Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.IX / XVI - 1942 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1942


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
Spitfire Mk.IX / XVI
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Обломки (29)

Spitfire Mk.IX / XVI

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.
  
  


"Спитфайр" LFIXE||
Размах:||9,93 м
Длина:||9,13 м
Моторы, количество х мощность:||1x1720 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3400 кг
Максимальная скорость:||645 км/ч
Практический потолок:||13000 м
Дальность:||1580 км

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
   Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
   Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
   Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
   Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
   На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
   Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
   В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk IX: вариант Spitfire Mk V с двухступенчатым Merlin 61,63 или 70; крыло LF, F или HF, вооружение B, C или E; построено 5665
   Spitfire Mk XVI: как Spitfire Mk IX, но с мотором Packard Merlin 226, крыло F или LF, вооружение C или E; построено 1054
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Supermarine Spitfire Mk IX

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный мотор Rolls-Royce Merlin 61 мощностью 1565 л. с (1167 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 657 км/ч; время набора высоты 6096 м - 5,7 мин; практический потолок 13106 м; максимальная дальность с подвесными баками до 1577 км;
   Масса: пустого 2639 кг; снаряженного 3309 кг
   Размеры: размах крыла 11,23 м; длина 9,30 м; высота 3,85 м; площадь крыла 22,48 м2
   Вооружение: две 20-мм пушки Hispano с боекомплектом по 120 снарядов и четыре 7,7-мм пулемета Browning Mk II с боекомплектом по 600 патронов
Ремонт "девятки" в Нормандии. Виден обломанный деревянный винт
Расстрел "летающих бомб" V-1 был опасен для перехватчика, о чем свидетельствуют повреждения "Спитфайра"
Попадание 20-мм снаряда в фюзеляж за кабиной "Спита"
Попадание 20-мм снаряда в закрылок "девятки"
EN459 'ZX-1' of the 'Skalski's Circus' undergoing repair at Gabes in April 1943, following a forced-landing by Flt Lt Horbaczewski. Port wing of the Spitfire, visible in the background, features a double-blister cannon cover. This Mk.IX was originally painted in Day Fighter camouflage at the factory, before wings were matched to the fuselage. Desert colours were not applied until after the Spitfire was assembled, so the bottom of the fuselage still retains grey-and-green colours in the area where they would be covered by the wing root fillet. Note that also the radio aerial mast seems to have been left in Ocean Grey.
Поломка "Спитфайра" F.Mk.IXE (красная 2). Летчик при посадке неудачно съехал с полосы, подломав шасси и сломав лопасть винта. Заместитель командира 2-ой эскадрильи к-н Д.А.Калинин стоит у задней кромки крыла. 1 АЭ 19 ИАП ПВО. Аэродром Васьково (под Архангельском), осень 1948г.
1 января 1945г. Польские "Спитфайры" под немецкими бомбами
Spitfire IX MK305 ‘5A-P’ of 329 Squadron ‘B’ Flight at Perranporth in March 1944. The unit became EC U2 ‘Cigones’ post-war.
The remains of Tahir Zaki's Spitfire 9 after he made an emergency landing in the northern Negev, having been hit by ground-fire. He then walked barefoot, to leave tracks ‘like a Bedouin', for 2 1/2 days in high summer before reaching Egyptian-held territory.
Этот египетский "Спитфар", подбитый зенитным огнем, после вынужденной посадки стал трофеем израильтян
REAF Spitfire 9 622 made a forced landing in Israeli-held territory but the pilot escaped back to the Egyptian lines. It is said to have come down on November 5, 1948 and the pilot was reported to have been Mustafa Kamal Nasr. However, the last recorded mission by 622 was on October 18 when the pilot was not Kamal Nasr. The lack of identification stripes on the rear fuselage and wings also points to an earlier date than November 1948.
REAF Spitfire 664 after its undercarriage was retracted by mistake en route to Israel. While being towed to Israel by a truck it began to close the distance on the towing truck and - the legend claims - the horrified air cadet in the cockpit pulled the retraction lever which he mistook for a hand brake.
REAF Spitfire 9 664 being dismantled and loaded aboard a lorry.
Израильтяне поднимают египетский Spitfire Mk.IX, совершивший вынужденную посадку на их территории. Сентябрь 1948г.
Эвакуация еще одного подбитого египетского "Спитфайра"
The fuselage of an unidentified REAF Spitfire, forced down early in the Palestine War judging by its absence of fuselage identification stripes. It was taken to Ma'arbarot where the Israelis used it as a source of spare parts for their own Spitfires.
Israeli servicemen pose with F/L Barakat’s Spitfire on the coast of Hertzeliya in May 1948.
Mahmud Baraka's Spitfire 9 on the beach near Herzliya, having been hit by groundfire during a sequence of attacks on Sde Dov airport outside Tel Aviv on the first day of the Palestine War. The aircraft has incomplete Egyptian national markings, with the green and white REAF roundels lacking their central crescent and stars. The machine also lacked a serial number or other identification code.
On November 28, 1950 Dan Barak - who had graduated from 1 Flying Course in August 1950 forgot to extract the undercarriage of Spitfire 2008 ‘15’ when landing at Ramat-David but very little damage was caused to his aircraft. The interesting fact in this photograph is the small numerals ‘576’ on the fin. Spitfire 576 was included in the list of ex-Czechoslovak Spitfires sold to Israel - despatched on the third crated shipment but not in the list of Spitfires included in Operation ‘Velveta’ 2 in which 2008 certainly participated. Another mystery waiting to be solved. Four years later the Israelis suspected that the same happened to the Fieldair ferry pilot Phil Gurdon at Shaibah when this aircraft was ferried to Burma as the original UB422. Spitfire 2008 might have been exported to Burma since it was not traced in IDF/AF Spitfire pilots’ logbooks after May 1954.
Minor accidents were commonplace in the Spitfire OTU, and 2050 had its share
MH434/H-68 when she belly-landed there on May 7, 1949.
MH434: Belgian prang. Sir, Your March issue printed photographs of MH434 after a wheels-up landing in Indonesia in 1949. You may therefore be interested in this further photograph of MH434 in an unhappy position. I believe this to have been taken in 1953 or ’54 during service with the Belgian Air Force, serial SM 41. ADRIAN SWIRE, London EC4
Led by Oberstleutenant Heinz Bar, Jagdgeschwader 3, inflicted heavy damage on Eindhoven in Holland as these Canadian pictures show. No. 39 (Reconnaissance) Wing lost nine Spitfires (shown) plus a further 13 damaged, while the two Typhoon Wings, No 124 and 143 with eight squadrons, could muster only 24 serviceable aircraft between them.
Led by Oberstleutenant Heinz Bar, Jagdgeschwader 3, inflicted heavy damage on Eindhoven in Holland as these Canadian pictures show. No. 39 (Reconnaissance) Wing lost nine Spitfires (shown) plus a further 13 damaged, while the two Typhoon Wings, No 124 and 143 with eight squadrons, could muster only 24 serviceable aircraft between them.
One of the author's many Spitfire forced landings. This aircraft has slithered through a hedge and shed its port wing before coming to stop.
The end of the first Israeli Spitfire. The remains of Spitfire 2001 ‘10’ after it burnt-out at its pen at Ramat- David in August 1951. (Dan Barak collection via Shlomo Aloni)
The wreckage of one of the REAF Spitfire 9s shot down by the British during the Egyptians' mistaken attack on the airfield of Ramat David on May 22, 1948. It is said to be that of Sqn Ldr Nasr al-Din.
The remains of the Spitfire IX after bale-out with torn parachute. The author's boot was picked up later in Cannock Chase.