Mk 18 и ушли от преследовавших их Tempest Mk VI.
Трофейный Spitfire Mk.IX из 101-й АЭ ВВС Израиля
Spitfire Mk.IXc из 2-й АЭ Королевских ВВС Египта, 1948г.
An ex-RAF Spitfire IX operated by the Royal Egyptian Air Force during the Palestine War in 1948.
Spitfire Mk IXC, Королевские ВВС Египта. На начальном этапе войны за независимость египетские Spitfire вели бои со Spitfire Mk XVIII британских ВВС над Рамат-Давидом, а также наносили штурмовые удары. Представленный на рисунке Mk IX из 2-й эскадрильи совершил вынужденную посадку 5 ноября 1948 года и был разобран израильскими техниками. Еще несколько египетских машин стали жертвами израильских истребителей Spitfire и Avia S.199
"Спитфайр" Mk.IXE из 2-й эскадрильи египетских королевских ВВС. Данный самолет совершил 5 ноября 1948г. вынужденную посадку из-за отказа двигателя и был захвачен израильтянами.
"Спитфайр" Mk.IX нидерландских ВВС, аэродром Калибатенг, о. Ява, ноябрь 1946г.
332-я эскадрилья была одним из двух подразделений норвежских ВВС, вооруженных Spitfire Mk IX.
Supermarine Spitfire F.Mk IXE красная 2 из 1-й АЭ 19 ИАП ПВО. Аэродром Васьково (под Архангельском), осень 1948г.
"Спитфайр" Mk.XVI, из состава 74-й эскадрильи, декабрь 1943г.